АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская культура 9-13 вв

Читайте также:
  1. BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
  2. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  3. III Русская художественная культура
  4. Адукацыя і культура.
  5. Адукацыя і культура.
  6. Адукацыя, навука, культура.
  7. Адукацыя, навука, культура.
  8. БИЛЕТ 7.1 Общение. Культура общения.
  9. Билет № 44. Вольная русская печать за границей в 19 веке. Издательская и книготорговая деятельность революционеров во второй половине 19 века
  10. Быт и культура болгар в XV-XVII вв.
  11. Ведическая культура, современность и будущее человечества.
  12. Ведическая культура.

Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н.э. К VI в. Произошло выделение восточной ветви славян. В VI—VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) и некоторых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства - Киевская Русь (IX в) Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Но взаимодействие культур для Руси не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью грех народов - русского, украинского и белорусского. Высокий уровень образно-поэтического, иррационального мировосприятия сложился у восточных славян в "дописьменный" период, в эпоху язычества. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий.

Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" ' - былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в Х-Х1вв. С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия, имеющая космополитический характер, а значит пригодная для любой этнической группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности. Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности.

О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники X в. Принятие православия, допускающего богослужение на национальных языках, способствовало распространению письменности Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала, есть Издавна любимым чтением наших предков была агиграфическая литература - жития святых Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как монументализм форм.С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово- купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы (три, пять или более, в зависимости от размеров храма), четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы - крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий - апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу полуцилиндрического свода, называлось закомарой. Хотя каменное строительство на Руси в X-XI вв. велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи Живопись Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следованиеВ ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры.

 

7. Монголо-татарское завоевание Руси. Последствия монголо-татарского владычества. Первое столкновение объединенного русско-половецкого войска с монголо-татарским войском произошло в 1223 году на реке Калке. Оно закончилось разгромом объединенного войска и убийством русско-половецких князей. В 1237 году, войско Хана Батея вторглось в пределы рязанского княжества, после пятидневного сопротивления Рязань пала и абсолютно все жители погибли включая княжескую семью. Затем монголы захватили Москву. Коломну, а в 1238 году взяли Владимир, жители были перебиты и введены в рабство. Затем они взяли Торжок и двинулись к Новгороду. Не дойдя до него 100км повернули назад Второй поход монголо-татар на Русь Произашол в 1239-1240. Целью завоевателей стали земли южной и западной Руси. Были захвачены Переяславль, Чернигов, после долгой осады в 1240 году был взят и разграблен Киев. Затем была разорена Голицко-Волынская Русь. В 1242 году Батей обосновал в низовьях волги свое государство - Золотая Орда. Главной причиной поражение русских княжеств, было отсутствие единства между ними. Кроме того войск монголов было многочисленно, отлично организованно, в нем была жесточайшая дисциплина, хорошая разведка. Монголо-татарское нашествие оказало большое влияние на историческую судьбу России. Золотоордынское иго тяжело отразилось на социально-экономическом и политическом и культурном развитии русских земель. Больше половины Русских городов были разорены монголо-татарами. Многие из них после нашествия стали селами, а некоторые навсегда исчезли. Завоеватели убили и увели в рабство значительную часть городского населения. Это привело к экономическому упадку и исчезновению ремесел. Гибель многих князей и дружинников привела к ослаблению великокняжеской власти. Главной формой зависимости была уплата дани. Политическая зависимость выражалась выдаче русским князьям специальных грамот - ярлыков, на право княжения. Главой русских земель считался князь получивший от хана ярлык на княжение во Владимире.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)