|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Когда же молитва завершится, разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его — быть может, вы преуспеетеСура 62 «Собрание», аят 10 Ему нравилось, когда у человека было хорошее ремесло, посредством которого он мог приносить пользу людям и зарабатывать на жизнь. Сам ‘Умар говорил: «Не сотворил Аллах такой смерти, которая была бы желаннее для меня после смерти на пути Аллаха, чем смерть в седле, на котором я странствовал бы по земле в поисках милости Аллаха». ‘Умар помнил соответствующие хадисы Посланника Аллаха r и старался следовать им и воплощать их в своём государстве. Посланник Аллаха r также побуждал людей трудиться и добывать себе пропитание. А Сахр ибн Вада‘а аль-Гамиди передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, сделай благословенным для моей общины раннее утро» [Таргиб. Т. 2. С. 335]61. Сам Сахр учёл сказанное в этом хадисе в своей торговле: он начинал торговать ранним утром и разбогател. А Ка‘б ибн ‘Уджра сказал: «Мимо Посланника Аллаха r прошёл один человек, и сподвижники Посланника Аллаха r, увидев выносливость и неутомимость этого человека, сказали: “Если бы это было на пути Аллаха!” Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Если он вышел трудиться, чтобы обеспечить своих маленьких детей, то он — на пути Аллаха. И если он вышел трудиться для того, чтобы обеспечить своих престарелых родителей, то он — на пути Аллаха. И если он вышел трудиться для того, чтобы обеспечить самого себя и тем самым уберечься от запретного, то он — на пути Аллаха. А если он вышел трудиться напоказ людям и гордясь, то он — на пути Шайтана”»62. Абу Хурайра также передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Для любого из вас взять верёвку, нарубить дров и принести их на спине, [чтобы продать], — лучше, чем обращаться с просьбами к какому-нибудь человеку, который может дать что- нибудь, а может и отказать» [Бухари]. Аль-Микдам передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал трудом рук своих, и, поистине, пророк Аллаха Давуд u питался тем, на что он зарабатывал трудом рук сво- их» [Бухари]. А когда Пророка r спросили о лучшем способе заработать на жизнь, он ответил: «Безупречные сделки и работа, которую человек делает своими руками» [Ахмад]. ‘Умар побуждал тех, кто занимался торговлей, не отказываться от этого занятия, даже если они были достаточно состоятельны, поскольку торговля способствует развитию экономики государства и приносит несомненную пользу людям. ‘Умар поставил ночных дозорных, которые ходили по городу, следили за порядком и заботились о безопасности жителей. Это была первая полиция в исламском государстве. Сам ‘Умар часто выходил по ночам вместе со своим вольноотпущенником Аслямом, а иногда — с ‘Абд-ар-Рахманом ибн ‘Ауфом, чтобы знать, что происходит в его владениях. ‘Умар остро ощущал свою ответственность за членов мусульманской общины, предводителем которой он был. Он помнил слова Посланника Аллаха r: «Каждый из вас —пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, и он несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи, и он не- сёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, и она несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина, и он несёт ответственность за свою паству… Каждый из вас — пастырь, и каждый несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим]. В жизнеописании ‘Умара ибн аль-Хаттаба можно найти немало удивительных историй, демонстрирующих обострённое чувство ответственности правителя перед Аллахом за свою паству в случае упущений в соблюдении права кого-то из принадле- жащих к ней. Вот одна из этих историй. Одна женщина пыталась отнять своего ребёнка от груди, а он кричал и плакал, и когда ‘Умар (а женщина не знала, кто перед ней) сказал ей, что не следует делать этого, она сказала: «Я отнимаю его от груди потому, что ‘Умар не назначил содержания грудному ребёнку, и я спешу отнять его от груди, чтобы получить для него содержание, полагающееся отнятому от груди, чтобы оно помогло нам справиться с бедностью». ‘Умар пошёл, совершил утреннюю молитву и, закончив молиться, сказал: «Горе ‘Умару! Сколько детей мусульман погубил он!» — после чего велел объявить людям: «Не спешите отнимать ваших детей от груди. Мы назначаем содержание каждому новорождённому в исламе» [Ибн Са‘д. Т. 3. С. 217]. ‘Умар заботился о нравственности мусульман, а потому следил за тем, чтобы даже сражающиеся на пути Аллаха не покидали свои семьи надолго, поскольку понимал, что жёнам тяжело переносить их отсутствие. Однажды ночью он услышал, как одна женщина в своём доме разговаривает сама с собой, жалуясь на то, как она истосковалась по мужу, который нёс военную службу далеко от города. После этого ‘Умар даже обратился к своей дочери Хафсе с вопросом о том, сколько жена может терпеть отсутствие мужа. Хафса ответила: «Четыре месяца». Тогда ‘Умар велел не задерживать солдата на полях сражения или в военных походах дольше четырёх месяцев и предоставлять ему возможность видеться с семьёй. А когда ‘Умар узнал, что женщины обсуждают одного красивого юношу, жившего в Медине, он вызвал его к себе. У него были красивые волосы, и ‘Умар велел ему сбрить их, чтобы его красота стала менее яркой, однако он от этого стал только красивее. Тогда ‘Умар велел ему носить чалму, но и это не помогло. Он всё равно оставался одним из самых красивых юношей Медины и привлекал к себе взоры. Тогда ‘Умар послал его в Басру, чтобы он не вводил женщин в искушение своей красотой и чтобы там, в гарнизоне, он обучился военному искусству, возмужал и не думал о запретном. Ат-Табари передаёт со слов Зайда ибн Асляма рассказ его отца: «Однажды я вышел вместе с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом на лавовые поля Ваким. Добравшись до Сырара, мы увидели вдалеке огонь. ‘Умар сказал: “Пойдём посмотрим. Возможно, это путники, которым негде переночевать и укрыться от холода”. Мы поспешили к тому месту и увидели женщину с детьми. Они сидели у котла, под которым горел огонь. Услышав, что дети плачут, ‘Умар сказал: “Мир вам, о обладатели света”. Он не хотел говорить “обладатели огня”. Женщина сказала в ответ: “И тебе мир”. ‘Умар спросил: “Могу я подойти?” Она ответила: “Если ты пришёл с добром, то подходи, а иначе — оставь нас”. Он подошёл к ней и спросил: “Что случилось с вами?” Она ответила: “Ночь длинна и холодна”. Он спросил: “А отчего плачут дети?” Женщина ответила: “От голода”. ‘Умар спросил: “А что в этом котле?” Она ответила: “Вода. Так я успокаиваю их, пока они не заснут…Да рассудит Аллах между нами и ‘Умаром». ‘Умар воскликнул: “Да помилует тебя Аллах! Откуда же ‘Умару знать о вас?!” Она сказала: “Он распоряжается нашими делами и не знает о нашем положении?!” После этого ‘Умар повернулся ко мне и сказал: “Пойдём!” Мы поспешили к хранилищу продуктов. Там он взял мяса и муки и сказал: “Подними мешок и положи мне на спину”. Я сказал: “Я понесу его вместо тебя”. Он повторил свою просьбу дважды или трижды, и каждый раз я говорил: “Я понесу его вместо тебя”. Наконец он сказал: “А сможешь ли ты понести бремя моего греха в Судный день, да лишится тебя твоя мать?!” Тогда я помог ему поднять мешок, и он понёс его, а я последовал за ним. Мы быстро дошли до того места, где сидела женщина с детьми. Он поставил мешок возле неё, затем достал немного муки и сказал: “Сыпь мне, а я буду мешать для тебя”. После этого он принялся раздувать огонь под котлом, а у него была большая борода, и я стал глядеть на огонь сквозь его бороду. Когда еда была готова, он снял котёл с огня и сказал: “Дай мне какую-нибудь посуду” — и она подала ему миску. Он положил в неё еду и сказал ей: “Корми их, и я положу вам ещё”. И он наполнял миску до тех пор, пока дети не насытились. После этого ‘Умар оставил у неё то, что осталось от муки и мяса, и поднялся, собираясь уходить. Я поднялся вместе с ним. Женщина стала повторять: “Да вознаградит тебя Аллах! Ты намного лучше повелителя веру- ющих!” ‘Умар сказал ей: “Говори благое… Когда придёшь к повелителю верующих, ты найдёшь там меня, если будет на то воля Аллаха”. После этого он отошёл от неё и лёг так, как обычно ложатся звери. Я стал говорить ему: “Поистине, у тебя есть другие дела!” — однако он ничего не отвечал мне. Потом я увидел, как дети начали возиться и смеяться. Когда же они устали и уснули, ‘Умар поднялся, восхваляя Аллаха, после чего повернулся ко мне и сказал: “О Аслям! Поистине, голод не давал им спать и заставил их плакать, и мне не хотелось уходить, пока я не увижу то, что я увидел”» [Табари. Тарих. Т. 3. С. 205–206; Бидайа. Т. 7. С. 136]. А однажды ночью ‘Умар услышал крики женщины, у кото-рой начались родовые схватки. Он вернулся домой и взял с собой свою жену Умм Кульсум и всё необходимое для родов. Она вошла к роженице и приняла у неё роды, а ‘Умар в это время занимался приготовлением еды. Наконец Умм Кульсум вышла и сказала: «О повелитель верующих! Обрадуй своего товарища — у него родился сын». Услышав, как она сказала «повелитель верующих», мужчина понял, что им прислуживает сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб, и он отступил назад из благоговейного страха перед ним, однако ‘Умар сказал ему: «Не бойся…» — после чего дал жене приготовленную им еду, и она накормила женщину досыта, а оставшуюся еду он отдал её мужу. Затем он покинул его дом, велев ему прийти к нему утром, а когда тот пришёл, он щедро наделил его. ‘Абдаллах ибн Зайд ибн Аслям передаёт со слов своего отца рассказ своего деда: «Однажды ‘Умар обходил ночью Медину, а я сопровождал его. Утомившись, он прислонился к стене и вдруг услышал, как какая-то женщина говорит своей дочери: “Доченька, разбавь это молоко водой”63. Дочь сказала в ответ: “Но, матушка, разве ты не знаешь, что приказал сегодня повелитель верующих?” Мать спросила: “Что же он приказал, доченька?” Она ответила: “Он послал глашатая объявить, что запрещено разбавлять молоко водой”. Мать сказала: “Доченька, встань и разбавь это молоко водой, ведь сейчас ‘Умар не может тебя видеть”. Девушка возразила: “Я не стану повиноваться ему при людях, а потом ослушиваться его, когда никто не видит”. ‘Умар слышал их разговор от начала до конца и сказал: “О Аслям, пойди и узнай, кто эти женщины и есть ли у них кормилец”. Я пошёл и увидел, что девушка незамужняя и живёт с матерью, и в их доме нет мужчины. Я пришёл к ‘Умару и сообщил ему о том, что узнал. Он позвал своих сыновей и спросил: “Кто-нибудь из вас хочет жениться? Если бы я хотел жениться, я бы сам женился на этой девушке, и она не досталась бы ни одному из вас”. ‘Абдаллах сказал: “У меня уже есть жена”. ‘Абд-ар-Рахман тоже сказал: “У меня уже есть жена”. А ‘Асым сказал: “У меня нет жены. Жените меня!” Тогда ‘Умар послал к девушке. Она вышла замуж за ‘Асыма и родила ему дочь, а её дочь родила ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза». Так ‘Умар ибн аль-Хаттаб следил за порядком в городе и навещал свою паству, чувствуя себе ответственным за неё перед Всевышним Аллахом. Жалость и забота ‘Умара распространялись не только на людей, но и на животных. Он строго порицал тех, кто изнурял своих верховых и вьючных животных непосильной работой, скудно кормил их и плохо ухаживал за ними. Он собственными руками покрывал дёгтем заболевших пар- шой верблюдов, собранных в качестве закята. Однажды ‘Умару захотелось рыбы, и его слуга Ярфа‘ поехал за ней. Когда он вернулся, ‘Умар увидел, что верблюдица, на которой ездил слуга, покрыта потом и измучена, и сказал: «Живое существо пострадало из-за желаний ‘Умара… Клянусь Аллахом, не станет ‘Умар есть эту рыбу!» Во времена ‘Умара произошло небольшое землетрясение. Он сказал людям: «О люди, это землетрясение произошло по причине ваших деяний. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если оно повторится, я больше не буду жить здесь с вами!»
Глава четвёртая. Забота ‘Умара ибн аль-Хаттаба об учёных и проповедниках и его внимание к знанию
§ 1. Внимание ‘Умара ибн аль-Хаттаба к знанию
Знание — одна из главных опор исламской общины, без которых она не может существовать. В Коране мы находим множество аятов, в которых Всевышний Аллах велит людям приобретать знания и читать: «Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил…» (сура 96 «Сгусток крови», аят 1). В Коране знание упоминается как антоним неверия, которое есть невежество и заблуждение. Всевышний Аллах сказал: Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом. Сура 39 «Толпы», аят 9 Всевышний Аллах велел Своему Посланнику r просить увеличения полезного знания: «Скажи: “Господи, добавь мне знания”» (сура 20 «Та Ха», аят 114). Сподвижники Посланника Аллаха r понимали, что знание, а также правильное понимание религии становится причиной для побед и содействия Всевышнего. Поэтому они старались изучать Книгу Всевышнего и Сунну Его Посланника и хорошо разбирались в нормах Шариата. Известно, что Посланник Аллаха r обращался к Всевышнему Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от бесполезного знания, несмиренного сердца, ненасытной души и безответной мольбы» [Муслим]. ‘Умар обладал большими знаниями, его понимание религии было очень глубоким, и во многом благодаря своим знаниям ‘Умар стал достойным правителем мусульман. Он побуждал верующих к приобретению знаний и сам пополнял свои знания на протяжении всей жизни. ‘Умар превратил Медину в центр фикха и фетв. Она стала школой, выпускники которой становились наместниками и судьями. Он направил некоторых сподвижников в открытые для ислама земли, чтобы организовать процесс обучения и просвещения местных жителей, благодаря чему они могли получать ответы на свои вопросы и познавать религию. ‘Умар уделял большое внимание Сунне Посланника Аллаха r и всегда проверял достоверность хадисов, которые ему приходилось слышать, чтобы не допустить наговоров на Посланника Аллаха r. Абу Муса рассказывает: «Однажды я пришёл к ‘Умару и трижды попросил разрешения войти, однако мне никто не открыл. После этого я ушёл. Потом ‘Умар послал за мной и сказал: “О раб Аллаха! Неужели ты не мог подождать и постоять немного у моих дверей? Ведь ты знаешь, что люди, приходящие к тебе, также вынуждены порой ждать, стоя у твоих дверей”. Я сказал: “Но ведь я трижды попросил разрешения войти, однако мне никто не открыл, и тогда я ушёл, потому что нам было велено поступать именно так”. ‘Умар спросил: “От кого ты слышал это?” Я ответил: “Я слышал это от Пророка r». ‘Умар воскликнул: “Неужели ты слышал от Пророка r то, чего не слышали мы?! Если ты не предоставишь мне подтверждение твоих слов, я не- пременно подвергну тебя наказанию!” Тогда я направился к ансарам, которые сидели в мечети, и спросил их об этом. Они воскликнули: “Неужели кто-то сомневается в этом?!” Тогда я передал им сказанное ‘Умаром. Они сказали в ответ: “С тобой пойдёт самый младший из нас”. И со мной отправился Абу Са‘ид аль-Худри64. Когда мы пришли к ‘Умару, он сказал ему: “Однажды мы вышли вместе с Пророком r, который направлялся к Са‘ду ибн ‘Убаде. Подойдя к его дому, Пророк r произнёс слова при- ветствия, однако никто не разрешил ему войти. Тогда он произнёс слова приветствия во второй раз, а затем и в третий, однако никто так и не открыл ему. Тогда он сказал: ‹Мы сделали всё, что должны были›. После этого он пошёл прочь, однако Са‘д нагнал его и сказал: ‹О Посланник Аллаха! Клянусь Тем, Кто послал тебя с Истиной, каждый раз, когда ты произносил слова приветствия, я слышал тебя и отвечал на твоё приветствие… Однако я желал, чтобы ты обратился ко мне и членам моей семьи с приветствием как можно больше раз›”. Я сказал: “Вот видишь, клянусь Аллахом, я честно передал хадис Посланника Аллаха r». ‘Умар сказал: “Конечно… Просто я хотел удостовериться”» [Бухари]. А в версии Муслима ‘Умар сказал, выслушав хадис: «Я не слышал этого от Посланника Аллаха r… Отвлекли меня сделки на рынках!» ‘Умару была свойственна любознательность, и он задавал вопросы Посланнику Аллаха r, а после его кончины — его ближайшим сподвижникам. ‘Умар говорил: «Порой выходит человек из дома с бременем грехов размером с горы Тихамы, а услышав знание, он, убоявшись, раскаивается, прекращает грешить и приходит домой уже без единого греха, так что не покидайте собрания учёных!» ‘Умар также говорил: «Человек не станет учёным до тех пор, пока не перестанет завидовать тому, кто выше его, и презрительно относиться к тому, кто ниже его, а также брать плату за свой труд». Он также сказал: «Знание может и не принести пользы, но в любом случае не повредит». Он также сказал: «Смерть тысячи поклоняющихся [без знания] — меньшая беда, чем смерть одного учёного, знающего, что Аллах разрешил, а что запретил». Он также говорил: «Приобретайте знания, обучайте людей и учитесь достоинству и спокойствию. Будьте скромными по отношению к тем, от кого вы перенимаете знание, и по отношению к тем, кто перенимает знание от вас». ‘Умар ибн аль-Хаттаб также предупреждал: «Разрушает ислам ошибка учёного…» Пятничные проповеди, которые произносил ‘Умар, были очень содержательными, увеличивая веру собравшихся и добавляя им знания, смирения и богобоязненности. В своих проповедях ‘Умар не только наставлял людей и увещевал их, но и побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого. Он предостерегал от пороков и всего того, что запретил Всевышний Аллах, указывал на благое и поощрял исполнение велений Аллаха. Речи ‘Умара всегда дышали искренней верой, богобоязненностью, смирением перед Всевышним и упованием на Него. ‘Умар сказал: «Кто хранит свой секрет, тот имеет выбор, а кто ставит себя в сомнительное положение, пусть не упрекает того, кто подумает о нём дурное. И не думай плохо о словах брата своего, если им можно найти хорошее объяснение, и ду- май о брате своём хорошо до тех пор, пока это возможно, и не клянись много, а иначе Аллах унизит тебя. И если брат твой ослушивается Аллаха в своём отношении к тебе, то лучшим воздаянием ему будет, если ты будешь покорен Аллаху в своём от- ношении к нему. Ищи истинных братьев по вере, обществом которых ты мог бы наслаждаться. Они — украшение в благополучные дни и поддержка в дни испытаний». То есть до тех пор, пока человек никому не открыл свой секрет, он распоряжается им и может открыть его кому-нибудь, а может утаить. А если он уже открыл его кому-то, то, даже если он вдруг поймёт, что не стоило этого делать, он уже не сможет повернуть время вспять. Человек должен заботиться о своей репутации и избегать слов и поступков, которые могут бросить на неё тень. Если же он попадает в такую ситуацию, когда очевидно, что его поведение могут неправильно истолковать, он должен поспешить объяснить людям истинное положение вещей, чтобы они не подумали о нём ничего дурного. Именно так поступал Посланник Аллаха r. Сафия бинт Хуяйй сказала: «Однажды ночью, когда Посланник Аллаха r неотлучно пребывал в мечети, я пришла навестить его. Поговорив с ним немного, я поднялась, чтобы пойти домой. Посланник Аллаха r поднялся вместе со мной, чтобы проводить меня. Мимо проходили двое ансаров, которые ускорили шаги, увидев Посланник Аллаха r. Посланник Аллаха r сказал им: “Не спешите, это ведь Сафия бинт Хуяйй!” 65 Они воскликнули: “Преславен Аллах, о Посланник Аллаха!”66 Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Поистине, Шайтан течёт в человеке подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет внушить вашим сердцам что-нибудь дурное”». Что же касается истинных братьев по вере, то ‘Умара окружали именно такие люди. Потому что богобоязненность, как известно, ищет богобоязненность. Ближайшее окружение ‘Умара на протяжении всего периода его правления составляли благородные сподвижники Посланника Аллаха r, которые были лучшими людьми после пророков. В Медине было 130 сподвижников, обладавших большими знаниями и способных давать фетвы по различным вопросам. Среди них — сам ‘Умар, ‘Али, Ибн Мас‘уд, ‘Аиша, Зайд ибн Сабит, Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар и другие. Упомянутые сподвижники передавали от Посланника Аллаха r много хадисов, и знания от них успело перенять множество людей. Такие сподвижники, как Абу Бакр, Умм Саляма, Анас ибн Малик, Абу Хурайра, ‘Усман ибн ‘Аф-фан, ‘Абдаллах ибн аз-Зубайр[39], Абу Муса аль- Аш‘ари, Са‘д ибн Абу Ваккас, Джабир ибн ‘Аб-даллах, Му‘аз ибн Джабаль, Тальха, аз-Зубайр, ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф, ‘Имран ибн аль- Хусайн[40] и ‘Убада ибн ас-Самит[41] были менее активны в этом отношении и дали меньше фетв. ‘Умар занимал людей полезным делом. Хорошо знавшие Коран обучали людей, имеющие военный опыт участвовали в военных походах и открывали для ислама новые земли. Знавшие толк в торговле вели торговлю, развивая и поддерживая экономику исламско- го государства. ‘Умар следовал принципу «нужный человек в нужном месте», благода- ря чему деятельность мусульманской общины была плодотворной. Медина занимала особое место среди городов исламского государства по многим причинам. 1. Медина — место ниспослания Откровения и колыбель Шариата, и её положение и достоинства никто не оспаривал на протяжении всего периода правления праведных халифов. 2. Медина была местом проживания сподвижников и факихов, в том числе и ‘Умара. 3. После убийства ‘Усмана в 35 году хиджры ‘Али, придя к власти, перебрался в Куфу, однако Медина по-прежнему оставалась центром знания и фикха, поскольку большинство сподвижников оставались там и среди них были долгожители. 4. Мазхаб старших последователей сподвижников (таби‘ун — تابعون) также сформировался в Медине, а семь известнейших факихов, не имевших равных, жили в Медине. 5. Младшие последователи сподвижников, дожившие до первой половины II века хиджры, — Ибн Шихаб аз-Зухри, Нафи‘ ибн Ас-лям, Яхья ибн Са‘ид аль-Ансари и другие —жили в Медине. 6. Затем настала эпоха имама Малика, который был последователем последователей сподвижников и также жил в Медине. Он обладал обширными познаниями в религии, поскольку перенимал знания от старших и младших последователей сподвижников. В Медину приезжали искатели знания со всех концов света. А некоторых сподвижников ‘Умар отправил в другие области исламского государства, чтобы они обучали людей и давали фетвы. В Ирак отправились Ибн Мас‘уд, Хузайфа ибн аль-Яман, ‘Аммар ибн Ясир, ‘Имран ибн Хусайн, Сальман аль- Фариси и другие. В Шам отправились Му‘аз ибн Джабаль, ‘Убада ибн ас-Самит, Абу ад-Дарда, Биляль и другие. А с ‘Умаром в Медине остались ‘Усман, ‘Али, ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф, Убайй ибн Ка‘б, Мухаммад ибн Масляма, Зайд ибн Сабит и другие. И даже самый знающий из сподвижников, отправившихся в Ирак, Ибн Мас‘уд, давал фетвы в Ираке, а потом приезжал в Медину, чтобы задать вопрос сподвижникам, жившим в Медине. И не раз бывало так, что, послушав их, он менял своё мнение и, возвращаясь, давал другую фетву, более точную. Жители остальных областей (за исключением Куфы) следовали в вопросах религии за жителями Медины, не считая себя достойными самостоятельно выносить фетвы, хотя в этих областях были свои учёные, например аль-Авза‘и в Шаме, аль-Лейс ибн Са‘д в Египте, Айюб и Хаммад ибн Зайд в Басре и так далее. Все они следовали за учёными Медины. Главной причиной того, что при ‘Умаре Медина стала центром религиозного знания, была личность самого ‘Умара, о котором Посланник Аллаха r сказал, что это человек, вдохновляемый Всевышним, засвидетельствовав таким образом глубочай- шее понимание религии и обширные знания ‘Умара. Школа Мекки. В Мекке тоже были свои учёные и сформировалась своя школа. Во времена сподвижников в Мекке было мало обладавших знанием, однако в эпоху их последователей число учёных значительно увеличилось. Взошла звезда Ибн Абу Над- жиха и Ибн Джурайджа. Главным учёным Мекки был, вне всякого сомнения, величайший знаток Корана в мусульманской общине — Ибн ‘Аббас, который развивал науку толкования Корана (тафсир — تفسير), прикладывая для этого огромные усилия. В возвышении самого Ибн ‘Аббаса несомненно сыграла важную роль мольба, с которой обратился за него в своё время Посланник Аллаха , прося Всевышнего даровать ему знание и научить его толкованию Корана. К тому же он учился и ближайших сподвижников Посланника Аллаха . Он не только много знал, но и умел извлекать нормы Шариата из аятов и хадисов. Стоит отметить также, что он прожил долгую жизнь, что позволило очень многим людям перенять у него ту или иную часть его знаний. И наконец, Ибн ‘Аббас был одним из приближённых ‘Умара, который советовался с ним и прислушивался к его мнению даже тогда, когда Ибн ‘Аббас был ещё совсем юным. Ибн ‘Аббас был прекрасно воспитан и обладал удивительной скромностью: если на собрании присутствовали люди старше его, он не позволял себе говорить, не спросив у них разрешения. Остальные спод- вижники признавали его достоинства, его знания и острый ум и соглашались с его мнением. Школа Медины. Самым известным из учёных Медины, посвятившим свою жизнь приобретению и передаче полезного знания, был Зайд ибн Сабит, о котором сам Посланник Аллаха r сказал, что он лучше всех разбирается в нормах Шариата, касающихся наследования. У него было шесть наиболее известных учеников из числа последователей сподвижников. Если же говорить о тех, кто встречался с ним, то это Са‘ид ибн аль-Мусайяб, Кабиса ибн Зуайб, ‘Урва ибн аз-Зубайр, Хариджа ибн Зайд, Абан ибн ‘Усман и Сулейман ибн Ясар. Мединская школа оказала заметное влияние на все остальные школы. Школа Басры. Основателем Басры был ‘Утба ибн Газван[42], который составил план будущего города в 14 году хиджры, хотя имеются и другие версии. Басра появилась на три года раньше Куфы. Там жили многие сподвижники, в том числе Абу Муса аль-Аш‘ари, ‘Имран ибн Хусайн и Анас ибн Малик. Абу Муса, как мы знаем, прибыл в Мекку, принял ислам и сначала переселился в Эфиопию. Впослед- ствии он стал одним из самых знающих сподвижников. Он поселился в Басре и переда- вал там свои знания. ‘Умар ибн аль-Хаттаб поддерживал связь с Абу Мусой и вёл переписку с ним. У Абу Мусы было множество достоинств, в том числе богобоязненность, благородство души, стыдливость, скромность и любовь к поклонению, а также равнодушие к мирским благам. Он давал фетвы и был ис- кусным чтецом Корана, а также судьёй. Абу Муса не только приобретал знания, но и прикладывал немалые усилия для его распространения. Он обучал людей даже во время своего участия в военных походах, используя для этого каждую свободную минуту. ‘Умар и другие сподвижники любили слушать, как он читает Коран, поскольку он обладал очень красивым голосом. Помимо Книги Аллаха, Абу Муса хорошо знал Сунну и передавал хадисы Посланника Аллаха r. Анас ибн Малик, сын благородной сподвижницы Умм Суляйм[43], также жил в Басре. Он был слугой Посланника Аллаха r в течение десяти лет и гордился этим. Когда Посланник Аллаха r умер, Анасу было всего двадцать лет. В своё время Посланник Аллаха r обратился к Всевышнему с мольбой за него, прося даровать ему богатство, детей и долгую жизнь. Как известно, мольбы Посланника Аллаха r не оставались без ответа, и Анас действительно разбогател, имел много детей и прожил долгую жизнь. Анас передал 2 286 хадисов, многие из которых приводятся в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима. Он был учителем и наставником величайших учёных из числа последователей сподвижников, таких как аль-Хасан аль-Басри, Сулейман ат-Тайми, Сабит аль-Банати, аз-Зухри, Раби‘ ибн Абу ‘Абд-ар-Рахман, Ибрахим ибн Майсар, Яхья ибн Са‘ид аль-Ансари, Мухаммад ибн Сирин, Са‘ид ибн Джубайр, Катада и других. Анас был щедрым и великодушным и любил своих учеников. Школа Куфы. В Куфе поселились триста сподвижников из числа тех, кто в своё время приносил клятву под деревом, а также семь- десят участников битвы при Бадре. ‘Умар, отправляя в Куфу некоторых сподвижников, в том числе и Ибн Мас‘уда, велел им уделять больше внимания Корану и не перегружать местных жителей хадисами, чтобы не возникало путаницы. ‘Умар всегда ставил на первое место Коран, и даже когда он решил записывать Сунну и посоветовался относительно этого со сподвижниками, которые одобрили его идею, он целый месяц обращался к Всевышнему с мольбой (истихара)[44], а потом отказался от своей первоначальной идеи, сказав: «Я хотел записывать Сунну, однако вспомнил о людях, которые жили до вас и увлеклись книгами своих учёных, забросив Писание Всевышнего. Клянусь Аллахом, я никогда не стану смешивать Книгу Аллаха ни с чем!» ‘Умар считал, что важнее всего обучать людей Корану, чтобы они заучивали его наизусть и хорошо знали и понимали его. Ибн Мас‘уд трудился много лет ради того, чтобы сформировать поколение верующих, глубоко понимающих религию, и преуспел в этом. Зайд ибн Вахб рассказывал: «Однажды, когда я сидел у ‘Умара, к нему пришёл очень худой, тщедушный человек, и, когда ‘Умар посмотрел на него, лицо его просияло и он сказал: “Сосуд, наполненный знанием! Сосуд, наполненный знанием! Сосуд, наполненный знанием!” И оказалось, что это — Ибн Мас‘уд». Последователи куфийской школы оставались верными своему учителю даже после его кончины. На самого Ибн Мас‘уда знания ‘Умара оказали большое влияние. Он отказывался от своего мнения ради мнения ‘Умара и говорил: «Если знания ‘Умара положить на одну чашу весов, а знания всех обитателей земли — на другую, знания ‘Умара перевесят». Ибн Мас‘уд был очень скромным, и сам он говорил о себе: «Клянусь Аллахом, я научился читать более семидесяти сур непосредственно у Посланника Аллаха r, и, клянусь Аллахом, сподвижникам Пророка r известно, что я отношусь к числу лучших знатоков Книги Аллаха среди них, но тем не менее я не лучший из них» [Бухари]. Когда ‘Умару сказали, что есть человек, который пишет свитки Корана, не списывая его с мусхафа, то есть делает это по памяти, ‘Умар сначала разгневался. Но когда ему сообщили, что это Ибн Мас‘уд, он сказал: «Я думаю, что не осталось на земле мусульманина, который имел бы больше прав на это, чем он!» Ибн Мас‘уд оставил после себя учеников, которые получили известность. Это ‘Алькама ибн Кайс, Масрук ибн аль-Аджда, ‘Убайда ас- Сальмани, Абу Майсара ибн Шурахбиль, аль- Асвад ибн Язид и Мурра аль-Хамадани. Школа Шама. После того как Шам был открыт для ислама, Язид ибн Абу Суфьян[45] написал ‘Умару, что жителей Шама очень много и они нуждаются в человеке, который обучал бы их Корану и просвещал их в вопросах религии. ‘Умар послал в Шам Му‘аза ибн Джабаля, ‘Убаду ибн ас-Самита и Абу ад-Дарду. При этом ‘Умар велел им выбирать из числа жителей Шама тех, кто обладает хоро- шей памятью и быстро учится, чтобы потом они обучали людей. ‘Умар также велел им разделиться и одному отправиться в Хомс, второму — в Дамаск, а третьему — в Палестину. У них было множество учеников. Абу Идрис аль-Хауляни сказал: «Как-то раз, войдя в мечеть Дамаска, я увидел молодого человека с белыми зубами и красивой улыбкой. Его окружали люди, которые обращались к нему, когда расходились во мнениях, и в дальнейшем опирались на то, что считал правильным он. Я стал расспрашивать о нём, и мне сказали: “Это Му‘аз ибн Джабаль”. На следующий день я отправился в мечеть пораньше, но оказалось, что он опередил меня и уже совершал молитву. Я подождал, а когда он закончил молиться, я подошёл к нему спереди, поприветствовал его и сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя ради Аллаха!” Он спросил: “Клянёшься, что ради Аллаха?” — и я ответил: “Клянусь, что ради Аллаха!” Он ещё раз спросил: “Клянёшься, что ради Аллаха?” — и я снова ответил: “Клянусь!” Тогда он потянул меня к себе за края моего плаща и сказал: “Радуйся же, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: ‹Всевышний Аллах сказал: ‘Я обязательно полюблю тех людей, которые любят друг друга ради Меня, встречаются ради Меня, навещают друг друга ради Меня и ничего не жалеют ради Меня!’ › ”» [Муватта’]. ‘Умар часто обращался за советом к Му‘азу, который глубоко понимал религию, и советовал людям обращаться к нему по вопросам фикха. Му‘аз оставался в Шаме до самой своей смерти во время эпидемии чумы в Амавасе. Когда он заболел, его товарищи стали плакать. Он спросил: «Почему вы плачете?» Они ответили: «Мы оплакиваем знание, которое умрёт вместе с тобой». Му‘аз сказал: «Знание и вера никуда не денутся до самого Судного дня, и кто будет искать их, тот найдёт их в Коране и Сунне». Абу ад-Дарда не только учил людей Корану и Сунне, но и обращался к ним с проникновенными проповедями, наставляя и увещевая их. Однажды он сказал: «О жители Шама! Почему вы собираете то, что потом не едите, и строите то, в чём потом не живёте, и мечтаете о недостижимом? Поистине, ‘адиты и самудяне заполнили всё пространство между Бусрой и Аденом имуществом, скотом и сыновьями, а кто сейчас согласится купить у меня то, что они оставили, хотя бы за два дирхема?..» ‘Убада ибн ас-Самит был первым судьёй в Палестине. Ему принадлежат знаменитые слова: «Поистине, у мира этого есть сыны и у мира вечного есть сыны, так будьте же сынами мира вечного и не будьте сынами мира этого, ибо каждый следует за тем, чьим сыном он является». Эти три человека были основателями школы Шама, и у них было много учеников, самые известные из которых — ‘Аизаллах ибн ‘Абдаллах Абу Идрис аль-Хауляни и Макхуль ибн ‘Абдаллах ад-Димашки. Школа Египта. В войске ‘Амра ибн аль-‘Аса, которое открыло Египет для ислама, было много сподвижников, однако наибольшее влияние на египетскую школу оказал ‘Укба ибн ‘Амир[46]. Самым известным из его учеников, который также учился у ‘Амра ибн аль-‘Аса, был Абу аль-Хайр Муршид ибн ‘Абдаллах аль-Язани. В Шаме процесс обучения был более централизованным, поскольку ‘Умар велел построить в каждом городе Шама по одной мечети и не строить мечетей для племён, которые жили за пределами городов, тогда как жителям Басры, Куфы и Египта он велел строить мечети и для подобных племён, и они совершали все молитвы, за исключением пятничной, в своих мечетях. Во времена ‘Умара число мечетей в исламском государстве, в которых совершалась пятничная молитва, достигло двенадцати тысяч. ‘Умар заботился о том, чтобы процесс обучения религиозным наукам в его государстве был организован как можно лучше. Он даже написал некоторым из своих наместников, что самые лучшие ученики должны получать поощрительные призы. Он также поощрял изучение арабского языка. В эпоху ‘Умара резко возросло число грамотных людей. ‘Умар стремился к тому, чтобы всё в его государстве делалось наилучшим образом. Он не любил нерадивости и лени. Он не только создал систему образования, но и успешно решал экономические, политические, финансовые и военные вопросы и создавал соответствующие государственные аппараты. ‘Умар также уделял внимание поэзии и поощрял талантливых поэтов. Он сам не только слушал стихи, но и исправлял и улучшал их. Он хорошо разбирался в поэзии, поскольку с детства интересовался ею и был обучен грамоте, и сам сочинял стихи, хотя это и не относилось к числу его основных занятий. ‘Умар любил хорошие стихи, наполненные мудростью, смягчающие сердца, увеличивающие веру и богобоязненность, побуждающие к благому и удерживающие от дурного, воспевающие добродетели и осуждающие пороки.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |