АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сторы, и вы повернули вспять

Читайте также:
  1. Через декілька годин хлопці повернулись до села та домовилися зустрітись наступного дня. Петрик поділився своїми враженнями з мамою і татом.

Сура 9 «Покаяние», аят 25

 

А потом Аллах простил верующих, и, когда поражение казалось не-

минуемым, от Него пришла помощь. Воины вернулись к Пророку r

и сплотились вокруг него, и Всевышний ниспослал им успокоение.

 

Всевышний Аллах сказал:

 

Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково возмездие неверующим!

Сура 9 «Покаяние», аят 26

 

Посланник Аллаха r разделил военную добычу в Джи‘ране. Джабир ибн ‘Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Когда Посланник Аллаха r делил военную добычу в Джи‘ране, какой-то человек сказал ему: “Дели по справедливости!” Посланник Аллаха r сказал ему: “Горе тебе! Если я несправедлив, кто же тогда справедлив? Я окажусь в тяжком положении, если не буду придерживаться справедливости!”»

‘Умар ибн аль-Хаттаб поднялся и сказал: «О Посланник Аллаха! Позволь мне убить этого лицемера!» Посланник Аллаха r сказал: «Нет, не надо, потому что иначе люди начнут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников… Поистине, этот и его товарищи читают Коран, но он не проходит дальше их глоток, и они выходят из религии подобно тому, как выходит из дичи остриё пронзившей её стрелы» [Бухари; Муслим].

Так ‘Умар защищал Посланника Аллаха r, и он всегда реагировал подобным образом, когда дело касалось религии…

Я‘ля ибн Умайя передаёт, что однажды он попросил ‘Умара: «Покажи мне Пророка r в тот момент, когда ему будет ниспосылаться Откровение». Некоторое время спустя, когда Пророк r вместе с группой своих сподвижников находился в Джи‘ране, к нему подошёл какой-то человек и спросил: «О Посланник Аллаха, что ты скажешь о том, кто надел ихрам для совершения ‘умры, умастившись при этом благовониями?» После этого Пророк r в течение некоторого времени хранил молчание, а потом ему начало ниспосылаться Откровение. И тогда ‘Умар подал знак Я‘ле, который подошёл поближе и увидел, что Посланник Аллаха r прикрылся куском материи. Я‘ля заглянул внутрь, и оказалось, что лицо Посланника Аллаха r покраснело, а сам он хрипит. Когда ниспослание Откровения прекратилось, Пророк r спросил: «Где тот, кто спрашивал об ‘умре?» А когда этого человека привели, он сказал: «Трижды смой со своего тела благовония, сними с себя эту джуббу и делай во время ‘умры то же самое, что делаешь во время хаджа» [Бухари; Муслим].

Во время похода на Табук люди, страдавшие от голода, обратились к Пророку r с просьбой, сказав: «О Посланник Аллаха, если бы ты разрешил нам заколоть наших верблюдов, то мы могли бы питаться их мясом и использовать их жир». Посланник Аллаха r сказал: «Так и сделайте». Тогда к нему подошёл ‘Умар, который сказал: «О Посланник Аллаха, если ты позволишь им сделать это, у нас останется мало верховых животных! Лучше вели им принести те припасы, которые у них ещё есть, а потом обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он сделал их благословенными для этих людей, может быть, Он сделает это!» Посланник Аллаха r сказал: «Да!» — после чего велел принести себе кожаную подстилку и расстелил её, а потом он велел сносить на эту подстилку остатки их припасов, и люди стали подходить кто с горстью ячменя, кто с пригоршней фиников, а кто с куском хлеба. В конце концов на этой подстилке набралось немного еды, и тогда Посланник Аллаха r призвал на эту еду благословение, а потом сказал: «Кладите это в свои сосуды!» И люди стали складывать еду в свои сосуды, что продолжалось до тех пор, пока все имевшиеся в лагере сосуды не были заполнены, а кроме того, все наелись досыта и после этого ещё осталось. Что же касается Посланника Аллаха r, то он сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха, и если кто-нибудь из рабов Аллаха встретит Его, имея в запасе два этих свидетельства и не сомневаясь в их истинности, не останется Рай недоступным для него!» [Муслим].

Это лишь несколько историй об участии ‘Умара в походах и битвах Посланника Аллаха r. Вне всяких сомнений, ‘Умар извлёк из этих походов и общения с разными людьми во время них множество уроков.

 

 

§ 2. ‘Умар и хадисы Посланника Аллаха r

 

‘Умар стремился проводить с Посланником Аллаха r как можно больше времени. Он старался не пропускать ни одной проповеди Посланника Аллаха r и не покидал собрания, на котором присутствовал Посланник Аллаха r, до тех пор, пока тот не покидал его.

Как мы уже говорили, ‘Умар не просто присутствовал на подобных собраниях, но и задавал вопросы, на которые Посланник Аллаха r отвечал. ‘Умар передал от Посланника Аллаха r 539 хадисов, 26 из которых приводят в своих «Сахихах» аль-

Бухари и Муслим. 34 приводит только аль-Бухари и 21 — только Муслим. В их числе — хадисы первостепенной важности по многим разделам религии, включая поклонение, судопроизводство, деловые и личные отношения между людьми и исламский этикет. Ниже мы приведём некоторые из хадисов, связанных с именем ‘Умара ибн аль-Хаттаба.

1. По сообщению Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: «Однажды, когда мы сидели с Посланником Аллаха r, перед нами появился человек в белоснежной одежде, с иссиня-чёрными волосами. На нём не было следов путешествия, и никто из нас не знал его. Он сел перед Пророком r, почти прислонился своими коленями к его коленям, положил руки себе на бёдра и сказал: “О Мухаммад, расскажи мне о покорности Аллаху (ислам)”. Посланник Аллаха r сказал: “Покорность Аллаху — это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершаешь молитву, даёшь очистительную подать (закят), соблюдаешь пост в месяц рамадан и совершаешь

паломничество к Дому (хадж), если имеешь возможность”. Тот человек сказал: “Ты сказал правду”. Мы удивились: ведь он и спрашивает Посланника Аллаха, и подтверждает его правоту. Он сказал: “Расскажи мне о вере (иман)”. Посланник Аллаха r сказал: “Это когда ты веруешь в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний день и веруешь в предопределённость и добра, и зла”.

Он сказал: “Ты сказал правду”, и продолжил: “Расскажи мне о совершенстве в поклонении Аллаху (ихсан)”. Посланник Аллаха r сказал: “Это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто ты Его видишь. Ведь если ты и не видишь Его, то, воистину, Он видит тебя”. Тот человек сказал: “Расскажи мне о Часе”. Посланник Аллаха r сказал: “Вопрошаемый знает о нём не больше вопрошающего”. Он сказал: “Расскажи мне о его знамениях”. Посланник Аллаха r сказал: “Когда рабыня родит свою госпожу и когда ты увидишь босых, полунагих, нуждающихся пастухов состязающимися в строитель-

стве высоких домов”. Тот человек ушёл, а я ещё остался на время. Тогда Послан-

ник Аллаха r сказал: “‘Умар, знаешь ли, кто задавал вопросы?” Я сказал: “Аллах

и Его Посланник знают об этом лучше”. Тогда он сказал: “Воистину, это к вам при-

ходил Джибриль, дабы научить вас вашей религии!”» [Ахмад].

 

2. Абу Хурайра[20] сказал: «Как-то раз, когда мы вместе с несколькими людьми17, среди которых были Абу Бакр ас- Сыддик и ‘Умар, сидели вокруг Посланника Аллаха r, он встал, покинул нас и долго не возвращался. Через некоторое время мы стали опасаться, что с ним чтонибудь случилось, забеспокоились и под- нялись со своих мест. Встревожившись первым, я отправился на поиски Посланника Аллаха r и искал его, пока не подошёл к стене сада, который принадлежал ансарам из рода потомков ан-Наджжара.

Я обошёл вокруг стены в поисках ворот, но не нашёл их, однако обнаружил ручеёк,

который вытекал из находящегося снаружи колодца и исчезал за стенами сада.

Тогда я сжался, как лиса, пролез внутрь и увидел Посланника Аллаха r, который

спросил: “Абу Хурайра?” Я отозвался: “Да, о Посланник Аллаха”. Он спросил: “Что случилось?” Я сказал: “Ты был с нами, а потом ушёл и долго не возвращался. Мы стали опасаться, что с тобой чтото случилось, и нас охватило беспокойство, а я забеспокоился первым. Потом я пришёл к этому саду и сжался, как лиса… А остальные идут за мной”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “О Абу Хурайра!” Он дал мне свои сандалии и сказал: “Иди с этими моими сандалиями и порадуй вестью о Рае того, кого ты встретишь за пределами этого сада и кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем”. Первым, кого я встретил, был ‘Умар, который спросил: “Что это за сандалии, о Абу Хурайра?” Я ответил: “Это сандалии Посланника Аллаха r, который послал меня с ними, чтобы я порадовал вестью о Рае того, кого я встречу и кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем”. Тут ‘Умар хлопнул меня рукой по груди так, что я сел на землю18, и сказал: “Возвращайся, о Абу Хурайра!” Чуть не плача, я вернулся к посланнику Аллаха r, что же касается ‘Умара, то он пришёл следом за мной. Посланник Аллаха r спросил: “Что с тобой, о Абу Хурайра?” Я сказал: “Я встретил ‘Умара и рассказал ему, с чем ты меня послал, а он ударил меня в грудь так, что я сел на землю, и сказал: ‹Возвращайся!›” Посланник Аллаха r спросил: “О ‘Умар, что побудило тебя поступить так?” ‘Умар сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о Посланник Аллаха, ты и в самом деле послал Абу Хурайру со своими сандалиями, чтобы он порадовал вестью о Рае того, кого встретит и кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем?” Посланник Аллаха r сказал: “Да”. ‘Умар воскликнул:

“Не делай этого, ибо, поистине, я боюсь, что люди будут полагаться на это19, так пусть же они занимаются поклонением!” Посланник Аллаха r сказал: “Пусть”» [Муслим].

 

3. Джабир ибн ‘Абдаллах передаёт, что однажды к Посланнику Аллаха r пришёл ‘Умар со свитком Торы. Посланник Аллаха r промолчал, а ‘Умар начал читать. Лицо Посланника Аллаха r начало меняться. Абу Бакр ас-Сыддик воскликнул: «Да лишится тебя твоя мать! Что ты видишь на лице Посланника Аллаха r?» ‘Умар взглянул на лицо Посланника Аллаха r и сказал: «Прошу у Аллаха защиты от гнева Аллаха и гнева Его Посланника! Довольны мы Аллахом как Господом, исламом как религией и Мухаммадом как Пророком». Посланник Аллаха r сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если бы перед вами появился Муса и вы решили последовать за ним и оставить меня, вы сошли бы с прямого пути. Если бы Муса был жив и застал мою пророческую миссию, он последовал бы за мной» [Ахмад].

 

4. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Однажды Пророк r поднялся и обратился к нам с проповедью, рассказав нам обо всём с начала творения и до того момента, когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада — в Ад. Некоторые запомнили это, а некоторые забыли…»

 

5. ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что ‘Умар сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Поистине, Всевышний Аллах запрещает вам клясться вашими отцами”, и, клянусь Аллахом, с тех пор, как Посланник Аллаха r запретил это, я не использовал такую клятву и не произносил её даже при передаче чьих-то слов». ‘Умар также слышал и передавал слова Посланника Аллаха r: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, Он бы давал вам

ваш удел так, как даёт его птице, которая улетает утром голодная и возвраща-

ется вечером сытая» [Ахмад].

 

6. Анас ибн Малик[21] передаёт, что однажды, как только солнце начало клониться

к закату, Посланник Аллаха r вышел из дома и совершил полуденную молитву. По-

том он поднялся на минбар и упомянул о Часе, упомянув также и о том, какие ве-

ликие события будут происходить в это время, а потом сказал: «Кто хочет спро-

сить меня о чём-нибудь, пусть спрашивает, и о чём бы вы ни спросили меня, я от-

вечу вам, пока я нахожусь на этом месте». После этого люди зарыдали, а Посланник

Аллаха r всё говорил: «Спрашивайте меня», и тогда со своего места поднялся ‘Аб-

даллах ибн Хузафа ас-Сахми, который спросил: «Кто мой отец?» Посланник Алла-

ха r ответил: «Твой отец — Хузафа», а потом снова стал повторять: «Спрашивайте

меня», и это продолжалось до тех пор, пока ‘Умар, опустившийся на колени, не ска-

зал: «Мы довольны Аллахом как Господом, исламом как религией и Мухаммадом как

Пророком!» [Бухари].

 

7. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я отдал одному человеку, намеревавшемуся при-

нять участие в военном походе, хорошего скакуна, однако тот не следил за ним долж-

ным образом. Тогда я подумал, что он, наверное, согласится недорого продать его, и спросил об этом Посланника Аллаха r, который сказал: “Не покупай его и не бери назад свою милостыню, ведь тот, кто забирает свою милостыню, подобен псу, который возвращается к своей блевотине” 20» [Ахмад].

 

8. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Получив землю после завоевания и раздела Хайбара, ‘Умар пришёл к Посланнику Аллаха r, чтобы посоветоваться с ним об этом, и сказал: “О Посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества более ценного, чем эта земля. Что ты велишь мне делать с ней?” Посланник Аллаха r сказал: “Если хочешь, завещай её в ка-

честве вакфа и давай милостыню из того, что она будет тебе приносить”. И ‘Умар превратил эту землю в милостыню, поставив условие о том, что её нельзя будет ни продавать, ни покупать, ни завещать, ни дарить, а доходы, которыеона приносит, могут направляться на оказание помощи бедным, близким родственникам и путникам, на освобождениерабов, расходование на пути Аллаха, а также на приём гостей.Если же управляющий таким имуществом будет питаться тем,что оно приносит, в пределах разумного или накормит своегодруга, не получая никакой иной прибыли, в этом не будет ничего дурного» [Бухари].

 

9. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды ‘Умар увидел отделанную шёлком одежду, которую продавали у ворот мечети, и сказал: “О Посланник Аллаха, было бы хорошо, если бы ты купил её и надевал её по пятницам, а также для встречи прибывающих к тебе делегаций!” Посланник Аллаха r сказал: “Такую одежду носит тот, кому нет доли в мире вечном!” А потом Посланнику Аллаха r привезли подобные одежды, и он дал одну из них ‘Умару. Тот воскликнул: “О Посланник Аллаха! Ты одеваешь меня в это после того, что ты сказал о той одежде?!” Посланник Аллаха r сказал: “Я дал тебе её не для того, чтобы ты носил её”. Тогда ‘Умар подарил эту одежду своему брату-язычнику, жившему в Мекке» [Бухари]. А в другой версии говорится, что Посланник Аллаха r дал ему джуббу из парчи и сказал:

«Продай её и покрывай свои расходы».

 

10. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Однажды, когда мы находились в пути вместе с Пророком r, я ехал на принадлежавшем ‘Умару молодом норовистом верблюде. Я никак не мог с ним справиться, и он постоянно опережал остальных, а ‘Умар прикрикивал на него и заставлял возвращаться, но потом он снова выбегал вперёд, а ‘Умар снова кричал на него и возвращал его обратно. Через некоторое время Пророк r сказал ‘Умару: “Продай мне его”. ‘Умар сказал: “Он твой, о Посланник Аллаха!” Однако Пророк r снова сказал: “Продай мне его”, и ‘Умар продал его Посланнику Аллаха r, после чего Пророк r сказал: “Он твой, о ‘Абдаллах ибн ‘Умар, делай с ним, что хочешь”» [Бухари].

 

11. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Однажды Посланник Аллаха r сказал: “Поистине, есть среди деревьев такое, которое подобно мусульманину”. Я хотел сказать, что это пальма, но постеснялся, и потому промолчал. Люди попросили его сказать им, что это за дерево, и Пророк r сказал: “Это — пальма”. Я рассказал отцу о своей догадке, и он сказал: “Если бы ты сказал это вслух, это было бы приятнее для меня, чем то-то и то-то!”» [Бухари].

 

12. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) также передаёт, что однажды вечером ‘Умар беседовал в доме Абу Бакра ас-Сыддика с Посланником Аллаха r о делах мусульман, «а потом Посланник Аллаха r вышел, и мы вышли вместе с ним. И вдруг мы увидели человека, который молился в мечети. Посланник Аллаха r остановился и стал слушать его чтение, после чего сказал: “Кто желает читать Коран так, как он был ниспослан, пусть читает его так же, как Ибн Умм ‘Абд”. Затем тот сел и стал обращаться к Всевышнему с мольбами, а Посланник Аллаха r говорил: “Проси, и будет

даровано тебе, проси, и будет даровано тебе”. Тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, пойду и обрадую его!” И я направился к нему, чтобы обрадовать его, но обнаружил, что Абу Бакр ас-Сыддик опередил меня. И, клянусь Аллахом, когда бы ни пробовал я состязаться с ним в благих делах, он всегда опережал меня» [Ахмад].

 

13. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Как-то раз при жизни Посланника Аллаха r я услышал, как Хишам ибн Хаким читает суру “Различение”, прислушался к его чтению, и оказалось, что он читает её многими способами, которым Посланник Аллаха r меня не учил. Я был готов наброситься на него за это во время молитвы, однако сдержался. Когда же он произнёс слова таслима, я схватил его за накидку и спросил: “Кто на- учил тебя читать ту суру, чтение которой я от тебя слышал?” Он сказал: “Читать её научил меня Посланник Аллаха”. Я воскликнул: “Ты лжёшь, ибо Посланник Аллаха r научил меня

читать её не так, как читал ты!” А потом я привёл его к Посланнику Аллаха r и сказал: “Поистине, я слышал, как он читает суру “Различение” не так, как учил меня читать её ты!” Посланник Аллаха r сказал: “Отпусти его, а ты читай, о Хишам!” И он прочитал её так, как я уже слышал, после чего Посланник Аллаха r сказал: “Так она и была ниспослана!” Потом он сказал: “Теперь читай ты, о ‘Умар!” И я прочёл её так, как учил меня Посланник Аллаха r. Посланник Аллаха r сказал: “Так она и была ниспослана мне! Поистине, этот Коран был ниспослан так, что его можно читать семью способами,

читайте же его так, как вам будет легче ”» [Бухари].

 

14. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r не раз делал подарки21 ‘Умару ибн аль-Хаттабу, ‘Умар же говорил ему: «О Посланник Аллаха, отдай это тем, кто нуждается в этом больше меня», Посланник Аллаха r сказал ему: «Возьми это и владей им или раздай в качестве милостыни. Бери то, что достаётся тебе из этого имущества, если ты не стремишься получить его и не просишь, а если ты хочешь это имущество, то откажись от него!» [Муслим].

 

15. Однажды Посланник Аллаха r увидел на ‘Умаре белую одежду и спросил: «У тебя новая одежда или она просто выстиранная?» ‘Умар ответил: «Выстиранная». Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом».

 

16. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Когда моя дочь Хафса бинт ‘Умар лишилась мужа, Хунайса ибн Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников Посланника Аллаха r и участвовал в битве при Бадре, а потом скончался в Медине от полученных ран, я встретился с ‘Усманом ибн ‘Аффаном и предложил ему в жёны Хафсу, сказав: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”. Он сказал: “Я подумаю над этим”. А спустя некоторое время он сказал: “Я думаю, что не стану жениться сейчас”. Потом я встретил Абу Бакра и сказал: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”. Абу Бакр промолчал и вообще ничего не ответил мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на ‘Усмана. А ещё через несколько дней к ней посватался Посланник Аллаха r, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр ас-Сыддик и спросил: “Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я не ответил тебе?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Принять твоё предложение помешало мне

лишь знание о том, что о ней упоминал Посланник Аллаха r. Я не мог выдать тайну Посланника Аллаха r… А если бы он отказался, то я обязательно принял бы её!”» [Бухари; Муслим].

 

 

§ 3. Отношение ‘Умара к размолвке Посланника Аллаха r со своими жёнами

 

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Мне давно хотелось спросить ‘Умара о тех двух жёнах Посланника Аллаха r, относительно которых были ниспосланы слова Всевышнего: “Если вы покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши

сердца уже уклонились в сторону”. И вот, когда ‘Умар отправился в хадж и я отправился вместе с ним, мы отошли в сторону. При этом я нёс небольшой сосуд с водой. ‘Умар справил нужду, а потом вернулся ко мне, я полил ему из сосуда, и он совершил малое омовение. После этого я спросил: “О повелитель верующих, относительно каких двух жён Посланника Аллаха r Всевышний Аллах ниспослал: ‹Если вы покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону›?” Он ответил: “Удивительно, что ты, о Ибн ‘Аббас, спрашиваешь об этом… Это Хафса и ‘Аиша”».

После этого ‘Умар стал рассказывать: «Мы, курайшиты, строго относились к женщинам, а когда мы переселились в Медину, мы обнаружили, что у жителей города всё наоборот, и наши женщины стали перенимать у их женщин. А я жил в квартале потомков Умайи ибн Зайда в окрестностях Медины. Однажды я рассердился на свою жену, но с удивлением обнаружил, что она возражает мне. Я осудил её за это, однако она сказала: “Почему ты осуждаешь меня за то, что я отвечаю тебе? Клянусь Аллахом, жёны Пророка r тоже отвечают ему, и бывает, что одна из них отказывается разговаривать с ним до самого вечера”. Тогда я отправился к Хафсе и спросил её: “Ты возражаешь Посланнику Аллаха r, когда он гневается на тебя?” Она ответила: “Да”. Я спросил: “И бывает так, что одна из вас не общается с ним до самой ночи?” Она ответила: “Да”. Я сказал: “В убытке окажется та из вас, которая поступает так! Разве не думает она о том, что Всевышний Аллах может разгневаться на неё из-за того, что на неё гневается Его Посланник, и тогда она погибла? Не отвечай Посланнику Аллаха r и не проси его ни о чём, а если тебе что-нибудь понадобится, проси у меня. И не впадай в искушение вести себя так, как твоя соседка22, ибо Посланник Аллаха r любит её больше, чем тебя”. А у меня был сосед из числа ансаров, с которым мы по очереди приходили к Посланнику Аллаха r, и он передавал мне ниспосланные Посланнику Аллаха r Откровения и другие новости, а в другой раз я передавал ему это. Мы в то время опасались нападения гассанидов, и однажды мой товарищ, вернувшись от Посланника Аллаха r, вечером постучал в мою дверь, а затем позвал меня, и я вышел к нему. Он сказал: “Случилось нечто страшное!” Я спросил: “Что? Гассаниды пришли?” Он сказал: “Нет, хуже… Посланник Аллаха r дал развод своим жёнам!” Я воскликнул: “В скверном положении оказалась Хафса! Я предвидел, что так оно и случится!”

После утренней молитвы я оделся и направился к Хафсе. Когда я вошёл к ней, она плакала. Я спросил: “Посланник Аллаха r развёлся с вами?” Она ответила: “Я не знаю. Он отстранился от нас и уединился в этой комнате”. Я подошёл к чернокожему слуге

Посланника Аллаха r и сказал ему: “Попроси для ‘Умара разрешения войти”. Он ушёл, а потом вернулся и сказал: “Я сказал ему, но он ничего не ответил”. Тогда я пошёл прочь. Дойдя до минбара, я увидел сидящих там людей, некоторые из которых плакали. Я посидел около них немного, но потом встал и снова пошёл к слуге. Он снова попросил для меня разрешения войти, но Посланник Аллаха r опять ничего не ответил. Но, когда я уже повернулся, чтобы уйти, слуга окликнул меня и сказал: “Входи, он разрешил тебе”. Я вошёл и поприветствовал Посланника Аллаха r, который лежал на циновке, след от которой остался на его боку. Я спросил: “О Посланник Аллаха r, ты дал развод своим жёнам?” Он ответил: “Нет”. Я сказал: “Аллах велик! О Посланник Аллаха r, ты ведь знаешь… Мы, курайшиты, строго относились к женщинам, а когда мы переселились в Медину, мы обнаружили, что у жителей города всё наоборот, и наши женщины стали перенимать у их женщин. Однажды я рассердился на свою жену, но с удивлением обнаружил, что она отвечает мне. Я осудил её за это, однако она сказала: ‹Почему ты осуждаешь меня за то, что я отвечаю тебе? Клянусь Аллахом, жёны Пророка r тоже отвечают ему, и бывает, что одна из них отказывается разговаривать с ним до самого вечера›. Тогда я отправился к Хафсе и спросил её: ‹Ты возражаешь Посланнику Аллаха r, когда он гневается на тебя?› Она ответила: ‹Да›. Я спросил: ‹И бывает так, что одна из вас не общается с ним до самой ночи?› Она ответила: ‹Да›. Я сказал: ‹В убытке окажется та из вас, которая поступает так! Разве не думает она о том, что Всевышний Аллах может разгневаться на неё из-за того, что на неё гневается Его Посланник, и тогда она погибла?›” Посланник Аллаха r улыбнулся. Тогда я продолжил: “О Посланник Аллаха r, я зашёл к Хафсе и сказал: ‹Не пробуй вести себя так, как твоя соседка, ибо Посланник Аллаха r любит её больше, чем тебя›”. Посланник Аллаха r снова улыбнулся. Тогда я спросил: “Можно мне сесть, о Посланник Аллаха?” Он ответил: “Да”. Я сел и осмотрелся, и не увидел в комнате ничего, кроме трёх невыделанных кож. Тогда я сказал: “О Посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы он сделал твою общину состоятельной и обеспеченной, ибо персы и византийцы обладают богатствами, а ведь они не поклоняются Аллаху”. Посланник Аллаха r сел и сказал: “Ты сомневаешься, о Ибн аль-Хаттаб? Этим людям предназначенные для них блага были дарованы уже в этой жизни 23 . Я сказал: “О Посланник Аллаха, попроси у Аллаха прощения для меня”. Посланник Аллаха r поклялся не входить к своим жёнам целый месяц, поскольку был рассержен на них, и это продолжалось до тех пор, пока Всевышний Аллах не упрекнул его» [Ахмад].

 

§ 4. Достоинства ‘Умара ибн аль-Хаттаба

 

‘Умар был лучшим из людей после посланников Всевышнего и Абу Бакра ас-Сыддика.

Вера и знания ‘Умара. ‘Абдаллах ибн Хишам сказал: «Однажды, когда мы находились в обществе Пророка r, который держал за руку ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Умар сказал ему: “О Посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего иного, кроме самого себя!” Пророк r сказал: “Нет, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не станет вера твоя совершенной, пока ты не полюбишь меня больше самого себя!” Тогда ‘Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!” Пророк r сказал: “Сейчас, о ‘Умар! 24 »

‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Однажды я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару ибн аль-Хаттабу”. Люди спросили: “Как же ты истолковал этот сон, о Посланник Аллаха?” Он ответил: “Это знание”».

Посланник Аллаха r сказал: «Мне приснились люди, одетые в рубахи. Некоторым рубахи доходили только до сосков, иные же были ещё короче. И рядом со мной прошёл ‘Умар ибн аль-Хаттаб, на котором рубаха была столь длинной, что даже волочилась по земле». Люди спросили: «Как же ты истолковал это,о Посланник Аллаха?» — и он сказал: «Это — религия» [Муслим].

Страх Шайтана перед ‘Умаром. Са‘д ибн Абу Ваккас[22] сказал: «Однажды ‘Умар попросил разрешения войти к Посланнику Аллаха r. В это время у Посланника Аллаха r сидели женщины-курайшитки, которые разговаривали с ним и громко25 просили его дать им больше того, что он уже дал26. Когда ‘Умар попросил разрешения войти, женщины встали и поспешили спрятаться за занавеской, а Посланник Аллах r позволил ему войти. Заметив, что Посланник Аллаха r смеётся, ‘Умар сказал: “Да продлит Аллах радость твою, о Посланник Аллаха!” Пророк r сказал: “Я дивлюсь женщинам, которые сидели у меня, — услышав твой голос, они поспешили спрятаться за занавеской”. ‘Умар сказал: “О Посланник Аллаха, ты более достоин то-

го, чтобы тебя боялись”. Потом ‘Умар сказал:

“О враги самих себя, неужели вы боитесь меня и не боитесь Посланника Аллаха r?!” Женщины сказали: “Да, потому что, в отличие от Посланника Аллаха r, ты груб и суров!” После этого Посланник Аллаха r сказал: “Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, встретив [тебя] на дороге, Шайтан всегда будет переходить на другую дорогу и идти по ней!”» [Бухари].

Из этого хадиса можно понять, что Шайтану не дано было одолеть ‘Умара, хотя он и пытался наущать его и склонять к грехам, подобно тому как он проделывает это с остальными людьми.

«Среди живших до вас были люди, вдохновляемые Всевышним, и если в моей общине есть такие, то это ‘Умар».

Мы уже говорили, что ‘Умар впитал в себя дух ислама и обрёл глубокое понимание религии. И нередко Всевышний Аллах ниспосылал аяты, которые соответствовали мнению самого ‘Умара.

Предводитель людей. Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Однажды во сне я увидел себя у колодца, на краю которого стояла бадья, и я вычерпал столько воды, сколько пожелал Аллах. Потом эту бадью взял Ибн Абу Кухафа и вытащил несколько бадей, однако, делая это, он проявил слабость, за что Аллах простит его. Потом эта бадья превратилась в огромную кожаную бадью, которую взял Ибн аль-Хаттаб, и я не видел, чтобы кто-нибудь из предводителей людей черпал так, как это делал ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Продолжалось же это до тех пор, пока люди не отогнали скот на отдых”».

И действительно, время правления ‘Умара было периодом согласия, процветания, благополучия и расширения границ исламского государства.

Ревность ‘Умара и радостная весть о Рае. Посланник Аллаха r сказал однажды: «Мне приснилось, что я нахожусь в Раю. Там я увидел женщину, совершавшую малое омовение у какого-то дворца, и спросил: “Кому принадлежит этот дворец?” Мне сказали: “‘Умару ибн аль-Хаттабу”. Тут я вспомнил о ревности ‘Умара и вернулся». Абу Хурайра сказал: «Услышав это, ‘Умар заплакал, как и все мы, то есть те, кто находился в этом собрании вместе с Посланником Аллаха r, а потом ‘Умар сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о Посланник Аллаха, неужели я могу ревновать, когда речь идёт о тебе?!”»

Самый любимый из сподвижников Посланника Аллаха r после Абу Бакра ас-Сыддика. ‘Амр ибн аль-‘Ас передаёт, что как-то раз Пророк r поставил его во главе отряда, который должен был двинуться на Зат-ас-Салясиль. ‘Амр сказал: «И я пришёл к нему и спросил: “Кого из людей ты любишь больше всех?” Он ответил: “‘Аишу”. Я спросил: “А из мужчин?” Он ответил: “Её отца”. Я спросил: “А кого потом?” Он ответил: “‘Умара ибн аль-Хаттаба” — и назвал ещё несколько человек».

Один из десяти обрадованных Раем при жизни. Са‘ид ибн аль-Мусайяб сказал: «Абу Муса аль-Аш‘ари[23] сообщил мне, что однажды он совершил у себя дома малое омовение, а потом вышел наружу и сказал себе: “Я не расстанусь сегодня с Посланником Аллаха r и пробуду с ним весь день, чтобы служить ему”. После этого он пришёл в мечеть и спросил, где можно найти Посланника Аллаха r. Люди сказали ему: “Он вышел отсюда и направился туда”».

Абу Муса сказал: «Я вышел из мечети и шёл, расспрашивая людей, пока не уз-

нал, что он у колодца Бир-Арис. Тогда я сел у ворот, сделанных из голых пальмовых ветвей, и ждал, пока Посланник Аллаха r удовлетворял нужду и совершал омовение. После этого я направился к нему и увидел, что он сидит на краю колодца, обнажив голени и свесив в него ноги. Я поприветствовал его, а потом отошёл, сел у ворот и сказал себе: “Сегодня я непременно буду привратником Посланника Аллаха r”. А через некоторое время туда пришёл Абу Бакр ас-Сыддик и толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” Он ответил: “Абу Бакр”. Я сказал: “Подожди”, и он сказал: “Хорошо”. Потом я пошёл к Посланнику Аллаха r и сказал: “О Посланник Аллаха, Абу Бакр ас-Сыддик просит позволения войти”. Посланник Аллаха r велел: “Впусти его и обрадуй вестью о том, что его ждёт Рай”. Я пошёл и сказал Абу Бакру: “Входи и знай, что Посланник Аллаха r сообщает тебе радостную весть о Рае!” Тогда Абу Бакр вошёл, сел на том же краю справа от Посланника Аллаха r, обнажил голени и свесил ноги в колодец, как это сделал Посланник Аллаха r, а я вернулся на своё место и сел. Что же касается моего брата, который хотел присоединиться ко мне, то я покинул его в то время, когда он совершал омовение. Я сказал себе: “Если Аллах желает такому-то27 блага, Он приведёт его сюда”. В это время какой-то человек толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” Он ответил: “‘Умар ибн аль-Хаттаб”. Я сказал: “Подожди”, пошёл к Посланнику Аллаха r, поприветствовал его и сказал: “‘Умар просит позволения войти”. Посланник Аллаха r велел: “Впусти его и обрадуй вестью о том, что его ждёт Рай”. Я пошёл к ‘Умару и сказал: “Он позволил тебе войти, и знай, что Посланник Аллаха r сообщает тебе радостную весть о Рае!” Тогда ‘Умар вошёл, сел на краю слева от Посланника Аллаха r и свесил ноги в колодец, а я вернулся на своё место, сел и снова сказал себе: “Если Аллах желает такому-то блага, Он приведёт его сюда”. В это время пришёл какой-то человек и толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” Он ответил: “‘Усман ибн ‘Аффан”. Я сказал: “Подожди”, а потом пошёл к Посланнику Аллаха r и сообщил ему о приходе ‘Усмана. Посланник Аллаха r велел: “Впусти его и порадуй вестью о том, что его ждёт Рай после того, как его постигнет беда”. Я пошёл и сказал ‘Усману: “Входи и знай, что Посланник Аллаха r сообщает тебе радостную весть о Рае, — ты войдёшь

туда после того, как тебя постигнет беда!” И ‘Усман вошёл, увидев же, что на краю колодца уже нет места, он сел на другом краю напротив них».

 

§ 5. ‘Умар и последние дни жизни Посланника Аллаха r

 

Предсмертная болезнь Посланника Аллаха r. ‘Абдаллах ибн Зам‘а передаёт: «Когда состояние Посланника Аллаха r ухудшилось, я как раз находился у него вместе с небольшой группой мусульман, и Биляль призвал его на молитву. Посланник Аллаха r

сказал: “Велите кому-нибудь совершить молитву с людьми”. Я вышел и встретил ‘Умара ибн аль-Хаттаба, которого окружали люди, тогда как Абу Бакр ас-Сыддик отсутствовал. Я сказал: “О ‘Умар! Встань и помолись с людьми”. И он вышел вперёд и произнёс такбир. Услышав его голос (а он у ‘Умара был громким), Посланник Аллаха r спросил: “А где Абу Бакр? И Аллах, и мусульмане не желают этого! И Аллах, и мусульмане не желают этого! ” После этого послали за Абу Бакром, и он совершил с людьми молитву, которую перед этим совершил ‘Умар» [Абу Давуд].

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Когда агония Посланника Аллаха r усилилась, он сказал: “Принесите принадлежности для письма, и я напишу 28 вам то, благодаря чему вы не собьётесь с правильного пути”. Однако ‘Умар сказал: “Пророк r серьёзно болен, а у нас есть Коран, и этого нам достаточно!” Тут мнения присутствовавших разделились, поднялся шум, и тогда Посланник Аллаха r сказал: “Оставьте меня, не следует вам спорить в моём присутствии!”» [Бухари].

Учёные разошлись во мнениях относительно того, что именно хотел продиктовать Посланник Аллаха r. Одни считали, что он хотел назначить своего преемника, чтобы после его кончины люди не спорили о том, кто должен стать правителем. Другие считали, что он хотел продиктовать самые важные нормы Шариата

в сокращённой форме, чтобы после его кончины среди людей не возникало разногласий относительно этих норм. Что же касается поступка ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он заботился о мусульманской общине. Он боялся, что Посланник Аллаха r напишет нечто такое, что окажется не под силу членам его общины, и за несоблюдение этого верующих постигнет наказание, поскольку при наличии однозначного текста (Корана или Сунны) иджтихад уже не допускается. ‘Умар знал, что Всевышний Аллах довёл до конца Свою религию и Посланник Аллаха r передал всё, что должен был передать. А значит, нет нужды писать что-то ещё.

Что же касается самого Посланника Аллаха r, то он решил продиктовать то, что хотел, потому что Всевышний Аллах внушил ему эту мысль или потому что считал это благом, а потом Всевышний Аллах отменил Своё веление или же Посланник Аллаха r понял, что лучше отказаться от этой мысли. Поэтому он и не стал ничего диктовать. Соответственно, слова ‘Умара никак не повлияли на волю Посланника Аллаха r, и если бы он был решительно намерен продиктовать нечто, он сделал бы это, несмотря на слова ‘Умара.

Кончина Посланника Аллаха r. Когда Посланник Аллаха r скончался, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, который, узнав о случившемся, едва не лишился рассудка, стоял среди людей и повторял: «Поистине, Посланник Аллаха r не умер, а отправился к Господу своему подобно тому, как сделал это Муса, который покинул свой народ на сорок дней, а потом вернулся к людям после того, как они стали говорить, что он умер! Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха r непременно вернётся и отрубит руки и ноги людям, утверждающим, что он умер!»

Абу Бакр ас-Сыддик прискакал из своего дома, находившегося в Сунхе, на коне, спешился и вошёл в мечеть. Не заговорив ни с кем, он вошёл к ‘Аише и подошёл к Посланнику Аллаха r, тело которого было завёрнуто в йеменский плащ. Он открыл лицо Посланника Аллаха r, наклонился, поцеловал его и запла- кал, а потом сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды, что же касается той смерти, которая была тебе суждена, то ты уже встретил её!»

А потом Абу Бакр ас-Сыддик вышел к людям, к которым обращался со своими словами ‘Умар, и сказал: «Сядь, о ‘Умар!» Но тот отказался садиться. После этого люди покинули ‘Умара и подошли к Абу Бакру, который сказал: «Тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду r, пусть знает, что Мухаммад умер, а кто из вас поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой, Который не умирает! Всевышний Аллах сказал: “Мухам- мад не более чем посланник, до которого уже были посланники. Неужели же, если он умрёт или будет убит, вы повернёте вспять?! А кто повернёт вспять, тот ничем не навредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!” (сура 3 “Семейство ‘Имрана”, аят 144)». И люди, услышав это, зарыдали.

и подошли к Абу Бакру, который сказал: «Тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду r, пусть знает, что Мухаммад умер, а кто из вас поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой, Который не умирает! Всевышний Аллах сказал: “Мухаммад не более чем посланник, до которого уже были посланники. Неужели же, если он умрёт или будет убит, вы повернёте вспять?! А кто повернёт вспять, тот ничем не навредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!” (сура 3 “Семейство ‘Имрана”, аят 144)». И люди, услышав это, зарыдали.

‘Аиша сказала: «Клянусь Аллахом, люди будто и не знали, что Всевышний ниспослал этот аят, пока Абу Бакр не прочитал его, и люди словно переняли этот аят от него, и все они начали повторять его».

 

 

Глава третья. ‘Умар в эпоху Абу Бакра ас-Сыддика

 

§ 1. Навес бану Са‘ида и присяга Абу Бакру

 

Имам аль-Бухари передаёт рассказ Исма‘иля ибн ‘Абдаллаха, слышавшего от Сулеймана ибн Биляля то, что сообщил тому Хишам ибн ‘Урва, передавший со слов ‘Урвы ибн аз-Зубайра, который узнал об этом от ‘Аиши, супруги Посланника Аллаха r, что, когда Посланник Аллаха r скончался, ансары собрались вокруг Са‘да ибн ‘Убады под навесом бану Са‘ида и решили сказать мухаджирам: «Пусть будет правитель из нас и правитель из вас». Абу Бакр, ‘Умар и Абу ‘Убайда[24] отправились к ним. ‘Умар начал говорить, но Абу Бакр ас-Сыддик велел ему замолчать. ‘Умар говорил: «Дело было только в том, что я заготовил речь и боялся, что Абу Бакр не скажет того, что хотел сказать я». Затем заговорил Абу Бакр, продемонстрировав красноречие и сказав среди прочего: «Мы правители, а вы советники».

Хубаб аль-Музир сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мы не согласны с этим! Пусть будет правитель из нас и правитель из вас». Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Нет. Мы правители, а вы советники. Они — лучшие по своему происхождению из арабов, присягните же ‘Умару или Абу ‘Убайде». ‘Умар сказал: «О нет, лучше мы присягнём тебе, потому что ты — наш господин и лучший из нас, и Посланник Аллаха r любил тебя больше». И ‘Умар взял его за руку и присягнул ему, после чего люди также присягнули ему.

В одной из версий этой истории ‘Умар сказал: «О ансары! Разве вы не знаете, что Посланник Аллаха r велел Абу Бакру руководить общей молитвой? Кому из вас после этого позволит совесть пытаться опередить Абу Бакра?» Ансары сказали: «Да убережёт нас Аллах от того, чтобы нам стараться опередить Абу Бакра!» ‘Умар сказал ему: «Протяни руку, о Абу Бакр». И тот протянул руку. Тогда он присягнул ему. Затем присягнули мухаджиры, а после них и ансары.

 

§ 2. Возражение ‘Умара ибн аль-Хаттаба против сражения с вероотступниками и отправления войска Усамы

 

Абу Хурайра сказал: «Когда Посланник Аллаха r умер, халифом стал Абу Бакр. Некоторые из арабов вернулись к неверию. Тогда ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал Абу Бакру: “Как же ты можешь сражаться с этими людьми? Ведь Посланник Аллаха r

сказал: ‹Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: ‘Нет бога, кроме Аллаха’. А кто произнёс эти слова, защитил от меня своё имущество и жизнь, [которые не могут быть у него отняты] иначе как по праву [Шариата], и лишь Аллах сможет потребовать от него отчёта›!” Абу Бакр ас-Сыддик сказал: “Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, ведь взимать закят с имущества обязательно! И, клянусь Аллахом, если ониоткажутся отдать мне хотя бы путы верблюда, которые отдавали Посланнику Аллаха r, я стану сражаться с ними из-за этого!”Тогда ‘Умар сказал: “Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах

внушил Абу Бакру мысль о сражении, и я понял, что это — правильное решение”» [Бухари; Муслим].

Что же касается войска Усамы[25], то к числу ярых противников этого военного похода относился ‘Умар ибн аль-Хаттаб, сказавший, что он опасается за халифа и за священную землю в случае ухода войска Усамы. Он считал, что в этом случае Медине и её жителям будет угрожать очень серьёзная опасность. Арабы-вероотступники могли напасть на город и захватить его. У ‘Умара было немало единомышленников. Абу Бакр

ас-Сыддик выслушал всех, затем распустил собрание. Затем он созвал новое собрание в мечети и объявил, что он по-прежнему намерен отправить войско Усамы в военный поход против византийцев и потребовал их забыть об отмене того, что собирался осу-

ществить сам Посланник Аллаха r. Абу Бакр ас-Сыддик сказал, что осуществит намере-

ние Посланника Аллаха r, даже если результатом станет захват Медины вероотступни-

ками. Он сказал сподвижникам: «Даже если после этого меня растерзают дикие звери,

я всё равно отправлю Усаму, как велел Посланник Аллаха r, и если бы не осталось во

всех селениях никого, кроме меня, я и тогда послал бы Усаму!»

Ансары потребовали, чтобы командующим назначили не Усаму, а кого-то постар-

ше. Они послали ‘Умара ибн аль-Хаттаба, чтобы он поговорил об этом с Абу Бакром.

‘Умар сказал: «Поистине, ансары требуют командующего старше, чем Усама». Абу

Бакр ас-Сыддик, который до этого сидел, вскочил на ноги, взял ‘Умара за бороду

и воскликнул: «Да лишится тебя мать твоя, о Ибн аль-Хаттаб! Посланник Аллаха r его назначил, а ты велишь мне сместить его?!» ‘Умар вышел к людям, и они спросили: «Ну как?» Он ответил: «Идите отсюда, да лишатся вас ваши матери! Из-за вас мне досталось от преемника Посланника Аллаха r!»

 

§ 3. ‘Умар ибн аль-Хаттаб и история Абу Муслима аль-Хауляни

 

Когда аль-Асвад аль-Анси утвердился в Йемене и объявил себя пророком, он послал за Абу Муслимом аль-Хауляни. Когда тот явился к нему, аль-Асвад спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?» Абу Муслим ответил:

«Я не слышу». Тогда аль-Асвад спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — посланник Аллаха?» Абу Муслим ответил: «Да». Аль-Асвад повторил свои вопросы несколько раз, однако каждый раз получал один и тот же ответ. Тогда он велел бросить Абу Муслима в огромное пламя, однако оно не причинило ему никакого вреда. Аль-Асваду сказали: «Прогони его от себя, чтобы он не отвратил от тебя тех, кто последовал за тобой». Аль-Асвад так и сделал. Абу Муслим добрался до Медины уже после кончины Посланника Аллаха r, когда халифом стал Абу Бакр ас-Сыддик. Он заставил свою верблюдицу опуститься на колени у ворот мечети, а сам вошёл в мечеть и начал совер-

шать молитву у самого столба. Чуть позже ‘Умар увидел его и спросил: «Откуда этот человек?» Он ответил: «Из Йемена». ‘Умар спросил: «Что ты знаешь о человеке, которого лжец сжёг в огне?» Тот ответил: «Это ‘Абдаллах ибн Сауб». ‘Умар спросил: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи мне: ты и есть тот человек?» Абу Муслим ответил: «Да». Тогда ‘Умар обнял его и заплакал, после чего повёл его с собой и усадил между собой и Абу Бакром, после чего сказал: «Хвала Аллаху, Который позволил мне увидеть в общине Мухаммада r человека, с которым сделали то же, что сделали в своё время с Ибрахимом u, возлюбленным другом Аллаха!»

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.)