|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Га незаконно
Сура 4 «Женщины», аят 29 ‘Умар назначил судьёй Медины Абу ад-Дарду, Басры — Шурайха, а Куфы — Абу Мусу аль-Аш‘ари. Последнему он написал известное послание, содержащее наставления и указания, призванные помочь будущему судье. Ниже приведён текст этого послания, взятый из книги «Камиль» аль-Мубаррида. С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! От раба Аллаха ‘Умара ибн аль-Хаттаба, повелителя верующих, ‘Абдаллаху ибн Кайсу. Мир тебе! Поистине, судопроизводство — важная обязанность и традиция, которой нужно следовать. Старайся понять слова обеих сторон и выслушивай их с одинаковым вниманием, а иначе упустишь истину, которая может открыться тебе через слова одного из них, и тогда права не будут соблюдены. Встречай всех людей с одинаковым лицом, сиди перед ними одинаково и суди их одинаково, так чтобы знатный не рассчитывал на то, что ради него ты поступишь несправедливо по отношению к другим, а слабый не отчаивался в твоей справедливости. Тот, кто утверждает, должен представить доказательства, а отрицающий должен поклясться. Примирение между мусульманами дозволено, за исключением такого, которое делает запретное дозволенным или делает дозволенное запретным. Если ты вынес судебное решение, а потом, подумав, понял, что допустил ошибку, и изменил своё мнение — ты должен вернуться к истине, потому что истина изначальна и возвращение к ней лучше, чем дальнейшее продвижение по дороге лжи. Старайся глубже понять запутанные, неясные вопросы, решения которых ты не найдёшь ни в Коране, ни в Сунне. Рассматривай хадисы, в которых описываются похожие случаи, и используй аналогию. Старайся вынести решение, которое было бы ближе к Аллаху и к истине. Тому, кто заявляет о наличии у него какого-либо права, дай определённый срок. Если он представит доказательства, дай ему то, что принадлежит ему по праву. А в противном случае оставь всё как есть и закрой его дело. Так будет лучше, ибо в этом случае не останется сомнений. Свидетельство всех мусульман принимается, кроме тех, кто уже подвергался установленному Шариатом наказанию (хадд) за какое-либо преступление, или его уже уличали в лжесвидетельстве, или же он подозревался в том, что называет себя сыном не своих родителей, или это бывший раб, называющий своим господином не того, кто дал ему свободу, ибо, поистине, Аллах сокрыл от вас то, что в душах людей, и дал вам вместо этого знания доказательства и клятвы. Избегай предвзятого отношения к одной из сторон и давления на кого-либо, ибо, поистине, Аллах дарует великую награду за истину, сказанную тогда, когда её нужно было сказать, а она — прекрасный запас. У кого правильное намерение и кто взялся за свою душу, того избавит Аллах от зла, причиняемого людьми. А кто демонстрирует людям наличие у него того, о чём Аллах знает, что это на самом деле ему не свойственно, того опозорит Аллах. Подумай же о награде Всевышнего Аллаха в виде удела в этом мире и сокровищницах Его милости. Мир тебе! В исламском государстве были судьи, кото- рые занимались исключительно судопроизводством. А другие были и судьями, и наместниками в одном лице. К первой категории относились: Ибн Мас‘уд (Куфа), Сальман ибн Раби‘а (Басра, а позже — Кадисийя) и Кайс ибн Абу аль-‘Ас аль-Кураши (Египет). Ко второй категории относились: Нафи‘ аль-Хузаи (наместник Мекки), Я‘ля ибн Умайя (наместник Саны), Суфьян ибн ‘Абдаллах ас-Сакафи (наместник Таифа), аль-Мугира ибн Шу‘ба[52] (наместник Куфы), Му‘авия ибн Абу Суфьян (намест- ник Шама), ‘Усман ибн Абу аль-‘Ас ас-Сакафи (наместник Бахрейна и Омана), Абу Муса аль-Аш‘ари (наместник Басры), ‘Умайр ибн Са‘д (наместник Хомса). Позже ‘Умар освободил аль-Мугиру и Абу Мусу аль-Аш‘ари от обязанностей судьи, и они остались только наместниками. В Медине судьями были ‘Али ибн Абу Талиб, Зайд ибн Сабит и ас-Саиб ибн Абу Язид. В эпоху праведных халифов судьи выносили решения по всем вопросам, включая имущественные и семейные. Судья имел право задержать обвиняемого до выяснения обстоятельств дела. Во времена ‘Умара уже существовали тюрьмы. К судье предъявлялись следующие требования:1) знание норм Шариата; 2) богобоязненность; 3) равнодушие к чужому; 4) острый ум и проницательность; 5) строгость, но не жестокость, и мягкость, но не слабость; 6) сила личности; 7) состоятельность, влияние и благородное происхождение (такой судья не стремится к богатству и не боится людей, когда выносит решения). У судьи были следующие обязанности. 1. Искренность намерений. Он должен был трудиться ради Аллаха. 2. Тщательное изучение дела. 3. Вынесение решения в соответствии с исламским Шариатом. 4. Если дело запутано, судья обязан обратиться за советом к знающим людям. 5. Одинаковое отношение ко всем участникам тяжбы. 6. Поощрение слабых. 7. Дела приезжих должны рассматриваться в срочном порядке, чтобы им не приходилось задерживаться надолго в чужих краях, вдали от своего имущества и семей. 8. Спокойствие и рассудительность. Судья не должен выносить решения в гневе или в состоянии сильного эмоционального напряжения. Он должен дождаться момента, когда спокойствие и хладнокровие вернутся к нему, и только потом выносить решения. Судья также не должен выносить решения, когда он сильно голоден или страдает от жажды. 9. Отдаление от всего, что может повлиять на его решение, —взяток, подарков, уступок в торговле и тому подобного. 10. Решение должно выноситься на основе очевидных доказательств. 11. Желание примирить участников тяжбы. 12. Вынесенное решение не подлежит изменению. 13. За основу принимается невиновность обвиняемого: человек считается невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина. 14. Судья не имеет права прибегать к иджтихаду, если есть однозначный текст в Коране или Сунне. 15. Судья обязан подчиняться нормам судопроизводства. О важности обладания острым умом свидетельствует следующая история. Ка‘б ибн Сивар сидел у ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и в это время к нему пришла женщина и сказала: «О повелитель верующих! Мой муж постится днём и простаивает ночи в мо- литве…» ‘Умар сказал: «Как прекрасно ты похвалила своего мужа!» Тогда Ка‘б сказал: «О повелитель верующих, поистине, она жалуется тебе на своего мужа». ‘Умар спросил: «Как это?» Ка‘б сказал: «Если он постится днём и молится ночью, то ког- да он найдёт время для неё?» Тогда ‘Умар сказал Ка‘бу: «Рассуди между ними, ибо ты понял из её дела то, чего не сумел понять я». Ка‘б сказал: «Предположим, что она — одна из четырёх жён. Пусть же он не соблюдает пост один день, освобождая время для неё, и потом посвящает поклонению три дня». ‘Умар одобрил это его решение и назначил его верховным судьёй Басры [Фатх Аль-Кадир. Т. 2. С. 518]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |