АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится. Это — Ниспослание от Того, Кто

Читайте также:
  1. B) должен хорошо знать только физико-химические методы анализа
  2. CREDE UT INTELLEGAS (INTELLIGAS) - верь, чтобы понимать
  3. Q.50 Обратитесь к выставке. НОК техником на провайдера входит в команду, показанную. Назовите две причины, чтобы использовать эту команду? (Выберите два.)
  4. Tough Enough в качестве примера
  5. А если человек хочет нравиться многим одновременно? Ну, тогда его тело должно стать большим, чтобы каждому хватило по куску.
  6. А также, только в том случае, если вышеупомянутый запрос будет отклонен...
  7. А только напоминание, - может быть, они будут богобоязненны
  8. А ты? Кому ты доверяешь и что надо, чтобы ты доверял? Кому не доверяешь и почему? На каких критериях основано твое собственное решение о доверии и недоверии? Перечисли их.
  9. А). соответствующий количественный и качественный состав
  10. А. Не допускайте, чтобы в редакции редко звучал смех.
  11. А.Б.: - В Древней Руси пили брагу, медовуху, живое пиво, князья – заморские вина, качественные и низкоградусные. Это и составляло то «веселие Руси» о котором говорил Владимир.
  12. Абсорбционный чиллер предназначен для получения холодной воды, которая в последующем может использоваться в качестве хладагента в системах кондиционирования.

Сотворил землю и высокие небеса. Милостивый вознёсся на Трон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом. Если даже ты будешь говорить громко, Ему всё равно известно тайное и сокрытое. Аллах — Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена.

Сура 20 «Та Xа», аяты 1–8

 

Прочитав эти аяты, он воскликнул: «И от этого побежали курайшиты?» Потом он дошёл до слов Всевышнего:

 

Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне. Я едва ли не скрываю Час от Самого Себя, но он непременно настанет, чтобы каждому человеку воздали тем, к чему он стремился. Пусть не отворачивает тебя от него тот, кто не верует в него и потакает своим желаниям, а не то ты погибнешь.

Сура 20 «Та Xа», аяты 14–16

 

Прочитав их, ‘Умар сказал: «Люди не должны поклоняться никому, кроме Того, Кто произнёс эти слова! Отведите меня к Мухаммаду!» Услышав слова ‘Умара, Хаббаб вышел из своего убежища и сказал: «Радуйся, о ‘Умар. Поистине, я надеюсь, что это тебя касалась мольба Посланника Аллаха r, с которой он обратился к Аллаху в четверг ночью, когда сказал: “О Аллах, укрепи ислам ‘Умаром ибн аль-Хаттабом или Абу Джахлем ибн Хишамом!» ‘Умар сказал: «Скажите мне, где Мухаммад». Убедившись, что он искренне желает принять ислам, они ответили: «Он в доме в нижней части Сафы».

‘Умар взял свой меч и отправился к Посланнику Аллаха r. Когда он постучал в дверь, люди, собравшиеся в доме, испугались и никто не решался открыть дверь, поскольку знали, что он крайне враждебно настроен по отношению к Посланнику Аллаха r. Увидев, что люди испугались, Хамза спросил: «Что с вами?» Они ответили: «Там ‘Умар ибн аль-Хаттаб!» Хамза переспросил: «‘Умар ибн аль-Хаттаб? Откройте ему, ибо, если Аллах желает ему блага, он примет ислам, а если Он желает ему иной участи, то нам не составит труда убить его». Они открыли дверь, и Хамза вместе с другим человеком сразу же взяли его за руки и так подвели к Посланнику Аллаха r. Посланник Аллаха r сказал: «Отпустите его». После этого Посланник Аллаха r поднялся, взялся за его одежду и сильно встряхнул его со словами: «Что привело

тебя сюда, о Ибн аль-Хаттаб? Клянусь Аллахом, мне кажется, ты не успокоишься до тех пор, пока Аллах не покарает тебя!»

‘Умар сказал: «О Посланник Аллаха, я пришёл, чтобы уверовать в Аллаха, Его Посланника и то, с чем пришёл ты от Аллаха!» Посланник Аллаха r сказал: «Аллах велик!» — после чего сообщил тем, кто был в это время в доме, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам. Сподвижники, услышав эту новость, вскочили со своих мест. Они поняли, что теперь, когда Хамза и ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) приняли ислам, силы стали равными и эти двое непременно будут защищать Посланника Аллаха r.

‘Умар принял ислам со всей искренностью, на которую только был способен, и сразу же начал трудиться во имя ислама и способствовать его распространению и укреплению. Он сказал: «О Посланник Аллаха, разве мы не придерживаемся истины, хоть живые, хоть мёртвые?» Посланник Аллаха r ответил: «Да, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, вы придерживаетесь истины, хоть живые, хоть мёртвые». ‘Умар спросил: «Так что же мы тогда скрываемся? Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, мы выйдем открыто!» Посланник Аллаха r к тому времени также считал, что пришло время для открытого призыва, поскольку ислам уже достаточно укрепился для того, чтобы защищать себя. И он разрешил мусульманам перестать скрывать свою веру. Вскоре Посланник Аллаха r вышел в сопровождении двух рядов мусульман. В одном ряду шёл Хамза, а в другом ‘Умар. Они направились в Заповедную мечеть и вошли

туда. Когда курайшиты увидели Хамзу и ‘Умара, они опечалились так, как не печалились никогда ранее. В тот день Посланник Аллаха r назвал ‘Умара аль-Фарук.

Итак, Всевышний Аллах укрепил ислам посредством ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который обладал неукротимой энергией. Они с Хамзой защищали Посланника Аллаха r и мусульман. ‘Умар бросил вызов курайшитам и после стычек с ними всё-таки совершил молитву у Каабы вместе с мусульманами. ‘Умар рассказывает: «Мне хотелось видеть не мусульман, а язычников, [чтобы объявить о своём исламе], и я отправился к моему дяде по матери Абу Джахлю ибн Хишаму. Я постучал в дверь. Он спросил: “Кто это?” Я ответил: “Ибн аль-Хаттаб”. Он вышел ко мне, и я сказал: “Ты знаешь, что я принял ислам?” Он сказал: “Ты правда это сделал?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Ну и напрасно!” — и закрыл дверь перед моим носом. Я сказал себе: “Этот никому ничего не расскажет”. Тогда я отправился к другому знатному курайшиту. Я постучал в дверь. Он спросил: “Кто это?” Я ответил: “Ибн аль-Хаттаб”. Он вышел ко мне, и я сказал: “Ты знаешь, что я принял ислам?” Он сказал: “Ты правда это сделал?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Ну и напрасно!” — и закрыл дверь перед моим носом. Я сказал себе: “Этот никому ничего не расскажет”. Тогда один человек спросил меня: “Ты хочешь, чтобы все узнали о том, что ты принял ислам?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Когда люди соберутся в Хиджре, подсядь к Джамилю ибн Ма‘мару аль- Джумахи и спроси его, знает ли он о том, что ты принял ислам”. Я так и сделал, и тогда он закричал во всю силу лёгких: “Ибн аль- Хаттаб стал отступником!” После этого люди набросились на меня. Они били меня, а я бил их».

‘Абдаллах ибн ‘Умар рассказывает: «Когда мой отец ‘Умар принял ислам, он спросил: “Кто из курайшитов более подходит для распространения сообщения?” Ему ответили: “Джамиль ибн Ма‘мар аль-Джумахи”. Он отправился к нему. Я пошёл следом за ним посмотреть, что он будет делать. Тогда я был уже достаточно взрослым, чтобы понимать всё, что происходило вокруг. Он пришёл к нему и сказал: “Знаешь ли ты, о Джамиль, что я принял ислам и теперь исповедую религию Мухаммада?” Клянусь Аллахом, он даже не ответил ему, а побежал, схватив свой плащ. ‘Умар последовал за ним, а я последовал за отцом. Джамиль подошёл к двери мечети и во весь голос закричал: “О собрание ку-райшитов! (Они сидели на месте своих собраний у двери Каабы.) ‘Умар ибн аль-Хаттаб отступил от истинной веры!” А ‘Умар, стоявший за его спиной, сказал: “Это вздор! Я принял [истину] ислама, засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник”. Они все бросились на него. Он дрался с ними, пока солнце не стало над их головами. Он окончательно обессилел и сел. Они встали над его головой, а он сказал: “Делайте, что хотите! Я клянусь Аллахом, что если бы нас было триста мужчин, мы с вами могли бы поспорить”. Когда это происходило, пришёл шейх из курайшитов, на котором был широкий плащ и расшитая рубашка, остановился возле них и спросил: “В чём дело?” Они ответили: “‘Умар отрёкся от нашей веры!” Он сказал: “Ну и что? Человек сделал свой выбор. А чего вы добиваетесь? Думаете, что бану ‘Ади ибн Ка‘б отдадут вам своего соплеменника просто так? Оставьте человека в покое!” И, клянусь Аллахом, они оставили его, отшатнувшись так, что мне показалось, будто с него сняли покрывало. Я спросил отца, когда он переехал в Медину: “Отец мой! Кто тот человек, который прогнал от тебя людей в Мекке в тот день, когда ты принял ислам и когда они дрались с тобой?” Он ответил: “Это был, сынок, аль-‘Ас ибн Ваиль ас-Сахми”».

‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «После того, как ислам принял ‘Умар, мы постоянно набирали силу. Мы не могли молиться у Каабы и совершать обход вокруг неё до тех, пока ислам не принял ‘Умар, а когда он принял ислам, мы дрались с ними до тех пор, пока они не оставили нас в покое, после чего мы стали молиться у Каабы и совершать обход вокруг неё».

Сухайб ибн Синан ар-Руми сказал: “После того как ‘Умар принял ислам, эту религию стали исповедовать открыто и призывать к ней стали открыто, а мы усаживались вокруг Каабы, и совершали обходы вокруг неё, и требовали справедливости от тех, кто обижал нас, и отвечали на некоторые обиды тем же”.

‘Умар принял ислам в месяце зу-ль-хиджжа 6 года пророческой миссии Мухаммада r. Он принял ислам через три дня после Хамзы. ‘Умар рассказывал: «Когда я принял ислам, с Посланником Аллаха r было всего тридцать девять мужчин, и я стал сороковым. Аллах укрепил и утвердил свою религию». Сообщается, что мусульман было сорок или сорок с небольшим мужчин и одиннадцать женщин, однако ‘Умар не знал их всех по именам, потому что большинство из них скрывали свой ислам, опасаясь преследований со стороны язычников. Что же касается женщин, то ‘Умар не включил их в число принявших ислам только потому, что принятие ими ислама не приносило ему силу, поскольку женщины были слабыми созданиями.

Когда Аллах разрешил мусульманам переселиться в Медину, все переселялись тайно, стараясь покинуть город незамеченными, за исключением ‘Умара. Приняв решение переселиться, он взял меч, лук и стрелы, совершил обход вокруг Каабы, а потом пришёл в место собрания курайшитов, сообщил им о своём решении и добавил: «Кто желает, чтобы мать лишилась его, дети стали сиротами, а жена овдовела, пусть встретится со мной за этой долиной!» Никто не осмелился преследовать его.

‘Умар прибыл в Медину раньше Посланника Аллаха r.

С ним были члены его семьи и некоторые его соплеменни-

ки — в частности, его брат Зайд ибн аль-Хаттаб; ‘Амр и ‘Абдаллах, сыновья Сураки ибн аль-Му‘тамира; Хунайс ибн Хузафа ас-Сахми, муж дочери ‘Умара Хафсы; его двоюродный брат Са‘ид ибн Зайд, один из десяти обрадованных благой вестью о Рае; их союзник Вакид ибн ‘Абдаллах ат-Тамими и другие союзники из бану Иджль и бану Са‘д. Они остановились у Рифа‘а ибн ‘Абд-аль-Мунзир из бану ‘Амр ибн ‘Ауф в Кубе.

Аль-Бара’[9] сказал: «Первыми из тех, кто приехал к нам, были Мус‘аб ибн ‘Умайр и Ибн Умм Мактум, которые учили людей Корану. Потом к нам приехали Биляль[10], Са‘д и ‘Аммар ибн Ясир[11], потом приехал ‘Умар ибн аль-Хаттаб с двадцатью другими сподвижниками Пророка r, а потом приехал и сам Пророк r, и я не видел, чтобы жители Медины радовались чему-нибудь больше, чем приезду Посланника Аллаха r!» [Бухари].

‘Умар поддерживал ислам и помогал мусульманам. Так, он помог многим слабым мусульманам переселиться, поскольку они подвергались преследованиям и курайшиты старались заставить их отречься от ислама.

Курайшиты не ограничились удерживанием мусульман в Мекке с целью помешать им переселиться, но и попытались вернуть из Медины некоторых уже переселившихся. ‘Умар ибн аль-Хаттаб поведал нам историю одного из таких похищений: «Когда мы решили переселиться, я договорился с ‘Айяшем ибн Абу Раби‘а и Хишамом ибн аль-‘Асом ибн Ваилем ас-Сахми встретиться в роще в десяти милях от Мекки, над Сарифом. Мы договорились: если кто-то из нас не встретится с остальными там, это будет означать, что его задержали и остальные должны отправиться в путь без него. Утром условленном месте я встретился с ‘Айяшем ибн Абу Раби‘а, а Хишам не смог прийти, потому что его задержали. Его пытали,

и он отрёкся от ислама под пытками. Мы добрались до Медины и остановились в квар-

тале бану ‘Амр ибн ‘Ауф в Кубе. Вскоре туда приехали Абу Джахль и его брат аль-Харис, желавшие повидаться со своим родным братом ‘Айяшем. Они сказали ему: “Поистине, твоя мать дала обет не расчёсывать волосы и не укрываться в тени от солнца, пока не увидит тебя!” — и ‘Айяшу стало жалко её. Я сказал ему: “О ‘Айяш, клянусь Аллахом, твои соплеменники хотят только отвратить тебя от твоей религии, так берегись же их! И клянусь Аллахом, если твою мать станут одолевать вши, она будет расчёсываться, а если ей станет тяжело от мекканского зноя, она обязательно укроется в тени!” Однако ‘Айяш сказал: “Я освобожу мать от её клятвы и заберу своё имущество”. Я сказал ему: “Клянусь Аллахом, тебе известно, что я один из самых богатых курайшитов. Я отдам тебе половину своего имущества, только не уходи с ними!” Однако он твёрдо решил поехать с ними. Тогда я сказал ему: “Раз уж ты решил ехать, то возьми эту мою породистую верблюдицу и не слезай с неё, а если твои соплеменники вызовут у тебя подозрения, то спасайся на ней”. И ‘Айяш выехал

на этой верблюдице вместе со своими братьями, а когда они проехали часть пути, Абу

Джахль сказал ему: “Клянусь Аллахом, мой верблюд плохо идёт, так нельзя ли мне ехать на твоей верблюдице позади тебя?” ‘Айяш сказал: “Конечно” — и опустил её на колени. То же самое сделали со своими верблюдами и его братья, но, ступив на землю, они набросились на него и связали. А потом они привезли связанного ‘Айяша в Мекку. Они пытали его, и под пытками он отрёкся от ислама».

‘Умар также сказал: «Мы говорили тогда: “Не примет Аллах от того, кто отрёкся от Его религии, ни выкупа, ни покаяния! Эти люди познали Аллаха, а потом вернулись к неверию из-за мучений, которым их подвергли!” То же самое говорили

себе и те, кто отрёкся от ислама, не выдержав мучений. А когда Посланник Аллаха r прибыл в Медину, Всевышний Аллах ниспослал несколько аятов об этих наших слsовах: “Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: ‹Не

отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный. Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения придут к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь. Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде чем мучения явятся к вам внезапно, когда вы даже не почувствуете их приближения›” (сура 39 “Толпы”, аяты 53–55)».

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я написал их своей рукой на свитке и послал его Хишаму ибн аль-‘Асу». Хишам сказал: «Когда мне его принесли, я стал читать его в Зу-Туве (место в нижней части Мекки), и пытался понять смысл написанного, но не

мог. Я даже сказал: “О Аллах! Разъясни мне их!” Тогда Аллах внушил мне, что эти аяты ниспосланы о нас, о том, что мы говорили о себе, и о том, что говорили о нас. Тогда я вернулся к своему верблюду, сел на него и отправился к Посланнику Аллаха r, который в то время уже был в Медине».

Итак, ‘Умар составил план переселения для себя и двух своих товарищей, ‘Айяша ибн Абу Раби‘а и Хишама ибн аль-‘Аса. Все трое принадлежали к разным племенам. Место встречи было далеко от Мекки, по дороге в Медину. Они условились

встретиться там в определённое время, договорившись о том, что, если кто-то непридёт в назначенное время, значит, ему не удалось покинуть Мекку и его товарищи должны отправляться в путь без него. И действительно, Хишама задержали язычники, а ‘Умар с ‘Айяшем отправились в путь без него и благополучно добрались до Медины.

Но курайшиты не сдались. Они решили возвращать в Мекку всех, кого удастся вернуть. Для возвращения ‘Айяша был придуман хитроумный план, который осуществили Абу Джахль и аль-Харис, братья ‘Айяша по матери. ‘Айяш решил, что от близких родственников не стоит ожидать зла, и им удалось обмануть его и усыпить его бдительность. Абу Джахль знал, как ‘Айяш любит мать, и решил воспользоваться этим, чтобы вернуть его в Мекку. Из этой истории также можно понять, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб был очень осторожным и бдительным человеком. Едва увидев братьев ‘Айяша, он понял, что они замышляют недоброе. Увидев же, что ‘Айяш не поддаётся на уговоры и решительно настроен ехать в Мекку, ‘Умар отдал ему свою верблюдицу, чтобы он мог спастись на ней, если братья вдруг начнут вести себя подозрительно.

Ислам сделал своих последователей братьями, искренне любящими друг друга. Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на слова ‘Умара: «Клянусь Аллахом, тебе известно, что я один из самых богатых курайшитов. Я отдам тебе половину своего имущества, только не уходи с ними!» ‘Умар боялся, что в Мекке ‘Айяша схватят и начнут истязать, однако любовь и жалость к матери заставили того проигнорировать предостережения ‘Умара. ‘Айяш не мог позволить себе принять от брата по вере половину его состояния, в то время как в Мекке осталось его никем не тронутое имущество. Однако ‘Умар оказался более дальновидным, и его опасения оправдались: братья-язычники предали доверие ‘Айяша.

Мусульмане считали, что у тех, кто, не выдержав истязаний, отреклись от ислама и вернулись к прежней жизни в обществе язычников, нет надежды на прощение от Всевышнего. И тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь

в милости Аллаха”…» ‘Умар, едва узнав о ниспослании этого аята, поспешил известить об этом Хишама и ‘Айяша, которые оставались в Мекке, чтобы они возобновили попытки ускользнуть от язычников. ‘Умар предостерегал ‘Айяша и даже дал ему свою верблюдицу. Он не обиделся и не разгне вался, когда ‘Айяш отказался слушать его и оставил без внимания его мнения. Несмотря ни на что, ‘Умар любил своего брата по вере, а потому поспешил обрадовать его ниспосланными аятами о нём и его товарищах, чтобы они воспрянули духом и снова попытались присоединиться к своим братьям по вере в Медине.

‘Умар поселился в Медине и стал одним из ближайших помощников и советников Посланника Аллаха r. Посланник Аллаха r побратал его в разное время с Уваймом ибн Са‘идой, ‘Итбаном ибн Маликом и Му‘азом ибн Афрой.

 

 

Часть вторая. Формирование личности ‘Умара после принятия ислама

 

Глава первая: ‘Умар ибн аль-Хаттаб и Коран

 

§ 1. Представления ‘Умара ибн аль-Хаттаба,почерпнутые из Корана и Сунны

Посланник Аллаха r принёс людям Священный Коран — Откровение Всевышнего Аллаха и кладезь исламского знания. Посланник Аллаха r стремился к тому, чтобы именно Священный Коран был жизненной программой для его сподвижников и чтобы он был основой их воспитания. Именно Коран должен был стать основой формирования мусульманской семьи и мусульманской общины. Ангел Джибриль приносил Посланнику Аллаха r аяты Книги Всевышнего. А потом сподвижники слышали эти аяты из уст Посланника Аллаха r, и они проникали в их души и сердца и текли в их жилах с током крови. Дух каждого из сподвижников взаимодействовал с Кораном, проникался им и превращал своего обладателя в нового человека с новыми, кораническими ценностями, чувствами, целями, поведением и устремлениями. Посланник Аллаха r стремился к тому, чтобы единственным предметом, который изучали с ним сподвижники, и программой, в соответствии с которой он воспитывал их, был Священный Коран.

Из Корана ‘Умар узнал о Том, Кто единственный достоин поклонения. Посланник Аллаха r старался вложить смысл этих великих аятов в души своих сподвижников и дать им правильное представление о Всевышнем и об их обязанностях перед Ним, понимая, что следствием этого представления станет глубокая убеждённость в правильности выбранного пути и искренняя вера, если душа человека чиста, а его естественную природу ничто не заглушает. Представления ‘Умара об Аллахе, а также о Вселенной, жизни, Рае и Аде, предопределении, сущности человека и его борьбы с Шайтаном стали соответствовать Корану и словам Посланника Аллаха r.

Всевышний Аллах свободен от любых недостатков и изъянов, Ему присуще совершенство, у Него нет сотоварищей, и у Него нет и никогда не было ни супруги, ни детей.

‘Умар осознал, что Всевышний Аллах — Создатель, Владыка и Распорядитель всего:

Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звёзды — все они покорны Его воле. Несомненно, Он

творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!

Сура 7 «Ограды», аят 54

 

Всевышний — источник всех существующих благ:

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)