АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЛО В ЗАСЫПАННОЙ СИНАГОГЕ

Читайте также:
  1. Slavery of Spirit
  2. Академия вампира. Книга вторая: Ледяной укус
  3. Бабий Яр и айнзатцгруппы
  4. БАШНЯ, ЧТОБЫ ДОБРАТЬСЯ ДО НЕБЕС
  5. БЕЗГОЛОВЫЙ АСТРОНАВТ
  6. Благословение Эйсава и Якова
  7. БОИ ЗА СЛАВКОВА-БРДО
  8. В этом безмолвии
  9. Верующие грешники
  10. Викторина
  11. Вопрос второй. Возмущённый
  12. Вопрос Десятый

 

Каждый, кто оказался в синагоге, которая была засыпана около 2000 лет назад, испытывает необычные и, можно даже сказать, жутковатые ощущения. Еще большая неожиданность — обнаружить здесь изображение ангела, парящего в небесах в небесной капсуле, то есть НЛО. И самое странное, что происходило это в центре Дамаска, столицы государства, которое является заклятым врагом Израиля.

Тем не менее, все это случилось на самом деле в 1998 году, когда я вместе с группой единомышленников путешествовал по Сирии.

История начинается не в Дамаске, а примерно в 280 милях к востоку от него на берегах реки Евфрат в древнем городе Дура («Обнесенный стенами город»). С незапамятных времен это место использовалось для переправы через реку — по этому пути люди и товары из Месопотамии и лежащих восточнее ее земель переправлялись в район Средиземноморья и дальше на запад. Первое письменное упоминание об этом городе относится к 300 году до нашей эры, когда после смерти Александра Великого власть над азиатской частью македонской империи перешла к его военачальнику Ника-нору, первому царю из династии Селевкидов. С тех пор город известен под названием Дура-Европос — возможно, в честь родного города Селевка I Европоса в Македонии.

Столетие спустя, во времена Римской империи, Дура-Европос стал самым восточным форпостом римлян. Богатый торговый центр, город представлял собой лакомый кусочек для всевозможных захватчиков, но взять его было не так-то просто. С востока его защищала широкая река Евфрат, с севера и юга — глубокие естественные ущелья, а с запада массивная крепостная стена (рис. 72).

Рис. 72.

Парфяне и сасаниды из Персии (Ирана) продолжали тревожить римские легионы, и защитники Дура-Европоса придумали необычный способ укрепить город: все здания, примыкавшие к крепостной стене на западе, они засыпали песком из пустыни, создав таким образом огромный вал, который делал западные укрепления непреодолимыми. Тем не менее, в 256 году нашей эры орды сасанидов захватили город и сровняли его с землей. Руины его лежали забытыми до тех пор, пока после Первой мировой войны на них не наткнулся отряд британских солдат. Сооружая укрепленный пункт среди выступающих над поверхностью земли развалин, они раскопали (как сказано в рапорте) «прекрасно сохранившиеся древние настенные росписи».

Рапорт попал в руки археолога Джеймса Генри Брестеда, который исследовал древние города Ирака и выбирал места для раскопок. В 20-х и 30-х годах на территории города совместные археологические работы проводили Французская академия и Йельский университет. То, что они обнаружили, получило название «ближневосточной Помпеи» — нетронутые древние дома и общественные здания, которые были засыпаны не вулканическим пеплом, как в Помпеях, а песком пустыни.

Интенсивные раскопки показали, что Дура-Европос был многонациональным городом, где местное население и солдаты гарнизона соседствовали с торговцами и путешественниками из разных стран, исповедовавших разные религии. Судя по сохранившимся изображениям и надписям на греческом, арамейском, иранском, латыни и других языках, в городе были храмы и святилища для всех богов — Зевса и Артемиды, Баала и бога Луны, пальмирской Триады, парфянского Ахлада и иранского Митры (в святилище которого было помещено скульптурное изображение легенды о том, как он обуздал небесного быка, рис. 73). Здесь были также еврейские синагоги и христианские храмы.

Рис. 73.

Лучше всего сохранилась та часть города, в которой 1800 лет назад его защитники засыпали песком все здания, примыкавшие к западной крепостной стене. После удаления песка лишенные крыши строения вновь осветились лучами солнца, и украшавшие их настенные росписи предстали во всем своем великолепии.

Городская синагога (рис. 74) была построена на древнем основании, которое расширили и приподняли над землей. Она располагалась на расстоянии одного квартала от главных городских ворот и попала в число тех зданий у крепостной стены, которые были полностью засыпаны песком, чтобы поднять и укрепить защитный вал (рис. 75). В результате, после того как археологи убрали песок, им открылась одна практически не поврежденная стена с нишей для свитков торы, тогда как две боковые стены оказались срезанными по диагонали.

Археологи обнаружили, что все стены были расписаны яркими фресками, иллюстрирующими основные события и персонажи Ветхого Завета — житие патриархов, Исход, сцены из Книги Царств и Книги Судей, а также книги Эсфири. Художник, явно испытавший влияние греко-римского искусства, нарушил запрет на изображение людей и нарисовал персонажей Священного Писания в той одежде, которую носили его современники.

Рис. 74.

Чтобы сохранить эти замечательные фрески и сделать более доступными для изучения, их осторожно сняли со стен и перенесли в национальный музей в Дамаске. Тем не менее, можно несколько дней бродить по музею, так и не увидев фресок из Дура-Европоса — когда наша группа была в музее, выяснилось, что их нет ни в одном из залов. И только после настойчивых просьб нас провели в один из двориков в дальней части музея, в углу которого располагалось неопределенного вида старое строение с двумя дверьми. «Это здесь», — сказал гид.

Войдя внутрь, мы буквально застыли от изумления. Перед нами были древние фрески в реконструированной синагоге: ученые воссоздали стены здания, а также пол и каменные скамьи у основания стен. Это было жутковатое ощущение: мы застыли на месте, как фигуры из окружавших нас древних фресок.

Потребовалось некоторое время — возможно, всего лишь несколько минут, но эти минуты были очень долгими — чтобы вернуться к реальности. Затем мы разбрелись по помещению, то приближаясь к стенам, чтобы рассмотреть подробности изображения, то удаляясь от них и пытаясь охватить общую панораму древнего произведения искусства. Смущение и нерешительность уступили место узнаванию: вот Моисей у Неопалимой Купины, а божественное присутствие обозначено лишь десницей Божьей (рис. 76). Вот его брат Аарон, узнаваемый по надписи на греческом языке. На сценах из.

Рис. 75.

Книги Исхода египтяне и израильтяне отличаются одеждой. На нескольких панелях изображен царь Давид. Вот филистимляне несут захваченный Ковчег Завета в свой храм, чтобы увидеть, как перед ним падут статуи их богов (рис. 77). На других фресках изображены чудеса, которые явил пророк Илия. На соседних панелях изображены сцены из жизни пророка Иезекииля. Здесь, как и во многих других случаях, божественное вмешательство отражено лишь в виде десницы Божьей, парящей над сценой.

Практически не поврежденная западная стена состояла из панелей с изображением основных эпизодов Ветхого Завета. Ниша с аркой, сооруженная на приподнятой платформе, к которой вели несколько ступенек, явно служила для хранения свитков Торы (фото 27).

Рис. 76.

Рис. 77.

Окружавшие нишу фрески создавали впечатление трехмерности — как будто ее обрамляли две колонны. Роспись над нишей и колоннами, по всей видимости, изображала фасад Иерусалимского Храма. Рядом с ним можно было увидеть менору, или храмовый подсвечник, а также другие символы иудаистских обрядов.

Слева от Храма (справа, с точки зрения стоявшего лицом к нише наблюдателя) фреска изображала испытание Авраама. Дабы испытать веру Авраама, Господь приказал ему привести своего сына Исаака на гору в земле Мория и сжечь на жертвенном костре. Но как только Авраам занес нож над лежащим на алтаре связанным Исааком, явился ангел и остановил его руку. Вот как об этом рассказывает Библия:

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

[Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.

Мои спутники разбрелись по реконструированной синагоге, чтобы рассмотреть привлекшие их внимание фрески или выбрать наилучшую точку для съемки, а я направился к частично поврежденной северной стене. Одна из фресок, сохранившаяся лишь отчасти из-за скоса заполненного песком вала, изображала сон Иакова, когда он видел ангелов, спускающихся и поднимающихся по соединявшей небо и землю лестнице. Этот примитивный рисунок заставил меня улыбнуться, напомнив о том, как изображал этот эпизод я сам и мои сверстники на уроках изучения Библии. Здесь, в столице Сирии, заклятого врага государства Израиль, сохранилось изображение внука Авраама Иакова, который взял себе имя Израиль после того, как вступил в схватку с ангелом.

Иногда я использую рассказ о сне Иакова в своих лекциях. Когда меня спрашивают, верю ли я в НЛО, то в ответ я привожу следующий пример. Предположим, говорю я собравшимся в зале людям, что входная дверь сейчас с треском распахнется и сюда, задыхаясь от быстрого бега, влетает взволнованный молодой человек и, не обращая внимания на происходящее, выкрикивает: «Вы не поверите — со мной случилось такое!» Затем он расскажет, о том, как пешком отправился в другой город на поиски невесты. Начинало темнеть, и он, почувствовав усталость, нашел камень, устроился на нем и, положив под голову рюкзак, уснул. Среди ночи его разбудил шум и яркий свет. Сонный и ослепленный светом молодой человек увидел перед собой НЛО! Лестница уходила вверх, к парящему в воздухе объекту, и какие-то существа сновали по ней вверх и вниз. На фоне освещенного люка был виден силуэт — возможно, их командира.

Зрелище было таким невероятным, что молодой человек лишился чувств. Когда он пришел в себя, все исчезло — и НЛО, и командир, и лестница со снующими по ней существами. Как будто это был сон. Однако ворвавшийся в зал юноша настаивал, что все происходило наяву, что он видел эту картину уже после того, как окончательно проснулся и что командир НЛО обращался к нему!

Ну вот — спрашивал я аудиторию — поверим ли мы в рассказ юноши? Не разыгрывает ли он нас? Или это был сон? А может быть, он действительно столкнулся с НЛО и его экипажем?

Все еще не оправившийся от потрясения юноша закончил свой рассказ тем, что он не уверен, были ли эти события реальными или просто приснились ему. Что мы подумаем? Поверим ли мы ему?

Сам я ответил бы так именно в этой истории о встрече с НЛО я нисколько не сомневаюсь, потому что это библейский рассказ о сне Иакова — за исключением того, что для Иакова это была встреча не с Неопознанным Летающим Объектом, а с Господом, и он прекрасно понял, кто перед ним. Это были Малашим, что обычно переводится как «ангелы», но буквально означает «посланники» Элогим, термина, который переводится как «Бог», но на самом деле означает «божественные существа».

Стоя в задумчивости внутри воссозданной синагоги из Дура-Европоса, я задавал себе вопрос, каким художник изобразил божественную колесницу на утраченной части фрески. Затем послышался чей-то возглас. «Эй, идите все сюда. Вы должны на это посмотреть!»

Один из моих спутников указывал на западную стену с фреской, изображающей испытание Авраама. Подробный рисунок (рис. 78) позволял рассмотреть каменный алтарь, сложенное для костра дерево, лежащего на алтаре Исаака, Авраама с занесенным ножом, застрявшего в чаще овна и десницу Божью, символизирующую вмешательство Господа.

Однако на фреске была одна деталь, вызывавшая изумление: еще один участник событий, Ангел Господень, был изображен в виде человеческой фигуры, стоящей у входа в какое-то овальное сооружение (рис. 79). Это не навес и не дом (теперь нам доподлинно известно, как выглядели жилища людей в те времена). Он изображен в верхней части рисунка, в небесах, с которых к Аврааму взывал Ангел Господень, рядом с десницей Божьей.

Рис. 78.

Рис. 79.

У всех нас возникла та же мысль, что и у того, кто заметил это изображение первым: может быть, это древнее изображение Небесной Колесницы, которая в настоящее время называется НЛО, то есть Неопознанным Летающим Объектом?

Совершенно очевидно, что изображение ангела в этой библейской сцене не соответствует традициям иудаизма, сказал я. Обычно его рисуют в виде человекоподобного существа с крыльями (рис. 80). Однако на этой фреске, которая на 2000 лет ближе к описываемым событиям, ангел показан внутри «летающего дома».

Вечером по возвращении в отель я предложил членам экспедиции взглянуть на иллюстрации из моей книги, на которых изображены «летающие дома» богов. Самой подходящей моделью оказался бенбен, небесная лодка, на которой верховный бог египтян Ра прибыл на Землю. На его уменьшенной каменной копии (рис. 81а) явно виден открытый люк и стоящий в его проеме командир — очень похоже на фрагмент фрески из Дура-Европоса. В моей книге его фотография была помещена рядом со снимком одного из первых командных модулей НАСА (рис. 81b).

Рис. 80.

Рис. 81.

Эти и другие иллюстрации из моей книги обнаружили явное сходство с изображением на фреске из Дура-Европоса, и мы не сомневались, то на стене засыпанной синагоги обнаружили рисунок НЛО.

* * *

Рассказ о Дура-Европосе и его фресках будет неполным, если не упомянуть о нашем следующем посещении города и его окрестностей.

Поставив перед собой цель посетить — как только такой визит станет возможным — все древние города и своими глазами увидеть то, что я описываю в книгах, я настаивал, чтобы сирийский маршрут включил в себя такие редко посещаемые места, как Мари и Дура-Европос, даже если придется отклониться далеко в сторону (см. карту, рис. 82).

Рис. 82.

1) Турция, 2) Ливан, 3) Сирия, 4) Израиль, 5) Иордания, 6) Ирак, 7) Средиземное море, 8) Орестис, 9) река Балих, 10) река Евфрат, 11) река Хабур, 12) Угарит, 13) Бейрут, 14) Баалъбек, 15) Дамаск, 16) Хама, 17) Хама, 18) Эбла, 19) Алеппо, 20) Крак де Шевалье, 21) Пальмира, 22) Терка, 23) Дейр-аз-Зур, 24) Дура-Европос, 25) Мари.

Чтобы достичь поставленной цели, нам пришлось описать большой полукруг, поехав из Алеппо на восток к реке Евфрат, а затем на юг вниз по течению, несколько раз пересекая реку, пока мы не добрались до Дейраз-Зура — крупного промышленного города, центра сирийской нефтяной индустрии. Мы поселились в отеле «Furat Cham Palace», настоящем мраморном дворце. Он располагался на окраине города, и в нем обычно останавливались руководители всех крупнейших нефтяных компаний. (Я помню, что в то время удивлялся, почему сюда приезжают руководители ведущих нефтяных компаний, хотя несколько сирийских нефтяных скважин на левом берегу Евфрата никак не могли сделать страну крупным игроком на международном нефтяном рынке. Ответ дала иракская война 2003 года: контрабандная нефть из Ирака по трубопроводу тайно поступала в Сирию, а сирийцы экспортировали ее уже как собственную сырую нефть.)

Несмотря на то, что Дура-Европос расположен ближе к Дейр-аз-Зуру, мы сначала отправились в Мари, и только после незабываемой прогулки по развалинам древней столицы вернулись к руинам Дура-Европоса. Песок, защищавший строения (как и сами фрески), был убран, и мы увидели только остатки фортификационных сооружений, стен и колонн, а также каменные мостовые (фото 28). Вдруг неизвестно откуда появился охранник на мотоцикле, время от времени стрелявший из ружья, как будто он практиковался в стрельбе по мишеням (на самом деле, чтобы произвести на нас впечатление и заработать приличные чаевые, которые он в конечном итоге получил).

С его помощью мы нашли то место, где была синагога. Смотреть там было не на что. Не помогали даже богатое воображение и захваченные с собой фотографии. Представшая перед нами картина могла служить иллюстрацией к библейскому плачу, в котором говорилось о некогда многолюдных, а теперь покинутых городах. В таких местах, как Мари и Дура-Европос, мы представляли себе не древние памятники посреди шумного города, а историю, поворачивающую Колесо Фортуны.

На следующее утро я встал очень рано, когда остальные еще спали, и вышел на широкую террасу отеля, выходящую на реку. Я подтянул к себе кресло и устроился в таком месте, откуда был виден поворот реки; вид открывался великолепный (фото 29).

Я размышлял о фресках синагоги из Дура-Европоса, об изображении НЛО, об Аврааме. Когда семья Авраама покинула город Ур на юге Месопотамии и направилась в Харран, который находится на юго-востоке современной Турции неподалеку от сирийской фаницы, они должны были где-то переправляться через реку Евфрат… В двадцать первом веке до нашей эры переправа была возле Мари, затем она переместилась в Дура-Европос, а сегодня она находится в Дейр-аз-Зуре. Может быть, именно здесь, на этих пустынных берегах мой далекий предок начал путешествие, которое привело его к Единому Богу?

Именно здесь, когда я сидел в одиночестве на выходящей на реку Евфрат террасе, меня захватило ощущение причастности к истории и связи с древностью, которое я никогда не забуду.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)