|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Покорение Тустара
Два войска объединились около Тустара, и командование взял на себя Абу Сабура ибн Абу Рухм. Он попросил у ‘Умара подкрепления, и тот послал к нему Абу Мусу. Осада Тустара продолжалась несколько месяцев. За это время мусульмане сражались с персами восемьдесят раз, причём некоторые воины мусульман убили за это время сто и более противников в одних только поединках, не считая убитых в сражениях. Это аль-Бара’ ибн Малик[77], Маджзаа ибн Саур[78], Ка‘б ибн Сивар и Абу Тамима из числа жителей Басры, а также Риби‘ ибн Амир, Амир ибн ‘Абдаллах аль-Асвад и другие из числа жителей Куфы. В последней из этих битв мусульмане сказали аль-Бара’ ибн Малику: «Закляни своего Господа нанести им поражение!» Он сказал: «О Аллах, нанеси им поражение и даруй мне мученичество!» Мусульмане обратились к аль-Бара’ с такой просьбой по одной причине: аль-Бара’ был известен тем, что, когда бы он ни говорил: «Господи, заклинаю Тебя сделать то-то и то-то», это обязательно исполнялось. Всевышний Аллах не оставлял мольбы аль-Бара’ без ответа. Этот случай не был исключением. Персы действительно потерпели поражение, а аль-Бара’ погиб в этом сражении. Аль-Бара’ ибн Малик и Маджзаа ибн Саур погибли уже после того, как стало ясно, что победа достанется мусульманам. Один перс попросил Абу Мусу взять его под своё покровительство, тот выполнил его просьбу, и он указал мусульманам на место, через которое они могли попасть в город. Это было место, через которое в город поступала вода. Ночью по велению коман- дующих группа смельчаков из числа мусульман проникла в город. Подкравшись к страже, охранявшей городские ворота, они перебили её. После этого мусульмане с криками «Аллах велик!» вступили в город. Это произошло незадолго до рассвета. Завязалось сражение, и солнце взошло прежде, чем мусульмане смогли освободиться для совершения утренней молитвы. Анас передаёт: «Я участвовал в завоевании Тустара, и, когда забрезжил рассвет, мусульмане сражались. Из-за этого они не смогли совершить утреннюю молитву. Мы смогли возместить её только днём. Мы совершили молитву вместе с Абу Мусой, и нам была дарована победа. И если бы вместо этой молитвы дали мне весь мир со всем, что в нём, я бы не обрадовался!» Мусульмане бросились преследовать бегущего Хурмузана, однако он начал стрелять в них из лука и убил аль-Бара’ ибн Малика и Маджзаа ибн Саура. Хурмузан сказал: «У меня есть сотня стрел, и, кто бы из вас ни попытался приблизиться ко мне, я выпущу в него стрелу. А какую пользу принесёт вам моё пленение, если я убью из вас сто человек?» Мусульмане спросили: «Чего же ты хочешь?» Он ответил: «Гарантируйте мне безопасность, и я сам сдамся вам, чтобы вы отвели меня к ‘Умару ибн аль-Хаттабу и он вынес решение относительно меня». Они согласились. Он бросил свой лук и позволил надеть на себя оковы. После этого мусульмане собрали военную добычу, выделили пятую часть, чтобы послать её ‘Умару, а остальное разделили, причём каждый пеший воин получил по тысяче дирхемов, а каждый всадник — по три тысячи. По прибытии в Медину мусульмане одели Хурмузана в его одежду из парчи, отделанную золотом, и его корону, отделанную драгоценными камнями, чтобы ‘Умар и мусульмане увидели его. Затем они направились к ‘Умару и обнаружили его в мечети. Он спал, а в руке его была небольшая палка. Хурмузан спросил: «Где ‘Умар?» Ему сказали: «Вот он». Он спросил: «А где его охрана и привратники?» Мусульмане сказали: «У него нет охраны и привратников». Хурмузан воскликнул: «Не иначе как он про- рок!» Они сказали: «Нет… Просто он поступает так, как поступают пророки». ‘Умар проснулся, и ему сообщили о прибытии Хурмузана. Посмотрев на него, ‘Умар сказал: «Хвала Аллаху, который унизил с помощью ислама этого и ему подобных!» И он велел снять с Хурмузана его одежды и одеть его в обычную одежду. Затем ‘Умар спросил его: «Что ты скажешь о последствиях вероломства и о деле Аллаха?» Тот ответил: «О ‘Умар! До ислама мы с вами уже сталкивались, и мы одолели вас… А сейчас удача на вашей стороне, и вы одолели нас…» ‘Умар возразил: «Поистине, вы одолели нас благодаря вашему единству и нашей разобщённости». Потом ‘Умар спросил: «Чего ты добиваешься и каково твоё оправдание? Ты нарушаешь договор раз за разом…» Хурмузан ответил: «Я боюсь, что ты убьёшь меня раньше, чем я расскажу тебе». ‘Умар сказал: «Тебе не стоит бояться этого». Тогда он по- просил воды. Ему принесли воды в большой и грубой чаше. Он сказал: «Даже если я умру от жажды, я не смогу пить из этого!» Тогда ему принесли подходящий сосуд, и он сказал: «Я боюсь, что меня убьют раньше, чем я успею выпить её». ‘Умар сказал: «Тебя никто не тронет, пока ты не выпьешь её». Тогда он попросил ещё. ‘Умар сказал: «Дайте ему ещё… Не соединяйте для него казнь с жаждой». Хурмузан сказал: «Я не хочу воды. Я лишь просил у тебя пощады посредством неё». ‘Умар сказал: «Я непременно казню тебя!» Он сказал: «Но ведь ты уже пощадил меня!» ‘Умар сказал: «Ты лжёшь!» Тогда Анас ибн Малик сказал: «Он прав, о повелитель верующих. Ты пощадил его». ‘Умар сказал: «О Анас! Неужели ты думаешь, что я могу пощадить убийцу аль-Бара’ ибн Малика и Маджзаа ибн Саура?! Клянусь Аллахом, ты должен найти оправдание своим словам, или я подвергну тебя наказанию!» Затем Анас сказал: «Твоими словами были: “Тебя никто не тронет до тех пор, пока ты не скажешь мне всё, и никто не тронет тебя, пока ты не выпьешь воду”». Окружающие тоже сказали нечто подобное. Тогда ‘Умар подошёл к Хурмузану и сказал: «Ты обманул меня, а я могу поддаться только на обман мусульманина!» Тогда Хурмузан принял ислам и стал одним из достойных последователей Пророка r. ‘Умар назначил ему содержание в две тысячи дирхемов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |