АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава третья.Сражение при Нахаванде («победа побед»).Четвёртый этап покорения Ирака

Читайте также:
  1. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  2. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  3. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  4. Taken: , 1Глава 4.
  5. Taken: , 1Глава 6.
  6. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  7. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  8. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  9. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  10. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  11. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке
  12. XIV. KAPITEL. Von der Traurigkeit. Глава XIV. О неудовольствии

Мусульмане победили персов в нескольких сражениях и стали преследовать отступающие персидские войска, чтобы не дать им времени собраться с силами и вновь пойти в наступление. После сражения при Кадисийи, в котором мусульмане одержали блестящую победу, минуло четыре года, и всё это время мусульмане одерживали победу за победой. И если бы не приказ ‘Умара не заходить слишком далеко на территорию врага, мусульмане продолжали бы преследовать персов.

Несмотря на одержанные мусульманами победы, говорить о том, что персы перестали оказывать сопротивление, было ещё рано. Предводители и командующие персов написали Йездигерду, что нужно не сдаваться, а сражаться снова, и по велению Йездигерда персы снова начали снаряжать войска. На территории Персидского государства оставалось немало крепостей и укреплений, персы были по-прежнему многочисленны, и у них было много оружия. Йездигерд велел жителям горных областей — от Баба до Сиджистана и Хорасана — готовиться к сражению с мусульманами.

Сражение должно было произойти в Нахаванде. Это был последний оплот персидского сопротивления. Персы выбрали Нахаванд, поскольку это был хорошо защищённый и укреплённый город, со всех сторон окружённый горами. Йездигерд собрал там сто пять-

десят тысяч воинов и назначил Файрузана командующим. Узнав о том, что Йездигерд собирает войска, Са‘д написал ‘Умару, подробно описав ситуацию. ‘Умар собрал своих советников в Медине, после чего решил послать войско для сражения с персами в их последнем центре сопротивления — Нахаванде. ‘Умар велел ан-Ну‘ману идти к Нахаванду и назначил его главнокомандующим собранного войска. Он также назначил нескольких командующих внутри войска. Воинами из числа жителей Куфы должен был командовать Хузайфа ибн аль-Яман, воинами и числа жителей Басры — Абу Муса

аль-Аш‘ари. ‘Абдаллах ибн ‘Умар должен был командовать большим отрядом, состоявшим из мухаджиров и ансаров.

Сальма ибн аль-Кайн, Хармаля ибн Мурайта, Зирр ибн Куляйб, аль-Асвад ибн Раби‘а и остальные предводители мусульман в Ахвазе командовали резервами мусульманских войск и должны были отвлекать врага.

Подойдя к Нахаванду, мусульмане обнаружили, что город хорошо укреплён и окружён глубоким рвом. Перед рвом были врыты острые куски железа, о которые лошади нападающих должны были повредить копыта. Этот приём позволял персам сразу вывести из строя часть вражеской конницы. Если говорить о войсках, которые находились внутри города, то туда были стянуты все, кто не участвовал в сражении при Кадисийи. Файрузан расставил лучников так, что они могли поливать градом стрел му-

сульман, как только они приблизятся.

Когда мусульмане подошли, они поняли, что железо, врытое в землю, ранит лошадей и к тому же им не преодолеть ров, а персидские лучники начали стрелять в тех, кто подошёл ближе остальных. Мусульмане провели вблизи стен города два дня. Ан-

Ну‘ман решил собрать командующих, чтобы обсудить с ними существующее положение и решить, что делать дальше.

Туляйха аль-Асади сказал: «Я считаю, что нужно послать отряд, который вызвал бы их на сражение. А когда они выйдут, пусть отряд спешит к нам, увлекая их за собой. И когда они подойдут, мы все побежим, чтобы у персов не возникало сомнений в том, что мы действительно терпим поражение. А когда все они выйдут, чтобы преследовать нас, мы вернёмся и будем сражаться с ними до тех пор, пока не случится предопределённое Всевышним».

Остальные одобрили его план.

Для его осуществления ан-Ну‘ман разделил войско на три группы. Отряд аль-Ка‘ка‘ ибн ‘Амра должен был ввести персов в заблуждение, то есть претворить в жизнь хитрость, которую придумал Туляйха. Пехота под командованием самого ан-Ну‘мана должна была ожидать момента, когда появится альКа‘ка‘ со своим отрядом, увлекая за собой персов, и сразу же пойти в лобовую атаку. Конница, составлявшая главную силу войска, должна была дождаться приближения персов и потом пойти в атаку с двух сторон. Для пехоты и конницы были определены позиции, которые они не должны были покидать до самого начала сражения.

Ан-Ну‘ман велел аль-Ка‘ка‘ действовать. Аль-Ка‘ка‘ исполнил приказ, и, когда мусульмане побежали, персы, как и предполагал Туляйха, поспешили выйти, чтобы преследовать их. Все персы вышли, оставив свой город без прикрытия: остались только

стражники, охранявшие ворота. Преследуя бегущих, персы приблизились к войску ан-Ну‘мана. Это было днём в пятницу. Мусульмане хотели вступить в бой, однако ан-Ну‘ман запретил им. Он велел им не сражаться, пока солнце не начнёт клониться к за-

кату и не подует свежий ветер, ибо так поступал Посланник Аллаха r, и у верующих были все основания надеяться на победу.

Персы были несказанно рады, когда мусульмане побежали от них. Забывшись от радости, они сломя голову бросились за ними. Однако радость их улетучилась, когда они опомнились и увидели, что со всех сторон окружены войсками мусульман. Мусульмане пошли в атаку, и персы, которые всё ещё пребывали в растерян-

ности, побежали. Защитные меры, которые они приняли, — ров и врытое в землю железо — сыграли с ними злую шутку. Бегущая конница персов напоролась на железо, началась паника и давка, лошади стали падать в ров. Мусульмане долго преследовали бегущих. В этой битве полегли тысячи персидских воинов. Файрузану удалось бежать. Он устремился на север к Хамадану. Часть мусульманского войска под командованием аль-Ка‘ка‘ преследовала его, и на подступах к Хамадану они настигли его и убили.

После этой битвы мусульмане вошли в Нахаванд, а потом —в Хамадан, после чего открыли для ислама остальные области Персидского государства, не встретив почти никакого сопротивления. После сражения при Нахаванде персы уже не смогли со-

браться с силами, поэтому она была названа «победой побед».

‘Умар был хорошим военачальником. Он понимал, что нужно не только собрать свои войска, но и сделать всё для того, чтобы помешать противнику собраться с силами. Он велел своим наместникам в Куфе, Басре и Джазире собрать войска для сражения с персами. Одновременно он велел своим командующим в Ахвазе и остальных персидских областях помешать врагу собрать войско. Он велел Сальме ибн аль-Кайну, Хармале ибн Мурайте, Зирру ибн Куляйбу, аль-Асваду ибн Раби‘а и другим сто-

ять на границе между Ахвазом и персидскими территориями, чтобы персидские войска не могли объединиться и чтобы к персам, стоявшим в Нахаванде, не могло прийти подкрепление.

‘Умар назначил заместителей командующих на случай, если кто-то из них погибнет. Он следовал Сунне Посланника Аллаха r, который назначил командующим в битве при Муте Зайда ибн Харису и сказал, что, если Зайд погибнет, командование

должен взять на себя Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и он, командующим должен стать ‘Абдаллах ибн Раваха. ‘Умар назначил командующим ан-Ну‘мана ибн Мукаррина и сказал, что, если ан-Ну‘ман погибнет, командование должно перейти

к Хузайфе ибн аль-Яману, а если что-то случится и с Хузайфой, командующим должен стать Ну‘айм ибн Мукаррин.

Если говорить об ан-Ну‘мане, то он был опытным и талантливым командующим. Он произвёл разведку перед сражением. Когда войска собрались у ан-Ну‘мана, он послал ‘Амра ибн Абу Саль-му, ‘Амра ибн Ма‘дия-Кариба и Туляйху ибн Хувайлида разведать дорогу между Махом и Нахавандом. ‘Амр ибн Абу Сальма вернулся в тот же вечер. ‘Амр ибн Ма‘дий-Кариб вернулся на второй день, утром. Товарищи спросили его о том, что он видел, и он сказал: «Мы ехали день и ночь, но ничего не увидели». А Туляйха ехал, пока не увидел войско персов. Затем он вернулся к мусульманам и сказал им, что путь до Нахаванда свободен, и по дороге им не будет угрожать никакая опасность. Тем не менее, ан-Ну‘ман принял необходимые меры для защиты войска от возможного нападения и соблюдал осторожность на протяжении всего пути.

Если говорить о военной хитрости, которую применили мусульмане по совету Туляйхи, то это была блестящая идея и осуществлена она была не менее блестяще. Мусульмане поняли, что до тех пор, пока персы не выйдут к ним, не стоит рассчитывать на победу: у персов было достаточно провизии, воды и стрел, они могли сидеть в своей крепости месяцами, стрелять в мусульман с крепостных стен и оставаться невредимыми. Было решено выманить змею из норы, потому что тогда справиться с ней будет легче.

Если до этого персы контролировали ситуацию, то после того, как мусульманам удалось выманить их из укреплений, они оказались в ловушке, и с этой минуты мусульмане начали диктовать им свои условия.

Отряды возвратились. Мусульманам досталась огромная военная добыча. Перепись трофеев составил ас-Саиб ибн аль-Акра‘. Хузайфа послал его к ‘Умару с известием о победе и пятой частью трофеев. Подъехав к Медине, ас-Саиб увидел ‘Умара, который вышел, чтобы узнать последние новости. Увидев ас-Саиба, он спросил: «Какие новости ты принёс?» Тот ответил: «Хорошие, о повелитель верующих. Аллах даровал тебе победу — великую победу… А ан-Ну‘ман ибн Мукаррин пал в бою».

Услышав это, ‘Умар тихо заплакал, и плечи его затряслись. Ас-Саиб, посмотрев на него, сказал: «О повелитель верующих! Но ведь после него не погиб никто из известных людей…» ‘Умар сказал: «Это — слабые из числа мусульман… Однако тех, кого Аллах почтил мученичеством — гибелью на Его пути, — Он знает… И им ничем не повредит то, что ‘Умар не знал их». При разделе военной добычи каждому всаднику досталось шесть тысяч дирхемов.

Следует упомянуть о том, что мусульмане обнаружили среди трофеев два принадлежавших Йездигерду ларца с драгоценными камнями. Хузайфа, предводитель войска, послал их ‘Умару с ас-Саибом. ‘Умар сказал ему: «Отправь ларцы в казну, а потом возвращайся к своим воинам». Ас-Саиб сел на свою верблюдицу и поехал обратно. Однако в Куфе его нагнал посланец ‘Умара, который велел ему вернуться. Когда ас-Саиб вновь предстал перед ‘Умаром, тот сказал: «Я велел тебе вернуться потому, что в ту же ночь, когда ты уехал, мне приснилось, что ангелы тащат меня к двум ларцам, охваченным пламенем, и угрожают обжечь меня, если я не разделю их содержимое. Возьми же их, продай, чтобы они принесли пользу мусульманам», — и ас-Саиб продал их на рынке Куфы. Да будет доволен тобою Аллах, о ‘Умар! Ты последовал путём Пророка r. Ты был великим и возвеличил ислам и мусульман… О Аллах, помоги нам следовать прямым путём и придерживаться Сунны, и убереги нас от зла нововведений!

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)