|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Согласное мнение
Более того, существует согласное мнение сподвижников относительно того, что именно ‘Умар должен был стать халифом после Абу Бакра. ‘Абдаллах ибн ‘Аббас зашёл к ‘Умару после того, как его ранили, и сказал ему: «Радуйся, о повелитель верующих! Ты принял ислам, когда другие оставались неверующими, и помогал Посланнику Аллаха r, когда другие отвернулись от него, и Посланник Аллаха r, умирая, был доволен тобою, и никто не оспаривал законность твоего избрания…» Ас-Сабуни сказал: «Потом к власти пришёл ‘Умар благодаря тому, что Абу Бакр ас-Сыддик назначил его своим преемником, а также по согласному мнению мусульман». Ан-Навави сказал: «Абу Бакр ас-Сыддик был избран по согласному мнению мусульман, и избрание им ‘Умара в качестве преемника также было осуществлено по согласному мнению мусульман». Подобные высказывания принадлежат также Ибн Таймийе, комментатору книги «Аль-‘Акида ат-тахавийя» и другим авторитетным учёным. Прежде чем назначить ‘Умара своим преемником, Абу Бакр ас-Сыддик также посоветовался с Са‘идом ибн Зайдом и некоторыми другими сподвижниками. Все они говорили об ‘Умаре примерно одно и то же. И только Тальху ибн ‘Убайдаллаха испугала строгость ‘Умара. Он сказал Абу Бакру: «Что скажешь ты Господу, когда Он спросит тебя, почему ты сделал своим преемником столь сурового и строгого человека?» Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Помогите мне сесть… Вы угрожаете мне карой Аллаха? Горе тому, кто поступит с вами несправедливо. Я говорю: “О Аллах, сделай их правителем лучшего из Твоих рабов!”» Это возражение, как мы видим, касалось именно строгости ‘Умара, однако никто из сподвижников не выступал против его назначения и не обвинял в некомпетентности и неспособности править мусульманами. Позже появились представители разных впавших в заблуждение групп. Они утверждали, что правление ‘Умара было незаконным. Однако эти бездоказательные утверждения не имеют никакого веса на фоне согласного мнения сподвижников и не могут опровергнуть его.
§ 4. Речь ‘Умара ибн аль-Хаттаба после избрания
До нас дошли разные версии первой речи ‘Умара, с которой он обратился к мусульманам в качестве халифа. Согласно некоторым сообщениям, он поднялся на минбар и сказал: «О Аллах, поистине, я суров, так смягчи же меня, и я слаб, так укрепи же меня, и я скуп, так сделай же меня щедрым!» Передают также, что он сказал: «Поистине, Аллах испытал вас мною и испытал меня вами». Передают также, что он взошёл на минбар и хотел сесть там, где обычно садился Абу Бакр, но потом сказал: «Не хочу, чтобы это выглядело так, будто я считаю себя достойным сидеть на месте Абу Бакра» — и спустился ниже. Потом он воздал хвалу Аллаху должным образом и сказал: «Читайте Коран — и вы познаете его; поступайте в соответствии с ним — и вы станете его приверженцами. Взвесьте себя32 прежде, чем вы будете взвешены, и готовьтесь к тому Дню, когда вы предстанете перед Аллахом и ничего не сможете скрыть. Никто не заслуживает того, Поистине, я занимаю по отношению к имуществу Аллаха ту же позицию, которую занимает покровитель сироты: если у него получается обходиться своими средствами, он так и делает, а если он вынужден взять что-то из имущества сироты, он берёт лишь столько, сколько ему необходимо». Версии разнятся потому, что один человек передал одну часть речи ‘Умара, другой — другую, и так далее. В целом речь ‘Умара мало чем отличается от речей, которые произносили другие халифы. Все они в своих речах упоминали о религии и богобоязненности и одновременно затрагивали политические, административные и экономические вопросы. Если собрать воедино все дошедшие до нас версии речи ‘Умара, можно сделать следующие выводы. 1. ‘Умар считал свой приход к власти испытанием и понимал, что Всевышний Аллах спросит с него за всё, что он будет делать во время своего правления. Подобно остальным праведным халифам, ‘Умар не стремился к власти и относился к правлению как к нелёгкой обязанности, а не как к благу, к которому стоит стремиться. 2. Как правитель государства он обязан заботиться обо всех своих подданных и назначить наместниками в различные области государства лучших кандидатов, а после назначения тщательно контролировать их. 3. Строгость ‘Умара, которой боялись многие, уравновешивалась его справедливостью. 4. ‘Умар обещал усилить охрану границ и защитить государство от внешних врагов. 5. Он также пообещал соблюдать все имущественные права и распределять все поступления в казну в соответствии с нормами Шариата. 6. В то же время ‘Умар потребовал от мусульман, чтобы они исполняли свои обязанности по отношению к нему, то есть подчинялись ему, давали ему советы, побуждали к одобряемому и удерживали от порицаемого. ‘Умар ибн аль-Хаттаб был суровым и строгим как при жизни Посланника Аллаха r, так и в период правления Абу Бакра, и он сам опасался, что эти его качества будут мешать ему править мусульманами должным образом. Поэтому он и обратился к Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Он помог ему смягчиться. Всевышний Аллах внял мольбе ‘Умара, и, став халифом, он действительно сделался более мягким и чутким. При жизни праведных халифов общая присяга считалась обязательной только для жителей Медины: новому халифу должны были присягнуть все жители Медины, хотя на присягу могли прийти и жители других областей. Объясняется это условие невозможностью собрать всех жителей большого исламского государства вместе, чтобы каждый из них присягнул халифу лично. Из ранних источников мы знаем, что в период правления праведных халифов женщины не приносили присягу халифам. Мужчины не обязывали их к этому, и сами они не изъявляли желания участвовать в общей присяге. Это исторический факт. Однако ни в Коране, ни в Сунне нет никаких указаний на то, что женщине запрещается участвовать в присяге наравне с мужчинами. Первым указом, который издал ‘Умар, став халифом, было веление вернуть всех женщин и детей, попавших в плен во время войн с вероотступниками, их близким. Этот смелый шаг способствовал сплочению мусульман и дал им почувствовать, что все они равны перед Шариатом Всевышнего. ‘Умар также разрешил раскаявшимся вероотступникам участвовать в сражениях на пути Аллаха, и они были в числе тех, кто открывал новые земли для ислама в период правления ‘Умара. Между понятиями «царь» и «халиф» есть разница. Однажды ‘Умар спросил Сальмана аль-Фариси[29]: «Я царь или халиф?» Тот ответил: «Если соберёшь ты с земли дирхем, или больше того, или меньше того, а потом употребишь его не по назначению, то ты не халиф, а царь».
Совет
Посланник Аллаха r очень часто советовался со своими сподвижниками. Он советовал- ся с ними относительно битвы при Бадре, битвы при Ухуде и Битвы у рва и отказывался от своего мнения ради мнения молодых мусульман, чтобы научить их правильно совещаться и свободно и смело высказывать своё мнение, как это было перед битвой у рва. Пророк r посоветовался со своими сподвижниками, желая заключить перемирие с племенем гатафан с условием, что он будет отдавать им треть плодов Медины, а они перестанут поддерживать курайшитов. Представители ансаров не согла- сились с его решением, и он поступил, как хотели они. А в Худайбийи, когда сподвижники Пророка r не подчинились его велению выйти из ихрама, он посоветовался с Умм Салямой[30]. Он вошёл к ней со словами: «Погибли люди! Я велел им, а они не подчинились мне. Им трудно смириться с тем, что придётся отказаться от ‘умры, к которой они готовились…» Умм Саляма посоветовала ему первым выйти из ихрама, чтобы они увидели это, и он внял её совету. Увидев, что он вышел из ихрама, сподвижники поспешили последовать его примеру. Посланник Аллаха r утвердил совет в мусульманском обществе своим словом и делом, и его сподвижники и их последователи, а также все наши праведные предшественники следовали его примеру. Со временем совет стал одной из отличительных черт мусульманского общества, и так будет всегда. Совет был неотъемлемой частью жизни исламского государства. Все важные вопросы решались на совете. Глава государства не принимал решения, не посоветовавшись со своими подданными. Всевышний Аллах сказал:
По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |