АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жалобы на наместников

Читайте также:
  1. Жалобы мужчин на женщин (собраны методом опроса случайных попутчиков)
  2. Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении
  3. Жалобы на рыцаря
  4. ИП Наместников
  5. Конечно, каждый из губернаторов изначально попробовал меня «на зуб». Было и давление, и судебные иски, и даже жалобы президенту России, но это – нормально.
  6. Обязанности наместников
  7. Порядок подачи кассационной жалобы, представления
  8. Право на подачу индивидуальной жалобы в международные суды и международные органы.
  9. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, суд находит приговор мирового судьи законным, обоснованным и справедливым.
  10. Решение проблемы языкового барьера в областях и режим работы наместников
  11. Статья 298. Срок подачи апелляционных жалобы, представления

‘Умар лично рассматривал жалобы людей, выяснял обстоятельства дела и следил за тем, чтобы справедливость была восстановлена, а виновные наказаны, будь то наместники или простые люди.

Он также советовался относительно этих жалоб со сподвижниками.

Жалоба жителей Куфы на Са‘да ибн Абу Ваккаса. Несколько жителей Куфы во главе с аль-Джаррахом ибн Синаном решили пожаловаться ‘Умару на наместника Куфы Са‘да ибн Абу Ваккаса. Са‘д был безупречным правителем — богобоязненным

и праведным, справедливым и милосердным, внимательным и заботливым. Однако нашлись люди, которым не по душе порядок и справедливость. Они следовали своим страстям и не думали ни о чём ином. Для подачи жалобы они выбрали подходящее время: огнепоклонники как раз собрались в Нахаванде, и мусульмане готовились к сражению с ними.

Податели жалобы знали, как ‘Умар заботится о единстве и сплочённости мусульман. ‘Умар сказал им, что, зная их, он уверен, что они просто хотят очернить его наместника. Однако это не помешает ему исполнить долг главы государства и рас-

смотреть жалобу. Он отправил Мухаммада ибн Масляму в Куфу, чтобы он расспросил в местных мечетях о Са‘де и выяснил, правда ли то, в чём его обвиняют. Все, кого бы ни спросил Мухаммад о Са‘де, отзывались о нём с похвалой и говорили, что они довольны Са‘дом и не хотят другого наместника.

И только аль-Джаррах ибн Синан и его товарищи молчали. Они не говорили дурного о Са‘де, но и не хвалили его. Когда же Мухаммад начал расспрашивать о Са‘де в бану ‘Абс, Усама ибн Катада стал наговаривать на Са‘да, а тот, слыша это, обратился к Аллаху с мольбой против него. Всевышний Аллах ответил на его мольбу: всё, о чём просил Са‘д, сбылось, и все убедились, что этот человек лгал. Потом Са‘д обратился с мольбой против аль- Джарраха и его приспешников, и Всевышний Аллах действительно подверг их тяжким испытаниям, и они умерли страшной и позорной смертью. Так заботится Всевышний Аллах о своих приближённых, чьи сердца исполнены богобоязненности.

Са‘д сказал: «Поистине, я был первым человеком, пролившим кровь многобожников, и Посланник Аллаха r сказал мне в день битвы при Ухуде: “Стреляй, да станут мои отец и мать выкупом за тебя!” — и я принял ислам пятым, а бану Асад утверждают, что я не умею совершать молитву и охота отвлекает меня

от моих обязанностей?!» Мухаммад ибн Масляма доставил их к ‘Умару и рассказал ему обо всём. ‘Умар спросил: «О Са‘д, как ты совершаешь молитву?» Тот ответил: «Удлиняю первые два рак‘ата и укорачиваю последние два». ‘Умар сказал: «Я так и ду-

мал». Таким образом, ‘Умар убедился, что обвинения, выдвинутые против Мухаммада бездоказательны, однако всё же снял его с должности наместника во избежание смуты. Он спросил: «Кто твой заместитель» Тот ответил: «‘Абдаллах ибн ‘Абдаллах ибн

‘Утбан». И ‘Умар назначил его на должность наместника Куфы.

Так ‘Умар заботился о том, чтобы на территории его государства не возникали разногласия и смуты. Что же касается наместников, то никто из них не жалел о своём смещении, поскольку для них наместничество было не доходным местом и не предме-

том желаний, а трудной обязанностью и величайшей ответственностью, которая тяжким бременем ложится на плечи человека. Они понимали, что Всевышний Аллах спросит с них в Судный день, а потому предпочитали избегать подобных должностей.

Если деятельность наместника становится поводом для смуты, то её лучше прекратить, что и сделал ‘Умар в случае с Са‘дом. Важно также отметить, что, сняв Са‘да с должности наместника,

‘Умар назначил на его место его заместителя, которого Са‘д хорошо знал и которому доверял. ‘Умар оставил Са‘да при себе в Медине, и вскоре тот превра-

тился в одного из ближайших советников ‘Умара. ‘Умар включил его в число претендентов на должность халифа после того, как ему была нанесена смертельная рана.

Жалобы на ‘Амра ибн аль-‘Аса. Когда ‘Абд-ар-Рахман, сын ‘Умара, вместе с одним человеком выпил напиток, не зная, что он опьяняет, а потом пришёл к ‘Амру и потребовал, чтобы тот подверг их обоих установленному наказанию за употребление вина, ‘Амр сначала отказался, но потом всё же подверг их наказанию, однако не перед всеми людьми, а в своём доме, за что ‘Умар впоследствии жёстко упрекнул его, сказав, что он обязан подвергать людей установленному наказанию вне зависимости от того, состоят они в родстве с халифом или нет.

К ‘Умару поступало ещё несколько жалоб на ‘Амра — в частности, от копта, которого несправедливо ударил сын ‘Амра. ‘Умар вызвал их к себе и велел копту воздать сыну ‘Амра равным, а потом посмотрел на ‘Амра и сказал: «О ‘Амр, когда вы успели поработить людей, ведь матери родили их свободными!»

А один человек пожаловался ‘Умару на то, что ‘Амр обвинил его в лицемерии, и ‘Умар велел ему высечь ‘Амра на глазах у людей, если только найдутся свидетели, способные подтвердить выдвинутое обвинение. Свидетели действительно нашлись. Некоторые пытались помешать этому человеку ударить ‘Амра и предлагали ему потребовать материальное возмещение за нанесённую обиду, однако тот отказался. И вот, когда он подошёл к ‘Амру, чтобы ударить его на глазах у собравшихся, он спросил: «Может ли кто-нибудь помешать мне ударить тебя?» ‘Амр ответил: «Нет. Делай то, что тебе велено». Тогда этот человек сказал: «Поистине, я прощаю тебя» — и не стал бить его.

Подобные жалобы подавались против Абу Мусы аль-Аш‘ари, который был наместником Басры, и против Са‘ида ибн ‘Амира, который был наместником Хомса. Жители Хомса были известны тем, что, подобно жителям Куфы, часто жаловались на своих наместников, причём жалобы чаще всего были необоснованны. Когда они

пожаловались ‘Умару на Са‘ида ибн ‘Амира, ‘Умар собрал подателей жалобы и вызвал Са‘ида. Затем он спросил: «Что вас не устраивает в нём?» Они сказали: «Он выходит к нам только тогда, когда солнце уже высоко». ‘Умар спросил: «Что скажешь?» Са‘ид сказал: «Я не хотел говорить об этом, но что поделаешь. У моей семьи нет прислуги,

поэтому ранним утром я замешиваю тесто, жду, когда оно поднимется, пеку хлеб для нас, а потом выхожу к ним». ‘Умар спросил: «На что ещё вы жалуетесь?» Они сказали: «Он не принимает нас, если мы приходим ночью». ‘Умар спросил: «Что скажешь?» Са‘ид сказал: «Я не хотел говорить об этом, но что поделаешь… Я посвящаю день

им, а ночь — Аллаху». ‘Умар спросил: «На что ещё вы жалуетесь?»

Они сказали: «Один день в месяц он не выходит к нам». ‘Умар спросил: «Что скажешь?» Са‘ид сказал: «Я не хотел говорить об этом, но что поделаешь… У меня нет слуги, который стирал бы мою одежду, и у меня нет другой одежды, поэтому я жду, пока она высохнет после стирки, после чего надеваю её и выхожу к ним». ‘Умар спросил: «На что ещё вы жалуетесь?» Они сказали: «Время от времени он бы-

вает словно не в себе». ‘Умар спросил: «Что скажешь?» Са‘ид сказал: «Я видел, как курайшиты убивали Хубайба аль-Ансари в Мекке.

Они долго мучили его и терзали его плоть, а потом спросили: “Желаешь ли ты, чтобы на твоём месте оказался Мухаммад?” Он ответил: “Я не желал бы сидеть среди членов своей семьи и знать, что Мухаммада r уколола колючка!” А потом он закричал: “О Мухаммад!” Я вспоминаю тот день и то, что я не помог ему тогда, поскольку был язычником, не веровавшим во Всевышнего Аллаха, и мне начинает казаться, что Всевышний Аллах не простит мне этот грех.

И тогда я впадаю в то состояние, о котором они говорят». ‘Умар сказал: «Хвала Аллаху, Который не заставил меня изменить моё мнение о тебе». И ‘Умар послал ему тысячу динаров, чтобы он приобрёл себе всё необходимое, однако он раздал их нуждающимся.

Стоило ‘Умару узнать о том, что его наместник поступил с кем-то неподобающим образом, обидел или унизил кого-то, как он снимал его с должности наместника и больше не назначал на ответственные должности.

‘Умар наказывал своих наместников за проступки. Если совершённое наместником требовало воздаяния равным, ‘Умар велел воздать ему равным. В других случаях он отстранял наместника и назначал на его место другого. ‘Умар также велел своим наместникам не делать в своих домах дверей и не брать привратников. Узнав же о том, что Са‘д ибн Абу Ваккас поставил в своём доме дверь, ‘Умар велел Мухаммаду ибн Масляме пойти и сжечь эту дверь, что тот и сделал.

Увидев, что в доме Язида ибн Абу Суфьяна стены украшены красивой тканью, ‘Умар воскликнул: «Ты одеваешь стены вместо того, чтобы одеть людей? Ведь эта ткань могла уберечь кого-нибудь от зноя или холода!»

Жители Иерусалима выразили готовность заключить мир при условии, что гарантом соблюдения мирного договора будет ‘Умар ибн аль-Хаттаб. ‘Амр передал ‘Умару их требование, и ‘Умар приехал в Шам, чтобы самому принять от них ключи

мечети Аль-Акса. Он оставил в Медине ‘Али ибн Абу Талиба. Его наместники в Джабии встретили его.

Сначала он встретился с Язидом ибн Абу Суфьяном, затем с Абу ‘Убайдом, а после него — с Халидом ибн аль-Валидом. Издалека ему показалось, что воины одеты в парчу и шёлк. Он спустился с коня, взял несколько камней и бросил в них, воскликнув: «Быстро же вы изменили своё мнение! Встречать меня в подобном одеянии! Лишь два года назад вы наконец наелись досыта. Однако, клянусь Аллахом,

если бы вы поступили так через двести лет, я и тогда заменил бы вас другими!» Воины сказали: «О повелитель верующих! Это блестит не шёлк, а оружие». Он сказал: «Если так, тогда всё в порядке». ‘Умар также не раз упрекал своих наместников в устной или

письменной форме.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)