АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава вторая.Сражение при Кадисийи

Читайте также:
  1. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  2. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  3. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  4. Taken: , 1Глава 4.
  5. Taken: , 1Глава 6.
  6. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  7. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  8. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  9. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  10. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  11. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке
  12. XIV. KAPITEL. Von der Traurigkeit. Глава XIV. О неудовольствии

После воцарения Йездигерда положение Персидского государства стало более стабильным. Персы объединились вокруг нового правителя и почувствовали себя увереннее.

Они собрали всех способных воевать и послали войска во все земли, завоёванные мусульманами. Кроме того, персы настраивали местных жителей против мусульман и подговаривали их поднимать восстания, и те, послушав, нарушили мирные договоры, заключённые с мусульманами.

Если говорить о мусульманах, то у них также произошли некоторые изменения. Мусульмане отошли, освободив завоёванные земли, и разделились, разойдясь по территории, на которой было много источников и которая отделяла земли персов от зе-

мель арабов. Они создали гарнизоны и готовились в случае необходимости оказать друг другу помощь. И если персы собрали всех способных сражаться, чтобы получилось огромное войско, то мусульмане сделали то же самое на своей территории, чтобы увеличить свою численность.

§ 1. Назначение Са‘да ибн Абу Ваккаса командующим войск в Ираке

С этого события начался третий этап открытия земель Ирака для ислама. Когда у ‘Умара собралось огромное войско, он вышел из Медины, оставив в ней ‘Али ибн Абу Талиба своим заместителем, и остановился в Сыраре, недалеко

от Медины. Он велел разбить лагерь. При этом мусульманам не были известны его намерения. Они не знали, собирается он в Ирак или нет. ‘Усман ибн ‘Аффан поинтересовался, что он намерен предпринять. Тогда он спросил их совета относи-

тельно того, как ему следует поступить: командовать войсками самому или остаться в Медине и поручить командование кому-то другому? Большинство людей сказали: «Веди нас ты!» А ближайшие сподвижники Посланника r посоветовали ему

остаться и поручить командование смелому и опытному человеку и предложили кандидатуру Са‘да.

Последовав совету сподвижников, ‘Умар поручил командование войском Са‘ду ибн Абу Ваккасу аз-Зухри аль-Кураши, дяде Посланника Аллаха r по матери. Назначив его командующим, ‘Умар дал ему следующее наставление: «О Са‘д, сын ма-

тери Са‘да! Не обольщайся и не думай, что Аллах будет благосклонен к тебе лишь потому, что ты — дядя Посланника Аллаха r по матери и его сподвижник. Поистине, Аллах не стирает дурное дурным, однако Он стирает дурное благим. Никто

не преуспеет пред Аллахом иначе как через покорность Ему, и люди — и благородного, и низкого происхождения — равны в религии Аллаха. Они — Его рабы. Одним Он дарует благополучие, другим — нет, и они могут снискать то, что у Него, только посредством покорности Ему. Смотри же, чего придерживался Посланник Аллаха r, и придерживайся того же». Затем он отправил его вместе с четырьмя тысячами воинов и вслед за ним ещё столько же. Он послал ему такой завет:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Поистине, я повелеваю тебе и твоим вои-

нам бояться Аллаха в любом положении, ибо, поистине, богобоязненность — лучшее сна-

ряжение против врага и лучшая хитрость на войне. Я повелеваю вам беречься самих себя больше, чем врага, ибо, поистине, грехи для войска страшнее, чем враг. Мусульманам да-

руется победа за то, что их враги ослушиваются Аллаха, и если бы не это, мы бы не смогли

одолеть их, потому что их снаряжение лучше нашего. И если мы будем ослушиваться Аллаха так же, как они, у них появится превосходство над нами благодаря их силе. А иначе мы победим их, потому что будем достойнее их, а не благодаря своей силе.

И знайте, что над вами поставлены хранители, которые знают, что вы делаете. Стыдитесь же их и не ослушивайтесь Аллаха на Его пути. И не говорите: враг наш хуже нас, и ему никогда не одолеть нас. Ибо над любым народом может взять верх тот, кто хуже него. Когда сыны Исраиля начали ослушиваться Аллаха, их одолели неверующие огнепоклонники и стали творить нечестие. Обещание Аллаха всегда исполняется. Просите же Аллаха, чтобы он помог вам одолеть самих себя, как просите вы помочь вам одолеть врага. Я прошу у Аллаха этого для нас и для вас.

Будь сострадательным к мусульманам во время вашего движения. Не заставляй их идти без отдыха, а иначе они лишатся сил, и, делая привал, не спеши сниматься с места. Старайся, чтобы дорога не лишила их сил перед встречей с врагом, ибо, поистине, они идут на встречу с хорошо защищённым врагом, который находится на своей земле и бережёт воинов, лошадей и оружие. Каждую пятницу останавливайся с ними на сутки, чтобы они могли отдохнуть и сложить оружие и поклажу. Останавливайся

подальше от селений, в которых живут зиммии, и отпускай в эти селения только тех, в чьей вере ты не сомневаешься. И не берите у них ничего, потому что их имущество неприкосновенно для вас. Вы обязаны соблюдать их права, а они обязаны проявлять терпение. И до тех пор, пока они проявляют терпение, относитесь к ним хо-

рошо и не пытайтесь победить воинствующих путём притеснения мирных.

Когда ступишь на землю врага, пошли разведчиков. Ты должен знать о враге всё. У тебя должны быть надёжные советники из числа арабов и местных жителей. Известия лжеца не принесут тебе пользы, даже если в его словах и будет часть правды, а обманщик разведывает о тебе, а не для тебя. Когда будешь приближаться к врагу, посылай отряды, чтобы они находились между вами и врагом и отрезали путь подкреплению, которое идёт к вашему врагу. И пусть твои посланцы-разведчики высматривают уязвимые места в стане врага. В качестве разведчиков выбирай наиболее смелых и опытных воинов и давай им самых быстрых лошадей, чтобы, если они встретятся с врагом, они сумели дать ему достойный отпор. А для отрядов выбирай смелых, выносливых и терпеливых воинов. Не избирай никого по личной прихоти, а иначе люди перестанут уважать и слушаться тебя, и ты потеряешь больше, чем приобрёл, приблизив к себе тех. И не посылай разведчиков

или отряды туда, где им будет грозить большая опасность и даже гибель.

Увидев врага, собери всё войско, включая разведчиков и отряды, собери всю силу и примени всю военную хитрость, на которую ты способен. Не спеши ввязываться в бой, если только враг не вынудит тебя к этому. Сначала разведай уязвимые места врага и прознай о слабостях его воинов. Тщательно изучи местность: ты должен знать её не хуже, чем её исконные жители, и делай с врагом то, что он сделал с тобой. Поставь охрану вокруг своего лагеря и будь готов к нападению. И если приведут к тебе пленника, не

относящегося к тем, кто заключил с тобой мирный договор, то казни его, чтобы устрашить

врага Аллаха и твоего врага. А Аллах — ваш Покровитель, и лишь Он может даровать вам победу над врагом, и лишь Его следует просить о помощи [Табари. Тарих. Т. 3. С. 483–484].

Приверженность истине спасает мусульманина от бед и испытаний, когда они обрушиваются на него. Терпение также помогает ему преодолеть все препятствия. Богобоязненность проявляется в покорности Всевышнему и в отказе от ослушания Его, и ничто не побуждает верующего к этому так, как ненависть к миру этому и любовь к миру вечному. От мусульман требуется абсолютная справедливость: они не должны отходить от истины в своих отношениях с людьми ни в гневе, ни в довольстве. Кроме того, верующие должны создать причины для победы, то есть прила гать усилия и использовать все имеющиеся средства и ресурсы для достижения цели.

Когда Са‘д со своим войском добрался до местечка под названием Заруд в Неджде, повелитель верующих прислал к нему подкрепление — четыре тысячи воинов. Са‘д смог собрать ещё семь тысяч воинов с территории Неджда. Аль-Мусанна ждал его в Ираке с двенадцатью тысячами воинов.

Са‘д остановился в Заруде, готовясь к решающей битве с персами и ожидая велений ‘Умара. В это время аль-Мусанна серьёзно заболел: открылась рана, полученная в сражении у моста. Поняв, что умирает, он назначил своим заместителем Башира ибн аль-Хассасыйю. Потом он позвал брата аль-Му‘анна и оставил ему завещание для Са‘да, после чего скончался. В своём завещании он наказывал Са‘ду не сражаться на земле врага, а вести бои на арабо-персидских границах, потому что на своей территории мусульмане менее уязвимы, чем на территории врага.

Последние часы жизни доблестного воина и полководца альМусанны ибн Харисы были очень похожи на последние часы жизни другого великого человека — второго праведного халифа Абу Бакра ас-Сыддика. Оба они, даже умирая, думали о благе мусульман…

Абу Бакр ас-Сыддик сказал членам своей семьи перед смертью: «С тех пор как мне поручили распоряжаться делами мусульман, мы не взяли у них ни динара, ни дирхема. Мы ели ту же еду, что и они, и носили такую же простую одежду, какую носят они, и нет у нас из имущества мусульман ничего, кроме этого раба-эфиопа, этого верблюда для работ по орошению и этого куска ткани. Когда я умру, пошли всё это ‘Умару — избавься от этого». Его дочь ‘Аиша так и сделала, и, когда гонец пришёл к ‘Умару, тот заплакал так, что слёзы его стали капать на землю, и сказал: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Утомил он тех, кто будет жить после него!78 Да помилует Аллах Абу Бакра! Утомил он тех, кто будет жить после него! Да помилует Аллах Абу Бакра! Утомил он тех, кто будет жить после него!»

Назначение ‘Умара ибн аль-Хаттаба халифом стало последним проявлением искренности и чистосердечия Абу Бакра ас-Сыддика по отношению к мусульманской общине, и именно с убийства ‘Умара начались очень важные и страшные события

в жизни мусульманской общины, которые стали свидетельством дальновидности Абу Бакра ас-Сыддика, назначившего ‘Умара своим преемником.

Следует упомянуть о важном отличии политики ‘Умара от политики Абу Бакра. Абу Бакр ас-Сыддик не позволял раскаяв шимся вероотступникам участвовать в сражениях с вероотступниками и открытии новых земель для ислама. А ‘Умар позволил таким людям вступать в войска, запретив, однако, им занимать важные должности, особенно должности наместников и командующих войсками. Мудрость этого поступка очевидна. Со временем раскаявшиеся вероотступники узнали об исламе больше, чем знали ранее, и получили некоторую долю исламского воспитания. К тому же у ‘Умара было время понаблюдать за поведением этих людей и убедиться, что их раскаяние было искренним и они действительно стали хорошими мусульманами. ‘Умар решил, что будет правильнее использовать этих людей при покорении Шама, Ирака и других областей, поскольку многие из них имели большой военный опыт и были мудрыми, проницательными людьми и бесстрашными, доблестными воинами.

Однако, поскольку существовала, пусть и небольшая, вероятность того, что их раскаяние было неискренним и они — лицемеры, ‘Умар запретил назначать их на должности, занимая которые человек обретает власть и силу: иначе они могли бы воспользоваться этой властью, чтобы строить козни против ислама и причинять вред мусульманам.

§ 2. ‘Умар требует начать переговоры с персами

‘Умар написал Са‘ду: «Пусть не печалит тебя то, что достанется тебе от них. Проси помощи у Аллаха и уповай на Него… И пошли мудрых, красноречивых, терпеливых и выносливых людей, чтобы они призвали [правителя персов] к исламу. Ибо, поистине, Аллах сделает обращённый к ним призыв ослаблением для них же» [Таба-ри. Тарих. Т. 3. С. 495; Ибн аль-Асир. Камиль. Т. 2. С. 456; Бидайа. Т. 7. С. 38].

Са‘д отобрал самых мудрых и благородных людей и послал их к Йездигерду. Это были: — ан-Ну‘ман ибн Мукаррин аль-Музани;

— Буср ибн Абу Рухм аль-Джухаани;

— Хаммаля ибн Джавийя аль-Кинани;

— Ханзаля ибн ар-Раби‘ ат-Тамими;

— Фурат ибн Хайян аль-Иджли;

— ‘Ади ибн Сухайль;

— аль-Мугира ибн Зурара ибн ан-Наббаш;

— Утарид ибн Хаджиб ат-Тамими;

— аль-Аш‘ас ибн Кайс аль-Кинди;

— ‘Асым ибн ‘Амр ат-Тамими;

— аль-Харис ибн Хассан аз-Захали;

— ‘Амр ибн Ма‘дий-Кариб аз-Зубайди;

— аль-Мугира ибн Шуба ас-Сакафи;

— аль-Му‘анна ибн Хариса аш-Шейбани.

Они были предводителями своих соплеменников и подходили на роль посланцев к персидскому царю. Они уже имели дело с персами. Кто-то участвовал в сражениях с ними, кто-то участвовал в переговорах с ними, кто-то знал персидский язык, что также существенно облегчало переговоры. Они были знакомы с обычаями и нравом персов и знали, как с ними разговаривать и как реагировать на их поведение и слова.

Когда они прибыли к царю, он спросил их через своего переводчика: «Что заставило вас прийти на наши земли и пойти на нас войной? Неужели из-за наших разногласий вы забыли о своих проблемах и набросились на нас?»

Ему ответил ан-Ну‘ман ибн Мукаррин. Он сказал: «Поистине, Аллах помиловал нас и послал к нам Посланника, который побуждает нас к благому и удерживает нас от зла. Он обещал нам —в случае если мы откликнемся на его призыв — два блага: благо

в этом мире и благо в мире вечном. И к какому бы племени он ни обращался с призывом, часть людей непременно внимали ему, а остальные отдалялись от него. Затем он приказал нам заняться теми, кто противоречил ему из числа арабов, и они последовали за ним. Одни сделали это нехотя, однако потом возрадовались, а другие сделали это добровольно и обрели ещё большее благо. Все мы поняли превосходство того, с чем он пришёл к нам, над тем, что было у нас до него, а была у нас вражда, злоба и взаимное недоверие. Затем он велел нам взяться за общины, живущие по соседству с нами. Мы призываем вас к беспристрастности и справедливости, и мы призываем вас к нашей религии. Это религия, которая называет хорошее хорошим, а отвратительное —отвратительным. Если вы откажетесь, то он велел нам предложить вам меньшее из двух зол, то есть выплату джизьи. Если вы откажетесь и от этого, мы будем сражаться с вами. Если же вы внемлете нашему призыву и примете нашу религию, мы оставим вам Книгу Аллаха, чтобы вы правили и принимали решения

в соответствии с ней, после чего вернёмся на нашу землю и оставим вас в покое. А если вы согласитесь выплачивать джизью, мы примем её от вас и будем защищать вас. А иначе мы будем сражаться с вами» [Табари. Тарих. Т. 3. С. 498–499; Ибн аль-Асир.Камиль.

Т. 2. С. 556–557; Ибн Хальдун. Т. 2. С. 527; Бидайа. Т. 7. С. 41].

Йездигерд сказал: «Поистине, я не знаю на земле общины, которая была бы несчастнее, малочисленнее и враждебнее по отношению друг к другу, чем вы… Мы поручали вас жителям приграничных поселений, и они избавляли нас от необходимости вспоминать о вас… Не мечтайте о том, чтобы тягаться с персами! Если обольщение овладело вами, то не обольщайтесь в отношении нас… Если будет голод, мы можем дать вам немного еды до плодородного года, а также почтить вас, одев вас и поставив над вами милосердного царя».

Тогда поднялся Кайс ибн Зурара и сказал: «Что касается скверного положения, в котором мы находились, то это правда, и всё было даже хуже, чем ты говоришь…» Затем он упомянул о том, как жили арабы в прошлом, и о милости, которую оказал им Всевышний Аллах, направив к ним Пророка r. Он сказал примерно то же, что и ан-Ну‘ман, закончив свою речь словами: «Выбирай: либо джизья, которую ты будешь выплачивать покорно и униженно, либо меч… Или же принимай ислам».

Йездигерд сказал: «Если бы не было негласного закона о том, что посланцев не убивают, я убил бы вас. Вы ничего от меня не получите!» Затем он велел принести тяжёлый мешок с землёй и сказал: «Заставьте самого знатного из них нести это до самого выхода из города!» ‘Асым ибн ‘Амр поднялся и сказал: «Я самый знатный из них», после чего взял мешок с землёй и донёс до выхода из города. Выйдя за пределы города, он подошёл к своей верблюдице, сел на неё, и они двинулись в путь. Вернувшись к Са‘ду, он сказал ему: «Радуйся! Клянусь Аллахом, Аллах дал

нам ключи от их царства!»

После этого Рустам выступил из Сабата с огромным войском, состоявшим из ста тысяч воинов или даже более. Когда он проходил мимо Кусы, селения между Мадаином и Вавилоном, ему повстречался какой-то араб. Рустам спросил его: «Зачем вы пришли и чего вы хотите от нас?» Он ответил: «Мы пришли, чтобы получить обещанное нам Аллахом —ваше царство и ваших сыновей в случае, если вы откажетесь принять ислам». Рустам спросил: «А если вы будете убиты раньше?»

Он сказал: «Кто из нас будет убит, тот войдёт в Рай, а кто останется, тот увидит, как Аллах исполнит Своё обещание, и мы знаем точно, что оно исполнится». Рустам спросил: «Значит, Он предал нас в ваши руки?» Араб ответил: «Аллах предал вас в наши руки из-за ваших деяний. И пусть тебя не обольщает то, что ты видишь вокруг себя, ибо, поистине, ты ведёшь спор не с человеком, но с предопределением Бога!» Услышав это, Рустам разгневался и убил этого араба.

Са‘д, предводитель войска мусульман, узнал о приближении Рустама и послал ‘Амра ибн Ма‘дия-Кариба аз-Зубайди и Туляйху ибн Хувайлида аль-Асади[63] в сопровождении ещё десяти воинов на разведку. Едва успев отъехать от места расположения своих войск, разведчики увидели вражеских воинов, которые также вели разведку. Остальные вернулись в лагерь, а Туляйха проник внутрь вражеского войска, чтобы оценить силу персов и понять, к чему готовиться, а также увидеть уяз-

вимые места в стане врага. Вернувшись, он рассказал Са‘ду всё, что ему удалось узнать

[Табари. Тарих. Т. 3. С. 480–514; Ибн аль-Асир. Камиль. Т. 2. С. 450–461; Ибн Хальдун. Т. 2. С. 524–529; Бидайа Т. 7. С. 37–42].

§ 3. Са‘д посылает к Рустаму людей для переговоров

Из Хиры Рустам отправился в Кадисийю79 и остановился там со своим войском возле

Аль-‘Атика — моста в Кадисийи. Персы встали напротив мусульман так, что их разделяла только река. В войске персов было тридцать три слона.

Прибыв на место, Рустам отправил Са‘ду требование направить к нему кого-нибудь для переговоров. Са‘д послал к нему Риб‘и ибн ‘Амира[64]. Когда тот пришёл к персидскому военачальнику, Рустам восседал на золотом ложе, а вокруг были настелены ковры и лежали расшитые золотом подушки. Риб‘и приехал на своём коне. Меч его болтался в лоскуте, а копьё было перевязано другим лоскутом. Он подъехал к ковру и проехал по нему на своём коне, затем спешился и привязал коня, разорвав для этого две подушки. Затем он взял попону своего верблюда и завернулся в неё. Персы сделали ему знак снять оружие, однако он сказал: «Если бы я пришёл к вам сам, я бы сделал это по вашему приказу. Однако это вы позвали меня». Затем он направился к Рустаму, опираясь на своё копьё и намеренно делая маленькие шаги, чтобы испортить ковры, по которым проходил. Подойдя к Рустаму, он сел на землю, направил копьё на ковры и сказал: «Мы не станем сидеть на ваших украшениях». Рустам спросил: «Что привело вас сюда?» Риб‘и ответил: «Аллах привёл нас сюда. Он послал нас, чтобы мы вывели тех, кого Он желает, из поклонения себе подобным к поклонению Аллаху, из тесноты мира к простору его, из несправедливости языческих верований к справедли-

вости ислама. Он направил Своего Посланника к Своим творениям со Своей религией, и кто примет её, от того примем и мы, оставив в покое его и его землю, а кто откажется, с тем мы будем сражаться до Рая или победы». Рустам сказал: «Мы выслушали вас… Готовы ли вы подождать, пока мы обдумаем ваши слова?»

Риб‘и сказал: «Да. Однако Посланник Аллаха r велел нам не давать врагам на раздумье больше трёх дней. Мы даём вам три дня. Подумай, и по прошествии трёх дней ты должен выбрать одно из трёх: либо ты принимаешь ислам и мы оставляем в покое тебя

и твою землю; либо соглашаешься выплачивать джизью, мы принимаем её от тебя и не трогаем тебя, а если ты будешь нуждаться в нашей помощи80, мы поможем тебе; а иначе на четвёртый день мы начнём сражаться с тобой… Всё это в случае, если ты сам не начнёшь сражаться с нами раньше… Я гарантирую тебе это от имени моих товарищей». Рустам спросил: «Ты их господин?» Он ответил: «Нет. Однако мусульмане подобны единому телу, одни от других, и тот, кто ниже, может быть покровителем и защитником для того, кто выше его». Сказав это, он удалился.

Оставшись наедине со своими товарищами, Рустам сказал им: «Вы когда-нибудь слышали что-нибудь подобное словам этого человека?» Они же в ответ выказали своё презрение и пренебрежительное отношение к посланцу

мусульман.

Тогда Рустам сказал: «Горе вам! Поистине, я смотрю на мнение, слова и поведение… Арабы никогда не заботились об одежде, но заботились о знатности!»

На второй день Рустам снова передал Са‘ду просьбу прислать к нему того же человека для переговоров. Са‘д направил к нему Хузайфу ибн Михсана аль-Гатфани[65], и тот делал и говорил то же самое, что и Риб‘и на кануне. Стоит ли удивляться этому, если оба они пили из одного сосуда исламской религии? Рустам спросил Хузайфу: «Что помешало первому прийти к нам сегодня?» Он ответил: «Наш предводитель справедлив к нам и чередует для нас труд и отдых… Сегодня моя очередь». Рустам сказал: «Какой срок вы даёте нам?» Он ответил: «Три дня, считая и вчерашний».

На третий день Рустам снова попросил Са‘да направить к нему человека для переговоров, и Са‘д послал к нему аль-Мугиру ибн Шу‘бу. Войдя, аль-Мугира сел на ложе Рустама вместе с ним, и придворные тут же потянули его, чтобы он встал. Тогда он сказал им: «Нам рассказывали о вас удивительные, не вероятные истории, похожие на прекрасный сон… Но сейчас я вижу, что нет народа глупее вас. Мы, арабы, не порабощаем никого, кроме тех, кто открыто нападает на своего товарища, и я думал, что вы так же заботитесь друг о друге… Однако лучшее из того, что вы сделали, — показали мне, что одни из вас являются господами для других и что у вас такая забота невозможна. А ведь это не я к вам пришёл, а вы пригласили меня… И сегодня я понял, что вас ждёт неминуемое поражение и что царство не может оставаться в руках людей с таким поведением и такими умами». Услышав это, простой народ сказал: «Ей-

богу, правду сказал этот араб!» А предводители крестьян сказали: «Он произнёс слова, к которым всегда будут тяготеть наши рабы… Да погубит Бог наших предшественников, которые не воспринимали всерьёз эту общину!»

Затем Рустам начал говорить о величии персов и ничтожности арабов, упомянув о том скверном положении, в котором они находились до недавнего времени. Аль-Мугира сказал: «Что касается скверного положения, раздоров и разногласий, о которых ты упомянул, то мы не отрицаем, что всё это было. Этот мир изменчив, и на смену тяготам приходит благоденствие… И если бы вы благодарили Аллаха за то, чем Он наделил вас, ваша благодарность оказалась бы ничтожно мала по сравнению с тем, что даровано вам. Слишком малая благодарность привела к изменению вашего положения, и Аллах направил к нам Посланника…»

Прежде чем уйти, аль-Мугира напомнил Рустаму о том, что тот должен сделать выбор между исламом, джизьей и сражением, после чего удалился.

Рустам вышел к персам и воскликнул: «Куда вам до них! К вам пришли первые два — они продемонстрировали вам своё бесстрашие и предрекли вам поражение. А затем пришёл этот… Они вели себя одинаково и делали одно и то же… И это, ей-богу,

настоящие мужи — независимо от того, правду они говорят или лгут. Ей-богу, если их нрав и умение хранить тайны таковы, то кто имеет больше шансов достигнуть желаемого, чем они?! Если они искренни, то ничто не сможет остановить их!»

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)