|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды юридических лицВследствие крайнего разнообразия целей, преследуемых ими, юридические лица весьма разнообразны как по своему устройству, так и по характеру их деятельности. Изо всех существующих классификаций юридических лиц наиболее распространенной является классификация Савиньи. За основание классификации Савиньи принимает субстрат юридических лиц и делит их на основании этого признака на universitates personarum и universitates bonorum. Universitates personarum или корпорации — это те юридические лица, субстратом которых являются лица физические. Universitates bonorum или учреждения — те юридические лица, субстрат коих составляет имущество, предназначенное для определенной цели. Подробное рассмотрение существующих классификаций юридических лиц входят в область гражданского права: в курсе энциклопедии мы можем ограничиться рассмотрением той из них, которая исходить из различия целей, преследуемых юридическими лицами. Юридические лица могут преследовать или цели и интересы публичные, общественные, или же частные цели и интересы отдельных физических лиц, входящих в их состав. Сообразно с этим юридические лица делятся на две^ категории: на юридические лица публично-правовые и частно-правовые! Начнем с юридических лиц, существующих на началах публично-1 го права. Субстратом таких юридических лиц может быть, во-первых, имущество, предназначенное для какой-либо цели. Примеры таких юридических лиц мы имеем в музеях публичных библиотек. Во-вторых, субстрат публично-правового лица могут составлять лица физические, объединившиеся в одно целое. К такого рода юридическим лицам принадлежат церковь, сословия и, наконец, само государство. Существенное отличие юридических лиц, зиждущихся на началах публичного права, состоит в том, что они преследуют цели общественные, публичные. Отсюда вытекает несколько характерных особенностей их. Общественные цели, которым служат юридические лица, отличаются от частных целей отдельных лиц большим постоянством, продолжительностью; они характеризуются также большей независимостью от тех частных лиц, которые входят в состав юридических лиц. Существование юридического лица, имеющего публично-правовой характер, не зависит от воли его членов. Юридическое лицо этого рода не может прекратить свое существование даже в силу единогласного приговора всех его членов. Университет не перестал бы существовать в силу приговора профессоров и университетских властей, потому что он преследует не частные цели этих лиц, а общественные цели народного просвещения. Иное дело, если юридическое лицо существует на началах частноправовых (например, банк). Оно преследует частные цели и интересы своих членов, акционеров, пайщиков и, стало быть, может прекратить свое существование по воле этих лиц. Члены таких частно-правовых юридических лиц являются полными их представителями, их воля составляет в полном смысле слова воля юридического лица; имущество юридического лица — их имущество. Отсюда вытекает новое, важное различие между публично-правовыми и частно-правовыми юридическими лицами. Если прекратит свое существование юридическое лицо, основанное на началах публичного права, например, Университет, то имущество его, как бесхозяйное, поступает в пользу государства. Если же прекращается юридическое лицо частноправового порядка, например, акционерные компания или промышленное товарищество, то имущество его поступает в пользу акционеров, пайщиков, вообще физических лиц, входящих в его состав. Остается еще заметить, что юридическое лицо, основанное на началах частноправовых, может прекратить свое существование не только вследствие постановления всех или большинства его членов, но иногда за выбытием немногих крупных пайщиков, даже за выбытием одного крупного пайщика, если с уходом его юридическое лицо не обладает достаточными средствами для достижения своей цели.
Петражицкий Л. И. ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В СВЯЗИ С ТЕОРИЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ Том II. Спб., 1907 ... § 31. О субъектах правоотношений и нравственных обязанностей Под субъектами данного правоотношения разумеются в науке права участвующие в нем в качестве обязанных или управомоченных. Субъектами, субъектами права, или лицами (personae) называются также те, которые способны быть участниками правоотношений в качестве обязанных или управомоченных (независимо от того, состоят ли они в данное время субъектами каких-либо обязанностей или прав). Способность быть участником правоотношений в качестве обязанного или управомоченного называется правоспособностью. Впрочем, обыкновенно правоспособность определяется юристами сообразно общему одностороннему направлению учения о праве в субъективном смысле, как способность иметь права. Это подлежит исправлению, причем можно различать активную правоспособность (способность к правам) и пассивную (способность к правовым обязанностям). Исходной посылкой современного учения о субъектах является положение, что право регулирует только междучеловеческие отношения, omne ius hominum causa constitututm est, все право создано ради людей, для защиты "интересов" людей, по модному теперь выражению; так что и субъектами права являются только люди. Иногда упоминается, что эта "истина" не всегда была известна и ясна, и в прежние времена права приписывались и разным другим существам: божествам, духам усопших, животным и даже неодушевленным предметам, но это признается продуктом незнания, неразвитости, суеверия, и на современное "просвещенное" учение о том, кто может быть субъектом права, не влияет. Начинается правоспособность человека, по учению современной юриспруденции, с момента рождения, кончается в момент смерти. Принадлежит она всем людям; впрочем, по традиционному учению, это относится только к современному праву, не значащему рабства. В эпоху же рабства правоспособностью обладали только свободные люди; что касается рабов, то они были лишены правоспособности, были не субъектами, лицами в юридическом смысле, а вещами, объектами (ср. ниже современные учения об объектах). Что последнее положение ошибочно и что существо рабства — господской власти состоит в том, что раб является субъектом общей обязанности послушания, терпения и т. д. по отношению к господину, было уже указано выше. Можно только признать, что по официальным правам государств, признающих рабство, рабы являются в более или менее полной степени лишенными активной правоспособности, т.е. способности обладать правами. По неофициальному праву, интуитивному или и позитивному, напр., обычному, и рабам, конечно, приписывались и приписываются там, где еще существует рабство (например, в Центральной Африке), различные права в домашнем, деловом быту и т. д. Правоспособность может быть полной или ограниченной, т.е. не распространяться на известные права. В зависимости от того, какому сословию, полу, религии принадлежит данный человек, имеет ли он право подданства данного государства и т. п., возможны большие или меньшие ограничения правоспособности, например, лишение способности к некоторым должностям, к приобретению права собственности на недвижимости и т. п. Более или менее важные ограничения правоспособности налагаются также по суду в виде наказания за преступления. От правоспособности следует отличать дееспособность, под которой разумеется признание за действиями (например, договорами) данного лица обычного юридического значения, или — способность к юридическим действиям. Например, дети, умалишенные правоспособны, но недееспособны (по официальному праву). Приведенные положения и понятия пользуются общим признанием, и вообще учение о людях, как субъектах, представляет одно из весьма немногих общих учений правоведения, которое не представляет сочетания "спорных вопросов", и в котором все, по-видимому (ср. ниже), обстоит благополучно. Но великие затруднения в области учения о лицах причиняет современной науке тот факт, что по официальному праву разные права и обязанности, напр., право собственности, денежные права требования и долги и др., приписываются не только отдельным людям, но и разным учреждениям, обществам и т. п., например, государствам, казне, земствам, городам, церквям, монастырям, университетам, ученым и иным обществам, акционерным компаниям, больницам, богадельням, библиотекам, кассам, и проч. Например, о данном участке земли говорится, что право собственности на него принадлежит казне, городу, монастырю, сельскому обществу. С городом, казной, акционерными компаниями заключаются (через представителей) договоры, например, договор займа денег, аренды и т.п., по которым эти "субъекты" принимают на себя разные обязательства, приобретают права, называются кредиторами и должниками, в случае нарушения судятся, являются истцами или ответчиками. Права и обязанности таких лиц строго отделяются от прав и обязанностей отдельных людей, хотя бы они были членами данного общества, общины и т.д.: si quid universitati debetur, singulis non debetur, nee quod debet universitas, singuli debent (причитающееся корпорации не причитается отдельным членам, долги корпорации не суть долги отдельных членов); те вещи, на которые принадлежит право собственности корпорации, не принадлежат членам корпорации и обратно, и т. д. Таких субъектов называют "юридическими лицами", в отличие от отдельных людей, которых, в качестве субъектов права, называют "физическими лицами". Традиционно различают два вида юридических лиц: Корпорации (universitas personarum, collegia personalia средневековых юристов). Обычное определение корпорации гласит: корпорация есть правоспособный союз лиц, или такое юр. лицо, субстратом которого являются члены. Сюда относятся разные общества, компании и Учреждения (universitas bonorum, collegia realia средневековых юристов) Обычное определение: имущественные комплексы, самостоятельные имущества, посвященные определенной полезной цели, или такие юридические лица, субстратом коих является комплекс имущества (например, богадельни, дома трудолюбия, учебные заведения, за которыми признана самостоятельная правоспособность, и т.п.). Обыкновенно признается также наличность переходных или смешанных форм (collegia mixta). И вот в науке идет великий спор, породивший громадную литературу о том, являются ли т.н. юридические лица действительно лицами, субъектами, существуют ли в действительности такие субъекты, и если да то кто или что собственно является здесь носителем правоспособности субъектом прав, какова действительная природа этих субъектов. Для решения этих вопросов было предложено множество различных теорий, отчасти весьма замысловатых и трудно поддающихся пониманию и передаче <...> Шершеневич Г. Ф. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебное пособие (по изд. 1910—1912 гг.). Том 2. Выпуск 2, 3, 4. М., 1995 ГЛАВА X ЮРИДИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ § 61. Строение юридического отношения На почве осуществления своих жизненных интересов люди вступают в многочисленные и разнообразные отношения. Каждое отношение представляет собой сложное явление, открывающее различные стороны. Отношение между фабрикантом и его рабочим имеет свою экономическую сторону, насколько высота рабочей платы определяется законом спроса и предложения; нравственную сторону, насколько фабрикант проявляет человеколюбивое внимание к служащим, а рабочий добросовестно выполняет возложенную на него работу; юридическую сторону, насколько каждый их них имеет право, при содействии суда, требовать от другого точного исполнения условленных действий. Юридическое отношение есть та сторона бытового, жизненного отношения между людьми, которая определена нормами объективного права. Отсюда обнаруживается прежде всего, что не все отношения, в которых состоит человек, могут иметь юридическую сторону. Отношения человека к Богу, к внешнему миру и к самому себе не могут быть юридическими. Право есть явление социальное и потому юридическим можно называть только отношение человека к человеку. Следовательно, приходится признать неправильным мнение тех, которые готовы признавать юридическими отношениями отношение человека к вещи, как, например, в праве собственности, отношение человека к объективному праву, отношение человека к субъективному праву как, например, при закладе прав требования, отношение вещи к вещи, как, например, главной вещи к принадлежностной. Необходимо пойти дальше, и сказать, что не все социальные отношения могут быть юридическими. Отношение способно принять юридический характер, когда речь идет об актах поведения, и отношение не поддается праву, когда дело касается мыслей и чувств, а не отражающих их действий. Так, например, закон может постановить, что гражданин должен повиноваться власти не только за страх, но и за совесть, или что муж должен любить свою жену, как собственное тело, или что дети должны относиться с почтением к памяти своих почивших родителей, но из таких велений не создаются вовсе юридические отношения. Если не все жизненные отношения могут быть юридическими, то вместе с тем и не все жизненное отношение, нормируемое правом, следует считать юридическим. Совершенно неправильно признают юридическим все бытовое отношение, определяемое нормами права, и, соответственно тому, различают материальный и формальный элементы юридического отношения. Материальный элемент потому не может считаться составной частью юридического отношения, что он лишен юридического характера. Юридическое отношение есть только одна сторона жизненного отношения, создаваемая нормами права и постигаемая путем отвлечения от цельного бытового явления. Юридическое отношение находится и тесной зависимости от норм права. Бытовое явление, не нормируемое правом, как бы ни было оно важно, лишено юридической стороны, например, дружба. Одно и то же, с бытовой стороны, отношение между мужчиной и женщиной, будет или не будет юридическим отношением, смотря по тому, определяется ни оно правом, или нет. Сожительство мужчины и женщины, имеющее в основе венчание, создает юридическое отношение, и такое же сожительство, обладающее экономическим, нравственным, может быть, даже религиозным элементом, создавшееся вне формы, установленной объективным правом, не порождает юридического отношения. Юридическая сторона в бытовом отношении возникает, как только в него вмешивается объективное право, и юридическая сторона исчезает, как только объективное право перестает определять бытовое отношение присущими ему средствами. Нормы права устанавливают юридическое отношение тем, что принуждают одно лицо к известному поведению, с которым связан какой-либо интерес для другого или для других. Отсюда обнаруживается строение всякого юридического отношения. Юридическое отношение предполагает прежде всего субъектов отношения: того или тех, которым предписывается известное поведение, и того, или тех, которые понуждают известную выгоду от соблюдения предписанного поведения. Далее, юридическое отношение предполагает некоторый интерес, из-за которого один человек принуждается к известному поведению, выгодному для другого, — это составляет объект отношения. Наконец, отношение между субъектами из-за какого-либо объекта принимает юридический характер потому, что нормы права обязывают одного или одних к определенному поведению, — это правовая обязанность. Таким образом, в каждом юридическом отношении должно быть три элемента: субъекты, объект и обязанность. Но в юридическом отношении может быть еще и четвертый элемент — это право и субъективном смысле, называемое так в отличие от объективного права или норм права, потому, что оно присваивается субъекту отношения, связывается с субъектом. Право в субъективном смысле, как элемент юридического отношения, не совпадает с выгодой, получаемой от наложенной на других обязанности. Субъект права и интерессент не одно и то же. В юридическом отношении могут быть лица заинтересованные, и в то же время они не субъекты права, не носители субъективного права, потому что субъективное право предполагает не только выгодное положение, созданное правом, но и возможность, по своему усмотрению, пользоваться созданным выгодным положением при помощи правового содействия, приводит в действие государственный механизм. Такая точка зрения резко расходится с общепринятым взглядом на юридическое отношение. По господствующему воззрению, право в субъективном смысле не только может быть в юридическом отношении, но и должно быть. Без субъективного права нет юридического отношения, и эта неразрывная связь идет так далеко, что многие, особенно германские, юристы рассматривают субъективное право и юридическое отношение как равнозначащие понятия. С этой точки зрения, структура юридического отношения определяется всегда четырьмя необходимыми элементами: субъекты, объект, право и обязанность. Такой взгляд создался вследствие того, что учение о юридическом отношении всецело разрабатывалось цивилистами. Частноправовое отношение принимается за юридическое отношение вообще. Но это обобщение не соответствует действительности. Уже Коркунов обратил внимание на то различие между публичным и частным правоотношением, что и первом "ярче и определеннее всего выступает именно правовая обязанность", тогда как во втором основное значение, хотя и не безусловно, имеет субъективное право. Но следует поставить вопрос несколько иначе. Публично-правовое отношение предполагает наличность трех элементов: а) субъектов, Ь) объекта, с) правовой обязанности. Частноправовое отношение предполагает наличность четырех элементов: а) субъектов, в) объектов, с) правовой обязанности и d) субъективного права. Насколько недопустимо переносить строение частноправового отношения на публично-правовое отношение и, следовательно, возводить его в юридическое отношение вообще, можно видеть из ряда примеров <...> Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |