АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История смещения Халида ибн аль-Валида

Читайте также:
  1. Cфальсифицированная история.
  2. I. История пастырского служения в тюрьмах.
  3. II. ИСТОРИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ
  4. II. ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ ДО 19 ВЕКА
  5. II. ИСТОРИЯ НАШЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ
  6. II. Обзор среды и история болезни
  7. Mad Max – подлинная история «Черного перехватчика»
  8. RusLit:: История :: Алексеев Валентин :: Тридцатилетняя Война.txt
  9. VIII. Полицейский и История
  10. X. ОДИЧАНИЕ И ИСТОРИЯ
  11. X. Одичание и история
  12. А вот, читатель ещё одна грустная история из жизни женекой

‘Умар смещал Халида дважды. Первый раз это произошло после того, как между ними возникли разногласия. Став халифом, ‘Умар оставил некоторых наместников, назначенных Абу Бакром, а других сместил. При этом он решил изменить порядок работы наместников, установленный Абу Бакром, поскольку остро ощущал свою

ответственность за всё, что происходит в его государстве, и считал, что должен контролировать каждый шаг наместников, поскольку Всевышний Аллах спросит его за всё в Судный день. Среди тех, кто осудил его за это, был Халид ибн аль-Валид. Когда ‘Умар потребовал от него не совершать определённые действия без его одобрения и разрешения, Халид сказал, что либо он будет исполнять свои обязанности так, как считает нужным, либо он не будет исполнять их вообще. После этого ‘Умар, не согласившийся с ним, сместил его с должности. Позже он предлагал ему должности, но Халид отказывался работать под контролем ‘Умара, на чём настаивал ‘Умар.

Отстранение Халида было обычным политическим шагом, и в этом решении не было ничего личного. Если ‘Умар считал необходимым сместить какого-либо наместника, он назначал на его место другого, не менее способного, ответственного и компетентного, и эта его политика принесла прекрасные плоды.

Халид воспринял отстранение спокойно. Он не возражал и не упрекал ‘Умара. На его место был назначен Абу ‘Убайда, и Халид продолжал сражаться под его командованием около четырёх лет. Халид не чувствовал себя ущемлённым, поскольку он был и остался великим полководцем, доблестным воином, бесстрашным героем и богобоязненным мусульманином.

Халид сказал на смертном одре: «Я участвовал в стольких сражениях, и всё тело моё в следах от ударов мечом, копьём или стрелой, и вот я умираю в своей постели. Я умираю своей смертью, как умирает верблюд…»

Он также говорил: «Поистине, ночь, в которую ко мне приведут невесту или обрадуют рождением сына, не милее мне, чем холодная ночь, в которую я с отрядом нападаю на врага перед рассветом».

Когда Халид узнал о своём смещении и назначении Абу ‘Убайды, он сказал: «Клянусь Аллахом, если бы он поручил маленькому ребёнку командовать мною, я бы подчинился, так неужели я стану противоречить тебе, когда ты уверовал раньше меня

и принял ислам прежде меня?!»

После этого Халид безоговорочно исполнял приказы Абу ‘Убайды. Как мы видим, Халид продолжал починяться халифу, несмотря на смещение.

Второй раз ‘Умар сместил Халида в Киннасрине. Когда Халид с ‘Иядом ввели войска в византийские земли, одержали ряд побед и привезли богатую добычу, Халид дал аль-Аш‘асу ибн Кайсу аль-Кинди премию в десять тысяч дирхемов. ‘Умар, узнав об этом, написал Абу ‘Убайде, чтобы тот провёл расследование и выяснил, из каких средств Халид дал аль-Аш‘асу эти деньги. Одновременно ‘Умар отстранил его от любой работы в войсках и вызвал к себе в Медину на допрос, который проходил в присутствии Абу ‘Убайды. В результате расследования выяснилось, что обвинения беспочвенны и Халид ничего не брал из казны. Узнав о своём смещении, Халид по-

прощался с воинами Шама. Он не позволил себе упрёков по адресу ‘Умара. Он лишь выразил сожаление из-за расставания с боевыми товарищами. Один воин поднялся и сказал: «Терпи, о предводитель, ибо это смута!» Халид возразил: «Пока ‘Умар жив, смуты не будет».

Согласно одному из дошедших до нас сообщений, Халид сразу же подчинился приказу, и единственным проявлением его чувств стал мягкий упрёк, адресованный повелителю верующих. ‘Умар ответил на его упрёк следующим образом: «Клянусь Аллахом, Халид, ты у меня на прекрасном счету и я люблю тебя!.. Не упрекай же меня ни за что после этого дня».

Итак, причины были политическими, и отстранение Халида стало следствием понимания ‘Умаром происходивших событий и его представлений об отдельных личностях. Иными словами, ‘Умар, будучи правителем государства, поступил так, как считал нужным поступить в данной ситуации. Он стремился установить равновесие между всеми силами, задействованными в формировании государства.

Что же касается второго отстранения, то о нём сам ‘Умар сказал, обратившись к людям с речью: «Поистине, я отстранил Халида вовсе не потому, что недоволен им или обвиняю его в вероломстве. Причина в том, что люди очарованы им, и я испугался,

что они начнут всецело полагаться на него (вместо того чтобы полагаться на Аллаха), и Аллах подвергнет их испытанию из-за него. Я хотел, чтобы они знали, что всё исходит только от Аллаха, и всё, что происходит, происходит исключительно по Его во-

ле, и не обольщались и не обманывались».

Узнав о кончине Халида, ‘Умар сказал: «Да помилует Аллах Абу Сулеймана! То, что у Аллаха, лучше для него, потому что дела его были благими. Он жил благородно и достойно, и его смерть стала великой потерей для нас. Однако время неумолимо…»

Таким образом, причины отстранения в обоих случаях сводились к различиям во взгляде Халида и ‘Умара на политику и расходование средств. Между ними никогда не было личной вражды или взаимной неприязни. Напротив, ‘Умар часто хвалил

Халида, а Халид хорошо отзывался об ‘Умаре.

Это были два великих человека, чьи имена остались на страницах исламской истории. Они любили и уважали друг друга, и отношения между ними были такими, какими должны быть отношения братьев по вере.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)