|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Не поклоняйся наряду с Аллахом иному богу, а не то останешься униженным и покинутым. Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме НегоСура 17 «Ночной перенос», аяты 22–23
Глава четвёртая.Последние дни ‘Умара
‘Умар был примером справедливого и верующего правителя, богобоязненного и скромного, правящего твёрдой рукой, честного и достойного доверия. Он был для мусульманской общины надёжной крепостью. Он был главнокомандующим войск, открывавших новые земли для ислама. Он был факихом и муджтахидом, а также справедливым и беспристрастным судьёй и заботливым и милосердным отцом для своей паствы — для малого и старого, слабого и сильного, богатого и бедного. Он искренне верил в Аллаха и Его Посланника r и был искусным политиком и мудрым и решитель- ным управленцем. В его эпоху мусульманская община обрела силу и укрепились опоры исламского государства. В его эпоху были одержаны величайшие победы — например, в сражениях при Кадисийи, Джалюле, Мадаине и Нахаванде, а Шам и Египет были освобождены из-под власти византийцев. Ислам приняли жители большинства областей, граничащих с Аравией. Во времена правления ‘Умара в исламском государстве не было смут.
§ 1. Разговор ‘Умара с Хузайфой Хузайфа сказал: «Однажды, когда мы сидели у ‘Умара, он спросил: “Кто из вас помнит слова Посланника Аллаха r об испытаниях и искушениях?” Я сказал: “Искушение человека, связанное с его женой, имуществом, детьми и соседями, искупается108 молитвой, милостыней, побуждением людей к совершению одобряемого и удержанием от порицаемого”. ‘Умар сказал: “Я имею в виду не это, а смуту, которая будет подобна бушующему морю”. Я сказал: “Она не повредит тебе, о, повелитель правоверных, ибо, поистине, ты отделён от неё запертой дверью”. ‘Умар спросил: “Эта дверь будет сломана или открыта?” Я ответил: “Она будет сломана”. ‘Умар сказал: “Значит, после этого её уже никогда не закроют!”» Хузайфу спросили: «Знал ли ‘Умар, о какой двери идёт речь?» Он ответил: «Он знал это так же хорошо, как и то, что ночь предшествует утру, потому что хадис этот я пересказал ему в точности, без ошибок». Люди побоялись спросить Хузайфу о том, что же означает эта дверь, и попросили Масрука сделать это. Он спросил: «Что же это за дверь?» Хузайфа ответил: «Эта дверь — сам ‘Умар» [Фатх Аль-Бари. Т. 13. С. 48; Муслим. Т. 4. С. 2218]. Анас ибн Малик передаёт, что однажды, когда Пророк r вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом поднялся на гору Ухуд, она задрожала и он сказал: «Остановись, Ухуд, ибо, поистине, на тебе — Пророк, правдивейший (сыддик) и два мученика» [Бухари]. Мольба ‘Умара во время хаджа в 23 году хиджры. Са‘ид ибн аль-Мусайяб передаёт, что, когда ‘Умар покинул Мину и остановился в Абтахе. Там он постелил одежду, лёг на спину и, воздев руки к небу, сказал: «О Аллах, я постарел и ослаб, и паства моя разбрелась… Забери же меня из мира этого не пренебрегающим своими обязанностями и не излишествующим!» После этого он вернулся в Медину. ‘Умар стремится к мученичеству. Зайд ибн Аслям передаёт со слов своего отца, что ‘Умар сказал: «О Аллах, даруй мне мучениче-скую смерть на пути Твоём и позволь мне умереть в городе Твоего Пророка!» А в другой версии этого сообщения говорится: «О Аллах, пусть меня убьют на пути Твоём и пусть смерть моя будет в городе Твоего Пророка!» Ему сказали: «Как же это случится?» ‘Умар ответил: «Если Всевышний Аллах пожелает, это случится». Шейх Юсуф ибн аль-Хасан ибн ‘Абд-аль-Хади сказал: «Желать мученической смерти — желательно, и это не то же самое, что желать себе смерти, потому что желать себе смерти — значит желать прихода смерти раньше того срока, который определил для неё Аллах, а ведь годы жизни не добавляют человеку ничего, кроме блага. А желать мученической смерти — значить желать, чтобы, когда придёт смерть — в назначенный срок, — она была не простой смертью, а мученической. То есть, желая мученичества, человек не желает ускорить приход смерти». Сон ‘Ауфа ибн Малика аль-Ашджаи. ‘Ауф ибн Малик передаёт: «Мне приснилось, что с неба спустилась верёвка, люди старались дотянуться до неё и ‘Умар оказался на три локтя выше остальных. Я спросил, почему так, и мне было сказано: “Это потому, что он —один из халифов Всевышнего Аллаха на земле, и потому, что он не боится порицания порицающих и примет мученическую смерть”. А это было во время правления Абу Бакра, и я пришёл к Абу Бакру и рассказал ему обо всём. Он сказал: “О мальчик, сходи к Абу Хафсу и позови его ко мне”. Когда ‘Умар пришёл, Абу Бакр сказал: “О ‘Ауф! Перескажи свой сон в точности”. ‘Умар, услышав о халифе, удивился и сказал: “И всё это он видел во сне?”109 Позже, когда ‘Умар стал халифом и прибыл в Джабию, он, обращаясь к людям с речью, вдруг позвал меня и велел мне сесть. Закончив свою речь, он сказал: “Расскажи мне тот сон”. Я спросил: “Разве ты не посчитал его тогда ложью?” Он ответил: “Нет, я просто постеснялся Абу Бакра… Расскажи же мне свой сон!” А когда я рассказал ему, он сказал: “Халифом я стал, как ты видишь. Если же говорить о том, что я не боюсь порицания порицающих, то я надеюсь, что это действи- тельно так и пред Аллахом я таков. Что же касается мученической смерти, то как она постигнет меня, если я нахожусь в Аравии?”110» Сон Абу Мусы аль-Аш‘ари. Анас ибн Малик передаёт со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари: «Мне приснилось множество коней, а потом они стали исчезать, пока не остался один. Я взял его и добрался до горы. Там я увидел Посланника Аллаха r, а рядом с ним был Абу Бакр, и он сделал ‘Умару знак идти к нему». Анас сказал: «Почему бы тебе не написать об этом ‘Умару?» Абу Муса сказал: «Я не стану предсказывать ему его кончину». Последняя пятничная проповедь ‘Умара. ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф передал часть пятничной проповеди, которую ‘Умар произнёс 21 числа месяца зу-ль-ка‘да 23 года хиджры. Это была последняя хутба ‘Умара. Он сказал: «Поистине, я видел сон, который, как я думаю, является предвестником моей кончины. Мне приснилось, что меня дважды клюнул петух. Люди велят мне назначить своего преемника. Поистине Аллах не оставит свою религию, Свой халифат и то, с чем послал Он Своего Пророка, и если я умру, то пусть новый халиф избирается путём совета из этих шести человек, которыми Посланник Аллаха r был доволен до самой своей кончины!» ‘Умар и Хузайфа. За четыре дня до гибели ‘Умара, в понедельник 23 числа месяца зу-ль-хиджжа, встретились два сподвижника — Хузайфа ибн аль-Яман и Сахль ибн Хунайф. Встретились они у ‘Умара, который вызвал их к себе. Хузайфе было поручено определить размеры хараджа с земель, которые орошаются водами Тигра, а Сахлю — определить размеры хараджа с земель, орошаемых водами Евфрата. ‘Умар спросил: «Как вы поступили? Я боюсь, что вы возложили на эту землю то, что ей не под силу»111. Они сказали: «Мы возложили на неё лишь то, что ей под силу». ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, если Аллах даст мне ещё пожить, я сделаю так, что вдовы Ирака не будут нуждаться ни в чём!» Однако этому не суждено было случиться. Через четыре дня после этого разговора ‘Умару нанесли смертельную рану. ‘Умар и Медина. ‘Умар запрещал оставаться в Медине тем, кто попал в плен во время покорения Ирака и Шама. Он также не разрешал жить в столице исламского государства огнепоклонникам Ирака и Персии, а также христианам Шама и Египта, за исключением тех из них, кто принимал ислам. Эта политика ‘Умара свидетельствует о его мудрости и дальновидности. Он понимал, что многие из этих людей затаили злобу и ненавидят мусульман, а это означает, что от них можно ожидать любых козней, загово- ров и интриг. Таким образом ‘Умар хотел защитить мусульман, особенно если учесть, что абсолютное большинство сподвижников жили именно в Медине. Однако у некоторых сподвижников, живших в Медине, были рабы-христиане и рабы-огнепоклонники. ‘Умар разрешил им жить в Медине, хотя это и было ему не по ду-ше. И ‘Умар оказался прав. Случилось именно то, чего он опасался.
§ 2. Гибель ‘Умара и история совета Убийство ‘Умара. ‘Амр ибн Маймун рассказывает: В тот день, когда ‘Умару нанесли смертельную рану, я стоял так, что меня отделял от него только ‘Абдаллах ибн ‘Аббас. Проходя между рядами, ‘Умар обычно говорил: «Ровняйте ряды!» Увидев, что в рядах не осталось промежутков, он выходил вперёд и произносил такбир, после чего читал в первом рак‘ате суру «Юсуф», «Пчёлы» или другую примерно такого же объёма, чтобы люди успели собраться. В этот раз он едва успел произнести такбир, как я услышал его слова: «Этот пёс убил меня!» — когда его ударил Абу Люлюа. Язычник со своим кинжалом бросился на людей, нанося удары направо и налево. Он успел ранить тринадцать человек, семь из которых скончались. Увидев это, один мусульманин набросил на него плащ с капюшоном. Поняв, что ему не уйти, язычник заколол себя кинжалом. ‘Умар тем временем взял за руку ‘Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауфа, заставив его выйти вперёд. Стоявшие позади ‘Умара видели то, что видел я, а те, которые стояли дальше, ничего не знали. Не слыша голоса ‘Умара, они начали говорить: «Преславен Аллах!» ‘Абд-ар-Рахман совершил короткую молитву с людьми, а когда все разошлись, ‘Умар сказал: «О Ибн ‘Аббас! Посмотри, кто убил меня…» Он ушёл ненадолго, потом вернулся и сказал: «Раб аль-Мугиры». ‘Умар спросил: «Ремесленник?» Он ответил: «Да». ‘Умар сказал: «Да погубит его Аллах! Я ведь велел обходиться с ним хорошо! Хвала Аллаху, который не сделал моим убийцей человека, утверждающего, что он мусульманин! Ты и твой отец желали, чтобы в Медине было много язычников». А у аль-‘Аббаса было больше рабов, чем у кого бы то ни было. Ибн ‘Аббас сказал: «Если желаешь, я сделаю…» То есть, если ты пожелаешь, мы убьём их. ‘Умар сказал: «Теперь это будет неправильным! Как можно убить их после того, как они заговорили на вашем языке, молятся в сторону киблы и совершают хадж вместе с вами?» Затем его отнесли домой, и мы пошли следом. Люди в тот день вели себя так, словно раньше не постигала их никакая беда. Одни говорили: «Всё обойдётся», другие говорили: «Я боюсь за него». ‘Умару принесли финиковую воду. Он выпил её, но она вышла из его желудка. Тогда ему принесли молоко, и он выпил его, однако оно вытекло из его раны. Тогда стало ясно, что рана смертельная. Мы вошли к нему. Люди собрались и начали хвалить его. Один молодой мужчина сказал: «Радуйся, о повелитель верующих, потому что ты был сподвижником Посланника Аллаха r и принял ислам одним из первых, о чём тебе известно, затем ты был избран правителем и правил справедливо. А теперь ты умираешь мученической смертью». ‘Умар ответил: «Я надеюсь, что этого будет достаточно, чтобы не осталось ни грехов, ни награды». Когда говоривший повернулся, ‘Умар увидел, что его изар касается земли, и попросил: «Верните его», а потом сказал ему: «О сын брата моего, подтяни свою одежду, ибо так будет чище для твоей одежды и лучше для тебя пред Аллахом». Затем ‘Умар сказал: «О ‘Абдаллах ибн ‘Умар, посмотри, сколько у меня долгов». Посчитав, они обнаружили, что он должен около вось- мидесяти шести тысяч дирхемов. ‘Умар сказал: «Если имущества семьи ‘Умара хватит для того, чтобы погасить этот долг, используй его. В противном случае попроси у бану ‘Ади ибн Ка‘б. Если же и этих средств не хватит, то попроси у курайшитов и не обращайся к другим. Уплати за меня мой долг… А потом иди к ‘Аише, матери верующих, и скажи ей: “‘Умар приветствует тебя” — и не говори: “повелитель верующих”, потому что я уже не повелитель верующих, —и скажи, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб просит разрешения быть похороненным рядом со своими двумя товарищами». Ибн ‘Умар поприветствовал ‘Аишу и попросил разрешения войти. Войдя к ней, он увидел, что она сидит и плачет. Он сказал ей: «‘Умар ибн аль-Хаттаб приветствует тебя и просит разрешения быть похороненным вместе с двумя своими товарищами». Она ответила: «Я хотела сохранить это место для себя, но я отдам его ему». Когда он вернулся, ‘Умару сообщили: «Пришёл ‘Абдаллах ибн ‘Умар». Тогда он сказал: «Поднимите меня». Один человек прислонил его к себе, и он спросил: «Что у тебя?» Тот ответил: «То, чего ты желал, о повелитель верующих… Она разрешила». ‘Умар сказал: «Хвала Аллаху… Не было для меня ничего более важного, чем это… Когда я умру, отнесите меня туда. Поприветствуй ‘Аишу и скажи: “‘Умар ибн аль-Хаттаб просит разрешения войти”. Если она разрешит, вносите меня, а если нет, то отнесите меня на кладбище мусульман и похороните там».
В другой версии этой истории упоминаются некоторые подробности. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «‘Умара ранили на рассвете. Смертельную рану ему нанёс раб аль-Мугиры ибн Шу‘бы по имени Абу Люлюа. Он был огнепоклонником». А Абу Рафи‘ сказал: «Абу Люлюа был рабом аль-Мугиры ибн Шу‘бы. Он был ремесленником и занимался изготовлением мельниц. Аль-Мугира каждый день брал с него четыре дирхема. Абу Люлюа встретил ‘Умара и сказал ему: “О повелитель верующих, поистине, аль-Мугира берёт с меня слишком много, и мне трудно платить. Поговори же с ним и попроси его облегчить плату”. ‘Умар сказал ему: “Бойся Аллаха и хорошо относись к своему господину”. При этом он уже решил поговорить с аль-Мугирой, чтобы облегчить положение раба-огнепоклонника. Абу Люлюа разгневался и воскликнул: “Значит, Его справедливость объемлет всех, кроме меня?!” И он решил убить ‘Умара. Он сделал себе кинжал, наточил его и вымочил в яде, а потом пришёл к Хурмузану и показал ему этот кинжал, спросив: “Что ты о нём думаешь?” Тот сказал: “Я думаю, что, кого бы ты ни ударил им, ты непременно убьёшь его!” Абу Люлюа дождался удобного случая. Он подстерёг ‘Умара, когда тот вышел на утреннюю молитву. Он встал позади ‘Умара, а после того как объявляли о начале молитвы, ‘Умар обычно говорил: “Ровняйте ряды!” ‘Умар произнёс эти слова и в этот раз, и, как только он произнёс такбир, Абу Люлюа ударил его кинжалом в плечо и в бок, и ‘Умар упал». ‘Амр ибн Маймун сказал: «Я слышал, как сразу после ранения ‘Умар произнёс: “Предопределённое Аллахом обязательно исполняется!” (33:38)». Новый путь избрания халифа. Даже на смертном одре ‘Умар продолжал заботиться о своей общине и тревожиться о её будущем, несмотря на боль, причиняемую двумя глубокими ранами. В эти последние часы вера ‘Умара проявилась во всей своей полноте и искренности. Даже перед лицом смерти он думал не о себе, а о других… Несмотря на то что его состояние ухудшалось с каждыми часом, он нашёл в себе силы разъяснить людям план избрания нового халифа после его кончины. Абу Бакр ас-Сыддик перед смертью назначил ‘Умара своим преемником после того, как по- советовался со сподвижниками. Однако ‘Умар избрал иной путь. Люди предложили ему также назначить своего преемника, однако ‘Умар решил, что следует поступить иначе. После кончины Посланника Аллаха r халифом стал Абу Бакр, и никто не возражал против его кандидатуры: во-первых, потому что Посланник Аллаха r словом и делом указал мусульманам на то, что именно Абу Бакр должен был стать правителем мусульман после него, а во-вторых, потому что на момент кончины Посланника Аллаха r люди единодушно считали Абу Бакра лучшим человеком после Посланника Аллаха r. И когда Абу Бакр назначил ‘Умара своим преёмником, также никто не возражал, хотя Абу Бакр дал сподвижникам возможность высказать своё мнение. Они были убеждены, что ‘Умар — лучший кандидат в правители мусульман. А ‘Умар избрал не одного, а шесть кандидатов и предложил мусульманам путём совета избрать халифа из их числа. Все избранные ‘Умаром сподвижники были участниками битвы при Бадре, всеми ими Посланник Аллаха r был доволен до самой своей кончины и все они были достаточно компетентными, мудрыми и опытными, чтобы стать правителями мусульман, хотя они и отличались характерами и способностями. ‘Умар также назначил время, в течение которого должно было происходить обсуждение кандидатур, и остальные условия, необходимые для проведения выборов нового халифа. История назначения ‘Усмана ибн ‘Аффана халифом приводится в «Сахихе» аль-Бухари. Аль-Бухари приводит длинный хадис о гибели ‘Умара. В нём упоминается о том, что ему сказали: «О повелитель верующих, дай нам наставление и назначь преемника». ‘Умар сказал: «Я не знаю никого, кто был бы достоин этого больше, чем эти несколько человек, которыми Посланник Аллаха r был доволен до самой своей смерти». И он назвал ‘Али, ‘Усмана, аз-Зубайра, Са‘да, Тальху и ‘Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауфа. ‘Умар сказал: «‘Абдаллах ибн ‘Умар будет свидетелем для вас, однако сам он не должен получать никакой власти. Если к власти придёт Са‘д, это будет хорошо, а если нет, пусть тот из вас, кто станет править, обращается к нему за помощью и советом. Поистине, я отстранял его не по причине слабости или вероломства»112. После погребения избранные им шесть человек собрались, и ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф сказал: «Вручите правление собой трём из вас». Аз-Зубайр сказал: «Вручаю себя ‘Али». Тальха сказал: «Вручаю себя ‘Усману». А Са‘д сказал: «Вручаю себя ‘Абд-ар- Рахману ибн ‘Ауфу». Таким образом, три кандидата отказались претендовать на пост халифа в пользу остальных трёх кандидатов. Остались ‘Али, ‘Усман и ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф. ‘Абд-ар-Рахман сказал ‘Усману и ‘Али: «Кто из вас согласится, чтобы мы поручили ему это дело и он отвечал перед Аллахом и исламом?» Они молчали. Тогда ‘Абд-ар-Рахман сказал: «Вы хотите поручить это дело мне? Клянусь Аллахом… Я сам должен выбрать лучшего из вас?» Они ответили: «Да». Тогда он взял за руку ‘Али и сказал: «Ты — родственник Посланника Аллаха r и принял ислам среди первых, и тебе об этом известно. Если я выберу тебя, ты обязан перед Аллахом править справедливо. А если я выберу ‘Усмана, ты должен слушать его и подчиняться ему». Потом он остался наедине с ‘Усманом и сказал ему то же самое. Взяв с них это обещание, он сказал: «Подними руку, о ‘Усман!» — и присягнул ему. ‘Али тоже присягнул ему, а потом собрались обитатели дома и присягнули ему. Это — история избрания ‘Усмана ибн ‘Аффана, которая приводится в «Сахихе» аль-Бухари. В других достоверных версиях этой истории упоминаются некоторые подробности этого события. Например, сообщается, что ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф в течение трёх дней опрашивал мухаджиров и ансаров, чтобы выяснить, кого они желают видеть своим правителем. Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не пропустил ни одного дома мухаджиров и ансаров. Я опросил всех и обнаружил, что они не знают равных ‘Усману» [Бухари]. Из этого сообщения следует, что присяга ‘Усману состоялась не сразу после кончины ‘Умара: три дня было потрачено на опрос сподвижников Посланника Аллаха r, и таким путём был избран новый халиф мусульман — ‘Усман ибн ‘Аффан. С величайшим сожалением замечу, что сегодня многие авторы исторических трудов, описывая это событие, используют не версию аль-Бухари, а недостоверную версию Абу Михнафа из «Истории» ат-Табари. А в этой версии говорится следующее: Когда ‘Умара смертельно ранили, ему сказали: «О повелитель верующих, было бы хорошо, если бы ты назначил преемника». Он спросил: «А кого мне назначить? Если бы ‘Убайда ибн аль-Джаррах был жив, я бы назначил его своим преемником, и если бы потом Господь спросил меня об этом, я бы сказал: “Я слышал, как Твой Пророк r говорил, что он — доверенное лицо этой общины”. Если бы Салим, сын и вольноотпущенник Абу Хузайфы, был жив, я назначил бы его своим преемником, и если бы потом Господь спросил меня об этом, я бы сказал: “Я слышал, как Твой Пророк r говорил, что Салим очень любит Аллаха”». Тогда один человек сказал: «Я подскажу тебе, кого выбрать. Это ‘Абдаллах ибн ‘Умар». ‘Умар сказал в ответ: «Да погубит тебя Аллах! Не ра- ди Аллаха сказал ты это! Горе тебе! Как я назначу своим преемником человека, который не мог даже дать развод жене?! Нет нам нужды заниматься вашими делами. Не славное это занятие, и я не желаю никому из членов моей семьи заниматься этим. Если это благо, то мы уже взяли из него, а если это зло, то мы отдалим его от семейства ‘Умара. Достаточно того, что один человек из семейства ‘Умара будет спрошен о делах общины Мухаммада. Поистине, я усердствовал сам и лишал многого членов своей семьи, и если удастся мне спастись так, чтоб не осталось ни награды, ни грехов, то я буду счастлив… Если я назначу преемника, то ведь и тот, кто был лучше меня113, назначил преемника… А если я оставлю вас без преемника, то ведь и тот, кто был лучше меня114, оставил вас без преемника… А Аллах не оставит Свою религию без защиты». И они вышли от него, но потом снова зашли и сказали: «О повелитель верующих! Может быть, ты оставишь завещание?» Он сказал: «После разговора с вами я всё обдумал и решил назначить своим преемником самого достойного из вас, который поможет вам придерживаться истины». С этими словами он указал на ‘Али. За- тем он продолжил: «Я впал в забытьё ненадолго, и мне привиделся человек, вошедший в свой сад, который он сам посадил, и стал собирать плоды, как зрелые, так и незрелые, прижимать к себе, а потом собирать около себя, и я понял, что Аллах сделает, что пожелает, и упокоит ‘Умара… Я не желаю возлагать эту ответственность ни на живого, ни на покойного. Вы должны обратиться к тем, о ком Посланник Аллаха r сказал, что они станут обитателями Рая. Са‘ид ибн Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайль из них, но я не включаю его в их число. Я имею в виду шестерых: ‘Али и ‘Усмана — двоих сынов ‘Абд-Манафа, ‘Абд-ар-Рахмана и Са‘да — двоих родственников Посланника Аллаха r по материнской линии, аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама — апостола Посланника Аллаха r и его двоюродного брата — и Тальху ибн ‘Убайдаллаха. Выберите правителя из их числа, а когда выберете, помогайте ему должным образом и поддерживайте его, и, если он доверит нечто одному из вас, оправдывайте его доверие». Они вышли, и аль-‘Аббас сказал ‘Али: «Не входи с ними». ‘Али сказал в ответ: «Я не хочу разногласий». Аль-‘Аббас сказал: «Значит, ты увидишь нечто неприятное». Утром ‘Умар позвал к себе ‘Али, ‘Усмана, Са‘да, ‘Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауфа и аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама и сказал им: «Я посмотрел и обнаружил, что вы являетесь предводителями людей, и это дело должно быть поручено именно вам. Посланник Аллаха r скончался, будучи довольным вами. Поистине, я не боюсь, что люди причинят вам вред, если только вы будете следовать прямым путём. Однако я боюсь, что вы впадёте в разногласия, и люди впадут в разногласия из-за вас. Поэтому сейчас отправляйтесь к дому ‘Аиши, если она разрешит вам, посоветуйтесь и выберите одного из вас». Затем он сказал: «Не входите в дом ‘Аиши, но будьте возле неё». С этими словами он опустил голову, потому что его рана начала кровоточить. Они пошли и ставили советоваться. Когда они повысили голоса, ‘Абдаллах ибн ‘Умар сказал: «Преславен Аллах! Повелитель верующих ещё не умер». Услышав их, ‘Умар пришёл в сознание и сказал: «Вы все прекратите это. Когда я умру, советуйтесь в течение трёх дней, и пусть молитвы с людьми проводит Сухайб. И пусть к четвёртому дню у вас непременно будет правитель. Пусть ‘Абдаллах ибн ‘Умар участвует в совете, однако он не имеет прав на власть. И пусть Тальха будет вашим соучастником. Если он появится в течение этих трёх дней, пусть он будет вместе с вами. Если же он не появится в течение трёх дней, то решайте ваше дело без него. Кто заменит мне Тальху?» Са‘д ибн Абу Ваккас сказал: «Я заменю его для тебя, и он не будет против, если будет на то воля Аллаха». ‘Умар сказал: «Я надеюсь, что он не будет против, если будет на то воля Аллаха. Однако я думаю, что правителем станет один из этих двоих — либо ‘Али, либо ‘Усман. Если это будет ‘Усман, то ему свойственна мягкость, а если ‘Али, то он любит шутить, и он больше подходит для того, чтобы побуждать людей следовать путём истины. Если же они изберут Са‘да, то он подходит для этого. А если получится иначе, то пусть правитель прибегает к его помощи. Поистине, я отстранял его не изза вероломства или слабости. А ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф — прекрасный человек, к мнению которого стоит прислушиваться, благоразумный и дальновидный, и есть у него от Аллаха хранитель. Прислушивайтесь же к его словам». ‘Умар сказал Абу Тальхе аль-Ансари: «О Абу Тальха, поистине, Всевышний Аллах даровал исламу могущество посредством вас. Избери же пятьдесят человек из числа ансаров, и пусть они выберут одного из них в качестве правителя». Он же сказал аль-Микдаду ибн аль-Асваду: «Когда положите меня в мою могилу, тогда собери их и пусть выбирают одного из них». А Сухайбу он сказал: «Совершай молитву с людьми в течение трёх дней и собери ‘Али, ‘Усмана, аз-Зубайра, Са‘да, ‘Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауфа и Тальху, если он прибудет к тому времени, и пригласи ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, однако последний не имеет никаких прав на власть. Стой возле них и, когда все соберутся и пятеро выберут кого-то, а один не согласится с их выбором, отруби ему голову. И если четверо из них изберут кого-то, а двое не согласятся с их выбором, отруби голову этим двоим. А если трое выберут одного, а трое других — другого, то пусть третейским судьёй будет ‘Абдаллах ибн ‘Умар. В пользу какой группы он примет решение, из той и выбирайте правителя. Если же они не удовольствуются решением ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, то будьте с той группой, в которой будет ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф, а остальных убейте, если они пойдут против того, относительно чего согласятся люди» [Та-бари. Тарих. Т. 3. С. 292].
Эта версия лжеца Абу Михнафа явно противоречит версии аль- Бухари. К ней нужно относиться с особой осторожностью, помня о её недостоверности. При сравнении её с достоверной версией аль-Бухари видно, что она содержит добавления, которые не могут быть приняты.
§ 3. Наказ ‘Умара своему преемнику ‘Умар сказал: Я наказываю тебе помнить о правах и заслугах мухаджиров и оберегать их. И я завещаю те- бе хорошо относиться к ансарам, которые жили в этом месте [Медине] раньше [переселившихся], затем обрели веру. Ты должен принимать от творящих добро из их числа и прощать сотворившего дурное из их числа. И я завещаю тебе хорошо относиться к жителям всех областей, ибо, поистине, они — сила и опора ислама, сборщики имущества, щит против врага, и ты не должен брать с них ничего, кроме того, что останется у них сверх достаточного им. И я завещаю тебе хорошо относиться к бедуинам, ибо они — основа арабов и запас для ислама. Ты должен брать из излишков имущества людей и распределять их среди бедных. И я завещаю тебе относительно тех, кто под защитой Аллаха и Его Посланника, чтобы ты соблюдал заключённый с ними договор, защищал их и не возлагал на них ничего непосильного, если они добровольно выплачивают джизью. И я наказываю тебе страшиться Аллаха и остерегаться того, чтобы увидел Он в тебе то, что ненавистно Ему. Я наказываю тебе бояться Аллаха, когда речь идёт о людях, и не бояться людей, когда речь идёт об Аллахе. И я наказываю тебе быть справедливым к своей пастве, посвящать своё время их нуждам и их границам и никогда не предпочитать богатого бедному, и тогда сердце твоё будет здравым, с позволения Всевышнего, и бремя грехов не будет отяжелять тебя, и это лучше для исхода дел твоих. Будь таким до тех пор, пока не встретишься с Тем, Кто знает все секреты души твоей. Я наказываю тебя быть строгим, когда речь идёт о велении Аллаха. И кто преступает установленные Им ограничения, тех суди одинаково, будь то близкий или чужой. И пусть не овладевает тобою жалость, пока не воздашь ты преступнику равным. Относись ко всем людям одинаково. Поступай согласно истине, и пусть не отвращает тебя от исполнения веления Аллаха порицание порицающих. Остерегайся пристрастности в том, чем Аллах поручил тебе распоряжаться из дарованного Им верующим. Остерегайся быть несправедливым и притеснять кого бы то ни было, а не то ли- шишься того, чем наделил тебя Всевышний Аллах по милости Своей. Есть у тебя место в этом мире и место в мире вечном. Если, пребывая на своём месте в этом мире, ты будешь справедливым и умеренным в пользовании дарованными тебе мирскими благами, ты приобретёшь взамен веру и довольство. А если одолеют тебя страсти, то падёт на тебя гнев Аллаха. И я наказываю тебе не позволять ни самому себе, ни кому-то друго- му притеснять зиммиев. Я дал тебе наставление и благой совет. Стремись же к Лику Аллаха и миру вечному… Если ты последуешь моим советам и исполнишь мои наставления, то это обернётся благом для тебя. Если ты откажешься принять мои советы и не оставишь грехи ради довольства Аллаха, тогда твои поступки обернутся против тебя же и не прибавят тебе уважения, ибо страсти у людей одинаковые, а предводитель греха — Иблис, призывающий ко всему пагубному. Он ввёл в заблуждение множество людей до тебя и привёл их к Огню, а это скверное пристанище, и скверная это доля — выказывать расположение к врагу Аллаха, призывающему людей ослушиваться Его. Придерживайся истины, что бы ни случилось. Увещевай самого себя. Я заклинаю тебя Аллахом проявлять милосердие к му- сульманской общине, почитать старшего и жалеть младшего, уважать обладателя знания. Не бей их, ибо этим ты унизишь их, и не бери себе ничего из того, что досталось мусульманам без боя, ибо этим ты разгневаешь их, и давай им то, что причитается им, вовремя, потому что иначе они будут испытывать нужду, и не заставляй их проводить всё время в походах, ибо иначе у них не будет потомства, и не допускай, чтобы богат- ство сосредотачивалось в руках состоятельных из них. Не закрывай двери перед ними, ибо тогда сильный будет притеснять слабого. Это мой завет тебе. Беру Аллаха в свидетели против тебя и желаю тебе мира.
Это наставление свидетельствует о дальновидности и мудрости ‘Умара. В это наставление, состоящее из коротких фраз, вложено много смысла. ‘Умар дал своему преемнику не только религиозные наставления, но и политические, военные, экономические и социальные. Если говорить о религии, то ‘Умар наказал своему преемнику бояться Аллаха, следовать прямым путём и применять установленные Им наказания как к чужому человеку, так и к друзьям и родственникам. Если говорить о политике, то ‘Умар наказал своему преемнику быть справедливым, а также заботиться о мухаджирах и ансарах, которые приняли ислам самыми первыми и донесли послание Всевышнего до остальных людей. Если говорить о военных делах, то ‘Умар наказал своему преемнику уделять внимание войскам, снаряжать их должным образом и следить за тем, чтобы они ни в чём не нуждались, а также не удерживать воинов подолгу вдали от их семей. Он также наказал ему давать каждому воину положенное содержание и соответствующую часть добычи, которая доставалась мусульманам без боя, чтобы у них был постоянный источник дохода и чтобы им не приходилось беспокоиться о своих семьях, живущих на это содержание. Если говорить об экономике и финансах, то ‘Умар наказал своему преемнику справедливо распределять между людьми средства, поступающие в казну, и наделять всех, а не только состоятельных и влиятельных. Он также наказал ему не возлагать на зиммиев ничего непосильного, если они исполняют свои финансовые обязательства перед исламским государством. ‘Умар также наказал ему соблюдать имущественные права всех людей. Если говорить о социальных вопросах, то ‘Умар наказал своему преемнику заботиться о пастве, избегать любых проявлений эгоизма, пристрастности, а также следования своим страстям. ‘Умар велел ему быть скромным и приветливым с людьми и уважать их, а также выслушивать их жалобы, неуклонно следовать истине в любых обстоятельствах и избегать любых проявлений притеснения и несправедливости. ‘Умар также завещал заботиться о бедуинах.
§ 4. Последние минуты жизни ‘Умара ибн аль-Хаттаба Ибн ‘Аббас так описал последние мгновения жизни ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Я зашёл к ‘Умару после того, как ему нанесли смертельную рану, и сказал ему: “Радуйся Раю, о повелитель верующих! Ты принял ислам, когда другие оставались неверующими, и сражался вместе с Посланником Аллаха r, когда другие оставили его. И Посланник Аллаха r был доволен тобой до самой своей кончины, и, когда ты был назначен халифом, никто не возражал против твоего назначения. И, наконец, ты умираешь мучеником”. ‘Умар сказал мне: “Повтори сказанное тобой”. И я повторил свои слова. ‘Умар сказал: “Клянусь Аллахом, если бы всё золото и серебро, которое есть на земле, было моим, я бы отдал его, лишь бы избавиться от ужасов того, что ждёт меня впереди!”» ‘Умар так боялся наказания Всевышнего, хотя Посланник Аллаха r ещё при жизни обрадовал его благой вестью об ожидающем его Рае и несмотря на то, что он делал всё, что мог, для того чтобы в его государстве царила справедливость, а мусульмане жили спокойно, благополучно и чувствовали себя в безопасности. ‘Умар обладал многочисленными достоинствами, что признавали и друзья, и враги, и не упускал возможность совершить благое дело. У него было намного меньше поводов бояться Адского пламени, чем у многих других людей. И вместе с тем он боялся наказания Аллаха… В этом назидание для искренних и богобоязненных верующих. ‘Усман рассказывает: «Я последним из вас видел ‘Умара. Когда я вошёл к нему, его голова покоилась на коленях его сына ‘Абдаллаха ибн ‘Умара. Он сказал: “Положи меня щекой на землю”. Ибн ‘Умар спросил: “Разве моё бедро и земля не одно и то же?” ‘Умар настаивал на своём и в конце концов сказал: “Положи меня щекой на землю, да лишится тебя твоя мать!” Затем он скрестил ноги, и я услышал, как он говорит: “Горе мне и горе матери моей, если Аллах не простит меня…” Он повторял эти слова до тех пор, пока душа его не покинула тело». ‘Умар говорил это, несмотря на то что Посланник Аллаха r обещал ему Рай. Он велел сыну положить его щекой на землю, желая принизить себя и подчеркнуть величие Всевышнего, в надежде, что это будет способствовать по- лучению ответа на мольбу о прощении. Поистине, чем больше знает человек об Аллахе, тем больше Он боится Его. ‘Умар скончался в среду, за три или четыре дня до окончания месяца зу-ль-хиджжа в 23 г. х. в возрасте 63 лет. Его правление продолжалось десять с половиной лет и ещё несколько дней. И Посланник Аллаха r, и Абу Бакр, и ‘Умар скончались в возрасте 63 лет. ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что после смерти тело ‘Умара омыли и завернули в саван, а потом совершили над ним погребальную молитву, хотя его смерть была мученической. Учёные разошлись во мнениях относительно того, приравнивается ли несправедливо убитый к мученику, павшему на поле боя, тело которого предают земле без омовения. Существуют два мнения. Согласно первому, тело погибшего подобным образом подлежит омовению, согласно второму — его не омывают и не совершают над ним погребальную молитву. Если же говорить об ‘Умаре, то его тело омыли и совершили над ним погребальную молитву потому, что после ранения он прожил некоторое время и пил воду и то, что приносил ему врач. Даже тело смертельно раненного на поле битвы, но прожившего после ранения какое-то время и принимавшего пищу и питьё омывают и совершают над ним погребальную молитву. Погребальную молитву над телом ‘Умара совершал Сухайб ибн Синан. Он произнёс четыре такбира. Стоял он при этом между могилой и минбаром. Люди поручили ему совершать погребальную молитву над телом ‘Умара потому, что до этого он совершал с людьми обязательные молитвы по велению ‘Умара. ‘Умар не поручил совершение молитв никому из тех шести, кого он назначил своими преемниками, чтобы люди не подумали, что, если данному человеку было поручено руководить молитвой, это следует понимать как указание на то, что именно он должен стать халифом после кончины ‘Умара. ‘Умара похоронили в бывшей комнате ‘Аиши, где до него уже похоронили Посланника Аллаха r и Абу Бакра. В его могилу спустились ‘Усман, Са‘ид ибн Зайд, Сухайб и ‘Абдаллах ибн ‘Умар. Ибн ‘Умар рассказывает: «Когда он умер, мы вынесли его тело. Ибн ‘Умар поприветствовал ‘Аишу и сказал: “‘Умар ибн аль-Хаттаб просит разрешения войти”. Она сказала: “Вносите его”. Его внесли и похоронили рядом с двумя его товарищами». Согласно версии аль-Бухари, ‘Али, по словам Ибн ‘Аббаса, сказал: «Да помилует тебя Аллах! Поистине, я надеялся, что Аллах соединит тебя с двумя твоими товарищами, ибо я много раз слышал, как Посланник Аллаха r говорил: “Я, Абу Бакр ас-Сыддик и ‘Умар делали то-то” и: “Мы с Абу Бакром и ‘Умаром направились туда-то” … И, поистине, я надеялся, что Аллах соединит тебя с ними»[83] [Бухари, № 3677]. Как уже упоминалось, перед смертью ‘Умар послал к ‘Аише с просьбой разрешить ему быть похороненным рядом с Посланником Аллаха r и Абу Бакром и она разрешила ему, хотя до этого она отказывала всем, кто обращался к ней с подобной просьбой. ‘Умару сказали: «Пришёл ‘Абдаллах ибн ‘Умар». Тогда он сказал: «Поднимите меня». Один человек прислонил его к себе, и он сказал: «Что у тебя?» Он ответил: «То, чего ты желал, о повелитель верующих… Она разрешила». ‘Умар сказал: «Хвала Аллаху… Не было для меня ничего более важного, чем это… Когда я умру, отнесите меня туда. Поприветствуй ‘Аишу и скажи: “‘Умар ибн аль-Хаттаб просит разрешения войти”. Если она разрешит, вносите меня, а если нет, то отнесите меня на кладбище мусульман и похороните там». Смерть ‘Умара стала страшным потрясением для мусульманской общины, чему способствовали и обстоятельства его гибели: он был убит в мечети Посланника Аллаха r во время совершения утренней молитвы. Люди лишились богобоязненного, справедливого и искренне верующего правителя, бывшего для мусульман крепостью, стены которой защищали их от смут. Позже, когда в присутствии ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда упоминали об ‘Умаре, он плакал так, что камни у его ног становились мокрыми от слёз, и говорил: «Поистине, ‘Умар был крепостью для ислама, в которую входили и уже не выходили, а когда он умер, крепость разрушилась, и вот, люди выходят из ислама…» А Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах говорил: «Если ‘Умар умрёт, ислам ослабнет, и ни за какие сокровища я не хотел бы пережить ‘Умара!» Его спросили: «Почему?» Он ответил: «Вы увидите то, о чём я говорю, своими глазами, если проживёте достаточно долго… Если на его место придёт подобный ему, люди не станут терпеть его и под- чиняться ему, а если его преемник будет слабым, они убьют его».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |