|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доказательства, на которые опирался судьяПри вынесении решений судья опирался на следующие доказательства. 1. Признание в устной или письменной форме. 2. Свидетельство. Судья при этом обращал внимание на то, кто свидетельствует. Однажды к ‘Умару пришёл один человек, свидетельствовавший в пользу другого, и ‘Умар спросил его: «Знаешь ли ты этого человека?» Тот ответил: «Да». ‘Умар спросил: «Сосед ли ты ему, знающий его входы и выходы?» Человек ответил: «Нет». Тогда ‘Умар спросил: «Сопровождал ли ты его хоть раз в путешествии, в котором познаются лучшие нравственные качества?» Человек снова ответил: «Нет». ‘Умар спросил: «Было ли между вами дело, касающееся дирхемов и динаров, по которому узнаётся богобоязненность человека?» Он ответил: «Нет». Тогда ‘Умар воскликнул: «Наверное, ты видел его молящимся в мечети, стоящим иногда и сидящим иногда, поднимающим голову свою и опускающим её!..» И тот человек ответил: «Да». Тогда ‘Умар сказал: «Иди, ибо, поистине, ты не знаешь его!» 3. Клятва. ‘Умар требовал от некоторых участников тяжбы давать клятву в таких местах, которые внушают благоговейный страх — например, в Хиджре, а также между йеменским углом Каабы и местом стояния Ибрахима. 4. Мнение каифа73 в вопросах установления родства. Так поступал Посланник Аллаха r и все праведные халифы, включая ‘Умара. 5. Косвенные доказательства. Например, беременность женщины, не состоящей в браке, считалась доказательством прелюбодеяния. И если человека вырвало вином, это считается доказательством того, что он пил вино. 6. Знание или подозрения самого судьи не являются основаниями для вынесения судебного решения. ‘Умар никогда не стремился поощрять людей признаваться в своих проступках и преступлениях, однако, если человек приходил с признанием сам или существовало неопровержимое доказательство его вины, он подвергался установленному наказанию. § 3. Судебные решения, вынесенные ‘Умаром ибн аль-Хаттабом 1. Подделка государственной печати. Во времена ‘Умара один человек подделал государственную печать и смог взять часть денег из казны. ‘Умар велел нанести ему сто ударов и посадить на время под стражу. Тот продолжил вести себя вызывающе и оскорблять главу государства. ‘Умар велел высечь его ещё сотней ударов. Потом всё повторилось, и ‘Умар велел высечь его ещё сотней ударов, а затем сослал в другую область. 2. Кража из казны. Когда один человек украл что-то из казны Куфы, ‘Умар велел высечь его в качестве воспитательной меры, однако не стал отрубать ему руку, сказав: «У каждого человека есть право на эти деньги». 3. Воровство в голодный год. Когда в голодный год слуги Хатыба ибн Абу Бальтаа украли у одного музайнита верблюдицу и съели её, ‘Умар не стал подвергать их установленному наказанию, то есть отрубать руку, потому что понял, что их вынудил к этому голод. Он велел выплатить пострадавшему музайниту двойную стоимость его верблюдицы — 800 дирхемов. 4. Умалишённая прелюбодейка. Когда к ‘Умару привели умалишённую женщину, совершившую прелюбодеяние, ‘Умар посоветовался со сподвижниками и велел побить её камнями. ‘Али увидел, как её ведут к месту казни, и сказал: «Отведите её назад», а потом пошёл к ‘Умару и спросил: «Разве ты не знаешь, что перья [ангелов, записывающих деяния], подняты от троих?» — и он привёл соответствующий хадис. ‘Умар сказал: «Да, я знаю это». ‘Али спросил: «Так почему эту женщину едва не по- били камнями?» После этого ‘Умар отпустил её, повторяя: «Аллах велик, Аллах велик!» 5. Зиммий, надругавшийся над мусульманкой. ‘Умар велел распять его, поскольку тот нарушил условия договора, который связывал зиммиев с мусульманами. 6. Принуждение женщины к прелюбодеянию. ‘Умар не стал подвергать наказанию женщину, которая оказалась в пустыне и едва не погибла от жажды: она попросила у пастуха воды, но он отказался поить её, пока она не позволит ему овладеть собой, и она согласилась, испугавшись, что погибнет от жажды. Он посоветовался с ‘Али, и ‘Али сказал: «Она сделала это вынужденно», и ‘Умар дал ей что-то и отпустил её. 7. Знание о запретности. Когда один из наместников написал ‘Умару, что некий человек признался ему в совершении прелюбодеяния, ‘Умар велел ему спросить признавшегося, знал ли он о том, что прелюбодеяние запретно. Если тот ответит утвердительно, следует наказать его, а если он ответит отрицательно, нужно сообщить ему о том, что прелюбодеяние запретно, и, если он совершит его снова, подвергнуть его установленному наказанию. 8. Второй брак женщины — прелюбодеяние. Женщина, которая вышла замуж, скрыв, что у неё уже есть муж. ‘Умар велел побить её камнями, а её нового мужа высечь сотней ударов. 9. Обвинение аль-Мугиры ибн Шу‘бы в прелюбодеянии. Против него засвидетельствовали трое, а четвёртый сначала хотел засвидетельствовать, но потом не стал этого делать, и ‘Умар подверг первых трёх свидетелей наказанию за клевету, сказав: «Хвала Аллаху, Который не позволил Шайтану злорадствовать относительно сподвижников Мухаммада r!» 10. Ложное обвинение. Женщина обвинила мужа в прелюбодеянии с её рабыней, а потом призналась, что сама подарила ему её, и ‘Умар велел подвергнуть её наказанию за клевету. 11. Убийство прелюбодея. Двое праведных юношей дружили, и, когда один из них отправился в военный поход, он поручил второму позаботиться о его жене. Однажды, когда тот пришёл проведать её и спросить, не нужно ли ей чего, он застал её с иудеем и убил его своим мечом. ‘Умар, узнав об этом, не стал требовать никакого возмездия за его кровь. 12. Колдуны. ‘Умар велел казнить всех колдунов и колдуний, и все сподвижники одобрили его решение. 13. Мусульманин, убивший зиммия. ‘Умар велел казнить его в качестве воздаяние равным за это убийство. 13. Дия и касама. Между поселениями двух племён нашли тело убитого человека. ‘Умар велел измерить расстояние от того места, где нашли тело, до каждого поселения, после чего велел пятидесяти мужчинам из поселения того племени, которое было ближе к убитому, поклясться, что они не убивали его и не знают, кто это сделал (такая клятва называется касама), и обязал их выплатить дию за него. 14. Наказание за употребление вина. Изначально оно составляло сорок ударов, а ‘Умар увеличил число ударов до восьмидесяти, поскольку с расширением границ исламского государства и открытием новых земель для ислама в ислам вошло множе- ство людей, которые не получили истинного исламского воспитания, какое получили сподвижники Посланника Аллаха r, и не понимали религию так глубоко, как первые мусульмане. Обнаружив, что число случаев употребления вина увеличилось, ‘Умар посоветовался со сподвижниками, и они решили, что следует довести число ударов до восьмидесяти, приравняв это наказание к наименьшему из установленных Шариатом наказаний — наказанию за клевету. 15. Сожжение винной лавки. ‘Умар велел сжечь несколько домов, в которых делали и продавали вино. 16. Муж десяти жён. Во времена Посланника Аллаха r один человек принял ислам, а у него было десять жён. Посланник Аллаха r велел ему выбрать четырёх, а остальным дать развод, что он и сделал. А позже, во времена ‘Умара, он, почувствовав приближение смерти, дал развод всем жёнам и разделил своё имущество между своими сыновьями. ‘Умар, поняв, что таким образом он хочет лишить жён наследства, велел ему возвратить жён и забрать назад то имущество, которое он отдал сыновьям. 17. Наибольшая и наименьшая продолжительность беременности. К ‘Умару привели одну женщину, которая родила спустя шесть месяцев после заключения брака, и он хотел побить её камнями за прелюбодеяние. Тогда её сестра обратилась за помощью к ‘Али и спросила, не знает ли он оправдания для неё, и ‘Али указал ‘Умару на место в Коране, где говорится, что детей следует кормить грудью два полных года и что вынашивание ребёнка и выкармливание вместе продолжаются тридцать месяцев. Таким образом, если продолжительность кормления два года (24 месяца), то наименьшая продолжительность беременности составляет полгода (6 месяцев). И ‘Умар отпустил её. А потом к ‘Умару привели беременную женщину, муж которой отсутствовал два года, и он уже хотел побить её камнями, но Му‘аз сказал: «О повелитель верующих! Если ты и имеешь права подвергнуть наказанию, то ты не имеешь права губить того, кто в её утробе!» Тогда ‘Умар велел оставить её в покое до тех пор, пока она не родит. И вскоре она родила мальчика, у которого уже выросли все зубы, и мальчик этот был похож как две капли воды на её мужа, и ‘Умар воскликнул: «Если бы не Му‘аз, погиб бы ‘Умар!» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |