АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О святых, фанатиках, циниках и аферистах

Читайте также:
  1. К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.

 

Кто преуспеет в этой жизни? Кто будет наверху? Кто правит миром и решает судьбы людей и стран? Кто основывает религии и государства, корпорации и столицы? Кто будет примером для поколений? Кто скорей пойдёт на смерть, чем изменит, — себе, друзьям или стране, неважно?

Кто встанет в очередь за тридцатью сребрениками? Утопит ближнего своего? Проживёт всю жизнь, верный принципу: «Умри ты сегодня, а я завтра»? Святые и фанатики, циники и аферисты, авантюристы и обыватели — в людях намешано всякое и не во всех поровну. От чего во многом зависит, какой будет страна и будет ли она вообще.

Сказки учат одному. Жизнь другому. Из «жили они долго и счастливо и умерли в один день» со стопроцентной гарантией сбыться может только последнее. Умереть в один день проще, чем жить долго и тем более счастливо. И это ещё вопрос, что такое счастье. Вот живёшь ты долго, и всё у тебя есть, а один как перст. Или от окружающих прохода нет и деваться от них некуда. Или…

Вариантов несчастья столько же, сколько людей. Это только счастье у всех более или менее одинаковое. Причём пока оно есть, обычно даже не подозреваешь, что ты счастлив. Вот когда оно проходит… И тут мы приближаемся к самому любопытному. Жить в СССР — это было счастье? Или как?

Поскольку кому-то простоять весь век в своём стойле, но с гарантией того, что с голоду пропасть не дадут. И ветеринар придёт, пусть плохой, и лечить будет плохо, но придёт с гарантией, — это и было счастье. И главное, ты знаешь, что страна у тебя самая лучшая. Не было и не будет такой вовек.

И будущее за нами. Даже если половина этих, которые «мы», не просто несимпатичны, а противны тебе до глубины души. А вторая, которая симпатична и на самом деле всего заслуживает, по жизни никто и звать их никак.

А жить в России? Как уже сказано, можешь всё. Молись кому хочешь. Езди, куда и зачем хочешь. Что хочешь строй. Что хочешь создавай. Сколько хочешь зарабатывай. Но! Гарантий — ноль. Заработал — отберут или пристрелят. Если сам себя не защитишь.

И ни малейшего шанса на то, что кому-то есть до тебя дело. Точнее, так и раньше было, но неофициально. А теперь тебе открыто дают понять, что, как человек труда, ты никто. И как интеллектуал никто. И как госслужащий. А как военнослужащий, ты вообще пушечное мясо, и скажи спасибо, что тебя врагу ещё не продали. Непосредственное начальство или прямым звонком из столицы — это уже неважно.

И кругом мафия, и ворьё, и сволочь лезет наверх по головам, даже не скрывая, что она сволочь. И гордится этим. Кругом сплошной бардак и бордель. Причём опять-таки есть все основания полагать, что эти, которые его организовали и возглавляют, — из прошлой жизни.

Они не с Марса. Не американские шпионы, которых специально забросили для того, чтобы тут всё развалить. И не внутренние враги. Поскольку никакие шпионы и враги ни в каком страшном сне до того, что творится вокруг, не додумались бы.

Однако жить-то надо. И вот, мало-помалу, зацепившись кто за что, народ, кто не уехал — и этого народу достаточно много, — осваивается жить на воле. Оно, конечно, непривычно и не всякий на это способен. И даже самых самостоятельных иногда нет-нет да охватит не то чтоб ностальгия или сплин, но какая-то смутная тоска.

Вот ведь и жили, в общем, бедно, в нищете жили. Но дружно. И про то, что они нищие — а даже самые богатые всё равно были нищие по меркам нормального мира, — не знали. Отчего испытывали оптимизм. Причём мерка нормального мира — это Штаты, Германия или Чехия. На худой конец Болгария. Но не Зимбабве, Йемен, Сомали или Афганистан.

С которыми сравни — действительно хорошо жили. Зажиточно и мирно. С высоким уровнем демократии и правового самосознания рядовых граждан. Не говоря уже о верхах. Хрущёв и Брежнев рядом с Салехом или Мугабе — это не застой, а процветание на всех направлениях. Западные ценности в социалистической упаковке. Что на самом деле было почти так.

Ну ладно, эти, которые с гор, а также из пустынь и джунглей, не подарок. Но ведь страна какая! Хоть в виде СССР. Хоть как Россия. Не одна шестая шарика, а только одна восьмая, но ведь не в том счастье. Однако места в стране — море.

Езжай куда хочешь. Хочешь один жить на куске территории размером с Англию или Судан — найдёшь. Хочешь в мегаполисе — есть мегаполисы. Хочешь в провинции — куда ни плюнь, сплошь провинция. С одного бока Европа. С другого Дальний Восток. Подбрюшье — сплошная Азия. Вся, которая есть. От Турции до Китая. Чего ещё?

Вода с неба льётся? Льётся. Или сыплется. Зимой. Пресная, регулярно и в большом количестве. Зелень в виде леса и степей растёт? Растёт и колосится на большей части территории. Детей рожать можно? Рожай их сколько хочешь. Нормы нет, никто не ограничивает. Собаку или кошку держать можно. И лошадь можно. И корову.

И частный бизнес можно организовывать. Хотя, конечно, если заработаешь всерьёз, попытаются всё, что ты заработал, отобрать. Или по мере сил притоптать. И не всегда бандиты. Государство опаснее для частника, чем любые бандиты. Оно само себе свои законы издаёт, и с ним не справишься — задавит. Но таковы правила игры.

Опять же, не нравится это государство, можно из него уехать. Куда угодно, лишь бы туда впустили. И, судя по результатам, впускают много куда. И те, кто уехал, там, куда они уехали, не бедствуют. Да и пока, несмотря на скепсис в отношении верхов, критикующих их поэтов и писателей не убивают и не сажают в тюрьмы и психушки. Их даже можно прочитать или услышать живьём.

Повторим: Интернет работает, электронная почта работает и телефоны соединяют. В том числе за границу. Жить можно. Понятно, что кого надо прослушивают, так их и при советской власти прослушивали. Без всяких мобильных и при отсутствовавших средствах электронной коммуникации. Да и где не прослушивают? В США? Ага. С-час. Большой привет новому россиянину товарищу Сноудену.

Конечно, раздражает, что циники и аферисты всплывают вокруг начальства и прут в его партии и фронты стройными рядами. И многие там преуспевают за большие деньги, а некоторые сами выбиваются в начальство. Что не сулит ни тем, кто их выдвинул, ни стране ничего хорошего. Но, говоря по чести, так было всегда. И вряд ли что-то изменится с течением времени.

Наполеон отменно выбирал маршалов. Но Талейран у него был не только умницей, но и редкостным мерзавцем. Пётр — эталон правителя эпохи перестройки. Но Меншиков был вором из воров даже по понятиям эпохи, не склонной к финансовой скрупулёзности. Екатерина не случайно звалась Великой, и Потёмкин её по-настоящему любил. Однако показуху и очковтирательство особо грандиозных масштабов не случайно по сей день называют потёмкинскими деревнями.

То же касается правителей. Черчилль был страстным курильщиком, бабником и любил выпить. Рузвельт якшался с мафиози. Гитлер же вёл примерный образ жизни, не пил, не курил и отличался склонностью к вегетарианству. Кто из них белый рыцарь, а кто главный негодяй всех времён и народов?

Расчётливый и осторожный режим Виши, капитулировавший перед Германией, сдав всё, что можно и нельзя, утверждал, что хотел сохранить Францию — и более ничего. Импульсивный де Голль, нарушив приказ вышестоящего командования, не сдался. Военное преступление? Если б фашисты победили, несомненно. Но именно они проиграли войну.

На Сталине некуда было ставить пробы. Злодей из злодеев, хотя и отмеченный печатью мрачного величия, часто свойственного великим посредственностям. Но без его свирепой готовности пожертвовать всем и всеми ради власти западные демократии проиграли бы войну — и проиграли её с треском. История сделала свой выбор, и выбор этот зависел отнюдь не от того, как выглядел реальный человек в реальной жизни.

Что полностью свойственно нашим временам и нашим, отечественным, правителям. Близкое окружение которых всегда складывается из тех, кто встретился им на жизненном пути. А также этих, встретившихся на пути, детей, мужей, жён, зятьёв и невесток. Их приближённых и ставленников.

Кто предан, того и назначают. По делу предан или от него будет только хуже — другой вопрос. Вне зависимости от того, энергичен он или ленив. Способен на многое, ни на что не способен или как придётся. Ну а что делать? Каков поп, таков и приход. Тут уж как выйдет.

Из всех, близких к российскому двору, более всего на истечении первой трети второй декады XXI-го столетия раздражают мебельщик, кинорежиссёр, раввин и бывший ректор — он же министр образования и науки. По испытываемой к ним массами ненависти все прочие — невинные дети.

Разве что дочь покойного мэра Северной столицы сравнима по числу вызываемого ею негатива с перечисленной четвёркой. Включая странноватый диссидентский период её уличной активности. А между тем все они не более чем символы системы — каждый по-своему. И, собственно, чего от них хотеть?

Каждый из них использовал место у трона для укрепления своего положения, в том числе финансового. Каждый вёл и ведёт себя лояльно к хозяину и высокомерно со всеми остальными. Да что высокомерно! Нагло и по-глупому агрессивно. Но иначе они просто не умеют. Люди такие. Несомненно талантливые, но с бешеным самомнением и карьерными инстинктами, заглушающими все прочие.

Почему, собственно, и заняты они большую часть времени не каким-либо полезным для окружающих делом, а главным: демонстрацией начальству своей к нему лояльности. А уже затем, лизнув начальство до самых гланд, тем, что на самом деле важно для них и их непосредственного окружения. В том числе делами сугубо земными. Не забывая близость к эмпиреям подчеркивать всем окружающим.

Хотя при случае они вполне могут сделать что-то доброе. Не только из-за выгоды. Если рисковать не нужно и для имиджа полезно — отчего не сделать? Но преимущественно от всей их бурной деятельности возникают в стране одни только скандалы национального и планетарного масштаба. То с культурной, научной и школьно-университетской элитой. То с «Оборонсервисом». То с евреями.

Евреев вообще никто в мировой истории построить не сумел. Куда уж тут оставшемуся после смерти Ребе без присмотра нахрапистому хасиду с пачкой иностранных паспортов и свежеиспечённым российским гражданством! Которого не зря в сверхпопулярной книге «Синдикат» талантливая Дина Рубина приложила, назвав «козлобородом».

Но, скажем ещё раз, всё это ничем не отличается от формирования аналогичных властных систем в государствах любого типа во все времена. Печально, что наверх, согласно известной русской поговорке, всплывает исключительно то, что потом поверху и плавает. Хотя и там встречаются кое-где крепкие профессионалы, способные менеджеры и люди порядочные. Отчего, если им приходится сделать гадость, делать они её будут без удовольствия.

Но вот кого там, наверху, нет, так это святых. Аферисты и авантюристы есть. Одна история с фильтрами для воды чего стоит. Серых бюрократов пруд пруди. И фанатика ещё можно встретить, хотя там их справедливо боятся. Но так, чтобы совсем без греха — этого нет.

Простая логика говорит: поди избавься от человека, на которого нет досье! Слишком велико искушение начальства поставить его на значимое место вместо того, кто его привёл. Да и потом, что, если он там, не дай Б-г, справится? Его же повышать придётся. И до какого, спрашивается, уровня?

Совсем уж честный, бескорыстный, талантливый, яркий, мотивированный и способный делать дело хорошо — это гвоздь в крышку гроба над любой государственной системой. Особенно если чурается лизоблюдства и подхалимажа. А по большей части люди такого типа не способны ни терпеть глупости, ни подчиняться дуракам, ни смотреть сквозь пальцы на коррупцию.

Ну и кому они нужны в нормальной государственной системе? Если не на иконах или на распятии? Не как недосягаемый символ чистоты веры и святости духа, а на госслужбе? Впрочем, такие и в конфессиональных системах никому в реальной жизни не нужны. Вне зависимости от того, кому и как там молятся. Мороки с ними…

Был такой в советские времена анекдот — про честность, ум и партийность. Которые Б-г человеку дал при условии, чтобы все вместе они не встречались. Отчего если честный и умный, то непременно беспартийный. Если умный и партийный, то сволочь. А если честный и партийный, то дурак. Сказка ложь, да в ней намёк. По старым временам как раз на лишение партбилета или небольшой срок. Ну а по новым, так сойдёт. Кто этого не знает?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)