АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Собирание Корана

Читайте также:
  1. Аллах - бог Корана
  2. Вспомни аят из Корана, который указывал бы на обязательность знания исламской акыды.
  3. Главы о совершении земных поклонов во время чтения Корана и о том, как это полагается делать
  4. ДЛЯ ПОНИМАНИЯ КОРАНА
  5. Для чего Аллах создал людей и джиннов? Какую миссию они несут в этом мире? Обоснуй свой ответ доводом из Корана.
  6. Изучение, издания и переводы Корана
  7. Книга о (необходимости) крепко держаться Корана и сунны
  8. Книга о достоинствах Корана
  9. Книга толкования Корана
  10. МНЕНИЕ КОРАНА В ОТНОШЕНИИ СПОДВИЖНИКОВ
  11. НЕОБХОДИМОСТЬ СУННЫ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ КОРАНА И РАССУЖДЕНИЯ ОБ ЭТОМ
  12. О догмате несотворенности Корана

 

Среди погибших в битве при Ямаме было много верующих, которые знали Коран наизусть. После этого Абу Бакр ас-Сыддик посоветовался с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом по поводу собирания Корана. Он хотел собрать все записи Корана воедино и выслушать всех, кто знает что-нибудь из Корана, чтобы получился один экземпляр.

Руководить этим масштабным проектом Абу Бакр ас-Сыддик поручил Зайду ибн Сабиту аль-Ансари. Зайд ибн Сабит передаёт: «Абу Бакр ас-Сыддик послал за мной, потому что многие из участников битвы при Ямаме погибли. У него был ‘Умар ибн аль-

Хаттаб. Абу Бакр ас-Сыддик сказал: “Ко мне пришёл ‘Умар и сказал: ‹В день битвы при Ямаме погибло много чтецов Корана, и я боюсь, что постепенно погибнут и все остальные чтецы и многое из Корана потеряется… Я считаю, что тебе следует приказать собрать Коран›. Я же сказал ‘Умару: ‹Как могу я сделать то, чего не сделал Посланник Аллаха r?!› ‘Умар сказал: ‹Это, клянусь Аллахом, благое дело!› И он настаивал до тех пор, пока Аллах не раскрыл сердце моё для того же, для чего ранее раскрыл сердце ‘Умара, и теперь моё мнение совпадает с мнением ‘Умара. А ты человек молодой, разумный и заслуживающий доверия, и ты записывал Откровение для Посланника Аллаха r. Так собери же Коран воедино”. Клянусь Аллахом, если бы они поручили мне передвинуть гору с одного места на другое, это было бы не труднее, чем собрать Коран! Я стал собирать аяты, записанные на пальмовых ветвях и камнях, кусках кожи

и костях, а также аяты, которые люди знали наизусть. Окончание суры “Покаяние” я обнаружил только у Абу Хузаймы аль-Ансари: “К вам пришёл Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и ми-

лосерден к верующим”. Этот список Корана хранился у Абу Бакра ас-Сыддика до самой его смерти, а потом — у ‘Умара до самой его смерти, а потом — у Хафсы бинт ‘Умар».

Таким образом, Коран был собран, во-первых, во избежание его утраты по причине гибели сподвижников, знавших его наизусть, а во-вторых, потому что в этом было благо для мусульман.

 

 

Часть третья. ‘Умар ибн аль-Хаттаб —преемник Абу Бакра ас-Сыддика: правление и жизнь в обществе

 

Глава первая. Начало правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба

 

§ 1. Абу Бакр ас-Сыддик назначает ‘Умара ибн аль-Хаттаба своим преемником

 

В месяце джумада-ль-ахира 13 года хиджры преемник Посланника Аллаха r Абу Бакр ас-Сыддик заболел. Болезнь затянулась, и состояние халифа ухудшилось настолько, что он понял: его конец близок. Тогда он собрал людей и сказал им: «Постигло меня то, что вы видите, и я думаю, что скоро умру. Аллах освободил вас от присяги, которую вы принесли мне, и теперь вы вновь вольны распоряжаться собой. Изберите своим правите-

лем, кого пожелаете, однако будет лучше, если это случится, пока я жив, чтобы вы не впали в разногласия после меня».

Абу Бакр ас-Сыддик заговорил со сподвижниками о необходимости избрать нового правителя, однако никто не желал занимать этот пост. Каждый предлагал кандидатуры других, считая их более достойными и лучше приспособленными к тому,

чтобы нести подобную ответственность. Закончилось тем, что они сказали: «О преемник Посланника Аллаха r! Мы поступим согласно твоему мнению». Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Дайте мне немного времени, чтобы я выбрал человека, подходящего для религии Аллаха и Его рабов». После этого Абу Бакр ас-Сыддик позвал к себе ‘Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауфа и сказал ему: «Расскажи мне об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе». Тот сказал в ответ: «Ты спрашиваешь меня о том, о чём тебе известно больше, чем мне». Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Даже если так…» ‘Абд-ар-Рахман сказал: «Клянусь Аллахом, он даже лучше, чем ты о нём думаешь!» Потом Абу Бакр ас-Сыддик позвал к себе ‘Усмана ибн ‘Аффана и сказал: «Расскажи мне об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе». ‘Усман сказал: «Ты знаешь его лучше, чем мы». Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Даже если так, о Абу ‘Абдаллах». ‘Усман сказал: «Насколько мне известно, в душе он ещё лучше, чем ка-

жется, и среди нас нет второго такого». Абу Бакр ас-Сыддик позвал Усайда ибн Худайра

и спросил его об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе. Тот сказал: «Насколько мне известно, он лучший человек после тебя. Он одобряет то, что одобряет Аллах, и не одобряет того, чего не одобряет Аллах, а то, что он скрывает в себе, ещё лучше того, что видно нам. Нет человека более подходящего для того, чтобы занять это место после тебя!» Абу Бакр ас-Сыддик также посоветовался с Са‘идом ибн Зайдом и некоторыми другими сподвижниками. Все они говорили об ‘Умаре примерно одно и то же. И только Тальху ибн ‘Убайдаллаха[27] испугала строгость ‘Умара. Он сказал Абу Бакру: «Что скажешь ты Господу, когда Он спросит тебя, почему ты сделал своим преемником столь сурового и строгого человека?» Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Помогите мне сесть… Вы угрожаете мне карой Аллаха? Горе тому, кто поступит с вами несправедливо. Я говорю: “О Аллах, сделай их правителем лучшего из Твоих рабов!”»

А тем, кого смущала излишняя на их взгляд строгость ‘Умара, Абу Бакр сказал: «Сейчас он такой, потому что он видит мою мягкость. Если я сделаю его своим преемником, он перестанет быть таким».

Абу Бакр ас-Сыддик написал послание, которое было зачитано во всех городах. Вот текст этого послания: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Это последнее завещание Абу Бакра ибн Кухафы перед его разлукой с этим миром и переходом в мир вечный, пребывающего в положении, когда неверующий становится верующим, а нечестивый обретает убеждённость. Я ставлю над вами ‘Умара ибн аль-Хаттаба, не желая вам ничего, кроме блага. Согласно моему знанию, он терпелив

и справедлив — таково моё мнение о нём. Однако он может оказаться несправедливым и измениться — ведь я не знаю сокровенного. В любом случае я желал лишь блага, и каждому человеку достанется лишь то, что он приобрёл: “А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся”

(сура 26 “Поэты”, аят 227)».

Назначение ‘Умара ибн аль-Хаттаба халифом стало последним проявлением чистосердечия Абу Бакра ас-Сыддика по отношению к мусульманской общине. Он помнил предостережение Посланника Аллаха r: «Клянусь Аллахом, не бедности боюсь я для вас. Но боюсь я, что раскроется пред вами мир этот, как раскрылся он перед теми, кто жил до вас, и вы будете состязаться в стремлении к его благам, как поступали жившие до вас, и он погубит вас, как погубил живших до вас». Абу Бакр ас-Сыддик знал, какая болезнь грядёт, а потому приготовил для неё лучшее лекарство — неприступную гору, увидев которую мир этот с его обольщениями должен был отчаяться и попятиться назад. Это человек, о котором Посланник Аллаха r сказал: «О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, на какой бы дороге ни встретил тебя Шайтан, он обязательно сворачивает на другую дорогу».

Именно с убийства ‘Умара начались очень важные и страшные события в жизни мусульманской общины, которые стали свидетельством дальновидности Абу Бакра ас-Сыддика, который назначил ‘Умара своим преемником. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал, что самыми дальновидными людьми были девушка, которая посоветовала отцу нанять Мусу, вельможа, купивший Юсуфа и велевший жене заботиться о нём в надежде, что он принесёт им пользу или заменит сына, и Абу Бакр ас-Сыддик, сделавший своим преемником ‘Умара.

‘Умар сначала отказался, но Абу Бакр ас-Сыддик был непреклонен, и ‘Умару пришлось согласиться.

Абу Бакр ас-Сыддик пожелал сообщить о своём решении людям, пока он ещё в здравом уме и твёрдой памяти, чтобы у людей не осталось сомнений. Он обратился к мусульманам со словами: «Довольны ли вы тем, кому я поручил править вами? Поистине, я поступил не по своей прихоти и не назначил халифом своего родственника. Я поручаю править вами ‘Умару ибн аль-Хаттабу. Слушайте же и повинуйтесь». Они ответили: «Слушаеми повинуемся!»

Абу Бакр ас-Сыддик обратился к Всевышнему с такой мольбой: «О Аллах! Я назначил его правителем без веления Твоего Пророка, однако я заботился об их благе и боялся для них смуты, а потому поступил, как считал нужным. Я поручил править ими лучшему из них и больше всех стремящемуся вести их верным путём. Пришло ко мне от Тебя то, что пришло, даруй же им достойную замену. Поистине, они — Твои рабы!»

Абу Бакр ас-Сыддик поручил ‘Усману ибн ‘Аффану зачитать людям объявление о назначении ‘Умара ибн аль-Хаттаба новым халифом, и ‘Усман принял присягу ‘Умару при жизни Абу Бакра. Объявление он скрепил своей печатью. Никто не возражал против решения Абу Бакра ас-Сыддика. ‘Усман спросил людей: «Согласны ли вы присягнуть тому, кто упомянут в этом послании?» Они ответили: «Да». Все они выразили согласие

и одобрение.

Присягу ‘Умару мусульмане приносили до того, как скончался Абу Бакр ас-Сыддик. После того как было зачитано объявление и они согласились с решением преемника Посланника Аллаха r, они пришли к нему и присягнули.

Оставшись наедине с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, Абу Бакр ас-Сыддик дал ему несколько важных наставлений: «Бойся Аллаха, о ‘Умар, и знай… Поистине, у тебя есть обязанность перед Аллахом, которую ты должен исполнять ночью, и Он не принимает её днём, и обязанность, которую ты должен исполнять днём, и Он не принимает её ночью. И, поистине, Аллах не принимает добровольное дополнительное поклонение, пока ты не совершишь обязательное. Знаешь ли ты, о ‘Умар, что в Судный день чаша с благими делами перевесит у тех, кто следовал Истине, несмотря на то что им было трудно следовать ей, да и может ли быть иначе, если на эту чашу будет положена лишь Истина? И знаешь ли ты, о ‘Умар, что в Судный день чаша с благими делами окажется лёгкой у тех, кто следовал ложному, и им было легко следовать ему, да и может ли быть иначе, если на эту чашу будет положено лишь ложное? И знаешь ли ты, о ‘Умар, что

аят, приносящий спокойствие и радость, ниспосылался вместе с аятом, вселяющим в сердце страх и отягощающим его, для того чтобы верующий стремился к награде Всевышнего и страшился Его наказания. И надежда в душе верующего не должна преоб-

ладать над страхом, так что он начнёт ожидать от Аллаха того, чего ожидать не вправе. И страх в его душе не должен преобладать над надеждой, так что он впадёт в отчаяние и опустит руки. Знаешь ли ты, о ‘Умар, что Аллах, упоминая об обитателях Огня,

упомянул о наихудших из их дел, и, вспомнив о них, я говорю: “Я надеюсь, что не окажусь одним из них”. А упоминая об обитателях Рая, Аллах упомянул о наилучших из их дел, потому что Он простил им их скверные дела, и, вспоминая о них, я говорю:

“Куда мне до них с их делами!” И если ты запомнил моё наставление, то знай, что смерть всё равно настигнет тебя рано или поздно, и если встретишься с ней, не желай отсрочить её, ибо тебе всё равно не избежать её».

Сразу после кончины Абу Бакра ‘Умар приступил к исполнению обязанностей халифа. Следует отметить, что ‘Умар стал преемником Абу Бакра с одобрения самых мудрых и уважаемых членов мусульманской общины (ахль аль-халль ва аль-

‘акд — أهل الحل والعقد). Они предоставили Абу Бакру ас-Сыддику самому решать, кто станет его преемником, то есть сделали его своим представителем в этом вопросе. Он посоветовался с людьми, которым доверял, и назначил халифа. Затем он сообщил лю-

дям о своём выборе, и они одобрили его и согласились с ним. А ахль аль-халль ва аль-‘акд являются, в свою очередь, представителями мусульманской общины, выражающими её интересы. Таким образом, бразды правления были переданы ‘Умару законным и справедливым способом с применением принципа совета.

Все шаги, предпринятые Абу Бакром ас-Сыддиком для избрания халифа, в любом случае не выходят за пределы избрания путём совета, хотя процедура назначения халифа при Абу Бакре проходила иначе, чем при назначении самого Абу Бакра. Таким образом, период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба начался с совета и согласия. До нас не дошло ни одного сообщения о том, что между мусульманами возникали какие-то разногла-

сия относительно кандидатуры ‘Умара или кто-то оспаривал законность его правления при его жизни. Напротив, существовало согласное мнение мусульман (иджма‘ — إجماع) о том, что его правление законно и что мусульмане обязаны подчиняться ему на протяжении всего периода его правления.

 

§ 2. Доказательства того, что именно ‘Умар ибн аль-Хаттаб должен был стать халифом после Абу Бакра

 

1. Некоторые аяты однозначно указывают на то, что именно Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман должны были стать халифами после Посланника Аллаха r и что подчинение им было обязательным. Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику о бедуинах:

 

Если Аллах возвратит тебя к некоторым из них и они попросят у тебя дозволения отправиться в поход, то скажи: «Вы никогда не отправитесь со мной в поход и никогда не будете сражаться вместе со мной против врага. Вы были довольны тем, что отсиделись в первый раз. Посему отсиживайтесь вместе с теми, кто остаётся».

Сура 9 «Покаяние», аят 83

 

Этот аят однозначно был ниспослан уже после похода на Табук, от участия в котором уклонились три человека. В суре «Покаяние» Всевышний Аллах сообщил о том, что он простил их. А после этого похода Посланник Аллаха r больше не отправлялся в военные походы до самой своей кончины.

 

Всевышний Аллах также сказал:

 

Когда вы отправитесь за трофеями, чтобы взять их, оставшиеся позади скажут: «Дайте нам последовать за вами». Они хотят изменить Слово Аллаха. Скажи: «Вы не последуете за нами. Так сказал Аллах прежде». Тогда они скажут: «Нет, вы завидуете нам». Но они мало что смыслят.

Сура 48 «Победа», аят 15

 

Всевышний Аллах разъяснил, что после похода на Табук бедуины не будут принимать участие в походах с Посланником Аллаха r. Далее Всевышний Аллах сказал:

 

Скажи бедуинам, оставшимся позади: «Вас ещё призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью. Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в ислам. Если вы подчинитесь, то Аллах дарует вам прекрасную награду. Если же


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)