|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава третья. Важнейшие уроки и выводы
§ 1. ‘Убада ибн ас-Самит и мукаукис
Мукаукис (патриарх Кир) послал к ‘Амру ибн аль-‘Асу гонца, предлагая ему прислать к ним несколько человек для переговоров, чтобы обсудить ситуацию, постараться договориться и тем самым избежать сражений. ‘Амр задержал у себя посланцев па- триарха на двое суток, так что патриарх уже начал тревожиться о них и даже подумал, что мусульмане, возможно, убили их. ‘Амр поступил так для того, чтобы посланцы увидели, каковы мусульмане, как они живут, во что верят и как относятся друг к другу. Отпустив посланцев, ‘Амр передал с ними следующий ответ: «Мы предоставляем вам выбрать одно из трёх. Либо вы примете ислам, станете нашими братьями и у вас будут такие же права, как и у нас, либо, если вы не согласны на это, вы должны будете выплачивать джизью. А если вы не согласны ни на то, ни на дру- гое, мы будем сражаться с вами до тех пор, пока Аллах не рассудит нас с вами, а Он — Судья наилучший». Когда посланцы вернулись к патриарху, он спросил их, что они видели. Они сказали: «Мы видели людей, которые любят смерть больше, чем жизнь, и скромность милее им, чем гордыня. Ни один из них не стремится к мирским благам и не желает их. Они сидят на земле и едят на коленях, и их предводитель —как один из них. Благородного среди них не отличишь от простого, а господина не отличишь от раба. Когда приходит время молитвы, они совершают её все вместе. Они омывают водой конечности и проявляют смирение в молитве». Патриарх сказал: «Ей-богу, если такие люди вздумают пойти на горы, они сдвинут и их! Таких не одолеть и не победить. Если мы сегодня не воспользуемся возможностью заключить с ними мир, то завтра будет поздно!» Сказав это, он вновь послал к ‘Амру гонцов с просьбой прислать к ним кого-нибудь из мусульман для переговоров. ‘Амр отправил к нему делегацию из десяти человек, в состав которой вошёл ‘Убада ибн ас-Самит. Именно он должен был вести переговоры с патриархом и его людьми. А ‘Убада был очень высоким, около двух метров ростом. ‘Амр наказал ‘Убаде не принимать ничего, кроме ислама, джизьи или сражения. ‘Убада был темнокожим, и, когда они вошли к патриарху, тот испугался его вида и велел говорить кому-то другому, однако мусульмане сказали: «Этот человек — самый мудрый и знающий из нас, он наш господин и лучший из нас, он более до- стоин говорить, все мы подчиняемся его слову и мнению, наш командующий назначил его нашим предводителем, и мы не станем поступать вразрез с его велением». Патриарх удивился и спросил их, как могут они согласиться с тем, что этот чёрный человек назначен их предводителем. Они же снова сказали, что он лучший из них и чернота кожи — не порок. Патриарх сказал: «Ладно, о темнокожий, подойди и говори со мной, только мягко, ибо меня пугает твоя чернота, и, если ты будешь суров в своих речах, страх мой перед тобой возрастёт». ‘Убада сказал: «Среди тех, от кого я пришёл, ещё тысяча таких, как я, и даже чернее. Что же до меня, то я уже немолод, но, несмотря на это, не боюсь встречи с любым врагом, даже если мне придётся сражаться с сотней воинов одновременно, и мои товарищи в этом подобны мне. Наша цель — сражаться на пути Аллаха, дабы снискать Его довольство. Мы сражаемся с тем, кто выступает против Всевышнего, не из стремления к мирским благам. И не жажда наживы движет нами, хотя Всевышний Аллах сделал дозволенным для нас то, что достаётся нам во время сражений. И любому из нас всё равно, имеет ли он золотые горы или не имеет ни дирхема, потому что от этого мира нам не нужно ничего, кроме того, чем мы можем утолить голод, и того, чем мы можем прикрыть наготу. И если у одного из нас нет ничего сверх этого, он считает это достаточным. А если у него есть гора золота, он расходует его на угодное Аллаху, а себе оставляет лишь необходимое, потому что наслаждение этого мира — не наслаждение, и благополучие мира этого —не благополучие. Истинное наслаждение и истинное благополучие — в мире вечном. Так повелел нам Господь и так пове- лел нам наш Пророк. Он взял с нас обещание, что никто из нас не станет стремиться ни к чему из благ мира этого, кроме того, чем можно утолить голод, и того, чем можно прикрыть наготу, а истинной нашей целью будет снискание Его довольства и борьба с Его врагами». Патриарх, выслушав ‘Убаду, сказал своему окружению: «Слышали ли вы когда-нибудь нечто подобное? Я испугался его вида, но слова его страшнее… Господь послал их для разрушения земли, и я думаю, что они завоюют весь мир». А ‘Убаде он сказал, что на помощь к ним идут огромные полчища византийцев, которых горстке мусульман, какими бы они ни были, ни за что не одолеть, и предложил им уйти с миром с тем условием, что каждый мусульманин получит по два динара, их командующий — сто, а халиф — тысячу. Однако ‘Убада пресёк его попытки прельстить мусульман бо- гатством и сказал: «Не обольщай самого себя и своих товарищей. Ты напрасно пугаешь нас многочисленностью византийцев, ибо нам она не страшна… Напротив, если мы сразимся с ними и погибнем все до одного, это лишь приблизит нас к довольству Аллаха и Раю, а ни о чём ином мы и не мечтаем. Нас ожидает благо в любом случае. Если мы одолеем вас, нам достанется богатая добыча, а если вы одолеете нас, мы получим свою награду в мире вечном. А второе отраднее для нас, чем первое. Всевышний Аллах сказал нам в Своей Книге: “Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!” (2:249). И каждый из нас взывает к Аллаху день и ночь, прося даровать ему мученичество и не возвращать его в его землю к его семье. Ибо мы вручили наши семьи Аллаху и не думаем о том, что оставили позади. Наша цель — впереди. Что же до мирских благ, то у нас их достаточно, и если бы нам принадлежали все мирские блага, которые только существуют, мы всё равно не взяли бы из них больше, чем берём сейчас». И он снова предложил патриарху выбрать одно из трёх: ислам, джизью или сражение. Патриарх обратился к людям, однако они упрямо стояли на своём и сказали, что не станут ни принимать ислам, ни выплачивать джизью. Патриарх попытался уговорить их, взывая к их разуму и убеждая их, что им не победить мусульман и что для всех будет лучше, если всё закончится миром. Однако люди отказались прислушаться к увещеваниям патриарха и понадеялись на византийские войска, которые, как они думали, смогут защитить их от любой опасности. На этом переговоры закончились, и ‘Убада со своими товарищами вернулся к ‘Амру ибн аль-‘Асу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |