|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические рекомендации для преподавателей
Курс «История зарубежной литературы 10-40-х годов ХХ века» во многом подводит итоги приобретенным знаниям, в нем осваиваются наиболее существенные явления современного литературного процесса. Предполагается, что студентами IV курса изучены основные сведения по истории литературного процесса, усвоены литературоведческие термины. Часть материалов, не освещенная в лекциях, предлагается для самостоятельного изучения. В течение семестра можно проверить работу студентов с текстами и критической литературой с помощью тестов, а также проверив читательские дневники. Возможно посещение театральных постановок, фильмов по книгам изучаемого периода, экскурсия в художественный музей «Русское авангардное искусство».
В течение семестра студентам рекомендуется: · выполнить несколько обязательных конспектов. · выучить наизусть два стихотворения по выбору. · продолжить ведение читательского дневника. · сделать конспекты критических работ для подготовки к практическим занятиям. · по желанию написать к практическому занятию письменную работу. · подготовить портфолио «Зарубежная литература первой половины ХХ века в школе». Разделы: Программы, изучение произведений рассматриваемого периода в 5-11 классах, список литературы, планы уроков или ксерокопии рекомендаций по ведению занятий.
Методические указания для студентов Планы семинарских занятий Раздел 2. Тема 2. Мир глазами М. Пруста (по роману «В сторону Свана») 1. Жанровое своеобразие, сюжет и композиция произведения. 2. Система образов: 2.1. Марсель. Вопрос об автобиографичности героя. Личность Марселя-повествователя. 2.2. Сван. Портрет. Внутренний мир героя, его культурный уровень. Любовь Свана (возникновение, этапы, переживания). 2.3. Юмор и сатира в романе М. Пруста. Салон Вердюренов, двоюродные бабушки, Франсуаза и др. Причины сатирической обрисовки героев. 3. Особенности прустовского изображения действительности. 3.1. Какие мгновения жизни стремится отразить рассказчик? 3.2. Как происходит взаимодействие внешнего и внутреннего мира человека? Как автор переходит к изображению новых предметов, эпизодов? 3.3. Докажите на материале произведения превосходство интеллектуальной жизни, чувств над миром «внешним». 4. Стиль автора как отражение «прустовской действительности». Особенности стиля. Литература: 1. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. - М.,1998. 2. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М.,1998. 3. Сучков Б. Лики времени. В 3-х томах. – М.,1976. 4. Моруа А. В поисках Марселя Пруста. – СПб.,2000. Раздел 2. Тема 3 Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц » 1. История создания сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, ее жанровое своеобразие. 2. Посвящение как обозначение основных тем произведения. 3. Проблема ценностей современного общества в сказке. 3.1. Особенности «взрослого» миропонимания. 3.2. Авторская типология «взрослых» и причины бессмысленности их существования. 3.3. Возможность и условия позитивных перемен. 3.4. Смысл и значение понятий «приручение» и «традиции». 4. Основные образы сказки. 4.1. Маленький принц и Роза. 4.2. Принц и Лис. 4.3. Образ Летчика, изменения его внутреннего мира. 5. Поэтика сказки. 6. Сказка «Маленький принц» на школьном уроке. Литература: 1. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. – М.,1983. 2. Мижо М. Сент-Экзюпери. – М.,1963. 3. Михальская Н.П. Зарубежная литература. 8-9 кл.: метод. пособие / Н.П. Михальская, О.В. Ковалева. – М.: Дрофа,2005. – С.294-300. 4. Панкова Е.С. Мировая литература в школе. 5-10-е классы. Справочно-методическое пособие. В помощь учителю-словеснику.– Орел: ОГУ,1997. – С.120-123. 5. Штейн А.Л., Черневич М.Н., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М.,1988. Раздел 3. Тема 2 Идейное и художественное своеобразие повести А. Камю «Посторонний» 1. А. Камю – писатель-экзистенциалист 2. Конфликт героя и общества в повести. 1.1. Смысл названия повести. 1.2. Композиция произведения, принцип «зеркальности» (С.Великовский) и его значение. 3. Мерсо в восприятии «общества» и читателя. 3.1. Взаимоотношения героя с окружающими (мать, Мари, соседи). 3.2. Свойства характера Мерсо. 3.3. Жизнь героя с позиции «посторонних». 3.4. Тема абсурда существования в произведении. 4. Экзистенциалистские мотивы в повести. 4.1. Принципы изображения действительности. 4.2. Проблема непонимания в повести.. 4.3. Проблема «свободного выбора» и ответственности. 4.4. Тема «лжи» и «игры» в жизни человека и общества. 5. Объективное звучание повести. Литература: 1. Великовский С. «Проклятые вопросы» Камю // Камю А. Избранное. – М.,1990. 2. Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. – М.,1990. – С.287-314. 3. Камю А. Предисловие к американскому изданию «Постороннего» // Вопросы литературы. – 1997. - № 3. – С.205-206. 4. Кушкин Е.П. Альбер Камю. – Л.,1982. 5. Ладыгин М.Б. Идейное и художественное своеобразие повести А. Камю «Посторонний» // Практические занятия по зарубежной литературе. – М.,1981. – С.211-217. 6. Сартр Ж-П. Разбор «Постороннего» // Сартр Ж.П. Ситуации. – М.,1998. – С.296-316. 7. Фокин С.Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. – СПб.,1999. Раздел 4. Тема 3 Анализ пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера». 1. Теория эпического театра Б. Брехта. Критика понятия «катарсис». Цель и основные принципы брехтовского театра. 2. Приемы, создающие «эффект очуждения». 3. История создания и литературная основа пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера». 4. Характеристика персонажей: Мэкки-Нож, Пичем. Как вы понимаете высказывание М. Туровской о том, что герои «чувствуют по канону, а действуют по обстоятельствам»? В чем символическое значение сцены в конюшне? Почему, на ваш взгляд, Пичем выбрал определенные типы экипировки для своих подчиненных? Сопоставьте деятельность Мэкки-Ножа и Пичема. В чем, на ваш взгляд, сходство и различие между деятельностью их организаций? 5. Содержание сонгов и их роль в брехтовском произведении. 6. Отражение принципов эпического театра в «Трехгрошовой опере». 7. Актуальность пьесы в наши дни. Литература: 1. Девекин В. Не сгоревшие на костре. – М.,1979. 2. Днепров В. Идеи времени и формы времени. – Л.,1980. 3. Зингерман Б. Случай «Трехгрошовой оперы» // Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. – М.: Издательство «Наука»,1979. – С.218-268. 4. Луков В.А. Пьеса Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (черты эпического театра) // Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П. Михальской, Б.И. Пуришева. – М.,1981. – С.206-211. 5. Туровская М. На грани искусств. Брехт и кино. – М.,1985. 6. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. – М.,1965. 7. Шумахер Э. Жизнь Брехта. – М.,1988. Раздел 4. Тема 6. Анализ новеллы Т. Манна «Марио и фокусник» 1. Композиция новеллы. Особенности экспозиции и ее идейная роль. Значение кульминации и финала для раскрытия темы. 2. Осуждение фашистского авторитаризма и насилия над личностью Символическое изображение демагогического воздействия пропаганды. Образ Чиполлы. 3. Автобиографическая основа новеллы. Образ автора-рассказчика и его функция в повествовании. 4. Особенности поэтического мастерства (детали, пейзаж, портрет и т.д.), его роль в раскрытии идейного пафоса произведения. Текст и подтекст в новелле. 5. Место новеллы в творчестве Т. Манна. Литература: 1. Апт С. Над страницами Томаса Манна. – М.,1980. 2. Девекин В. Не сгоревшие на костре. – М.,1979. 3. Дирзен И. Эпическое искусство Т. Манна. – М.,1981. 4. Днепров В. Идеи времени и формы времени. – М.,1980. 5. Федоров А. Томас Манн. Время шедевров. – М.,1981. Раздел 6. Тема3. Э. Хемингуэй. Старик и море 1. История создания повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Вопрос о прототипе главного героя повести. Жанровое своеобразие, тематика произведения. 2. «Я необыкновенный старик». Почему Сантьяго имеет право сказать так о себе? - Какие детали внешнего облика старика подчеркивает автор? Почему? - История жизни. Назовите эпизоды, особенно важные для понимания личности героя. - Каково его отношение к своему делу? - Как Сантьяго относится к различным неприятностям и невзгодам в своей жизни? - Какие слабости присущи Сантьяго и как он относится к ним? - Что обсуждают между собой Манолин и Сантьяго? - Каков итог борьбы старика? 3. Мастерство Э. Хемингуэя-художника. Символика в повести. 4. «“Старик и море” - величественная сага ХХ столетия» (Затонский Д.В.).
Литература: 1. Анастасьев Н.А. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М.,1981. 2. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. Краткий биографический очерк. М.,1966. 3. Леденев А.В,. Леденева Т.В Вызов судьбе: сравнительный анализ рассказа М. Шолохова Судьба человека», повести Э. Хемингуэя «Старик и море» и отрывка из повести В. Астафьева «Царь-рыба» // Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс: методические рекомендации. – М.:Дрофа,2005. – С.129-134. 4. Луценко Т.М. Зарубежная литература в школе. Минск,1973. – С.211-220. 5. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. М.,1976. – С.244-257. 6. Самарин Р.М. Зарубежная литература. М.,1978. – С.430-445. 7. Сидорова М.В. «Старик и море Э. Хемингуэя» // Литература в школе. – 2004. - № 10. – С.42-43. 8. Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе. – М.,1982. – С.135-142. Задания для самостоятельной работы
· прочитать художественные тексты, список которых составлен в соответствии с Программой дисциплин предметной подготовки по специальности «Филология»; · законспектировать ряд работ, предлагаемых для подготовки к практическому занятию; · самостоятельно изучить темы, не освещенные в лекционном курсе - Творчество Ф.Г. Лорки; - Э.М. Ремарк и творчество «писателей потерянного поколения»; - Интеллектуальный роман начала ХХ века; - Антиутопия в литературе ХХ века; - Романистика Э. Хемингуэя; - Творчество Ф.С. Фицджеральда; · выучить наизусть 2 стихотворения (на выбор);
Художественные тексты для обязательного чтения
1. Пруст М. «В сторону Свана». 2. Камю А. «Посторонний». 3. Сартр Ж-П. «Тошнота». 4. Элюар П. «Стихотворения». 5. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц». 6. Гарсиа Лорка Ф. «Стихотворения». 7. Кафка Ф. «Превращение». «Замок». 8. Ремарк Э.М. «На Западном фронте без перемен». 9. Манн Т. «Волшебная гора». «Марио и волшебник». «Тристан». «Смерть в Венеции». «Тонио Крегер». 10. Гессе Г. «Игра в бисер». 11. Брехт Б. «Трехгрошовая опера». «Жизнь Галилея». 12. Джойс Д. «Улисс» (главы 1-4,18). 13. Вулф В. «Миссис Деллоуэй». 14. Лоуренс Д. «Любовник леди Чаттерли». 15. Элиот Т. «Бесплодная земля». 16. Хаксли О. «О дивный новый мир». 17. Оруэлл Дж. «1984». 18. Хемингуэй Э. «В наше время». «Прощай, оружие!» «Старик и море». 19. Фицджеральд Ф.С. «Великий Гэтсби». 20. Фолкнер У. «Шум и ярость». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |