|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сражение при Кайсарийи99В 15 году хиджры ‘Умар назначил Му‘авию командовать войсками, которые должны были предпринять поход на Кайсарийю. ‘Умар написал ему: «Я поручаю тебе идти на Кайсарийю. Иди же и проси у Аллаха помощи против них. Чаще говори: “Нет спо- собности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Аллаха — Возвышенного, Великого. Аллах — наш Господь, наша надежда и наш Покровитель. Прекрасный Он Покровитель и прекрасный Он Помощник”». Му‘авия направился к Кайсирийи и осадил её. Жители города несколько раз выходили для сражения с мусульманами. Последнее сражение было долгим и трудным, однако Му‘авия со своим войском стоял насмерть, и Всевышний Аллах даровал му- сульманам победу. В этом сражении византийцы потеряли около ста тысяч воинов. Му‘авия послал ‘Умару сообщение о победе и пятую часть военной добычи. Профессор ‘Абд-ар-Рахман ашШуджа‘ утверждает, что города Шама сдавались один за другим, поскольку византийцы после нескольких поражений пали духом и не оказывали серьёзного сопротивления. Сдались города Бейрут, Сайда, Наблюс, Лидд, Халеб, Антакья и другие. Кайсарийя стала последним из этих городов, и Му‘авия покорил его уже после того, как Иерусалим был открыт для ислама. § 7. Покорение Иерусалима Войсками византийцев в Палестине командовал некто Артабан, который занимал важное место при императоре. Это был выдающийся и вместе с тем безжалостный полководец. Он собрал в Рамле большое войско. Ещё одно многочисленное войско стояло в Иерусалиме. ‘Амр ибн аль-‘Ас написал об этом ‘Умару, и ‘Умар сказал: «Ударим Артабана византийцев Артабаном арабов и посмотрим, что из это- го получится». И действительно, эти два военачальника не уступали друг другу в доблести и отваге и оба были уважаемыми и влиятельными людьми. Вторая битва при Аджнадине[80], в которой мусульмане победили византийцев, открыла мусульманам дорогу в Палестину. В действительности сражение при Иерусалиме началось даже раньше второго сражения при Аджнадине. Артабан, как мы уже сказали, собрал войска в Рамле и в Иерусалиме. А Рамлю от Иерусалима отделяло расстояние в 18 километров. Это были два главных города Палестины, и Артабан предполагал, что рано или поздно мусульмане под командованием ‘Амра ибн аль-‘Аса нападут на них. Согласно плану ‘Умара, мусульмане должны были отвлекать византийцев от ‘Амра ибн аль-‘Аса до тех пор, пока ‘Амр не победит византийцев, собравшихся в Аджнадине. А потом, когда мусульмане освободятся, они должны были покорить Иерусалим и оставшиеся области Шама. ‘Умар велел Му‘авии вести конницу к Кайсарийи, чтобы отвлечь внимание находившихся там византийцев от ‘Амра. Что же касается ‘Амра, то он действовал по тому же плану. Он послал ‘Алькаму ибн аль-Хакима аль-Фариси и Масрука ибн Фуляна аль-Мекки с отрядами, которые должны были отвлечь войска, защищавшие Иерусалим. Как только к ‘Амру пришло подкрепление, он послал Мухаммада ибн ‘Амра вслед за ‘Алькамой и Масруком. А ‘Умар ибн ‘Амр ибн Умайя ад-Дамири был направлен ‘Амром к тем силам, которые уже стояли напротив Рамли. Сам ‘Амр остался в Аджнадине готовиться к решающему сражению с Артабаном. В это время защитники Иерусалима старались отогнать мусульман от стен города, и то и дело завязывался бой. Сражение в Аджнадине было не менее жестоким и кровопролитным, чем сражение при Ярмуке. Ат-Табари передаёт, что ‘Алькама, Масрук, Мухаммад и Абу Айюб присоединились к ‘Амру в Аджнадине, после чего ‘Амр отправился со своими войсками к Иерусалиму. Мусульманские войска под командованием ‘Амра окружили Иерусалим и осадили его. Иерусалим был хорошо укреплённым городом. Сражение началось спустя три дня после начала осады. Когда мусульмане подошли к стенам города, лучники, стоявшие на стенах, осыпали их сверху градом стрел, от которых мусульмане закрыва- лись своими щитами. Мусульмане сражались с противником с утра и до захода солнца. Так продолжалось несколько дней. В одиннадцатый день осады подошли Абу ‘Убайда, Халид и ‘Абдар-Рахман ибн Абу Бакр со своими войсками. Увидев их, жители Иерусалима испугались. Их желание сражаться таяло с каждым днём. Оса- да продолжалась четыре месяца. Почти каждый день между мусульманами и византийцами завязывалось сражение. Мусульмане страдали от холода, дождя и снега, однако оставались стойкими и терпеливыми. Византийцы поняли, что мусульмане не собираются снимать осаду, и патриарх Софроний решил предпринять последнюю попытку. Он послал ‘Амру ибн аль-Асу письмо, в котором предлагал ему снять осаду и уйти, убеждая его в том, что город неприступен и он напрасно теряет время под его стенами. Артабан написал ‘Амру: «Ты — мой друг и равный мне. Ты занимаешь в своём народе такое же положение, как я в своём. Ей богу, ты не завоюешь в Палестине ничего после Аджнадина. Возвращайся же, а не то потерпишь поражение подобно тем, кто пытался совершить подобное ранее». ‘Амр послал ему ответное письмо, в котором говорил, что он — покоритель этих земель. Гонец вернулся к ‘Амру после того, как отнёс послание, и рассказал, что Артабан, прочитав письмо, улыбнулся и сказал, что покоритель этих земель — человек по имени ‘Умар. ‘Амр понял, что предводитель византийцев имел в виду халифа и написал об этом ‘Умару. ‘Умар, посоветовавшись со своими сподвижниками, оставил в Медине вместо себя ‘Али ибн Абу Талиба, взял с собой отряд и отправился в Шам. Он остановился в Джабии. В Джабию к нему пришли жители Иерусалима, прося гарантировать им безопасность, и ‘Умар заключил с ними мир при условии, что они будут выплачивать джизью. Ат-Табари передаёт несколько версий истории осады и взятия Иерусалима. В одной из них говорится, что осадил город ‘Амр ибн аль-‘Ас. В другой же утверждается, что жители Иерусалима встретились с Абу ‘Убайдой и изъявили желание заключить с мусульманами мирный договор с условием, что сам халиф приедет в Иерусалим и выступит гарантом соблюдения этого договора. После этого ‘Умар ибн аль-Хаттаб прибыл в Шам, оставив вместо себя в Медине ‘Али ибн Абу Талиба. Ибн аль-Асир приводит две очень похожие версии. Аль-Вакиди утверждает, что осаду Иерусалима вёл Абу ‘Убай-да. Он отправил к городу тридцать пять тысяч воинов под командованием семи командующих. Это были Халид ибн аль-Валид, Язид ибн Абу Суфьян, Шурахбиль ибн Хасана, аль-Миркаль ибн Хашим ибн Абу Ваккас, аль-Мусаййиб ибн Наджийя аль-Фазари, Кайс ибн Хубайра аль-Муради и Урва ибн аль-Мухаллиль ибн Язид. Каждый день он посылал по пять тысяч воинов с одним командующим. Он сам прибыл последним, после чего началось сражение. Мусульмане сражались с защитниками города в течение нескольких дней. Потом к Абу ‘Убайде пришли жители города и предложили ему войти в город без боя. При этом они поставили условие: заключать мирный договор они будут с халифом ‘Умаром. Затем он приводит версию, очень похожую на версии ат-Табари и Ибн аль-Асира. В его версии добавлено, что, когда ‘Умар подъехал к Иерусалиму, ему навстречу вышел патриарх и, увидев ‘Умара, сказал: «Ей-богу, это тот человек, описания которого мы находим в наших священных книгах, — именно он должен был завоевать наши земли». Затем он вернулся к своему народу и рассказал им о том, что увидел. Они открыли во- рота и поспешили выйти, поскольку устали от длительной осады. Они попросили ‘Умара гарантировать им безопасность и заключить с ними мирный договор, сказав, что они готовы выплачивать джизью. Однако версия аль-Вакиди представляется нам неправдоподобной, потому что, пока ‘Амр ибн аль-‘Ас осаждал Иерусалим, остальные командующие были слишком заняты, чтобы помогать ему. Они продолжали победоносное продвижение мусульманских войск на территории Шама. Абу ‘Убайда и Халид покоряли Хомс, Хаму, Киннасрин и Халеб, а потом устремились к побережью Шама, чтобы открыть для ислама Антакью, Латакию и Арку. А Язид ибн Абу Суфьян в то же время открыл для ислама южное побережье от Бейрута до Сайды, а также северные области от Аскаляна до Сура. Аль-Билязури упоминает о том, что осаду Иерусалима вёл ‘Амр ибн аль-‘Ас после того, как покорил Рафах. А Абу ‘Убайда «прибыл к нему… после покорения Киннасрина и его окрестностей, и это произошло в 16 году». И жители Иерусалима пришли к Абу ‘Убайде и попросили его заключить с ними мирный договор на тех же условиях, что и с жителями городов Шама. Они поставили условие о том, что гарантом должен выступать сам халиф. Абу ‘Убайда написал об этом ‘Умару, и тот прибыл, остановившись в Джабии, а потом направился к Иерусалиму и подписал с жителями мирный договор. Согласно его версии, Иерусалим был открыт для ислама в 17 году хиджры. Мы считаем наиболее достоверной первую версию, то есть версию ат-Табари. Однако вполне возможно, что Абу ‘Убайда встречался с ‘Умаром в Джабии: он был командующим войск мусульман в Шаме, ‘Умар мог вызвать его к себе в Джабию для обсуждения сложившейся ситуации и дальнейших действий, и Абу ‘Убайда мог приехать к ‘Умару вместе с главными командующими — Язидом, Шурахбилем и другими. Однако из текста мирного договора, заключённого с жителями Иерусалима, следует, что Абу ‘Убайда не выступал в качестве свидетеля при его заключении. Свидетелями выступили ‘Амр ибн аль-‘Ас, ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф, Му‘авия ибн Абу Суфьян и Халид ибн аль-Валид. А это лишнее доказательство того, что Абу ‘Убайда не был командующим войск, которые осаждали Иерусалим. Ими командовал ‘Амр ибн аль-‘Ас. Мирный договор. Ниже приводится текст договора: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Раб Аллаха ‘Умар, повелитель верующих, гарантирует жителям Илии неприкосновенность их жизней, имущества, храмов, крестов и всего, что относится к их религии, — их больным и здоровым и всей их общине. Мусульманам запрещено селиться в их храмах, разрушать их, брать из них что-нибудь, выносить из них убранство и кресты. Имущество христиан также неприкосновенно для них, и они не имеют права принуждать их к принятию ислама или причинять им вред. В Илии вместе с ними не должен жить ни один иудей100. Жители Илии должны выплачивать джизью, как выплачивают её жители Мадаина (Ктесифона). И они долж- ны изгнать из города всех ромеев101 и разбойников. Кто выйдет из города, тому гарантирована безопасность и неприкосновенность имущества до тех пор, пока он не доберётся до своего убежища. А кто пожелает остаться, тот должен выплачивать такую же джизью, как и остальные жители Илии. Кто из жителей Илии желает присоединиться к ромеям вместе со своим имуществом и оставить храмы и кресты102, тем гарантирована безопасность до тех пор, пока они не доберутся до своего убежища. Кто жил на этой земле до убийства такого-то, тот может остаться и выплачивать такую же джизью, как и остальные жители Илии, или уйти вместе с ромеями. Кто желает, может вернуться к своей семье. С них ничего не будут взимать до сбора урожая. Этот договор дарован вам Аллахом и Его Посланником, и халифы и все верующие обязуются соблюдать его при условии, что жители будут выплачивать джизью. Это засвидетельствовали ‘Амр ибн аль-‘Ас, ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф, Му‘авия ибн Абу Суфьян и Халид ибн аль-Валид». Договор был записан в 15 г. х. Подвиг Васили ибн аль-Аска. Василя рассказывает: «Я услышал скрип Джабийских ворот и увидел выходящую оттуда конницу. Я дал им пройти немного, а потом устремился к ним с криком: “Аллах велик”. Они решили, что окружены, и бросились назад к воротам, оставив своего командующего без защиты. Я ударил его копьём и выбил из седла. При этом рука моя задела повод коня, и он пустился вскачь. Они оглянулись и увидели, что я один, после чего устремились за мной, преследуя меня. Я ударил одного всадника копьём и убил его, потом ко мне приблизился другой, и я убил и его тоже. Потом я прискакал к Халиду ибн аль-Валиду и увидел прибывшего к нему предводителя византийцев, который просил его гарантировать безопасность жителям Дамаска». Му‘аз ибн Джабаль и византийцы. Незадолго до сражения при Фихле византийцы отправили к мусульманам гонца, попросив прислать к ним кого-нибудь для переговоров: «Мы спросим его, чего вы хотите, о чём просите и к чему призываете, и скажем ему, чего хотим мы». Абу Убайда послал к ним Му‘аза ибн Джабаля. Византийцы приготовились к встрече с ним, надев свои лучшие одежды и лучшее оружие. Они устлали землю великолепными коврами с подушками. Всё это должно было, по их замыслу, произвести неизгладимое впечатление на посланца мусульман. Каково же было их удивление, когда прибывший Му‘аз обвёл всю эту пышную красоту равнодушным взглядом. Они поняли, что богатое убранство не произвело на него никакого впечатления, а их оружие не вселило в его сердце страха. Они увидели перед собой скромного, неприхотливого и равнодушного к мирским благам человека. Он отказался отдать поводья своего коня подбежавшему слуге и садиться на их дорогие ковры. Он сказал: «Я не сяду на эти ковры, на которых сидите вы, лишая это- го простых людей». С этими словами он сел на землю и сказал: «Поистине я — один из рабов Аллаха. Я сижу на ковре Аллаха и не беру ничего из имущества Аллаха себе, лишая этого своих братьев». После этого у них состоялся разговор, во время которого они спросили Му‘аза об исламе и он ответил на их вопросы. Они также спросили его об Иисусе, и он прочитал им аят: Воистину, ‘Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» — и тот возник. Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 59 Му‘аз разъяснил, чего хотят от византийцев мусульмане, и прочитал им слова Всевышнего: О вы, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. Сура 9 «Покаяние», аят 123
Византийцы сказали ему, что причиной победы мусульман над персами стала смерть персидского правителя, а правитель византийцев жив и здоров, и воинов у него много. Му‘аз сказал им: «Ваш царь —Ираклий, наш царь — Аллах, а наш предводитель — человек из нашего числа. Пока он поступает с нами согласно Книге Аллаха и Сунне нашего Пророка, мы оставляем его править нами, а если он начнёт поступать иначе, мы сместим его. Он не отделяется от нас, не превозносится над нами и не берёт себе ничего, лишая этого нас». А когда они напомнили ему о своей многочисленности, он прочитал им аят: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» Аллах — с терпеливыми. Сура 2 «Корова, аят 249 Таким образом, византийцам не удалось произвести на Му‘аза впечатление своими приготовлениями. Тогда они стали предлагать ему мир с тем условием, что они отдадут мусульманам Бальку и её окрестности. Му‘аз же ответил им, что они должны выбрать одно из трёх: ислам, джизью или войну. Византийцы разгневались и сказа- ли: «Возвращайся к своим товарищам!» Му‘аз сказал им на прощание: «Клянусь Аллахом, либо вы убьёте нас всех до последнего, либо мы изгоним вас из этих земель униженными». После этого он ушёл. В этом эпизоде Му‘аз предстаёт не только проповедником религии Всевышнего, но и искусным политиком и военным. Он не угрожал византийцам и не пытался запугать их, а лишь сообщал им факты. После переговоров с византийцами он вернулся в стан мусульман и пересказал командованию свой разговор с византийцами от начала до конца. Абу ‘Убайда одобрил всё, что Му‘аз сказал византийцам. Важно отметить, что, прежде чем начать сражаться с противником, мусульмане призывали его к исламу. ‘Убада ибн ас-Самит. ‘Убада ибн ас-Самит командовал правым флангом войска мусульман во время осады Кайсарийи. Он обратился к воинам с речью, поднимая их боевой дух и предостерегая их от ослушания Аллаха, после чего повёл своих воинов в атаку. Они убили много византийцев, но не достигли своей цели. Тогда ‘Убада вернулся на своё место и сказал: «О мусульмане! Я был самым младшим из накибов103 и пережил их, и Всевышний Аллах пожелал оставить меня в этом мире до тех пор, пока мне не довелось сражаться с врагом вместе с вами. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, когда бы я ни атаковал язычников с отрядом верующих, они всегда отступали, оставляя нам свои позиции, и мы одолевали их по воле Всевышнего. А что случилось сейчас? Почему вы атаковали их, но не смогли отбросить назад? Я боюсь, что произошло одно из двух. Либо кто-то из вас присвоил что-то из военной добычи, либо вы не были до конца искренними пред Аллахом, когда атаковали их». И он сказал им, что они должны стремиться к мученичеству со всей искренностью и что он будет их предводителем в этом и не вернётся на своё место, пока Всевышний Аллах не да- рует ему победу или мученичество. Когда мусульмане и византийцы снова начали сражаться, ‘Убада спешился, оставив своего коня. Увидев это, ‘Умайр ибн Са‘д громко сообщил мусульманам о том, что сделал их предводитель, и призвал их последовать его примеру. Мусульмане воодушевились и сражались так, что нанесли византийцам поражение и отбросили их назад, заняв их позиции. Умм Хаким бинт аль-Харис. Она была женой ‘Икримы ибн Абу Джахля, а после того как он погиб в бою и она выждала положенный срок, к ней посватались Язид ибн Абу Суфьян и Халид ибн Са‘ид. Она выбрала Халида, и они поженились. Когда мусульмане остановились в Марадж-ас-Суфр, он приготовил свадебное угощение. Там прошла их первая брачная ночь. Утром началось сражение с византийцами, и Халид погиб в бою, а Умм Хаким плотнее закуталась в свои одежды, взяла шест от шатра и стала подстерегать византийцев. В тот день она убила семь вражеских воинов. Ираклий покидает Шам. Это событие произошло в 15 или 16 году хиджры после того, как византийцы потерпели поражение в нескольких сражениях с мусульманами. Ираклий вернулся в Константинополь и остался там. ‘Умар и Абу ‘Убайда. Когда Абу ‘Убайда прибыл к ‘Умару на своей верблюдице, они поговорили, а потом ‘Умар велел людям разойтись, а сам доехал вместе с Абу ‘Убайдой до его дома. Зайдя в дом, он не увидел ничего, кроме меча, щита и седла. Увидев, как живёт командующий его войск в Шаме, ‘Умар вздохнул: «Всех нас изменил мир этот, кроме тебя, о Абу ‘Убайда». ‘Умар в мечети Аль-Акса. ‘Умар совершил молитву в Иерусалиме, в том месте, в котором молился Посланник Аллаха r во время своего ночного путешествия в Иерусалим. Он согласовал с предводителем христиан строительство мечети, и решено было построить её перед скалой. Там было много мусора и камней, и ‘Умар сам начал убирать их. Он переносил их в своей одежде, и остальные верующие последовали его примеру. Благодаря этому место для будущей мечети очистили довольно быстро. После этого ‘Умар велел начать строительство. Он предоставил местным христианам свободу вероисповедания. Позже Абу ‘Убайда узнал о том, что византийцы собираются атаковать Хомс, чтобы вернуть его себе. Мусульмане решили отойти до получения указаний от ‘Умара. Жители, узнав об этом, сказали: «Ваше правление и ваша справедливость милее нам, чем притеснение, от которого мы страдали, когда нами правили они!» ‘Умар, узнав о том, что Абу ‘Убайда со своими войсками оказался в трудном положении, послал к нему подкрепление. Одновременно он послал войска в Джазиру. Мусульмане удержали Хомс, разбив византийцев. В 17 году мусульмане покорили Джазиру. Ракка, Насыбин, Харран и Рахха сдались, согласившись выплачивать джизью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |