|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
САМ НАРКОТИК НЕ МЕНЯЕТСЯ
Поскольку в эту ловушку попало 90 процентов населения, нельзя отрицать, что пить – это нормально, но никакого везения в этом нет! Если бы 90 процентов населения проваливались в зыбучий песок, а вы были бы одним из них, завидовали бы вы людям, которые провалились еще не так глубоко, как вы? Завидовали бы вы людям, которые еще не поняли, что проваливаются? Может быть, употреблять алкоголь – это нормально, но не позвольте обмануть себя убеждению, что это естественно. Подумайте, насколько влиятельно и всеобъемлюще промывание мозгов: все общество заставили поверить, что регулярно принимать дозу яда – это естественно. Если бы кто‑то регулярно принимал стрихнин, вы бы однозначно расценили такое поведение как ненормальное, как признак сумасшествия. «Но это бы быстро убило человека!» Нет, если принимать небольшие дозы. В любом случае, какая разница, насколько силен яд и как быстро он вас убивает? Суть в том, зачем вам вообще его принимать? Давайте вспомним цитату из АА: «Самый несчастный человек в мире – хронический алкоголик, который испытывает навязчивое желание получать прежнее удовольствие от жизни, но не может представить себе жизнь без алкоголя. Он одержим мыслью, что неким чудом сможет контролировать себя и вернуться к нормальной жизни». Все это сводится к тому, что он несчастен, пьет он или нет. Не такой уж и большой выбор, верно? Но можно ли представить себе человека, несчастного из‑за того, что он не может принять дозу мышьяка? АА еще говорят: «Мы, братство АА, верим, что лекарства от алкоголизма нет. Мы никогда не сможем вернуться к умеренному употреблению алкоголя...» В этом суть проблемы: регулярное употребление одного и того же сильного яда воспринимается двояко. Есть алкоголики, для которых наркотик – гибель. Удивительно, но он же «не может представить себе жизнь без алкоголя». И есть умеренно пьющий человек, который пьет умеренно, контролирует себя и которому тот же яд чудесным образом дает множество благ. Этот парадокс можно объяснить двумя способами. Во‑первых, у алкоголиков действительно иная химия организма по сравнению с обычными пьющими. Во‑вторых, они находятся на следующей стадии того же заболевания. Почему второе объяснение так трудно принять? Ведь в отношении героина, кокаина и других наркотиков повсеместно считается, что жертвы приобретают зависимость из‑за природы самого наркотика, а не потому, что у них есть некий врожденный физический недостаток. Мы знаем, что миллионы курильщиков, среди которых и тысячи алкоголиков, осознающих свою проблему, хотят бросить курить, поскольку понимают, что курение разрушает их здоровье, но считают это невозможным. Причиной их неудач часто называют недостаток силы воли, но в случае с алкоголем то же самое приписывают некоему физическому недостатку. Как и со всеми вызывающими зависимость наркотиками, в случае с алкоголем, как правило, проходит несколько лет, в течение которых мы не знаем точно, кем мы являемся. Или мы умеренно пьющие люди, контролирующие свою привычку, которые принимают наркотик как и когда захотят ради неких так называемых благ, или же мы принимаем его, потому что зависимы, и считаем, что не можем без него жить. И как и с другими вызывающими зависимость наркотиками, даже когда для нашей семьи и друзей все уже очевидно, только мы сами можем решить, действительно ли у нас зависимость. Помните, что, по мнению так называемых «экспертов», процесс превращения везучих умеренно пьющих людей в алкоголиков занимает от 2 до 60 лет. Но разве не логично предположить, что везучие умеренно пьющие люди находятся на ранней стадии того же заболевания? В конце концов, разве не так протекают все остальные заболевания, помимо наркотической зависимости? Вначале симптомы настолько незаметны, что мы не осознаем, что больны. Но знаете ли вы какое‑нибудь другое заболевание, которое на ранней стадии приносит пользу всем больным людям? «Пользу», которая на поздних стадиях внезапно становится вредной для меньшинства жертв, и при этом они даже не знают, в какой момент произошло изменение? Итак, все факты указывают на то, что проблема заключается не в алкоголике, а в алкоголе, так почему же и умеренно пьющие, и алкоголики предпочитают верить в обратное? Потому что это свойственно всем наркотикам, вызывающим зависимость. Мы никогда не обвиняем наркотик, потому что он кажется нам слишком важным. Наркотики заставляют нас ошибочно полагать, что мы получаем некое подлинное удовольствие и/или поддержку и без них жизнь будет не такой приятной. На ранних стадиях случайного или умеренного употребления алкоголя, когда наркотик не причиняет вам очевидного вреда, у вас нет причин бросать. Так зачем отказывать себе в «удовольствии» выпить за ужином бокал вина? Но как вам кажется, была бы вам приятна эта иллюзия, если бы вы осознавали, что находитесь на ранней стадии алкоголизма? Куда лучше верить, что алкоголизм – это то, что происходит с другими. А почему бы и нет? В конце концов, многие специалисты, и даже сами так называемые алкоголики, говорят, что причина – физический недостаток, а кому и знать, если не этим людям. Специалисты знакомы с теорией, а алкоголики – с практикой. Нам внушают, что если алкоголик выпьет хотя бы один раз, ему не останется ничего другого, кроме как пить до потери сознания. Случайно или умеренно пьющие к таким не относятся, поэтому они не могут быть алкоголиками. Нам удобно не замечать того, что каждый хронический алкоголик начинал как умеренно пьющий. Несложно понять, почему случайно пьющие люди предпочитают считать, что алкоголизм – это несчастье, которому подвержено меньшинство, а не прогрессирующее заболевание, от которого страдают все, кого обманом убедили регулярно принимать яд, как бы эпизодически они это ни делали. Но почему сами хронические алкоголики предпочитают верить, что родились с неизлечимым физическим недостатком? По идее, они должны стремиться верить в противоположное. На самом деле их убеждения – не сознательный выбор, а плоды ошибочной логики и промывания мозгов. Кроме того, имейте в виду, что большинство алкоголиков не обращаются за помощью в АА или другие организации, пока не окажутся почти на самом дне, пока не получат тяжелейшие жизненные травмы, пытаясь решить эту проблему самостоятельно. Они положились на силу воли, которой им не хватило. Однако большинство алкоголиков, когда дело касается других сторон жизни, оказываются способными проявить силу воли, но при этом создается впечатление, что умеренно пьющие могут себя контролировать, а алкоголики – нет. Поэтому кажется логичным верить, что причина – не в отсутствии силы воли, а в физическом и/или психическом дефекте организма алкоголика, а если это правда, то лечение невозможно. Эта теория по своему привлекательна для обеих категорий: умеренно пьющий человек сохраняет право пить любимый напиток, а алкоголик сохраняет остатки гордости: «Не моя вина, что я алкоголик». Это часто становится и поводом взяться за бутылку: «Я алкоголик, поэтому буду пить». Так учат членов АА. И если вы действительно уверены, что алкоголизм неизлечим, то логичней и приятней верить, что ваше печальное состояние обусловлено врожденной случайностью, в которой вас невозможно обвинить, нежели нехваткой силы воли, ответственности или контроля за своим поведением, в чем вас будет обвинять любой, начиная с вас самих же. Кроме того, если алкоголизм вызывается врожденным физическим недостатком, выздоравливающего алкоголика не только не в чем винить, он заслуживает симпатии. Действительно, выздоравливающие алкоголики достойны восхищения. Несмотря на свое ужасное заболевание, они смогли сопротивляться неутолимому желанию себя отравлять. Это объясняет, почему в последнее время героем книг или фильмов часто делают выздоравливающего алкоголика. Под «способом с использованием силы воли» я понимаю любой способ, кроме ЛЕГКОГО СПОСОБА, – только для того, чтобы избежать путаницы в этой книге. Это не означает, что все остальные способы требуют применения силы воли. Один из основных постулатов философии АА гласит, что сила воли против зависимости бесполезна и некая высшая сила сделает для алкоголика то, на что не способна его собственная воля. Но бывают случаи, когда человеку сложно управлять этой силой, какой бы она для них ни была, и тогда он все равно возвращается к силе воли. Поэтому я считаю свое определение способа с использованием силы воли правильным. В теории члены АА должны в борьбе против алкоголя обращаться к помощи высших сил, но на практике большинство не понимают, что это значит, и им приходится обращаться к собственной силе воли (атеист в АА по большей части вынужден использовать остатки собственной силы воли). Алкоголизм – это болезнь, но у алкоголика нет никаких врожденных физических недостатков. Алкоголизм – это психическое заболевание, в нем нет ничего сложного. Если убрать путаницу и внушение, все станет просто. Я говорил, что хроническим алкоголикам вполне логично верить в то, что они физически отличаются от умеренно пьющих. Но эта логика основана на неполном понимании истинной природы алкоголизма. Пока Галилей не доказал обратного, было логично считать, что Солнце вращается вокруг Земли. Поистине печально, что недостаток знаний заставил тысячи алкоголиков верить, что лечения не существует, тем более простого, мгновенного и окончательного. Вы страдаете от алкоголизма, когда испытываете противоестественное желание принимать неприятный на вкус сильный яд под называнием алкоголь. Алкоголь не является злом сам по себе – не больше, чем мышьяк или любой другой яд. Однако если вы принимаете алкоголь, как и любой яд, то в зависимости от принятой дозы испытываете неприятные физические последствия. Настоящее зло – это общее невежество в отношении алкоголя, и особенно ложная вера в то, что его употребление приносит некую пользу. Необходимо различать болезнь, которую мы называем алкоголизмом, то есть «противоестественное желание принимать алкоголь», и другие неприятные ощущения, которые возникают, если вы удовлетворяете это желание. Если вы не очень понимаете разницу, вам поможет следующая несложная аналогия. У вас на крыше уже какое‑то время не хватает черепицы, из‑за чего ваш дом заливает во время дождя. Болезнь под названием алкоголизм эквивалентна этой дыре в кровле. Когда вы почините крышу, то мгновенно и навсегда избавитесь от проблемы протечек. Проблему алкоголизма вы решите, когда навсегда избавитесь от желания употреблять алкоголь. Излечение будет мгновенным и полным. Однако вам потребуется время на то, чтобы исправить ущерб, нанесенный дому дождями, – аналогично, вам потребуется какое‑то время на то, чтобы оправиться от последствий употребления алкоголя. К счастью, человеческий разум и тело очень выносливы, особенно если постоянно их не отравлять, и процесс выздоровления может доставлять вам удовольствие. В это, может быть, трудно поверить, особенно если вам приходилось воздерживаться от алкоголя длительное время, используя какой‑либо вариант способа, основанного на силе воли. Давайте рассмотрим еще одну аналогию. Представьте, что у вас на лице небольшой прыщик. Я говорю вам: «Попробуйте вот эту мазь, она творит чудеса». Вы пробуете, и прыщик исчезает как по волшебству, но через неделю снова появляется, причем чуть больше. Вы снова пользуетесь мазью, и прыщик исчезает снова, но через пять дней возникает опять. Процесс повторяется, прыщик с каждым разом становится все больше, сильнее чешется и болит. При этом срок, на который он исчезает, становится все меньше. Вскоре все ваше лицо покрывается сыпью, – ужасная ситуация. Если вы не найдете лекарства, сыпь распространится по всему телу, а промежуток времени между применением мази и возвращением сыпи полностью исчезнет. Вы будете сильно зависеть от мази. А я теперь беру с вас по сотне фунтов за тюбик, и у вас нет выбора, кроме как платить. Одна мысль о том, чтобы остаться без мази, вызывает у вас ужас. Без нее вы не выходите из дома. Однажды вы читаете статью и узнаете, что эта проблема существует не только у вас. От этой сыпи страдают тысячи людей! Однако ученые обнаружили, что мазь не снимает раздражение, а на самом деле только мешает выздоровлению. Собственно именно мазь – причина того, что небольшой прыщик превратился в сыпь. Если бы вы не использовали мазь, прыщик со временем исчез бы сам. Мазь лишь загнала его под кожу и не только не вылечила, но и подпитывала его – а затем прыщик снова появился на поверхности, чтобы его подпитывали дальше. В статье есть и хорошие новости. Чтобы избавиться от проблемы, вы должны перестать использовать мазь, и сыпь со временем пройдет сама. Будете ли вы снова использовать мазь? Потребуется ли вам сила воли, чтобы ее не использовать? Будете ли вы страдать? Конечно, нет: если вы будете точно знать, что это решит проблему, то окажетесь на седьмом небе. Однако если вы сомневаетесь, то можете почувствовать искушение снова использовать мазь, и тогда вам понадобится сила воли, чтобы этому противостоять. В такой ситуации вы можете почувствовать себя испуганным и несчастным. Но даже тогда, когда вы в первый раз заметите, что сыпь становится меньше и не так болезненна, поймете, что решение найдено. И даже если потребуется год, чтобы сыпь исчезла полностью, счастливы вы будете с самого начала. Эта аналогия применима тс любой проблеме, какими бы серьезными и разнообразными ни были ее последствия. Страх и страдания исчезают, как только вы понимаете, что нашли решение. Это происходит еще до того, как вы начнете его применять, главное – знать, что решение есть. Может быть, вам кажется, что проблемы с мазью и сыпью не похожи на ваши проблемы с выпивкой. Так ли это? Сыпь – это аналог пагубных последствий употребления алкоголя. Мазь – это сам алкоголь. Когда вы поймете, что мазь была причиной сыпи, а не лекарством, то будете рады, что узнали и причину, и способ решить проблему, и больше никогда не почувствуете искушения использовать мазь. Здесь нет ни загадок, ни путаницы. Еще до того, как вы взяли в руки эту книгу, вы понимали, что ваша проблема в том, что вы не контролируете количество употребляемого алкоголя. Мне не нужно объяснять вам, что причиной этой проблемы является алкоголь. Следовательно, как и в случае с мазью, вы понимаете, что алкоголь – источник вашей проблемы. Непонятно только одно: почему вы все еще испытываете искушение употреблять его? Возможно, вы все еще уверены, что единственное разумное объяснение состоит в том, что у вас действительно имеется некий врожденный физический или психический недостаток, которого нет у умеренно пьющих людей. Вы обязательно должны понять, что неспособность решить проблему объясняется не физическим состоянием, а психологическим восприятием. Еще необходимо понять, что это не врожденный психический дефект, как, например, зависимая личность, и что при отсутствии предубеждений от него возможно избавиться. Если вы верите, что проблему решить невозможно, то для вас решения нет. Поэтому необходимо развенчать миф о врожденном физическом и/или психическом недостатке. Давайте на мгновение представим, что у нас есть некий физический и/или психический недостаток. Замечали ли вы его до того, как начали пить алкоголь? Были ли вы неспособны получать удовольствие от жизни или преодолевать стресс до того, как у вас появилась «привычка» пить спиртное? Испытывали ли вы желание или потребность пить спиртное до того, как начали его пить? Может быть, вы не получали удовольствия от детских праздников без алкоголя, еще до того, как впервые его попробовали? Не кажется ли вам странным, что этот «врожденный недостаток» проявился только после того, как вы начали употреблять алкоголь? И что люди, которые бросили пить при помощи ЛЕГКОГО СПОСОБА, обнаружили, что он столь же неожиданно исчез? Избавьтесь от путаницы, и все станет очевидным. Алкоголь – неприятный на вкус ядовитый наркотик. Это остается фактом независимо от того, являетесь ли вы алкоголиком или просто одним из везучих умеренно пьющих людей. Единственная причина, по которой хоть кто‑то принимает этот яд, в том, что нам всем с рождения промывают мозги, чтобы мы воспринимали РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ наркотик как удовольствие и поддержку. Неужели большинство пьющих людей могут контролировать потребление алкоголя? Они его не контролируют! Им промыли мозги, как и всем нам. Они тоже считают, что РАЗРУШЕНИЕ – это удовольствие и помощь. Они еще не достигли стадии, на которой правда становится очевидной. Но почему те пьющие люди, которые уже достигли этой стадии, не сделают такой же вывод, как в случае с мазью и сыпью, и не бросят пить? Ведь мы же знаем, что алкоголь – источник наших бед, и поэтому мы не должны его пить. Но мы пьем не по тем причинам, по которым мы не должны этого делать! Мы пьем по причинам, по которым вынуждены это делать. И если вы считаете, что не сможете получать удовольствие от вечеринок или справляться со стрессом без алкоголя, то действительно не сможете. Решение заключается в том, чтобы избавиться от промывания мозгов и вернуться к счастливому состоянию, которым вы наслаждались, пока не попались в ловушку. Может быть, вы полагаете, что вернуться к нему невозможно? Ведь, например, нельзя избавиться от знаний, которые у вас уже есть. Однако в том, что касается алкоголя, мы на самом деле не приобретаем никаких знаний, только обман и путаницу. До того, как мы попались в ловушку, мы на самом деле могли получать от жизни удовольствие и справляться со стрессом. Но если нас обманом убеждают в том, что неприятный на вкус яд может давать некую поддержку и/или удовольствие, то увидеть истину должно быть не слишком сложно. И это действительно просто – если вы избавитесь от предубеждений и будете следовать всем указаниям. Бесполезно просто прочитать описание процесса РАЗРУШЕНИЯ в начале главы 7 и сказать себе, что все верно. Есть ли у вас желание принимать стрихнин? Конечно, нет, вы даже такого искушения не почувствуете. А если нет искушения, то вы не чувствуете лишений и вам не требуется сила воли, чтобы чему‑то противостоять. Вы должны увидеть алкоголь как он есть, избавиться от внушений – тогда вы навсегда утратите искушение его пить. Не повторяйте распространенную ошибку, цепляясь за искусственно привитые впечатления от него. Давайте вернемся к частому вопросу: «Можно ли время от времени пить и не подсесть снова?» На самом деле спрашивающий имеет в виду: «Меня ужасает мысль о том, что я никогда не смогу пить». Почему? Разве это не означает, что на него продолжает действовать промывание мозгов? Почему эта мысль так неприятна? Потому что мы считаем, что отказываемся от некоего реального удовольствия или поддержки. Думая о том, чтобы пить время от времени, вы пытаетесь получить лучшее от обоих вариантов. Но разве не этим мы занимаемся с тех самых пор, как попали в ловушку? Пытаемся получать так называемое удовольствие или облегчение, не причиняя в то же время себе особого вреда. Проблема в том, что по своей природе любой наркотик вызывает желание постоянно увеличивать дозу, поэтому вред тоже будет возрастать. Если один бокал кажется вам удовольствием, миллион бокалов будут казаться вам тем же самым. Это будет подобно попытке пройти по канату над Ниагарским водопадом: вся жизнь будет состоять из попыток не упасть. Рано или поздно вы обязательно упадете. Но даже если у вас получится, вы будете несчастны: если вы сохраните желание пить время от времени, то проведете всю свою жизнь, пытаясь сопротивляться искушению. И вы не будете приравнивать алкоголь к стрихнину! Может быть, мысль о том, чтобы навсегда завязать, все еще вас пугает. Это понятно. Со мной тоже было так. Не буду отрицать, что для преодоления этой мысли может понадобиться смелость. Но я обещаю, что если вам удастся найти в себе смелость, вы тоже освободитесь из ужасного мира страха и депрессии и будете удивляться, почему вы жили в нем так долго. Когда есть алкоголь, то нет двух миров, от каждого из которых можно брать лучшее. Есть только один мир – мир страданий. Запомните раз и навсегда: ни один человек, который чувствует желание выпить хотя бы одну каплю РАЗРУШЕНИЯ, не может считать, что контролирует происходящее. Пьющие люди не обладают истинными знаниями об алкоголе – это доказывает, что они не контролируют ситуацию. Я больше всего ненавижу фразу, которую часто произносят люди, вроде бы все хорошо понимающие, – «немножко можно». Представьте, что пилот скажет: «Мы влетаем в туман. Думаю, никто не будет возражать, если я слегка изменю настройку приборов». Будете ли вы считать, что такой человек контролирует ситуацию? Везучий умеренно пьющий человек находится в таком же положении. В отношении наркотиков говорить «немножко можно» все равно, что сказать «можно немножко забеременеть» или «перейти по канату над Ниагарским водопадом, но не спускаясь больше чем на метр». Природа наркотической зависимости такова, что она создает обманчивое впечатление самоконтроля, чтобы заставить вас игнорировать опасные последствия и сильнее завлечь в ловушку. Единственная разница между Ниагарой и алкоголем в том, что все жертвы Ниагары падают на дно через несколько секунд. Поэтому опасность очевидна и жертв довольно мало. В случае алкоголя нам внушают, что жертвой быть приятно. Поскольку 80 процентов выпивающих людей не опускаются до дна и всю жизнь остаются везучими умеренно пьющими людьми и поскольку падение на дно остальных 20 процентов может быть очень постепенным, очевидность ловушки не заметна. Но помните, что никто не принимает решения стать наркоманом и что все наркоманы начинали с одной дозы. Понаблюдайте за пьющими людьми, посмотрите на них в истинном свете. Они не получают удовольствия, выпивая за компанию, – их обманом заставляют принимать РАЗРУШЕНИЕ. Поверьте, что они, как и вы, на самом деле ничего не контролируют. Помните «критическую точку», о которой мы говорили в главе 10? Алкоголики верят, что умеренно пьющие люди отличаются от них, потому что могут контролировать употребление спиртного. На самом деле разница в том, что умеренно пьющие люди находятся на той стадии заболевания, когда еще справляются с потребляемой дозой. Они верят, что выпивка доставляет им удовольствие и не является проблемой, поэтому им не нужно ничего контролировать. Эту стадию проходят все алкоголики. Вы должны увидеть их в истинном свете: они мухи, которых затягивает насекомоядное растение, они не знают, что их ждет. Радуйтесь, что вы навсегда освободились из этой ловушки. «Но если они не знают, что их ждет, разве незнание не благо? Если они верят, что получают от выпивки настоящее удовольствие, то так оно и есть». На самом деле нет, но это не всегда очевидно. Я приведу вам пример. Мы с другом часто вместе снимаем для отдыха виллу в Испании. Самым ярким моментом отпуска обычно было наше прибытие. Много лет, даже не разобрав чемоданы, мы соблюдали следующий ритуал: садились на балконе, выходящем на живописный пляж, и распивали бутылку шампанского. Когда я сказал ему, что полностью бросил пить, он первым делом заметил: «Мы больше не сможем наслаждаться нашим ритуалом». Эта фраза меня удивила, потому что дело происходило в середине декабря, мы оба были заняты приготовлениями к Рождеству, и о солнечной Испании никто не вспоминал. Однако когда пришло время следующего отпуска, ритуал не был нарушен, хотя удовольствие было слегка испорчено. Не потому, что я не пил шампанское, а потому, что я настоял, чтобы друг это делал. Он явно чувствовал себя неловко и каждый раз, когда я наполнял его стакан, спрашивал: «Ты точно не против, что я пью?» Если бы я бросил пить, используя способ, основанный на силе воли, то позавидовал бы ему. Отпуск – это прекрасно. Момент прибытия получился каким‑то особенным: доехали без проблем, оставили позади все повседневные заботы, расслабились, потягивая освежающий напиток, любуясь живописным пейзажем и предвкушая приятную неделю. Стал ли он для меня менее особенным из‑за того, что мой напиток не содержал яд? Стал ли он более особенным для моего друга, потому что в его напитке он был? Нет. С ядом или без, мы получали удовольствие и, надеюсь, будем получать еще долгие годы от всей обстановки. Я хочу показать следующее: алкоголь якобы доставляет удовольствие, но это не значит, что он может сделать приятней и без того приятное событие. Позвольте мне остановиться на этом подробнее. Представьте, как себя в такой ситуации чувствует непьющий человек: он расслаблен, поскольку начался отпуск; смотрит летним вечером на прекрасный пейзаж, и единственное его занятие на следующую неделю – хорошо проводить время. Короче говоря, непьющий человек чувствует себя великолепно! Я был на седьмом небе! Теперь представьте себе, что бы чувствовал мой пьющий друг, если бы по какой‑то причине не мог пить. Правильно: недовольство. Теперь представьте, как бы он себя чувствовал, если бы причина была устранена и он мог выпить. Правильно: великолепно! На седьмом небе! То есть точно так же, как я. Разве это не доказывает, что алкоголь приносит только страдания? А еще этот пример показывает, как умеренно пьющие люди обманываются в том, что алкоголь дает им удовольствие. Они пьют не потому, что это приятно, а потому, что в определенных ситуациях им плохо без алкоголя. Другими словами, они от него зависят. Незнание не является благом, еще более это справедливо в отношении полного невежества. Умеренно пьющие люди могут не до конца осознавать свое положение, но они, несомненно, чувствуют, что попали в ловушку. Они обычно думают так: «Это не причиняет мне вреда, а если мне понадобится бросить, я это сделаю». Таково еще одно хитроумное качество ловушки – она заставляет нас откладывать это неприятное событие. Друг, о котором я рассказывал, был одним из немногих, кто намекал на то, что я слишком много пью. Однако когда я сказал ему, что завязал, он первым делом подумал не «Замечательно!», а «Мы больше не сможем наслаждаться нашим ритуалом». Почему он чувствовал себя неловко из‑за того, что он пил алкоголь, а я – нет? Потому что считал, что я мог чувствовать себя лишенным чего‑то и страдать от искушения? Тогда он должен был испытывать вину. Или потому, что ему не хотелось пить одному? Но он и не пил один – у меня был сок. Может быть, он чувствовал себя глупо, потому что в одиночку употреблял спиртное? Вы можете несколько растеряться, если предложите кому‑то выпить, а человек в ответ посмотрит на часы и скажет что‑нибудь вроде «обычно я не пью раньше семи вечера». Вам покажется, что он намекает, будто у вас серьезная проблема, если вы пьете раньше семи вечера. Слово «обычно» свидетельствует о том, что люди готовы нарушить свое правило. Однако их надо уговорить, потому что они хотят переложить вину на вас. Они даже могут в шутку обвинить вас в том, что вы прививаете им плохие привычки. На самом деле они рады тому, что вы позволили им нарушить правила и сохранить при этом свое лицо. Когда у меня была проблема с алкоголем, я завидовал таким людям. Я думал: «Как им повезло, что они могут себя контролировать». Меня настолько занимали собственные проблемы, что я не замечал очевидного – они нарушают свои правила чаще, чем соблюдают. Я также не понимал, что на самом деле их слова указывают на их проблему с алкоголем. Какие еще причины могут быть у такого правила? Еще одна классическая разоблачающая фраза: «Нет, спасибо. Сегодня я за рулем». Вы замечали, что эту фразу всегда произносят подчеркнуто добродетельным тоном? Но вы снова завидуете им и спрашиваете, не сложно ли им не пить. «Совсем нет. Я могу пить или не пить». Это говорится таким же добродетельным тоном. Но если они действительно могут пить или не пить, то почему в следующий раз тратят деньги на такси? Они просто пытаются доказать себе и окружающим, что не страдают зависимостью. Но на самом деле доказывают, что страдают. Когда они заказывают такси, то уходят не раньше двух часов ночи и едва способны дойти до машины. Обратите внимание и на то, что когда они не пьют, то не получают особого удовольствия и уходят с вечеринки часов в десять. «Разве это не доказывает, что алкоголь действительно доставляет удовольствие?» Нет! Это только доказывает, что они уже зависимы и не могут без него получать удовольствия. Однако это затрагивает важный вопрос, который мы не можем обойти вниманием. Когда я сам еще не бросил пить, один из моих друзей время от времени пытался завязать. Он был одним из самых интересных людей, с которыми меня сводила жизнь. Но в трезвом состоянии он был невыносимо скучен. На самом деле я какое‑то время откладывал свой решающий шаг из опасений, что со мной случится то же самое. Рад сообщить, что этого не произошло со мной – по крайней мере, так говорят мои друзья – и с другими людьми, которые бросили пить, используя ЛЕГКИЙ СПОСОБ. Складывается впечатление, что алкоголь помогал моему другу преодолеть замкнутость и превращал скучного человека в интересного. Но если бы алкоголь был на это способен, то все пьющие люди были бы интересными, и чем больше они пили, тем увлекательнее становились бы. Надо ли мне рассказывать о том, что нет ничего скучнее пьяницы, который неразборчиво бормочет глупости вам в лицо? На самом деле в ситуации с моим другом алкоголь просто превращал обычно интересного и счастливого человека в невыносимо скучного, когда он воздерживался, что случается со многими выздоравливающими алкоголиками. Он считал, что без алкоголя не может получать от жизни удовольствие. Если вы в это верите, то так оно и будет. Но то, что некоторые люди не могут в определенных ситуациях получать удовольствие без алкоголя, еще не означает, что алкоголь действительно доставляет удовольствие. До того, как они попались в ловушку, они могли получать удовольствие от этих ситуаций. Я заметил, что с тех пор как я бросил пить, я ухожу с некоторых вечеринок раньше, как и тот человек с фразой «нет, спасибо, я за рулем», а на другие вообще могу не прийти. Сначала это меня беспокоило. Казалось, что без выпивки я получаю меньше удовольствия, но потом я понял, что все совсем наоборот. На самом деле эти мероприятия были скучными. В прошлом я мог выносить их только в состоянии опьянения. Это лишний раз подчеркивает, что алкоголь не делает людей счастливыми, а просто заставляет их временно забыть о своих печалях. Он не утешает их, напротив, обостряет печаль. Теперь я просто не хожу на скучные мероприятия. Если у меня не получается избегать их, я откланиваюсь настолько быстро, насколько позволяет вежливость, чтобы потратить время на вещи, которые действительно доставляют мне удовольствие, а не смотреть, как другие напиваются до потери сознания. Алкоголь не делает скучных людей интересными, он лишь превращает и скучных, и интересных людей в грубых. Также выпивка не избавляет от скуки. Скука – это когда ваш разум не занят ничем интересным. Процесс же питья не особенно занимает разум, поэтому по определению не может избавить от скуки. К сожалению, некоторые люди действительно пытаются избавиться от скуки, напившись до бессознательного состояния, – и еще хуже, если они вынуждены прибегать к этому каждый день. Что может быть более скучным, чем необходимость пить целыми днями? Ключ к тому, что большинство везучих умеренно пьющих людей подозревают, что они уже зависимы, скрывается не столько в том, что они говорят, сколько в том, почему они вообще говорят об этом. Они всегда защищаются, даже когда их никто ни в чем не обвиняет. «Честно, я могу пить и могу не пить. Иногда я не пью целый месяц». Это тоже говорится обычным добродетельным тоном. Вы думаете: «Как ему повезло! Если бы я мог так себя контролировать!» На самом деле постоянные попытки бросить – признак серьезных проблем с выпивкой. Если им действительно нравится пить, зачем им месяц обходиться без этого? Очевидно, что пьянство представляет для них проблему. А если они действительно могут сами решать пить или не пить, зачем им снова начинать пить и возвращаться к этой же проблеме? В отношении таких людей очевидно: без алкоголя они не могут радоваться жизни. Нам кажется, что такие люди пользуются лучшим из обоих миров, на самом деле – им достается худшее. Когда они пьют, то мечтают не делать этого, поэтому они воздерживаются. Когда они воздерживаются, им плохо без выпивки, поэтому они снова начинают пить. Но разве когда мы пьем, то живем иначе? Когда мы можем пить, то либо принимаем это как должное, либо хотим бросить. Когда мы не позволяем себе пить, выпивка становится привлекательной. Пьющие люди, которые воздерживаются от выпивки, обязательно хвастаются этим, потому что им приходится проявлять значительную силу воли, чтобы прожить какое‑то время без алкоголя. Большинство попыток воздержания на самом деле являются попытками бросить. В конце концов, если вы дошли до стадии, на которой алкоголь создает вам проблемы, зачем прикладывать столько усилий, чтобы воздерживаться всего месяц, а потом вернуться в ловушку? Почему мы недостаточно честны, чтобы признать это? По той же причине, по которой все наркоманы врут себе и другим. Если мы скажем «я собираюсь бросить пить», а у нас не получится, пути назад не будет. Наши друзья поймут, что мы пьем не потому, что сами этого хотим, а потому, что не можем иначе. Лучше не сжигать за собой мосты, тогда мы можем превратить неудачу в успех. Отсюда и берутся гордые утверждения: «Честно, я могу пить, а могу не пить. Иногда я не пью целый месяц». Парадоксально, что такие фразы призваны показать, что человек себя контролирует, а в действительности они доказывают обратное. Зачем вообще говорить что‑то подобное? Представьте, что я вам скажу: «Честно, я могу есть ее, а могу и не есть. Иногда я целый месяц не ем морковку». Вы подумаете: «Как ему повезло! Если бы я так мог!» или же: «Какая странная фраза. Аллен явно зациклен на морковке». Вы обращали внимание на то, что когда мы в юности учимся пить и выпивка для нас ужасна на вкус, мы хвастаемся тем, как много нам удалось выпить. Но когда мы «привыкнем» к вкусу и нам покажется, что у нас появилась зависимость, мы хвастаемся уже тем, как мало мы пьем, и тем, что можем этого не делать. Мы не говорим так о вещах, которые действительно доставляют нам удовольствие. Я не стану говорить, что «мне нравится забивать мяч в лунку» вместо «мне нравится играть в гольф». А вот люди, которые регулярно выпивают за едой бутылку вина, говорят: «Я люблю выпить за ужином бокал вина». Хотел бы я получать по фунту каждый раз, когда слышу фразу: «Врачи говорят, что красное вино полезно для сердца». Обычно ее произносит какой‑нибудь заядлый курильщик, страдающий избыточным весом, который уже выпил целую бутылку. Подобные фразы люди произносят, как будто пьют не потому, что у них зависимость, и даже не потому, что якобы получают от этого удовольствие, а по медицинским показаниям. Недавно я разговаривал с человеком, отец которого умер от хронического алкоголизма. Его старший брат тоже был хроническим алкоголиком. Он рассказывал, как тяжело пришлось их семье. При этом я с удивлением услышал, что он тоже относится к людям, которые «выпивают за едой бокал вина». Он говорил, что контролирует себя и может в любой момент бросить пить. Я ответил: «После всех пережитых трудностей и с учетом того, что два ваших ближайших родственника – алкоголики, мне с трудом верится, что пойдете на риск стать таким же, если действительно можете бросить в любой момент». После смерти отца и он, и его мать на несколько месяцев бросили пить. Но даже то, что они оба снова начали пить (а это значит, что они пьют не потому, что им хочется, а потому, что не смогли бросить), не поколебало его уверенности в контроле над происходящим. Мы рассмотрели мифы о вкусе, утолении жажды и т. д. В конце концов все свелось к его утверждению: «Бокал красного вина подходит к мясу». Наверное, вам тоже приходилось много раз это слышать. Но что это значит на самом деле? Я люблю добавлять к мясу соус, потому что мясо иногда кажется мне суховатым и безвкусным. Поэтому если мне нравится вкус самого соуса, он улучшает или дополняет вкус мяса. Конечно, некоторые блюда готовятся с добавлением вина, но в целом мы не поливаем свой ужин стаканом портвейна, поэтому как вино может дополнять трапезу? Это еще один предлог. Высказывания типа «выпивать можно, но умеренно» – не повод это делать. На самом деле здесь открыто говорится, что алкоголь вреден. Почему, ради всех святых, умеренно, если он не причиняет вреда? «Он не причиняет мне вреда» – еще одно классическое высказывание, которым пытаются оправдать употребление алкоголя. Мы не делаем что‑то только потому, что оно не причиняет нам вреда. Думаю, мне не будет никакого вреда, если я проведу остаток жизни, выдувая мыльные пузыри, но если бы я привел это в качестве причины, вы сочли бы меня сумасшедшим. Но еще более нелепо говорить, что мы делаем что‑то, потому что оно не причиняет нам вреда, когда и нам, и окружающим очевидно, что оно причиняет нам значительный вред. Такие высказывания я называю синдромом «Джоя нет в чулане». Когда мне было десять лет, у меня был лучший друг Джой, а у него был пятилетний брат Ронни. Как‑то мы играли и увидели, что к дому подходит их старший брат Том. Мы с Джоем спрятались в чулане и попросили Ронни не говорить Тому, где мы. Когда тот вошел, Ронни тут же сказал ему «Томми, Джоя нет в чулане». Это пример фразы, предназначенной обмануть слушателя, но на самом деле сообщающей ему правду. В отношении пьянства я приводил несколько примеров, и некоторые из них почти столь же очевидны. Я могу приводить их десятками, научитесь их находить сами – пьющие люди, включая везучих умеренно пьющих, лучше всего остального убедят вас не становиться одним из них. Если бы все пьющие люди были честны перед собой, такое неприятное занятие, как выпивка, вскоре осталось бы в прошлом. Еще один классический пример – марочные вина. Он столь же увлекателен, как
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |