АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важнейшие уроки и выводы

Читайте также:
  1. IV. Некоторые уроки и выводы.
  2. IX. Выводы и проблемы
  3. А.2.5) Выводы.
  4. Анализ результатов и выводы
  5. Анализ результатов и выводы.
  6. Б) Определить, какую дозу получат люди, находящиеся 4 суток в подвале, в доме. Сделать выводы о степени воздействия РВ и его последствиях.
  7. В заключении выпускной квалифицированной работы обобщены результаты проведенного теоретического и практического исследования, сформулированы основные выводы.
  8. Важнейшие внешние особенности ангелов
  9. ВАЖНЕЙШИЕ ПОСТОЯННЫЕ
  10. Важнейшие принципы композиции анкеты
  11. Важнейшие принципы Сахаджа йоги, на которых акцентировала внимание Шри Матаджи
  12. Важнейшие причины и факторы успеха салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба

Дата и значение сражения при Кадисийи. Историки разошлисьво мнениях относительно того, когда точно состоялось это сражение. Согласно исследованию, проведённому профессором Ахмадом Адилем Камалем, сражение при Кадисийи произошло в месяце ша‘бан 15 года хиджры. Если же говорить о важности

этой битвы, то она, вне всяких сомнений, была одной из важнейших и решающих битв в истории не только ислама, но и человечества вообще. Изучая ход сражения, верующие без труда замечают проявления могущества Всевышнего и Его помощь му-

сульманам. После этой битвы Ирак, а за ним и вся Персия открылись для мусульман. После этой битвы уменьшились влияние Сасанидов и их военная мощь, и религия огнепоклонников стала приходить в упадок, поскольку началось распространение

ислама. В этой битве мусульмане нанесли персам такой удар, после которого они уже не смогли оправиться.

Справедливость мусульман и их верность слову. Са‘д отправил к ‘Умару гонца с вопросом о том, что ему делать с пленными крестьянами. ‘Умар собрал совет и сказал: «Поистине, кто поступает согласно своим страстям и ослушивается Аллаха, тому не будет доли у Аллаха, и он не повредит никому, кроме самого себя. А кто следует Сунне, останавливается у постановлений Шариата и следует прямым путём, стремясь к тому, что уготовал Аллах для покорных Ему, поступает правильно, и он получит свою долю у Аллаха, ибо Всевышний Аллах сказал: “Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо” (18:49). Сра-

жающиеся захватили землю, которая была перед ними, и изгнали её жителей. И к ним пришёл тот, кто заключил с ними мирный договор. Что вы скажете о том, кто утверждает, что его принудили и выселили, или о том, кто не утверждал подобного, не остался и был изгнан, или о том, кто остался, не утверждал ничего подобного и не был изгнан, а также о том, кто сдался в плен?»

Они единодушно высказались за необходимость соблюдать договор с теми, кто остался на своей земле и не намерен сражаться и кому установленная над ним власть мусульман не добавила ничего, кроме блага. Если он утверждает, что его лишили дома, и говорит правду, ему возвращают его собственность, а если он лжёт, договор с ним считается расторгнутым, однако может быть заключён заново. Судьбу изгнанных должны решать сами мусульмане. Если они желают, они могут оставить их на их

земле в качестве зиммиев. Они также могут запретить им возвращаться на их землю, а если те не подчинятся, то сражаться с ними. А тех, которые остались на своей земле и сдались, следует поставить перед выбором: джизья или изгнание.

‘Умар написал Са‘ду о постановлениях знающих мусульман —участников совета, и Са‘д оставил крестьян в покое. Он предоставил их предводителям выбор: принять ислам или стать зиммиями и согласиться выплачивать джизью.

Из ответа ‘Умара можно сделать несколько важных выводов.

1. ‘Умар применил исламский принцип решения важных вопросов путём совета. Он собрал сподвижников и выслушал их мнения о том, как следует поступить в данной ситуации. ‘Умар был мудрым и проницательным человеком, обладал острым умом и имел большой жизненный опыт. Если бы он пожелал, он мог бы решить этот вопрос самостоятельно и вынести решение по своему усмотрению, однако он созвал совет, считая, что мусульмане должны участвовать в решении важных вопросов.

‘Умар обычно поступал так, и это было одной из причин успешности его управления государством.

2. ‘Умар напомнил мусульманам о том, что они ни в коем случае не должны следовать своим страстям. Решение ‘Умара благоприятно повлияло на ситуацию в Ираке и во многом способствовало распространению там ислама.

Простые персы, признав над собой власть исламского государства, только выиграли. Они ничего не потеряли, ибо вместе с персидскими правителями ушли жестокость, несправедливость и непомерные налоги. Люди узнали, что ислам одобря-

ет справедливость и справедливых и одновременно порицает притеснение и притеснителей, обещая им суровое наказание. Он порицает тех, чьи слова или дела несправедливы, кто поступает несправедливо с самим собой или с другими. Он осуждает сильных, которые притесняют слабых, и богатых, которые притесняют бедных, а также правителей, которые притесняют свой народ. Ислам порицает несправедливость и притеснение в любой форме, и чем слабее притесняемый, тем больший грех ложится на притеснителя. Поэтому мольба притесняемого не остаётся без ответа, и между ней и Всевышним нет преград, как сказал Посланник Аллаха r: «Остерегайся мольбы притесняемого, ибо, воистину, между ней и Аллахом нет пре-

град» [Бухари; Муслим].

А в версии имама Ахмада говорится: «Остерегайтесь мольбы притеснённого, даже если он неверующий, ибо, воистину, нет перед ней преграды».

Ислам говорит: все люди, независимо от национальности, цвета кожи, пола, языка, положения в обществе, рода занятий и состоятельности, — рабы Аллаха, у них один предок и один Творец. Все они в равной степени обладают человеческим до-

стоинством, и у них одинаковые права и обязанности. Правитель и народ, пастырь и паства равны с точки зрения Шариата в своих человеческих правах и обязанностях. Все люди появляются на свет одинаковыми, и никто из них не имеет изначальных

преимуществ перед другими. Различаются только их способности, таланты и склонности, что приводит к различию в реализации в тех или иных областях деятельности.

Они увидели, что в исламском государстве строго соблюдаются права немусульман — право на жизнь, право владеть и распоряжаться имуществом, свобода действий, право обращаться в суд и так далее. Они обладают этими правами так же, как и мусульмане, и право немусульманина так же неприкосновенно. Причём неважно, является ли этот немусульманин гражданином мусульманского государства, или же он просто находится на территории мусульман с их разрешения, — главное, чтобы

он не был одним из враждебно настроенных по отношению к исламу и мусульманам. Никто не имеет права притеснять немусульман и ущемлять их права, и любой из них может обратиться в суд, подобно мусульманину.

Поэтому со временем многие жители открытых для ислама земель приняли ислам добровольно и искренне.

3. ‘Умар велел отдать воинам пятую часть военной добычи, которая отсылалась правителю. Таким образом, сражавшиеся получили не только четыре пятых военной добычи, как это происходило обычно. В этот раз они получили всю добычу. Это

был ещё один иджтихад ‘Умара. Он видел в подобном разделе благо для государства. Это позволило ему поощрить воинов, которые храбро сражались и разгромили огромную персидскую армию, и показать им, что он признаёт их заслуги и ценит

их по достоинству. ‘Умар особо наградил четырёх смелейших воинов, которые были главными действующими лицами в этом сражении. Трое из них были из бану Асад. Это Хаммаль ибн Малик, ар-Руббаййиль ибн ‘Амр ибн Раби‘а и Туляйха ибн Ху-

вайлид. А четвёртым был ‘Асым ибн ‘Амр ат-Тамими. Им он дал украшенные мечи. Он также отправил в качестве особой награды четыре коня. Их получили аль-Ка‘ка‘ ибн ‘Амр ат-Тамими и ещё три человека из бану Ярбу‘. Очевидно, что это поощрение

имело высокую и благородную цель.

4. ‘Умар и Зухра. Как мы уже говорили, Зухра ибн Хавийя преследовал бегущих персов и настиг одного из их командующих — Джалинуса. Убив его, он забрал его оружие и доспехи и надел на себя. Когда он вернулся к Са‘ду, попавшие в плен

персы узнали доспехи Джалинуса и сказали: «Это принадлежало Джалинусу». Са‘д спросил: «Кто-нибудь помогал тебе убить его?» Зухра ответил: «Да». Са‘д спросил: «Кто?» Зухра ответил: «Аллах». Са‘д разгневался на него за то, что он сразу же надел

эти доспехи и сказал: «Почему ты не дождался моего разрешения?» Поскольку доспехи и оружие были дорогие, Са‘д решил, что это будет слишком много для одного воина, и велел ему положить доспехи в военную добычу. Об этом стало известно ‘Умару, который упрекнул его за то, что он так обошёлся с Зухрой, и велел ему не только отдать Зухре доспехи, но и при распределении золота и серебра дать ему на пять сотен больше, чем его товарищам. ‘Умар также постановил, что доспехи и оружие

убитого вражеского воина принадлежат тому, кто убил его, вне зависимости от их стоимости. Зухра взял доспехи и продал их за семьдесят тысяч дирхемов.

5. Гибель муаззина. Во время сражения при Кадисийи произошло удивительное событие, свидетельствующее о том, какое огромное внимание уделяли первые мусульмане своей религии и всему тому, что могло приблизить их к Всевышнему Аллаху. В битве погиб муаззин мусульман, и, когда настало время молитвы, никто не хотел уступать другому это благое дело, приносящее великую награду, — произнесение азана. Они чуть не подрались и в конце концов решили тянуть жре-

бий, и тот, кому выпал жребий, произнёс азан. Состязание в подобных благих делах свидетельствует о силе веры и её искренности, потому что произнесение азана не приносит никаких мирских благ. Оно не приносит славу и признание, не

приносит влияние и власть — только награду Всевышнего. А значит, тот, кто стремится произносить азан для мусульман, стремится к этой награде. Очевидно, что верующие, которые состязаются друг с другом в таком деле, будут соревновать-

ся и в более значимых благих делах. В этом секрет их успеха на поприще исламского призыва и всего, что они делают ради Аллаха и на Его пути.

6. Военная тактика мусульман на примере сражения при Кадисийи. Во время сражения мусульмане несколько раз меняли тактику, подстраиваясь под изменяющиеся обстоятельства. Стоит отметить, что ‘Умар собирал для военных дей-

ствий в Ираке всех способных сражаться, поэтому войско мусульман было достаточно большим, хотя персы превосходили мусульман своей численностью. В составе войска было более трёхсот сподвижников, в том числе и семьдесят участников битвы при Бадре. С ними были и семьсот сыновей сподвижников. ‘Умар бросил всех опытных, авторитетных и влиятельных людей, включая поэтов и ораторов, на борь-

бу с персами.

В этот раз мусульмане поступили так, как не поступали ранее. Са‘д не стал упорядочивать войско в Сыраре и дожидаться, пока все воины доберутся до него. Он отправился в Ирак в сопровождении четырёх тысяч воинов, а к Кадисийи подошёл уже в сопровождении семнадцати тысяч.

До эпохи ‘Умара командующие не поступали так. В своих посланиях к аль-Мусанне и Са‘ду ‘Умар сам назначил место решающего сражения. ‘Умар стал первым предводителем мусульман, который опирался в своём исследовании местности, в которой будет проходить сражение, на письмо-карту. Он попросил Сада подробно описать ему ту местность, где находятся мусульмане, — так, чтобы он мог ясно представить себе её, как будто он видит её собственными глазами.

Мусульмане применяли тактику последовательных нападений небольшими отрядами. Во-первых, им почти каждый раз удавалось захватить добычу, что было важно для войска, которое нужно было обеспечивать. Во-вторых, эти нападения изну-

ряли врага и подрывали его силы.

Мусульмане также устраивали засады, которые пугали персов и отнюдь не способствовали повышению их боевого духа, особенно после того, как во время одной из таких засад попала в плен дочь Азадбеха, правителя Хиры. Во время сражения при Кадисийи мусульманам пришлось несколько раз менять тактику. В первый день, столкнувшись со слонами, мусульмане стали перерезать подпруги, с помощью которых на спинах слонов крепились корзины с лучниками. В это время ожидалось подкрепления из Шама, а когда оно пришло, вновь прибывшие воины двигались небольшими отрядами, чтобы издалека персам казалось, что к мусульманам пришло очень большое подкрепление. Во второй день они покрыли верблюдов попонами и пустили их между рядами вражеской конницы. Верблюды в таком виде были похожи на слонов, лошади врага испугались и стали шарахаться в стороны, из-за чего ряды расстроились и в течение некоторого времени персы не могли воспользоваться своей конницей. В третий день, когда слоны с новыми корзинами вернулись на поле боя, мусульмане атаковали их, целясь в уязвимые места — глаза и губы. Слоны испугались и убежали, и персы лишились важной части своих сил. Слоны играли важную роль в сражениях персов с врагами, потому что служили живыми щитами для воинов, а также давили врага и носили на себе корзины с лучниками. После того как у персов не стало слонов, положение мусульман немного облегчилось, поскольку у обоих войск

осталась только конница и пехота.

Поняв, что сражение может затянуться, командование мусульман решило, что необходимо идти в атаку. Мусульмане собрались с силами и пошли в атаку. Они теснили врага до тех пор, пока не добрались до места, где находился Рустам — главнокомандующий персов. Как только они убили Рустама, персидское

войско начало терпеть поражение, после чего мусульмане окончательно разгромили его.

Таким образом, в этой битве мусульмане использовали помимо привычных для них тактик сражения новые.

Сражение при Кадисийи стало самым крупным сражением мусульман с персами и последним для многих влиятельных персов и крупнейших персидских военачальников. Тысячи персидских воинов полегли на поле боя или утонули в реке. В этом сражении, подчиняясь распоряжению ‘Умара, участвовало боль шинство предводителей арабов, и мусульмане обычно не вспоминали сражения, которые были после него.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)