|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Генезис начального образования (X-XVII вв.)В настоящее время достаточно сложно говорить о содержании и методике начального образования на Руси в дохристианский период, так как письменные источники того времени практически не сохранились Тем не менее на основе данных археологических раскопок мы можем твердо говорить, что письменность и, следовательно, грамотность у древних восточных славян были широко распространены Об этом свидетельствуют надписи на различных предметах повседневного обихода той далекой эпохи В связи с этим утверждения, что в дохристианский период мы не можем говорить о книжном учении, так как письменность (письменные знаки того периода) выполняла лишь некоторые практические функции и «для служения литературе она не годилась» [1], следует рассматривать как результат церковной цензуры Необходимо указать, что по свидетельству «Паннон-ского жития» Кирилл, будучи проездом в Херсонесе (860 г), нашел там Евангелие и Псалтырь «роуськыми писмены писано» Хотя это место в «Житии» является дискуссионным, и среди историков существуют серьезные расхождения по его интерпретации, мы подчеркиваем наличие данного факта, не позволяющего утверждать об отсутствии славянской письменности в дохристианский период [2] Положение начальной школы в России до XVII в представляет много спорного и неясного Некоторые из писателей, занимавшихся этим вопросом, стараются доказать, что Древняя Русь была богата школами, другие совершенно это отрицают. Некоторые из приверженцев первого взгляда утверждают, что древняя русская школа была школой церков-но-приходской, но это мнение нельзя считать доказанным Большая часть работ по истории начальной школы в России принадлежит представителям первого направления, но с точки зрения фактической обоснованности они не прибавили почти ничего нового к известному труду Лавровского [3] Писатели второго направления ограничивались преимущественно критикой работ своих противников. Изучая немногочисленные и скудные фактические данные о начальном образовании в допетровской Руси, необходимо иметь в виду, что глагол «учити» в летописях весьма часто употребляется вовсе не в смысле школьного обучения, а в смысле поучения посредством проповеди, в таком же смысле само поучение называется учением, а занимающиеся им лица - учительными. Иногда, впрочем, «учити» обозначает и школьное обучение в прямом смысле слова. Смешение этих понятий служило и служит в настоящее время причиной для утверждения.некоторыми исследователями спорных положений и приводит к большим недоразумениям Учитывая условия того времени и способы насаждения христианства на территории Киевской Руси, можно предположить, что вместе с распространением этого религиозного учения не только подвергались гонениям носители прежних верований, в первую очередь волхвы, но также уничтожались памятники восточнославянской духовной культуры, в той или иной степени связанные с политеизмом. В последующем источниками и трансляторами грамотности на многие века стали только христианские монастыри, в которых, вполне естественно, изучали грамоту, вели документацию и писали различные труды на основе библейских представлений. Поэтому мы вынуждены осуществлять анализ содержания и методики начального образования на Руси, используя сохранившиеся письменные источники преимущественно религиозного назначения. Это обстоятельство заставляет нас более внимательно исследовать сохранившиеся документы, чтобы осуществить реконструкцию системы начального образования, адекватно объективной действительности того времени. Согласно существующей традиции инициаторами распространения письменности среди славян считаются христианские миссионеры Кирилл и Мефодий В 863 г. по решению византийского императора они были направлены в Моравию для проповеди христианства на славянском языке и оказания содействия тамошнему князю Ростиславу в его борьбе против немецких феодалов Перед отъездом в Моравию Кирилл создал славянскую азбуку (кириллицу) и с помощью старшего брата Мефодия перевел на славянский язык (македонский диалект) несколько богослужебных книг. Они включали в себя избранные места из Евангелия, апостольские послания, Псалтырь и др Деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии привела там к созданию основ национальной церкви, чем вызвала недовольство со стороны немецких феодалов, обвинивших братьев в ереси. В 866 г. Кирилл и Мефодий по этой причине были вызваны к папе римскому Адриану II, который после беседы с ними своим специальным посланием разрешил распространять христианские книги на славянском языке [4] Таковы исходные исторические факты, позволяющие утверждать, что кириллица (или глаголица, здесь в науке также нет единого мнения) перекрыла собой имевшуюся у восточных славян письменность и послужила орудием распространения среди них христианства Причем в решении данной задачи папа римский и византийский император оказались единодушны. Мы полагаем, что точкой отсчета для выделения начального образования на Руси и, следовательно, систематического образования населения со своим специфическим исторически сложившимся содержанием, имевшим христианскую направленность, можно считать X век. Начало было положено организацией киевским князем Владимиром крещения (988-989 гг.) своих подданных и перехода тем самым в государственной политике от политеизма к монотеизму. С этого момента единое начальное образование занимает стабильное место в формирующейся системе образования России с политически определенной ролью, которая заключалась в распространении с помощью письменности христианской религии среди населения Организационно обучение в Киевской Руси осуществлялось преимущественно при княжеских дворах, в монастырях, церквях и на епископских кафедрах Элементарное образование распространялось также частным способом, и его можно было получить как домашнее образование. Первые школы, дающие книжное образование, организовывались князем Владимиром, основной целью которого было увеличение числа своих русских священников и создание грамотного младшего поколения аристократии, призванного укрепить русскую государственность [5]. В этом были заинтересованы равно как сам князь, так и церковь. Вологодско-Пермская летопись, хроника М СтрыЙковского свидетельствуют о том, что Владимир создал дворцовую школу, «собрав детей 300, учити грамоте как своих названных сынов, так и боярских» [6] Вопрос, какие предметы преподавались в названной школе, практически не исследован, но можно уверенно утверждать, что за период правления Владимира из ее стен вышло довольно большое число образованных для своего времени людей Около 1030 г Ярослав открыл в Новгороде училище и, по выражению летописи, «собра от старост и от пресвитеров детей 300, и ловеле учить книгам». Это училище имело целью приготовлять достойных служителей церкви Из жизнеописания ев Феодосия (игумена Киево-Печерской лавры) видно, что в 1023 г существовало училище в Курске. Есть предположение о наличии школ при кафедрах 5 епископов того времени К 1086 г относится известие об училище для женщин, учрежденном царевной Анной В следующем столетии известен своим рвением к школьному делу смоленский князь Роман Ростиславич, На устройство училищ он израсходовал все свои средства, так что когда он умер (1180 г), не на что было даже его похоронить Великий князь владимирский Константин Всеволодович также заводил у себя училища Народные училища, хотя и находились под эгидой духовенства, вовсе не были церковными учреждениями Так смотрел па них в 1883 г. и СИ Миропольский, назвавший их впоследствии (1895 г) церковно-приходскими школами [7] Ранее он полагал, что эти школы вовсе не входили в сферу церковного управления и оставались учреждением светским, народным, подчиненным земской единице - приходу. Содержательно начальная грамота давалась посредством обучения детей правилам чтения и письма на материалах, в которых излагались начала христианского учения. В первую очередь это были Катехизис, Часослов и Псалтырь. Письму на Руси обучали путем освоения буквенных и цифровых перечней церковнославянского и греческого языков. Некоторые исследователи считают, что обучение арифметике производилось на уровне освоения нумерации и ведения счета [8]. Основания для данного утверждения имеются. Из известных в древности трех типов приспособлений для счета - абака («счет костьми») наиболее функциональными были китайский суан-пане, японский соробане и русские счеты Русский абак употребляется по настоящее время [9]. Для овладения счетами требовались определенные системные знания, а главное - эти знания были востребованными. Подтверждением этому служит задачник, включенный в «Русскую правду». Денежная система, использованная в его задачах, вышла из употребления на Руси еще в начале XII в,, поэтому можно предположить, что они были разработаны ранее Обучение счету, если судить по этим задачам, велось квалифицированно, с использованием шестизначных чисел, а учителя должны были иметь высокий уровень математической культуры Следует иметь в виду и то, что греческий арифметический контроль на Руси сразу был действенным и нумерация в древнерусской кириллице приобрела византийский облик, тогда как в южнославянской кириллице произошел симбиоз византийской и глаголической нумерации [10] Наиболее сложной сферой, использовавшей математические знания, на Руси являлась вычислительная пасхалистика, предметом которой был расчет дня Пасхи По результатам проведенных учеными исследований достоверно показано, что уже в конце XI в на Руси существовала практика расчета Пасхи на основе трехтабличного календарного комплекса. Кроме того, использование греческой хронологии стимулировало на Руси развитие арифметики, до того зависевшей в основном от интересов торговли Поэтому очень многие исследователи отмечают высокий уровень развития древнерусской арифметики в домонгольский период Наиболее значительным из дошедших до наших дней произведением, свидетельствующим о высоком интеллектуальном уровне древнерусской культуры данного периода, является «Учение им же ведати человеку числа всех лет» Кирика [11]. Оно было ориентировано на ученых и написано в духе состязательности, столь характерной для средневековой научной среды университетско-академического уровня, когда ученые соревновались между собой в диспутах, вызывали друг друга на научные состязания, полемизировали в научной печати и т.д. И хотя в домонгольской Руси так вопрос не ставился, «Кирик прямо обращается к промузгам, честолюбцам и риторам. Изучение текста (1138 г.) показывает, что это не просто заметка «по случайному поводу», а хорошо продуманное, логически четкое и историографически обоснованное произведение [12] Это позволяет сделать вьшод, что состязательность накладывала определенные требования на содержание научных работ, повышая ответственность их авторов за качество выпускаемой научной продукции Все это в той или иной степени сказывалось на характере обучения в начальной школе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |