|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воистину, в этом — знамения для людей разумеющихСура 16 «Пчёлы», аят 12 Дырар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «Аллах велик! Это же и есть белый дворец хосроя! Это обещанное нам Аллахом! Истину сказал Его Посланник!» И он снова воскликнул: «Аллах велик!» — и остальные стали повторять за ним. Са‘д советуется со своими сподвижниками относительно переправы. Узнав о том, что хосрой перебрался в восточную часть города и забрал с собой все корабли, Са‘д растерялся. Враг перед ними, и их разделяет только река, однако её нельзя перейти, потому что нет кораблей… При этом Са‘д боялся, что персы уйдут и потом покончить с ними будет чрезвычайно сложно. К Са‘ду пришли персы, которые указали ему брод. В этом месте, сказали они, можно перейти реку, однако это рискованно. Са‘д колебался. И вдруг река потекла быстрее. Вода в ней потемнела, и на поверхности её появилась пена от быстроты течения. В это время Са‘д увидел благое видение о том, как лошади мусульман переходят реку. После этого он велел людям готовиться к переправе, что свидетельствовало об искренности веры Са‘да и его решительности и отваге. Он сказал: «Я принял решение перейти на другую сторону реки». Они сказали в один голос: «Пусть Аллах дарует нам благоразумие и укажет нам верный путь… Действуй!» Уповая на Всевышнего Аллаха, и обращаясь к нему с мольбами, мусульмане стали готовиться к переправе. Переправа через реку и покорение Мадаина. Са‘д спросил: «Кто переправится первым и будет защищать нас на том берегу, чтобы мы пошли за ним и все вместе помешали им выйти нам навстречу?» ‘Асым ибн ‘Амр вызвался сделать это. А он был доблестным воином. Он взял с собой шестьсот доблестных и отважных воинов и доехал вместе с ними до берега Тигра. Там он спросил: «Кто переправится первым вместе со мной, чтобы нам охранять переправу?» Взяв с собой шестьдесят добровольцев, он вошёл в реку первым. За ним последовали оставшиеся воины из тех шести сотен. Этот отряд добровольцев был назван отрядом ужасов. Они не пошли все сразу. Они рисковали жизнями, но этот риск был оправданным. Мусульманам необходимо было выяснить, действительно ли можно перейти реку в этом месте, а для этого кто-то должен был попробовать. В случае необходимости члены этого небольшого отряда могли помогать друг другу, а если бы что-то случилось с ними, мусульмане не потеряли бы много воинов. Для этого важного дела были отобраны самые смелые и стойкие мусульмане, которые могли правильно действовать в чрезвычайной ситуации и не терять присутствия духа. В этот отряд входили Асамм ибн Валляд ат-Тайми, аль-Калядж ад-Дубби, Абу Муфаззир аль-Асвад ибн Кутба, Шурах-биль ибн ас-Симт аль-Кинди, Хаджль аль-Иджли, Малик ибн Ка‘б аль-Хамадани и другие. На той стороне, в воде, у самого бе- рега, мусульман встретили персы, однако мусульмане направили на них свои копья. Лошади персов, почувствовав уколы копий, бросились на берег, и всадники не могли остановить их. Мусульмане догнали их и убили большинство из них. Остальным удалось бежать. После этого остальные воины переправились. Таким образом, на другом берегу оказалось шесть сотен мусульманских воинов. Мусульмане переправились через реку. Увидев, что мусульмане захватили переправу, персы поняли, что сражаться уже бесполезно. Йездигерд покинул город и бежал в Хульван87. Свою семью он отправил туда ещё раньше. Увидев, что переправа под охраной, Са‘д велел мусульманам переправляться, и они начали переправу со словами: «Просим у Аллаха помощи и уповаем на Него. Достаточно нам Аллаха, и прекрасный Он Покровитель! Нет могущества и силы ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха!» Сальман аль-Фариси находился рядом с Са‘дом. Когда их лошади поплыли, Са‘д стал говорить: «Достаточно нам Аллаха, и прекрасный Он Покровитель! Клянусь Аллахом, Аллах непременно поможет Своему покорному рабу и непременно воз- высит Свою религию и нанесёт сокрушительное поражение Своему врагу, если только в войске не будет нечестивцев и если грехи не пересилят благие дела!» Сальман сказал ему: «Ислам молод и чист, и мусульманам покорятся воды, как уже покорилась суша, и клянусь Тем, в Чьей Длани душа Сальмана, они выйдут из воды толпами точно так же, как вошли в неё!» И по воле Аллаха предречённое им сбылось. Ни один из них ничего не потерял и никто не утонул. Только один человек упал со своего коня, однако аль-Ка‘ка‘ помог ему, поймав повод его коня, и они выбрались на берёг целыми и невредимыми. Несмотря на угрожавшую им опасность, аль-Ка‘ка‘ поспешил помочь брату по вере, забыв о себе. Это было одним из благородных проявлений братства по вере. Мусульмане вступили в город, не встретив сопротивления. Са‘д вошёл в белый дворец и сделал его местом для совершения молитвы. Стоя под сводами дворца, он прочитал: Сколько они оставили садов, источников, посевов, прекрасных мест и блаженства, в котором они пребывали! Вот так! Мы позволили унаследовать это другому народу. Сура 44 «Дым», аяты 25–28 Мусульманам досталась огромная военная добыча. Са‘д отправил погоню за теми, кто сбежал с сокровищами и имуществом, и никому из них не удалось уйти. Первым вошёл в Мадаин отряд аль-Ка‘ка‘ ибн ‘Амра, который называли аль-харса — ‘безмолвный отряд’, а за ним — отряд ‘Асыма ибн ‘Амра, прозванный отрядом ужасов. Честность мусульман. У хосроя были несметные богатства, и персидская знать обладала немалыми сокровищами. Однако золото, серебро, драгоценные камни и произведения искусства, которые попадали в руки мусульман в результате сраже- ний с персами, не пробуждали в мусульманах жадности. Никому из них и в голову не приходило присвоить что-нибудь из трофеев. Они понимали: даже если их не видит никто из людей, Всевышний Аллах видит их всегда и везде, и никакие мирские блага не стоят того, чтобы из-за них ввергать с себя в Огонь. А потому стоило им обнаружить что-нибудь ценное, как они тут же отдавали это сборщику трофеев, даже если находка была очень дорогой. Мусульмане понимали: имущество, приобретённое запретным путём, не принесёт блага, и его следует сторониться. Аль-Ка‘ка‘ убил одного из персидских воинов и заглянул в два свёртка, которые тот вёз с собой. В одном оказалось пять мечей, а в другом — шесть. Это были мечи правителей персов и правителей, с которыми сражались персы в своё время. Среди них был меч хосроя и меч Ираклия. Там же были кольчуги правителей и среди них — кольчуги хосроя и кольчуга Ираклия. Он принёс всё это Са‘ду, и тот предложил ему выбрать один меч. Аль-Ка‘ка‘ выбрал меч Ираклия. Са‘д отдал ему также кольчугу Баграма. Остальные мечи и кольчуги Са‘д отдал отряду аль-Ка‘ка‘, а меч хосроя и ан-Ну‘мана он послал ‘Умару, чтобы арабы увидели их, поскольку они знали, как они выглядят. Это, безусловно, способствовало воодушевлению мусульман. Ведь в их руках оказались доспехи великих правителей и военачальников врага, а это было серьёзным достижением. Сподвижники хвалили воинов — участников сражения при Кадисийи. Са‘д ибн Абу Ваккас сказал: «Клянусь Аллахом, это надёжное и верное войско, и если бы не то, что сказано об участниках битвы при Бадре, я бы сказал, что они не уступают участ- никам битвы при Бадре!» А Джабир ибн ‘Абдаллах сказал: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества, посмотрев на участников сражения при Кадисийи, мы не увидели ни одного человека, который стремился бы не только к миру вечному, но и к миру этому». И он особо выделил Туляйху ибн Хувайлида, ‘Амра ибн Ма‘дия-Кариба и Кайса ибн Макшуха. Это — удивительный факт и ещё одно подтверждение того, что пути Всевышнего неисповедимы и только Всевышний Аллах знает, как может измениться человек за короткое время. Дело в том, что Туляйха, ‘Амр и Кайс в своё время были злейшими врагами мусульман, и никому бы в голову не пришло, что однажды они станут искренними мусульманами и героями, сражающимися на пути Аллаха. Но такова была воля Всевышнего, и Он может всё… А дело было так. Когда Посланник Аллаха r заболел своей предсмертной болезнью после совершения прощального хаджа, аль-Асвад аль-Анси объявил себя пророком. Некоторое время он пробыл в Наджране, где к нему примкнул ‘Амр ибн Ма‘дий Кариб аз-Зубайди и Кайс ибн Макшух аль-Муради. Персы-мусульмане Фируз и Дазавейхи смогли договориться с Кайсом ибн Макшухом аль-Муради, который командовал войсками аль-Асвада, чтобы он помог им избавиться от аль-Асвада, потому что между Кайсом и аль-Асвадом возникли раз- ногласия и он боялся, что аль-Асвад может убить его в любую минуту. Они воспользовались помощью персиянки Азад, жены аль-Асвада, которая раньше была женой Шахра ибн Базана, убитого аль-Асвадом, и к тому же двоюродной сестрой Фи- руза ад-Дайлями. Аль-Асвад женился на ней против её воли, и она ненавидела его. После того как с аль-Асвадом было покончено, Абу Бакр ас-Сыддик назначил Фируза ад-Дайлями наместником Саны и сообщил ему об этом. Он не назначил на эту должность Кайса, потому что тот поддерживал аль-Асвада и последовал за ним добровольно и искренне, объятый желанием поддержать своё племя или же охваченный жаждой власти, а у Абу Бакра был принцип: не назначать на важные должности бывших вероотступников. Дазавейхи и Джушаймиша Абу Бакр назначил помощниками Фируза. После этого Кайс ибн Макшух аль-Муради изменился и решил убить троих предво- дителей персов-мусульман. Ему удалось убить Дазавейхи, а Фируз, почуяв недоброе, бежал к своим дядьям по матери в Хаулян. Кайс не остановился на достигнутом, а начал настраивать местных жителей против персов-мусульман. Он старался убедить предводителей некоторых племён в том, что персы-мусульмане подчинили их себе и навязывают им свою власть. Он заявил, что нужно казнить троих руководителей персов, а остальных изгнать. Однако эти предводители никак не отреагировали на его пламенные речи и предпочли остаться в стороне от назревающих столкновений. Они сказали Кайсу: «Это твои товарищи, вот и разбирайся с ними сам». Отчаявшись найти у них поддержку, Кайс написал остаткам войска аль-Асвада — и тем, которые кочевали между Саной и Наджраном, и тем, кто отправился к Ляхиджу. Он призвал их помочь ему изгнать персов-мусульман. Жители Саны ни о чём не подозревали до тех пор, пока не обнаружили, что окружены со всех сторон остатками войска аль- Асвада аль-Анси. Затем Кайс начал собирать персов-мусульман, чтобы изгнать их из города. Добравшись до Хауляна, Фируз ад-Дайлями написал оттуда Абу Бакру ас-Сыддику, сообщая ему о поступке Кайса. Тогда Абу Бакр написал тем же предводителям, которым писал в своё время Посланник Аллаха r. Текст послания был ясным и однозначным: «Помогите персам-мусульманам против тех, кто напал на них и окружил их. Подчиняйтесь Фирузу и сражайтесь вместе с ним, ибо я назначил его наместником». Фируз, в свою очередь, связался с несколькими племенами, среди которых были и бану ‘Акиль ибн Раби‘а ибн ‘Амир ибн Са‘са‘, и попросил у них помощи. Затем он обратился к племени акк с той же целью. А Абу Бакр ас-Сыддик послал обращения к ат-Тахиру ибн Абу Халя и к Масруку аль-‘Акки, которые были посредниками между аккитами и аш‘аритами, побуждая их помочь персам-мусульманам. Также Абу Бакр отправил войска под командованием ‘Икримы и аль-Мухаджира, чтобы окончательно устранить смуту, устроенную аль-Асвадом. Каждый отправился в свою сторону. Они всеми силами старались предотвратить изгнание персов-мусульман из Йемена. И они спасли их, а потом, объединившись, пошли на Сану. Кайс вынужден был оставить город и, подобно остаткам войска аль-Асвада, скитаться между Наджраном, Саной и Ляхиджем. Потом он присоединился к ‘Амру ибн Ма‘дию-Карибу, который примкнул к остаткам войска аль-Асвада аль-Анси, названным отрядами Ляхиджа, поскольку они направлялись в Ляхидж. В Сане тем временем снова воцарились мир и спокойствие. Кайс и ‘Амр приготовились сражаться вместе, однако вскоре между ними начались разногласия, и они снова разошлись. Когда пришёл аль-Мухаджир, ‘Амр поспешил сдаться. Кайс последовал его примеру. Аль-Мухаджир велел связать их и отвезти к Абу Бакру. Тот высказал им порицание, они же раскаялись в содеянном, и он отпустил их после того, как они исправились и снова стали хорошими мусульманами. Туляйха аль-Асади был третьим лжепророком, появившимся в конце жизни Посланника Аллаха r. Его звали Туляйха ибн Хувайлид ибн Науфаль ибн Надаля аль-Асади. Он прибыл к Посланнику Аллаха r в составе делегации и сказал, кичась перед ним своим исламом: «Мы пришли к тебе, чтобы засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты — Его раб и посланник, и ты не посылал к нам никого, а за нами есть ещё люди!» Тогда Всевышний Аллах ниспослал: Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: «Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привёл вас к вере, если вы вообще говорите правду». Сура 49 «Комнаты», аят 17 Когда они вернулись на родину, Туляйха отрёкся от ислама, объявил себя пророком и встал лагерем в Сумайре — одной из областей Йемена. За ним последовали простые люди, и постепенно все узнали о появлении нового лжепророка. Однажды, когда он находился в пути вместе с группой соплеменников, у них кончилась вода, и они стали испытывать сильную жажду. Тогда Туляйха сказал в стихотворной форме: «Садитесь на ‘Аляля, проскачите несколько миль, и найдёте воду». (‘Аляль — кличка коня Туляйхи.) Они последовали его совету и действительно нашли воду. Они посчитали это чудом и доказательством того, что Туляйха на самом деле пророк. Туляйха убрал из обязательной молитвы земной поклон и утверждал, что к нему приходит Откровение с небес. Он говорил рифмованной прозой, пытаясь подражать Корану, однако его сочинения были весьма примитивными по сравнению с Открове- нием Всевышнего Аллаха. Вскоре число его последователей увеличилось. Посланник Аллаха r послал Дырара ибн аль-Азвара аль-Асади сражаться с ним, однако Дырар ничего не смог с ним поделать из-за многочисленности его войска — особенно после того, как в Туляйху уверовали два сильных племени-союзника — асад и гатафан. Посланник Аллаха r скончался до того, как мусульмане разбили войско Туляйхи. Абу Бакр ас-Сыддик стал халифом и разделил войско мусульман на несколько отрядов для сражения с вероотступниками, среди которых был и Туляйха. Абу Бакр послал против него войско под командованием Халида ибн аль-Валида. Туляйху окружали его соплеменники из бану Асад, а также люди из племени гатафан. К ним примкнули также бану ‘Абс и бану Зубьян. Вскоре к ним пришёл Халид ибн аль-Валид с отрядом анса- ров, которым командовал Сабит ибн Кайс ибн Шаммас. Он послал вперёд Сабита ибн Акрама и ‘Уккашу ибн Михсана, которые вызвали на бой предводителей вероотступников. В поединке ‘Уккаша убил сына Туляйхи — Хубаля ибн Туляйху. Тогда Туляйха бросился на него и убил. А Саляма убил Сабита ибн Акрама. Когда подошёл Халид, он увидел, что ‘Уккаша и Сабит убиты. Халид встретился с Туляйхой аль-Асади в местечке под названием Бузаха. С окрестностей стянулись бедуины, чтобы посмотреть, чем закончится битва. Вскоре подошёл Туляйха со своим войском. С ним был ‘Уяйна ибн Хисн в сопровождении семисот воинов из бану Фазара. Воины построились. Туляйха завернулся в свой плащ и принялся, по его утверждению, ожидать момента, когда к нему придёт Откровение. ‘Уяйна начал сражение. Уставая сражаться, он приходил к Туляйхе и спрашивал: «Ну что, пришёл к тебе Джибриль?» Тот отвечал: «Нет». На третий раз он сказал: «Да». ‘Уяйна спросил: «Ну и что он тебе сказал?» Туляйха ответил: «Он сказал мне: “Тебе — жернова, как его жернова, и разговоры, которых ты не забудешь”». ‘Уяйна сказал: «Думаю, Аллах знал, что о тебе заговорят так, что ты этого никогда не забудешь!» Затем он сказал: «О бану Фазара! Уходите!» И он ушёл, и люди оставили Туляйху, а когда к нему приблизились мусульмане, он посадил свою жену Наввар на заранее приготовленного верблюда и бежал с ней в Шам. Его войско разбежалось. Многие из его ближайших сподвижников погибли. Туляйха остановился у племени кальб. Он принял ислам и оставался там до самой кончины Абу Бакра ас-Сыддика. Он принял ислам после того, как узнал, что племена асад, гатафан и ‘амир приняли ислам. Ещё при жизни Абу Бакра Туляйха отправился в Мекку, чтобы совершить ‘умру. Когда он проезжал по окраинам Медины, Абу Бакру сказали: «Это Туляйха!» Абу Бакр сказал в ответ: «И что я должен с ним сделать? Оставьте его в покое — Аллах привёл его в ислам». Ибн Касир (да помилует его Аллах) пишет: «Что касается Туляйхи, то он вернулся в ислам, а потом отправился в Мекку совершать ‘умру во времена Абу Бакра ас-Сыддика, однако стыдился показываться ему на глаза до самой смерти Абу Бакра». Такова история трёх человек, которых Джабир назвал самыми смелыми, скромными и равнодушными к мирским благам из всех воинов, участвовавших в сражении при Кадисийи. Они были злейшими врагами ислама и даже убивали мусульман, а потом превратились в героев ислама, храбро сражавшихся на пути Аллаха. Такое чудо способна сотворить с человеком только вера. ‘Умар также похвалил воинов, участвовавших в сражении при Кадисийи. Са‘д послал пятую часть военной добычи ‘Умару, а с ней — диковинки, которые он хотел показать арабам. Когда к ‘Умару прибыли посланцы с сокровищами хосроя, ‘Умар ска- зал: «Поистине, люди, которые принесли это, честны и достойны доверия!» ‘Али сказал ему: «Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного…» Са‘д прислал ‘Умару одеяние хосроя, его меч, пояс, браслеты, шаровары, корону и обувь. Всё это было расшито золотом и серебром и украшено драгоценными камнями. ‘Умар обвёл взглядом тех, кто находился у него в это время. Самым высоким и мощным по телосложению был Сурака ибн Малик. ‘Умар сказал: «О Сурака! Встань и надень это». Сурака облачился в одеяние хосроя. ‘Умар сказал: «Повернись задом». И он повернулся. Потом ‘Умар сказал: «Повернись передом». И он повернулся. Потом ‘Умар покачал головой и сказал: «Так так… Кафтан хосроя, его шаровары, меч, корона и обувь на бедуине из бану Мудлидж… О Сурака ибн Малик, если бы ты надел эти одежды раньше, это было бы честью для тебя и твоего народа. Снимай же». Сурака снял с себя одеяние хосроя. Затем ‘Умар обратился к Аллаху с мольбой, сказав: «О Аллах, поистине, Ты не даровал этого Твоему Пророку, хотя Ты любил его больше, чем меня, и он был дороже для Тебя, чем я, —и Ты даровал это мне, и я прошу у Тебя защиты от того, чтобы это было даровано мне во зло». И он заплакал так, что присутствовавшие пожалели его, а потом сказал ‘Абд-ар-Рахману ибн ‘Ауфу: «Заклинаю тебя продать всё это и разделить вырученные средства до наступления вечера». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |