|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего,Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Обладающего милостью. Нет божества, кроме Него, и к Нему предстоит при- Бытие. Сура 40 «Прощающий», аяты 1–3 Когда тот получил послание и прочитал его, он сказал: «Господь обещает мне прощение и предупреждает меня о наказании» —и он повторял эти слова, пока не расплакался, после чего покаялся и отказался от своей пагубной привычки. ‘Умар, узнав об этом, сказал: «Так и поступайте: если кто-то из вас совершит ошибку, помогите ему вернуться на правильный путь, обратитесь к Аллаху с мольбой за него и не помогайте Шайтану против него». Этот поступок ‘Умара свидетельствует о том, что он был мудрым и проницательным человеком и умел найти подход к людям. ‘Умар запрещал людям разбиваться на группы и собиратья небольшими кучками, чтобы избежать разобщения и раскола. Он хотел, чтобы люди сидели все вместе и чтобы они не сторонились друг друга и не делили друг друга на «своих» и «чужих». Он понимал, что эти небольшие собрания способствуют разделению мнений людей в религиозных и мирских вопросах, что ослабляет мусульман и может стать причиной возникновения смуты и конфликтов.
Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого Всевышний Аллах сказал: Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь — Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный. Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать молитву, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и удерживать от порицаемого. А исход всех дел — у Аллаха. Сура 22 «Паломничество», аяты 40–41 Мухаджиры и сподвижники Посланника Аллаха r вообще действительно совершали упомянутые четыре действия после того, как Всевышний Аллах помог им утвердиться на земле и даровал им власть. Халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб не был исключением. Напротив, в том, что касается побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, он служил примером для других мусульман. Как халиф он создавал и совершенствовал финансовые, судебные, военные и другие правительственные учреждения и всеми силами старался побудить людей к соблюдению законов Аллаха и исполнению Его велений и удержать их от всего того, что Аллах запретил. ‘Умар оберегал единобожие, боролся с заблуждениями, следил за совершением обрядов поклонения в мусульманском обществе, побуждал к одобряемому Шариатом и удерживал от запрещаемого им. Он следил за тем, чтобы убеждения людей были правильными. Вспомним историю о «невесте Нила». ‘Амр ибн аль-‘Ас сообщил ‘Умару ибн аль-Хаттабу, что у жителей Египта существует обычай каждый год бросать в Нил девушку-девственницу, одетую в лучшие одежды и украшенную наилучшим образом, и они утверждают, что без этого разлива Нила не будет. ‘Амр запретил этот жестокий обычай, сказав: «В ис- ламе этого нет и не будет. Поистине, ислам стирает то, что было до него». Время шло, а разлива Нила всё не было, и жители этой местности даже стали задумываться о переселении в другое место. ‘Амр написал об этом ‘Умару, и ‘Умар послал ему вместе с письмом небольшую табличку, которую он велел ‘Амру бросить в Нил. На табличке было написано: «От раба Аллаха ‘Умара, повелителя верующих, Нилу жителей Египта. Если ты течёшь и разливаешься сам по себе и по своей воле, тогда можешь не разливаться и ты нам не нужен. Если же ты течёшь и разливаешься по воле Аллаха Единственного, Одолевающего и это Он заставляет тебя течь, тогда мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы ты разлился». ‘Амр бросил эту табличку в Нил, и в субботу утром люди, проснувшись, увидели, что Нил разлился. Так Всевышний Аллах положил конец этому скверному обычаю посредством ‘Умара. Известно, что ‘Умар, целуя Чёрный камень во время обхода вокруг Каабы, говорил: «Поистине, я знаю, что ты всего лишь камень, и если бы я не видел, как Пророк r целовал тебя, я не стал бы целовать тебя!» [Бухари]. Однажды ‘Умар узнал о том, что люди приходят к тому дереву, под которым сподвижники приносили Посланнику Аллаха r «присягу довольства», и совершают молитву возле него. Он пригрозил им, однако они продолжали поступать по-своему. Тогда ‘Умар велел срубить это дерево, что и было сделано. Как мы видим, ‘Умар решительно пресёк это нововведение. Историки упоминают об одном удивительном случае. Ибн Касир передаёт в книге «Аль-Бидайа ва-н-нихайа» [Бидайа. Т. 2. С. 40] слова Юнуса ибн Букайра: «“Когда мы открыли сокровищницу, среди богатств Хурмузана мы обнаружили ложе, на котором покоилось тело умершего много лет назад человека57. У головы его лежал свиток. Мы взяли свиток и отнесли его к ‘Умару. Он позвал Ка‘ба, и тот перевёл написанное на арабский язык. И я был первым из арабов, кто прочёл его. Я прочёл его так, как читаю вот этот Коран”. Я спросил Абу аль-‘Алию: “И что было в нём?” Он сказал: “Ваши жизненные пути, ваши дела и суть слов ваших, и то, что грядёт”. Я спросил: “И что вы сделали с телом этого человека?” Он ответил: “Днём мы вырыли тринадцать могил в разных местах, а ночью похоронили его и сровняли с землёй все могилы, чтобы скрыть его от людей и чтобы они не выкопали его снова”». Этот поступок ‘Умара указывает на понимание и благоразумие мусульман в те времена: уважение к умершему — погребение его, независимо от того, пророк это или обычный человек. А столько могил они вырыли для того, чтобы люди не знали, где именно он погребён и не выкопали его тело снова, ибо это было бы проявлением неуважения к благородному пророку. К тому же люди могли начать собираться на его могиле или даже построить там мечеть, обращаться к этому умершему пророку с мольбами и испрашивать благословения на его могиле. Увидев однажды людей, которые совершали молитву в какомто месте только потому, что там молился в своё время Посланник Аллаха r, он высказал им порицание и сказал, что они должны совершать молитву в этом месте, только если время молитвы застанет их там, но не делать этого специально, потому что живших до них погубило как раз то, что они начали превращать места, в которых жили или умерли их пророки, в места поклонения. Когда ‘Умар увидел, что Халид, командовавший тогда войсками мусульман, одерживает победу за победой, он испугался, как бы люди не начали считать, что именно Халид является причиной этих побед, и не забыли, что всё исходит от Всевышнего Аллаха. И он снял Халида с его должности, чтобы уберечь людей от подобного искушения. ‘Умар сказал, обратившись к людям с речью: «Поистине, я отстранил Халида вовсе не потому, что недоволен им или обвиняю его в вероломстве. Причина в том, что люди очарованы им, и я испугался, что они начнут всецело полагаться на него (вместо того чтобы полагаться на Аллаха), и Аллах подвергнет их испытанию из-за него. Я хотел, чтобы они знали, что всё исходит только от Аллаха, и всё, что происходит, про- исходит исключительно по Его воле, и не обольщались и не обманывались». Однажды ‘Умар встретил людей, прибывших из Йемена, которые ничего не делали и не хотели зарабатывать себе на жизнь, и спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мы — уповающие на Аллаха». ‘Умар возразил: «Вы не уповающие, а лентяи, пото- му что уповающий — это человек, который бросает зерно в землю и уповает на Аллаха!» ‘Умар не одобрял, когда люди следили друг за другом и спешили рассказывать другим, пусть даже халифу, о грехах друг друга. Однажды какой-то человек доложил ‘Умару ибн аль-Хаттабу о том, что на его глазах другой мусульманин совершил грех, за который Шариат не установил определённого наказания. ‘Умар сказал ему: «Почему же ты не покрыл брата своего и не помог ему раскаяться? Поистине, Посланник Аллаха r сказал: “Кто покрыл своего брата, того покроет Аллах в этом мире и в мире вечном”». Затем он сказал: «Если вы увидите, что ваш брат по вере совершил проступок, верните его на правильный путь, остановив его, и попросите у Аллаха прощения для него. И не помогайте Шайтану против него». ‘Умар также говорил: «Мы берём пример, а не изобретаем что-то своё, и мы следуем, а не создаём нововведения…» А когда один человек сообщил ему о свитках с мудрыми изречениями, которые они нашли в Мадаине, ‘Умар не позволил ему говорить об этом, прочитав: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |