|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Важнейшие внешние особенности ангелов
1. Крылья ангелов Всевышний Аллах сообщил, что у ангелов есть крылья. У одних — два крыла, у других — три, у третьих — четыре. Есть ангелы, у которых намного больше крыльев: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает. Воистину, Аллах способен на все» (Фатир, 1). Смысл этого аята в том, что Аллах наделил эти существа крыльями — двумя, тремя, четырьмя и более того. Ранее мы уже привели хадисы о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибрила с шестьюстами крыльев.
2. Красота ангелов Аллах наделил ангелов прекрасным, благородным обличием. В Коране говорится о Джибриле: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он выпрямился на наивысшем горизонте» (Ан-Наджм, 5-7). По словам Ибн ‘Аббаса, выражение ذو مرة «зу мирра» означает «обладающий красивой внешностью». Катада сказал: «Обладающий прекрасным высоким сложением». Согласно другому толкованию, это выражение означает «обладающий могучей силой». Но одно не противоречит другому, потому что Джибрил — могучий и прекрасный ангел. Люди всегда представляют ангелов прекрасными существами, а шайтанов — безобразными чудищами. Поэтому они нередко сравнивают красивых людей с ангелами. Посмотри, что сказали женщины, когда увидели правдивого пророка Йусуфа: «Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: “Упаси Аллах! Да ведь это не человек. Он не кто иной, как благородный ангел”» (Йусуф, 31).
3. Есть ли внешнее сходство между ангелами и людьми? В «Сахихе» Муслима и «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Джабира о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] عُرِضَ عَلَىَّ الأَنْبِيَاءُ ، فَإِذَا مُوسَى ضَرْبٌ مِنَ الرِّجَالِ كَأَنَّهُ مِنْ رِجَالِ شَنُوءَةَ ، وَرَأَيْتُ عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ - عَلَيْهِ السَّلاَمُ - ، فَإِذَا أَقْرَبُ مَنْ رَأَيْتُ بِهِ شَبَهًا عُرْوَةُ بْنُ مَسْعُودٍ ، وَرَأَيْتُ إِبْرَاهِيمَ صَلَوَاتُ اللَّهِ عَلَيْهِ ، فَإِذَا أَقْرَبُ مَنْ رَأَيْتُ بِهِ شَبَهًا صَاحِبُكُمْ - يَعْنِى نَفْسَهُ - ، وَرَأَيْتُ جِبْرِيلَ - عَلَيْهِ السَّلاَمُ - ، فَإِذَا أَقْرَبُ مَنْ رَأَيْتُ بِهِ شَبَهًا دِحْيَةُ [. وَفِى رِوَايَةِ ابْنِ رُمْحٍ ] دِحْيَةُ بْنُ خَلِيفَةَ [ «Мне были показаны пророки. Там был Муса, мужчина среднего телосложения (или: худощавый мужчина), похожий на людей из шануа. Я видел ‘Ису, сына Марьям, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож ‘Урва бин Мас‘уд. Я также видел Ибрахима, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож ваш товарищ. (Он имел в виду себя самого.) И я видел Джибрила, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож Дихья». В одной из версий говорится: «Дихья бин Халифа»[24]. Что это за сходство, Джибрил в ангельском обличии был похож на Дихью аль-Кальби, или же он становился похожим на него, когда принимал человеческое обличие?! Последнее мнение наиболее предпочтительно, потому что, как мы еще увидим, Джибрил неоднократно принимал облик Дихьи.
4. Ангелы отличаются друг от друга размерами и достоинствами Не все ангелы имеют одинаковый внешний облик и размеры. Одни ангелы имеют два крыла, другие — три, а у Джибрила целых шестьсот крыльев. Помимо того, они занимают разное положение перед Господом: «У каждого из нас известное место» (Ас-Саффат, 164). О Джибриле же сказано: «Это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого» (Ат-Таквир, 19-20). Слово المكين «макин» означает «почитаемый», «обладающий высоким положением перед Аллахом». Лучшими среди ангелов считаются те, которые приняли участие в сражении при Бадре. В «Сахихе» аль-Бухари приведен рассказ Рифа‘а бин Рафи‘ о том, что Джибрил пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: ] مَا تَعُدُّونَ أَهْلَ بَدْرٍ فِيكُمْ ؟ قَالَ: مِنْ أَفْضَلِ الْمُسْلِمِينَ - أَوْ كَلِمَةً نَحْوَهَا - قَالَ: وَكَذَلِكَ مَنْ شَهِدَ بَدْرًا مِنَ الْمَلاَئِكَةِ [ «Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал [в сражении] при Бадре?» Он сказал: «Одними из лучших мусульман». Или он сказал что-то в этом роде. Тогда Джибрил сказал: «То же самое относится к ангелам, участвовавшим [в сражении] при Бадре»[25].
5. Ангелы не имеют пола Одна из ошибок тех, кто рассуждает о незримых мирах, заключается в том, что они пытаются дать им оценку, опираясь на земные человеческие критерии. Кое-кто из них удивляется тому, что Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, спустя мгновения после того, как ему задавали вопросы, на которые он мог ответить только благодаря разъяснению от Аллаха. Как он передвигается с такой немыслимой скоростью, если даже свет достигает ближайших планет за несколько миллионов световых лет? Этот бедняга не осознает того, что его можно сравнить с комаром, который пытается судить о скорости самолета по своим собственным меркам. Если бы он задумался над этим, то непременно понял бы, что мир ангелов живет по совершенно иным законам, не похожим на наши, человеческие законы. В этом вопросе ошибались и арабские язычники, считавшие ангелов существами женского пола. Это ложное суждение смешалось у них с другим, еще более абсурдным верованием, и они решили, будто ангелы — дочери Аллаха. Коран вступил с ними в полемику по этим двум вопросам и разъяснил, что их заявления были голословны и не опирались на достоверные доказательства. Просто удивительно, они приписывали Аллаху дочерей, хотя сами ненавидели собственных дочерей. Когда кому-нибудь из них сообщали весть о рождении девочки, его лицо мрачнело, и он с трудом сдерживал свой гнев. Он скрывался от людей, стыдясь происшедшего. Некоторые глупцы, выйдя из себя, закапывали новорожденную девочку живьем. Несмотря на это, они продолжали приписывать Аллаху детей и даже заявляли, что это дочери. Так рождаются лживые верования, которые разрастаются в умах тех, кто не примкнул к божественному свету! Послушай аяты, в которых описывается и опровергается это заблуждение: «Спроси их, почему это у твоего Господа дочери, а у них — сыновья?! Или же Мы сотворили ангелов женщинами, и они присутствовали при этом? Воистину, по своей лживости они говорят:! “Аллах родил”. Воистину, они — лжецы.! Неужели Он избрал дочерей и возвысил их над сыновьями?! Что с вами? Как вы судите?! Не помянуть ли вам назидание?! Или у вас есть ясное доказательство?» (Ас-Саффат, 149-156). Аллах назвал их лживые слова свидетельством, за которое они будут призваны к ответу. Поистине, говорить об Аллахе то, о чем у тебя нет знания, является одним из величайших грехов: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» (Аз-Зухруф, 19)[26].
6. Ангелы не едят и не пьют Чуть раньше мы коснулись того, что ангелы не имеют пола. Так же они не нуждаются в человеческой еде и питье. Аллах сообщил нам о том, как ангелы явились к Ибрахиму в человеческом обличии. Он предложил им поесть, но они даже не притронулись к еде. Тогда пророк почувствовал страх, который прошел лишь тогда, когда они открылись ему: «Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима? Вот они вошли к нему и сказали: “Мир тебе!” Он сказал: “И вам мир, люди незнакомые!” Второпях и украдкой он направился к своей семье и принес жирного теленка. Он придвинул его к ним и сказал: “Не отведаете ли?” Он испугался их в душе, и тогда они сказали: “Не бойся”. Они обрадовали его вестью о знающем мальчике» (Аз-Зарийат, 24-28). В другом месте сказано: «Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: “Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута”» (Худ, 70). Ас-Суйути передал со слов Фахр ад-Дина ар-Рази: «Ученые единодушны относительно того, что ангелы не едят, не пьют и не вступают в половую близость»[27]. 7. Ангелы не знают скуки и усталости Ангелы поклоняются и повинуются Аллаху, выполняют Его приказы, и это нисколько не наскучивает им и не вызывает у них усталости. Они не знают этого состояния, так хорошо знакомого людям. Описывая ангелов, Всевышний сказал: «Они славят Его днем и ночью без устали» (Аль-Анбийа, 20), т.е. они не лишаются сил. В другом аяте говорится: «Те, кто находится возле твоего Господа, прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссилат, 38). Опираясь на слова «без устали», ас-Суйути полагал, что ангелы не спят. Он же передал это мнение со слов Фахр ад-Дина ар-Рази[28]. 8. Места обитания ангелов Ангелы обитают на небесах: «Небеса готовы разверзнуться сверху. Ангелы прославляют хвалой своего Господа» (Аш-Шура, 5)[29]. В другом месте Аллах сообщил, что ангелы находятся возле Него: «Если же они возгордятся, то ведь те, кто находится возле твоего Господа, прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссилат, 38). По приказу Аллаха они нисходят на Землю, чтобы выполнить Его поручения: «Мы нисходим только по велению твоего Господа» (Марьям, 64). В особых случаях, таких как ночь предопределения, ангелы нисходят на землю в очень большом количестве: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям» (Аль-Кадр, 3-4). 9. Численность ангелов Ангелы — весьма многочисленные творения, и их точное число не известно никому, кроме их Создателя: «Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (Аль-Муддассир, 31). Если хочешь убедиться в их многочисленности, послушай, что сказал Джибрил, мир ему, когда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, во время ночного путешествия спросил его о доме наполненном (аль-бейт аль-ма‘мур): ]هَذَا الْبَيْتُ الْمَعْمُورُ ، يُصَلِّى فِيهِ كُلَّ يَوْمٍ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ ، إِذَا خَرَجُوا لَمْ يَعُودُوا إِلَيْهِ آخِرَ مَا عَلَيْهِمْ[ «Это дом наполненный. Каждый день в нем молятся семьдесят тысяч ангелов, которые уже никогда не вернутся в него после того, как выйдут оттуда»[30]. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Абдуллаха бин Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] يُؤْتَى بِجَهَنَّمَ يَوْمَئِذٍ لَهَا سَبْعُونَ أَلْفَ زِمَامٍ ، مَعَ كُلِّ زِمَامٍ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ يَجُرُّونَهَا [ «В тот день приведут Геенну, у которой семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод его будут волочить семьдесят тысяч ангелов»[31]. Следовательно, в день воскресения Геенну будут волочить 4 900 000 000 ангелов. Убедиться в многочисленности этих существ можно, поразмыслив над текстами, в которых описываются ангелы, приставленные к человеку. Есть ангел, который заботится о зародыше, когда тот еще похож на каплю. При каждом человеке есть еще двое ангелов, записывающих его деяния. Помимо них есть ангелы-хранители, а также ангел-спутник, который постоянно наставляет его и указывает ему на прямой путь.
10. Имена ангелов У ангелов есть имена, но нам известны лишь немногие из них. Ниже приводятся аяты, в которых упомянуты имена некоторых ангелов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |