|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сражение у моста в 13 году хиджрыПерсы предоставили мусульманам выбор: либо они перейдут по мосту к мусульманам и начнут сражаться, либо мусульмане перейдут к ним. Абу ‘Убайд решил, что мусульмане должны перейти к персам. Сопровождавшие его военачальники отговаривали его, но он сказал: «Персы не смелее нас перед лицом смерти!» Они перешли на другой берег реки, и началось сражение. Абу ‘Убайд забыл наставление ‘Умара, его предостережения и веление быть осторожным и осмотрительным в земле коварства, козней и обмана. Он забыл наказ ‘Умара хранить свои тайны. Обсуждение вопроса о том, следует ли мусульманам пе- реходить на другую сторону реки к персам, велось в присутствии хитрого и коварного перса Марданшаха, посланца предводителя персов Бахмана Джазавейхи. Перс понял важность происходящего, и у него созрел план. Он сказал Абу ‘Убайду: «Персы назвали вас трусами!» Его слова разожгли пыл Абу ‘Убайда, и он не послушал уговоров товарищей отказаться от переправы и поклялся во что бы то ни стало перейти на другую сторону Евфрата… У персидского войска было много слонов, на которых были бубенцы, и лошади мусульман испугались их. Мусульмане оказались в трудном положении. Тогда Абу ‘Убайд сказал: «Атакуйте слонов, режьте подпруги и сбрасывайте сидящих на них!» Он бросился к белому слону и показал им пример. Однако слон задел его ногой. Он упал на землю, и слон раздавил его. Знамя подхватил его брат. Он сражался возле его тела до тех пор, пока ему не удалось забрать его, а потом слон убил и его. Знамя попадало поочерёдно в руки семи воинов из племени сакиф. Как только поги- бал один, второй подхватывал знамя. Потом знамя взял аль-Мусанна. Положение ста- ло очень тяжёлым, и некоторые мусульмане побежали. Бросившись к мосту, они увидели, что он обрублен. Его обрубил один из мусульман[61], чтобы они не побежали. Однако это не остановило их. Они начали бросаться в Евфрат, и одни утонули, а другие спаслись. Увидев это, аль-Мусанна крикнул тем, которые уже добрались до противоположного берега, чтобы они привязали мост. Когда его приказание было выполнено, он велел мусульманам переходить по мосту на другую сторону. Он сказал им: «Переходите спокойно, ибо мы прикрываем вас. Не паникуйте и не топите самих себя». Он продолжал сражаться, пока они преодолевали мост. Он пе- решёл одним из последних. Последним из сражавшихся на мосту был Салит ибн Кайс. В этом сражении погибло около четырёх тысяч мусульман: одни были убиты, а другие утонули в реке. Раненый аль-Мусанна остался в окружении немногочисленного войска. Однако, несмотря на трудное положение, мусульмане храбро сражались, и персы потеряли около шести тысяч воинов. Важнейшие уроки и выводы Вещий сон. Рассказывают, что жена Абу ‘Убайда, которая была праведной женщиной, увидела во сне, что она находилась в Марвахе (место, где произошло сражение с персами) и что с небес спустился человек с сосудом, в котором было питьё Рая. Из этого сосуда попил Абу ‘Убайд, его сын Джабр и семь его родственников, все из племени сакиф. Она рассказала о своём сне Абу ‘Убайду, и он сказал: «Это — гибель на пути Аллаха (шахада— شهادة)!» И действительно, в этой битве погиб он и люди, имена которых назвала его жена. Две роковые ошибки, принёсшие поражение мусульманам. Первой ошибкой стало то, что Абу Убайд отказался прислушаться к совету опытных и достойных людей, входивших в состав его войска и запретивших ему переходить к персам. Они настаивали на том, чтобы персы сами перешли к ним. Стоит отметить также, что Абу ‘Убайд очень плохо знал местность. Перейдя к персам, Абу ‘Убайд продемонстрировал смелость и стремление к мученичеству, однако он не подумал о последствиях и о том, как его действия могут повлиять на исход битвы. Его войско оказалось в узком и неудобном для военных манёвров месте. Мусульмане попали в ловушку. К тому же они потеряли свою конницу, и получилось, что пехота мусульман в одиночку сражалась против пехоты, конницы и слонов врага. После гибели Абу ‘Убайда у мусульман фактически не было командования. Знамя переходило от одного к другому. Один за другим погибли все те, кого назначил Абу ‘Убайд. И только когда командование перешло к аль-Мусанне, положение немного выправилось. Таким образом, Абу ‘Убайд позволил врагу ставить мусульманам условия. Второй роковой ошибкой стал поступок ‘Абдаллаха ибн Мирсада, который обрубил мост, чтобы мусульмане сражались до последнего. Только Всевышний Аллах, а после Него — стойкость аль-Мусанны уберегли мусульман от верной гибели. Эта битва продемонстрировала крайнюю важность командования. Аль-Мусанна, взяв на себя командование, сумел спасти войско. Кроме того, аль-Мусанна сумел поднять боевой дух воинов. Он увёл с собой четыре тысячи воинов (изначально их было десять тысяч) и разбил войска Джабана и Марданшаха. Персы не ожидали, что командующий, потерявший половину войска, решится продолжить сражение, да ещё с подобной решимостью и отвагой. Всевышний Аллах не оставляет верующих без поддержки. Он удержал персов от преследования мусульман. Бахман узнал о том, что часть персов желает видеть на троне Рустама, а другая часть поддерживает Файрузана, и передумал преследовать воинов аль-Мусанны. Когда до ‘Умара дошло известие о поражении, он сказал: «О Аллах, поистине, я освобождаю каждого мусульманина от ответственности, и для каждого мусульманина я защита и опора. Да помилует Аллах Абу ‘Убайда! Если бы он присоединился ко мне, я был бы ему защитой и опорой». Этот эпизод показывает характер ‘Умара. Ему действительно была присуща строгость и решимость, однако его сердце не было лишено милосердия. Он умел сочувствовать и сострадать. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |