|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Устремления того, кто совершал праведные деяния, будучи верующим, не будут отвергнуты. Воистину, Мы записываем их для негоСура 21 «Пророки», аят 94
Это что касается воздаяния в мире вечном. Если же говорить о нормах, касающихся мира этого, то халиф, отдающий своё время и силы мусульманской общине и исполняющий свои обязанности перед ней, заслуживает определённой компенсации. Одно из правил фикха гласит, что человек обязан содержать того, чьё основное занятие — приносить ему пользу. Под это определение подходят муфтий, судья, наместник и так далее. Посланник Аллаха r тоже назначал плату тем, кому поручал какую-либо работу. Когда ‘Умар стал халифом, в течение некоторого времени он ничего не брал из казны для себя и своей семьи. Однако обязанности правителя исламского государства отнимали у него много времени, из-за чего его торговля пришла в упадок и прибыли, которую она приносила, перестало хватать для содержания семьи. Тогда ‘Умар собрал сподвижников Посланника Аллаха r и сказал: «Я занялся этим делом, но на что мне теперь жить?» ‘Усман ибн ‘Аффан сказал: «Ешь из казны сам и корми свою семью». Согласно другой версии, ‘Умар сказал: «Я был торговцем, и посредством моей торговли Аллах обеспечивал мою семью. А теперь, когда я занят вашими делами, что, по вашему мнению, дозволено мне из этих средств?» ‘Али ответил: «Ты имеешь право взять столько, сколько хватит тебе и твоей семье, чтобы прожить, только в разумном количестве, а на большее у тебя нет права». ‘Умар так и поступил, и из-за этого его семья стала жить очень бедно. Старейшие сподвижники, среди которых были ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Али, Тальха и азЗубайр, собрались и решили: «Надо бы сказать ‘Умару, чтобы он брал больше». Тогда ‘Усман сказал: «Пойдём и узнаем, как он на это смотрит». И они отправились к его дочери Хафсе. Рассказав, зачем они пришли, они наказали ей не называть ‘Умару их имён. Хафса передала ‘Умару их предложение. Он разгневался и спросил: «Кто они? Им несдобровать». Она сказала: «Я не могу сказать, кто они». Он сказал: «Ты между мной и ними. Какая одежда Посланника r Аллаха из той, что ты хранила в своём доме, была наилучшей?» Она ответила: «Две одежды, которые он надевал, когда к нему прибывала делегация, а также по пятницам». ‘Умар спросил: «А какая еда из той, что он ел в твоём доме, была самой лучшей?» Хафса сказала: «Ячменный хлеб. Мы поливали его маслом, когда он был ещё горячий… Я делала его масляным и вкусным, и он ел его». ‘Умар спросил: «А какая подстилка у вас была наилучшей?» Она сказала: «Плотная ткань. Летом мы складывали её вчетверо, а зимой складывали её пополам, и на одну часть ложились, а второй укрывались». Тогда ‘Умар сказал: «Скажи им, что Посланник Аллаха r был умеренным, а излишки направлял туда, где им и место, и довольствовался тем, что есть. И, клянусь Аллахом, я буду направлять излишки туда, где им место, и довольствоваться тем, что есть. Я и двое моих товарищей39 подобны трём путникам. Один проделал свой путь и дошёл до места привала. Второй пошёл по проложенной им дороге и присоединился к нему. Если третий будет следовать их путём и удовольствуется таким же запасом, как у них, он присоединится к ним. А если он пойдёт по другой дороге, он не встретится с ними!» ‘Умар не видел причины увеличивать своё содержание и позволять себе больше, чем было у Посланника r, несмотря на то что в его время этот мир сам шёл в руки мусульманам и люди жили намного богаче, чем во времена Пророка r. ‘Умар ибн аль-Хаттаб старался жить так, как жил Посланник r, и следовать его путём, чтобы присоединиться к нему в мире вечном. ‘Умар говорил о себе: «Я как душеприказ- чик, которому поручено распоряжаться имуществом сироты. Если я не испытываю нужды, я не имею права ничего брать из него. А если я нуждаюсь, я могу взять ровно столько, сколько мне необходимо». Говоря это, он имел в виду слова Всевышнего: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |