АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономический кризис (голодный год)

Читайте также:
  1. I. КРИЗИС НАУК КАК ВЫРАЖЕНИЕ РАДИКАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  2. I. Кризис человеческого самопознания
  3. PR-консалтинг в кризисных ситуациях.
  4. А. Психоанализ и юношеский кризис
  5. Активизация военно-морской стратегии США и нарастание внутреннего кризиса в Японии
  6. Апогей и кризис 1 страница
  7. Апогей и кризис 10 страница
  8. Апогей и кризис 2 страница
  9. Апогей и кризис 3 страница
  10. Апогей и кризис 4 страница
  11. Апогей и кризис 5 страница
  12. Апогей и кризис 6 страница

Всевышний Аллах подвергает людей испытаниям. Таков Его неизменный обычай, дей-

ствующий во все времена. Самыми серьёзными испытаниями, которым подверглись

люди во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, стали эпидемия чумы в Амавасе и страш-

ная засуха в 18 году хиджры, из-за которой на Аравийском полуострове начался голод

и падёж скота.

Бедуины старались перебраться поближе к городам, чтобы не умереть от голода.

Для решения проблемы ‘Умар предпринял следующие шаги.

Во-первых, он показал людям пример: он сам страдал от голода так же, как страдали остальные, и ел то же, что ели в это время остальные люди. Мясо, молоко и сливочное масло сильно подорожали, и ‘Умар, подобно большинству людей, отказался от их употребления, стал питаться хлебом, приправленным растительным маслом, и вскоре люди заметили признаки истощения на его лице и теле.

Когда однажды его слуга принёс ему поднос с мясом, он велел отдать эту еду людям, а сам поел хлеба. Он поступал так до тех пор, пока голод не кончился.

Во-вторых, по велению ‘Умара были организованы приюты для страдавших от голода. Там размещали бедуинов, прибывавших из пустыни. Их кормили и оказывали им посильную помощь. В голодный год их число доходило до шестидесяти тысяч. А когда голод кончился, ‘Умар велел выдать этим людям припасы на дорогу и верховых и вьючных животных, чтобы они могли вернуться в свои земли.

‘Умар не только следил за тем, чтобы всем прибывающим вовремя оказывалась помощь, но и сам участвовал в этом. Он носил мешки с мукой, сам готовил еду и раздавал людям, приносил им одежду и навещал их.

Во время засухи ‘Умар часто обращался к Аллаху с мольбами, прося избавить общину Мухаммада от этого тяжкого испытания.

Одна из жён ‘Умара рассказывала: «В период голода он не приближался к своим жёнам до тех пор, пока не смог наконец накормить людей».

В-третьих, ‘Умар послал гонцов в наиболее богатые области исламского государства. Он обратился за помощью к ‘Амру ибн аль-‘Асу, который в то время был наместником Египта, и тот послал к ‘Умару караван из тысячи верблюдов, гружё-

ных мукой, а также двадцать кораблей с мукой и жиром и пять тысяч одежд.

Наместники Шама и Ирака также послали к ‘Умару несколько тысяч верблюдов, гружёных продуктами. Полученную помощь ‘Умар распределял среди голодающих жителей Аравийского полуострова.

‘Умар также говорил, что, если засуха продолжится, он велит обитателям каждого дома взять к себе столько же голодающих, чтобы все могли выжить.

В-четвёртых, он велел своим наместникам выйти в один и тот же день вместе с людьми и обратиться к Аллаху с мольбой, и сам сделал то же самое. При этом он надел плащ Посланника Аллаха r. Он перевернул плащ, как делал в своё время Посланник Аллаха r, когда обращался к Всевышнему Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, а потом долго обращался к Нему с мольбами, плакал и просил прощения. Известно также, что он попросил аль-‘Аббаса, дядю Посланника Аллаха r, обратиться к Аллаху

с мольбой о ниспослании дождя, поскольку они с Посланником Аллаха r были очень близки. После этого поднялся ветер, собрались тучи, а потом ветер успокоился и пошёл дождь.

В-пятых, ‘Умар приостановил применение установленных Шариатом наказаний в голодный год. Он велел не отрубать руку за воровство в этот период, потому что голод вынуждал людей к воровству. Положение многих было настолько трудным, что

они вынуждены были питаться обожжёнными шкурами павшей скотины и сожжёнными и стёртыми в порошок костями. В подобных условиях люди решались на воровство, чтобы не умереть от голода, поэтому не было оснований подвергать их наказанию.

Когда слуги Хатыба украли у одного человека верблюдицу и закололи её, ‘Умар велел Хатыбу выплатить стоимость верблюдицы её владельцу и сказал: «Вы заставляете их работать и при этом морите голодом так, что, если бы они съели нечто запретное, это было бы для них разрешённым!»

В-шестых, ‘Умар остановил выплату закята в голодный год и собрал его с людей позже, когда засуха закончилась.

§ 3. Эпидемия чумы

В 18 году хиджры произошло ужасное событие, получившее название «чума Амаваса». Причиной чумы, по всей видимости, стало большое количество трупов, которые остались в этих районах Шама после сражений мусульман с византийцами. От болезни погибло множество людей, в том числе и Абу ‘Убайда. Болезнь свирепствовала до тех пор, пока ‘Амр ибн аль-‘Ас не велел людям подняться в горы и разойтись. После этого эпидемия прекратилась.

‘Умар, узнав о начинающейся эпидемии, вызвал Абу ‘Убайду к себе. Однако Абу ‘Убайда, поняв, что ‘Умар таким образом хочет уберечь его от чумы, написал ему в ответ, что он не желает покидать своих воинов и готов разделить их участь. ‘Умар, получив его письмо, заплакал и написал Абу ‘Убайде, чтобы он велел людям подняться выше, а не находиться в низине.

Заболев, Абу ‘Убайда обратился к мусульманам с такими словами: «Я дам вам наставление, следуя которому вы пребудете во благе и в этом мире, и после того как покинете его. Совершайте молитву, выплачивайте закят, поститесь, подавайте милостыню, совершайте хадж и ‘умру, поддерживайте связь друг с другом и любите друг друга. Будьте верны и искренни по отношению к своим предводителям и не обманывайте их. И пусть мирские блага не отвлекают вас, ибо, поистине, даже если проживёт человек тысячу лет, всё равно он потом умрёт, как умираю я. Поистине, Аллах предопределил смерть всем сынам Адама, и все они непременно умрут. Самый благоразумный из них — наиболее покорный Господу и усерднее всего трудящий-

ся для мира вечного».

После кончины Абу ‘Убайды Му‘аз ибн Джабаль обратился к людям с проникновенной проповедью, напоминая им о Судном дне и мире вечном. Когда ‘Умару сообщили о гибели Абу ‘Убайды, он заплакал и заплакали остальные

люди, которые находились у него в это время, одновременно смиряя свои сердца перед Всевышним Аллахом и Его предопределением.

Вскоре за Абу ‘Убайдой последовал и Му‘аз ибн Джабаль. Сначала заболел и умер его сын, а потом болезнь поразила и самого Му‘аза. Когда он скончался, ему было всего 38 лет. До самой последней минуты своей жизни он оставался стойким и исполненным веры и смирения. Когда его хоронили, ‘Амр сказал: «Да помилует тебя Аллах, о Му‘аз… Мы знали тебя одним из лучших и самых искренних мусульман. Ты увещевал невежественного, был строг к нечестивцу и милосерден к верующим».

‘Умара и других жителей Медины сильно опечалила смерть Му‘аза. И дело было не только в том, что все они любили его как искреннего, богобоязненного и праведного брата по вере, но и в том, что он был учёным и вместе с ним этот мир покинуло его знание. Мусульмане потеряли великого учителя и наставника.

И ‘Умар, и остальные сподвижники помнили хадис-кудси: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он очень сильно любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» [Бухари, № 6424].

Му‘аз и Абу ‘Убайда понимали, что болезни, несчастья и трудности — обычай, установленный Всевышним Аллахом в этом мире, и на долю каждого человека непременно выпадает что-то из них.

Всевышний сказал:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)