|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Книга похоронГлава 483: О том, чьими последними словами стали слова “Нет бога, кроме Аллаха / Ля иляха илля-Ллах /”. 598 (1237). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ко мне явился некто1 от Господа моего и сообщил мне (или: порадовал меня вестью) о том, что войдёт в рай любой из членов моей общины, который умрёт, не поклонявшись ничему, кроме Аллаха”. Я спросил: “Даже если он прелюбодействовал и воровал?” Он ответил: “Даже если он прелюбодействовал и воровал”». 1 Имеется в виду ангел Джибрил.
599 (1238). Сообщается, что ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Войдёт в огонь тот, кто умер, поклонявшись чему бы то ни было наряду с Аллахом”, а я сказал: “Войдёт в рай тот, кто умер, ничему не поклонявшись наряду с Аллахом ”».1 1 В “Сахихе” Муслима приводится хадис, где сообщается, что эти слова принадлежат пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 484: Веление провожать погребальные носилки. 600 (1239). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам делать семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам провожать погребальные носилки, навещать больного, принимать приглашения1, помогать притесняемому, выполнять клятвы, отвечать на приветствия и произносить благопожелание чихнувшему2. И он запретил нам пользоваться серебряной посудой, носить золотые кольца, шёлковую одежду, чистый шёлк, касси и истабрак3».4 1 Имеются в виду приглашения на свадьбу, в гости и так далее. 2 Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/». 3 Названия двух видов тканей на шёлковой основе. 4 Здесь перечислены не семь, а шесть запретов, часть из которых распространяется только на мужчин. В другой версии этого хадиса указывается, что седьмой запрет касался подушек в шёлковых чехлах, клавшихся на сёдла верховых животных. Мужчинам запрещается носить золотые украшения и одежду из шёлка, а пользоваться золотой и серебряной посудой запрещается и мужчинам, и женщинам.
Глава 485: Посещение покойного после заворачивания его в саван. 601 (1243). Сообщается, что Умм аль-‘Аля, да будет доволен ею Аллах, женщина из числа ансаров, которая дала пророку, да благословит его Аллах и приветствует, клятву на верность исламу, сказала: «Мухаджиры были распределены (среди нас)1 по жребию, и нам достался ‘Усман бин Маз‘ун, которого мы поселили в нашем доме, а (через некоторое время) он заболел и умер. После того как он умер, был обмыт и завёрнут в свою одежду, (к нам) пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а я сказала: “Да помилует тебя Аллах, Абу-с-Са’иб2, свидетельствую, что Аллах почтил тебя!” (Услышав эти слова,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Откуда тебе знать, что Аллах почтил его?” Я сказала: “Да станет мой отец выкупом за тебя, о посланник Аллаха, а кому же ещё Аллах окажет почёт?!” Тогда он сказал: “Что касается его, то он скончался, и, клянусь Аллахом, я желаю ему блага, однако клянусь Аллахом и в том, что не знаю, что будет сделано даже со мной, хотя я и посланник Аллаха!”» (Умм аль-‘Аля) сказала: «И, клянусь Аллахом, с тех пор я больше ни о ком не говорю так». 1 То есть мухаджиры, переселившиеся из Мекки в Медину и не имевшие там домов, а зачастую и никаких средств, были распределены на постой к ансарам. 2 Абу-с-Са’иб — кунья ‘Усмана бин Маз‘уна, да будет доволен им Аллах.
602 (1244). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда мой отец был убит1, я начал плача поднимать одежду с его лица. Люди пытались помешать мне,2 однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал запрещать мне этого, а когда моя тётка Фатима принялась рыдать, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Будешь ты плакать или нет, (это ничего не меняет, ибо) ангелы продолжали укрывать его своими крыльями до тех пор, пока вы не унесли его3”». 1 Отец Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, был убит в битве при Ухуде. 2 По той причине, что лицо покойного было обезображено: мекканцы отрезали ему уши и нос. 3 То есть пока вы не унесли его с поля боя.
Глава 486: Человек, который сам извещает родных покойного о его смерти. 603 (1245). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил (людям) о кончине негуса в тот самый день, когда он умер.1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к месту молитвы, построил (людей) рядами и четырежды произнёс слова “Аллах велик /Аллаху акбар/ ”.2 1 Речь идёт о событиях, относящихся к 630 году. 2 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал по негусу заупокойную молитву. Заупокойная молитва, подобная этой, читается в тех случаях, когда мусульманин умирает в таком месте, где помолиться за него некому.
604 (1246). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Зайд взял знамя и был сражён, потом взял его Джа‘фар и был сражён, а потом взял его ‘Абдуллах бин Раваха и (тоже) был сражён»,1 и когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил это, глаза его были полны слёз (, после чего он продолжил): «А затем взял его Халид бин аль-Валид2, не являвшийся командиром, и ему была дарована победа». 1 Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает людям о ходе и завершении сражения между мусульманами и византийцами при Муте (Южная Сирия, 629 г.). Командиром отряда мусульман был первоначально назначен Зайд Ибн Хариса, а его заместителями, соответственно, Джа‘фар бин Абу Талиб и ‘Абдуллах бин Раваха, да будет доволен ими Аллах. 2 Имеется в виду, что, отправляя отряд в поход, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не назначал его командиром. Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, принявший ислам незадолго до битвы при Муте, являлся одним из самых выдающихся полководцев раннего периода истории ислама. Умер в 642 году.
Глава 487: О достоинстве того, кто переносит смерть своего ребёнка с верой и надеждой на награду Аллаха. 605 (1248). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если у кого-нибудь из мусульман умрyт трое детей, не достигших совершеннолетия1, Аллах обязательно введёт его в рай по милости Своей к ним». 1 См. примечание к хадису № 67.
Глава 488: Желательно обмывать (покойного) нечётное число раз. 606 (1254). Сообщается, что Умм ‘Атыййа аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда умерла дочь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,1 он зашёл к нам и сказал: “Обмойте её трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным, отваром ююбы /сидр/2, а (когда будете делать это) в последний раз, используйте камфару (или: немного камфары) и дайте мне знать, когда закончите”. Закончив (обмывать её тело), мы сообщили ему об этом, а он дал нам свой изар и сказал: “Заверните её в это”».
(1255). В другой версии этого хадиса сообщается, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал: «Начинайте (обмывать тело) с правой стороны и с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении /вуду/ ». (Кроме того, Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «И мы расчесали ей (волосы, заплетя их) в три косы». 1 Речь идёт об умершей в 630 году старшей дочери пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зайнаб, да будет доволен ею Аллах. 2 Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо её листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.
Глава 489: Начинать следует с правых частей тела покойного. 606 (1254). Сообщается, что Умм ‘Атыййа аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда умерла дочь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,1 он зашёл к нам и сказал: “Обмойте её трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным, отваром ююбы /сидр/2, а (когда будете делать это) в последний раз, используйте камфару (или: немного камфары) и дайте мне знать, когда закончите”. Закончив (обмывать её тело), мы сообщили ему об этом, а он дал нам свой изар и сказал: “Заверните её в это”».
(1255). В другой версии этого хадиса сообщается, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал: «Начинайте (обмывать тело) с правой стороны и с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении /вуду/ ». (Кроме того, Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «И мы расчесали ей (волосы, заплетя их) в три косы». 1 Речь идёт об умершей в 630 году старшей дочери пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зайнаб, да будет доволен ею Аллах. 2 Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо её листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.
Глава 490: Белая материя для савана. 607 (1264). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (тело покойного) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завернули в три куска белой йеменской хлопчатобумажной ткани из Сахуля1, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы. 1 В тексте “сахулийа”, что может означать либо “сделанный в Сахуле”, селении в Йемене, где производили такие ткани, либо “отбеленный”.
Глава 491: Заворачивание тела покойного в два куска ткани. 608 (1265). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек, находившийся вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время стояния на ‘Арафате,1 неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею (и умер). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Обмойте его водой с ююбой и заверните (тело) в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в День воскресения он будет воскрешён произносящим тальбийу”». 1 Из сказанного ясно, что дело происходило во время прощального паломничества в феврале 632 года.
Глава 492: Саван для покойного. 609 (1269). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда ‘Абдуллах бин Убайй1 умер, его сын пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, дай мне свою рубаху, чтобы я завернул в неё его (тело), соверши над ним заупокойную молитву и попроси Аллаха простить его». И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ему свою рубаху, сказав (при этом): «Дай мне знать,2 чтобы я мог совершить молитву». (Через некоторое время) тот сообщил ему, (что всё готово,) но, когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) хотел приступить к заупокойной молитве, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, потянул его (за одежду) и спросил: «Разве Аллах не запретил тебе молиться за лицемеров?» (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Я имею право выбора, ибо сказал Он: “Будешь ты просить для них прощения или нет (, не имеет значения, ибо), если (даже) ты попросишь для них прощения семьдесят раз, Аллах никогда не простит им…” 3» И он (всё же) совершил над ним молитву, после чего был ниспослан айат (, в котором говорится): «Никогда не молись ни по кому из них (в случае его смерти)…» 4 1 Один из предводителей племени хазрадж, умерший в 631 году. Он был известен среди первых мусульман как “глава лицемеров” и не пользовался доверием пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 2 То есть дай мне знать, когда тело будет готово к погребению. 3 “Покаяние”, 80. 4 “Покаяние”, 84.
610 (1270). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к (могиле) ‘Абдуллаха бин Убаййа уже после того, как (тело) было опущено в могилу. Его извлекли оттуда, после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) поплевал1 на него и одел на его тело свою рубаху». 1 Имеется в виду сплёвывание с выделением очень малого количества слюны.
Глава 493: Если савана хватает только на то, чтобы покрыть им либо (тело и) голову, либо (тело и) ноги покойного, следует покрыть им голову. 611 (1276). Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы переселились (из Мекки в Медину) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, стремясь к лику Аллаха, а поэтому Аллах и наградит нас. Некоторые из нас умерли, не получив никакой награды (в мире этом), и среди них был Мус‘аб бин ‘Умайр, другим же (часть этой награды) досталась (уже здесь). Что касается (Мус‘аба), то он был убит в день битвы при Ухуде, и у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща, однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника».
Глава 494: О том, кто при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заранее приготовил себе саван, за что ему не было высказано никакого порицания. 612 (1277). Сообщается, что Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) одна женщина принесла (в подарок) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, окантованный тканый плащ /бурда/ ». (Рассказывавший об этом Сахль спросил слушавших его людей): «Знаете ли вы, что такое плащ?» Они сказали: «Это накидка /шамля/ ». (Сахль) cказал: «Да». (Далее Сахль сказал): «(Эта женщина сказала): “Я соткала (этот плащ) своими руками и пришла сюда, чтобы надеть его на тебя”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял (этот плащ), поскольку нуждался в нём, а потом он вышел к нам, надев его на себя, как надевают изар.1 Один человек принялся хвалить плащ и сказал: “Как он красив! Надень его на меня”.2 (Услышав это,) люди сказали: “Нехорошо ты поступил, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надел его, так как нуждался в плаще, а потом ты обратился к нему с этой просьбой, зная о том, что он никому не отказывает!” (Этот человек сказал): “Клянусь Аллахом, я попросил его (дать мне этот плащ) не для того, чтобы носить его, а только для того, чтобы он послужил мне саваном!”» Сахль сказал: «И (впоследствии этот плащ действительно) послужил ему саваном». 1 Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обмотал его вокруг бёдер. 2 То есть подари его мне.
Глава 495: (Разрешается ли женщинам) провожать погребальные носилки? 613 (1278). Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Нам запрещалось провожать погребальные носилки, но не строго-настрого».1 1 Иначе говоря, женщинам провожать погребальные носилки не рекомендовалось, но и не запрещалось абсолютно.
Глава 496: Траур, который женщина соблюдает не по своему мужу. 614 (1281). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Хабиба, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур по покойному более трёх (дней), если только дело не касается её мужа, (по которому траур следует соблюдать) четыре месяца и десять дней”».1 1 Траур по мужу является для женщины обязательным /ваджиб/. В течение этого срока она не должна покидать своего дома, украшаться и использовать благовония.
Глава 497: Посещение могил. 615 (1283). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо какой-то женщины, которая плакала у могилы, (остановился) и сказал (ей): “Бойся Аллаха и храни терпение”. Женщина, не знавшая его (в лицо), воскликнула: “Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!” Потом ей сказали: “Это же был пророк, да благословит его Аллах и приветствует!” — и тогда она пришла к дверям (дома) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако не обнаружила там привратников.1 Она сказала ему: “Я не знала, что это ты!” — он же сказал ей: “Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении”». 1 Имеется в виду, что это удивило женщину, считавшую, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должен жить подобно царям.
Глава 498: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Покойный подвергается мучениям из-за причитаний по нему некоторых его близких, если и сам он имел обыкновение причитать по покойным». 616 (1284). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(В своё время) дочь1 пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послала к нему (человека, чтобы пригласить его к себе, так как) её сын находился при смерти. Однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отослал (этого человека обратно, велев ему) приветствовать их и сказать: “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха”. Однако (через некоторое время) она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) пошёл (к ней), и вместе с ним пошли Са‘д бин ‘Убада, Му‘аз бин Джабаль, Убайй бин Ка‘б, Зайд бин Сабит и некоторые другие люди. (В доме дочери) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали мальчика, который уже начал хрипеть2, и тогда глаза (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) наполнились слезами. (Увидев это,) Са‘д спросил: “О посланник Аллаха, что это?” Он ответил: “Это — милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов, и Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих”». 1 Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах. 2 Передатчик этого хадиса сказал: «Я думаю, что Усама сказал: “…подобно кожаному бурдюку…”».
617 (1285). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда мы присутствовали на похоронах дочери1 посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сидел у края её могилы, и я видел, как из глаз его льются слёзы. (Потом) он спросил: “Есть ли среди вас такие, кто не приближался к женщине этой ночью?” Абу Тальха ответил: “Я”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Тогда спускайся”, и он спустился в её могилу». 1 Здесь речь идёт об Умм Кульсум, жене ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен Аллах ими обоими.
618 (1287, 1288). Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, иногда покойного подвергают мучениям из-за того, что родные начинают причитать по нему”».1 Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: А когда умер сам ‘Умар, да будет доволен им Аллах, я передал это ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, и она сказала: «Да помилует Аллах ‘Умара! Клянусь Аллахом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил, что Аллах станет подвергать мучениям верующего, если родные будут оплакивать его, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах усугубляет мучения неверного за то, что родные оплакивают его”». Она также сказала: «Достаточно вам Корана (, где сказано): “Не понесёт несущая бремя2 бремени другой…3” 4» 1 Имеются в виду такие случаи, когда человек завещает близким делать это. 2 Имеется в виду душа. 3 Смысл этих слов в том, что ни один человек не будет отвечать за чужие грехи. 4 “Создатель”, 18.
619 (1289). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо (могилы) одной иудейки, которую оплакивали её родные, сказал: “Поистине, они громко оплакивают её, а ведь она (и так) подвергается мучениям в своей могиле!”»
Глава 499: Какие причитания по покойному нежелательны. 620 (1291). Сообщается, что аль-Мугира, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, возводить ложь на меня совсем не то, что возводить ложь на любого другого, (а поэтому) пусть тот, кто делал это намеренно, займёт своё место в аду!”» (Аль-Мугира также сказал): «И я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, по ком громко причитают, подвергается из-за этого мучениям”».
Глава 500: Не относится к нам тот, кто разрывает на себе одежду. 621 (1294). Сообщается, что ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не относится к нам 1 тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи!”» 2 1 То есть поступает вопреки сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 2 Иначе говоря, ведёт себя на похоронах так, как это было принято делать в доисламские времена.
Глава 501: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жалеет Са‘да бин Хауля. 622 (1295). Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В год прощального паломничества я тяжело заболел и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто навещал меня. (Однажды) я сказал: “Поистине, болезнь уже довела меня до крайности! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег (бедным)?” Он сказал: “Нет”. Я спросил: “А половину?” Он сказал: “Нет”, а потом добавил: “Треть, но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишёнными средств и (вынужденными) просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене”.1 Тогда я спросил: “О посланник Аллаха, оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?”2 Он сказал: “Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты ни совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживёшь ещё долго3, чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесён вред.4 О Аллах, заверши переселение для моих сподвижников и не вынуждай их отступать! О бедный Са‘д бин Хауля!”5 — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал выражать сожаление в связи с тем, что этот человек умер в Мекке». 1 В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук. 2 Иначе говоря, Са‘д спрашивает, не умрёт ли он в Мекке? 3 После этого Са‘д действительно прожил ещё около сорока лет. 4 Имеются в виду, соответственно, верующие и многобожники. 5 Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просит Аллаха не возвращать своих сподвижников в Мекку, которую они любили ради Аллаха, но покинули из-за людей, и выражает сожаление в связи со смертью одного из своих сподвижников по имени Са‘д бин Хауля, да будет доволен им Аллах, который умер в Мекке в 632 году.
Глава 502: Запретность обривания головы в случае какого-нибудь несчастья. 623 (1296). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что однажды он тяжело заболел, лишился чувств и ничего не смог сказать одной из своих жён1, прижимавшей к своей груди его голову, а когда пришёл в себя, сказал: «Я не имею отношения к тем, от кого отстраняется посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а он отстраняется от кричащей, обривающей и разрывающей2!» 1 Она начала громко плакать, решив, что её муж умер. 2 Имеются в виду женщины, которые громко кричат, обривают себе головы и разрывают на себе одежду в знак скорби по покойному.
Глава 503: О том, кто, (узнав о случившемся) несчастье, сел, и по нему было видно, что он опечален. 624 (1299). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Узнав о гибели Ибн Харисы, Джа‘фара и Ибн Равахи1, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел, и по нему было заметно, что он глубоко опечален, а я в это время смотрела на него через щель в двери. (Через некоторое время) к нему пришёл какой-то человек и сказал: “Поистине, женщины Джа‘фара…”, (после чего) упомянул о том, что они громко плачут. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел ему запретить им делать это, и тот ушёл, но потом снова вернулся к нему и сказал, что они его не послушались. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Запрети им!” — однако (этот человек) в третий раз вернулся к нему и сказал: “Клянусь Аллахом, они одолели нас, о посланник Аллаха!”»2 И ‘Аиша утверждала, что на это (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тогда набей им рты землёй!» 1 См. примечание к хадису № 604. 2 Этот человек хотел сказать, что они не желают подчиняться.
Глава 504: О том, кто не показал, что он опечален, когда его постигло несчастье. 625 (1301). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) у Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, заболел сын, умерший, когда Абу Тальхи не было дома. Увидев, что он умер, жена (Абу Тальхи) сделала необходимые приготовления1 и спрятала тело где-то в пределах дома. Вернувшись, Абу Тальха спросил: “Как мальчик?” Она ответила: “Он успокоился, и я надеюсь, что он отдохнул”. Абу Тальха решил, что всё так и есть2, и лёг спать (с женой). Утром он совершил полное омовение, а когда уже собирался выйти из дома, она сообщила ему о том, что (их сын) умер. После этого Абу Тальха совершил (утреннюю) молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а затем сообщил ему о том, что у них произошло, на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Надеюсь, что Аллах благословил вас этой ночью”». Сообщается, что один человек из числа ансаров сказал: «И я видел девятерых (их) сыновей, каждый из которых стал чтецом Корана3». 1 Имеется в виду, что она обмыла тело сына и завернула его в саван. 2 То есть посчитал, что мальчику стало легче, и он заснул. 3 Подразумевается, что каждый из них знал Коран наизусть.
Глава 505: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, мы опечалены (разлукой) с тобой!» 626 (1303). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз мы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашли к кузнецу Абу Сайфу, который был мужем кормилицы Ибрахима1, мир ему, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял Ибрахима на руки, поцеловал его и стал вдыхать его запах. А потом мы пришли к (Абу Сайфу ещё раз), когда Ибрахим был уже при смерти, и тогда из глаз посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, полились слёзы, а ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: “И ты (плачешь), о посланник Аллаха?” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “О Ибн ‘Ауф, поистине, это — (проявление) сострадания!” — а затем он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!”» 1 Ибрахим — умерший во младенчестве последний сын пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от его наложницы Марии, христианки родом из Египта.
Глава 506: Плач у (постели) больного. 627 (1304). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда Са‘д бин ‘Убада (серьёзно) заболел, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл навестить его вместе с ‘Абд ар-Рахманом бин ‘Ауфом, Са‘дом бин Абу Ваккасом и ‘Абдуллахом бин Мас‘удом, да будет доволен ими Аллах. Зайдя к (больному) и увидев его в окружении родных, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Он уже умер?” Они ответили: “Нет, о посланник Аллаха”, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заплакал, увидев же, что он плачет, заплакали и другие. Затем он сказал: “Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы (, текущие из) глаз, ни за печаль сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это!” — и он указал на свой язык (, а потом добавил): “И, поистине, покойный подвергается мучениям из-за того, что родные оплакивают его!”»1 1 Имеются в виду громкие причитания. См. примечание к хадису № 618.
Глава 507: Запретность громких причитаний и плача и (необходимость) удерживать людей от этого. 628 (1306). Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Принимая от нас клятву (на верность исламу), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял с нас обещание не причитать по покойным, но никто из нас не выполнил его, кроме пяти (женщин, а именно): Умм Суляйм, Умм аль-‘Аля, дочери Абу Сабры, которая была женой Му‘аза, и ещё двоих женщин (или: дочери Абу Сабры, жены Му‘аза, и ещё одной женщины)».
Глава 508: О том, когда именно следует вставать при виде похоронной процессии. 629 (1308). ‘Амир бин Раби‘a, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит похоронную процессию и не присоединится к ней, пусть встанет (и не садится) до тех пор, пока не окажется позади неё1 (или: пока она не пройдёт мимо него) или пока носилки не опустят (на землю) до этого». 1 Иначе говоря, до того, как носилки пронесут мимо него и он окажется позади них.
Глава 509: Когда следует садиться тому, кто встал при виде похоронной процессии? 630 (1309). Са‘ид аль-Макбури передал, что его отец, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(Однажды, когда) мы принимали участие в похоронной процессии, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, взял Марвана за руку и они сели, прежде чем носилки были опущены на землю. Тогда (к ним) подошёл Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, который (тоже) взял Марвана за руку и сказал: “Встань, ибо клянусь Аллахом, этот (человек)1 знает, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (поступать так)!” И Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Он говорит правду”». 1 Имеется в виду Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах.
Глава 510: О том, кто встал со своего места, увидев, что хоронят иудея. 631 (1311). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) перед нами проносили покойного, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал (со своего места) и мы тоже встали, а (потом) мы сказали ему: “О посланник Аллаха, это же несут иудея!” (На это) он сказал: “Если увидите похоронную процессию, вставайте”».
Глава 511: Погребальные носилки должны нести мужчины без участия женщин. 632 (1314). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если покойный, лежащий на носилках, которые мужчины несут на своих плечах, был праведным, он1 говорит: “(Несите) меня вперёд (побыстрее)!” Если же (покойный) праведным не был, то он говорит: “О горе (мне)! Куда вы несёте меня?!” — и его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его (человек), он лишился бы чувств». 1 Подразумевается, что эти слова произносит дух покойного.
Глава 512: Нести погребальные носилки следует быстро. 633 (1315). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в противном же случае вы (сможете побыстрее) убрать зло с шей своих».
Глава 513: Достоинство участия в похоронах. 634 (1323, 1324). Сообщается, что Нафи‘, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(В своё время) Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщили, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорит: “Тот, кто присоединится к похоронной процессии, получит (награду в один) карат1”, и (Ибн ‘Умар) сказал: “Абу Хурайра преувеличивает!”2 Однако ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, подтвердила правоту Абу Хурайры3 и сказала: “Я слышала, как то же самое говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. Тогда Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, воскликнул: “(Значит,) упустили мы множество каратов (награды)!”» 1 В другом хадисе сообщается, что речь идёт не об обычном карате, известном как мера веса для драгоценных камней, а о карате величиной с гору Ухуд, то есть об огромной награде. 2 Иначе говоря, Ибн ‘Умар посчитал, что Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, ошибся. 3 Имеется в виду, что ‘Аиша подтвердила правильность того, как Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 514: О запретности избрания могил в качестве мест поклонения. 635 (1330). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже болевший той болезнью, от которой он умер, сказал1: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения». (‘Аиша также) сказала: «И если бы не это, то могилу его обязательно сделали бы заметной2, однако я боюсь, что и её могут сделать местом поклонения». 1 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это незадолго до смерти. 2 Имеется в виду, что пророка, да благословит его Аллах и приветствует, похоронили бы не в его доме и сделали бы доступ к месту его погребения свободным.
Глава 515: О том, где должен стоять имам во время молитвы по женщине, скончавшейся во время родов. 636 (1331, 1332). Сообщается, что Самура бин Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я принял участие в молитве по умершей от родов женщине и во время (этой молитвы) я находился позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который встал напротив середины её (тела)1». 1 Когда молитва читается по мужчине, имам становится у изголовья.
Глава 516: Чтение “Аль-Фатихи” во время заупокойной молитвы. 637 (1335). Сообщается, что однажды Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, совершавший заупокойную молитву, прочитал “Аль-Фатиху”, а потом сказал: «Пусть (люди) знают, что это — сунна1». 1 То есть пусть люди знают, что так же поступал в подобных случаях и пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 517: Покойный слышит стук сандалий. 638 (1338). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того как раба Аллаха положат в его могилу, а его товарищи повернутся и уйдут, и он даже услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят его: “Что говорил ты об этом человеке, Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует?” Он ответит: “Я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его посланник”, после чего ему скажут: “Посмотри на место своё в огне: Аллах заменил его для тебя на место в раю”». (Затем) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И он увидит оба этих места. Что же касается неверного (или: лицемера), то он ответит (ангелам): “Не знаю, я лишь повторял то, что говорили люди”. Тогда ему скажут: “Ты не знал и не читал!”1 — а потом ему нанесут удар железным молотком между ушей, и он издаст такой крик, который услышат все те, кто окажется поблизости от него, кроме людей и джиннов». 1 То есть не читал Коран и не следовал за читавшими его.
Глава 518: О том, кто хотел быть похороненным на святой земле или в ином подобном месте. 639 (1339). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:1 «(В своё время) ангел смерти был послан к Мусе, мир им обоим, но когда он явился к нему, (Муса) ударил его (и выбил ему глаз).2 Тогда (ангел) вернулся к своему Господу и сказал: “Ты послал меня к рабу, который не желает смерти!” Аллах вернул ему глаз и велел: “Возвращайся и скажи ему, чтобы он положил руку на спину быку, ибо он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука”. (Когда ангел выполнил всё, что ему было велено, Муса) сказал: “О Господь мой, а что потом?” Он ответил: “Потом — смерть”. (Муса) сказал: “Тогда (пусть это случится) сейчас”, и попросил Аллаха приблизить его к святой земле на расстояние броска камня». (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу (, которая находится) у дороги рядом с красным холмом”». 1 Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 2 Муса, мир ему, не знал, что это ангел, поскольку он явился к ему в образе человека и вошёл к нему без разрешения.
Глава 519: О молитве по павшему в бою за веру. 640 (1343). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (повелевал) заворачивать павших в битве при Ухуде в один кусок ткани по двое1, а потом спрашивал: “Кто из них знал Коран лучше?” — когда же ему указывали на одного из них, он (распоряжался) укладывать его в могилу первым и говорил: “Я буду свидетельствовать за них в День воскресения!” И он велел хоронить их, не смывая с них кровь, и поэтому их не обмывали и не совершали по ним молитвы». 1 Этих людей хоронили в одной могиле, либо заворачивая по два тела в один саван, либо разрезая один кусок ткани на две части.
641 (1344). Передают со слов ‘Укбы бин ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил заупокойную молитву по павшим при Ухуде, после чего поднялся на минбар и сказал: «Поистине, я опережу вас1 и буду свидетельствовать о вас, и, поистине, клянусь Аллахом, сейчас я вижу свой водоём, и, поистине, были дарованы мне ключи от сокровищниц земли (или: ключи земли), и, поистине, клянусь Аллахом, я не боюсь того, что после моей смерти вы станете многобожниками, но боюсь, что будете вы соперничать друг с другом (из-за мирских благ)!» 1 Эти слова были сказаны пророком, да благословит его Аллах и приветствует, незадолго до смерти.
Глава 520: Следует ли совершать заупокойную молитву по мальчику1, который принял ислам, а потом умер? И следует ли объяснять мальчику, в чём состоит суть ислама? 1 То есть подростку, не достигшему половой зрелости.
642 (1354). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и несколькими другими людьми отправился к Ибн Саййаду1, который (в то время) был близок к совершеннолетию и которого они нашли играющим с другими мальчиками возле укрепления племени бану магаля. Ибн Саййад не замечал (пришедших) до тех пор, пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ударил его рукой, сказав ему: «Засвидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?» Ибн Саййад посмотрел на него и сказал: «Я свидетельствую, что ты послан к неграмотным2», после чего спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «А засвидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?» Однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отказался (засвидетельствовать это) и сказал: «Я уверовал в Аллаха и посланников Его!» — а потом спросил его: «Что ты думаешь?» Ибн Саййад ответил: «Приходит ко мне и правдивый, и лжец». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всё это у тебя спутано!»3 Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, я приберёг для тебя нечто».4 Ибн Саййад сказал: «Это — “ад-дух…»5 Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Пошёл прочь! Тебе никогда не преодолеть своего предела!»6 (Услышав это,) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если это он и есть7, тебе ни за что с ним не справиться, а если это не он, то убийство его не принесёт тебе блага».
(1355). Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, (также) сказал: «После этого8 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении Убаййа бин Ка‘ба пошёл в пальмовую рощу, где находился Ибн Саййад. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел услышать что-нибудь сказанное Ибн Саййадом, прежде чем тот заметит его, и он увидел, что (Ибн Саййад) лежит на земле, укрывшись куском ткани, из-под которой доносились непонятные звуки (или: какие-то утробные звуки). Мать Ибн Саййада увидела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прятавшегося за стволами пальм, и окликнула (сына): “О Саф! — ибо так звали Ибн Саййада. — Здесь Мухаммад”, после чего Ибн Саййад быстро поднялся (с земли), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы она не побеспокоила его, он проявил бы себя”». 1 Речь идёт о подростке необычной внешности из числа иудеев, относительно которого у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возникли подозрения, что он является Антихристом. 2 Здесь подразумеваются арабы, не имевшие Священного Писания до возникновения ислама. Таким образом, Ибн Саййад противоречит пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заявившему о том, что он послан ко всем людям. 3 То есть спутано шайтаном. 4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желавший показать Ибн Саййаду, что тот не является посланником Аллаха, предлагает ему сказать, что именно он имеет в виду. 5 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду 10-й айат суры “Дым” (“Ад-Духан”), где использовано это слово, которое Ибн Саййад не смог произнести полностью. Это и послужило доказательством того, что Ибн Саййад получал от шайтанов только обрывки сообщений, имевших отношение к миру сокрытого. 6 Иначе говоря, никогда не узнать больше того, что известно прорицателям. 7 То есть если Ибн Саййад действительно является Антихристом. 8 Здесь приводится другое сообщение, а не продолжение предыдущего.
643 (1356). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заболел, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему: “Повинуйся Абу-ль-Касиму!” — да благословит его Аллах и приветствует, и он принял ислам. А после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (оттуда), говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”»
644 (1359). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии /фитра/1, а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (, а не изувеченными): разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!”» А потом Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, прочитал (нижеследующий айат): «Обрати же лик свой к религии, будучи верным2 (и сообразуясь с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотвориллюдей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть правильная религия…» 3 1 См. примечание к хадису № 178. 2 То есть не отступая от религии единобожия и не отклоняясь от неё. 3 “Румы”, 30.
Глава 521: О том случае, когда многобожник перед смертью произносит слова “Нет бога, кроме Аллаха”. 645 (1360). Передают со слов Са‘ида бин аль-Мусаййаба, да помилует Его Аллах Всевышний, что его отец (аль-Мусаййаб бин Хазн), да будет доволен им Аллах, сказал: Когда Абу Талиб1 был уже близок к смерти, к нему пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнаруживший, что у него находятся Абу Джахль бин Хишам и ‘Абдуллах бин Абу Умаййа бин аль-Мугира2. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Талибу: «О дядя, произнеси слова “Нет бога, кроме Аллаха”, благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом!» (Услышав это,) Абу Джахль и ‘Абдуллах бин Умаййа (в один голос) воскликнули: «О Абу Талиб, неужели же ты отступишься от религии ‘Абд аль-Мутталиба3?!» И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал предлагать ему (произнести эти слова), а они повторяли своё, пока в конце концов Абу Талиб не произнёс свои последние слова, (подтвердив, что) он не отступится от религии ‘Абд аль-Мутталиба, и отказавшись сказать: «Нет бога, кроме Аллаха». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Что до меня, то, клянусь Аллахом, я обязательно стану просить прощения для тебя, пока мне не будет запрещено делать это!» И тогда Аллах Всевышний ниспослал айат, в котором говорится: «Не подобает пророку и тем, кто уверовал, проситьпрощения для многобожников после того, как им стало ясно, что они — обитатели огня, даже если они и являются их родственниками» .4 1 Абу Талиб — дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отец ‘Али, да будет доволен им Аллах. 2 Все эти люди были ярыми врагами пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 3 ‘Абд аль-Мутталиб — дед пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отец Абу Талиба. 4 “Покаяние”, 113.
Глава 522: Слова увещания, которые увещающий произносил у могилы, в то время как его сподвижники сидели вокруг него. 646 (1362). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда мы присутствовали на похоронах в Баки‘ аль-Гаркад1, к нам подошёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует, державший в руке небольшую палку. Он сел, опустил голову и стал разбрасывать этой палкой землю, мы же уселись вокруг него, а (через некоторое время) он сказал: “Нет никого среди вас, как нет и вообще ни одной живой души, место которой в раю или в аду уже не было бы определено, и определено также, злосчастной она является или счастливой”. Один человек сказал: “О посланник Аллаха, так не положиться ли нам на то, что уже предопределено нам, и не отказаться ли от дел, ведь тот из нас, кто относится к числу счастливых, (всё равно) придёт к делам счастливых, а относящийся к числу злосчастных (всё равно) придёт к делам злосчастных?” (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных”, после чего прочитал (нижеследующие айаты): «Что касается того, кто отдавал2, и был богобоязненным, и признавал наилучшее3, то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему4» .5 1 Название кладбища Медины. 2 Имеется в виду “отдавал должное” в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему. 3 То есть верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела. 4 Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай. 5 “Ночь”, 5 — 7.
Глава 523: О том, что было сказано относительно самоубийцы. 647 (1363). Передают со слов Сабита бин ад-Даххака, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь намеренно даст ложную клятву, поклявшись не исламом,1 а какой-нибудь другой религией, значит, он и (в самом деле) является таким, как (он сам себя) назвал, а если кто-нибудь лишит себя жизни с помощью куска железа, то его будут мучить этим2 в пламени ада». 1 Это не значит, что можно клясться исламом. Имеются в виду, например, такие ситуации, когда мусульманин намеренно лжёт и при этом серьёзно говорит: “Если это неправда, значит, я — иудей”. В подобном случае он действительно становится иудеем. 2 Имеется в виду орудие его самоубийства.
648 (1364). Передают со слов Джундаба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один человек, у которого было (множество) ран, сам лишил себя жизни, и тогда Аллах сказал: “Раб Мой опередил Меня по собственной воле1, (и поэтому) Я сделал рай запретным для него”». 1 То есть решил поторопить события и сам лишил себя жизни.
649 (1365). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто задушит сам себя, будет (продолжать) душить себя и в огне, а тот, кто заколет сам себя, будет (продолжать) делать это и в огне».
Глава 524: Восхваление покойного людьми. 650 (1367). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда мимо нас) прошла похоронная процессия и люди стали восхвалять покойного, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это обязательно”. Затем прошла ещё одна (похоронная процессия), и (на этот раз) люди стали отзываться о покойном плохо, однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Это обязательно”. Тогда ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил: “Что обязательно?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Вы воздали хвалу этому, и теперь он обязательно окажется в раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в огне, ведь вы — свидетели Аллаха на земле!”»1 1 Это не значит, что если праведные люди произнесут такие слова, то Аллах будет обязан ввести покойного в рай или ввергнуть в ад, так как никто не может ни к чему принудить Его. Иначе говоря, всё и всегда зависит исключительно от воли Всевышнего, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду лишь то, что Аллах выполнит Свои обещания, наградив благочестивых и покарав нечестивых.
651 (1368). Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах введёт в рай любого мусульманина, о благочестии которого будут свидетельствовать четверо (других мусульман)”. Мы спросили: “А (если их будет) трое?” Он ответил: “И трое”. Мы (снова) спросили: “А двое?” Он ответил: “И двое”, и мы не стали спрашивать его о том (, что будет, если найдётся только) один (такой свидетель)».
Глава 525: О том, что было сказано относительно мучений могилы.
Аллах Всевышний сказал: «Если бы видел ты грешников в пучине смерти, (когда) ангелы простирают руки и говорят: “Расстаньтесь со своими душами! Сегодня воздастся вам унизительным наказанием за то, что вы возводили ложь на Аллаха и пренебрегали Его знамениями!”» (“Скот”, 93).
652 (1369). Передают со слов аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того как верующего усадят в его могиле и к нему придут (ангелы), он принесёт свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, ибо сказал (Всевышний): “Аллах укрепит верующих твёрдым словом…” 1» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.097 сек.) |