АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ю. М. Орлов ПСИХОЛОГИЯ НЕНАСИЛИЯ

Читайте также:
  1. А. Иванов, Орловская область, Задонский район, село Круглое».
  2. Авторы: С.Г. Орлова, Т.В. Панченко
  3. Глава 1. Социальная психология: как это делается
  4. Глава 5. Древний Египет, закрытие матрицы и роль орлов
  5. Гуманистік психология
  6. Ежелгі психология
  7. Индивидуальная психология А. Адлера
  8. Инженерная психология
  9. Исправительно-трудовая психология и методы психологического воздействия на заключенных
  10. Как оформить линию горловины и плеча спинки
  11. Квантовая психология
  12. Когнитивная психология (Зубенко)

Управление всегда является управлением поведением кого-либо. Оно состоит в том, чтобы вызвать, или устранить в другом человеке, управляемом, определенное поведение, желательное или нежелательное управителю. Напоминаем, что управление предполагает существование отношения управления между людьми, которые выступают как управитель и управляемый, начальник - подчиненный, господин - раб, командир - солдат, хозяин - работник и так далее.

Любое поведение движется потребностями. Управление поддерживается потребностью в доминировании, которая переживается как желание управлять поведением другого человека, любо! о живого существа, способного на поведение. Эта потребность удовлетворяется в ситуации, в которой "все идет по-моему". А когда "все не так", происходит, как говорят психологи, фрустрация, блокирование удовлетворения потребности. Существуют две основные парадигмы управления, управление принуждением, насилием и управление ненасилием, с опорой на свободу управляемого.

В предыдущей брошюре "Управление поведением 1" нами была описана только одна из схем управления, а именно управление принуждением и насилием. При насилии потребность управителя в доминировании проявляется как доминантность, склонность человека получать наслаждение от подавления воли и сопротивления другого человека. Такой управитель склонен намеренно допускать беспорядок в управлении, чтобы с наслаждением наказать нерадивого исполнителя. Доминантность граничит с садизмом, гедонистическим поведением невротика Невротическая потребность подавлять другого является продуктом дисгармонического общества. Хотя это и не исключает применение насилия и не доминантным управителем, который не склонен получать удовольствие именно от подавления воли управляемого, а удовлетворяется только достигнутым поведенческим результатом. Он с сожалением, а может быть и любя, наказывает нерадивого, но от этого сущность насилия не устраняется. Когда мать с болью в душе наказывает ребенка, то этим нисколько не смягчается жестокость насилия, а разве что добавляется невротическое страдание от чувства вины, от чего наказываемому не легче.

Ненасильственное управление предполагает отказ от подавления воли другого человека, опору на его желания и волю. Перейдем к описанию психологической структуры ненасилия.

 

Схема ненасилия.

Ненасилие, пожалуй, самое запутанное понятие в психологии философии и религии. Самый большой вред духу народа нанесло толстовство, которое трактовало ненасилие как непротивление злу. Именно в этом пункте понимания управления допущена роковая ошибка, наносящая огромный ущерб духовному самосознанию народа, парализуя его волю к устранению зла. Чтобы исправить ошибку нужно знать, что ненасилие - метод, парадигма управления которая сама по себе может вовсе не иметь отношения к добру и злу. Непротивление злу насилием является именно моральной максимой отношения к злу и является запретом применять насилие против зла.

Борьба против зла может включать в себя управление поведением людей как по схеме насилия, так и ненасилия. Отказ от насилия неминуемо искажает соразмерность соотношения насилия и ненасилия в управлении, которые определяются ситуацией и природой зла. Это соотношение будет разным для зла в виде невротической навязчивости или садистической наклонности, ведущей к серийным убийствам.

Борьба со злом не может быть непротивлением злу. Иногда говорят, "Пламя зла угаснет, если оно не будет иметь пищи и топлива". Верно. Но само лишение пищи для зла является актом управления злом, а не попустительством или непротивлением злу.

Зло может приобретать различные облики в зависимости от сферы проявления жизни. Зло может корениться в чертах характера, в правилах, определяющих поведение людей, в жизненной философии человека, будь это глава семьи или государственный деятель. В зависимости от места, пораженного злом меняется и метод управления пороками человека.

Во всех упомянутых сферах человек, хочет он этого или не хочет, для уменьшения зла и неблагополучия должен управлять поведением людей и собственным поведением. Он может принуждать, наказывать, или опираться на желания и свободу управляемого им человека. Причем это управление может быть явным или скрытым. Подавая пример, мы ненасильственно управляем поведением тех, кому нравится этот пример? Здесь управление скрыто и часто сам, подающий хороший или плохой пример, не подозревает, что он совершает управление.

Управление будет явным, когда я одобряю некоторый поступок, который произвел благоприятное впечатление на воспитанника и требую подражания этому образцу. Но управитель должен быть в этом осмотрителен," так как эти приемы могут дать противоположный эффект в случае вовлечения отрицательных эмоций, скажем ревности или зависти. Библейский текст об убийстве Авеля говорит как раз о последствиях демонстраций того, что жертва Авеля понравилась Богу больше, чем жертва его брата Каина, и дало непредвиденную вспышку зависти и ревности, которая привела к результату, противоположному намерениям управителя. Каин не только не стал подражать Авелю, а просто убил его!

Чем эффективнее управление, тем больше возможности улучшить жизнь. Ошибки управления приводят к конфликтам. Представьте на минуту, что вы желаете подчинить себе человека, который сам склонен подчинять других!

Особенно опасно ошибаться в управлении злом и добром в воспитании детей и в самовоспитании. Избегать ошибок может только тот, кто знает как правильно управлять. Для этого он должен научиться различать отношения управления от других жизненных отношений, а если ему удается это сделать, в свою очередь, различать стили управления, например, отличать насилие от ненасилия и понимать их психологическую структуру.

 

Поведенческий подход к управлению

Если мы принимаем формулу, что управление является вызыванием в исполнителе определенного, желательного для управителя поведения, или устранением нежелательного поведения, то подход к пониманию управления, который мы именуем поведенческим, сделает проблему более ясной и простой.

Читатель наверное заметил, что я в ущерб легкости стиля изложения часто повторяю слова "поведение". Это делается с умыслом акцентировать внимание именно на этом слове. Поведенческий подход является весьма эффективным в понимании таких вопросов как насилие и ненасилие, гак как позволяет включать в рассмотрение этого предмета все известные нам знания о закономерностях поведения, отвлекаясь от того несущественного, что нам бросается в глаза. Когда мы просто думаем о человеке, склонен он к насилию или нет, то многое стушевывается за счет других его значимых положительных и отрицательных черт. Человек может быть талантливым и обаятельным и мы, загипнотизированные этими великолепными качествами его личности, не в состоянии понять насильник он или не насильник. Чтобы не впасть в заблуждение важно рассматривать не столько человека, сколько его поведение, точнее то, как он управляет другими и самим собой. Тогда все становится проще, так как мы становимся более объективными и проницательными.

В жизни, когда мы имеем дело с поведением других людей возникает бесчисленное множество управленческих задач, которое мы должны решить. Чтобы в этом разобраться все это многообразие мы сведем только к двум группам задач.

 

Две задачи управления

Любое управление, как нам известно из брошюры "Психология принуждения", М.,1997., решает две задачи:

Задача 1: вызвать в управляемом человеке желательное для управителя поведение.

Задача 2: устранить нежелательное для управителя поведение или его признаки.

В указанной брошюре мы излагали, как эти две задачи решаются насильственно. Сейчас же рассмотрим, как ненасильственно решается первая задача управления, а именно вызывания в другом человеке желательного для управителя поведения. Мы постараемся сформулировать вопрос в виде краткой формулы, легко запоминаемой и понятной.

 

Формула ненасилия:

Представим ситуацию, в которой вам нужно побудить другого человека к какому-либо поведению. Все ваше управление ненасилием может быть сжато в краткую программу: "Если ты сделаешь то, о чем я тебя прошу, то я тоже в ответ сделаю тебе нечто приятное". Эта формула содержит две переменные. Первая, закодированная в выражении "то, о чем я тебя прошу", может включать все возможные поведения: инструментальные, словесные, умственные и даже эмоциональные. Они могут формулироваться словесно, или приниматься исполнителем как само собою разумеющееся, вытекающее из контекста ситуации. Когда вы даете в долг деньги, предполагается, что долг вам должен быть возвращен. Вторая переменная "сделаю тебе нечто приятное" предполагает обратную связь, следствие исполнения просьбы, в виде всевозможных приятных переживаний. (При насилии предполагаются неприятные переживания). Перечень человеческих удовольствий, скрытых в "нечто" безграничен, но он может быть структурирован по потребностям человека и его различным желаниям. Сколько у человека потребностей и желаний, столько у него и способов получить удовольствие их удовлетворения.

Когда мы изучали в школе алгебру, были приятно удивлены тем, что каждая формула может приобретать бесчисленное множество числовых значений в зависимости от тех чисел, которые мы подставляем вместо букв, обозначающих переменные величины. Формула задавала лишь те операции, которые мы должны были совершать над значениями переменных. Но в формуле ненасилия, приведенной выше, значения не числовые, а в первом случае поведенческие значения, а во втором - аффективные, "переживательные". Операции, которые совершает управитель состоят в том, что значение первой переменной сообщается исполнителю, а переживания вызывают в исполнителе только вследствие выполнения предлагаемого поведения. Когда мы строим программу акта управления наш ум в эту формулу подставляет наименования поведения и переживаний и совершает указанные операции. То же самое одновременно с управителем делает в своей голове и управляемый человек. Если исполнитель не может этого делать, то управление становится невозможным.

Эти две переменные управления могут приобретать различные, но ограниченные значения, сохраняя формулу ненасилия при решении первой управленческой задачи. Предполагается, что исполнитель способен выполнить те действия, которые предлагаются управителем и в состоянии пережить те удовольствия, которые являются следствием его исполнительности. Умение усматривать всевозможные значения переменных формулы управления и их области действия или приемлемости в каждой ситуации создают практическую мудрость человека в управлении поведением путем ненасилия. Только глупый царь из сказок выдает формулы управления:

"Иди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что, а за то выдам тебе замуж свою дочь". Чаще всего он склонен давать невыполнимые для обыкновенного человека поручения, чтобы иметь право отказать в вознаграждении. В обыденной жизни человек должен соразмерять свою формулу управления с возможностями и ожидаемыми удовольствиями исполнителя. Не реалистичный человек терпит в жизни поражения именно потому, что его акты управления, особенно ненасильственные - не приводят к цели.

 

Требования принципа ненасилия к управителю

Применение насилия не требует особых умений. "Сделай это, иначе я тебе сделаю неприятность" доступно даже младенцу который с помощью своего злобного крика терзает сердце матери, запрограммированное на особую чувствительность к этому крику. Другое дело применение формулы ненасилия Это требует для человека определенного уровня духовного развития. Управитель в этом случае должен иметь по крайней мере две установки, которые он сам должен усвоить в опыте общения.

(1) Установка наградить исполнителя за выполнение желательного действия, уметь вызвать в нем положительную эмоцию.

(2) Воздержание от любого акта наказания исполнителя за отказ от выполнения желаний управителя.

Подлинное ненасилие предполагает демонстрацию этого воздержания управителем или путем намека или по умолчанию: в таких случаях не принято наказывать за отказ от выполнения желания управителя. В иных случаях в указанную формулу может быть включена установка ненасилия в виде дополнения: "Ты можешь этого не делать, если не хочешь". Это добавление - важный пункт формулы ненасилия, так как исполнитель может предполагать, что отказ от выполнения просьбы по прошлому опыту принуждения чреват для него неприятностями.

 

Диалектика насилия и ненасилия

Петя не хочет готовить уроки. Его можно заставить, пригрозив наказанием. Но мама, узнав о вреде насилия в воспитании, прониклась идеей ненасильственного управления школьными занятиями ребенка и по возможности спокойно обращается, например, к сыну с предложением: "Я тоже училась в пятом классе. Наверное все уже забыла. Мне что-то хочется порешать задачки. Давай-ка посмотрим, что в твоем дневнике записано на этот счет. Давай вместе попробуем решить задачу, которую тебе задали на дом". Она предполагает, что совместная с мамой работа будет Пете приятна.

Данная ситуация характеризуется желанием матери усадить ребенка за стол решать задачи. Легче всего действовать принудительно: "Садись за уроки, иначе ты не пойдешь гулять!" или указать на ремень, который висит на видном месте, вызывая слабые намеки о фантомных болевых ощущениях в ягодицах ребенка. Именно этот опыт создает неожиданные последствия. Если взглянуть на ситуацию глазами Пети, то ненасильственные намерения мамы не устраняют ситуации принуждения. "Придется сесть с ней за уроки. -Думает Петя, - ведь она снова, если откажусь, может, как позавчера, взяться за ремень". Внешне ситуация ненасильственная, а по сути - принуждение. И это определяется установкой управляемого, а не управителя.

Ситуация насилия не изменится, если Петя будет думать, что если он не приготовит сегодня уроки, то завтра учительница сделает запись в дневнике об этом, и порки все равно не миновать. Здесь возможны варианты, определяемые семейными ситуациями. Для Лиды, которую конечно не бьют, работа по выполнению домашнего задания может стать принудительной за счет чувства, которое она испытает, когда учительница, обнаружив невыполнение, укоризненно покачает головой и выразит сомнение в ее ученических добродетелях. А этот юный Лобачевский, кумир семьи, по имени Афанасий, из шестого класса, решает задачи сверх задания, и никто не усаживает его за стол. Сам садится и сидит за столом как пришитый, вопреки неудовольствию родителей, которые всерьез озабочены его осанкой, закрепляющей сутулость. Родители наивно думают, что он свободно и по желанию часами сидит скрючившись за столом, решая всевозможные задачи. Но если взглянуть на ситуацию глазами этого Афанасия, но через призму нашей формулы управления, то обнаруживается, что он принуждает, насилует себя сверх меры, так как боится потерпеть неудачу и провалиться на конкурсе юных математиков, в котором он в прошлом году занял первое место. Потеря первого места для него больнее, чем порка для Пети. В данном случае его потребность в престиже и статусе -тот безличный управитель, который тупо и беспощадно насилует мальчика.

Описанные случаи - разные варианты насилия одного человека над другим или насилия над самим собой. Они отличаются одно от другого теми переживаниями, которые возникают как следствие невыполнения того, что должно. Имеет место также и безличное насилие, когда управителя вообще нет, как в случае с Афанасием. По мере того, как мальчик находится под властью потребности в престиже, возрастает это безличное насилие.

 

Культурные факторы насилия и ненасилия

Я привел эти примеры, чтобы показать, что осуществление управления ненасилием в современных условиях жизни затруднительно, так как в самой культуре компонента насилия в управлении поведением преобладает над ненасилием. В приведенном примере мама решила не насиловать ребенка, а Петя уже привык к принуждению, адаптировался к культуре этой семьи, и благие намерения мамы упираются в привычку ребенка быть объектом насилия. Если случайно у него появляется желание самому без стимуляции со стороны порешать задачи, то он это наверняка сделает с умыслом избавиться в будущем от возможного наказания за невыполнение задания. Этот контекст снова возвращает его к отношению принуждения себя.

То, что мы именуем сознанием долга в контексте отношений управления выступает в виде безличного насилия. Что такое долг? - Спрашиваю я Петю.

- А это когда не хочется что-то делать, но надо, поясняет он.

А если ты не будешь этого делать? Продолжаю я ставить вопросы.

Тогда учителя начнут возникать, или мама начнет ругаться или плакать, что еще хуже. Уточняет мальчик.

В данном случае слова "ругаться", "плакать" соответственно отражают культурную агрессию, проявляющуюся через поведение матери и чувство вины как наказание за недеяние.

В приведенном выше примере благие намерения ненасилия у матери не подтверждаются потому, что она не имеет обыкновения смотреть на ситуацию глазами подростка. Она знает только свое желание, а ненасилие предполагает понимание желаний и переживаний управляемого человека. Этого - то у матери и нет. Она еще и ошиблась в выборе действия, на котором была намерена отработать ненасильственное управление.

Действительно, общение с матерью для ребенка - награда. Если бы она предложила вместе разгадывать, к примеру, головоломку, то наверное в мальчике не оживились ожидания, связанные с принудительным учением в школе. Следует иметь в виду, что практиковать ненасилие легче в управлении теми делами, с которыми в прошлом не были связаны акты принуждения. Следовательно, ей следовало бы начинать не с уроков, а с чего либо другого.

Культурные схемы отношений управления существуют как нечто само собою разумеющееся и принимаются по умолчанию членами сообщества. Это и делает возможным управление. Представим простое дело, когда в лесной избушке живет организованная группа, член которой, назовем его Василием, должен следить за тем, чтобы не было холодно и заботиться о дровах и печке. Имеется социальная роль, известная каждому. Руководитель намекает Василию, что уже стало холодно. В данном случае намек содержит элемент принуждения, которое заключено в том, что будет холодно в случае пренебрежения Василием своими обязанностями. Это – скрытое принуждение, в котором источником неприятных переживаний является не управитель, а объективный процесс охлаждения избушки и действия социальной роли истопника.

Руководитель группы, пожелавший управлять истопником ненасилием может сделать подчиненному что-то приятное, за выполнение просьбы подбросить дров в печку. Чтобы понять дальнейшее изложение, читателю нужно прочитать брошюру Ю.М.Орлова "Управление принуждением". М., 1997, которая является первой брошюрой серии "Управление поведением". Он ее может заказать по адресу 117321, Москва, В-321, а/я 67. Орлову. В той брошюре описана схема стимулирования поведения Василия методом принуждения и награды:

(1)"если ты не подбросишь дров, то погаснет печь, будет холодно",

(2) "если ты не сделаешь этого, то я тебе дам хорошего пинка",

(3)"ты не слушаешься старшего, непослушание - это грех, и бог тебя накажет

(4) "Василий, ты же хозяин печки и тебе следует быть им",

(5) "Тебе не стыдно? Будет холодно и люди замерзнут, могут простудиться из-за тебя!".

Я могу стимулировать поведение Василия ненасильственно, вызывая ожидания приятных переживаний:

(6) "если ты положишь дрова в печку, то будет тепло. Вдобавок я тебе дам конфетку",

(7) "Ты доставишь удовольствие не только мне, но и всем нам",

(8) "Тебе будет тепло, ведь ты тоже, как все, замерз" и т. д.

(9) "Мы будем считать тебя лучшим хранителем тепла и хозяином печки и запишем это в летопись нашей группы".

Управитель полагается на положительный опыт исполнителя, намекая на то, что он насладится "чувством, порождаемым сознанием выполненного долга". Какова будет судьба практики ненасилия, если Василий, смекнув, что ему за невыполнение не дадут пинка, откажется топить печку. Если управитель, реализующий формулу ненасилия, в этом случае разразится угрозами, то это будет свидетельствовать о несостоятельности управлять ненасилием. Предположим, что, если дело терпит, управитель продолжает стоять на своей схеме ненасилия и не делает даже намеков на угрозу, полагая, что у строптивого подчиненного проснется совесть, его накажет стыд или чувство вины, или охлаждение помимо руководителя приведет в движение нерадивого истопника. В этом случае действия управителя по вызыванию плохих не содержат угроз. Можно сказать, принуждающие усилия управителя, воздействующие на подчиненного, равны нулю. Однако нуль здесь не математический. Здесь нуль означает отсутствие действия наказания и не более.

Отсутствие можно рассматривать как некоторую виртуальную реальность. Отсутствие будет разным, в зависимости от того, отсутствие чего подразумевается. В этом случае виртуальная реальность переживается как чувство вины или стыда. Управитель знает, что нерадивый исполнитель будет страдать от стыда, вины. Если это так, то данное управление тоже не является ненасилием, а наоборот, утонченным насилием. Для того, чтобы данное управление поведением истопника было ненасильственным, нужно, чтобы у Василия были положительные мотивы топить печь и делать тепло. Пункты 6-9 примечания приблизительно указывают на отсутствие принуждения.

Сказанное должно иллюстрировать тот факт, что практика подлинного ненасилия требует от управителя более высоких способностей к саморегуляции, чем практика насилия.

В каком случае люди прибегают к насилию? По крайней мере этих причин два.

1) Дефицит времени в разрешении напряженности в ситуации, который может вести к плохим последствиям или катастрофе и

2) неумение управителя практиковать ненасильственное управление.

Недостаток способностей, невротические наклонности и садистические установки управителя питают насилие, хотя в реализации насилия могут быть и хитрость ума и известная изощренность. Ненасилие предъявляет некоторые существенные требования к управителю.

 

Терпимость управителя

Управление принуждением развивает в управителе качества нетерпимости и особой чувствительности к невыполнению его требований, которые вследствие внутреннего рассогласования порождают гнев и агрессию против виновного. Такие качества как строгость, скрупулезность, нетерпимость к недостаткам, то есть к несовершенному исполнению дела, отчуждение управителя от исполнителя, беспощадность к сопротивляющемуся, умение создавать чувство вины, внушать ужасы, которые последуют за невыполнением требований управителя, с давних пор считаются лучшими качествами личности начальника. Гении насилия Ленин и Сталин создали эффективные формулы устрашения населения, обеспечивающих тотальное насилие, с помощью которых якобы возможно решить все человеческие проблемы.

Ненасилие же, наоборот, предполагает высокую терпимость управителя к фрустрации, вызванной неудовлетворением его собственных желаний, то есть совершенство саморегуляции управителя. Для простого человека привычно быть агрессивным, когда его намерения не реализуются. Управитель ненасильник воспринимается с обыденной точки зрения "как ненормальный", "тюфяк", ибо по умолчанию управитель должен быть агрессивным, когда что-то происходит не по нему.

 

Воздержание от отрицательных санкций.

Когда управитель отказывается от наказания непослушного, то этим он не устраняет насилия, если эти отрицательные санкции подразумеваются по умолчанию. Неисполнение при этом наказывается само по себе напряжением у исполнителя, вызванного ожиданием этих санкций. Кроме того, недеяние или совершение нежелательного действия могут сопровождаться, как я уже заметил, у исполнителя спонтанно возникающими наказывающими эмоциями виной, стыдом, отвращением или страхом. Кроме этого действует социальный фактор. Если в избушке станет холодно, то найдутся члены группы, которые или принудят Василия выполнять свои функции или сами возьмут их на себя. Сказанное приводит к мысли о том, что радикальное решение проблемы ненасилия является желание исполнителя свершать действия, угодные управителю.

Поэтому ненасилие предполагает установку на ненасилие прежде всего у исполнителя, что может быть следствием длительной социализации личности в условиях культа ненасилия.

Насилие живуче. Если исполнитель привык к насилию, то применение к нему принципа ненасилия рассматривается им как "неправильное" управление, так как действия управителя не соответствуют его ожиданиям. Поэтому в культуре, основанной на насилии невозможно отказаться от насилия полностью.

 

Последствия применения насилия и ненасилия.

Насилие предполагает существование угрозы за недеяние, в результате чего процесс исполнения становится избавлением от плохих ожидаемых в случае недеяния эмоций. В результате все поведение исполнителя становится защитно-оборонительным поведением, лишаясь всяких признаков творчества, так как цель такого поведения не позитивна, а негативна. Деятельности, от природы связанные с удовольствием, такие как познание, секс, общение, могут превратиться в защитно-оборонительное поведение.

Ненасилие же не содержит угрозы наказания за недеяние и создает условия для творчества. Нужная управителю деятельность поддерживается желаниями исполнителя. Ненасилие основывается на ожиданиях положительных переживаний исполнителя, которые или возникают сами собой, или преднамеренно вызываются управителем.

Поскольку желания управителя и управляемого совпадают, то мотивация деятельности суммируется, энергия творчества возрастает, особенно когда окружающие хотят, чтобы исполнитель делал свое дело: художник рисовал, музыкант играл, строитель строил и так далее. Окружение скрыто и весьма эффективно управляет поведением человека. Поэтому культура, основанная на ненасилии обладает огромным творческим потенциалом.

 

Насилие и болезнь.

Болезнь - защита организма от неблагополучия. Но не всякая защита приводит к болезни. Например, принудительная инструментальная активность в виде работы, даже являясь избавления от наказания, сама по себе не может стать источником психосоматической болезни. Иначе обстоит дело с гедонистическим поведением. Напомню, что гедонистическим называется поведение, которое имеет своей целью получение удовольствия. Если гедонистическое поведение вовлекаются в схему насильственного управления, то оно извращается и становятся средством избавления от неприятностей и страдания. Тогда оно неминуемо становятся основой патологического процесса. Еда, секс, познание по своей природной сущности -мотивируются наслаждением. Если же они приобретают защитно-оборонительную мотивацию, то возникает болезнь.

 

Принуждение к пище и его последствия.

Принудительное кормление детей превращает гедонистическое пищевое поведение в способ избавления от угрозы. В результате возникают расстройства пищеварения, наиболее показательным из которых является гастрит, дискинезия желчных путей. Еда при этом теряет свое гедонистическое значение и соответственно возникают расстройства аппетита и пищевых предпочтений.

Когда пищевые реакции становятся средством избавления от социальной угрозы, обиды, вины, неудачи, формируется язвенная личность, которая характеризуется привычной пищеварительной реакцией на эмоциональный стресс. Эта личность избавляется от вины, обиды или страха неудачи, конвертируя эти эмоции в пищеварительные реакции, что ведет к дисфункциям, разрушающим слизистые желудка, тонких кишок. Здоровый образ жизни предполагает устранение принуждения из поведений, которые сами по себе являются источником наслаждения.

 

Принудительная педагогика.

Система принуждения, приобретающая наукообразную форму дьявольским способом превращает наслаждение от познания в свою противоположность, вырабатывая защитный характер учебной деятельности. Познание теряет свою привлекательность и выступает как средство избавления от неприятностей, которые грозят неуспевающему учащемуся. Возрастают отвращение к учению, трудность учения, ухудшается память и снижается творческий потенциал, увеличиваются затраты энергии на выполнение заданий, приводящие к истощению нервной системы, ведущей к неврозу.

 

Принудительная любовь

Любовь свободна. Насильно мил не будешь. Любовь и секс – дары божественного творения, выступающие наградой за совершенствование, за размножение и красоту, вовлекаясь в систему принудительного управления, превращаются источник страданий и хронических болезней.

Человек обладает удивительной способностью благодаря склонности к насилию над самим собою и другими превращать благо во зло, благодаря ситуациям, в которых эти виды поведения используются не по назначению, а приобретают свойства защитно-оборонительных действий, направленных на избавление от упреков, подозрений, ревности, страха. Женщина, имеющая обыкновение разрешать свои конфликты с мужем "сладким примирением в спальне", приобретет способность реагировать половым путем не только на проблемы с мужем, но и на любые конфликты, что производит расстройства в области мочеполовой сферы, так как ее половые органы на подпороговом уровне научились реагировать сексуально на несексуальные социальные ситуации. Это приводит к болезням, с которыми медицина не может справиться. Психотерапия, приводящая к осознанию этих реакций, избавляет женщину от болезни, с которой не могут справиться лекарства.

 

Устранение нежелательного поведения.

До сих пор мы рассматривали решение первой управленческой задачи, а именно получения нужного для управителя поведения от исполнителя. Не менее важным является решение задачи, которую мы обозначили под номером два, а именно устранение нежелательного поведения другого человека. Управитель склонен устранять поведение или его свойства, не соответствующие его ожиданиям или представлениям о том, каким должно быть поведение подчиненного ему человека. Способы, какими подавляется или устраняется нежелательное поведение, заслуживают специального рассмотрения, Здесь может быть тоже два подхода насилия и ненасилия, которые проявляются в подавлении нежелательного поведения путем наказания и изживания нежелательного поведения путем устранения у другого человека желания это поведение совершать.

 

Подавление поведения.

Насилие при решении данной задачи всегда существует в виде наказания, выступающего как возмездие за нежелательное действие. Применение наказания прекращает или вытесняет нежелательное действие.

Способы подавления нежелательного поведения определяются видом управления. Если управление осуществляется личностью, то управитель применяет санкцию на ослушника, продолжающего нежелательное поведение. В случае безличного управления наказание возникает в виде эмоций, порождающихся самосознанием подчиненного, вызывающего чувство вины, стыда, отвращения, неуважения к себе.

Возможности подавления поведения насилием ограничены. Оно подавляет лишь внешние признаки нежелательного действия, но не устраняет в исполнителе желания к его исполнению. Поэтому подавление насилием как метод управления - не эффективно.

Тысячелетиями существует уголовное законодательство, наказывающее за удовлетворение желаний преступным путем, но преступления не устраняются, так как они поддерживаются желаниями человека. Лишь только массированным применением к человеку с раннего детства вины, стыда, отвращения, страха и боли устраняются такие поведения, как людоедство и инцест.

 

Изживание нежелательных действий.

Если изживание какого-либо поведения рассматривать как устранение желания к исполнению нежелательного для управителя поведения, то мы найдем, что любое поведение обладает тенденцией к ослаблению по мере удовлетворения желаний и потребностей, которые движут этим поведением. Так, пищевое, сексуальное, агрессивное поведение прекращаются по мере их утоления.

 

Управление временем

Удовлетворение потребности протекает во времени. Поэтому для устранения поведения требуется время.

Акт управления, направленный па устранение нежелательного поведения может быть структурирован во времени: "Даю вам пол часа, чтобы вы прекратили делать это". Если время, отведенное управителем для того, чтобы поведение прекратилось, например, поедание бифштекса, то оно прекратится само собою без какого-либо воздействия управителя. Человек съест свой бифштекс, и у него останется еще время поковырять во рту зубочисткой.

Ситуация становится принудительной, если управитель голодным подчиненным только две минуты на еду. При этом явно возникает необходимость насильственного прерывания процесса наслаждения бифштексом. Источник принуждения может быть отделен от руководителя, если команда будет обоснована: "так как через две с половиной минуты поезд отходит". Те неприятности, которые ожидают подростков, опоздавших на поезд, выступают как угроза за невыполнение. Если руководитель лишает подчиненных этого обоснования, то ему нужно будет позаботиться о другом методе своевременного прекращения еды. "Если через две минуты я увижу кого-либо из вас, жующих за столом, он получит хороший пинок!" Когда подчиненные не имеют информации о расписании движения поездов, то управитель приобретает возможность произвольно манипулировать временем и людьми.

Руководитель должен внушать сверхценное значение последствиям выполнения требуемого поведения. В данном примере он должен в мрачных красках описывать последствия опоздания на поезд. Мастер насилия Сталин формулировал управленческие акты по той же схеме: "Если мы в течение этой пятилетки не проведем индустриализацию всей страны, то нас сомнут". В этом случае любое поведение, которое может быть категоризировано как препятствие индустриализации, должно быть устранено самым беспощадным образом. Далее вводится угроза войны, к которой нужно подготовиться, никто не хочет быть побежденным в войне, и Верховный Совет СССР утверждает закон, карающий тюрьмой за 20-минутное опоздание на работу. Эти примеры указывают на значение структурирования времени в переходе от ненасилия к насилию. Если бы руководитель группы был осмотрителен и обладал способностью к планированию, то нужные полчаса на обед у него полностью исключили бы необходимость принудительного устранения поведения еды. Да оно и перестало бы в этой ситуации рассматриваться как нежелательное, а наоборот. Другое дело, когда руководитель склонен наслаждаться властью. Он в этом случае, структурируя время, создает ситуации, когда, как в нашем примере, подростки должны успеть пообедать за две минуты.

В тех же случаях, когда некоторое поведение вообще недопустимо, прекращение поведения, поддержанного сильной потребностью может быть осуществлено только переключением или замещением данного поведения другим, удовольствие от которого превосходит наслаждение от устраняемого действия.

Переключение

Если же время, требуемое для удовлетворения в данном поведении выходит за границы ожиданий управителя, то возникает проблема прекращения поведения вопреки желанию управляемого. В этом случае управитель может выбрать подавление насилием или устранение поведением путем переключения управляемого с одного поведения на другое, которое или желательно для управителя или белее терпимо для него.

Ребенок за столом во время обеда бьет ложкой по стакану, рискуя разбить его. Мать вырывает ложку из его рук, но детеныш хватает нож и продолжает свое занятие. Поведение не устранено. Мать поднимает ребенка, вырывает из его рук нож, и попутно шлепает его по ягодицам, хотя эта часть тела не вовлечено в действие. Ребенок громко плачет и мать в ответ испытывает чувство вины. Она оказывается сама наказанной. Поведение устранено насилием. Ребенок не размахивает ножом.

То же самое поведение ребенка могло быть устранено путем переключения. Если она покажет ему новую игрушку или вставит ему в руку погремушку, которая, если бить по столу, издает громкие звуки и не наносит вреда посуде, то она переключает ребенка на поведение, которое более терпимо или приемлемо для управителя.

Я приводил детские примеры для простоты. У взрослых переключение происходит тоже вследствие того, что одно поведение может быть, замещено другим, если его мотивация сильнее и которое для управителя более приемлемо.

Замещение или переключение решает проблему удаления нежелательного поведения, но оно требует от управителя определенных способностей и понимания внутренних побуждений и возможностей управляемого. Приемы, используемые для переключения поведения многообразны. Наилучшим приемом управителя является использование положительного или отрицательного подражания или научения наблюдаемому поведению. Когда трехлетний мальчик "трогает письку", мама вместо того чтобы его пугать, или грозить наказанием: "Перестань, а то я тебе письку отрежу!" может сказать совсем иное, вроде: "А папа не трогает письку! Он ее трогает только когда писает". Управителю часто стоит просто указать на тот вид поведения, на который человек должен переключиться.

 

Ненасильственные запреты

В самом заголовке чувствуется противоречие: с одной стороны запрет, а с другой - ненасилие. Мы привыкли думать, что запрет всегда связан с насилием, с наказанием за нарушение запрета, то есть с выполнением недопустимых с точки зрения управителя действий.

Подавление нежелательного действия насилием мы уже рассмотрели. Теперь нам предстоит решение управленческой задачи, направленной на устранение нежелательного поведения исполнителя, посредством ненасилия, что кажется невозможным. Ненасилие не предполагает применение наказания за недопустимое поведение. На обыденном языке это называется попустительством и считается пороком руководителя.

Каким образом устраняется нежелательное поведение методом ненасилия. Согласное принципу ненасилия управитель не реагирует угрозой на появление поведений, нежелательных для управителя. При этом исполнитель как бы предоставляется самому себе. Рассмотрим последствия этой схемы управления.

То, что управитель не реагирует на нежелательное поведение исполнителя, как мы уже знаем, не означает того, что исполнитель не испытывает никакого воздействия. Прежде всего, исполнителю должно быть известно, что управитель считает данное поведение нежелательным. Будь управителем человек или безличный и бесплотный обычай, исполнитель вступает в противоречие с человеком в первом случае и с обычаем - во втором. Такого рода рассогласование неприятно. Некто может сквернословить или нарушать запреты, пользуясь тем, что управитель на это не реагирует, но он знает о запрете и со временем данное поведение все равно прекращается, если, конечно, при нарушении запрета этот человек не получает положительного подкрепления. Если же нежелательное поведение получает положительное подкрепление, то оно поддерживается как гедонистическое поведение, доставляющее удовольствие. Самостоятельное прекращение этого поведения возможно только вследствие полного удовлетворения желания.

 

Угашение поведения.

Сознание исполнителем того, что данное поведение не только не подкрепляется, но обычно не одобряется, сдерживает его энергию, создает внутренние препятствия, приводит к его прекращению. Это приводит к тому, что ослабляется желание выполнения этого поведения. Устранение желания уничтожает внутреннюю мотивационную поддержку поведения. Однако часто одно желание замещается другим, например, когда исполнитель получает удовольствие из самого нарушения обычая. В данном случае нарушение обычая становится целостным поведением, имеющем свою мотивацию. Таким образом наилучшим ненасильственным способом устранения поведения является угашение желания к этому поведению, которое неприемлемо для управителя. Рассмотрим подробнее этот процесс.

Желание, предшествующее действию всегда является предвосхищением выполнения некоторых гедонистических действий, которые сами по себе доставляют удовольствие. Чтобы получить удовольствие от еды, жевания, смакования и глотания пищи, нужно ее приготовить. Предвосхищение этого завершающего акта еды и составляет его мотивацию, внутреннюю движущую силу кулинарного поведения, которое является необходимым условием получения этого удовлетворения от еды. Научение состоит в том, что программы этих двух поведений, приготовления пищи и еды, связываются в одну программу. Может получиться так, что удовольствие от еды можно получить и без приготовления пищи, достаточно заплатить за пищу или приказать другому человеку ее приготовить. В результате научения эта связь между программами инструментального поведения и программами консуммации, то есть удовлетворения закрепляется. Но под влиянием обстоятельств эта связь, может ослабеть или вовсе разорваться. Под угашением в психологии понимается процесс обратный научению. Если действие, которое ранее доставляло какое-либо удовлетворение, совершается на этот раз без такового, то есть без эмоционального подкрепления, то происходит угашение данного поведения. Если, например, ранее звонок, в лаборатории сигнализировал собаке о пище и нажатие на рычаг выдавало кусочек пищи, то в ситуации угашения этот стимул уже не сочетается с ожидаемым результатом. Повторение таких ситуаций приводит к угашению реакции. Желание нажимать на рычаг ради получения пищи у собаки исчезает. Точно так же человек, который покупает готовую пищу постепенно теряет желание ее готовить. Постепенно угашается не только способ удовлетворения желания, но и само желание. Как это обстоятельство может быть использовано в управлении?

Управитель ничего не делает, но достигает нужного эффекта управления: нежелательное для него поведение целиком устраняется.

 

Рассмотрим этот результат подробнее.

Неугодные для управителя действия возникают вследствие того, что исполнитель, вопреки запрету, имеет желание совершать их. Задача управления состоит в устранении этого желания. Родитель не хочет, чтоб ребенок брал без спроса конфеты из буфета, чавкал во время еды, вмешивался в разговоры взрослых, бил собаку, кидал на пол тарелки и стаскивал с сестренки трусики; если ребенок это делает, то только потому, что конфеты вкусны, и он хочет чавканьем заразить других своим пищевым удовольствием и наслаждаться этим, что отца и мать даже при желании бить невозможно, а собаку можно, приятно слышать звон и причудливый полет осколков тарелки, и интересно заглянуть в трусики сестре, что запрещено, притом она этому сопротивляется. Принудительное подавление этих действий, когда наказывают за конфеты, за агрессию против собаки и делают круглые глаза и поднимают брови и укоризненно качают головами: "Как тебе не стыдно!" устраняет эти поведения, но не подавляют желание их совершать.

Ненасильственное же управление посредством создания ситуации угашения оставляет право человеку совершать предосудительные действия, но при этом постепенно устраняется желание к их исполнению. Оказывается, что конфеты не кажутся такими вкусными, так как не приходится их красть, чавкать не хочется, так как на это никто не реагирует, тем более нет желания бить собаку и стаскивать трусики с сестренки.

Угашение усиливается, если в нарушителе возбуждается сознание того, что данные действия предосудительны и взрослые этого не делают. В этом случае возникают эмоции вины, стыда, отвращения, вызванного предосудительным действием. Следовательно эффективность ненасильственного запрета возрастает по мере того, как человек проникается сознанием того, что эти действия не подобающи для человека.

В ненасилии управление в большей степени связано с воздействием на высшие психические функции личности, чем при насилии. Нормальная функция общечеловеческих ценностей как раз состоит в безличном и ненасильственном управлении поведением людей. Управителю остается только обращать внимание управляемых на эти ценности, как они сами начинают работать, вызывая определенные эмоции, если человек не следует этим ценностям.

Важно понять, что ненасилие не исключает наличия плохих эмоций у исполнителя, которые стимулируются управителем неявно. Причиной этих эмоций является не управитель, а сам человек. У животных же это представлено явно. Когда раздался звонок, но пищи нет, рычаг нажат, но нет мясного шарика, это приводит животное к неприятным переживаниям, которое можно рассматривать как отрицательное подкрепление. А потеря удовольствия тоже является отрицательным подкреплением, убивающим желание.

Главным пунктом в ненасильственном удалении поведений является угашение и изживание эмоции. Если поведение, ранее доставлявшее человеку или животному удовольствие, а сейчас оно не приносит его, то происходит диссоциация этого удовольствия с поведением, и желание к этому поведению исчезает, изживается. Человек должен выработать другие, угодные управителю виды поведения, которые становились бы условиями получения того же удовольствия. А это является продуктом культурного процесса, в котором происходит и научение и угашение.

Проницательный читатель скажет: "В чем же разница? И при насилии нежелательное поведение устраняется путем неприятных переживаний и при ненасилии тоже есть неприятные переживания".

Разница есть и она именно в источнике этих неприятных переживаний При насилии, как мы показали ранее, источником этих переживаний является управитель, а при ненасилии он таковым не является. Различие между насилием и ненасилием тонко, и оно может быть понято только из общей структуры управления и, главное, из позиции управителя в разрешении управленческих задач. При ненасилии управитель отказывается от подавления нежелательных действий исполнителя, запрещает- себе также и угрозы в связи с этим. Он сдерживает свои желания наказать ослушника во имя поддержания положительных эмоциональных связей с этим человеком.

 

Обыденные представления о ненасилии.

Обыденные представления о ненасилии возникают в общении людей, испытывающих отвращение к насилию. Принцип ненасилия сформулирован радикально в моральной максиме: "Если тебя ударили по одной щеке, то подставь другую". Большинство людей это выражение определяют как пример ненасильственного поведения. Однако это евангелическое требование не имеет никакого отношения к ненасильственному управлению поведением.

Обдумаем эту формулу детальнее. "Насилие-ненасилие" - слова, обозначающие два различных, даже контрастных, способа управления поведением другого человека. А в интересующем нас требовании не сформулировано отношения управления, в котором неприятные или приятные переживания связаны с выполнением или невыполнением требования управителя. В указанной формуле человек просто бьет другого, и при этом не выдвигается никакого условия, при котором его будут бить или не будут бить. Человека бьют безусловно. Следовательно, это - не акт управления поведением того, кого бьют. Слова "насилие или ненасилие" здесь не уместны.

В приведенной формуле не описан принцип ненасилия или насилия а просто указан акт нанесения побоев, то есть причинение страдания человеком человеку и требования улучшить возможности к тому, чтобы одного человека легче было бить другому. От жертвы требуется лишь терпение и создание благоприятных условии для битья.

В рассматриваемой формуле зафиксировано не управление, а отношение жертвы к акту агрессии. Битье по щеке как агрессия не обязательно вызывается из необходимости управлять другим человеком с помощью насилия. Агрессия может быть вызвана чем угодно, например, недовольством собою, страхом, страданием агрессора, но отнюдь не существованием какого-то управленческого условия, которое жертва нарушила. Жертва здесь не является управляемым, исполнителем. Если бы условие содержало требование выполнить некоторое желательное для агрессора действие, то мы вели бы речь не о жертве, а исполнителе. Мы, в силу сказанного, не можем этот акт в данном случае рассматривать как насилие, а приведенное выше суждение как формулу ненасилия.

Подставить другую щеку в данном примере означает не действие подчинения, а потворство гневу, злу, может быть даже и садизму. Если действие, в данном случае агрессия, доставляет исполнителю удовольствие, то по законам научения евангельское подставление другой щеки приведет к положительному подкреплению агрессивного акта, то есть к выработке у бьющего человека наклонности получать удовольствие, ударяя по щеке другого. Если христианский Бог требует любить другого, то развитие желания бить другого и потворство этому желанию - грех.

Вовлечение в садизм, в грех, явно не христианское дело. Поэтому подставление другой щеки не имеет христианского смысла за исключением того, что мы жалеем агрессора и даем ему возможность выместить свою, распирающую его, злобность, и освободившись от напряженности, получить облегчение души. Следствием этого является научение садизму в бьющем человеке.

Если же предполагается, что бьющий человек любя бьет жертву, то подставление щеки жертвой может действительно вызвать в агрессоре чувство вины, и тем самым, совершать отрицательное подкрепление акта агрессии. Однако на этот счет в тексте нет и намека. Если же предположить, что жертва любит агрессора, то все равно эмоция обиды, возникающая при этом не может рассматриваться как аффективный элемент акта управления, так как не сформулировано условие, нарушение которого допускает нанесение обиды.

Люди формируют понятие о ненасилии часто именно по этой формуле и поэтому приходят к выводу, что ненасилие невозможно и оно - утопия. Если же рассматривать насилие-ненасилие как формулы управления, то возникает совершенно другое понимание.

 

Отношение страдание к насилию.

Не всякий акт нанесения страдания, даже убийство, можно рассматривать как насилие. Когда домохозяин режет барана, чтобы сварить суп, то это действие может расцениваться как пищевое поведение человека; ведь человек не определил какого-либо требования, понятного барану, нарушение которого приводит к лишению жизни этого животного. Человек режет барана, то есть причиняет животному страдание безусловно; это действие включается в пищевое поведение как частный элемент. Здесь нет отношении управления поскольку хозяин не налагает на барана управленческое требование. Другое дело, когда он размахивает кнутом, чтобы загнать животных в овчарню. В данном случае угроза страданием управляет направлением поведения животного.

 

Насилие явное и скрытое

Насилие может быть явным, когда осознается угроза, которая выступает как возмездие за недеяние и тот источник из которого эта угроза исходит и чье желание выражает. Оно бывает неявным, когда возмездие за действие или отсутствие действия скрыто, например, коренится в личности исполнителя, который может страдать от чувства вины или стыда за недеяние. О добродетельных людях можно сказать: "Бичуемые стыдом они влекутся к добродетели.

Когда некто в минуты прояснения сознания думает: Я этого не делаю, потому что мне будет стыдно", то думающий выступает Объектом неявного насилия со стороны своей личности которое беспощадно программирует поведение этого человека в более широком контексте культуры, наказывая его стыдом за отклонения о требований своей концепции я. Однако действие стыда люди не склонны рассматривать как акт насилия, а скорее как действие: совести, которое наказывает самого себя за неподобающее поведение или недеяние.

 

Управление и общение.

Общение человека предусматривает управление поведением партнера по общению и наоборот. Управление без общения невозможно. Управление выступает как основа общения. Когда я приветствую друга:

- Здравствуй, как твои дела!, - то принуждаю его к ответу

вроде:

- Спасибо, хорошо!

Отсутствие ответа на приветствие может стать источником неприятных эмоций и даже поводом для объявления войны: "Какой мерзавец! Он не ответил на мое приветствие. Я ему покажу!". В данном случае акт принуждения партнера к общению с моей стороны тщательно скрыт обычаем и правилами общения, принятыми в данной культуре. Ненасилие может проявляться в терпимости к поведению партнера по общению, воздержанию от раздражения, если поступки партнера не совпадают с вашими ожиданиями.

Рассматривая принуждение и свободу в общении нам не следует отклоняться от представлений о двух парадигмах управления, сформулированных выше, которые полностью объясняют характер управления общением.

В кооперировании партнеров для достижения некоторой общей цели управление поведением партнеров может определяться как их желаниями, так пунктами договора о партнерстве или по умолчанию, на фоне обычаев, действующих в данных кругах общения.

Воспитание в семье или в профессиональной группе всегда предполагает такое управление поведением членов семьи, труппы, в результате которого вырабатываются соответствующие культуре черты личности. При этом происходит сочетание личного и безличного управления посредством навязывания человеку правил поведения, запечатленных в стереотипах культуры. Эти стереотипы возникают спонтанно, или вследствие социального научения, или принятых соглашений между членами группы, или вследствие формального учреждения этих правил высшей управляющей инстанцией, в виде инструкции или положения о данной группе людей.

Как бы многообразны ни были сочетания форм управления, в конечном счете, целью воспитания является сделать себя и других управляемыми. Если в группе преобладает насилие, то у членов группы создаются черты насильников и подчиняющихся насилию, которые не будут знать иных форм управления поведения членов своей группы, кроме принуждения и устрашения. В этом случае управление ненасилием будет отвергаться, а члены группы будут воспринимать акты управителя ненасилием или как слабость, или как провокацию. Если же в стиле жизни группы преобладает ненасилие, опора на желания и согласие исполнителей, то вырабатываются качества свободных людей. В этом случае применение парадигмы насилия неминуемо вызовет сопротивление такому управлению, неподчинение, а если насилие будет продолжаться, это приведет к разложению группы.

 

Равновесие насилия или ненасилия.

В зависимости от индивидуальных особенностей управляемых и управителя, характера групп, и существующих правил поведения устанавливается определенное соотношение между частотой, масштабами применения насилия и ненасилия, одной или другой парадигмы управления, в зависимости от обстоятельств и особенностей людей вовлеченных в совместную деятельность возникает пропорция соотношения принуждения и свободы в управлении. Искусство управления состоит в способности управителя ориентироваться в указанном соотношении и уместно применять и насилие и свободное управление.

В любом управленческом акте степень насилия определяется значимостью решений, дефицитом времени и приверженностью управителей и подчиненных к определенной парадигме управления. Если невыполнение каких либо дел может привести к катастрофе, то склонность к насилию у участников деятельности возрастает. При этом степень того устрашения, которое применяется к исполнителям тоже возрастает. Замечание, выговор, ориентация на чувство вины, стыда, ущемленного "я", штраф, различные наказания, телесные и моральные, тюремное заключение на разные сроки и смертная казнь представляются в таких ситуациях оправданными. Они отражают собою разные степени насилия в управлении.

Управление ненасилием предполагает безопасность и уверенность в благоприятном исходе любых обстоятельств и оно происходит посредством стимулов, вызывающих положительные эмоции и переживания. Управление ненасилием держится на переживаниях от удовлетворения чувством выполненного долга, от получения премии, на1-рады, званий различного рода, признания, любви. Когда вас любят за обладание некоторыми качествами, то происходит скрытое управление, способствующее проявлению этих качеств в поведении. При этом управляемый человек, к примеру ребенок или муж, могут и не осознавать тех актов управления, которые применяются к ним, а воспринимать себя как лиц, которых любят за то, что они ведут себя в соответствии с ожиданиями и ценностями любимого человека. Любимая женщина, восхищающаяся грубостью и агрессивностью мужа как ценностью силы, сама не зная того, может привести мужа на скамью подсудимых, так как ее любовное подкрепление будет выращивать у него склонность к насилию, которое может привести к преступлению, так как повышает вероятность деструктивного поведения в муже.

Такого рода управление, если оно происходит сознательно, на языке юристов называется подстрекательством к преступлению, а на языке моралистов - соблазном. Создание в душе управляемого предвкушений удовольствия, которое с большой вероятностью последует немедленно за исполнение некоторых запрещенных действий, религиозными людьми приписывается козням Сатаны. В данном случае нет необходимости постулировать существование этого субъекта, когда мы можем этот феномен рассматривать как схему скрытого ненасильственного управления поведением безо всякого участия злого духа.

 

Ненасилие в управлении собою.

Когда хочу, чтобы мною было совершено некоторое поведение, которое мне не нравится, я могу применять к себе и насилие и ненасилие, в зависимости от того, чем я лучше владею и к чему привык. Это зависит от того, как мною управляли в детстве мои родители, принуждением или свободой принимать самому решение. В результате опыта образуется склонность иметь определенную установку на управление собою. Выбор способа самоуправления в ситуации "здесь и теперь" будет зависеть от этой установки. Мне нужно, к примеру, читать лекцию, но мне не хочется. Я могу принудить себя: "Срыв лекции приведет к неприятному разговору с деканом". В этом случае моя профессиональная деятельность приобретает черты защитно-оборонительного поведения, направленного на избавление от предполагаемою выговора за срыв лекции. Такого рода установки, проявляющиеся в управлении собою во многих ситуациях повседневной жизни превращают меня человека, находящегося в состоянии постоянной вынужденности. Эта установка не творческая и ведет потере смысла жизни.

Я могу принять установку на ненасилие. В этом случае у меня возникают мысли, радикально меняющие ситуацию: "Мне предстоит выступить с лекцией. Я снова имею случай быть в приятном общении с моими прекрасными слушателями, которые дадут мне возможность поделиться с ними моими мыслями и испытать наслаждение коллективного познания ". Этот поворот к ненасилию может произойти в любой момент моею поведения. Я могу с отвращением принудить себя встать и идти к метро, но найдя прекрасной погоду, еще не доходя до метро я смогу сменить установку принуждения на радостное исполнение предстоящего поведения.

Я оказывается, волен выбирать схему управления самим собою В зависимости от тою, как часто возникает во мне та или иная установка, во мне зреет или насильник, или свободный человек Если я склонен насиловать себя, то, наверное, мои повадки насильника будут проявляться и в отношении к другим. Нетрудно заметить что установка на принуждение или свободу во мне зависит от привычного хода моих мыслей, то есть от моего менталитета. Эти насильственные привычки ума могут создавать напряжение и стресс чувство порабощенное™ и преобладающим переживанием моей души будет чувство гнета многочисленных обязанностей, выполнение которых становится крайне неприятным. Этому может способствовать определенная философия жизни или религиозная идея Например, центральным пунктом манихейской идеи является представление о том, что земная жизнь - юдоль страдании от которых можно избавиться только посредством смерти. Хорошие ментальные привычки управления собою с опорой на ожидания положительных переживаний, могут быть прочной основой оптимизма и жизнелюбия. Хорошая философия может превратить жизнь в сплошную цепь приятных событии, в которых вы с удовольствием участвуете. Поэтому-то античные философы не уставали повторять, что мудрость создает блаженство. Сегодня мы можем сказать, что саногенное мышление делает вас счастливым и радостным, наполняя жизнь положительным смыслом, в зависимости от того, каким образом вы будете управлять собою. Одним из существенных признаков саногенного мышления - является стремление уменьшить степень насилия над собою или полностью его исключить как из собственной жизни, так и из жизни других.

Принцип ненасилия, которым руководствуется человек, не предполагает безусловного отказа от насилия. Ситуации, которые возникают в жизни могут требовать от нас разные пропорции насилия и ненасилия, что определяется не только от управителя, но от воспитанности и установок управляемого. Лучшая тактика поведения управителя состоит в том, чтобы иметь установку на уменьшение насилия в каждой ситуации, рассматривать насилие как вынужденное нежелательное и временное, ненасилие как свободное, желательное, стратегическое, вечное и угодное Богу.

 

Насилие и ненасилие в лечении.

Лечение можно рассматривать и как управление организмом и как устранение изъянов в самоуправлении функциональными системами организма. Когда алкоголику дают сначала понюхать бокал с вином, а потом выпить глоточек желанного напитка и одновременно вводят в кровь препарат, вызывающий в нужный момент мучительную рвоту, то этим создают ситуацию мощного отрицательного подкрепления алкогольного поведения. Несколько подобных повторений приводят к тому, что у больного восприятие этикетки бутылки с желанной жидкостью, немедленно вызывает тошноту. Считается, что отвращение к алкоголю у больного выработано. Если же на эту ситуацию взглянуть с позиций управления, то мы видим применение парадигмы насилия, а именно, принудительное подавление алкогольного поведения по схеме насилия: "Если ты будешь пить вино, то с тобой будет происходить именно то, что было сейчас!" Код насилия в данном случае внедряется путем обучения. Но он может быть внедрен по специальной методике кодирования, к примеру, методом Довженко, когда фактор устрашения действует бессознательно.

Парадигма насилия может применяться в более смягченной форме, когда обращаются к чувству достоинства, самоуважения, вызывают эмоции вины и стыда за свое неподобающее поведение, акцентируя внимание на рассогласование между концепцией-Я больного и его реальным поведением: "Вы - приличный человек, а ведете себя как пьяница и последний мерзавец!".

Когда психиатр внушением кодирует больного, создавая психологический барьер перед алкогольным поведением на определенный период времени, устрашая: " если ты выпьешь, то у тебя будет или паралич, или ты сойдешь с ума или с тобой произойдет еще что-нибудь в этом роде", то он применяет парадигму насилия. Сопровождающие это внушение эффекты должны усилить запечатление желательной для врача программы поведения относительно алкоголя. В результате алкогольное поведение блокируется за счет внутренних бессознательных импульсов устрашения. Врач структурирует время больного. По истечению некоторою срока больной должен навестить врача, чтобы тот изменил код или повторил его.

Ненасилие в лечении состоит в переучивании организма посредством угашения нежелательного поведения. Применительно к алкоголику метод Г.Шичко состоит в развитии личности больного путем самоанализа, в результате чего происходит угашение влечения к алкоголю.

 

Насилие в системе социального контроля.

Социальный контроль по преимуществу основан на устрашении и запретах. Некоторые социальные процедуры похожи на кодирование, о котором мы только что говорили. Кодирование обычно совершается путем некоторого ритуала, который влияет не столько на сознание, сколько на магическое бессознательное больного.

Эти приемы были известны с древнейших времен в колдовской практике контроля поведения, например, в учреждении различного вида табу. Нарушение священных запретов приводит к психосоматическим реакциям, запланированным в кодировании. "Тот, кто ненароком оденет плащ царя, покроется коростой и умрет" - говорит жрец, потрясая амулетами.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.043 сек.)