АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ангелы, ответственные за дождь, растения и пропитание

Читайте также:
  1. Ангелы, отправляемые к посланникам и пророкам
  2. Забежав в темную пещеру Саске тут же закрыл ее вход растениями, которые полностью скрывали ее с внешней стороны.
  3. Как Бербанк выращивал растения
  4. КАКИМ ОБРАЗОМ РАСТЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЮ РАБОТУ?
  5. Комнатные растения
  6. Лекарственные растения
  7. Отдел Покрытосеменные или цветковые растения (семенные)
  8. Отравление ядовитыми растениями и грибами
  9. Постоянные дипломатические представительства, подчиненные или ответственные конгрегации по делам веры
  10. Протеин и растения
  11. Пути повышения эффективности использования воды растениями

Ибн Касир сказал: «Микаил ответственен за дождь и растения, из которых формируется удел рабов в этом мире. Он имеет помощников, которые выполняют все, что он велит им исполнить с дозволения Аллаха. Они управляют ветрами и облаками так, как это угодно Ему»[171].

Один из ангелов отвечает за облака. В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] الرَّعْدُ مَلَكٌ مِنَ الْمَلاَئِكَةِ مُوَكَّلٌ بِالسَّحَابِ ، مَعَهُ مَخَارِيقُ مِنْ نَارٍ ، يَسُوقُ بِهَا السَّحَابَ حَيْثُ شَاءَ اللَّهُ [

«Гром — это ангел, отвечающий за облака. У него огненные орудия, которыми он гонит облака, куда пожелает Аллах»[172], [173].

Он проливает дожди в одних городах и странах и лишает его других. Иногда ему велят оросить посев кого-либо одного из жителей целого селения. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] بَيْنَا رَجُلٌ بِفَلاَةٍ مِنَ الأَرْضِ ، فَسَمِعَ صَوْتًا فِى سَحَابَةٍ اسْقِ حَدِيقَةَ فُلاَنٍ. فَتَنَحَّى ذَلِكَ السَّحَابُ فَأَفْرَغَ مَاءَهُ فِى حَرَّةٍ فَإِذَا شَرْجَةٌ مِنْ تِلْكَ الشِّرَاجِ قَدِ اسْتَوْعَبَتْ ذَلِكَ الْمَاءَ كُلَّهُ ، فَتَتَبَّعَ الْمَاءَ ، فَإِذَا رَجُلٌ قَائِمٌ فِى حَدِيقَتِهِ يُحَوِّلُ الْمَاءَ بِمِسْحَاتِهِ ، فَقَالَ لَهُ: يَا عَبْدَ اللَّهِ مَا اسْمُكَ ؟ قَالَ: فُلاَنٌ. لِلاِسْمِ الَّذِى سَمِعَ فِى السَّحَابَةِ ، فَقَالَ لَهُ: يَا عَبْدَ اللَّهِ ، لِمَ تَسْأَلُنِى عَنِ اسْمِى ؟ فَقَالَ: إِنِّى سَمِعْتُ صَوْتًا فِى السَّحَابِ الَّذِى هَذَا مَاؤُهُ يَقُولُ: اسْقِ حَدِيقَةَ فُلاَنٍ لاِسْمِكَ ، فَمَا تَصْنَعُ فِيهَا ؟ قَالَ: أَمَّا إِذَا قُلْتَ هَذَا ، فَإِنِّى أَنْظُرُ إِلَى مَا يَخْرُجُ مِنْهَا ، فَأَتَصَدَّقُ بِثُلُثِهِ ، وَآكُلُ أَنَا وَعِيَالِى ، ثُلُثًا وَأَرُدُّ فِيهَا ثُلُثَهُ [

«Один мужчина находился в пустынной местности и вдруг услышал голос, доносящийся из облака: “Ороси сад такого-то”. Облако устремилось и пролило дождь на каменистую землю, и вся вода слилась в один поток. Мужчина пошел по направлению ее течения и увидел человека, который стоял в своем саду и направлял воду своей лопатой. Он спросил: “Эй, раб Аллаха, как тебя зовут?” Тот ответил: “Такой-то”. Это было то самое имя, которое произнесли в облаке. Человек спросил: “Раб Аллаха, а почему ты спрашиваешь мое имя?” Он ответил: “Я услышал голос в облаке, из которого пролилась эта вода: ‘Напои сад такого-то’. Это было твое имя. Как ты поступаешь с [этим садом]?” Тот ответил: “Раз ты рассказал такое, [то знай, что] я оцениваю урожай, а потом одну треть его раздаю, одну треть съедаем мы с детьми, а одну треть вкладываю в него”»[174].

Одним словом, ангелы управляют процессами на небесах и на Земле, и всякое движение в этом мире исходит от них. Всевышний Аллах сказал:

«[Клянусь] исполняющими повеления» (Ан-Нази‘ат, 5);

«Клянусь распределяющими дела!» (Аз-Зарийат, 4).

Неверующие, считающие лжецами посланников и не признающие Творца, полагают, что все это зависит от расположения звезд. Поистине, они заблуждаются, ибо всем этим управляют ангелы, исполняющие веления Всевышнего Аллаха:

«Клянусь посылаемыми с добром,  несущимися быстро,  распространяющими бурно,  различающими твердо,  и передающими Напоминание» (Аль-Мурсалат, 1-5);

«Клянусь исторгающими [души неверующих] жестоко! Клянусь извлекающими [души верующих] нежно!  Клянусь плывущими стремительно,  опережающими уверенно и исполняющими повеления!» (Ан-Нази‘ат, 1-5),

«Клянусь выстроившимися в ряды,  гонящими упорно,  читающими напоминание!» (Ас-Саффат, 1-3).

В каждом из этих аятов говорится об ангелах, управляющих различными делами на небесах и на Земле.

 


Глава пятая

Ангелы или люди: кто лучше?

Давние разногласия по этому вопросу

Ибн Касир сказал:

Люди разошлись во мнениях относительно превосходства ангелов над людьми. Чаще всего этот вопрос затрагивается в книгах последователей калама, где рассматриваются разногласия с мутазилитами и их единомышленниками.

Самое ранее суждение по этому вопросу, которое мне приходилось встречать, высказывал хафиз Ибн ‘Асакир в своем «Тарихе». В биографическом описании Умейи бин ‘Амра бин Са‘ида бин аль-‘Аса он сообщил, что тот присутствовал на одном из собраний ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза, и возле него была группа людей. ‘Умар сказал: «Никто не заслуживает большего почтения Аллаха, чем благородный потомок Адама». Он сослался на слова Всевышнего:

«Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из тварей» (Аль-Беййина, 7). Умейя бин ‘Амр бин Са‘ид согласился с ним, но ‘Аррак бин Малик сказал: «Никто не заслуживает большего почтения Аллаха, чем ангелы. Они служат Ему в обоих мирах, и Он отправляет их к Своим пророкам». При этом он сослался на слова Всевышнего:

«Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными» (Аль-А‘раф, 20). Тогда ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз спросил Мухаммада бин Ка‘ба аль-Курази: «А ты что скажешь, Абу Хамза?» Он ответил: «Аллах почтил Адама, сотворив его Своими двумя руками и вдохнув в него от духа Своего. Он велел ангелам пасть ниц перед ним, избрал среди его потомков пророков, посланников и тех, кого навещают ангелы». Он согласился с мнением ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза, но обосновал свою точку зрения иначе[175].

Пересказанная Ибн Касиром беседа ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза и его собеседников указывает на заблуждение Тадж ад-Дина аль-Фазари, сказавшего: «Этот вопрос относится к новшествам последователей калама. Его не обсуждали ни первые поколения мусульман, ни пришедшие после них выдающиеся ученые»[176].

Более того, достоверно известно, что некоторые сподвижники высказывали суждения по таким вопросам. В частности, ‘Абдуллах бин Салам сказал: «Нет создания более почитаемого Аллахом, чем Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует». Его спросили: «Даже Джибрил и Микаил?» Он сказал: «Знаешь ли ты, кто такие Джибрил и Микаил? Поистине, они такие же покорные творения, как солнце и луна, и нет создания более почитаемого Аллахом, чем Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,». Этот хадис передал аль-Хаким в «Мустадраке», назвав его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби[177].

Различные суждения по данному вопросу

Как сообщается в комментарии к трактату имама ат-Тахави, посвященному вероучению, приверженцы сунны считали, что только праведные люди и пророки превосходят ангелов, а мутазилиты отдавали предпочтение ангелам. Последователи имама аль-Аш‘ари высказывали два разных мнения: одни отдавали предпочтение пророкам и приближенным рабам (авлийа), а другие воздерживались от категорического суждения по данному вопросу. Сообщается, что некоторые из них склонялись к тому, что ангелы все-таки превосходят людей. Это же мнение высказывали некоторые приверженцы сунны и суфии.

Шииты полагают, что их имамы превосходят всех ангелов. По данному вопросу есть и другие мнения, но ни один из авторитетных ученых не говорил, что ангелы превосходят одних пророков, но уступают другим. Сообщается, что Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, воздержался от ответа на данный вопрос. Не высказал определенного мнения и комментатор трактата «Аль-‘акида ат-тахавийя»[178].

Ас-Сафарини сообщил, что имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Ошибается тот, кто отдает предпочтение ангелам». Он говорил, что каждый верующий лучше ангелов[179].

Предмет разногласий

Нет никаких разногласий в том, что спор о превосходстве ангелов и людей не распространяется на неверующих и лицемеров, потому что они пребывают в еще большем заблуждении, чем скот:

«Они подобны скотине, но еще более заблудшие» (Аль-А‘раф, 179).

Кроме того, когда мы говорим о превосходстве ангелов и людей, мы не имеем в виду их сущность. Речь идет только о том, кто лучше: праведники из числа людей или ангелы? Те же, которые считают, что ангелы лучше обыкновенных верующих, полемизируют только о превосходстве пророков и ангелов.

Доводы тех, кто отдает предпочтение праведникам перед ангелами

Уяснив предмет разногласий, перейдем к рассмотрению аргументов тех, кто отдает предпочтение людям.

Первый довод — Аллах приказал ангелам поклониться Адаму, и, если бы не его превосходство, Он не поступил бы так:

«Вот Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом”. Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился» (Аль-Бакара, 34).

Некоторые отвергли этот довод, ссылаясь на то, что ангелы поклонились Аллаху, а Адам был лишь киблой для них.

Но в этом случае им было бы сказано: اسجدوا إلى آدم «Падите ниц в сторону Адама», а не «Падите ниц перед Адамом!» (Аль-Исра, 61).

Помимо того, если бы здесь речь шла только о поклонении в сторону Адама, шайтан не возразил бы против этого и не заявил бы, что он лучше Адама. Известно, что киблой могут быть даже камни, и поклонение в их сторону не означает их превосходства.

Безусловно, пав ниц перед Адамом, ангелы поклонялись и повиновались Аллаху. Тем не менее, это было проявлением почтения и уважения к Адаму.

Нам не из­вест­но, что­бы Адам кла­нял­ся ан­ге­лам, тем бо­лее что ему и его по­том­кам при­ка­за­но не кла­нять­ся ни­ко­му, кро­ме Гос­по­да ми­ров. Оче­вид­но, — а луч­ше все­го об этом из­вест­но Ал­ла­ху, — это объ­яс­ня­ет­ся тем, что пра­вед­ные по­том­ки Ада­ма яв­ля­ют­ся са­мы­ми бла­го­род­ны­ми соз­да­ния­ми, и вы­ше них нет ни од­но­го су­ще­ст­ва, ко­то­ро­му по­до­ба­ет кла­нять­ся, кро­ме Гос­по­да ми­ров.

Второй довод — Иблис сказал Аллаху:

«Видел ли Ты, кому Ты отдал предпочтение предо мною» (Аль-Исра, 62). Этот аят недвусмысленно указывает на то, что повеление поклониться Адаму свидетельствует о его превосходстве над Иблисом.

Третий довод — Аллах сотворил Адама Своими двумя руками, а ангелов создал словом.

Четвертый довод — Всевышний сказал:

«Я установлю на Земле наместника» (Аль-Бакара, 30). Наместник превосходит тех, кто не является таковым. Ангелы пожелали, чтобы наместниками на Земле стали одни из них:

«Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?» (Аль-Бакара, 30). Если бы наместничество не означало более высокого положения, чем то, что занимают ангелы, они не стали бы просить его для себя и завидовать человеку.

Пятый довод — Адам превзошел ангелов знанием, когда назвал имена творений, которые не сумели назвать ангелы. Могучий и Великий Аллах спросил их об этом, и они признались, что не ведают тех имен. Коран же гласит:

«Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?”» (Аз-Зумар, 9).

Шестой довод — о превосходстве людей свидетельствует тот факт, что на них возложены более обременительные обязанности. Человеку свойственны такие качества, как подверженность соблазнам, желания, гнев, влечения — все то, чего нет у ангелов.

Седьмой довод — ранние мусульмане говорили о превосходстве праведников над ангелами в присутствии многих людей, и если бы это считалось предосудительным, то им запретили бы поступать так. Но этого не произошло. Следовательно, люди разделяли это убеждение.

Восьмой довод — Аллах хвалится людьми в присутствии ангелов, когда они выполняют Его приказы и веления, например, когда они завершают обязательный намаз. В «Муснаде» Ахмада и «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ ‘Абдуллаха бин ‘Амра о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] أَبْشِرُوا ، هَذَا رَبُّكُمْ قَدْ فَتَحَ بَابًا مِنْ أَبْوَابِ السَّمَاءِ ، يُبَاهِى بِكُمُ الْمَلاَئِكَةَ يَقُولُ: انْظُرُوا إِلَى عِبَادِى قَدْ قَضَوْا فَرِيضَةً وَهُمْ يَنْتَظِرُونَ أُخْرَى [

«Возрадуйтесь, ваш Господь распахнул врата на небе и хвалится вами перед ангелами. Он говорит: “Посмотрите на Моих рабов, они уже завершили обязательный намаз и теперь дожидаются следующего [намаза]”»[180].

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى يُبَاهِى بِأَهْلِ عَرَفَاتٍ أَهْلَ السَّمَاءِ فَيَقُولُ لَهُمُ: انْظُرُوا إِلَى عِبَادِى جَاءُونِى شُعْثًا غُبْرًا [

«Поистине, Аллах хвалится теми, кто стоит у ‘Арафата, перед небожителями. Он говорит им: “Посмотрите на Моих рабов, они пришли ко Мне с растрепанными волосами, запыленные”». Иснад хадиса достоверный, его передали Ибн Хиббан в «Сахихе», аль-Хаким в «Мустадраке» и аль-Бейхаки в «Сунане»[181].

Ученые, которые отдавали предпочтение ангелам, ссылались на хадис «Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну Его про Себя, а если он помянет меня в обществе [других людей], то Я помяну его среди тех, кто лучше них» и т.п. Они обосновывали свою точку зрения недостатками и пороками, которые свойственны людям, их ошибками и упущениями. Помимо того, они ссылались на аят:

«Я не говорю вам, что являюсь ангелом» (Аль-Ан‘ам, 50), который также указывает на превосходство ангелов над людьми.

Окончательный вывод

Исследовав этот вопрос, Ибн Теймийя пришел к выводу, что если принять во внимание будущее творений, то праведники из числа людей лучше ангелов. Они войдут в Рай, приблизятся к Аллаху и поселятся на высоких ступенях. Милостивый Аллах поприветствует их, еще больше приблизит к Себе и явит им Себя. Они будут наслаждаться, взирая на Его Прекрасный Лик, а ангелы будут прислуживать им с дозволения Его.

Ес­ли же при­нять во вни­ма­ние их про­шлое и на­стоя­щее, то ан­ге­лы пре­вос­хо­дят лю­дей, по­то­му что они пре­бы­ва­ют на не­бе­сах, не име­ют тех не­дос­тат­ков, ко­то­рые при­су­щи по­том­кам Ада­ма. Они все­це­ло от­да­ют­ся по­кло­не­нию Гос­по­ду, и, не­со­мнен­но, их ны­неш­нее со­стоя­ние луч­ше, чем со­стоя­ние лю­дей.

Как заключил Ибн аль-Каййим, такое подробное изложение позволяет раскрыть тайну превосходства, совместить аргументы обеих сторон и отдать должное каждому из них[182]. А истина лучше всего известна Аллаху!


Библиография

  1. Аль-Албани М. Сахих Сунан Абу Давуд. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1409/1988.
  2. Аль-Албани М. Сахих Сунан ан-Насаи. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1409/1988.
  3. Аль-Албани. Сахих Сунан ат-Тирмизи. Мактаб ат-тарбийя аль-‘араби ли-дувал аль-халидж, 1408/1988.
  4. Аль-Албани. Сахих Сунан Ибн Маджа. Мактаб ат-тарбийя аль-‘араби ли-дувал аль-халидж, 1408/1988.
  5. Аль-Албани М. Силсила аль-ахадис ас-сахиха. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами. 1-е издание.
  6. Аль-Хатиб ат-Табризи. Мишкат аль-масабих. Дамаск: Аль-мактаб аль-ислами, 1380 г.х.
  7. Ас-Сафарини. Лавами‘ аль-анвар аль-бахийя. Катар. 1-е издание.
  8. Ас-Суйути Дж. Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийя, 1405/1985.
  9. Ас-Суйути Дж. Сахих аль-джами‘ ас-сагир / Под ред. Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1388/1969.
  10. Ибн Абу аль-‘Изз М. Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1391 г.х.
  11. Ибн Касир И. Аль-бидайа ва-н-нихайа. Бейрут: Мактаба аль-ма‘ариф, 1394/1974.
  12. Ибн Касир И. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Бейрут: Дар аль-Андалус, 1385/1966.
  13. Ибн Теймийя. Маджму‘ аль-фатава. Сост. Ибн Касим. КСА, 1381 г.х.
  14. Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Каир: Аль-мактаба ас-салафийя. 1-е издание.
  15. Муслим. Аль-джами‘ ас-сахих / Под ред. Мухаммада Фуада ‘Абд аль-Баки. Египет: Дар ихья аль-кутуб аль-‘арабийя, 1375/1956.
  16. Фейрузабади. Басаир зави-т-тамйиз. Каир: Аль-маджлис аль-а‘ла ли-ш-шуун аль-исламийя, 1383 г.х.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступительное слово- 3

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! 8

‘Умар Сулейман ‘Абдуллах аль-Ашкар- 10

Предисловие- 11

Кто такие ангелы и что такое вера в них?- 11

Как правильно веровать в ангелов?- 11

Глава первая- 13

Качества и способности ангелов- 13

Внешние качества ангелов- 13

Можно ли увидеть ангелов?- 14

1. Крупные размеры Джибрила, мир ему, 15

2. Крупные размеры носителей Трона- 16

1. Крылья ангелов- 17

2. Красота ангелов- 17

3. Есть ли внешнее сходство между ангелами и людьми?- 17

4. Ангелы отличаются друг от друга размерами и достоинствами- 18

5. Ангелы не имеют пола- 18

6. Ангелы не едят и не пьют- 19

7. Ангелы не знают скуки и усталости- 20

8. Места обитания ангелов- 20

9. Численность ангелов- 21

10. Имена ангелов- 21

3 — Исрафил- 22

4 — Малик- 22

5 — Ридван- 22

11. Смерть ангелов- 23

Внутренние качества ангелов- 23

Способности ангелов- 25

Споры в высшем сонме- 27

Глава вторая- 32

Поклонение ангелов- 32

Взгляд на природу ангелов- 32

Высокое положение ангелов- 32

Примеры поклонения ангелов- 33

1. Прославление Аллаха- 33

2. Выстраивание в ряд- 33

3. Паломничество- 34

4. Страх и трепет перед Аллахом- 35

Глава третья- 37

Ангелы и человек- 37

Ангелы и Адам- 37

Ангелы вопрошают о смысле сотворения человека- 37

Ангелы падают ниц перед Адамом- 37

Ангелы наставляют Адама- 37

Ангелы моют тело Адама после его смерти- 38

Ангелы и потомки Адама- 38

Как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, получал откровение?- 41

Джибрил руководил намазом Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, 42

Другие деяния Джибрила, мир ему, 44

Почему пророки Аллаха не были ангелами?- 44

Записывают ли ангелы то, что происходит в душе?- 48

Ангелы призывают рабов Аллаха творить добро- 48

Муса выбивает глаз у Ангела смерти- 51

Ангелы и верующие- 52

Деяния, за которые ангелы благословляют человека- 54

1. Обучение людей добру- 54

2. Ожидание коллективного намаза- 54

3. Моление в первом ряду- 54

4. Заполнение свободных мест в рядах молящихся- 55

5. Предрассветная трапеза в день поста- 55

6. Мольба за благословение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует- 55

7. Посещение больных- 56

Влияет ли на нас благословение ангелов?- 56

Обязанности верующих перед ангелами- 69

Ангелы и неверующие нечестивцы- 72

Ангелы проклинают тех, кто укрывает еретиков- 75

Глава четвертая- 76

Ангелы и остальные творения- 76

Глава пятая- 79

Ангелы или люди: кто лучше?- 79

Давние разногласия по этому вопросу- 79

Различные суждения по данному вопросу- 80

Предмет разногласий- 80

Окончательный вывод- 82

Библиография- 83

 


[1] См.: Книга ангелов. Антология христианской ангелологии / Сост., вступ. слово, прим. Д.Ю. Дорофеева. СПб.: Амфора, 2005. С. 39.

[2] Этот хадис передали Ахмад (6/156) и ан-Насаи (3/173). См.: Ас-Сухейми и др. Усул аль-иман фи дау аль-китаб ва-с-сунна. Медина, 1421 г.х. С. 109.

[3] Ибн аль-Каййим М. Игаса аль-лахфан мин масайид аш-шейтан. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1419/1998. Т. 2. С. 170.

[4] См.: Аш-Шанкити М. Адва аль-байан. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘аламийя. С. 651-652. Ибн Касир И. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Муассасат ар-раййан, 1416/1996. Т. 3. С. 120-121; Аш-Шаукани М.А. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар Ибн Хазм, 1421/2000. С. 1047; Аз-Замахшари М. Аль-кашшаф ‘ан хакаик гавамид ат-танзил. Кум: Мактаб аль-и‘лам аль-ислами. Т. 2. С. 727.

[5] См.: Ибн Касир И. Указ. соч. Т. 1. С. 178-183; Аш-Шаукани М.А. Указ. соч. С. 121-122; Ас-Са‘ди А. Тайсир аль-Карим ар-Рахман. Бейрут: Муассаса ар-рисала, 1417/1997. С. 42-43.

[6] См.: Ибн Касир И. Указ. соч. Т. 1. С. 185-188.

[7] См.: Басаир зави-т-тамйиз (4/524).

[8] Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 10. См.: Мухтасар Шу‘аб аль-иман (1/405-406).

[9] Арабское слово المارج «маридж» образовано от глагола مرج «мараджа», означающего «смешивать». Оно используется в значении «ослепительное и обжигающее пламя». Аль-Джаухари сказал: «Это огонь, в котором нет дыма; из него были созданы джинны». Существует мнение, что это — пламя, смешанное с чернотой огня. Абу ‘Убейд сказал: «Это смешанный огонь». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘Араб. Бейрут. Дар ихйа ат-турас аль-‘араби. 1419/1999. Т. 13. С. 66. — Прим. переводчика.

[10] Муслим (2996). Некоторые лица, причисляющие себя к ученым, отрицают этот хадис, ссылаясь на то, что он относится к единичным сообщениям (ахадис ахад). Они не принимают единичные сообщения, касающиеся вопросов вероучения. В статье «Асль аль-и‘тикад» мы рассмотрели данное суждение, разъяснив его ошибочность.

[11] Мусульманам разрешается рассказывать евреизмы, или предания сынов Исраила, если они не уверены в их лживости. Аль-Бухари передал со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказывайте от моего имени, даже если это всего один аят, и рассказывайте от имени сынов Исраила, и в этом нет греха, а тот, кто заведомо солгал от моего имени, пусть займет свое место в Огне». Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар писал: «Поначалу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил учиться у сынов Исраила и читать их книги, а потом снял некоторые ограничения. Очевидно, этот запрет действовал до того, как утвердились исламские законы и религиозные принципы, поскольку существовала опасность смуты. Когда же подобные опасения исчезли, было разрешено поступать так, поскольку рассказы о том, что происходило в их времена, содержат полезные уроки». Имам Малик считал, что разрешается пересказывать только хорошие из их преданий, но не заведомо лживые рассказы. Аш-Шафи‘и сказал: «Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешал рассказывать лживые истории, поэтому его слова означают: рассказывайте от имени сынов Исраила предания, лживость которых вам не известна, и на вас нет греха, если вы рассказываете то, что считаете возможным». Существует мнение, что пересказывать можно только те предания, которые соответствуют кораническим текстам и достоверным хадисам. Но среди преданий сынов Исраила есть много удивительных рассказов, которые вполне возможны, хотя и не находят подтверждения в Коране и сунне. Согласно наиболее предпочтительному мнению, пересказывать их разрешается. Имам Ахмад в «Зухде», Ибн Абу Шейба в «Мусаннафе», аль-Баззар в «Муснаде» передали со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказывайте от имени сынов Исраила, и в этом нет греха, потому что с ними случались удивительные истории». Аль-Албани назвал хадис достоверным. В другом хадисе, переданном Ахмадом, говорится: «Если сыны Исраила рассказывают вам что-либо, то не подтверждайте и не отрицайте это». Это значит, что мусульмане не должны верить этим историям. Они могут лишь пересказывать их для того, чтобы извлечь полезные уроки для себя. См.: Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Эр-Рияд: Дар ас-салам, 1421/2000. Т. 6. С. 609; Аль-Албани М. Силсила аль-ахадис ас-сахиха. Эр-Рияд: Мактаба аль-ма‘ариф, 1417/1996. Т. 6. С. 1028. — Прим. переводчика.

[12] См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (1/197).

[13] Имеются в виду ангелы. — Прим. переводчика.

[14] Аль-худжжа аль-балига. С. 33.

[15] Муслим (177).

[16] Там же.

[17] Аль-Бухари (4856), (4857)

[18] Там же (4858).

[19] Фатх аль-Бари (8/611).

[20] Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/47).

[21] Сахих Сунан Абу Давуд (3953).

[22] Мишкат аль-масабих (3/121). См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (151).

[23] Сахих аль-джами‘ ас-сагир. 3-е издание (853).

[24] Муслим (167).

[25] Аль-Бухари (3992).

[26] Мусульманин должен остерегаться говорить о подобных вещах, не опираясь на твердые знания. Тем, которые заявляют, что человек произошел от обезьян или других животных, тоже можно сказать: «Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены». Аллах сказал: «Я не сделал их свидетелями сотворения небес и земли и сотворения их самих» (Аль-Кахф, 51).

[27] Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 264.

[28] Там же.

[29] Комментаторы Корана высказывают разные суждения относительно причины, по которой небеса готовы разверзнуться. Наиболее распространенными среди них являются следующие два.

Первое — небеса готовы разверзнуться из страха перед Аллахом. Его величие настолько изумительно, что небеса трепещут перед Ним и даже готовы расколоться от страха. В таком случае слова «Ангелы прославляют хвалой своего Господа» имеют ясную связь с предыдущей фразой. Иными словами, не только небеса трепещут перед Аллахом, но и небожители, которые смиренно восхваляют Его и отрицают все, что не соответствует Его величию и совершенству. В других местах Корана сказано: «Гром прославляет Его хвалой, а также ангелы от страха перед Ним» (Ар-Ра‘д, 13); «Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия.  Они боятся своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им велено» (Ан-Нахль, 49-50).

Второе — небеса готовы разверзнуться из-за великой лжи, которую неверующие возвели на Аллаха. Они приписали Ему сына и дочерей, приобщили в сотоварищи к Нему тех, кто не способен ни принести пользу, ни навредить. Такое толкование подтверждается словами Аллаха: «Небо готово расколоться, земля — разверзнуться, а горы — рассыпаться в прах от того,  что они приписывают Милостивому сына» (Марьям, 90-91). См.: Аш-Шанкити М. Адва’ аль-байан. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийя. С. 1497-1498. — Прим. переводчика.

[30] Аль-Бухари (3207), Муслим (162). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

[31] Муслим (2842).

[32] Муслим (770) со слов матери правоверных ‘Аиши.

[33] Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/53).

[34] Некоторые ученые считали невероятным то, что ангелы небесные могли обучить людей искусству магии — одному из самых тяжких грехов. Вопреки очевидному смыслу аятов они полагали, что Харут и Марут — имена двух людей, которые обучали колдовству. Однако Ибн Джарир сообщил, что многие ранние мусульмане считали, что это были ангелы, спустившиеся с небес на землю по повелению Аллаха. Многие приверженцы сунны отдали предпочтение этому мнению, поскольку оно соответствует ясному смыслу аята из суры «Аль-Бакара», и нет ничего удивительного в том, что Аллах велел ангелам обучить людей знаниям, которые станут для них искушением. См.: Аш-Шаукани М. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар Ибн Хазм. 1421/2000. С. 121. — Прим. переводчика.

[35] Там же (1/50).

[36] Фатх аль-Бари (8/691).

[37] Аль-Бухари (4937), Муслим (798). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

[38] Муслим (2401).

[39] Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/43).

[40] Это слово образовано от глагола أحسن (делать хорошо). Оно используется в двух значениях: делать добро кому-либо и совершать какой-либо поступок совершенным образом. Ихсан — нечто большее, чем просто любезность или справедливость. В Коране говорится: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро…» (ан-Нахль, 90). Справедливость проявляется в том, что человек отдает другим то, что им полагается, и берет себе то, что полагается ему. Между тем добродетельный человек (мухсин) отдает другим больше того, что полагается им, а берет себе меньше того, что полагается ему. В данном хадисе под ихсаном подразумевается высшая ступень веры, когда мусульманин поклоняется Аллаху так, словно он видит Его. И хотя он не видит Его, он всем своим существом осознает, что Аллах наблюдает за ним, слышит и видит его. — Прим. переводчика.

[41] Муслим (8). Аль-Бухари передал его со слов Абу Хурейры. См.: Аль-Бухари (49).

[42] Этот хадис передали Ахмад в «Муснаде» и Ибн Са‘д в «Табакате» с хорошим иснадом. История о том, как Джибрил передал пожелания мира ‘Аише, приводится и в сборнике аль-Бухари, но в ней не сообщается, что она видела его. См.: Аль-Бухари (3217), (3768).

[43] Муслим (2766).

[44] Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 261.

[45] Один из передатчиков сказал: «Полагаю, он также сказал: “…во сне”».

[46] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2580), (2581).

[47] См.: Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим (6/73-74).

[48] Муслим (430).

[49] Там же (197).

[50] Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 252.

[51] Там же. С. 253.

[52] Лавами‘ аль-анвар аль-бахийя (2/409).

[53] Аль-Бухари (3218).

[54] Муслим (2731).

[55] Там же (430).

[56] Аль-Албани назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима. См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (852).

[57] Аль-Бухари (3207), Муслим (162). В такой форме хадис несколько отличается от версии, приведенной в обоих «Сахихах».

[58] Ибн Хаджар привел этот рассказ, сославшись на ат-Табари и Исхака, перечислив его различные версии и их иснады. См.: Фатх аль-Бари (6/308).

[59] Отосланным (мурсал) называется сообщение, в иснаде которого отсутствует сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,, ссылающийся на него. Это разновидность слабых хадисов с неполной цепочкой передатчиков. — Прим. переводчика.

[60] См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (1/236).

[61] Аль-Бухари (4701).

[62] Сахих аль-джами‘ (5/206).

[63] Этот аят ясно указывает на то, что все ангелы без исключения пали ниц перед Адамом. Это опровергает мнение о том, что Адаму поклонились лишь некоторые ангелы или только ангелы земли. Что касается сообщения, приписываемого Ибн ‘Аббасу, о том, что это были только ангелы земли, то его иснад прерван и неприемлем. По мнению Ибн Теймийи, данный аят имеет ясное значение и не может быть истолкован вопреки его очевидному смыслу.

[64] Комментаторы хадиса разошлись во мнениях, к кому относится данное местоимение: к Адаму или к Аллаху. Одни считали, что оно относится к Адаму, т.е. Аллах создал его по образу его. В таком случае хадис опровергает мнение о том, что облик Адама изменился после его низведения на Землю, а также суждения атеистов-дахритов, полагающих, что человек возник из зародыша и не был сотворен в прекрасном обличии. Другие считали, что местоимение относится к Аллаху, поскольку в одной из версий хадиса сказано: «...по образу Милостивого». Это значит, что Он наделил человека такими качествами, как знание, жизнь, слух, зрение и т.д. Они совпадают по звучанию с атрибутами Всевышнего Творца, но нисколько не похожи на них, поскольку в Коране сказано: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11). См.: Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 11. С. 5-6. — Прим. переводчика.

[65] Аль-Бухари (6227), Муслим (2841).

[66] Сахих аль-джами‘ (5/48).

[67] Силсила аль-ахадис ас-сахиха (326).

[68] Муслим (2645).

[69] Аль-Бухари (3208), Муслим (2643).

[70] Аль-Бухари (6595), Муслим (2646). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

[71] См.: Аль-Бидайа ва-н-нихайа (1/54).

[72] Муслим (806).

[73] Сахих аль-джами‘ (1/80).

[74] Муснад (5/391), Сахих Сунан ан-Насаи (2975). В таком виде хадис передал Ахмад.

[75] Аль-Бухари (2).

[76] Там же (4).

[77] Там же (6).

[78] Там же (3221), Сахих Сунан ан-Насаи (480).

[79] Сахих Сунан Абу Давуд (377), Сахих Сунан ат-Тирмизи (127), Сахих Сунан ан-Насаи (488). В таком виде хадис передал Абу Давуд, а версия ан-Насаи пересказана со слов Абу Хурейры.

[80] Муслим (2186).

[81] Муслим (2814).

[82] В комментариях к книге «Аль-вабил ас-саййиб» говорится: «Похожий хадис передал Ибн Хиббан в “Мавариде” (2362). Аль-Хаким (1/548) назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби, а все его рассказчики заслуживают доверия. Аль-Хейсами привел его в сборнике “Маджма‘ аз-заваид” (10/120), а потом сообщил, что его передал Абу Йа‘ла, а все его рассказчики, кроме Ибрахима аш-Шами, были передатчиками хадисов, вошедших в “Сахих”. Что же касается Ибрахима, то он тоже заслуживал доверия. В действительности же этого передатчика звали Ибрахим бин аль-Хаджжадж ас-Сами».

[83] Аль-Бухари (6).

[84] Там же (6478).

[85] То есть воздерживается от записи совершенного греха. — Прим. переводчика.

[86] Сахих аль-джами‘ (2/212).

[87] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 438.

[88] Муслим (128).

[89] Аль-Бухари (7501), Муслим (129). В таком виде его передал Муслим.

[90] Аль-Бухари (1442), Муслим (1010).

[91] Аль-Бухари (3464), Муслим (2964). В таком виде его передал Муслим.

[92] Аль-Бухари (1339), Муслим (2372). В таком виде хадис передал Муслим.

[93] Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442).

[94] Там же.

[95] Аль-Бухари (3209), Муслим (2637).

[96] Фатх аль-Бари (6/304).

[97] По мнению некоторых комментаторов, о рождении у пророка Сулеймана, мир ему, уродливого ребенка говорится в словах Всевышнего: «Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело, после чего он раскаялся» (Сад, 34). Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити в своем комментарии к аяту «И никогда не говори: “Я сделаю это завтра”» (Кахф, 23) писал, что причиной искушения Сулеймана стало то, что он не сказал “если так будет угодно Аллаху”, и только одна из его женщин зачала и родила получеловека, чье тело было брошено на его трон после смерти. См.: Аш-Шанкити М. Указ. соч. С. 632. — Прим. переводчика.

[98] Аль-Бухари (5242), Муслим (1654). Ибн Хаджар сообщил, что в версии аль-Мугиры упоминаются семьдесят женщин, а версии Шу‘айба — девяносто. Эта версия приводится в разделе, посвященном клятвам и обетам, и ей автор отдал предпочтение. См.: Фатх аль-Бари (6/460). В различных версиях Муслима называются цифры шестьдесят, семьдесят и девяносто.

[99] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2161).

[100] Аль-Бухари (647), Муслим (649). В таком виде хадис передал Муслим.

[101] Сахих Сунан Абу Давуд (618).

[102] Сахих Сунан ан-Насаи (781).

[103] Сахих Сунан Ибн Маджа (816).

[104] Там же (814).

[105] Имеются в виду те, которые принимают пищу перед рассветом, чтобы набраться сил для соблюдения поста, и поэтому предрассветная трапеза перед постом считается желательной и благодатной. См.: Аль-Мунави А. Ат-тайсир би-шарх аль-джами‘ ас-сагир. Эр-Рияд: Мактаба аль-имам аш-Шафи‘и, 1408/1988. Т. 1. С. 264. — Прим. переводчика.

[106] Сахих аль-джами‘ (2/135).

[107] Там же (5/174).

[108] Сахих Сунан Абу Давуд (2655). Абу Давуд назвал восходящую версию хадиса достоверной и привел другую достоверную версию, прерванную на ‘Али бин Абу Талибе.

[109] Аль-Джаухари считал, что это выражение означает «Да будет так!» Ат-Тирмизи считал, что оно означает «Не делай пустыми наши надежды!» По мнению большинства ученых, оно означает «Боже, ответь». Этому суждению отдал предпочтение Ибн Касир. См.: Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Т. 1. С. 46. Эль-Кувейт: Аль-ирфан, 1416/1996. — Прим. переводчика.

[110] Муслим (2733), Сахих Сунан Ибн Маджа (2340). В таком виде хадис передал Муслим.

[111] Муслим (920).

[112] Аль-Бухари (6408), Муслим (2689). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

[113] Муслим (2699).

[114] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2159).

[115] Муслим (2750).

[116] Сахих Сунан ат-Тирмизи (1994).

[117] Мишкат аль-масабих (1384).

[118] Аль-Бухари (799).

[119] Аль-Бухари (3223), Муслим (632).

[120] Слово القسط «кист» означает «справедливость». Существует мнение, что здесь оно использовано в значении «весы», потому что благодаря им достигается справедливость. Имам ан-Навави писал: «Это значит, что Всевышний Аллах опускает и поднимает [чаши] весов, на которых взвешиваются восходящие деяния рабов и ниспосылаемый им удел. Здесь определение судьбы сравнивается со взвешиванием на весах. Существует мнение, что под словом “кист” подразумевается пропитание. Оно является уделом (кист) каждого творения, и Аллах уменьшает его или увеличивает его. А лучше всего об этом известно Аллаху». См.: Шарх Сахих Муслим. Дар Абу Хайян. 1415/1995. Т. 2. С. 18. — Прим. переводчика.

[121] Муслим (179). В одной из версий сказано: «…посредством четырех фраз».

[122] Муслим (796).

[123] Аль-Бухари (5018), Муслим (796). В таком виде хадис передал Муслим. Версия аль-Бухари передана через Мухаммада бин Ибрахима со слов Усейда бин Худайра.

[124] Мишкат аль-масабих (924). В комментариях к сборнику шейх аль-Албани сказал: «Иснад хадиса достоверный. Аль-Хаким тоже назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби».

[125] Муслим (2567).

[126] Аль-Бухари (3820), Муслим (232). В таком виде хадис передал Муслим.

[127] Аль-Бухари (1121), Муслим (2479).

[128] Аль-Бухари (5125), (3895), (7011), (7012), Муслим (2438).

[129] Аль-Бухари (3995).

[130] Муслим (1763).

[131] Аль-Бухари (4117), Муслим (1769).

[132] Аль-Бухари (4118).

[133] Муслим (2797).

[134] Аль-Бухари (4958).

[135] Аль-Бухари (3364).

[136] Ахмад (5/121).

[137] Хадис о сотрясении Трона при смерти Са‘да бин Му‘аза был передан аль-Бухари (3802) и Муслимом (2466) со слов Джабира. Сведения о присутствии ангелов на его похоронах приводятся только у ан-Насаи. См.: Сахих Сунан ан-Насаи (1942).

[138] Аль-Бухари (2816).

[139] Одно из названий Лучезарной Медины. Оно означает «Благая». — Прим. переводчика.

[140] Муслим (2942).

[141] Аль-Бухари (7125).

[142] Там же (7123).

[143] Сахих Сунан ат-Тирмизи (1825). Нисхождение ‘Исы, мир ему, подтверждается хадисом, переданным Муслимом (2940).

[144] В комментариях к хадисам о превосходстве Шама, собранных шейхом ар-Раб‘и, шейх аль-Албани сказал: «Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи, аль-Хаким в “Мустадраке” и Ахмад в “Муснаде”. Аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби, и это действительно так. Аль-Мунзири в книге “Ат-таргиб ва-т-тархиб” сообщил, что этот хадис с достоверным иснадом передали Ибн Хиббан в своем “Сахихе” и ат-Табарани».

[145] Аль-Бухари (780), Муслим (410).

[146] Аль-Бухари (781).

[147] Там же (796).

[148] Имя ангела-хранителя Ада. — Прим. переводчика.

[149] Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 254.

[150] Там же. С. 255.

[151] Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/55).

[152] Сахих аль-джами‘ (3/70).

[153] Сахих Сунан Абу Давуд (2/872).

[154] Муслим (567). Хадисы, запрещающие приближаться к месту моления после употребления в пищу лука и чеснока, также приводятся в сборниках аль-Бухари и др.

[155] В этом местечке расположено центральное кладбище Медины, на котором похоронены многие сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,, в том числе третий праведный халиф ‘Усман бин ‘Аффан и матери правоверных. — Прим. переводчика.

[156] Там же (567).

[157] Аль-Бухари (416).

[158] Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/197).

[159] Аль-Бухари (5193).

[160] Там же (5194).

[161] Речь идет о Пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует. Согласно арабской традиции, он получил такое прозвище (кунья), так как его старшего сына звали аль-Касим. — Прим. переводчика.

[162] Муслим (2616).

[163] Сахих Сунан ан-Насаи (4456), (4457), Сахих Сунан Ибн Маджа (2131).

[164] Сахих Сунан Абу Давуд (3797), Сахих Сунан ан-Насаи (4412).

[165] Фатх аль-Бари (1870).

[166] В главе, посвященной качествам и способностям ангелов, мы рассказали о том, как выглядят носители Трона.

[167] Местечко в долине Мина.

[168] Местность, расположенная между Меккой и Таифом.

[169] Имеются в виду горы Ахшаб, между которыми расположена Мекка.

[170] Фатх аль-Бари (3231), Муслим (1795). В таком виде хадис передал Муслим.

[171] Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/50).

[172] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2492).

[173] В этом хадисе сообщается о том, как иудеи пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и стали задавать ему вопросы, чтобы проверить его правдивость. Получив ответ на свой вопрос о громе, они спросили: «Что же это за звук, который мы слышим?» Он сказал: «Это он гонит облака, пока не пригонит их туда, куда ему было приказано». Они сказали: «Ты сказал правду». Хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. См.: Аль-Албани М. Силсила аль-ахадис ас-сахиха. Эр-Рияд: Мактаба аль-ма‘ариф. 1415/1995. Т. 4. С. 491.

[174] Муслим (2984).

[175] Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/58).

[176] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 339.

[177] См.: Там же. С. 342.

[178] Там же. С. 338.

[179] Лавами‘ аль-анвар аль-бахийя (2/398).

[180] Сахих аль-джами‘ (1/67).

[181] Там же (2/141).

[182] Дополнительные сведения по этому вопросу можно почерпнуть из книг «Маджму‘ аль-фатава» (11/350), «Лавами‘ аль-анвар аль-бахийя» (2/368), «Шарх аль-‘акида ат-тахавийя» (С. 338). В книге имама ас-Суйути «Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик» рассмотрению вопроса о превосходстве ангелов и людей посвящена целая глава (С. 203-251).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.067 сек.)