|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть четвёртая.Финансовые и судебные учреждения и их совершенствование
Глава первая.Финансовый аппарат § 1. Источники государственных доходов во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба В период правления праведных халифов мусульмане воспринимали всё существующее имущество как имущество Аллаха, которым человеку поручено распоряжаться. Причём распоряжаться эти имуществом человек должен с соблюдением условий, поставленных Всевышним Аллахом. Правильность этого понимания подтверждает Книга Аллаха. Всевышний Аллах сказал: Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда. Сура 57 «Железо», аят 7 Всевышний также сказал: Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов. Сура 2 «Корова», аят 177 Отдавая своё имущество во исполнение велений Всевышнего и из стремления к Его награде, верующий признаёт, что всё имущество на земле — это имущество Аллаха и это Всевышний Аллах дарует ему удел. Именно так смотрел на имущество второй праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб. При ‘Умаре доходы исламского государства значительно увеличились, поскольку было открыто для ислама множество новых земель. ‘Умар упорядочил отношения жителей этих земель с исламским государством. Среди них были и принявшие ислам, и зиммии. Имам Ахмад приводит в своём «Муснаде» сообщение Малика ибн Ауса о том, что ‘Умар дал три клятвы: «Клянусь Аллахом, что ни один человек не имеет на это имущество больше прав, чем другой, и я имею на него не больше прав, чем другие. Клянусь Аллахом, каждому мусульманину полагается доля из этого имущества. Клянусь Аллахом, если я останусь их правителем, я дам пастуху на горе Саны его долю из этих средств, когда он будет пасти там свой скот69». Имам аш-Шаукани [Т. 8. С. 79] приводит эти слова ‘Умара в качестве подтверждения того, что имам подобен остальным людям и не имеет права получать что-либо прежде остальных или брать больше других. ‘Умар назначил работников, которые следили за поступлениями в казну и упорядочивали их. Основными источниками доходов исламского государства в эпоху ‘Умара были закят, военная добыча, имущество, взятое без боя (фай’ — فيء), налог с зиммиев (джизья —جزية), земельный налог (харадж — خراج) и торговый налог (‘ушр —. (عشر ‘Умар следовал Корану и Сунне при сборе и упорядочивании этих средств, а когда возникали вопросы, на которые нет ясного и однозначного ответа в Коране и Сунне, он советовался со сподвижниками и делал иджтихад на основе Корана и Сунны. Закят. Закятом именуются обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин при условии, что он владеет определённым минимумом (нисаб — نصاب) имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и так далее. В Коране указывается, что материальные ценности, собранные в качестве закята, могут использоваться для оказания помощи следующим категориям людей: бедным; нуждающимся; сборщикам закята; тем, кто склоняется к исламу, с целью привлечения их сердец к религии или укрепления их в исламе; рабам с целью их выкупа; несостоятельным должникам; сражающимся на пути Аллаха; путникам, не имеющим средств на возвращение домой. Всевышний Аллах сказал: Пожертвования70 предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят склонить к исламу, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый. Сура 9 «Покаяние», аят 60 Сподвижники предложили ‘Умару взимать закят за рабов и лошадей. ‘Умар стал взимать закят за невольников и лошадей, являвшихся предметом торговли, равно как и с других товаров, однако он не взимал закят с невольников-слуг и с лошадей, которые использовались на пути Аллаха, потому что Посланник Аллаха r сказал: «Мусульманин не обязан выплачивать закят ни со своего коня, ни со своего раба». ‘Умар взимал пятую часть (хумс — خمس) с клада. Он также побуждал людей использовать своё имущество и приумножать его, чтобы закят не уменьшал его из года в год. За сбор закята в различных областях отвечали Анас ибн Малик, Са‘ид ибн Абу аз-Заббаб (Сурат), Харис аль-‘Абди, ‘Абдаллах ибн ас-Са‘иди, Сахль ибн Абу Хасма, Масляма ибн Мухалляд аль-Ансари, Му‘аз ибн Джабаль (бану Киляб), Са‘д аль-А‘радж (Йемен), Суфьян ибн ‘Абдаллах ас-Сакафи (Таиф). Джизья. Это подушная подать, которую выплачивали ежегодно немусульмане, жившие на территории исламского государства. Им гарантировалась защита от внешних врагов и неприкосновенность их имущества и жизни. ‘Умар велел приравнять огнепоклонников к иудеям и христианам и взимать с них джизью на тех же условиях, что и с людей Писания. Джизью выплачивали только взрослые мужчины, способные держать оружие, поскольку их освобождали от участия в военных действиях. Ни с женщин, ни с рабов, ни с детей, ни с умалишённых джизья не взималась. Джизья также не взималась с бедняков, которые жили на подаяние. Если кто-то из зиммиев принимал ислам, с него тут же снималась обязанность выплачивать джизью. Следует отметить, что размер джизьи был небольшим, так что она не была тяжким бременем для выплачивающих её. Однажды, когда над северными областями исламского государства нависла угроза нападения византийцев, ‘Умар велел вернуть зиммиям собранную с них джизью, поскольку войско врага было многочисленным и мусульмане не могли гарантировать зиммиям защиту. Сбором джизьи занимались ‘Усман ибн Хунайф[51], Са‘ид ибн Хузайм, а также наместники областей — например, ‘Амр ибн аль-‘Ас, Му‘авия ибн Абу Суфьян и другие. Если говорить об условиях взимания джизьи в период правления праведных халифов, то они таковы. 1. Зиммии не должны говорить дурное о Книге Аллаха и искажать её аяты. 2. Они не должны насмехаться над Посланником Аллаха r и обвинять его во лжи. 3. Они не должны ругать ислам. 4. Они не должны вступать в половую связь с мусульманкой ни через прелюбодеяние, ни под видом брака. 5. Они не должны отвращать мусульманина от его религии и покушаться на его имущество или веру. 6. Они не должны помогать тем, кто враждебно настроен по отношению к мусульманам. Джизью взимали в конце каждого года (не лунного), то есть после сбора урожая. Харадж. Этим словом обозначают все доходы государства, помимо закята, однако мы, говоря о харадже, подразумеваем другое значение. Это земельный налог, собираемый с земель, которые были завоёваны, а не получены мирным путём и которые правитель оставил для того, чтобы они приносили пользу мусульманам, как поступил ‘Умар с чернозёмами Ирака и Шама. После победы над двумя сильнейшими державами того времени — персидской и византийской — у государства появились несколько источников доходов. Одновременно умножились статьи госу- дарственных расходов. Такое положение требовало мудрой финансовой политики. Сначала ‘Умар хотел разделить новые земли между воинами, как и другую военную добычу, поскольку Всевышний Аллах сказал: Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах может всё. Сура 8 «Трофеи», аят 41 Однако ‘Али ибн Абу Талиб посоветовал ему не делать этого. Его поддержал Му‘аз ибн Джабаль. Они сказали, что если разделить земли, то они принесут пользу только ныне живущему поколению мусульман (точнее, воинам из их числа) и их потомкам, которые унаследуют от них эти земли, тогда как остальным ничего не достанется. Они посоветовали оставить эти земли в руках тех, кому они принадлежали до завоевания, чтобы те обрабатывали их и платили джизью и харадж. Тогда эта земля будет приносить пользу всем мусульманам. ‘Умар прислушался к их совету после того, как вспомнил об аятах суры «Сбор». ‘Умар сообщил людям о своём решении, прочитав: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |