|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Книга толкования КоранаГлава 1195: О том, что было сказано об “Открывающей Книгу”. 1630 (4474). Сообщается, что Абу Са‘ид бин аль-Му‘алля, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды, когда) я молился в мечети, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позвал меня, но я не ответил ему1, а потом я сказал: «О посланник Аллаха, поистине, я был занят молитвой!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Разве не сказал Аллах: “Повинуйтесь Аллаху и посланнику, когда он призывает вас к тому, что даст вам жизнь 2 …”?» 3 — после чего сказал мне: «Поистине, я научу тебя величайшей суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети». Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) взял меня за руку, а когда он хотел выйти, я спросил его: «Разве ты не сказал: “Поистине, я научу тебя величайшей суре Корана”?» (Тогда) он сказал: «“Хвала Аллаху, Господу миров…” 4 — это семь повторяемых 5 и великий Коран, который был дарован мне».6 1 Абу Са’иб, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он не ответил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пока не закончил молиться. 2 Здесь имеется в виду знание установлений шариата, выполнение которых будет способствовать оживлению сердец в мире этом и приведёт к спасению в мире вечном. 3 “Добыча”, 24. 4 “Аль-Фатиха”, 2. 5 Имеются в виду семь айатов Корана, повторяемых при совершении каждого раката каждой молитвы. 6 Эти слова следует понимать как указание на то, что в “Аль-Фатихе” в концентрированном виде заключается вся суть Корана.
Глава 1196: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…и (никого) не приравнивайте к Аллаху, обладая знанием!1» (“Корова”, 22). 1 То есть зная, что нет Ему равных, и что это не они создали небо и землю и не они оказывали вам благодеяния.
1631 (4477). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Что является величайшим грехом пред Аллахом?” Он ответил: “Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя”. Я сказал: “Это и в самом деле великий (грех”, и) спросил: “А затем?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Убийство собственного сына из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой1 ”. Я спросил: “А затем?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа2”». 1 Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах. 2 Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию.
Глава 1197: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «И Мы покрыли вас тенью облаков и ниспослали вам манну и перепелов…» (“Корова”, 57). 1632 (4478). Передают со слов Са‘ида бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Трюфели подобны манне, а (выделяемая ими) жидкость является лекарством для глаз».
Глава 1198: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «И (вспомните, как) Мы сказали: “Войдите в этот город1 и ешьте из (плодов) его вдоволь, когда (и где) пожелаете”» (“Корова”, 58). 1 Имеется в виду веление Аллаха иудеям войти в Иерусалим.
1633 (4479). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Израильтянам было сказано: «И входите через врата, склонившись, и говорите: “Прости! /Хиттатун!/ ”1» 2, однако они вошли ползком на своих ягодицах3, и заменили4, и стали говорить: «“Хыттатун” — это зерно (пшеницы) /хынтатун/ в колосе». 1 В своём тафсире Ибн Касир пишет: «Здесь речь идёт о вратах Иерусалима, через которые в город должны были войти иудеи, склонившись, в знак благодарности Аллаху Всевышнему за то, что Он оказал им благодеяние, ибо Он даровал им победу, оказал помощь и положил предел их скитаниям». 2 ‘‘Корова’’, 58. 3 Ибн Касир пишет: «Однако вместо того, чтобы пройти через ворота Иерусалима, склонившись и выражая благодарность Аллаху, они, глумясь, проникли туда ползком на своих ягодицах…» 4 То есть заменили слова, которые им было велено произносить, на другие.
Глава 1199: 1 Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «(Если) Мы отменяем или заставляем забыть какой-нибудь айат, (то неизменно) приводим (другой,) лучший или подобный ему» (“Корова”, 106). 1 См. хадис № 1153.
1634 (4481). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Лучшим чтецом (Корана) среди нас является Убайй (бин Ка‘б), а лучшим судьёй — ‘Али (бин Абу Талиб), но тем не менее мы оставляем (без внимания некоторые) слова1 Убаййа, поскольку Убайй говорит: “Я не оставляю ничего из того, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”, 2 а Аллах Всевышний сказал: “(Если) Мы отменяем или заставляем забыть какой-нибудь айат…”». 1 Речь идёт либо о способе чтения Корана, которым пользовался Убайй, либо о его взглядах. 2 Это значит, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, считал, что не был отменён ни один из айатов Корана.
Глава 1200: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Они1 говорят: “Аллах обзавёлся сыном”. Преславен Он!2» (“Корова”, 116). 1 Имеется в виду часть иудеев, христиане, а также арабы-многобожники. 2 “Субхана-ху” — это выражение следует понимать как указание на то, что Аллах намного выше этого.
1635 (4482). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах сказал: “Сын Адама возводит на Меня ложь, не имея права на это, и он оскорбляет Меня1, не имея права на это. Возведение им на Меня лжи выражается в том, что он утверждает, будто Я не в состоянии воссоздать его таким, каким он был, что же касается оскорбления им Меня, то (оскорблением) является его утверждение, будто у Меня есть сын2. Преславен Я (и слишком далёк от того,) чтобы заводить Себе жену или сына!”» 1 См. хадис № 1288 и примечание к нему. 2 Аллах Всевышний называет подобное оскорблением или же поношением ввиду того, что это связано с умалением Его достоинства.
Глава 1201: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы1» (“Корова”, 125). 1 Имеется в виду молитва в два раката после совершения обхода Каабы.
1636 (4483). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Моё мнение) совпало с (тем, что впоследствии повелел) Аллах в трёх (случаях1. Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, (было бы хорошо,) если бы ты избрал место стояния Ибрахима местом для молитв”. И я сказал: “О посланник Аллаха, к тебе приходят и благочестивые, и нечестивые, (и было бы хорошо,) если бы ты велел матерям правоверных (говорить с посторонними из-за) занавески”, после чего Аллах ниспослал айат о преграде2. (Как-то раз,) узнав о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал некоторых из своих жён, я пришёл к ним и сказал: “Либо вы прекратите (досаждать пророку, да благословит его Аллах и приветствует), либо Аллах дарует Своему посланнику (жён), которые будут лучше вас!” А потом я пришёл к одной из его жён, и она сказала: “О ‘Умар, разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам не в состоянии увещевать своих жён, что их увещеваешь ты?” — и после этого Аллах ниспослал (айат, в котором сказано): “Если он разведётся со (всеми) вами, то может быть так, что Господь его даст ему взамен жён, которые будут лучше вас, исповедующих ислам…” 3» 1 Или: Господь мой (велел делать то, о чём говорил) я, в трёх (случаях). 2 См.: “Сонмы”, 53. 3 “Запрещение”, 5.
Глава 1202: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Скажите: “Мы уверовали в Аллаха, и в то, что Он ниспослал нам…”» (“Корова”, 136). 1637 (4485). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Люди Писания1 читали Тору по-древнееврейски и толковали её по-арабски мусульманам, (в связи с чем) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не верьте людям Писания и не обвиняйте их во лжи, а говорите: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам…” » 1 Здесь имеются в виду иудеи.
Глава 1203: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «И так сделали Мы вас общиной срединной1, чтобы стали вы свидетелями о людях2, а посланник стал свидетелем о вас3» (“Корова”, 143). 1 То есть лучшей или же придерживающейся умеренности. 2 Речь идёт о том, что в День воскресения члены этой общины буду свидетельствовать, что пророки довели до сведения своих народов всё то, что им было велено донести Аллахом. 3 Это значит: а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствует, что он довёл до вас всё, что ему свыше было велено довести до людей.
1638 (4487). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения будет призван Нух, и он скажет: “Я здесь, о Господь мой, и готов служить Тебе!” (Аллах) спросит: “Довёл ли ты?”1 — и он скажет: “Да!” Тогда его соплеменников спросят: “Довёл ли он до вас?” Они ответят: “Не являлся к нам увещатель!” (Аллах) спросит (Нуха): “Кто засвидетельствует твою (правоту)?” Он скажет: “Мухаммад и (члены) его общины”, и (мусульмане) засвидетельствуют, что он (действительно) довёл (послание Аллаха). Что же касается посланника, то он станет свидетелем о вас, и в этом смысл слов (Всевышнего), да будет велика слава Его: “И так сделали Мы вас общиной срединной, чтобы стали вы свидетелями о людях, а посланник стал свидетелем о вас” ». 1 То есть довёл ли ты до своего народа Наше послание?
Глава 1204: Слова Всемогущего и Великого Аллаха “и кто-нибудь захочет после умры совершить хаджж1” (“Корова”, 196). 1 Имеется в виду “хаджж ат-таматту‘”, иначе говоря, совершение умры, выход из состояния ихрама и повторное облачение в ихрам в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения хаджжа. См. хадисы под №№ 736 и 753.
1639 (4518). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Айат о (допустимости) совершения хаджжа после умры был ниспослан в Книге Аллаха, и мы делали это вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в Коране не было ниспослано (айатов), запрещающих (подобное, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не запрещал этого до самой своей смерти, а (потом один) человек высказал об этом то мнение, которое пожелал».1 1 См. хадис № 757 и примечание к нему.
Глава 1205: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Потом уходите оттуда, откуда ушли (другие) люди»1 (“Корова”, 199). 1 То есть покидайте долину Муздалифа утром в день праздника. Здесь обращение к курайшитам и представителям некоторых других племён, живших вокруг Мекки, которые оставались в Муздалифе и не отправлялись к ‘Арафату.
1640 (4520). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (раньше) курайшиты и те, кто исповедовал их религию1 и кого называли истовыми2, (во время хаджжа) оставались в Муздалифе, тогда как все остальные арабы стояли на ‘Арафате, однако с возникновением ислама Аллах велел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходить к ‘Арафату и стоять там, а потом уходить оттуда, и на это (указывают) слова Всевышнего: «Потом уходите оттуда, откуда ушли (другие) люди…» 1 Имеются в виду племена хуза‘а, амир бин са‘са‘а и кинана. 2 Подразумевается истовость в вере (“аль-хумс”, ед. число — “аль-ахмас”). См. хадис № 790.
Глава 1206: Слова Всевышнего: «И среди них (есть такие), которые говорят: “Господь наш, даруй нам в мире этом добро…”» (“Корова”, 201). 1641 (4522). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кы-на ‘азаба-н-нар!/».
Глава 1207: Слова Всемогущего и Великого Аллаха “они не просят людей, приставая (к ним)” (“Корова”, 273). 1642 (4539). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот беден, кому (довольно) одного-двух фиников или куска-другого еды1, лишь тот беден, кто воздерживается2, читайте же, если хотите», имея в виду (тот айат, в котором есть) слова Всевышнего “они не просят людей, приставая (к ним)”». 1 Речь идёт о таком человеке, который обращается с просьбой об оказании помощи, удовлетворяясь тем малым, что ему дают. 2 См. примечание к хадису № 712.
Глава 1208: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Есть в ней ясные айаты1» (“Семейство ‘Имрана”, 7). 1 Имеются в виду такие айаты, которые не допускают различных толкований.
1643 (4547). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал айат (, в котором говорится): «Он — Тот, кто ниспослал тебе Книгу. Есть в ней ясные айаты, составляющие собой основу (этой) Книги, другие же (вполне) ясными не являются. Что касается тех (людей), в сердцах которых есть отклонение (от истины), то они следуют тому, что (вполне) ясным не является, стремясь ввергнуть (других) в соблазн1 и желая дать этому (своё) толкование, тогда как (истинное) толкование этого известно лишь Аллаху. Что же касается утвердившихся в знании, то они говорят: “Мы уверовали в это (, ибо) всё это — от нашего Господа”, а внимают увещаниям только обладающие разумом» 2, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если увидишь тех, которые следуют из (Корана) тому, что (вполне) ясным не является, (знай, что) это и есть те, которых назвал Аллах3, так остерегайтесь же их!» 1 То есть отвратить людей от религии и ввести их в заблуждение. 2 “Семейство ‘Имрана”, 7. 3 Имеются в виду те люди, в сердцах которых есть отклонение от истины.
Глава 1209: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Поистине, для тех, которые продают завет Аллаха и свои клятвы за ничтожную цену, нет удела в мире ином» (“Семейство ‘Имрана”, 77). 1644 (4552). Передают со слов Ибн Абу Муляйки, да помилует его Аллах Всевышний, что в одном доме (или: в одной комнате) две женщины занимались прокалыванием (кожи для пошивки обуви. Случайно) поранив руку шилом, одна из них вышла наружу, а потом обвинила в этом другую, и их дело было представлено на рассмотрение Ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы людям давали (то, на что они претендуют,) на основании (одних лишь) их притязаний, то пропали бы жизни и имущество (многих других) людей”. Напомните ей1 об Аллахе и прочтите (айат, где сказано): “Поистине, для тех, которые продают завет Аллаха…” » (Передатчик этого хадиса сказал): И когда ей напомнили, она призналась, а Ибн ‘Аббас сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ответчику следует приносить клятву”».2 1 Имеется в виду женщина, обратившаяся с вышеупомянутой жалобой. 2 Речь идёт о таких случаях, когда истец не может привести доказательства своей правоты. В подобных обстоятельствах ответчику достаточно только поклясться в своей невиновности.
Глава 1210: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…тем, которым люди говорили: “Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!”» (“Семейство ‘Имрана”,173). 1645 (4563). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: « “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” 1 — такие слова произнёс Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, когда его бросили в огонь2, и их же произнёс Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда (ему) сказали: “Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!” — (однако) это (лишь) прибавило им веры, и они сказали: “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” » 1 “Семейство ‘Имрана”, 173. 2 Ибрахима, мир ему, хотели сжечь люди его народа за то, что он призывал их к единобожию и отказу от поклонения идолам (см.: “Пророки”, 68; “Выстроившиеся в ряды”, 97).
Глава 1211: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…и обязательно услышите от тех, кому Писание было дано раньше вас, и от многобожников много неприятного» (“Семейство ‘Имрана”, 186). 1646 (4566). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Как-то раз) ещё до битвы при Бадре посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который (хотел) навестить Са‘да бин ‘Убаду, (жившего в домах племени) бану аль-харис бин аль-хазрадж, сел верхом на осла, покрытого сделанной в Фадаке1 накидкой из плотной ткани, и посадил позади себя Усаму бин Зайда. (Направляясь туда,) он проехал мимо собравшихся людей, среди которых находился ‘Абдуллах бин Убайй Ибн Салюль, а было это ещё до того, как ‘Абдуллах бин Убайй принял ислам. Оказалось, что среди этих собравшихся были и мусульмане, и многобожники, поклонявшиеся идолам, и иудеи; находился там и ‘Абдуллах бин Раваха. Когда пыль (, поднятая ослом,) достигла собравшихся, ‘Абдуллах бин Убайй прикрыл нос своей накидкой и сказал: “Не пылите на нас”. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он поприветствовал (собравшихся), остановился, спешился, призвал их к Аллаху2 и стал читать им Коран. ‘Абдуллах бин Убайй Ибн Салюль сказал: “О человек, нет ничего лучше того, что ты говоришь, если это правда, но не беспокой нас этим в наших собраниях. Возвращайся к себе и рассказывай это тому, кто сам придёт к тебе”. Тогда ‘Абдуллах бин Раваха воскликнул: “Да, о посланник Аллаха, рассказывай нам об этом в наших собраниях, ибо мы это любим!” — а после этого мусульмане, многобожники и иудеи стали поносить друг друга, и в конце концов дело чуть было не дошло до драки. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, успокаивал их, пока страсти не улеглись, а потом сел на своего осла и двинулся в путь. Войдя к Са‘ду бин ‘Убаде, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “О Са‘д, не слышал ли ты, что сказал Абу Хубаб3?” — имея в виду, что ‘Абдуллах бин Убайй сказал то-то и то-то. (На это) Са‘д бин ‘Убада сказал: “О посланник Аллаха, прости его и будь к нему снисходителен! Клянусь Тем, Кто ниспослал тебе Книгу, Аллах даровал (тебе) истину, которую Он ниспослал тебе, в то время, когда жители этого города4 договорились пойти к нему5 и повязать его голову повязкой6. Когда же Аллах отверг это посредством истины, которую Он даровал тебе, (‘Абдуллаху бин Убаййу) подобное не понравилось, и это заставило его делать то, что ты видел”, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, простил его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники прощали многобожников и людей Писания, как и повелел им Аллах, и терпели (наносимые им) обиды, а Всемогущий и Великий Аллах сказал: “…и обязательно услышите от тех, кому Писание было дано раньше вас, и от многобожников много неприятного…” Аллах также сказал: “Многие из обладателей Писания хотели бы отвратить вас после (того, как вы пришли к) вере (, и сделать вас) неверными из-за присущей им зависти после того, как истина стала яснаим. Прощайте же и проявляйте великодушие,7 пока Аллах не отдаст Своё веление. Поистине, Аллах надо всем властен” .8 И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прощал им, когда так повелевал поступать Аллах, что продолжалось, пока Аллах не разрешил воевать с ними. А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в поход на Бадр, и Аллах погубил через него знатных неверных курайшитов, Ибн Убайй Ибн Салюль, а также находившиеся с ним многобожники и идолопоклонники стали говорить: “Это дело9 стало победоносным”, после чего дали посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, клятву на верность исламу и приняли ислам». 1 Фадак — оазис, расположенный к северу от Медины. 2 То есть призвал их принять ислам. 3 Абу Хубаб — кунья ‘Абдуллаха бин Убаййа бин Салюля. 4 Речь идёт о Медине. 5 То есть к ‘Абдуллаху бин Убаййу. 6 Имеется в виду, что жители Медины решили предложить ‘Абдуллаху бин Убаййу стать их вождём. 7 Это значит: будьте снисходительны и не замечайте многое из того, что вам не по душе. 8 “ Корова”, 109. 9 Имеется в виду ислам.
Глава 1212: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Никогда не думай, что радующиеся тому, что они совершили…» (“Семейство ‘Имрана”, 188). 1647 (4567). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые из числа лицемеров обычно оставались (дома), когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступал (из Медины) в поход, и радовались тому, что они к нему не присоединялись. Когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приезжал (обратно), они являлись к нему с оправданиями и клятвами, желая услышать похвалы за то, чего они не делали, и (о них) был ниспослан (нижеследующий айат): «Никогда не думай, что радующиеся тому, что они совершили, и любящие, чтобы их хвалили за то, чего они не делали, никогда не думай, что они спасутся от наказания: (уготовано) им наказание мучительное!»
1648 (4568). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, сказали: «Поистине, если подвергнется наказанию каждый радующийся тому, что он сделал, и желающий услышать похвалы за то, чего он не делал, тогда все мы неизбежно будем наказаны!» (На это) Ибн ‘Аббас сказал: А какое отношение имеете к этому вы? Дело в том, что (в своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе иудеев и спросил у них о чём-то, а они скрыли это и сообщили ему о чём-то другом, давая ему понять, что ждут похвалы за то, что сообщили ему в ответ на его вопрос, и радуясь тому, что они скрыли».
Глава 1213: Слова Всевышнего: «Если же вы боитесь, что не будетe справедливы с сиротами…» (“Женщины”, 3). 1649 (4574). Сообщается, что, когда ‘Урва бин аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, задал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, вопрос о словах Аллаха Всевышнего: «Если же вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами…», она сказала: «О сын моей сестры! (Речь идёт о таком случае, когда) девушка-сирота находится на попечении своего опекуна и является совладелицей его имущества, а этот опекун, привлекаемый её имуществом и красотой, хочет жениться на ней, но не желает придерживаться справедливости (при выплате) махра и давать ей то, что дал бы ей любой другой. Вот почему таким было запрещено жениться на (сиротах), если только (опекуны) не будут придерживаться справедливости по отношению к ним и не станут выплачивать им наибольшего принятого в их среде махра, (в противном же случае) им было велено (Аллахом) жениться на других женщинах, которые им понравятся». ‘Урва сказал: (Кроме того,) ‘Аиша сказала: «После (ниспослания) этого айата1, люди стали обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами о вынесении решений (по тем или или вопросам, касающимся женщин), и тогда Аллах ниспослал айат (, в котором говорится): “И они будут просить тебя вынести решение относительно женщин” 2». ‘Аиша также сказала: «А в другом (месте) этого же айата есть слова “не желая жениться на них”, (под чем подразумевается) нежелание3 кого-либо из вас жениться на сироте, (находящейся на) его (попечении,) если она недостаточно богата и красива». (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также) сказала: «И (людям, отказывающимся) соблюдать справедливость, было запрещено жениться на тех сиротах, красота и богатство которых их привлекали, так как если бы (эти сироты) были недостаточно богаты и красивы, то они не пожелали бы жениться на них». 1 Имеется в виду 3-й айат суры “Женщины”. 2 В этом айате сказано: «Они будут просить тебя вынести решение относительно женщин. Скажи: “Аллах даёт вам Своё решение о них, и это (- то, что) читается для вас в Книге* о женщинах-сиротах, которым вы не даёте того, что им предписано (давать), желая жениться на них, о беспомощных детях (, а также) о том, что (обязаны) вы проявлять справедливость по отношению к сиротам, а какое бы доброе дело вы ни совершили, поистине, Аллах знает об этом”» (“Женщины”, 127). * Здесь имеется в виду содержание третьего айата суры “Женщины”. 3 Арабский глагол “рагиба” означает “желать” в том случае, когда после него стоит предлог “фи” или же когда он употребляется без предлога, если же этот глагол управляется предлогом “‘ан”, то он означает “не желать”. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, исходит из возможности того, что после использованного в тексте данного айата глагола “рагиба” предлог был просто опущен, из чего следует, что здесь речь может идти как о желании, так и о нежелании, и останавливается на втором из возможных вариантов.
Глава 1214: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Аллах наказывает вам (завещать наследство) своим детям (так)…» (“Женщины”, 11). 1650 (4577). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Когда я был болен,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр пришли в (квартал племени) бану салима, чтобы навестить меня. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что я лишился чувств, велел принести воды, совершил ею омовение и обрызгал меня (этой водой). Очнувшись, я спросил: “О посланник Аллаха, что ты велишь мне сделать с моим имуществом?” — и тогда был ниспослан (айат, в котором говорится): “Аллах наказывает вам (завещать наследство) своим детям (так)…” 1» 1 В этом айате сказано: «Аллах наказывает вам (завещать наследство) своим детям (так): сыну (следует выделять долю, равную) доле двух дочерей. Если (все дети) являются женщинами и их более двух, то им — две трети того, что оставил (после себя покойный), а если (у него) была (только) одна дочь, то ей — половина (наследства). Каждому из родителей (покойного причитается) по одной шестой того, что он оставил, если у него был ребёнок; если же ребёнка у него не было и родители являются (единственными) наследниками, то матери (причитается) треть. Если у (покойного) были братья (или сёстры), то матери (причитается) одна шестая (часть наследства, делить же наследство всегда необходимо) после выплаты завещанного или долгов. Не знаете вы, кто приносит вам больше пользы — ваши родители или ваши дети. Таковы предписания Аллаха (относительно наследства), поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (“Женщины”, 11). См. также: “Женщины”, 12; 176.
Глава 1215: Слова Всевышнего: «Поистине, Аллах не обидит (никого и) на вес пылинки» (“Женщины”, 40). 1651 (4581). Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в День воскресения?» (В ответ им) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да. Разве помешает вам (что-нибудь) увидеть в полдень солнце, свет которого не закрывают тучи?» Они сказали: «Нет». Он спросил: «А разве помешает вам (что-нибудь) увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «И в День воскресения ничто не помешает вам увидеть Всемогущего и Великого Аллаха, как ничто не помешает вам увидеть (солнце или луну)!1 Когда настанет День воскресения, глашатай возгласит: “Пусть каждая община последует за тем, чему она поклонялась!” После этого все поклонявшиеся идолам или чему-нибудь ещё помимо Аллаха обязательно низвергнутся в ад и не останется никого, кроме поклонявшихся Аллаху, (среди которых будут) как благочестивые, так и нечестивые, (а также) некоторые из людей Писания. Потом будут призваны иудеи, и у них спросят: “Чему вы поклонялись?” Они ответят: “Мы поклонялись ‘Узайру, сыну Аллаха”. Им скажут: “Вы лжёте, ибо не заводил Себе Аллах ни жены, ни сына! Чего же вы хотите (сейчас)?” Они скажут: “Мы жаждем, о Господь наш, напои же нас!” Тогда (им) будет указано2 (и скажут им): “Не (хотите) ли вы напиться (этого)?” — после чего они будут собраны к огню, подобному миражу, и края его станут сокрушать друг друга, а они станут падать в этот огонь. Потом будут призваны христиане, и у них спросят: “Чему вы поклонялись?” Они скажут: “Мы поклонялись Христу, сыну Аллаха”. Им скажут: “Вы лжёте, ибо не заводил Себе Аллах ни жены, ни сына!” И у них спросят: “Чего же вы хотите (сейчас)?” – после чего с ними будет то же, что и с первыми. А когда не останется никого, кроме поклонявшихся Аллаху, как благочестивых, так и нечестивых, Господь миров явится к ним в том образе, который будет наиболее близок к тому, что они себе представляли3, и им будет сказано: “Чего вы ждёте? Каждая община последует за тем, чему она поклонялась!” Они скажут: “Мы расставались с людьми в земной жизни, когда крайне нуждались в них, и не дружили с ними, а теперь мы ждём нашего Господа, Которому мы поклонялись”. (И тогда Аллах) скажет: “Я — Господь ваш!” — а они дважды или трижды повторят: “Мы ничему не поклоняемся наряду с Аллахом!”» 1 См. хадис № 437. 2 Имеется в виду, что им будет указано на огонь. 3 Имеется в виду общее представление об атрибутах Аллаха, сложившееся у мусульман в результате ознакомления с айатами Корана и сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В Коране сказано: «Нет ничего, подобного Ему…» (“Совет”, 11).
Глава 1216: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «А как же, когда приведём мы от каждой общины свидетеля1…?!» (“Женщины”, 41). 1 Имеется в виду пророк каждой религиозной общины.
1652 (4582). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне: “Почитай мне (Коран)”. Я сказал: “Как же я буду читать его тебе, когда тебе он был ниспослан?!” — (однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Поистине, я люблю слушать (, когда его читают) другие”. И я стал читать ему суру “Женщины”, а когда дошёл до (того айата, в котором говорится): “А как же, когда приведём мы от каждой общины свидетеля и приведём тебя как свидетеля против них?! 1 ” — он сказал: “Хватит”, (и тут я увидел, что) из глаз (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) текут слёзы». 1 То есть как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довёл послание Аллаха.
Глава 1217: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «А (когда) ангелы будут забирать души тех, кто был несправедлив по отношению к самим себе1» (“Женщины”, 97). 1 Имеются в виду грешники.
1653 (4596). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые люди из числа мусульман находились среди многобожников, увеличивая собой их количество. Иногда случалось так, что выпущенная стрела поражала и убивала кого-нибудь из (этих мусульман) или же (мусульманина) убивали (мечом), и тогда Аллах ниспослал (айат, в котором говорится): «А (когда) ангелы будут забирать души тех, кто был несправедлив по отношению к самим себе1, они спросят: “В (каком положении)вы находились?” (Люди) ответят: “Мы были слабыми2 на земле”. (Тогда ангелы) скажут: “Разве земля Аллаха была недостаточно просторна, чтобы вам переселиться?” Убежищем для таких послужит ад, а это — скверное пристанище!» 1 Здесь речь идёт о мусульманах, которые не пожелали переселяться и остались среди многобожников, в силу чего у них не было возможности выполнять предписания ислама. 2 То есть нас притесняли.
Глава 1218: Слова Всевышнего: «Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него, и Мы ниспосылали откровения Ибрахиму, и Исма‘илу, и Исхаку, и Йа‘кубу, и коленам1, и ‘Исе, и Аййубу, и Йунусу, и Харуну, и Суляйману, и даровали Мы Дауду Псалмы» (“Женщины”, 163). 1 Имеются в виду пророки, принадлежавшие к разным коленам Израиля.
1654 (4604). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Солжёт тот, кто скажет, что я лучше, чем Йунус бин Матта».1 1 Речь идёт о людях, которые станут говорить подобные вещи только для того, чтобы унизить Йунуса (библейский Иона), мир ему. См. хадис № 1052.
Глава 1219: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О посланник! Уведомляй о том, что ниспослано тебе от твоего Господа» (“Трапеза”, 67). 1655 (4612). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Солжёт тот, кто скажет тебе, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, утаил хоть что-то из того, что было ему ниспослано, ведь Аллах говорит: “О посланник! Уведомляй о том, что ниспослано тебе от твоего Господа” ».
Глава 1220: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О те, кто уверовал! Не запрещайте того благого, что Аллах разрешил вам» (“Трапеза”, 87). 1656 (4615). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда мы участвовали в военных походах вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с нами не было (наших) жён, и (однажды) мы спросили (его): “Не оскопить ли нам себя?” Однако он запретил нам делать это и разрешил заключать (временные) браки1(, позволив отдавать женщинам в качестве махра) одежду», а потом (‘Абдуллах) прочитал (айат, в котором сказано): «О те, кто уверовал! Не запрещайте того благого, что Аллах разрешил вам…» 1 См. прим. к хадису № 1574.
Глава 1221: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О те, кто уверовал! Поистине, вино, майсир1, идолы и (гадание по) стрелам есть не что иное, как скверна (, к которой приводят вас) дела шайтана…» (“Трапеза”, 90). 1 Майсир – азартная игра на доли туши верблюда.
1657 (4617). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «У нас не было никакого другого вина, кроме того, которое вы называете “фадих”1. (Однажды, когда) я угощал им Абу Тальху, а также такого-то и такого-то, подошёл какой-то человек и сказал: “Разве вы не слышали новость?” (Люди) спросили: “Какую?” Он сказал: “Вино было запрещено”. (Тогда люди) сказали: “Вылей то, что в этих кувшинах, о Анас!” — и после того как тот человек передал (нам) это известие, они больше не спрашивали о (вине) и не возвращались к этому». 1 “Фадих” — вино из недозрелых фиников или из винограда.
Глава 1222: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вещах, которые огорчат вас, когда станут известны вам1» (“Трапеза”, 101). 1 То есть не спрашивайте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.
1658 (4621). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с (такой) проповедью, подобной которой я никогда раньше не слышал. (Среди прочего) он сказал: “Если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!” — и тогда сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыли себе лица (руками) и принялись плакать, подавляя рыдания. А потом один человек спросил: “Кто мой отец?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Такой-то”, после чего и был ниспослан этот айат (, в котором говорится): “О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вещах, которые огорчат вас, когда станут известны вам…”».
1659 (4622). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Некоторые люди задавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы (только для того), чтобы посмеяться над ним. Один (мог) спросить: “Кто мой отец?” — другой, у которого заблудилась верблюдица, (мог) спросить: “Где моя верблюдица?” — и о таких Аллах ниспослал айат (, в котором сказано): “О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вещах, которые огорчат вас, когда станут известны вам, если же вы спросите о них, когда будет ниспосылаться Коран, это откроется вам. Аллах умолчал о них, (ибо) Аллах — Прощающий, Кроткий” 1». 1 Здесь Аллах запрещает Своим верующим рабам задавать вопросы о том, что огорчит их, если станет им известно. Имеются в виду вопросы относительно своего происхождения, которые отдельные мусульмане задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а также вопросы о том, где они окажутся — в аду или в раю. Возможная причина этого запрета состояла в том, что, если бы люди получили соответствующие разъяснения, это не принесло бы им блага. То же самое касалось и таких вопросов, ответы на которые могли бы повлечь за собой возложение на людей дополнительных религиозных обязанностей.
Глава 1223: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Скажи: “Он может наслать на вас наказание сверху и из-под ног ваших…”» (“Скот”, 65).1 1 В этом айате сказано: «Скажи: “Он может наслать на вас наказание сверху и из-под ног ваших или разделить вас на группы и дать одним из вас вкусить силу других”. Посмотри же, как Мы разъясняем знамения, чтобы они поняли» (“Скот”, 65).
1660 (4628). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: Когда (во время) ниспослания (этого) айата (было сказано): «Скажи: “Он может наслать на вас наказание сверху…”», посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Прибегаю к защите лика Твоего! /А‘узу би-ваджхи-Кя!/ » Когда (Аллах Всевышний) сказал: «…и из-под ног ваших…», посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Прибегаю к защите лика Твоего!» — (когда же было сказано): «…или разделить вас на группы и дать одним из вас вкусить силу других1», посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это легче». 1 Иначе говоря, подчинить одних из вас другим.
Глава 1224: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Они1 — те, кого Аллах вёл прямым путём, следуй же их руководству» (“Скот”, 90). 1 То есть пророки, мир им.
1661 (4632). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили: «Следует ли совершать земной поклон (, услышав чтение суры) “Сад”?»1 — (на что) он ответил: «Да», после чего прочитал (нижеследующие айаты): «И Мы даровали ему2 Исхака, (а Исхаку —) Йа‘куба, и всех (их) Мы вели прямым путём, Нуха же Мы вели прямым путём (задолго) до (Ибрахима), а из потомства(Нуха Мы вели прямым путём) Дауда, Суляймана, Аййуба, Йусуфа и Харуна. Так воздаём Мы творящим благое. (И Мы вели прямым путём) Закарийу, Йахйу, ‘Ису и Илйаса — все они из (числа) праведников, а (также) Исма‘ила, аль-Йаса‘а, Йунуса и Лута. Всем (им) Мы отдали предпочтение перед (обитателями) миров и (некоторыми из) их предков, и потомков, и братьев, которых Мы (тоже) избрали и которых вели прямым путём. Таково руководство Аллаха, ведущего прямым путём кого Он желает из рабов Своих. А если станут они поклоняться кому-либо ещё наряду с Ним, все дела их окажутся тщетными. Это — те, кому Мы даровали Писание, мудрость и пророчество, а если они3 не уверуют, Мы вверим это людям4, которые не станут отвергать этого. Они — те, кого Аллах вёл прямым путём, следуй же их руководству» ,5 а потом сказал: «Ваш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, являлся (одним) из тех, кому было велено следовать им». 1 Конкретно имеется в виду 24-й аят суры “Сад”, где сказано: «И Дауд убедился, что Мы только испытывали его, и попросил прощения у своего Господа, и склонился в земном поклоне и обратился (к Аллаху с покаянием)». 2 Имеется в виду Ибрахим, мир ему. 3 Имеются в виду мекканские многобожники и другие. 4 Здесь подразумеваются мухаджиры, ансары и все те, кто будет следовать за ними до самого Дня воскресения. 5 “Скот”, 84 — 90.
Глава 1225: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…и не приближайтесь к непристойному1, как явному, так и тайному» (“Скот”, 151). 1 В данном случае речь идёт о греховном вообще, но в первую очередь — о прелюбодеянии.
1662 (4644). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах (, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Никому чувство ревности не присуще в такой мере, как Аллаху, и поэтому запретил Он как явные, так и тайные непристойные дела. И нет ничего, что Аллах любил бы больше восхваления, и поэтому Он Сам воздал Себе хвалу».
Глава 1226: Слова Всевышнего: «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!» (“Преграды”, 199). 1663 (4644). Сообщается, что ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Аллах велел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, избрать из нравственных качеств людей (способность) прощать».
Глава 1227: Слова Всевышнего: «И сражайтесь с ними, пока не (исчезнет) искушение1 и не станет религия полностью принадлежать Аллаху2» (“Добыча”, 39). 1 Имеется в виду многобожие. 2 То есть пока люди не станут поклоняться только Аллаху.
1664 (4651). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили: «Что ты думаешь о сражении (ради искоренения) искушения?» Он сказал: «А знаешь ли ты, что такое искушение? Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с многобожниками, нападая на них из-за искушения1, а не так, как вы, (ибо вы) сражаетесь из-за власти». 1 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нападал на них по той причине, что они были источником искушения для других.
Глава 1228: Слова Всевышнего: «(Есть) и другие (люди), которые признали свои грехи (после того, как) смешали праведные дела с дурными. Может быть, Аллах примет их покаяние, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный!» (“Покаяние”, 102). 1665 (4674). Сообщается, что Самура бин Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «(Сегодня) ночью (во сне) ко мне явились двое, взяли меня и привели в город (, здания которого были построены) из золотых и серебряных кирпичей. Там мы встретили людей, тела которых наполовину были самого прекрасного вида, а наполовину — самого ужасного, и (эти двое) сказали им: “Идите и окунитесь в эту реку”, и они окунулись в неё, а потом вернулись к нам, и оказалось, что уродство их исчезло и они приняли самый прекрасный вид. (Эти двое) сказали мне: “Это1 — ‘Адн2, а это — твоё жилище”. (И ещё) они сказали: “Что же касается людей, которые были наполовину прекрасными, а наполовину — безобразными, то они смешивали праведные дела с дурными, однако Аллах простил их”». 1 Имеется в виду город, построенный из золотых и серебряных кирпичей. 2 ‘Адн — одно из названий рая.
Глава 1229: Слова Всевышнего “и престол Его покоился на воде” (“Худ”, 7). 1666 (4684). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Расходуй, и Я стану расходовать на тебя”». И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Рука Аллаха полна, и не опустошат её непрерывные траты ночью и днём». И он сказал: «Разве вы не видите, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его был над водой, и в руке Его были Весы1, посредством которых Он принижает и возвышает (людей)». 1 Здесь подразумевается справедливость.
Глава 1230: Слова Всевышнего: «Такова хватка1 Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений» (“Худ”, 102). 1 Имеется в виду наказание.
1667 (4686). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах даёт отсрочку несправедливому, но, когда Он схватит его, то уже не отпустит». (Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) сказал: «А потом он прочитал (айат, в котором сказано): “Такова хватка Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова!” »
Глава 1231: Слова Всевышнего: «…кроме того (шайтана), который станет подслушивать, (ибо) он будет поражён яркой падающей звездой» (“Аль-Хиджр”, 18). 1668 (4701). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах решает что-либо в небесах1, ангелы начинают хлопать своими крыльями (, выражая готовность) повиноваться Его словам, и звук (, издаваемый их крыльями,) подобен (звуку, которые издают влекомые) по камням цепи. Когда же страх (, вызванный словами Аллаха,) покидает сердца (ангелов), они говорят: “Что сказал Господь ваш?” — и тому, кто это говорит, отвечают: “Истину, ибо Он — Высокий, Великий!” 2 (Эти слова) 3 слышат подслушивающие 4, которые (становятся) друг на друга, и бывает так, что падающая звезда поражает такого подслушивающего, прежде чем он (успевает) передать (услышанное) своему товарищу (, который стоит ниже,) и сжигает его. Иногда же она не (успевает) поразить его до того, как он передаст (услышанное) следующему, (то есть) стоящему ниже, и (так продолжается) до тех пор, пока они не передают (подслушанную новость) на землю, где она внушается колдуну, который добавляет (к одному слову правды) сто (слов) лжи. Если же (предсказание такого колдуна) сбывается 5, (люди начинают) говорить: “Разве он не говорил нам в такой-то день, что случится то-то и то-то? И мы увидели, что это правда!” — (но сбывается только) слово, услышанное с небес!». 1 То есть объявляет ангелам то, что было решено Им в предвечности. 2 См.: “Саба”, 23. 3 Имеются в виду веления Аллаха, которые повторяют ангелы. 4 То есть шайтаны. 5 Иначе говоря, когда сбывается подслушанная часть предсказания.
Глава 1232: Слова Всевышнего: «И есть среди вас такие, которых возвращают к наихудшей жизни1» (“Пчёлы”, 70). 1 То есть дают дожить до глубокой старости, когда человек становится бессильным и дряхлым.
1669 (4707). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «Прибегаю к Тебе от скупости, и от лени, и от одряхления, и от мучений могилы, и от искушения Антихриста и от искушений жизни и смерти! /А‘узу би-кя мин аль-бухли, ва-ль-касали, ва арзали-ль-‘умури, ва ‘азаби-ль-кабри, ва фитнати-д-Даджжали, ва фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат!/ »
Глава 1233: Слова Всевышнего: «…потомки тех, кого Мы перевезли вместе с Нухом! Поистине был он благодарным рабом…» (“Ночное путешествие”, 3). 1670 (4712). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принесли (в подарок) мясо. Ему подали (баранью) лопатку, так как он любил это, и он откусил кусочек, а потом сказал: «Я стану главой (всех) людей в День воскресения. А знаете ли вы о причине этого? Аллах соберёт первых и последних на одной обширной равнине так, что глашатай сможет обратиться ко всем им и всех их можно будет охватить взором. И солнце приблизится к ним, и охватит их такая скорбь и печаль, что у них не хватит ни сил, ни терпения (переносить это), и тогда люди станут говорить (друг другу): “Разве вы не видите, до чего вы дошли? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед вашим Господом?” И одни люди скажут другим: “Вам следует (пойти) к Адаму!” (После этого) они придут к Адаму, мир ему, и скажут ему: “Ты — отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой и вдохнул в тебя (нечто от) Своего духа, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” (На это) Адам скажет: “Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше, и, поистине, запретил Он мне (вкушать плоды райского) древа, а я ослушался Его! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Нуху!” (После этого) они придут к Нуху и скажут (ему): “О Нух, поистине, ты — первый из посланников (Аллаха) к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет: “Поистине, мой Всемогущий и Великий Господь сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше, и, поистине, в (земной жизни мне была предоставлена возможность обратиться к Аллаху только с одной) мольбой1, и я обратился к Нему с мольбой (о том, чтобы Аллах погубил) мой народ; сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Ибрахиму!” (После этого) они придут к Ибрахиму и скажут (ему): “О Ибрахим, ты — пророк Аллаха и Его возлюбленный /халиль/ из числа живших на земле, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет им: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я ведь трижды солгал2! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мусе!” (После этого) они придут к Мусе и скажут (ему): “О Муса, ты — посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми (, ибо Он вручил тебе) Своё послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я убил человека, которого мне не было велено убивать! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к ‘Исе!” (После этого) они придут к ‘Исе и скажут: “О ‘Иса, ты — посланник Аллаха, и Его слово, которое Он даровал Марйам, и дух от Него, и ты говорил с людьми ещё тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) ‘Иса скажет: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше!” — однако он не станет упоминать о каких-либо грехах. “Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!” (После этого) они придут к Мухаммаду и скажут: “О Мухаммад, ты — посланник Аллаха и последний из пророков, а Аллах простил тебе (все) прошлые и будущие грехи, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” И тогда я пойду к подножию престола (Аллаха) и склонюсь в земном поклоне перед моим Всемогущим и Великим Господом, после чего Он откроет мне такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до меня не открывал, а потом будет сказано: “О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято!” И тогда я подниму голову и скажу: “Моя община, о Господь мой, моя община, о Господь мой!” Тогда будет сказано: “О Мухаммад, введи через правые врата из (числа) врат рая тех из общины твоей, кому не предстоит расчёт3, но они могут входить вместе с людьми и через другие врата!”» А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, расстояние между (каждыми) двумя створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Химйаром4 (или: между Меккой и Бусрой)!» 1 См. хадис № 1975 и примечания к нему. 2 См. хадис № 1349. 3 В других хадисах приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщавшего, что семьдесят или семьсот тысяч человек из числа его последователей войдут в рай без расчёта. 4 Химйар — название района в Йемене.
Глава 1234: Слова Всевышнего: «…и Господь твой приведёт тебя к месту достохвальному» (“Ночное путешествие”, 79). 1671 (4718). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Поистине, в День воскресения люди будут стоять на коленях, и (члены) каждой общины будут следовать за своим пророком со словами “О такой-то, заступись, о такой-то, заступись!”, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока право заступничества не будет предоставлено пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и в этот День Аллах приведёт его к месту достохвальному /аль-макам aль-махмуд/ ».
Глава 1235: Слова Всевышнего: «И не произноси (слова) своей молитвы ни (слишком) громко, ни (слишком) тихо» (“Ночное путешествие”, 110). 1672 (4722). Сообщается, что о словах Всевышнего “И не произноси (слова) своей молитвы ни (слишком) громко, ни (слишком) тихо” Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал (следующее): «Когда был ниспослан (этот айат), посланник Аллаха скрывался в Мекке.1 Совершая молитвы вместе со своими сподвижниками, он громко читал Коран, что же касается многобожников, то, услышав его (голос), они начинали поносить и Коран, и Того, Кто его ниспослал, и того, кто его принёс; и тогда Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “И не произноси (слова) своей молитвы ни (слишком) громко…”, то есть (не делай этого), читая (Коран), ибо тогда (это чтение) услышат многобожники и станут поносить Коран. (Далее) Он сказал: “…ни (слишком) тихо…”, — (то есть пусть чтение будет не слишком тихим) для твоих сподвижников, ибо тогда они не услышат тебя, — “…а выбери среднее между (одним и другим)” ». 1 Речь идёт о начальном периоде существования ислама.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.075 сек.) |