|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Книга о достоинстве дарения и побуждении к этомуГлава 899: О достоинстве дарения. 1095 (2566). Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, cказал: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте».1 1 Иначе говоря, о кости, на которой есть немного мяса. Этот хадис можно перевести и по-другому, если исходить из того, что речь в нём идёт не о той соседке, которая делает подарок, а о той, которая этот подарок получает. В этом случае слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует понимать так: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (подарком другой), даже если (речь идёт об) овечьем копыте». Это значит: пусть не считает это слишком незначительным и не забудет выразить ей за это благодарность.
1096 (2567). Сообщается, что однажды ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала ‘Урве, да помилует его Аллах Всевышний: «О сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один, (всего же мы видели) три молодых месяца в течение двух месяцев, (и за всё это время) в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не разжигали огня1». (‘Урва сказал): «Я спросил: “О тётя, что же поддерживало вас?” Она сказала: “Финики и вода, однако (помимо этого) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были соседи из числа ансаров, у которых были дойные верблюдицы или овцы,2 и они приносили в подарок посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их молоко, а он поил им нас”». 1 Здесь имеется в виду, что в домах жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу. 2 См. хадисы под №№ 1116, 1117.
Глава 900: О скромном подарке. 1097 (2568). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если пригласят меня отведать баранью ногу1, я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)». 1 В тексте “зира‘ ау кура‘” — переднюю или заднюю ногу.
Глава 901: Приём подарка с охоты. 1098 (2572). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы вспугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принёс (этого) зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его задние ноги, а он принял это». В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал): «…а он отведал его».
Глава 902: Приём подарка. 1099 (2575). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Умм Хуфайд, тётка Ибн ‘Аббаса, да будет доволен всеми ими Аллах, прислала в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сушёный творог, топлёное масло и песчаных ящериц, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поел творога и масла, но не притронулся к ящерицам (, так как не любил их). Ибн ‘Аббас сказал: «(Однако другие) ели их за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы (употреблять ящериц в пищу) было запретно, то их бы не ели за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
1100 (2576). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносили какую-нибудь еду, он всегда спрашивал: “Это подарок или садака?” — и если ему говорили, что это садака, он говорил своим сподвижникам: “Ешьте”, а сам не ел. Если же ему говорили, что это подарок, (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сразу же протягивал руку и ел вместе с ними».
1101 (2577). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли мясо и сказали: “Его получила Барира в качестве садаки”, (на что) он сказал: “Для (Бариры) оно является садакой, а для нас — подарком”».
Глава 903: О том, кто делал подарки своему другу, выбирая такое время, когда он находился у одной из своих жён, и не делая этого в иных случаях. 1102 (2581). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что жёны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделялись на две группы, к одной из которых принадлежали ‘Аиша, Хафса, Сафиййа и Сауда, а другую составляли собой Умм Салама и все остальные жёны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульмане узнали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (больше всех) любит ‘Аишу, и, если кто-нибудь из них желал сделать подарок посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он дожидался, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не появлялся в доме ‘Аиши, и посылал свой подарок ему туда. (Однажды жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принадлежавшие к той группе, к которой относилась) Умм Салама, сказали ей: «Скажи посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он сказал людям, что, если кто-нибудь захочет подарить что-то посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пусть посылает свой подарок, у какой бы из своих жён он ни находился». Умм Салама передала ему их слова, но (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ничего не ответил ей, а когда они спросили её (об этом, Умм Салама) сказала: «Он ничего не сказал мне». Они сказали ей: «Поговори с ним (ещё раз), и она обратилась к (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) с этим, когда он снова пришёл к ней, но он (опять) ничего не сказал ей, когда же они спросили её (об этом, Умм Салама) сказала: «Он ничего не сказал мне». Они сказали: «Обращайся к нему, пока он не ответит тебе”, и когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) пришёл к (Умм Саламе), она опять обратилась к нему (с той же просьбой), и тогда он сказал ей: «Не досаждайте мне (разговорами об) ‘Аише, ибо, поистине, (ни разу) не ниспосылались мне откровения в то время, когда я находился в постели какой-либо женщины (из вас), кроме ‘Аиши!» (Услышав это, Умм Салама) сказала: «Я приношу Аллаху покаяние за то, что досаждала тебе, о посланник Аллаха!» А потом (жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относившиеся к группе Умм Саламы,) позвали к себе дочь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Фатиму и послали её к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы она сказала: «Поистине, твои жёны заклинают тебя Аллахом относиться к ним так же, как ты относишься к дочери Абу Бакра1!» И она передала (это пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) который спросил: «О доченька, разве ты не любишь того, что люблю я?» (Фатима) сказала: «Конечно!» — а потом вернулась и рассказала им (обо всём). Они сказали: «Пойди к нему (ещё раз)», но (Фатима) отказалась (делать это). Тогда они послали (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) Зайнаб бинт Джахш, которая стала говорить с ним без должного почтения и сказала: «Поистине, твои жёны заклинают тебя Аллахом относиться к ним так же, как ты относишься к дочери Ибн Абу Кухафы2!» При этом (Зайнаб), которая повернулась к сидевшей (там) ‘Аише и принялась ругать её, говорила очень громким голосом, так что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже стал смотреть, будет ли (‘Аиша) отвечать (ей тем же). Что же касается (‘Аиши), то она отвечала Зайнаб (и говорила с ней), пока не успокоила её, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на ‘Аишу и сказал: «Она — настоящая дочь Абу Бакра!»3 1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одинаково справедливо относился ко всем своим жёнам, да будет доволен ими Аллах, и ни в чём не ущемлял их законные права, но больше всех любил ‘Аишу, что вызывало ревность других. 2 Ибн Абу Кухафа — кунья Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. 3 То есть она столь же благородна и хорошо воспитана, как и её отец.
Глава 904: О том, какие подарки отвергать не следует. 1103 (2582). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не отвергал благовоний (, которые ему дарили)».
Глава 905: Просьба засвидетельствовать дарение. 1104 (2587). Сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха1 сказала: “Я не соглашусь (с этим), пока ты не попросишь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать (дарение)”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” (Мой отец) ответил: “Нет”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!” — после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок». 1 ‘Амра бинт Раваха — мать ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен ими Аллах.
Глава 906: Преподнесение подарков мужем своей жене и женой своему мужу. 1105 (2589). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, которого тошнит, после чего он возвращается к своей блевотине (и поедает её)».
Глава 907: Женщине дозволено делать подарки не только своему мужу и (дозволено ей) освобождать своих рабов при жизни своего мужа. 1106 (2592). Передают со слов матери правоверных Маймуны бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что (в своё время) она освободила рабыню, не спросив позволения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а когда наступил один из дней, по которым он приходил к ней, она сказала: «Известно ли тебе, о посланник Аллаха, что я освободила свою рабыню?» Он спросил: «Ты и в самом деле сделала (это)?» Она ответила: «Да». (Тогда) он сказал: «Если бы ты отдала её братьям своей матери, твоя награда была бы больше».
1107 (2593). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Намереваясь отправиться в путь, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросал жребий среди своих жён и брал с собой ту, на которую он выпадал, и он проводил с каждой из них её день и её ночь (, когда находился в Медине)». (Передатчик этого хадиса сказал): «Однако Сауда бинт Зам‘а уступила свою очередь жене пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аише, желая порадовать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Глава 908: О том, как следует принимать дарёного раба или имущество. 1108 (2599). Сообщается, что аль-Мисвар бин Махрама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделивший (между людьми) кафтаны, ничего не дал Махраме, и он сказал мне: “О сынок, пойдём со мной к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. И я пошёл с ним (, а когда мы пришли к его дому, Махрама) сказал: “Позови его ко мне”, и я позвал к нему (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) который вышел к нему в одном из этих кафтанов и сказал: “Мы придержали этот (кафтан) для тебя”, (что же касается Махрамы, то) он посмотрел на него и сказал: “Махрама доволен”».1 1 Здесь возможен перевод: «…а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) посмотрел на него и спросил: “Доволен ли Махрама?”»
Глава 909: Дарение того, что носить нежелательно. 1109 (2613). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к дому своей дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, но не вошёл к ней, и, когда домой вернулся ‘Али, она рассказала ему об этом. ‘Али спросил о (причине этого) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (на что) он ответил: “Поистине, я увидел на её дверях вышитую разноцветную занавеску!” Кроме того, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Что мне до мира этого!” После этого ‘Али пришёл к (Фатиме) и (обо всём) рассказал ей. Она сказала: “Пусть он велит мне сделать с ней то, что ему угодно”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Отошли её такому-то, семья которого испытывает нужду”».
1110 (2614). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подарил мне полосатую шёлковую1 одежду и я надел её, однако, увидев по его лицу, что он гневается, я разорвал её на куски и отдал своим женщинам2». 1 Имеется в виду не чисто шёлковая ткань. 2 То есть своей жене Фатиме и родственницам.
Глава 910: Приём подарка от многобожников. 1111 (2618). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) мы в количестве ста тридцати человек находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: “Есть ли у кого-нибудь из вас еда?” — и оказалось, что у какого-то человека есть около одного са‘ (муки), из которой было замешено тесто. А потом очень высокий человек с растрёпанными волосами из числа многобожников пришёл (к нам) и привёл с собой овец. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (его): “(Ты) продаёшь (их нам) или даришь?” Он ответил: “Не (дарю), а продаю”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) купил у него одну овцу, которая была забита и разделана, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел зажарить её потроха. И, клянусь Аллахом, среди этих ста тридцати человек не осталось ни одного, которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отрезал бы куска от этих потрохов, давая его каждому присутствовавшему и откладывая (кусок) для отсутствовавшего. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил (её мясо) на два больших блюда, и все люди наелись досыта, после чего на этих блюдах ещё осталось (мясо) и мы погрузили это на верблюда». Или же (‘Абд ар-Рахман) сказал нечто подобное.
Глава 911: Преподнесение подарков многобожникам. 1112 (2620). Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В своё время) ко мне приехала моя мать1, которая при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была многобожницей. Я обратилась за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет2, так следует ли мне поддерживать с ней отношения?” – (на что) он ответил: “Да, тебе (следует делать это)”». 1 Мать Асмы, да будет доволен ею Аллах, приехала к ней в Медину из Мекки после заключения договора мусульман с курайшитами в Худайбийe в 628 году. 2 То есть хочет получить что-то из принадлежащего мне и просит меня об этом или же хочет, чтобы я проявляла по отношению к ней должное почтение.
Глава 912: Без имени 1113 (2624). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Убайдуллаха бин Абу Муляйки, что (в своё время) сыновья Сухайба, который был вольноотпущенником Ибн Джуд‘ана, стали претендовать на два дома и комнату, утверждая, что всё это подарил Сухайбу посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Марван спросил: «Кто подтвердит правоту ваших слов?» Они сказали: «Ибн ‘Умар». И (Марван) призвал к себе (Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими,) который засвидетельствовал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, действительно подарил Сухайбу эти два дома и комнату, после чего Марван присудил им (это имущество) на основании его свидетельства в их пользу.
Глава 913: О том, что было сказано относительно таких даров, как “‘умра” и “рукба”.1 1 “‘Умра” — такая форма дарения, когда один человек предоставляет другому что-либо в пожизненное владение, если же получивший такой подарок умирает, то подаренное возвращается дарителю по его требованию. “‘Умра”, получившая распространение в доисламские времена в таком виде, была отменена пророком, да благословит его Аллах и приветствует, если только условие о возвращении не оговаривается при дарении. “Рукба” — такая форма дарения, когда, например, один человек говорит другому: «Я отдаю тебе дом в пожизненное владение, и если я умру первым, то он останется тебе, если же ты умрёшь первым, то он снова будет принадлежать мне».
1114 (2625). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вынес решение о том, что (подаренное как) “‘умра” принадлежит тому, кто получил это в подарок».
Глава 914: О займе для невесты на её свадьбу. 1115 (2628). Сообщается, что ‘Абд аль-Вахид бин Айман, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: Мой отец передал мне (следующее): «(Однажды) я зашёл к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, которая была одета в платье из грубой хлопчатобумажной ткани ценой в пять дирхемов, и она сказала (мне): “Подними глаза и посмотри на мою рабыню! Она отказывается носить (такое платье) дома, а при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у меня было такое же платье, и не было в Медине ни одной женщины, желавшей принарядиться (для мужа), которая не посылала бы ко мне (кого-либо), чтобы одолжить его (для себя)!”»
Глава 915: О достоинстве предоставления нуждающимся своего имущества во временное пользование. 1116 (2630). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда мухаджиры перебрались в Медину из Мекки, у них ничего не было, тогда как ансары владели землёй и домами. И ансары предоставили им (для обработки свою землю) с условием, что они будут ежегодно отдавать им (половину урожая) фиников, а (мухаджиры) станут ухаживать за пальмами». Что же касается Умм Суляйм, матери (Анаса), являвшейся также и матерью ‘Абдуллаха бин Абу Тальхи, то она подарила посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (несколько) своих пальм, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (в свою очередь,) подарил их своей вольноотпущеннице Умм Айман, матери Усамы бин Зайда. (Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, также) сказал, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закончил сражаться с жителями Хайбара и вернулся в Медину, мухаджиры вернули ансарам те пальмы, которые они подарили им; пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, вернул его матери пальмы (, полученные им в подарок) от неё, а вместо них посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подарил Умм Айман (несколько пальм) из своей (пальмовой рощи).
1117 (2631). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть сорок (видов добрых дел), лучшим из которых является временное предоставление нуждающемуся дойной козы, и каждого (мусульманина), который совершит (хотя бы) одно (такое дело), надеясь получить за него награду (Аллаха) и твёрдо веря в то, что обещано за (его совершение, Аллах) обязательно введёт в рай».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |