|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках, а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. НеБойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это7 от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный. Сура 5 «Трапеза», аят 3
В обоих «Сахихах» приводится такой хадис: «К повелителю верующих ‘Умару ибн аль-Хаттабу пришёл один иудей и сказал: “О повелитель верующих! В вашем Писании есть один аят. Если бы он был ниспослан нам, иудеям, мы бы сделали праздником тот день, в который он был ниспослан”. ‘Умар спросил: “Что же это за аят?” Иудей ответил: “Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии…” ‘Умар сказал: “Поистине,я знаю день, в который был ниспослан этот аят, и место, в котором он был ниспослан. Он был ниспослан, когда Посланник Аллаха r стоял на ‘Арафате, и было это в пятницу”». Как мы уже сказали, ‘Умар спрашивал Посланника Аллаха r о некоторых аятах. Однажды ‘Умара спросили об аятах:
Вот Мы подняли над ними гору, словно тучу, и они подумали, что она упадёт на них. Крепко держитесь того, что Мы даровали вам, и помните то, что содержится в нём, — быть может, вы устрашитесь. Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это — для того, чтобы в День Воскрешения вы не говорили: «Мы не знали этого», или же не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?» Сура 7 «Ограды», аяты 171–173
‘Умар сказал, что он слышал, как Посланнику Аллаха r задали такой же вопрос, и он сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сотворил Адама, затем провёл по его спине Своей Десницей и вынул из неё его потомство и сказал: “Я сотворил этих для Рая, и они будут совершать дела обитателей Рая”. Затем Всевышний Аллах снова провёл по его спине, извлёк из неё его потомство и сказал: “Я сотворил этих для Огня, и они будут совершать дела обитателей Огня”». Один человек спросил: «О Посланник Аллаха, для чего же тогда что-то делать?» Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Всевышний Аллах, сотворив человека для Рая, требует от него совершать дела обитателей Рая до самой смерти, и тогда вводит Его в Рай. А сотворив человека для Огня, вводит его в Огонь только после того, как он вершит дела обитателей Огня до самой смерти» [Ахмад]. Сам ‘Умар передавал от Посланника Аллаха r разъяснение к некоторым аятам. Он никогда не считал себя вправе толковать аяты самостоятельно. Он лишь передавал то, что слышал от Посланника Аллаха r. Например, однажды его спросили о смыс- ле слов Всевышнего «Клянусь рассеивающими прах!» (сура 51 «Рассеивающие прах», аят 1), и он сказал: «Это ветра. И если бы я не слышал этого от Посланника Аллаха r, я не стал бы говорить об этом». Когда его спросили о словах Всевышнего «Клянусь несущими бремя!» (сура 51 «Рассеивающие прах», аят 2), он сказал: «Это облака. И если бы я не слышал этого от Посланника Аллаха r, я не стал бы говорить об этом». Когда его спросили о словах Всевышнего «Клянусь плывущими легко!» (сура 51 «Рассеивающие прах», аят 3), он сказал: «Это корабли. И если бы я не слышал этого от Посланника Аллаха r, я не стал бы говорить об этом». Когда его спросили о словах Всевышнего «Клянусь распределяющими дела!» (сура 51 «Рассеивающие прах», аят 4), он сказал: «Это ангелы. И если бы я не слышал этого от Посланника Аллаха r, я не стал бы говорить об этом». Если же ‘Умар не знал толкования того или иного аята, он обращался к сподвижникам, которые были известны как знатоки Корана, например к Ибн ‘Аббасу, или к Убайю ибн Ка‘бу[14], или к ‘Абдаллаху ибн Мас‘уду, или к Му‘азу. Однажды ‘Умар спросил сподвижников Посланника Аллаха r: «Как вы думаете, относительно чего ниспослан этот аят?» Он имел в виду слова Всевышнего: «Захочет ли ктонибудь из вас, если у него будет сад из финиковых пальм и виноградника, в котором текут реки и растут всякие плоды, чтобы его сад был поражён огненным вихрем и сгорел, когда его постигнет старость, а его дети будут ещё слабы? Так Аллах разъясняет вам знамения — быть может, вы поразмыслите» (сура 2 «Корова», аят 266). Они ответили: «Аллах знает об этом лучше». ‘Умар разгневался и сказал: «Скажите, знаете вы или нет». Ибн ‘Аббас сказал: «О повелитель верующих, мне кажется, я знаю кое-что об этом аяте». ‘Умар сказал: «О сын брата моего, говори же и не принижай себя». Ибн ‘Аббас сказал: «Это притча о деянии». ‘Умар спросил: «Каком деянии?» Ибн ‘Аббас сказал: «Речь идёт о богатом человеке, который был покорен Аллаху и вершил благие дела, а потом Всевышний послал к нему шайтана, и этот человек, послушав его, стал ослушиваться Аллаха, и это продолжалось до тех пор, пока его дурные дела не поглотили всё то благое, что он совершил ранее». А в другой версии этого сообщения говорится, что Ибн ‘Аббас сказал: «Имеются в виду деяния. Когда человек стар и у него большая семья, он больше всего нуждается в своём саде, а в День Воскрешения ему больше всего будут нужны его благие дела». ‘Умар сказал: «Ты сказал правду, о сын брата моего». Он сам комментировал некоторые аяты, как мы уже говорили. В качестве примера можно привести слова Всевышнего: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа» (сура 82 «Раскалывание», аят 6). ‘Умар сказал, комментируя этот аят: «Имеется в виду невежество». А о словах Всевышнего «когда души объединятся» (сура 81 «Скручивание», аят 7) он сказал: «Грешник соединится с грешником, скверный человек — со скверным». Он прокомментировал и слова Всевышнего «Раскаивайтесь перед Аллахом искренне» (сура 66 «Запрещение», аят 8), сказав:«Имеется в виду такое покаяние, после которого человек уже невозвращается к этому греху. Это и есть обязательное и совершенное раскаяние». ‘Умар также разъяснил слова Всевышнего: «Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят ради неверующих: “Эти следуют более верным путём, чем верующие”» (сура 4 «Женщины», аят 51), сказав, чтоджибт — это колдовство, а тагут — это Шайтан.
Глава вторая. ‘Умар ибн аль-Хаттаб и Посланник Аллаха r
‘Умар принадлежал к числу немногих мекканцев, знавших грамоту, что указывает на его любовь к знанию. Его первым учителем был Харб ибн Умайя, отец Абу Суфьяна ибн Харба[15]. Образование помогло ему занять достойное место среди своего народа. Однако, вне всякого сомнения, то воспитание и знания, которые ‘Умар получил от Посланника Аллаха r, оказали на формирование его личности несравнимо большее влияние. Сразу после принятия ислама ‘Умар почти не расставался с Посланником Аллаха r. В Медине ‘Умар тоже проводил в обществе Посланника Аллаха r очень много времени, поскольку жил в окрестностях Медины8. Он сам рассказывал, что уже после переселения в Медину они с соседом по очереди приходили к Посланнику Аллаха r, а потом передавали друг другу то, что слышали от него, приобретая таким образом полезное знание. Сразу после принятия ислама ‘Умар стал проявлять живой интерес к Книге Всевышнего. Он стал заучивать Коран и читать Его, размышлять над его аятами и спрашивать Посланника Аллаха r об их толковании и причинах их ниспослания. Он не только заботился о том, чтобы правильно читать каждый аят, но и регулярно повторял уже заученное. Любовь к Аллаху и Его Посланнику r стала основой воспитания, которое получили сподвижники на протяжении того времени, когда Посланник Аллаха r находился среди них. Посланник Аллаха r старался очистить своих сподвижников от всякой скверны: очистить их сердца, их мысли, их жизнь. Это было духовное и телесное очищение. Такому же очищению подвергся будущий второй праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Всевышний Аллах сказал: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |