|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Покорение Дамаска
Покорение областей Шама в эпоху ‘Умара представляет собой второй этап открытия Шама для ислама. Первым этапом считается покорение некоторых областей Шама во времена предшественника ‘Умара — Абу Бакра ас-Сыддика. После окончания битвы при Ярмуке, в которой византийцы потерпели поражение, Абу Убайда оставил в Ярмуке Башира ибн Ка‘ба аль-Химьяри. В это время ему сообщили, что византийцы собирают силы в Фихле, и он задумался, не зная, что делать: продолжать осаду Дамаска или идти к Фихлю (который расположен не так уж далеко от Дамаска). Он написал ‘Умару, спрашивая, как ему поступить, и ‘Умар велел ему начать с Дамаска, ибо он был главной крепостью Шама и местом проживания его правителей. ‘Умар велел Абу ‘Убайде также отвлечь византийцев, собравшихся в Фихле, отправив туда конницу, чтобы они не напали на мусульман. Если Всевышний Аллах дарует мусульманам победу над воинами Дамаска раньше, чем будет покорён Фихль, Абу Убайда должен оставить в Дамаске часть войска, чтобы она удерживала город, и напасть на Фихль вместе с остальными командующими, а после покорения Фихля идти вместе с Халидом ибн аль-Валидом в Хомс. Как мы видим, указания ‘Умара были чёткими и ясными. Он поставил перед мусульманами Шама три главных цели: Дамаск, Фихль и Хомс. Главной целью был Дамаск. После его завоевания главной целью становился Фихль, а после взятия Фихля —Хомс. Основные силы должны были осаждать Дамаск, тогда как к Фихлю должно было отправиться небольшое войско. Это позволяло мусульманам сэкономить силы и вместе с тем помешать собравшимся в Фихле византийцам двинуться на мусуль- ман, сорвав тем самым осаду Дамаска, взятие которого имело огромное значение для мусульман, поскольку он был одним из стратегических пунктов в Шаме. Следуя указаниям халифа, Абу ‘Убайда послал в Фихль небольшое войско под командованием Абу аль-Авара ас-Сулями, ‘Амира ибн Хатмы, ‘Амра ибн Куляйба и ещё нескольких человек. Абу Убайда направился в Дамаск и почти не встретил сопротивления, потому что византийцы поручили защиту прилегающего к Дамаску района местным жите- лям, а они противостояли мусульманам без особого энтузиазма и настойчивости. Причина их равнодушия и слабости их сопротивления заключалась в том, что они в большинстве своём ненавидели византийцев, под властью которых жили. Византийцы были известны своим жестоким и несправедливым отношением к коренным жителям Шама и других областей, захваченных ими. Если жители Шама и видели в мусульманах врагов, то и к своим господам византийцам они также не питали особого расположения и не чувствовали желания сражаться и гибнуть ради них. Особенно это касалось жителей небольших деревень, которые больше всего страдали от жестокости и жадности византийцев. Мусульмане подошли к окрестностям Дамаска, где были дворцы и дома византийцев, и обнаружили, что там никого нет, поскольку жители перебрались в Дамаск. Ираклий послал к Дамаску подкрепление из Хомса, которое насчитывало пятьсот воинов. В действительности серьёзность положения требовала от Ираклия прислать намного больше воинов, но он этого не сделал. Силы мусульман под предводительством Зу-ль-Каля, которые Абу ‘Убайда оставил севернее Дамаска, преградили путь этому подкреплению. Сражение было жестоким и кровопролитным, но в конце концов византийцы всё-таки потерпели поражение. Жители Дамаска стали просить Ираклия спасти их, и он отправил им письмо, в котором побуждал их быть стойкими, сражаться и оказывать сопротивление. Он также обещал им прислать подкрепление. Жители Дамаска воодушевились и преисполнились решимости сражаться. Абу ‘Убайда выполнил приказ, направив часть войска в Фихль. Ещё одну часть он оставил между Хомсом и Дамаском, а другую — между Палестиной и Дамаском, чтобы отрезать любое новое подкрепление, которое может прийти к византийцам, а сам отправился в Дамаск. Авангардом его войск командовал Халид ибн аль-Валид, а в Палестине и Иордании он оставил вместо себя ‘Амра ибн аль-‘Аса. Дамаск (Димашк) был огромным древним городом, одним из наиболее древних в истории. Он назван по имени своего основателя Димашка ибн Канана. Им правили египтяне со времён восемнадцатой династии. Город был одним из центров язычества и идолопоклонства. После появления христианства там была построена церковь, уступающая по своей красоте и величию только церкви в Антакье (Антиохии). К югу от Дамаска находится Балька, а к северу — Джаулян (Голан). Когда Абу ‘Убайда подошёл к Дамаску, его жители укрылись за крепостными стенами. Мусульмане осадили город: Абу ‘Убайда — с одной стороны, а Халид ибн аль-Валид — с другой. Осада продолжалась семьдесят дней. Во время осады использовались метательные орудия и катапульты. Ход сражения. Абу ‘Убайда направился к Дамаску, построив своё войско следующим образом. Центром командовал Халид ибн аль-Валид, флангами — ‘Амр ибн аль-‘Ас и Абу Убайда, конницей — ‘Ияд ибн Ганм, пехтой — Шурахбиль ибн Хасана. В город можно было войти только через ворота, поскольку он был обнесён мощной крепостной стеной, и мусульмане распределили свои силы следующим образом. Напротив каждых ворот стояла часть войска. Напротив Восточных ворот стояло войско под командованием Халида ибн аль-Валида, напротив Джабийских ворот — войско под командованием Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха, напротив ворот Фомы — войско под командованием ‘Амра ибн аль-‘Аса, напротив Райских ворот — войско под командованием Шурахбиля ибн Хасаны, напротив Малых ворот — войско под командованием Язида ибн Абу Суфьяна. Византийцы думали, что мусульмане долго не продержатся: во-первых, город был хорошо укреплён, внутри было много провизии, что позволяло выдерживать длительную осаду, а вовторых, была зима. Однако мусульмане обладали твёрдой верой, были убеждены в правильности выбранного пути и к тому же были очень терпеливыми. Их решимость не сломили плохая погода и перепады температуры. Командование мусульман позаботилось о воинах, велев им занять дома и церкви, оставленные жителями окрестностей Дамаска, которые ушли в город. Когда одна часть войска отдыхала в помещениях, другая вела осаду. Таким образом, осада продолжалась непрерывно. Однако мусульмане не просто стояли под крепостными стенами. Они исследовали местность, а также подступы к городу, чтобы найти подходящее место для того, чтобы проникнуть в город. Такое место было найдено, и мусульмане ждали удобного случая, который не замедлил представиться. В одну из ночей Халид ибн аль-Валид услышал шум, доносившийся из осаждённого города. Он послал своих воинов на разведку, чтобы узнать, в чём дело, выяснить, что собирается предпринять враг, и не дать ему застать себя врасплох. Разведчики, вернувшись, сообщили, что у местного главы христиан родился ребёнок, он устроил пир и все солдаты пьяны. Тогда Халид взял заранее приготовленные верёвочные лестницы и отобрал лучших вои- нов. Среди них был и аль-Ка‘ка‘ (это происходило до того, как он отправился в Ирак). Халид сказал тем, кто был с ним: «Когда со стен раздастся наш такбир, устремляйтесь к воротам». Подойдя к стенам, Халид и его воины, которых было много, забросили на них лестницы и забрались по ним наверх. Открыв ворота, они прокричали такбир. Услышав его, войско мусульман с ответным такбиром устремилось в открытые ворота. Жители города, услышав шум и такбир мусульман, опомнились и всполошились, однако было слишком поздно. Когда они поняли, что произошло, их охватила паника. Важнейшие уроки и выводы. Был ли Дамаск завоёван или достался мусульманам без боя? Большинство учёных считают, что он достался мусульманам мирным путём. Дело в том, что, хотя мусульмане вошли в город сами, то есть жители не открывали им ворота, также известно, что жители запросили мира. Мусульмане разошлись во мнениях относительно того, что произошло раньше — захват части города или заключение мира. Сомневаясь в этом, мусульмане решили исходить из того, что город был взят мирным путём. Согласно другой версии, мусульмане реши- ли считать половину города взятой мирным путём, а вторую —завоёванной. В пользу этой версии говорит и тот факт, что мусульмане разделили храм Дамаска пополам, и одна часть осталась церковью, а вторая стала мечетью. А Аллах знает обо всём лучше. Относительно даты покорения Дамаска среди учёных существуют разногласия. Называются 13 год хиджры и раджаб 14 года хиджры. Халифа ибн Хайят упоминает, что Абу ‘Убайда осадил византийцев в Дамаске в раджабе и осада продолжа- лась до месяца зу-ль-ка‘да, то есть мирный договор был заключён в месяце зу-ль-ка‘да. Однако, как бы там ни было, покорение Дамаска имело место после сражения при Ярмуке. Во время осады Дамаска применялись некоторые известные ныне военные приёмы. Осаждавшие нападали неожиданно, ждали удобного случая, пользовались представляющимися возможностями, получали пользу от талантов своих командующих. Халид ибн аль-Валид исследовал местность вокруг города, чтобы выяснить, с какой стороны лучше подобраться к нему. Мусульмане начали с осады города, но потом было решено ворваться в него, что они и сделали. Халид и его воины использовали верёвочные лестницы, чтобы перебраться через стену. Таким же приёмом воспользовалась египетская армия в 1973 году во время Октябрьской войны. И по сей день военные получают пользу от талантов великих военачальников мусульман. После покорения Дамаска. После заключения мирного договора Абу ‘Убайда отправил Халида ибн аль-Валида с отрядами для покорения других областей Шама. Он также послал отряд к Айн-Майсуну для сражения с византийцами. Византийцами командовал человек по имени Синан. Он напал на мусульман со стороны Бейрута. В этом сражении мусульмане понесли потери, и Айн-Майсун стали называть Айн-аш-Шухада. Абу ‘Убайда оставил в Дамаске Язида ибн Абу Суфьяна. Язид послал Дихью ибн Халифу к Тадмору с отрядом. Он также отправил Абу аз- Захру аль-Кушайри в Басаннию и Хуран. Он заключил с жителями мирный договор. Шурахбиль ибн Хасана открыл для ислама всю Иорданию. Все её области мусульманам пришлось завоёвы- вать, и только жители Табарийи сами предложили мусульманам заключить с ними мирный договор. Халид покорил Бику. Жители Баальбека согласились заключить с мусульманами мирный договор, который был записан. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |