АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сти, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении

Читайте также:
  1. II. Предупреждение и выявление ненадежности
  2. III. Главная причина преждевременной старости, выпадения и поседения волос: средство сохранения молодости и красоты
  3. Брак при обработке конических поверхностей и меры его предупреждения
  4. В больницу поступил больной с рваной раной голени, вследствие укуса больного бешенством животного. Какую вакцину необходимо ввести для предупреждения бешенства?
  5. В первый раз, и оставляем их скитаться слепо в своем заблуждении.
  6. В этой главе рассказывается о применении медицинской аппаратуры. Посоветуйтесь со своим лечащим врачом, прежде чем испытывать на собственном теле подобные устройства.
  7. ВЕРА ПРЕЖДЕ ВСЕГО
  8. Всякое подавление культуры есть прежде всего подавление народа. И, наоборот, всякое подавление народа есть прежде всего подавление культуры. Это закон.
  9. ВЫДАЧИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ
  10. Глава 11. Экзогенные факторы преждевременного старения и ранней смерти
  11. ГЛАВА 11: Предупреждение.
  12. Глава 3. О том, что прежде он скрывал свое нечестие и обнаружил его уже вспоследствии

Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 164

 

Жажда знаний у ‘Умара была неутолимой. Как только представлялась возможность, ‘Умар задавал Посланнику Аллаха r вопрос о религии. При этом он не задавал пустых и бесполезных вопросов, а спрашивал лишь о том, что, как он считал, могло принести пользу ему самому и другим верующим, или о том, что, как ему казалось, мусульманин обязан знать. Благодаря своей искренности, настойчивости, любознательности и упорству ‘Умар не только приобрёл полезное знание, но и впитал в себя дух исламской религии, научившись глубоко понимать её. ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Однажды я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару ибн аль-Хаттабу”. Люди спросили: “Как же ты истолковал этот сон,

о Посланник Аллаха?” Он ответил: “Это знание”» [Бухари].

Ибн Хаджар сказал, что в данном случае под знанием подразумевается умение направлять людей с помощью Книги Аллаха и Сунны Его Пророка.

‘Умар полюбил Посланника Аллаха r больше, чем самого себя. ‘Абдаллах ибн Хишам сказал: «Однажды, когда мы находились в обществе Пророка r, который держал за руку ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Умар сказал ему: “О Посланник Аллаха,

поистине, я люблю тебя больше всего иного, кроме самого себя!” На это Пророк r сказал: “Нет, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не станет вера твоя совершенной, пока не станешь ты любить меня больше самого себя!” Тогда ‘Умар сказал ему:

“Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!” — и Пророк r сказал: “Сейчас, о ‘Умар!” 9» [Бухари].

‘Умар не только жил недалеко от Посланника Аллаха r в Медине, но и сопровождал его во всех его военных походах, благодаря чему не только приобрёл боевой опыт, но и больше узнал о тайниках человеческой души, потому что в трудных обстоятельствах и на поле боя проявляются те качества и особенности характера, которые не проявляются в обычных обстоятельствах.

 

§ 1. ‘Умар ибн аль-Хаттаб вместе с Посланником Аллаха r в походах и битвах

 

Учёные единодушны в том, что ‘Умар участвовал во всех военных походах и битвах при жизни Посланника Аллаха r.

Битва при Бадре. Когда Посланник Аллаха r посоветовался со своими сподвижниками перед битвой, первым заговорил Абу Бакр ас-Сыддик и призвал к сражению с язычниками. Потом заговорил ‘Умар и также призвал сражаться с язычниками.

Первым погибшим в битве при Бадре из числа мусульман стал вольноотпущенник ‘Умара, а сам ‘Умар убил в этой битве своего дядю по материнской линии аль-‘Аса ибн Хишама, который был язычником. Он желал блага своим родственникам и соплеменникам, но ставил братство по вере выше кровного

родства. Поэтому, когда аль-‘Аббас, дядя Посланника Аллаха r, который в то время был неверующим, попал в плен, ‘Умар сказал ему: «О ‘Аббас! Прими ислам! Клянусь Аллахом, принятие тобою ислама желаннее для меня, чем принятие ислама аль-Хаттабом, но только потому, что я знаю: Посланник Аллаха r желает, чтобы ты принял ислам».

Перед сражением Посланник Аллаха r пришёл на будущее поле боя и стал собственноручно показывать людям, где они будут сражаться, со словами: «Завтра здесь будет убит такой-то, если пожелает Аллах, а здесь будет убит такой-то, если пожелает Аллах».

И всё произошло так, как он и предсказывал, и названные им люди действительно погибли в указанных им местах.

Абу Тальха рассказывает: «В день битвы при Бадре по велению Посланника Аллаха r тела двадцати четырёх человек из числа предводителей курайшитов были брошены в один из грязных и высохших колодцев. Одержав победу над кем-либо,

Посланник Аллаха r обычно оставался на поле боя в течение трёх дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили друг другу: “Он едет не иначе как по необходимости”. Когда же он подъехал к краю колодца, то стал обращаться к погибшим, называя их имена и имена их отцов и говоря:

“О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы сейчас, если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы убедились, что обещанное нам Господом нашим — истина, а убедились ли вы, что обещанное

Господом вашим — истина?!” Услышав это, ‘Умар сказал: “О Посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!” На это Посланник Аллаха r сказал: “Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат

то, что я говорю, но не могут ответить!”»

‘Умар заботился о безопасности Посланника Аллаха r и мусульман, а потому принял соответствующие меры, когда к Посланнику Аллаха r пришёл язычник ‘Умайр ибн Вахб.

‘Умайр велел наточить свой меч и смазать его ядом, а потом двинулся в путь и добрался до Медины. Когда он опускал на колени свою верблюдицу у ворот мечети, его увидел ‘Умар ибн аль-Хаттаб, который вместе с другими мусульманами говорил о том, как Аллах почтил их в день Бадра. ‘Умар сказал: «Этот пёс — враг Аллаха, и он явился сюда только с дурными намерениями!» А потом он зашёл к Пророку r и сказал:

«О Пророк Аллаха, сюда явился опоясанный мечом враг Аллаха ‘Умайр». Пророк r велел: «Приведи его ко мне», и ‘Умайр вошёл, что же касается ‘Умара, то он схватил его за перевязь меча и сказал ансарам: «Войдите к Посланнику Аллаха r, сядьте рядом с ним и охраняйте Посланника Аллаха r, ибо этому человеку верить нельзя!» — а потом и сам вошёл к Пророку r. Когда Посланник Аллаха r увидел, что ‘Умар держится за перевязь меча у шеи ‘Умайра, он велел: «Оставь его, о ‘Умар, а ты подойди поближе, о ‘Умайр». После этого ‘Умайр приблизился к Посланнику Аллаха r и сказал: «Да будет ваше утро благословенным», на что Пророк r сказал: «Аллах почтил нас луч-

шим приветствием, чем твоё, о ‘Умайр, приветствием обитателей Рая салям 10 ». Потом он спросил: «Что привело тебя сюда, о ‘Умайр?» ‘Умайр сказал: «Я приехал из-за того пленника,который находится у вас в руках, чтобы вы хорошо обращались с ним». Пророк r спросил: «А зачем тебе меч, который привязан к твоей шее?» ‘Умайр сказал: «Да проклянёт Аллах его вместе с другими мечами! Разве они избавили нас хоть от чего-нибудь?» Пророк r сказал: «Скажи мне правду, что привело тебя к нам?» ‘Умайр ответил: «Я пришёл только ради этого». ТогдаПророк r сказал: «Но ты ведь встречался в Хиджре с Сафваном ибн Умайей, и вы вспоминали курайшитов, тела которых сбросили в колодец, а потом ты сказал: “Если бы не мой долг и не дети, то я бы поехал в Медину, чтобы убить Мухаммада!” — а после этого Сафван пообещал вернуть твой долг и позаботиться о твоих детях, чтобы ты убил меня! Но Аллах не даст тебе осуществить это!» Тут ‘Умайр воскликнул: «Свидетельствую, что ты — Посланник Аллаха! О Посланник Аллаха, мы действительно считали ложью то, что ты сообщал нам, и те Откровения, которые ниспосылались тебе свыше.Но при этом разговоре присутствовали только я и Сафван, и,клянусь Аллахом, теперь я верю, что всё это ниспосылал тебеАллах! Хвала же Аллаху, Который привёл меня к исламу и на-

правил меня этим путём!» После чего он принёс свидетельство истины, а Посланник Аллаха r сказал: «Расскажите вашему брату о религии, научите его Корану и отпустите на свободу его пленника». Они так и сделали.

‘Умар ибн аль-Хаттаб сразу обратил внимание на прибывшего ‘Умайра ибн Вахба и заподозрил недоброе. Он сказал, что это — шайтан, который пришёл лишь для того, чтобы причинить зло. ‘Умар знал об ‘Умайре достаточно. Этот человек причинял страдания мусульманам в Мекке, подстрекал язычников к сражению с мусульманами при Бадре и собирал сведения об их численности. Руководствуясь своими знаниями, ‘Умар счёл необходимым принять меры для защиты Посланника Аллаха r. Он взялся за перевязь меча, который висел на шее ‘Умайра, и таким образом лишил его возможности воспользоваться оружием для нападения на Посланника Аллаха r. В то же время он приказал нескольким сподвижникам охранять Посланника Аллаха r.

Битва при Ухуде11, поход на бану Мусталик и Битва у рва12. ‘Умар был отважным и благородным человеком, и эти качества проявились в полной мере, когда он участвовал в походах и битвах вместе с Посланником Аллаха r. После битвы при Ухуде, когда многобожники завершили приготовления к возвращению, Абу Суфьян подошёл к горе и закричал: «Есть ли среди вас Мухаммад?» Посланник Аллаха r сказал: «Не отвечайте!» Тогда он закричал: «Есть ли среди вас Ибн Абу Кухафа?» Посланник Аллаха r сказал: «Не отвечайте!» Тогда он закричал: «Есть ли среди вас ‘Умар ибн аль-Хаттаб?» — но они снова ему не ответили. После этого Абу Суфьян закричал: «Они мертвы, а иначе ответили бы!» Тогда ‘Умар не выдержал и крикнул ему в ответ: «О враг Аллаха, поистине, ты лжёшь! Те, о ком ты говорил, живы, и Аллах не дал исчезнуть тому, что ещё принесёт тебе огорчения!» Потом Абу Суфьян воскликнул: «Да возвысится Хубаль!» Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Неужто вы ему не ответите?» Люди спросили: «Что же нам сказать?» Он сказал: «Говорите: “Аллах выше и могущественнее!”» Потом Абу Суфьян сказал: «У нас есть Аль-‘Узза, а у вас Аль-‘Уззы нет!» Пророк r сказал: «Неужто вы ему не ответите?» Люди спросили: «Что же нам сказать?» Он сказал: «Говорите: “Наш Покровитель —

Аллах, а у вас нет покровителя!”» Потом Абу Суфьян сказал: «Дела идут хорошо! Этот день — за день Бадра, а война идёт с переменным успехом. Ваших убитых изуродовали. Я не приказывал делать этого, но это меня вовсе не огорчает». ‘Умар сказал в ответ: «Это не одно и то же, ибо наши погибшие окажутся в Раю, а ваши — в Огне!»

Потом Абу Суфьян сказал: «Иди ко мне, о ‘Умар!» Посланник Аллаха r сказал: «Подойди к нему и посмотри в чём дело». И ‘Умар подошёл к нему, а Абу Суфьян сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, о ‘Умар, скажи, убили ли мы Мухаммада?» На это ‘Умар сказал: «О Аллах, нет, и, поистине, сейчас он слышит твои слова!» На это Абу Суфьян сказал: «Я больше доверяю тебе и считаю, что ты надёжнее, чем Ибн Ками‘а».

Абу Суфьян спрашивал только об этих троих, так как и сам он, и его соплеменники знали, что именно они являются главной опорой ислама.

А Джабир ибн ‘Абдаллах[16] рассказывает: «Мы участвовали в военном походе, и один мухаджир задел ногой ансара. Ансар закричал: “О ансары!” А мухаджир закричал: “О мухаджиры!” Посланник Аллаха r услышал это и спросил: “Неужели до сих пор раздаются призывы времён невежества?!” Люди сказали: “О Посланник Аллаха! Один мухаджир ударил ногой ансара”. Посланник Аллаха r сказал: “Прекратите это, ибо это дурно пахнет”. ‘Абдаллах ибн Убайй, услышав об этом, воскликнул: “Они это сделали?! Клянусь Аллахом, когда мы вернёмся в Медину, тот из нас, кто могуществен, изгонит презренного!” Известие об этом дошло до Пророка r,

и ‘Умар сказал: “О Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!” Посланник Аллаха r сказал: “Оставь его, чтобы люди потом не говорили, что Мухам-

мад убивает своих сподвижников”».

В другой версии говорится, что ‘Умар сказал: «Вели ‘Аббаду ибн Бишру убить его». Посланник Аллаха r сказал: «Как я могу это сделать? Ведь потом люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников! Нет!» Вместо этого он велел людям немедленно отправляться в путь, хотя обычно он никогда не трогался с места в такое время. Он поехал вперёд, и люди поехали за ним.

Посланник Аллаха r сказал: «Как же я могу сделать это, о ‘Умар? Ведь потом люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников». Посланник Аллаха r заботился о политической репутации. Ведь одно дело, когда окружающие признают, что сподвижники беззаветно любят ПосланникаАллаха r, и это признано даже лидерами неверующих вроде АбуСуфьяна, который сказал: «Не видел я человека, который любилбы другого так, как сподвижники Мухаммада любят Мухаммада!» И совсем другое дело, когда люди начнут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников. Очевидно, что в этом случае враги мусульман оживились бы и попытались внедритьсвоих людей в окружение Посланника Аллаха r. А без этого любовь сподвижников к Посланнику Аллаха r не оставляла им никаких шансов на успех.

Во время Битвы у рва ‘Умар, как и остальные мусульмане, был занят язычниками до тех пор, пока не зашло солнце, из-за чего он пропустил послеполуденную молитву. Джабир рассказывал, что, когда ‘Умар ругал язычников-курайшитов из-за этого, Посланник Аллаха r сказал: «И я, клянусь Аллахом, не совершил эту молитву!» — и они остановились в Бутхане, совершили малое омовение и послеполуденную молитву — это было уже после захода солнца, — а потом совершили и закатную.

Худайбийский мир, поход на бану Хавазин и поход на Хайбар13. В Худайбийе Посланник Аллаха r решил направить к курайшитам посланца, который разъяснил бы им, какую позицию он занимает и какова цель его похода. Он позвал к себе ‘Умара ибн аль-Хаттаба, чтобы послать к курайшитам его, но ‘Умар уклонился от этого, сказав: “О Посланник Аллаха, нет у меня никого из бану ‘Ади, кто постоял бы за меня, если мне нанесут обиду. Лучше пошли ‘Усмана ибн ‘Аффана, у которого там есть род-

ственники, и он передаст им, что ты хочешь”. Тогда Пророк r позвал к себе ‘Усмана и направил к курайшитам его, сказав: “Передай им, что мы пришли не для того, чтобы сражаться, а только для того, чтобы совершить ‘умру, и с нами жертвенный скот. Мы хотим зарезать его и сразу же вернуться”».

‘Умар, Усайд ибн Худайр, лидер ауситов, и Са‘д ибн ‘Убада, лидер хазраджитов, выступили против подписания мирного договора с курайшитами.

Историки упоминают о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб пришёл к Посланнику Аллаха r, чтобы выразить свой протест против заключения этого мирного договора. Он сказал: «Разве ты не Посланник Аллаха?» Мухаммад r ответил: «Да, я — Посланник Аллаха». ‘Умар спросил: «Разве мы не мусульмане?» Посланник Аллаха r сказал: «Да, мы мусульмане». ‘Умар спросил: «Разве они не многобожники?» Посланник Аллаха r сказал: «Да, они многобожники». ‘Умар воскликнул: «Почему же мы тогда позволяем унижать нашу религию?!» Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, я — Посланник Аллаха, и я не ослушиваюсь Его». А в другой версии этого хадиса упоминается, что Посланник Аллаха r сказал: «Я — раб Аллаха и Его Посланник. Я никогда не поступлю вопреки Его велению, и Он никогда не оставит меня». ‘Умар спросил: «Разве мы не говорили о том, что придём к Дому и совершим обход вокруг него?» Посланник Аллаха r сказал: «Да, это так. Но разве я говорил тебе, что это непременно случится в этом году?» ‘Умар сказал: «Нет». Посланник Аллаха r сказал: «Ты обязательно придёшь к Дому и совершишь обход вокруг него». ‘Умар сказал: «Я отправился к Абу Бакру и спросил его: “Разве он не Посланник Аллаха?” Абу Бакр ас-Сыддик сказал: “Да, он — Посланник Аллаха”. ‘Умар спросил: “Разве мы не мусульмане?” Абу Бакр ас-Сыддик сказал: “Да, мы мусульмане”. ‘Умар спросил: “Разве они не многобожники?” Абу Бакр ас-Сыддик сказал: “Да, они многобожники”. ‘Умар воскликнул: “Почему же мы тогда позволяем унижать нашу религию?!” Абу Бакр ас-Сыддик сказал, советуя не противоречить Посланнику Аллаха r: “Подчиняйся ему. Поистине, я свидетельствую, что он Посланник Аллаха и что истина — то, что он повелел. Он никогда не поступит вопреки велению Аллаха, и Аллах никогда не оставит его”».

После трагического случая с Абу Джандалем[17] мусульмане снова запротестовали против заключения мирного договора с язычниками. Группа сподвижников пришла к Посланнику Аллаха r. Среди них был и ‘Умар ибн аль-Хаттаб.

Они сказали Посланнику Аллаха r, что возражают против заключения этого договора. Однако Посланник Аллаха r, благодаря терпению, мудрости, выдержке и способности убеждать, которые даровал ему Аллах, смог убедить протестующих в том, что пользы от этого договора будет больше, чем вреда, что это перемирие выгодно мусульманам и что Всевышний Аллах не оставит Абу Джандаля и других слабых мусульман и избавит их от того, что постигло их.

Из поведения Посланника Аллаха r можно сделать вывод о том, что он уважал чужое мнение и выслушивал оппонента. Он подал пример всем предводителям мусульман до самого Судного дня. Он поощрял сподвижников высказывать своё мнение, поскольку их мнения могли оказаться полезными для мусульман.

Таким образом, в мусульманском обществе гарантируется свобода мнений, и любой человек может свободно высказаться, даже если его мнение противоречит мнению правителя. У мусульманина есть право ознакомить окружающих со своей точкой зрения. Посланник Аллаха r продемонстрировал это в этом и других эпизодах.

Поступок ‘Умара свидетельствует о том, что иметь мнение, противоречащее мнению правителя, — не преступление.

В данном случае ‘Умар не осуждал Посланника Аллаха r и не противоречил ему. Он лишь хотел, чтобы ему объяснили то, чего он не понимал. Он заботился о величии ислама и не хотел никому позволять унижать его. А когда ‘Умар понял мудрость, заключённую в этом мирном договоре, он раскаялся в том, что сказал. Сам он говорил: «Я подавал милостыню, постился и молился, а также освобождал рабов во искупление тех моих слов, пока у меня не появилась надежда, что я всё-таки искупил их».

В ша‘бане 7 года хиджры Посланник Аллаха r отправил ‘Умара ибн аль-Хаттаба в сопровождении тридцати воинов к бану Хавазин в место, находившееся в четырёх переходах от Мекки. Тот отправился в путь. В качестве проводника он взял с собой человека из племени бану Хиляль. Он двигался ночью и скрывался днём. Узнав о его приближении, хавазинцы разбежались, и, когда ‘Умар прибыл на место, там уже никого не было. Подождав немного, он вернулся вместе со своим отрядом к Посланнику Аллаха r.

Из этой истории можно сделать по меньшей мере три важных

вывода.

1. ‘Умар стал годным для того, чтобы быть командующим. Если бы это было не так, Посланник Аллаха r не стал бы ставить его во главе отряда, который выступил против одного из сильнейших арабских племён в очень опасном районе.

2. ‘Умар двигался ночью и скрывался днём, потому что понимал, как важно напасть неожиданно, ибо тогда будет легче обратить врага в бегство. Следовательно, он имел военный опыт и разбирался в военных стратегиях.

3. ‘Умар в точности исполнил приказ Посланника Аллаха r, а точное исполнение приказов и по сей день остаётся одним из главных факторов успешного ведения боевых действий.

А во время похода на Хайбар, подойдя к Хайбару, Посланник Аллаха r вручил знамя ‘Умару ибн аль-Хаттабу, однако тому не удалось взять Хайбар. Он вернулся к Посланнику Аллаха r. Сахль ибн Са‘д передаёт, что в день Хайбара он слышал, как Пророк r сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует нам победу». Услышав это, сподвижники Пророка r поднялись со своих мест и разошлись, и каждый надеялся на то, что знамя вручат ему. А наутро они направились к Пророку r, и каждый из них хотел, чтобы знамя вручили ему, однако он спросил: «Где ‘Али?» Ему сказали, что у него болят глаза, и он велел позвать ‘Али к себе. Когда тот пришёл, Пророк r поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было. А в другой версии говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его Посланника и которого любят Аллах и Его Посланник». И он вручил знамя ‘Али. В походе на Хайбар ‘Али участвовал в поединке с иудеем Мархабом. Когда мусульмане подошли к Хайбару, появился предводитель его жителей — Мархаб, который принялся расхаживать перед нами, держа в руках меч и произнося такие стихи:

 

Знает Хайбар, что я — Мархаб,

Воин, хорошо вооружённый и испытанный

В войнах, когда они разгораются!

И ‘Али сказал:

Я — тот, кого мать назвала Хайдаром14.

Подобен я смелому льву, что в лесах обитает,

И я многих и многих из вас растерзаю!

 

А потом он ударил Мархаба по голове и убил его, и в конечном итоге его усилия помогли мусульманам одержать победу.

Имам Ахмад приводит следующее сообщение от Абу Бурайды: «Они с ‘Али обменялись ударами, и ‘Али ударил его по голове так, что мечом расколол ему череп, и воины слышали звук этого удара. И почти сразу же Всевышний Аллах даровал победу ‘Али и мусульманам».

В том же походе на Хайбар об одном из погибших люди стали говорить, что он мученик, однако Посланник Аллаха r сказал: «Нет, это не так. Я видел его в Огне — он попал туда из-за плаща или одежды, которую присвоил, взяв из военной добычи до её раздела». Потом он сказал: «О Ибн аль-Хаттаб, пойди и объяви людям, что не войдёт в Рай никто, кроме верующих», и тот исполнил веление Посланника Аллаха r.

Покорение Мекки, сражение при Хунайне и поход на Табук. Когда курайшиты вероломно нарушили мирный договор, заключённый с мусульманами в Худайбийе, стало очевидно, что мусульмане не станут закрывать на это глаза. Испугавшись возмездия, язычники послали Абу Суфьяна в Медину для переговоров с Посланником Аллаха r о возобновлении мира. Абу Суфьян, прибыв в Медину, пришёл к своей дочери Умм Хабибе, которая была женой Посланника Аллаха r, в надежде, что она поможет ему убедить Посланника Аллаха r не нападать на курайшитов. Однако он не нашёл у неё поддержки, на которую надеялся. Тогда он пошёл к Абу Бакру, но Абу

Бакр ас-Сыддик тоже отказался помогать ему. Тогда он пошёл к ‘Умару. Но ‘Умар сказал: «Я буду ходатайствовать за вас перед Посланником Аллаха r?! Клянусь Аллахом, если бы я не нашёл ничего, кроме крошечного муравья, я сражался бы

с вами и с помощью него!»

Когда Посланник Аллаха r завершил приготовления к походу, Хатыб ибн Абу Бальтаа написал жителям Мекки, сообщая им о том, что Посланник Аллаха r собирается идти на Мекку. Однако Посланник Аллаха r узнал об этом письме из

ниспосланного ему Откровения и предотвратил эту попытку передать курайшитам важные сведения о мусульманах. Посланник Аллаха r отправил ‘Али и аль-Микдада[18], которые задержали в двенадцати милях от Медины женщину с письмом Хатыба. Они пригрозили, что сами обыщут её, если она не отдаст письмо. Она отдала им письмо.

Ознакомившись с содержанием письма, Пророк r воскликнул: «Что же это, о Хатыб?!» Хатыб сказал: «Не спеши осуждать меня, о Посланник Аллаха! Дело в том, что я жил вместе с курайшитами, но не был одним из них15. У мухаджиров, которые находятся с тобой, есть в Мекке родственники, и они защитят их семьи и имущество16, а поскольку у меня среди курайшитов родственников нет, я и захотел сделать для них что-то, чтобы защитить своих близких, и я сделал это не от неверия и не потому, что решил отступиться от своей религии!» Выслушав его, Пророк r сказал: «Он сказал правду», что же касается ‘Умара, то он воскликнул: «О Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!» Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: “Делайте, что хотите, Я уже простил вам!”?» [Бухари].

Из диалога Посланника Аллаха r с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом можно сделать важный вывод: совершение тяжкого греха не делает человека неверующим.

Поняв, что положение безвыходно, Абу Суфьян принял предложение Ибн ‘Аббаса сдаться Посланнику Аллаха r и попросить у него гарантии безопасности. ‘Абдаллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Я сказал: “Таков Посланник Аллаха r с людьми, и, клянусь Аллахом, плохо придётся курайшитам утром!” Он спросил: “Что же делать, да станут отец мой и мать выкупом за тебя?” Я сказал: “Клянусь Аллахом, если он схватит тебя, то обязательно отрубит тебе голову! Садись же на мою мулицу, а я привезу тебя к Посланнику Аллаха r и попрошу у него пощады для тебя”, и он сел сзади, а два его товарища вернулись обратно.

Я привёз его в лагерь, и каждый раз, когда я провозил его мимо одного из костров мусульман, они спрашивали: “Кто это?” Увидев же, что я сижу на мулице Посланника Аллаха r, они сказали: “Это дядя Посланника Аллаха r верхом на его мулице”. И когда я проехал мимо костра ‘Умара ибн аль-Хаттаба, он тоже спросил: “Кто это?” Он подошёл ко мне и, увидев на мулице Абу Суфьяна, воскликнул: “Так это враг Аллаха Абу Суфьян? Хвала Аллаху, который отдал нам тебя без всяких договоров и обещаний!” И он поспешил к Посланнику Аллаха r, но я пришпорил мулицу и опередил его, войдя к Посланнику Аллаха r первым, а потом вошёл и ‘Умар, который сказал: “О Посланник Аллаха, вот Абу Суфьян, позволь же мне отрубить ему голову!” Я же сказал: “О Посланник Аллаха, я взял его под свою защиту!” А потом я сел рядом

с Посланником Аллаха r, повернул его голову к себе и сказал: “Клянусь Аллахом, никто не будет разговаривать с ним сегодня ночью, кроме меня!” Когда же ‘Умар стал настаивать на своём, я сказал: “Погоди, о ‘Умар, ибо, клянусь Аллахом, будь он из

числа людей из рода бану ‘Ади ибн Ка‘б, ты не говорил бы так, но ты знаешь, что он из рода ‘Абд-Манаф!” Он же сказал: “Нет, это ты погоди, о ‘Аббас, ибо, клянусь Аллахом, принятие тобой ислама было для меня желаннее, чем принятие ислама аль-Хаттабом, но это не было бы так, если бы я не знал, что твой ислам желаннее ислама аль-Хаттаба для Посланника Аллаха!” После этого Посланник Аллаха r сказал: “Уведи его к себе, о ‘Аббас, а утром приведи обратно”. И я ушёл, а утром снова привёл его к Посланнику Аллаха r». Как мы видим, ‘Умар хотел казнить Абу Суфьяна как одного из предводителей язычников, однако Всевышний Аллах желал ему блага и привёл его в ислам.

В битве при Хунайне язычники неожиданно напали на мусульман. Началась паника, и те побежали. Посланник Аллаха r воскликнул: «Куда вы, о люди? Ко мне! Ко мне! Я — Посланник Аллаха, я — Мухаммад ибн ‘Абдаллах!» Однако никто не слышал его, верблюды начали сталкиваться друг с другом, воины обратились в бегство, и около Посланника Аллаха r остались только несколько мухаджиров и ансаров, в том числе и несколько членов его семьи. Среди оставшихся с Посланником Аллаха r мухаджиров были Абу Бакр ас-Сыддик и ‘Умар, а из его родственников — ‘Али ибн Абу Талиб, аль-‘Аббас, аль-Фадль ибн аль-‘Аббас[19], Абу Суфьян ибн аль-Харис, Раби‘а ибн аль-Харис и другие.

Когда Абу Катада нагнал ‘Умара и спросил: «Что с людьми?» — ‘Умар ответил: «Предопределение Аллаха».

Всевышний Аллах сказал об этой битве:

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)