|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть берёт в разумном количествеСура 4 «Женщины», аят 6
Факихи извлекли из текстов Корана и Сунны, а также из эпохи праведных халифов несколько норм, касающихся содержания халифа. 1. Халиф имеет право получать компенсацию (плату) за свой труд, о чём упоминали ан-Навави, Ибн аль-‘Араби, Ибн Муфлих и другие. 2. Два праведных халифа — Абу Бакр ас-Сыддик и ‘Умар ибн аль-Хаттаб — получали содержание из казны. 3. То, что они брали из казны, было компенсацией за то время и силы, которые они тратили на заботу о мусульманах и решение их насущных вопросов. 4. Халиф имеет право получать содержание из казны вне зависимости от того, нуждается он или нет. Ибн аль-Мунир считал, что ему лучше брать это содержание, потому что это заставит его острее ощущать свою ответственность и поможет ему лучше справляться с обязанностями халифа, поскольку он будет чувствовать себя обязанным выполнять эту работу. Начало летоисчисления по хиджре. Появление летоисчис- ления по хиджре было важным событием в исламской истории Первым, кто начал вести такой отсчёт, стал ‘Умар. Что же касается причин появления этого летоисчисления, то передаются различные версии. Однажды ‘Умару принесли долговую расписку, согласно которой срок погашения долга был в месяце ша‘бан. ‘Умар сказал: «А какой ша‘бан имеется в виду? Прошлый, будущий или тот, который идёт сейчас?» После этого он собрал спод- вижников Посланника Аллаха r, чтобы посоветоваться с ними по этому вопросу. Кто-то предложил использовать летоисчисление византийцев, кто-то сказал, что нужно воспользоваться летоисчислением персов… В итоге они сошлись на том, что нужно вести отсчёт от Хиджры Посланника Аллаха r. Согласно другой версии, это предложил ‘Али, а ‘Умар одобрил. Хотя переселение Посланника Аллаха r в Медину было в месяце раби‘-аль-авваль, год хиджры начинается с месяца мухаррам, потому что готовиться к переселению Пророк r начал в месяце мухаррам, после присяги в ‘Акабе, которая состоялась в месяце зу-ль-хиджжа. Появление нового, общего для всех мусульман летоисчисления способствовало их объединению. Обращение «повелитель верующих». Абу Бакра обычно называли «халиф Посланника Аллаха r», а ‘Умара стали называть «халиф халифа Посланника Аллаха r». Это было слишком длинно и трудно для произношения, а потому люди решили выбрать более простое обращение. Сподвижники Посланника Аллаха r собрались и решили: «Мы верующие, а он — наш повелитель. Значит, он — повелитель верующих». Согласно другой версии, так ‘Умара впервые назвали прибывшие из Ирака по его велению ‘Ади ибн Хатим[33] и Лябид ибн Раби‘а, а потом это прозвище закре- пилось за ним, и позже люди стали называть так других халифов. Глава вторая. Основные черты ‘Умара ибн аль-Хаттаба, его личная жизнь и его уважение к членам семьи Пророка r § 1. Основные черты ‘Умара ибн аль-Хаттаба Как мы уже говорили, сила и суровость ‘Умара уравновешивались его справедливостью и богобоязненностью. Он обладал властью и влиянием, но оставался милосердным, он был состоятельным, но оставался скромным. ‘Умар был глубоко верующим, искренним, богобоязненным и праведным человеком. Несмотря на его строгость, люди не раз видели его плачущим. Когда люди немного оправились после кончины Посланника Аллаха r, Абу Бакр предложил ‘Умару ибн аль-Хаттабу: «Пойдём навестим Умм Айман40, как делал это Посланник Аллаха». Когда они пришли к ней, она, увидев их, разрыдалась. Они спросили: «Почему ты плачешь? Разве ты не знаешь, что то, что у Аллаха, лучше для Посланника Аллаха?» Она ответила: «Я плачу не потому, что не знаю этого… Я плачу потому, что Откровение, приходящее с небес, прекратилось». Услышав это, они оба тоже заплакали. ‘Умар совершал молитву в Медине под руководством Салима, вольноотпущенника Абу Хузайфы, потому что тот больше всех знал из Корана, и его вовсе не тяготило то, что он молится позади отпущенного на волю раба. ‘Умар чувствовал себя таким же членом общества, как и остальные люди, с такими же обязанностями, к которым прибавлялась ещё и ответственность за мусульманскую общину. ‘Умар строго спрашивал с самого себя за малейшую оплошность и незначительную ошибку. Даже если он нечаянно делал нечто такое, что могло, как он думал, обидеть того или иного человека, он не успокаивался и совесть мучила его до тех пор, пока он не находил способ загладить обиду и снять с себя бремя вины за действие, которое порой было настолько ничтожным, что сам пострадавший забывал о нём через пару недель. ‘Умар говорил: «Если бы на Евфрате погиб ягнёнок, я бы боялся, что Всевышний Аллах спросит с меня за него в Судный день». ‘Умар позаботился о распространении справедливости. Посланец хосроя сказал, увидев его спящим под деревом: «Ты правишь справедливо и потому чувствуешь себя в безопасности и спишь спокойно». Известно, что ‘Умар самостоятельно искал пропавших верблюдов, являвшихся частью закята, несмотря на то что он был правителем большого и могущественного исламского государства. Известно, что ‘Умар плакал, когда кто-нибудь напоминал ему о Судном дне, несмотря на то что он никого не притеснял, ни с кем не поступал несправедливо и всеми силами старался избежать грехов и проступков. Иногда ‘Умар разводил огонь, протягивал к нему руку и говорил: «О Ибн аль-Хаттаб, сможешь ли ты вытерпеть это?!» ‘Умар понимал, что мир этот — место испытаний, и он — нива для мира вечного, поэтому он был равнодушен к мирским благам. Он понимал, что все мы в этом мире подобны путникам или просто людям, проходящим мимо, как сказал Посланник Алла- ха r: «Будь в этом мире словно чужестранец или человек, проходящий мимо». Путник берёт с собой в дорогу лишь необходимое. Так же и мусульманин: он должен брать от этого мира то, что поможет ему преуспеть в мире вечном, и оставлять всё, что помешает ему возвыситься в мире вечном и достигнуть высших ступеней в Садах Вечности. Путник не считает саму дорогу своей целью. Для него она лишь средство, помогающее достичь цели. Поэтому он не собирает по дороге всё, что понравились ему. Так же и мусульманин: он должен относиться к этому миру как к средству достижения цели, а не считать его целью. Ведь, поистине, мир этот не заслуживает того, чтобы быть целью, ибо он — преходящий и обязательно исчезнет однажды. ‘Умар старался быть именно таким, поскольку его воспитывал сам Посланник Аллаха r, который был эталоном для верующих. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Однажды Посланник Аллаха r заснул на циновке, а когда он встал, на боку его остались следы от неё. Мы сказали: “О Посланник Аллаха, нам нужно было подстелить тебе что-нибудь!” Он сказал: “ Что мне до мира этого? В мире этом я подобен всаднику, который отдыхает немного в тени дерева, а потом отправляется дальше, покидая его!”» [Тирмизи, № 2483, достоверный хадис]. Составители жизнеописаний выдающихся мусульман передают, что, когда мусульмане завоевали Ирак во времена праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба, командующий войсками мусульман Са‘д ибн Абу Ваккас вошёл во дворец хосроя и мусульмане вынесли оттуда огромные богатства. Им досталось золото, серебро, прекрасные кони, скот и земельные угодья. Са‘д отправил военную добычу ‘Умару, халифу мусульман, и она была доставлена в целости и сохранности. Никто из мусульман ничего не присвоил, хотя у них и были все возможности для этого. Когда они пришли к ‘Умару, он сказал: «Поистине, люди, которые принесли это, честны и достойны доверия!» ‘Али сказал ему: «О повелитель верующих! Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного, а если бы ты позволял себе брать то, на что у тебя нет права, они поступали бы точно так же!» ‘Умар также понимал, что этот мир со всем, что в нём есть, не имеет никакой ценности. Посланник Аллаха r сказал: «Если бы у Аллаха этот мир стоил хотя бы комариного крыла, Он не дал бы неверующему из него и глотка воды». Посланник Аллаха r также сказал: «Этот мир проклят и проклято всё, что есть в нём, кроме поминания Аллаха и того, что связано с ним, а также обладающего знанием и приобретающего знание». ‘Умар также знал, что миру этому осталось существовать немного. Посланник Аллаха r сказал: «Моё послание и Час — как вот эти» — и он сделал знак указательным и средним пальцами, приблизив их друг к другу. ‘Умар также знал, что настоящая жизнь — жизнь вечная, потому что она, в отличие от земной жизни, никогда не кончится. Всевышний Аллах сказал, приводя слова уверовавшего из семьи Фараона: О мой народ! Земная жизнь — не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью пребывания. Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел безо всякого счёта. Сура 40 «Прощающий», аяты 39–40
Понимание сущности мира этого помогло ‘Умару освободиться от привязанности к нему и стать равнодушным к его украшениям. Передают, что однажды ‘Умар остановился недалеко от помойки. Заметив, что сопровождавшим его неприятно стоять там, он сказал: «Это и есть мир ваш, к которому вы стремитесь и по которому плачете…» ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал богатым курайшитам после того, как они, отдохнув от сражений, занялись торговлей и ум ножением своего богатства: «Воистину, курайшиты хотят, чтобы имущество Всевышнего сосредоточилось в их руках, но, по- ка Ибн аль-Хаттаб жив, этому не бывать! Воистину, я буду стоять на лавовых полях Медины и держать их за пояса, чтобы они не свалились в Огонь!» ‘Умар обращался к людям с проповедью, уже будучи халифом, и при этом на его изаре было одиннадцать заплат. И он обходил вокруг Каабы в изаре, на котором было двенадцать заплат. А однажды в пятницу он задержался и потом извинился перед людьми за своё опоздание, сказав: «Меня задержала стирка моей одежды», поскольку другой у него не было. Когда ‘Умар отправлялся в хадж, во время остановок ему не ставили ни шатёр, ни палатку. Он стелил на землю кожаную подстилку и спасался от зноя в тени дерева. ‘Умар имел обыкновение спрашивать, откуда еда, которую ему приносили, чтобы не есть ничего из того, что является собственностью мусульман или собрано в качестве закята. Бывало так, что он ел вместе с людьми, но при этом у него была своя тарелка, из которой он ел свою еду, чтобы не брать ничего у мусульман. А когда однажды врач прописал ему мёд в качестве лекарства, а в казне как раз был мёд, привезённый из открытых для ислама областей, ‘Умар собрал людей и попросил у них разрешения взять оттуда немного мёда. ‘Умар отличался скромностью. Однажды в жаркий день ‘Умар попросил мальчика, ехавшего на осле, подвезти его. Мальчик спрыгнул с осла, чтобы ‘Умар сел, однако ‘Умар сказал: «Нет, ты садись на своё место. А я сяду позади тебя. Я не хочу, чтобы ты ехал сзади, потому что там неудобно. Лучше там сяду я». И так они въехали в город, и люди смотрели на них. ‘Умар собственноручно покрывал дёгтем верблюдов, собранных в качестве закята, считая своей обязанностью сохранять имущество мусульман и боясь, что Всевышний Аллах спросит с него за этих верблюдов в Судный день. ‘Умар был очень терпеливым и выдержанным человеком. Однажды ‘Уяйна ибн Хусейн остановился у сына его брата аль-Хурра ибн Кайса, а он был из числа приближённых ‘Умара, поскольку среди чтецов и членов собрания предводителя пра- воверных и его советников были и молодые люди, и люди в возрасте… «‘Уяйна сказал: “Попроси для меня у повелителя верующих позволения войти к нему”. Тот попросил. Войдя же к нему, он сказал: “О Ибн аль-Хаттаб! Клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и не правишь нами по справедливости!” ‘Умар разгневался так, что даже вознамерился наказать его. Тогда аль-Хурр сказал: “О повелитель верующих! Поистине, Аллах говорит Своему Пророку: ‹Будь снисходителен, вели творить добро и от- вернись от невежд›. А этот, поистине, из невежественных”. Клянусь Аллахом, не преступил ‘Умар этого аята, когда он прочитал ему его, ибо он всегда останавливался у границ Книги Всевышнего Аллаха» [Бухари]. ‘Умар умел держать себя в руках и не давал волю гневу, хотя по натуре он был человеком строгим и суровым и к тому же обладал достаточной властью и силой для того, чтобы покарать критикующих и обижающих его. Тем не менее, он проявлял в подобных случаях удивительную для его характера кротость и великодушие.
§ 2. ‘Умар ибн аль-Хаттаб со своей семьёй Умар, запрещая людям делать что-то, приходил к своим близким и сообщал им о запрете, предупреждая их о том, что они как семья халифа являются примером для людей, а потому должны соблюдать эти запреты строже, чем кто бы то ни был. ‘Умазаботился о своей семье и зорко наблюдал за поведением и действиями своих родных. 1. ‘Умар запрещал своим родным пользоваться общественным имуществом. Когда его сын ‘Абдаллах купил верблюдов и отправил их на общественные пастбища, чтобы они откармливались и плодились там, ‘Умар, узнав об этом, упрекнул его и велел ему оставить себе свой основной капитал, а остальное отправить в казну. 2. Когда Ибн ‘Умар купил военной добычи после битвы при Джалюле на сорок тысяч дирхемов, ‘Умар сказал: «Я как будто вижу, как люди, продавая тебе, говорят: “‘Абдаллах ибн ‘Умар, сын повелителя верующих, которого он любит больше всех лю- дей”, — а так оно и есть. И они, конечно же, предпочитают отдавать тебе товар дешевле и не поднимают для тебя цены. А с меня спросится за это… Я дам тебе больше, чем прибыль, которую когда-либо получал курайшитский торговец, — с каждого потраченного дирхема ты получишь вдвое больше». И затем он позвал торговцев, которые купили товар за четыреста тысяч, и он отдал сыну восемьдесят тысяч, а остальное отослал Са‘ду ибн Абу Ваккасу, чтобы он разделил это между людьми. ‘Умар следил за тем, чтобы его родные не имели никаких привилегий и чтобы никто из них не пользовался родством с повелителем верующих для приобретения мирских благ. Однажды, распределяя содержание, он дал Усаме ибн Зайду четыре тысячи, а своему сыну ‘Умару — всего три. Ибн ‘Умар сказал: «О отец, почему ты назначил ему содержание в четыре тысячи, а мне — в три? Ведь его отец не был достойнее тебя, и у Усамы не больше достоинств, чем у меня». ‘Умар сказал: «Но его отца Посланник Аллаха r любил больше, чем твоего, и его он любил больше, чем тебя». Когда ‘Умару привезли мускус и амбру из Бахрейна, его жена ‘Атика предложила ему взвесить эти благовония, чтобы потом распределить их среди мусульман, однако он не разрешил ей. Когда она спросила о причине этого, он сказал, что боится, как бы на руках у неё не остались эти благовония и она не умастилась ими, ведь тогда получится, что члены его семьи взяли что-то из общественного имущества, пусть даже в ничтожном количестве. ‘Умар также следил за тем, чтобы члены его семьи не принимали от людей подарки, которые дарили им только потому, что они были членами семьи повелителя верующих. Он также старался, чтобы они не вмешивались в государственные дела. Однажды жена ‘Умара Умм Кульсум (дочь ‘Али ибн Абу Талиба) послала подарки царице византийцев. Когда та послала от ветные дары, ‘Умар оставил ей столько, сколько средств она обычно получала в качестве содержания, а остальное велел отправить в казну. Са‘ляба ибн Абу Малик передаёт, что однажды ‘Умар разделил между женщинами Медины плащи, после чего остался один хороший плащ. Один из тех, кто находился рядом с ‘Умаром, сказал: «О повелитель верующих, отдай этот плащ дочери Посланника Аллаха r, на которой ты женат». Этот человек имел в виду внучку Пророка r и дочь ‘Али Умм Кульсум. ‘Умар сказал: «Умм Салит имеет больше прав на него». Умм Салит была из числа ансаров и в своё время принесла присягу Пророку r. ‘Умар сказал: «И, поистине, в день битвы при Ухуде она приносила нам бурдюки с водой» [Бухари]. Однажды зять ‘Умара пришёл к нему и попросил дать ему немного денег из казны. ‘Умар жёстко упрекнул его за эту просьбу и воскликнул: «Неужели ты желаешь, чтобы я встретился с Аллахом в качестве вероломного царя?!» После этого он дал ему некоторую сумму из своих личных средств. ‘Умар не брал ничего из общественного имущества и не позволял членам своей семьи делать это. ‘Умар старался подавать благой пример мусульманам и заботился о репутации членов своей семьи. Он считал, что правитель и члены его семьи должны быть образцом для верующих. Он строго спрашивал с себя и не менее строго — с членов своей семьи.
§ 3. Уважение ‘Умара ибн аль-Хаттаба к членам семьи Посланника Аллаха r
Близкие Посланника Аллаха r и ‘Умар относились друг к другу с взаимной симпатией, уважением и любовью. ‘Умар уважал и почитал семью Пророка r больше, чем свою собственную семью. О соблюдении её прав он заботился больше, чем о соблюдении собственных прав и прав своей семьи, и всегда щедро одаривал её. Все историки упоминают о том, что ‘Умар, распределяя средства государственной казны, начинал с бану Хашим из-за их родства с Посланником Аллаха r, а также потому, что он глубо- ко уважал всю его семью. Известно, что ‘Умар уважал членов семьи Пророка r и относился к ним с таким почтением, с каким не относился ни к кому, даже к членам своей семьи и самым близким друзьям. Он, как и другие сподвижники, помнил о том, что Посланник Аллаха r завещал мусульманам заботиться о членах его семьи и соблюдать их права. Зайд ибн Аркам передаёт: «Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха r остановились у источника в Хумме41, что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он сказал: “Я оставлю вам две веские вещи, од- на из которых значительнее другой!” И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: “И я напоминаю вам об обязанностях по отношению к членам моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях по отношению к членам моей семьи, которые возложил на вас Аллах!”» Зайда ибн Аркама спросили: «А кто является членом его семьи?» Он ответил: «Те, кому запрещено брать закят. Члены семьи ‘Али, члены семьи Джа‘фара, члены семьи ‘Акиля и члены семьи аль-‘Аббаса». Зайда спросили: «Все они являются членами его семьи?» Он ответил: «Да» [Муслим]. ‘Умар исполнял это завещание Посланника Аллаха r наилучшим образом, заботясь о членах семьи Пророка r и оказывая им всестороннюю помощь и поддержку. Он также старался, чтобы жёны Посланника Аллаха r ни в чём не нуждались. Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб послал Зайнаб бинт Джахш назначенное ей содержание. Когда присланное внесли в её дом, она сказала: «Да простит Аллах ‘Умара! Другие сёстры разделили бы это лучше, чем я». Ей сказали: «Это всё тебе». Тогда она воскликнула: «Преславен Аллах! Ссыпьте это здесь и накройте одеж- дой». Когда это было сделано, она сказала Барзе бинт Рафи‘, передатчице этой истории: «Просунь руку под покрывало, возьми оттуда горсть и отнеси таким-то». При этом она назвала имена своих родственников и сирот из их числа. Она говорила так до тех пор, пока под одеждой не осталось совсем немного. Тогда Барза сказала ей: «Да простит тебя Аллах, о мать верующих! Клянусь Аллахом, мы имели на это право!» Зайнаб сказала: «Вам — то, что осталось под одеждой». Барза сказала: «И мы нашли под одеждой восемьдесят пять дирхемов. После этого Зайнаб воздела руки к небу и сказала: “О Аллах! Пусть не застанет меня дар ‘Умара после этого года!” — и она действительно умерла, не дожив до него». Ибн Са‘д передаёт, что, когда к Зайнаб принесли деньги, она стала говорить: «О Аллах! Пусть не застанут меня эти деньги в следующий раз, ибо, поистине, они — искушение». Затем она разделила их между своими родственниками и нуждающимися. ‘Умару сообщили об этом, и он сказал: «Это женщина, которой желают блага…» Затем он пришёл к её дверям и велел передать ей приветствие. Он сказал: «Мне сказали, что ты раздала все деньги». После этого он послал ей ещё тысячу, чтобы она оставила её себе, однако Зайнаб раздала и её, не оставив себе ни дирхема, ни динара. А когда они пожелали отправиться в хадж, ‘Умар послал ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауфа сопровождать их и велел одному из них двигаться впереди них, а второму — позади и ни в коем случае не приближаться к ним и не ехать рядом с ними, а также проследить, чтобы, когда они будут совершать обход вокруг Каабы, их сопровождали только женщины. К потомкам Посланника Аллаха r ‘Умар относился с особым уважением и предпочитал их даже своим сыновьям. Однажды ‘Умар сказал аль-Хусейну: «Сынок, было бы хорошо, если бы ты почаще приходил к нам». Однажды тот пришёл к нему, когда он был наедине с Му‘авией, беседуя с ним о чёмто. При этом сын ‘Умара стоял у дверей, и ‘Умар не разрешил ему войти. Увидев, что даже Ибн ‘Умару не разрешили войти, он вернулся назад. Позже ‘Умар сказал ему: «Сынок, отчего ты не пришёл к нам?» Он ответил: «Я приходил, когда ты сидел с Му‘авией, и я увидел, что Ибн ‘Умар возвращается от тебя, и тоже вернулся». ‘Умар сказал: «Ты больше заслуживаешь того, чтобы разрешить тебе войти, чем Ибн ‘Умар». Когда ‘Умар распределял привезённые из Йемена одежды, аль-Хасану и аль-Хусейну ничего не досталось. Узнав об этом, ‘Умар послал письмо в Йемен, чтобы им прислали оттуда две одежды. Когда встал вопрос о распределении средств и назначении содержания разным категориям людей, ‘Умар собрал сподвижников, чтобы посоветоваться с ними. Они сказали: «Начни с себя». ‘Умар сказал: «Нет, клянусь Аллахом… Я начну с близких Посланника Аллаха r и с бану Хашим». И он назначил содержание аль-‘Аббасу, затем ‘Али, и в конце концов, упомянув представителей пяти племён, дошёл до потомков ‘Ади ибн Ка‘ба. Он написал: «Участникам битвы при Бадре из бану Хашим, затем участникам битвы при Бадре из бану Умайя…» Он назна- чил содержание им всем и назначил подобное содержание аль-Хасану и аль-Хусейну из-за их близости к Посланнику Аллаха r. Шибли ан-Ну‘мани пишет в своей книге, посвящённой ‘Умару: «‘Умар не принимал решения по важным делам, не посовето- вавшись с ‘Али, который всегда давал ему искренние и мудрые советы. Отправившись в Иерусалим, ‘Умар оставил ‘Али в Ме-дине в качестве своего заместителя. Они ещё больше сблизились после того, как породнились: дочь ‘Али от Фатымы Умм Кульсум вышла замуж за ‘Умара» [Фарук]. ‘Али назвал одного из своих сыновей ‘Умаром, и ещё двоих —Абу Бакром и ‘Усманом. ‘Али бы первым советником ‘Умара, и ‘Али много раз подсказывал ‘Умару верное решение. ‘Умар уважал всех членов семьи Посланника Аллаха r и соблюдал их права. Малик ибн Аус сказал: «Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб послал за мной. Я пришёл к нему домой в середине дня и увидел, что ‘Умар, облокотившийся на кожаную подушку, сидит на ложе из пальмовых листьев, на которых не было покрывала. Он обратился ко мне: “О Малик, к нам пришли твои соплеменники42 со своими семьями, которые еле шли43, и я велел дать им небольшую милостыню. Возьми же это и раздели между ними”. Я сказал: “Лучше бы ты поручил это кому-нибудь другому”, но он велел: “Возьми это, о Малик!” Тут к нему вошёл его привратник Ярфа‘ и сказал: “Пришли ‘Усман, ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф, аз-Зубайр и Са‘д ибн Абу Ваккас”. ‘Умар сказал: “Хорошо”. Он пригласил их, и они вошли. Потом Ярфа‘ опять вошёл и спросил: “Пришли ‘Али и ‘Аббас”. ‘Умар сказал: “Хорошо”, и пригласил их. Войдя в дом, ‘Аббас сказал: “О повелитель верующих, рассуди меня с этим лжецом, греш- ником, предателем и вероломным человеком!”44 — и люди сказали: “Да, о повелитель верующих, рассуди их и принеси им облегчение”. И я думаю, что эти люди пришли раньше ‘Али и ‘Аббаса только ради этого45. Тогда ‘Умар сказал: “Не спешите! Заклинаю вас Аллахом, с соизволения Которого держатся небо и земля, скажите, известно ли вам, что Посланник Аллаха r сказал: ‹Мы не оставляем наследства. Всё, что мы оставляем, является милостыней›?” Они46 сказали: “Да”. Потом ‘Умар повернулся к аль-‘Аббасу и ‘Али и сказал: “Заклинаю вас Аллахом, с соизволения Которого держатся небо и земля, скажите, известно ли вам, что Посланник Аллаха r сказал: ‹Мы не оставляем наследства. Всё, что мы оставляем, является милостыней›?” Они сказали: “Да”. Тогда ‘Умарсказал: “Поистине, Всевышний Аллах предназначил для Посланника Аллаха r то, чего не предназначил ни для кого ино- го, ибо Он сказал: ‹То, что Аллах вернул Своему Посланнику, забрав это у обитателей селений, принадлежит Аллаху и Его Посланнику› ”, и я не знаю, прочитал он предыдущий аят илинет. Потом ‘Умар сказал: “Посланник Аллаха r разделилмежду вами имущество племени бану Надыр, и, клянусь Аллахом, он не обделил вас и не забрал себе всё, ничего не оставив вам. Из того, что осталось, Посланник Аллаха r выделялежегодное содержание для своей семьи, а оставшееся послеэтого сделал общим достоянием”. Потом ‘Умар сказал: “Заклинаю вас Аллахом, с соизволения Которого держатся небои земля, скажите, известно ли вам об этом?” Они сказали: “Да”.Тогда ‘Умар задал тот же вопрос ‘Аббасу и ‘Али: “Известно ли вам об этом?” Они сказали: “Да”. Тогда ‘Умар сказал:“Когда же Посланник Аллаха r умер, Абу Бакр ас-Сыддиксказал: ‹Я — наследник власти Посланника Аллаха r›, а выдвое пришли к нему, и ты, о ‘Аббас, требовал свою долю наследства сына твоего брата, этот же47 требовал долю наследства отца своей жены. Абу Бакр ас-Сыддик привёл вам слова Посланника Аллаха r: ‹Мы не оставляем наследства. Всё,что мы оставляем, является милостыней›, и вы сочли еголжецом, грешником, предателем и вероломным, но Аллах знает, что Абу Бакр ас-Сыддик был правдивым и благочестивым человеком, который шёл правильным путём и следовалистине! Потом Абу Бакр ас-Сыддик умер, а я стал наследником власти Посланника Аллаха r и Абу Бакра, и вы сочли меня лжецом, грешником, предателем и вероломным, но Аллахзнает, что я — правдивый и благочестивый человек, идущийправильным путём и следующий истине! Когда я унаследовал власть, ты пришёл ко мне вместе с этим. Вы желали одного и того же и стали говорить: ‹Отдай нам наследство›, я жесказал: ‹Если хотите, я отдам вам его при условии, что вы будете следовать завету Аллаха и распоряжаться этим имуществом так же, как делал это Посланник Аллаха r›, и вы взяли его на этих условиях, разве не так?” ‘Аббас и ‘Али сказали:“Да”. ‘Умар сказал: “И после этого вы пришли ко мне, чтобы я рассудил вас?! Нет, клянусь Аллахом, я не вынесу никакого иного решения по вашему спору до самого Дня Воскрешения, а если вы не можете распоряжаться этим имуществом, как было условлено, верните его мне!”» ‘Умар отдавал должное не только аль-‘Аббасу, но и его сыну, даже когда тот был ещё ребёнком. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывает: «‘Умар приглашал меня к себе вместе со взрослыми мужчинами, принимавшими участие в битве при Бадре. В конце концов это, судя по всему, вызвало гнев одного из них, и он спросил ‘Умара: “Почему этот входит к тебе вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!” ‘Умар сказал: “Вы же знаете о его положении!” И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он это сделал лишь для того, чтобы показать им. ‘Умар спросил: “Что вы можете сказать о словах Аллаха: ‹Когда придёт помощь от Аллаха и победа и увидишь ты людей, присоединяющихся к религии Аллаха толпами, прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние› ”. Один из присутствовавших ответил: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”. А другие промолчали. Тогда он обратился ко мне: “И ты скажешь то же самое, о Ибн ‘Аббас?” Я ответил: “Нет”. Он спросил: “Что же ты скажешь?” Я ответил: “Здесь имеется в виду близкий конец Посланника Аллаха r, о котором сообщил Аллах. Аллах сказал, что, ‹когда придёт помощь Аллаха и победа›, это будет признаком твоего срока, и тогда ‹прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние› ”. ‘Умар сказал: “Я тоже не знаю об этой суре ничего, кроме того, что говоришь ты!”» [Бухари]. ‘Умар всячески выказывал Ибн ‘Аббасу своё расположение и уважение, желая напомнить людям о том, что Ибн ‘Аббас обладает очень большими знаниями в религии, и Посланник Аллаха r просил Аллаха наделить его пониманием религии и научить его правильному толкованию Корана. Таким образом, члены семьи Посланника Аллаха r любили и уважали ‘Умара, и он отвечал им тем же.
Глава третья. Жизнь ‘Умара ибн аль-Хаттаба в обществе § 1. Жизнь ‘Умара ибн аль-Хаттаба в обществе Жизнь ‘Умара была воплощением Книги Аллаха и Сунны Посланника Аллаха r. ‘Умар заботился о женщинах, особенно о вдовах и тех, чьи мужья временно отсутствовали, и следил за соблюдением их прав. Он сам говорил о себе: «Клянусь Аллахом, если Аллах даст мне ещё пожить, я сделаю так, что вдовы Ирака не будут нуждаться ни в чём». Однажды Тальха увидел, как ‘Умар вышёл из своего дома ночью, и последовал за ним так, чтобы тот его не заметил. ‘Умар вошёл в один дом и спустя некоторое время вышел и вернулся домой. Утром Тальха отправился к этому дому и обнаружил там старую и слепую женщину, которая не могла ходить. Он спросил её: «Что за человек приходит к тебе?» Она ответила: «Он уже давно постоянно навещает меня, приносит мне то, в чём я нуждаюсь, и выносит мусор». ‘Умар заботился о слабых членах общества, в первую очередь о вдовах и сиротах, а также старался уделять им время, чтобы выслушать их жалобы и удовлетворить их нужды. Однажды ‘Умар, которого сопровождал аль-Джаруд аль‘Абди, выйдя из мечети, повстречал женщину. Он поприветствовал её, несмотря на то что он был халифом, а она сказала ему: «О ‘Умар! Я помню тебя мальчиком, которого называли ‘Умай-ром на ярмарке ‘Укказа и который пас овец со своей палкой. Бойся же Аллаха, обращаясь со своей паствой, и знай, что для того, кто боится угрозы Аллаха, далёкое станет близким, а кто боится смерти, тот страшится упустить время». Аль-Джаруд сказал: «О женщина! Ты отняла у повелителя верующих много времени…» Однако ‘Умар прервал его словами: «Оставь её! Разве ты не знаешь, что это Хауля, слова которой слышал Аллах из-за семи небес?! Клянусь Аллахом, она ещё больше заслуживает того, чтобы её выслушал ‘Умар!» Ибн Касир упоминает, что один человек, увидев почтительное отношение ‘Умара ибн аль-Хаттаба к этой женщине и то, с каким вниманием он слушает её, сказал ему: «Ты задержал мужей курайша из-за этой старухи…» ‘Умар же сказал в ответ: «Горе тебе! Знаешь ли ты, кто она?» Тот человек ответил: «Нет». Тогда ‘Умар сказал: «Это женщина, жалобы которой услышал Аллах из-за семи небес. Это Хауля бинт Са‘ляба… Клянусь Аллахом, если бы она говорила со мной до самой ночи, я оставался бы с ней до тех пор, пока она не скажет всё, что желает сказать мне. С наступлением времени молитвы я покидал бы её для того, чтобы совершить молитву, а потом возвращался бы к ней и слушал бы её до тех пор, пока она не скажет всё, что желает сказать!» ‘Умар не отказывал тем, кто обращался к нему за помощью, особенно если это были женщины. Когда к нему обратилась дочь Хуфафа ибн Айма аль-Гифари, сказав, что она потеряла мужа и дети её остались сиротами, а у них нет никакого имущества, он сразу же дал ей верблюда с двумя большими корзинами еды на спине и обещал заботиться о её семье и помогать им и дальше. Имам аль-Касим ибн Салям, выдающийся знаток имущественных вопросов исламского фикха, приводит в своей книге «Имущество» реальную историю о взаимном обеспечении в мусульманском обществе времён праведных халифов: «Когда ‘Умар отдыхал в полдень в тени дерева, пришла одна бедуинка, которая долго глядывалась в лица людей, и наконец подошла к нему и сказала: “Я бедна, и у меня есть дети, а повелитель верующих ‘Умар ибн аль-Хаттаб послал к нам Мухаммада ибн Масляму[34], чтобы тот собирал и распределял закят, и он ничего не дал нам… Не мог бы ты, да помилует тебя Аллах, походатайствовать за нас перед ним?” Тогда он позвал своего слугу по имени Ярфа‘ и велел ему позвать Мухаммада ибн Масляму. Женщина сказала: “Чтобы он удовлетворил мою просьбу, нам лучше самим пойти к нему”, на что ‘Умар ответил: “Он всё сделает, если будет на то воля Аллаха”. Ярфа‘ пришёл к Мухаммаду ибн Масляме и сказал: “Тебя зовут”. Он пришёл и сказал: “Мир тебе, о повелитель верующих!” Женщина застеснялась, а ‘Умар сказал: “Воистину, я стараюсь выбрать лучших из вас… Что ты скажешь, когда Всевышний Аллах спросит тебя о ней?” Глаза Мухаммада наполнились слезами, а ‘Умар сказал: “Воистину, Аллах послал к нам Своего Пророка r, и мы уверовали в него и последовали за ним. Он делал то, что велел ему Аллах, и он предназначил закят для бедных, и так было до тех пор, пока Аллах не забрал его к Себе. Затем Аллах привёл на его место Абу Бакра, и он следовал его Сунне до тех пор, пока Аллах не забрал его. Затем Он привёл на это место меня, и я всеми силами старался отбирать лучших из вас… Воистину, я послал тебя, так дай же ей то, что причитается ей из закята за этот и за прошлый год… Не знаю, право, стоит ли мне посылать тебя снова”. Затем он велел дать ей верблюда, а так- же муки и масла, и сказал: “Возьми пока это и подойди к нам ещё раз, когда мы будем в Хайбаре, ибо, воистину, мы собираемся туда”. Она подошла к нему ещё раз, когда он был в Хайбаре, и он дал ей ещё двух верблюдов и сказал: “Возьми пока это. Этого хватит тебе до прихода Мухаммада ибн Маслямы, которому я велел дать тебе то, что причитается тебе за этот и прошлый год”». ‘Умар заботился о соблюдении правил приличия в своём государстве. Однажды он увидел мужчину и женщину, которые стояли на дороге и разговаривали. Подойдя к ним, ‘Умар несильно ударил мужчину своей палкой. Тот воскликнул: «О повелитель верующих, это моя жена!» ‘Умар спросил: «А почему тогда вы стоите на дороге и даёте мусульманам повод обсуждать вас?» Он ответил: «О повелитель верующих, мы только что вошли в город и обсуждаем, где нам лучше остановиться». Тог- да ‘Умар протянул ему свою палку и сказал: «Воздай мне равным, о раб Аллаха». Однажды один человек вознамерился дать развод своей жене, и ‘Умар спросил его: «Почему ты хочешь развестись с ней?» Он ответил: «Потому что я не люблю её». ‘Умар возразил: «Разве в основе каждого брака лежит любовь? Ведь есть ещё забота друг о друге и обязательства». Когда четверо сыновей аль-Хансы пали мучениками в сражении при Кадисийи, ‘Умар велел выдавать ей содержание, которое они получали бы, если бы были живы, и она получала эти деньги до самой своей смерти. Хинд бинт ‘Утба была одной из самых достойных и умных курайшиток. Сначала она была замужем за Хафсом ибн аль-Мугирой, дядей Халида ибн аль-Валида. Это было во времена невежества. Позже на ней женился Абу Суфьян ибн Харб, однако незадолго до своей смерти он развёлся с ней. Тогда она пошла к ‘Умару, чтобы одолжить четыре тысячи дирхемов из казны, после чего отправилась в земли племени кальб. Там она некоторое время занималась торговлей, после чего прибыла к своему сыну Му‘авии[35], которого ‘Умар назначил наместником Шама. Она сказала: «Это всё ‘Умар, он помог мне ради Аллаха». В эпоху праведных халифов женщине было отведено достойное место в мусульманском обществе, и она могла беспрепятственно заниматься полезной деятельностью и реализовывать свои способности и таланты. ‘Аиша, Умм Саляма, Хабиба бинт Умм Хабиба, Арва бинт Курайз ибн ‘Абд-Шамс и Асма бинт Са- ляма ат-Тамимийя обладали большими познаниями в религии, хорошо знали Коран и Сунну и давали фетвы по различным религиозным вопросам. А другие, например аль-Ханса и Хинд бинт ‘Утба, сочиняли стихи и были известными поэтессами. ‘Умар понимал, что многие женщины не уступают мужчинам в благоразумии, мудрости и талантах. ‘Умар видел немало выдающихся женщин-сподвижниц, вере, стойкости, бесстрашию которых могли позавидовать мужчины. Среди великих женщин, которые поставили перед собой высокие и благородные цели, проявили мудрость и дальновидность в выборе супруга и отличались силой личности, можно назвать Умм Суляйм бинт Мильхан, принявшую ислам вместе с первыми мусульманками из числа ансаров. Она была женой Малика ибн ан-Надра и родила от него сына Анаса. Муж был крайне недоволен, когда она приняла ислам и, разгневавшись, оставил её. Однако она отказалась отрекаться от ислама в угоду ему. А через некоторое время ей принесли известие о его кончине. В то время она была красивой женщиной в самом расцвете молодости. Уверенная в том, что всё постигшее её являлось лишь испытанием Всевышнего и надеясь на Его награду, она взяла сына и отправилась к Посланнику Аллаха r, желая, чтобы Анас прислуживал ему. Вскоре к ней посватался один из лучших женихов Медины — молодой, сильный и богатый. Это был Абу Тальха, в те времена ещё язычник. Девушки Медины мечтали выйти за него, и он решил, что Умм Суляйм будет вне себя от радости, когда он сделает ей предложение. Однако она встретила его словами: «О Абу Тальха! Разве ты не знаешь, что твой бог, которому ты поклоняешься, — дерево, растущее из земли, и его вытесал эфиоп из такого-то племени?» Он ответил: «Знаю…» Тогда она сказала: «И не стыдно тебе поклоняться дереву, которое обтесал эфиоп из такого-то племени?» Абу Тальха не согласился с ней и проявил упрямство. Он пообещал ей щедрый брачный дар и обеспеченную жизнь. Однако она твёрдо стояла на своём. Она сказала ему прямо: «Клянусь Аллахом, о Абу Тальха, подобным тебе не отказывают… Однако ты неверующий, а я — мусульманка, и мне не дозволено выходить за тебя. Ес- ли ты примешь ислам, то это и будет моим брачным даром. Ни о чём другом я не прошу…» На другой день он вернулся с ещё более щедрыми подарками и обещал ещё больший брачный дар. Однако она снова устояла перед искушением. Её упорство делало её ещё более привлекательной и желанной в глазах Абу Тальхи. На этот раз она сказала ему: «Разве не знаете вы, что ваши боги, которым вы поклоняетесь, — дело рук раба-плотника из такого-то семейства и что, если бы вы подожгли их, они бы сгорели?» От её слов внутри у Абу Тальхи всё перевернулось. И он спросил себя: «Может ли Бог сгореть?» Помолчав некоторое время, он стал повторять: «Сви- детельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха!» Умм Суляйм, охваченная радостью, сказала своему сыну Анасу: «Встань, Анас, и жени Абу Тальху!» Анас привёл свидетелей, и был заключён брак. Абу Тальха был так рад, что выложил перед Умм Суляйм всё своё богатство, однако она, как искренне верующая, благородная и добродетельная мусульманка, сказала: «О Абу Тальха! Поистине, я вышла за тебя замуж ради Аллаха, и мне не нужно иного брачного дара…» [Наса’и]. ‘Умар старался использовать во благо исламского государства потенциал не только мужчин, но и женщин. Он советовался при решении важных вопросов не только с мужчинами, но и с женщинами. ‘Умар нередко подходил к домам женщин, мужья которых были в войсках, и, останавливаясь у дверей, говорил: «Кто-нибудь из вас хочет купить что-то на рынке?» И они посылали с ним своих рабынь. Он шёл с ними на рынок и покупал для них то, что им было нужно, следя за тем, чтобы продавцы не обманывали их. Когда от их мужей на далёких заставах приходили письма, ‘Умар говорил женщинам: «Ваши мужья — на пути Аллаха, а вы — в городе Посланника Аллаха r… Если у вас нет никого, кто мог бы прочитать вам письма мужей, подойдите к дверям, и я прочту вам их». Он также проходил мимо их домов перед тем, как отправить гонца к их мужьям, и собирал письма, которые они писали своим мужьям. А если они не находили никого, кто умел писать и мог написать для них письмо, они просили ‘Умара и диктовали ему из-за двери, а он записывал и потом отправлял письма с гонцом к и мужьям. ‘Умар прекрасно разбирался в людях, и у него были свои точные критерии для оценки человека. Он считал, что о человеке судят не по молитвам и постам, а по верности слову и благородству души. Он говорил, что настоящий человек тот, который возвращает доверенное и не задевает честь других людей. Однажды к ‘Умару пришёл один человек, свидетельствующий в пользу другого, и ‘Умар спросил его: «Знаешь ли ты этого человека?» Тот ответил: «Да». ‘Умар спросил: «Сосед ли ты ему, знающий его входы и выходы?» Человек ответил: «Нет». Тогда ‘Умар спросил: «Сопровождал ли ты его хоть раз в путешествии, в котором познаются лучшие нравственные качества?» Человек снова ответил: «Нет». ‘Умар спросил: «Было ли между вами дело, касающееся дирхемов и динаров, по которому узнаётся богобоязненность человека?» Он ответил: «Нет». Тогда ‘Умар воскликнул: «Наверное, ты видел его молящимся в мечети, стоящим иногда и сидящим иногда, поднимающим голову свою и опускающим её!..» И тот человек ответил: «Да». Тогда ‘Умар сказал: «Иди, ибо, поистине, ты не знаешь его!» [Муслим; Ахмад]. Однажды, когда ‘Умар был занят распределением средств между людьми, ‘Ади ибн Хатим стоял недалеко от халифа, но ‘Умар отворачивался от него. Тогда он подошёл ближе и встал прямо напротив ‘Умара. Но ‘Умар снова отвернулся от него. Тогда он сказал: «О повелитель верующих, ты узнаёшь меня?» Тогда ‘Умар засмеялся и сказал: «Да, клянусь Аллахом, я узнаю тебя. Ты уверовал, когда не веровали другие, и остался верным, когда другие поступили вероломно, и, поистине, первым закятом, обрадовавшим Посланника Аллаха r и его сподвижников, был закят племени тайй, который ты привёз Посланнику Аллаха r». Потом ‘Умар стал извиняться за то, что не смог уделить ему внимание раньше: «Я распределял средства между людьми, которые живут в крайней нужде, и они — предводители своих племён, представляющие своих соплеменников». Однажды византийцы взяли в плен благородного сподвижника ‘Абдаллаха ибн Хузафу ас-Сахми. Они привели его к своему царю. Тот сказал: «Прими христианство, и я отдам тебе часть моего имущества и выдам за тебя свою дочь». ‘Абдаллах сказал в ответ: «Если бы ты отдал мне всё, что имеешь, и всё, чем владеют арабы, за то, чтобы я отрёкся от религии Мухаммада r хотя бы на миг, я бы не сделал этого». Царь сказал: «Тогда я казню тебя». ‘Абдаллах сказал: «Поступай, как хочешь». Тогда по велению царя ‘Абдаллаха распяли, а потом царь приказал лучникам выпустить стрелы так, чтобы они вошли в дерево рядом с руками и ногами ‘Абдаллаха, и снова предложил ему принять христианство, однако он опять отказался. Тогда по велению царя его спу- стили на землю. Затем принесли чан с кипятком (или кипящим маслом) и бросили туда одного пленного мусульманина на глазах у ‘Абдаллаха. Увидев всплывшие кости, он заплакал. Царь решил, что он испугался, но ‘Абдаллах сказал: «Я плачу потому, что у меня только одна душа и меня могут бросить в котёл, где я помучаюсь несколько мгновений ради Аллаха, только один раз. Я бы хотел, чтобы у меня было столько же душ, сколько есть волосков на моём теле, и каждая из них подверглась бы такому на- казанию ради Аллаха». А в другой версии этой истории сообщается, что царь велел запереть его и держать несколько дней без еды и питья, а потом послал ему вино и свинину, однако он не прикоснулся к этой скверне. Царь спросил: «Почему ты не стал есть?» Тот ответил: «Это дозволено мне, однако я не хотел, чтобы ты злорадствовал». Царь сказал: «Хорошо, поцелуй мою голову, и я отпущу тебя». ‘Абдаллах спросил: «И всех пленных мусульман вместе со мной?» Царь ответил: «Да». И он поцеловал голову царя, и тот отпустил его и всех пленных мусульман вместе с ним. А когда он вернулся, ‘Умар сказал: «Каждый мусульманин обязан поцеловать голову ‘Абдаллаха ибн Хузафа, и я сделаю это первым». И он встал и поцеловал его голову. Когда к ‘Умару ибн аль-Хаттабу прибывало подкрепление из числа жителей Йемена, он всегда спрашивал их: «Нет ли среди вас Увайса ибн ‘Амира?» Так продолжалось до тех пор, пока он не встретился с Увайсом. ‘Умар спросил: «Ты ли Увайс ибн ‘Амир?» Тот ответил: «Да». ‘Умар спросил: «Из племени мурад и рода Каран?» Он ответил: «Да». ‘Умар спросил: «И у тебя была проказа, от которой ты излечился, если не считать одного места величиной с дирхем?» Он ответил: «Да». ‘Умар спросил: «Есть ли у тебя мать?» Он ответил: «Да». Тогда ‘Умар сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс ибн ‘Амир из племени мурад и рода Каран, болевший проказой, но излечившийся от неё, если не считать одного места величиной с дирхем. У него есть мать, к которой он относится с большим почтением, и, когда он клянётся Аллахом, Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и, если сможешь, добейся, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!” Так попроси же для меня прощения!» И Увайс попросил у Аллаха прощения для него. А потом ‘Умар спросил его:«Куда ты направляешься?» Он ответил: «В Куфу». ‘Умар спросил: «Не написать ли для тебя письмо наместнику Куфы?» Увайс сказал: «Мне больше по душе быть среди бедных». А на следующий год один из знатных жителей Куфы совершил хадж и встретился с ‘Умаром, который стал расспрашивать его об Увайсе. Этот человек сказал: «Когда я видел его в последний раз, у него был ветхий дом, в котором было мало вещей». ‘Умар сказал: «А я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс ибн ‘Амир из племени мурад и рода Каран, болевший проказой, но полностью из- лечившийся от неё, если не считать того, что на коже у него осталось одно место белого цвета величиной с дирхем. У него есть мать, которую он почитает, а когда он клянётся Аллахом, Аллах непременно делает так, что его клятва исполняется, и, если сможешь, добейся того, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя”». Потом48 этот человекпришёл к Увайсу и сказал: «Попроси Аллаха, чтобы Он простилменя». Увайс сказал ему в ответ: «Ты совершил хадж после меня,и поэтому лучше ты попроси, чтобы Аллах простил меня». Тотспросил: «Встречался ли ты с ‘Умаром?» Увайс ответил: «Да» —и попросил Аллаха простить этого человека49, а потом люди узнали об этом, и он пошёл своей дорогой50 [Муслим]. ‘Умар сказал однажды: «О мусульмане! Что бы вы сказали, если бы я склонился к миру этому на столько?» — и он наклонил голову. Тогда поднялся один человек, обнажил свой меч и сказал: «Вот что мы сделаем!» — и он сделал жест, как будто отрубает кому-то голову. ‘Умар спросил: «Ты имеешь в виду меня?» Он сказал: «Да, я имею в виду тебя!» ‘Умар повысил на него голос трижды, и он отвечал ему тем же; наконец ‘Умар сказал: «Да помилует тебя Аллах… Хвала Аллаху, Который сделал так, что в пастве моей есть люди, которые обязательно исправят меня, если я отклонюсь [от истинного пути]!» [Мухибб. Т. 2. С. 381]. ‘Умар ибн аль-Хаттаб придавал пользованию правой рукой во время еды очень большое значение и не позволял никому поступать вразрез с велением Посланника Аллаха r. Во время одной из своих поездок по городам он увидел человека, который ел левой рукой, и сказал ему: «О раб Аллаха! Ешь правой рукой». Спустя некоторое время он увидел этого человека, который по-прежнему ел левой рукой. Тогда ‘Умар ткнул его небольшой палкой, которую носил с собой, и сказал: «О раб Аллаха! Ешь правой рукой». Однако спустя некоторое время, взглянув на этого человека, ‘Умар снова обнаружил, что тот ест левой рукой. Он опять ткнул его своей палкой и сказал — на сей раз более жёстко: «О раб Аллаха! Ешь правой рукой!» Мужчина сказал в ответ: «О повелитель верующих! Она занята». ‘Умар спросил: «Чем же она занята?» Мужчина ответил: «Занял её день Муты»51. Тогда ‘Умар заплакал, подошёл к этому человеку, извинился перед ним и стал заботливо спрашивать: «Кто помогает тебе совершать омовение? Кто помогает тебе добывать пропитание? Кто обеспечивает тебя всем необходимым?» А потом он велел относиться к этому человеку справедливо и заботиться о нём. Однажды люди получали своё содержание в присутствии ‘Умара. Подняв голову, он увидел человека, на лице которого был шрам от удара. Он спросил об этом человеке, и ему сказали, что это ранение он получил во время одного из военных похо- дов. Он сказал: «Дайте ему ещё тысячу», и ему дали ещё тысячу. Тогда ‘Умар снова сказал: «Дайте ему ещё тысячу». И ему да ли ещё тысячу. Так он говорил четыре раза, и каждый раз этому человеку добавляли по тысяче дирхемов. Тот человек застеснялся из-за того, что ему так много дали, и вышел. ‘Умар спросил о нём, и ему сказали: «Он застеснялся, что ему так много дали, и вышел». ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, если бы он остался, я бы давал ему до тех пор, пока у меня оставался бы хотя бы дирхем, ибо это человек, получивший ранение на пути Аллаха, оставившее след на его лице». Однажды ‘Умар сказал своим товарищам: «Давайте помечтаем». Тогда один сказал: «Я мечтаю, чтобы у меня был дом, полный золота, и я бы тратил его на пути Аллаха и раздавал бы его в качестве милостыни!» А другой человек сказал: «Я меч- таю, чтобы у меня был полный дом изумрудов и других драгоценных камней, и я расходовал бы их на пути Аллаха и раздавал бы их в качестве милостыни». ‘Умар сказал: «Что ж… Давайте помечтаем ещё». Тогда люди сказали: «Мы даже не зна- ем, что ещё сказать, о повелитель верующих». Тогда ‘Умар сказал: «А я мечтаю, чтобы у меня был полный дом таких людей, как Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах, Му‘аз ибн Джабаль, Салим, сын Абу Хузайфы, и Хузайфа ибн аль-Яман, и я задействовал их всех в покорности Аллаху». Он говорил о своих братьях по вере. ‘Умар описал истинных братьев по вере следующим образом: «Ищи истинных братьев по вере, обществом которых ты мог бы наслаждаться. Они — украшение в благополучные дни и поддержка в дни испытаний. Старайся замечать в них только лучшее. Отдаляйся от врага и остерегайся друга, кроме верных и надёжных. А верным и надёжным бывает лишь тот, кто боится Аллаха. И не дружи с нечестивцем, ибо иначе ты научишься от него нечестию, не раскрывай ему своих тайн и советуйся о своих делах с тем, кто страшится Аллаха». ‘Умар судил о людях по их богобоязненности и делам, а не по их происхождению и богатству. Однажды к нему пришли предводители курайшитов, среди которых были Сухайль ибн ‘Амр и Абу Суфьян ибн Харб, а также Сухайб и Биляль, которые раньше были рабами курайшитов, и ‘Умар разрешил войти сначала этим беднякам и только потом принял предводителей курайшитов. Предводители курайшитов разгневались. И Абу Суфьян сказал: «Никогда не видел я дня, подобного этому! Он разрешил войти этим рабам, а нас оставил ждать за дверью!» Сухайль сказал: «О люди! Клянусь Аллахом, я вижу по вашим лицам, что вы чувствуете. Но если вы гневаетесь, то гневаться вы должны лишь на самих себя. Ведь и их призвали к исламу, и вас, только они поспешили принять его, а вы медлили…» Абу аль-Асвад передаёт: «Я прибыл в Медину в те дни, когда в городе свирепствовала болезнь и умерло много людей. Я сидел рядом с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, и мимо нас пронесли погребальные носилки, причём люди хорошо отзывались о покойном, и ‘Умар сказал: “Это стало обязательным”. Потом мимо нас пронесли погребальные носилки, причём люди хорошо отзывались о покойном, и ‘Умар сказал: “Это стало обязательным”. Потом мимо нас пронесли погребальные носилки, причём люди плохо отзывались о покойном, и ‘Умар сказал: “Это стало обязательным”». Абу аль-Асвад спросил: «Что стало обязательным, о повелитель верующих?» ‘Умар ответил: «Я лишь сказал то, что сказал Посланник Аллаха r: “Аллах обязательно введёт в Рай человека, о котором хорошо отзовутся четверо”. Мы спросили: “А если трое?” Он сказал: “И трое”. Мы спросили: “А двое?” Он ответил: “И двое”. А об одном мы уже не спрашивали» [Бухари; Ахмад]. Хаким ибн Хизам сказал: «Однажды я попросил что-то у Посланника Аллаха r, и он дал мне это, потом я снова обратился к нему с просьбой, и он дал мне то, что я просил, потом я снова обратился к нему с просьбой, и он дал мне то, что я просил, а потом он сказал: “О Хаким, поистине, это имущество — как сладкий плод: оно становится благословенным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его, подчиняясь желаниям души своей 52, благословенным оно не станет, и уподобится он человеку, который ест, но не насыщается. Знай, что высшая рука лучше низшей 53 ”». Хаким продолжил: «Тогда я сказал: “О Посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, после тебя я ни у кого ничего не возьму, пока не покину этот мир!”» [Бухари]. Позже54 Абу Бакр ас-Сыддик призывал Хакима к себе, чтобы тот взял полагающуюся ему часть военной добычи, но Хаким отказался принять от него это. А затем с той же целью его вызывал к себе ‘Умар, но он отказался принимать что-либо и от него, и тогда ‘Умар сказал: «О мусульмане, призываю вас в свидетели, что я предлагаю Хакиму полагающуюся ему долю от этой добычи, а он отказывается брать её». И после Посланника Аллаха r Хаким до самой своей смерти так ничего и не взял ни у кого из людей. ‘Умар понимал, что правитель исламского государства несёт ответственность не только перед Всевышним, но и перед людьми. Ведь они доверили ему самих себя, своё имущество, свою религию и свои дома и земли, вручив ему бразды правления, и присягнули ему. Они поклялись подчиняться ему в обмен на справедливое правление с его стороны, соблюдение Шариата и признание его государственным законом. И каждый член общины имеет право на искреннее и чистосердечное отношение правителя к нему. ‘Умар поощрял браки между представителями различных племён ради их сплочения и объединения. Однажды один человек из числа союзников какого-то племени посватался к курайшитке, и её брат отказал ему. ‘Умар вмешался, спросив: «Почему ты не хочешь выдать за него сестру? Ведь он пришёл к тебе с благом этого мира (имуществом) и благом мира вечного (богобоязненностью)? Жени этого человека, если твоя сестра согласна». И он выдал сестру за этого человека. Люди очень уважали ‘Умара, испытывали благоговейный страх перед ним и подчинялись его решениям беспрекословно. Когда ‘Умар решил сместить Халида ибн аль-Валида[36], который был тогда на вершине своей славы, и назначить командующим войск вместо него Абу ‘Убайду, Халид сказал только: «Слушаемся и повинуемся пове- лителю верующих». А когда один из воинов предположил, что из-за этих перемен может возникнуть смута, Халид сказал: «Пока есть ‘Умар, смуты не будет». Однажды ‘Умару рассказали про женщину, о которой мужчины плохо отзывались, и ‘Умар послал за ней, чтобы выяснить все обстоятельства. Услышав о том, что её вызывает к себе сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб, женщина так испугалась, что у неё начались схватки. Она родила раньше времени, и ребёнок закричал один раз, а потом умер. ‘Умар, узнав об этом, собрал сподвижников, чтобы посоветоваться с ними о том, как ему следует поступить. Они собрались, а один из них стоял позади всех. Они сказали: «Ты же только воспитатель и пастырь, о повелитель верующих…» Тогда ‘Умар обратился к человеку, который стоял позади всех: «А ты что скажешь?» Тот ответил: «Я скажу, что, если люди идут на поводу у твоих желаний, это означает, что они неискренни по отношению к тебе. Если же это был их иджтихад, то они, клянусь Аллахом, ошиблись, о повелитель верующих!» Тогда ‘Умар велел выплатить установленную плату (дия) за погибшего ребёнка. А этим советчиком был ‘Али ибн Абу Талиб. Однажды ‘Али, ‘Усман, Тальха, аз-Зубайр и Са‘д послали ‘Абдар-Рахмана ибн ‘Ауфа, чтобы он поговорил с ним, поскольку люди так страшились ‘Умара, что нередко к нему приходил человек, чтобы попросить о чём-то, но потом его охватывал страх, и он уходил, так и не попросив ни о чём. ‘Умар сразу понял, кто послал его, и сказал: «О ‘Абд-ар-Рахман, клянусь Аллахом, я смягчился по отношению к людям так, что стал бояться Аллаха из-за этого, и я проявил такую строгость по отношению к ним, что стал бояться Аллаха из-за этого. Так где же выход?» И ‘Абд-ар-Рахман вышел плача и волоча свой изар со словами: «Куда им всем до тебя!»55 Однажды один курайшит сказал ‘Умару: «Будь мягче с нами, ибо, поистине, наши сердца наполнены благоговейным страхом перед тобой!» ‘Умар спросил: «Есть ли в этом притеснение?» Он ответил: «Нет». ‘Умар сказал: «Тогда пусть Аллах добавит вам этого страха». А ‘Абдаллах ибн ‘Аббас сказал: «В течение целого года я собирался спросить ‘Умара об одном аяте, но никак не решался, потому что не мог преодолеть свой страх перед ним». ‘Умар, видя, что люди боятся его, говорил: «О Аллах, поистине, ты знаешь, что я боюсь Тебя больше, чем они — меня!» Однажды ‘Умар зарезал ослабленного верблюда из имущества, полученного без боя (фай’), и послал часть мяса жёнам Посланника Аллаха r, а остальное велел приготовить. После этого он позвал группу мусульман, среди которых был и аль-‘Аббас ибн ‘Абд-аль-Мутталиб, и аль-‘Аббас сказал: «О повелитель верующих, было бы хорошо, если бы ты каждый день готовил для нас такое угощение и мы ели и беседовали у тебя». ‘Умар сказал: «Больше я не стану делать это, потому что два моих товарища56 совершали определённые деяния и следовали одним путём, и если я буду поступать не так, как они, я буду идти другой дорогой…» Праведные халифы придумывали различные способы помощи людям со скромным достатком. Например, ‘Умар ибн аль-Хаттаб предоставил таким людям возможность бесплатно пасти свой скот на землях близ Медины, в местности, которая называлась Рабаза, чтобы поголовье их скота увеличивалось, а вместе с ним и их доход. Следить за этой землёй он поручил человеку по имени Хунайй. Он сказал ему: «О Хунайй! Не протягивай руки к имуществу людей и опасайся мольбы притеснённого, ибо она не остаётся без ответа. Пускай владельцев немногих верблюдов или овец и не пускай обладающих благами Ибн ‘Аффана и Ибн ‘Ауфа, потому что, если погибнет их скот, они вернутся к земледелию и пальмам, а если погибнет скот этого бедного человека, он придёт ко мне со своими детьми, восклицая: “О повелитель верующих! Неужели я оставлю их?!” Мне легче отдать траву, чем потом расплачиваться золотом и серебром…» ‘Умар имел в виду, что он расходует золото и серебро для снаряжения войск и организации военных походов, поэтому ему легче предоставить людям пастбище, чем потом выплачивать им компенсации деньгами, которые могут быть израсходованы на пути Аллаха. Из этой истории видно, как правитель исламского государства заботился о людях с низкими доходами, предоставляя им возможность увеличивать свои доходы, чтобы они могли прокормить себя, даже если это причинит некоторые неудобства об- ладателям большого богатства. ‘Умар не позволял богатым, знатным и влиятельным людям злоупотреблять своим положением. Когда ‘Умар прибыл в Мекку, жители Мекки выбежали ему навстречу и сказали: «Абу Суфьян построил себе дом и перекрыл воду, чтобы разрушить наши дома!» Тогда ‘Умар пришёл к Абу Суфьяну и велел ему убрать камни, которыми он перекрыл воду, и тот убрал их один за другим, после чего ‘Умар повернулся в сторону Каабы и сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал так, что ‘Умар приказывает нечто Абу Суфьяну, а тот подчиняется ему в самом сердце Мекки!» Как-то раз ‘Уяйна ибн Хисн зашёл к ‘Умару, когда у него находился Малик ибн Абу Зуфар, который относился к числу бедных мусульман, и ‘Уяйна сказал ему: «Да, похоже, слабый стал сильным, а низкий возвысился…» Малик сказал: «Неужели этот кичится крупными костями, притом что столько душ в Огне?» ‘Умар разгневался на ‘Уяйну и сказал: «Будь же униженным в исламе. Клянусь Аллахом, я не буду доволен тобой, пока за тебя не походатайствует Малик!» И ‘Уяйне пришлось попро- сить Малика походатайствовать за него перед ‘Умаром. ‘Умар внимательно следил за тем, что происходит в мусульманском обществе, и исправлял то, что, по его мнению, нуждалось в исправлении. Однажды ‘Умар увидел человека, который просил подаяния, хотя на спине у него была полная корзина съестного. ‘Умар взял корзину, скормил её содержимое верблюдам, собранным в качестве закята, а потом сказал этому человеку: «Вот теперь можешь просить подаяния». Как-то ‘Умар увидел человека, который шёл, горделиво выступая, и от его походки так и веяло высокомерием и кичливостью. ‘Умар сказал ему: «Прекрати ходить так!» Человек сказал: «Да я не могу иначе». Тогда ‘Умар велел высечь его, но он всё равно продолжал ходить таким образом. Тогда ‘Умар велел высечь его ещё раз, и тогда он стал ходить нормально. ‘Умар сказал: «Если за это не сечь, тогда за что же сечь?» После этого тот человек пришёл к нему и сказал: «Да воздаст тебе Аллах до- бром! Поистине, это был только шайтан, которого Аллах прогнал от меня благодаря тебе!» ‘Умар также заботился о здоровье членов своей общины. Например, он предостерегал их от переедания, которое становится причиной ожирения и пагубно влияет на здоровье. Однажды, увидев человека с большим животом, он спросил: «Что это?» Тот ответил: «Благодать от Аллаха!» ‘Умар сказал: «Не благодать, а наказание!» Он также советовал больным не покидать своих домов до выздоровления. ‘Умар побуждал мусульман заботиться о своём здоровье и поддерживать хорошую физическую форму. Он говорил: «Обучайте своих детей плаванию, стрельбе из лука и верховой езде, а также знакомьте их с поэзией». Узнав, что один человек из жителей Шама, который был доблестным воином, пьёт вино, ‘Умар велел сподвижникам обратиться к Всевышнему с мольбой за него, а сам написал ему в письме три аята: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.043 сек.) |