|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Верующие грешники
Американцы — люди верующие. В кого, сегодня не так важно. Но верить там положено. Трудно быть атеистом в США. Коситься будут. Могут не взять на работу. Причём дискриминацией это не посчитают. По крайней мере, до сих пор автору такие прецеденты были неизвестны. Европейские революции и их последствия сильно подкосили у коренных европейцев веру в Г-да, развив скептическое отношение к теологической теории и практике. Они же плюс Холокост сильно способствовали развитию атеистических настроений среди евреев-ашкеназов, в том числе в Израиле. На Дальнем Востоке это невесть сколько веков вопросом вообще не было. Кто во что верил, в то и верит. Японцы, например, в рамках сохранения собственных традиций на своей территории христианство удушили ещё в начале XVII-го века, в ходе восстания на островах Симабара и полуострове Амакуса. Прочие этим заморачивались куда меньше. В Корее христиан было много. Религия эта пользовалась спросом среди местной элиты — во всех её, религии, деноминациях. В Китае, Вьетнаме и Монголии с любым религиозным рвением покончили во времена социализма. Камбоджа выбила своих монахов при красных кхмерах. В Бирме их ряды проредила военная хунта. Так что религиозными остались Латинская Америка — преимущественно католическая, Ближний и Средний Восток — исламский, Индия и Соединённые Штаты, в основном христианские и во многом протестантские. Плюс Чёрная Африка, о чём ниже, в особой главе. Хотя американская толерантность с самого начала заложила основы для общества не только многонационального и спокойно относящегося к разнице в культурах, но и проникнутого религиозным плюрализмом. Так скажет любой американец. Приведёт в пример современное состояние гармонии и дружбы между католиками, протестантами, евреями, мормонами, буддистами, мусульманами и прочими, несть им числа. И будет прав. Профессионалы, специализирующиеся на истории США, расскажут о нетерпимости, погромах, процессах над ведьмами, сожжённых монастырях, антикатолических партиях и судах Линча. И тоже будут правы. Современная терпимость Америки стоит на такой религиозной ненависти… Впрочем, далеко не только и не столько в вопросах одной лишь конфессиональной принадлежности американский вариант «пусть расцветают все цветы» удобрен реками крови и горами костей. Соединённые Штаты вообще развиваются по принципу маятника, от одной крайности к другой. Как бы то ни было, в процессе эволюции американское общество веру в Б-га не теряло, хотя превратило её чёрт знает во что. Американец, желающий сменить религию, делает это так же естественно, как другие меняют квартиру. Если его осенило, что Г-дь видит в нём пророка новой религии, он вообще создаёт эту новую религию. Сам её возглавляет. И только от его личных деловых качеств и ораторского таланта зависит, приобретёт она общенациональный или международный характер или зачахнет в захолустье, не имея других последователей, кроме него и его партнёров по игре в вист и воскресной рыбалке. Многие из этих новых религий в итоге чахнут. Но многие распространяются — особенно в Азии и Африке, где современное христианство приобретает самые причудливые формы, мало напоминающие исходные. Как, впрочем, и ислам. А уж если говорить о таких религиозных экзотах, как сайентология… Впрочем, последняя представляет собой явление почти исключительно американское. Что характерно, религия, как и всё прочее, в современной Америке — очень развитый бизнес. Вера там деньгам не помеха. Скорее наоборот. И развита система зарабатывания на вере чрезвычайно широко. В промышленных масштабах. Со стороны выглядит карикатурно. Очень смешно. Или кощунственно до безобразия. Вызывает массу нареканий со стороны людей, воспитанных в консервативных традициях. Причём критика всего американского по российскому образцу — это пример в высшей мере вежливого и культурного межцивилизационного диалога. Несмотря на все традиции отечественного антиамериканизма. Приверженцы исламской ортодоксии свои чувства к Штатам выражают куда более брутально. Преимущественно в виде терактов. В том числе на собственно американской территории. Поскольку полагают США страной циничной, ни в какого Б-га не верящей и только притворяющейся высокоморальной. Значит ли это, что верующий американец ни в какого Б-га по-настоящему не верит, а притворяется? Играет верующего? Использует религию для облапошивания простаков и выжимания из них звонкой монеты? Или чеков, что в современной Америке куда проще и выгодней? Да в общем, нет. Очень многие верят по-настоящему. В том числе мормоны, история которых изобилует и преследованиями их самих, и притеснениями иноверцев с их стороны. Как и положено в любой настоящей религии, которую, если это действительно религия, кровь мучеников только укрепляет. Сегодня в США не так — времена настали другие, цивилизованные. Но сто семьдесят лет назад, когда Джозеф Смит и Бригам Янг проповедовали «Книгу Мормона», было так, как было. Что мельком отметил даже сэр Артур Конан Дойль в одном из своих рассказов. Так что если американец верит, то он верит. По-своему, иногда причудливо и в высшей мере странно, но это несомненно вера. Вне зависимости от того, во что. В Соединённых Штатах религия превратилась в один из столпов общества, исходя из того, что сверху она не насаждалась. Господствующей церкви, связанной с правящей элитой, там просто не было. Повезло. И в самых широких массах религия присутствовала не в качестве «опиума для народа», а как часть повседневной жизни народа. Что даёт не только примитивные и по-деревенски простодушные результаты, но и самую искреннюю веру. Отметим, что нет более глубоких ханжества и фанатизма, чем ханжество и фанатизм искренние, на семейном уровне, народные. Тем более что каждая церковь и община верующих в США всерьёз полагает себя праведниками, а всех прочих грешниками, не заслуживающими Царства Б-жьего. По крайней мере, в среде ортодоксальных протестантов-фундаменталистов это именно так. Ну и, соответственно, когда настанет конец света и ангелы Г-дни вострубят вызов на Страшный Суд, каждый, по их представлению, получит своё. Праведники — допуск в рай. Грешники — путёвку в ад. Не определившиеся будут направлены в чистилище. Знакомство с особенностями американской системы практического вероисповедания в её современном виде внушает сильные подозрения в том, что американская религиозная толерантность основана именно на понимании того, что каждый конкретный верующий и его семья — праведники и спасутся при любом раскладе. Ну а всем прочим автоматически не повезло. Чего же их ещё при жизни гнобить? Они и так в ад пойдут. Ко всем чертям. А также в руки к Врагу рода человеческого. Так что за неверие в правильной, апробированной Г-дом форме они сполна расплатились. Авансом. Время ещё своё на них тратить… Такая вот форма снисходительности к исходно увечным и обречённым пропасть в аду ближним. Откуда ушибленный на всю голову пастор Терри Джонс с его публичными сожжениями Корана и прочие бесноватые персонажи. А также, как ни странно, поддержка христианскими фундаменталистами Израиля. Поскольку, напомним, только праведники пойдут в рай после Страшного Суда. Эта юридическая процедура, согласно религиозной традиции, возможна исключительно в случае, если все евреи соберутся обратно на свою Землю Обетованную. И тут их всех, и даже не только их, а вообще всех, кроме праведников, ка-ак жахнет… Ну, дальше понятно. Короче говоря, вера в Б-га для американца есть часть его обыденной жизни. Верить ему легко. Сменить общину, церковь, синагогу или мечеть легко. Жениться он может на ком хочет — американская действительность это позволяет. Может разойтись — и не раз. Причём это может происходить без перехода в другую религию, если вероисповедания с супругом у них разные. Или с переходом. И детей они могут воспитывать в какой угодно вере. В том числе не имеющей отношения ни к кому из родителей. Понравился, скажем, синтоизм, и будет ребёнок синтоистом при папе-баптисте и маме-католичке. А что такого? Автору по причинам, неоднократно упомянутым выше, из числа американцев довелось общаться с евреями всех типов и разновидностей больше, чем со всеми прочими. Исходя из чего за четверть века этого общения он насмотрелся разного. В том числе из области смешанных браков. Поскольку запрет на эти самые браки в классическом ортодоксальном иудаизме есть. И даже строгий. Кто б его только соблюдал. Дело житейское. Вот встречаются молодые люди. Например, в колледже. Испытывают друг к другу понятный взаимный интерес. Поскольку если кто-то думает, что это только у русских заморочки насчёт экзотической привлекательности интимной жизни с японками и негритянками, то думает неверно. У всех оно так. Только в России выбор таких партнёров меньше. Результат понятен без дополнительных подробностей. Девушка беременеет — брак. Родители в шоке или нет, это уж как повезёт. Как и то, сложится на всю жизнь или разбегутся, как в море корабли. Как карта ляжет. Но вот что в России с советских времён, слава Б-гу, отсутствует, а в США есть — это вопрос, какую церемонию проводить и какого именно священнослужителя приглашать благословлять брак. Поскольку в Штатах можно пойти регистрировать это своё торжество в муниципалитет, как в России в ЗАГС, но в храме оно как-то торжественней. Традиции, однако. Да и родителям приятно. А храмов вокруг вагон и маленькая тележка. Поди ещё выбери. Как следствие, именно в Соединённых Штатах Америки широко распространён такой феномен, как «евреи за Иисуса». В России их называли выкрестами. И не приветствовали массовый переход евреев в христианство ни православные, ни сами евреи. Пословица про «коня лечёного, вора прощёного и жида крещёного» говорит об этом более чем ясно. Тем более что не прибившиеся к православным и порвавшие с иудаизмом евреи пополняли ряды идейных антисемитов куда чаще, чем это было приемлемо не только для евреев, но и для антисемитов. Ну, разумеется, есть особые случаи. Александр Мень, Александр Галич и прочие уверовавшие в христианскую доктрину интеллигенты, которые крестились без того, чтобы начать шельмовать и «разоблачать» собственный народ. В США же евреи крестились и крестятся часто. И христиане переходят в иудаизм не реже. Что в России со времён жидовствующих и субботников было вещью куда более редкостной. Хотя, если вдуматься, религии близкородственные, иудаизм много старше. Ветхий Завет потому так и называется, что он древнее Нового. Нормальное возвращение к корням. Автору такие случаи известны, и далеко не один. Так что некоторые религиозные авторитеты в современном отечественном иудаизме имеют происхождение чисто русское, татарское, украинское или немецкое. Что ни им, ни окружающим никак не мешает. Возвращаясь к американской практике, отметим, что евреи, принявшие крещение, притом что они хотели бы продолжать идентифицировать себя именно как евреи, в огромном количестве появились в России в 90-е вместе с прочими американскими миссионерами. И преуспели в минимальной степени. Причём никак не могли понять, отчего атеистически настроенные местные не приняли их с распростёртыми объятиями как носителей истины в последней инстанции, а погнали в три шеи. Не понимали люди российской специфики. До сих пор не понимают. И не поймут. Б-г с ними. Однако Россия Россией, а Америка — Америкой. И, повторим, автору в этой Америке встречалось никак не меньше перешедших в иудаизм христиан, чем крестившихся евреев. Тут можно вспомнить негров из израильской Димоны, поверивших в то, что именно они и есть настоящие евреи, до такой степени, что переселились в Израиль, к изумлению всего местного населения. Другая часть тех же американских негров стала мусульманами, и именно выходцы из этой общины сформировали фаррахановскую «Нацию ислама». Что до «новых евреев», автор встречал среди них известных общинных деятелей, влиятельных лоббистов Израиля и даже раввинов. Причём среди самых известных из этих раввинов, по крайней мере в Нью-Йорке, была «еврейка по мужу» Рэйчел Коэн, глава «Коэн фаундейшн». Исповедовала она, естественно, иудаизм реформистский. Так как именно эта конгрегация заключает смешанные браки без головной боли, которую устраивает приверженцам по этому поводу консервативный или ортодоксальный иудаизм, и позволяет женщинам получить статус раввина. Что смотрится очень мило по-американски, идиотски по-русски и служит неисчерпаемым источником фривольных анекдотов для еврейских ортодоксов. Впрочем, самой известной из обращённых в иудаизм американок является ни более ни менее как Мэрилин Монро — Норма Джин Бейкер. Та самая, которая играла в фильмах «В джазе только девушки», «Зуд седьмого года», «Джентльмены предпочитают блондинок»… И навеки осталась в истории в качестве самой привлекательной актрисы Голливуда. Перешла она в иудаизм под замужество с гениальным драматургом Артуром Миллером. Брак этот распался, как и все её прочие браки. Но больше она никуда не переходила и похоронена была на еврейском кладбище. Для Америки — нормальная история. Мешает ли американцу его вера грешить? Да чёрта с два. Как-то не замечалось. Никем и никогда. Почему Соединённые Штаты и представляют собой крупнейший в мире рынок наркотиков. Сексуальных услуг. Казино. Оружия. Являются абсолютным чемпионом по распространенности, масштабу и влиянию организованной преступности всех типов. Да и в финансовой сфере среди наиболее привлекательных объектов инвестирования есть группа фондов, которые называются «фонды греха». Табачные компании, казино, производители алкоголя и прочие объекты, составляющие их, пользуются чрезвычайной популярностью. Какой размах для деятельности отечественных депутатов, включая поминаемую СМИ всуе по делу и не по делу г-жу Мизулину! А также Милонова. И прочих борцов за отечественную мораль. И ведь хотят-то они все наверняка хорошего. Но очень уж всё это смотрится по-идиотски… «Не согрешишь — не покаешься» — поговорка чисто русская. Но американское отношение к этому процессу характеризует точно. Логическая цепочка тут проста, как ружейный патрон. Сначала грех. Потом исповедь — у кого она есть. Ну и напоследок чек. Так как известно: нет лучше крупного подарка храму, чтобы все грехи Г-дь простил. В России так же. Чем больше на руках у братков крови, тем толще свечи в церкви. Выше минареты у мечети. Или что там понадобится раввину в синагоге. Про буддийские дацаны и бурятских шаманов автор говорить не берётся. Не видел, не слышал и лично не сталкивался. Ну а со всеми прочими как раз сталкивался, и не раз. В том числе в Америке. Что даёт некоторое утешение. Поскольку если дедушка там гангстер — так у него жизнь сложилась, — то дети нет. С налётом окружающей среды, но чтобы сами — ни-ни. А внуки вообще чисты как слеза. По крайней мере, если внуки еврейские. Евреи внуков берегут. Пример — клан Бронфманов. Хотя итальянцы и китайцы, есть такой грех, передают свой криминальный семейный бизнес по наследству, формируя династии. Но сколько в России итальянцев и китайцев? И сколько их в русской мафии? Так что подождать одно-два поколения, и всё. Все в смокингах. И ни заказников, ни стрелок, ни разборок…
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |