|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧАСТЬ 1. ГЕРОЙКОНЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ, БЕСКОНЕЧНОЕ ВРЕМЯ (заметки о сериале «X-Files»)
и пусть случайно мое имя в слух произнесет, и пусть молчит что все же помнит… (из песни)
ЧАСТЬ 1. ГЕРОЙ Весь мир есть всего лишь отношение моего собственного Я к вещам, идеям, событиям, людям. Поэтому мой мир полностью есть таков, каков Я есть сам. Бессовестно лгут те люди, которые смеют утверждать, что мы наполняемся внешним содержанием как пустой сосуд, а жизнь этого сосуда зависит от того, чем он наполнен. На самом деле, все, что мы содержим внутри, все тонкости и переплетения Я, наполняют мир, нашу внешнюю сторону жизни. Они выплескиваются без остатка, и в этот самый момент рождается реальность вокруг нас. То, что вокруг нас кричит о том, каковы мы сами. Поэтому, то, что мы чувствуем внутри, то чем наполнены и есть наш мир. А это значит, единственный путь познать Вселенную, где живет любой человек, - понять (или попытаться понять) его самого, взглянуть изнутри его Я.
1. Сестра. Трансцендентная несправедливость. Самообман. Центральное событие в жизни Фокса произошло еще в детстве. «Когда это случилось, мне было 12 лет, а ей 8-мь. – говорит он, - Однажды ночью ее похитили. Исчезла и все. Ни записки, ни звонка. Абсолютно никаких следов. Полнейший крах всей семьи. Этого никто не обсуждал, потому что обсуждать было нечего. Ее так и не нашли» (Пилотная серия, сезон 1)*. Его отец работ в Министерстве Обороны, поэтому Саманту искали по всей стране, было вложено огромное количество средств, но тщетно. Это похищение повлияло на все последующие события в его жизни. В момент исчезновения Саманты они были дома вдвоем, однако после того годами никто не мог добиться от него, что же случилось. А главное, Фокс считал себя виновным в произошедшем. В этот момент, еще в детстве, он сформулировал единственную цель своей жизни – найти сестру, объяснить, что с ней случилось, на самом же деле, оправдать себя. Сначала он верил в официальное заключение о серийном похищении; но, став старше, Фокс задумался – будь то случайное стечение обстоятельств, серийный маньяк или любое другое обычное уголовное преступление, власти его отца хватило, чтобы хотя бы найти тело Саманты. На самом же деле, поиски проходили медленно, будто родители знали заранее, что ничего не найдут. Отсюда возникает идея, что у похищения Саманты была какая – то особая, глобальная цель, а те, кто ее похитил, являются либо высшими властными структурами, либо нечеловеческой силой. Родители знали правду об этом, иначе не смирились бы так быстро. Из несвязанных изначально догадок такого рода самообман, основанный на пережитом в детстве стрессе, развился в теорию глобальной, надмировой, неподвластной простым гражданам несправедливости. Но пока еще эта несправедливость имела полностью трансцендентный характер. В 1989 г., через 16 лет после исчезновения Саманты, Фокс проходит сеанс гипноза. Под давлением психотерапевта он все же начинает вспоминать события того вечера, но из конкретных фактов выясняется только одно – Саманту поднял в воздух насыщенный белый световой луч и унес сквозь предметы. Так трансцендентный принцип обрел свое физическое воплощение – инопланетяне. Фокс был настолько уверен в своей теории, которая казалось, теперь объясняла все, что поставил новую цель – доказать существование инопланетян, а с ними и всего паранормального. Однако по его мысли выходило, что родители с самого начала знали правду об инопланетянах, о том зачем похитили Саманту, почему именно ее, а не его, и о том, что она не умерла. А значит в Министерстве Обороны, где работал его отец, знают, что инопланетяне – не вымысел, а все контакты с ними скрываются от общественности. «Я добровольно пошел в ФБР, - говорит он. – И там наткнулся на «Секретные Материалы». Сначала они показались мне беспорядочным нагромождением свидетельств о встречах с пришельцами… Я читал описание всех случаев, десятки, сотни, читал о разных аномалиях, об оккультизме. Наконец я решил добраться до правительственных источников, но тут кто-то намертво преградил мне дорогу. В правительственных кругах что-то известно, и я должен выяснить, что они так тщательно скрывают» (Пилотная серия, сезон 1). Его теория могла бы навсегда остаться просто мнением (ведь активно действовать он не собирался), если бы в 1990 г. он не встретился с физиком – разработчиком газа, вызывающего паранойю и галлюцинации, Сюзанной. Она пыталась рассказать общественности о тайных военных разработках на основе внеземных технологий, но ее арестовали. Предположительно агенты спецслужб. В момент ареста Сюзанны на Фокса попал разработанный ею газ, и это еще сильнее спровоцировало его психический надлом. «Рассказывайте всем! – кричит Сюзанна, когда ее уводят, - Как можно больше людей должно узнать истину, в ней наше оружие!» (Необычные подозреваемые, сезон 5). Арест действительного свидетеля деятельности Министерства Обороны (а, скорее всего, и попадание в его организм психотропного газа) подвигает Фокса начать активную деятельность по разоблачению заговора молчания в кругах правительства. Одновременно с этим, он знакомится с тремя программистами, которые первыми из окружающих людей поддерживают его теорию. Баерс, Фрохики и Ленгли начинают выпускать подпольный журнал «Одинокие стрелки», где печатают результаты расследований Фокса и то, что сами добывают на закрытых сайтах и базах данных Пентагона. Со временем количество соратников Фокса по борьбе за разоблачение деятельности правительства увеличилось, это были и обычные граждане, с которыми он сталкивался в процессе расследований, и разделяющие его идеи служащие Министерства Обороны. Осознание того, что он не одинок в своих убеждениях, приводит к тому, что Фокс начинает рассматривать всех окружающих как объекты-средства для достижения цели. Мир делится для него на «проводников» (информаторов, жертв правительства, свидетелей паранормальных явлений) и «изоляторов» (те самые люди в Министерстве Обороны, которые мешают его деятельности). Сначала Фокс не знал, кто именно есть эти «изоляторы», но позже глобальный заговор, породивший общемировые катаклизмы, воплотился в группе высших руководителей Пентагона – «теневом правительстве» или Синдикате. Цель Синдиката – скрыть военные разработки на основе технологий инопланетян, контакты правительств всех крупных стран с инопланетной цивилизацией. В процессе расследований выясняется, что такие тайные государственные структуры есть в Японии, Франции. России, Германии (731-й, сезон 3; Пайпер Мару, сезон 3; Тунгуска, сезон 4; Пациент–Х, сезон 5; Страна грез I, II, сезон 6 и др.) В результате оказывается, что речь идет о мировом заговоре, а большинство технологий, разработанных начиная с середины 20 в., имеют инопланетную основу. «Я долго скрывал истину от соотечественников, - говорит Фоксу генерал Вегман, работающий на тайной военной базе, запускающей самолеты на основе технологии НЛО, - А вы что не знаете, в чем истина? К примеру, что творится здесь, на 51-м, в чем суть этих секретных программ? Мы ведь их только запускаем, а как они летают нам не ведомо. Их конструируют в Юте. Я видел ваши материалы, вы много лет гоняетесь за летающими тарелками. Вы верите в пришельцев, агент Малдер?» (Страна грез II, сезон 6). Многие подобные факты в его расследованиях указывают на то, что, на самом деле, инопланетяне и НЛО, которые встречали люди ни что иное, как военные разведывательные самолеты Министерств Обороны различных стран, а пилоты этих самолетов специально одеты в костюмы пришельцев, чтобы во встречу с ними никто не поверил. Так большинство мировых правительств держит под контролем свои исследования и мнения людей об НЛО. «Если неприятель заметил американский самолет-разведчик, он начинает обстрел, но при виде летающей тарелки из другой галактики он колеблется – говорит Фоксу пилот военного самолета, построенного по технологии НЛО. – Я просто летчик. Вы не летали на НЛО? После этого секс кажется пресным. На базе я видел, как человек входил в помещение совершенно здоровым, а выходил оттуда в полной уверенности, что его похищали пришельцы» («Из внешнего космоса» Джоза Чанга, сезон 3). Чтобы разобраться, зачем правительственные структуры имитируют полеты НЛО, а настоящие контакты с пришельцами скрывают, Фокс обращается к своим информаторам из Министерства Обороны. Однако такая помощь для большинства высокопоставленных информаторов стоит им жизни. Человека с именем Бездонная Глотка расстреливают на мосту при попытке передать информацию; темнокожего «Теневого друга» убивают у дверей квартиры Фокса; работника Пентагона Майкла Кричгоу вызывают на таинственную комиссию, и он исчезает; доктор Курцваиль, работающий на Пентагон, исчезает после встречи с Фоксом; участника Синдиката, называемого «Англичанин», взрывают в машине… и т.д. (Колба Эрленмейера, сезон 1; Скрепка, сезон 3; Возвращение II, сезон 5; 1-й полнометр. фильм). Единственным постоянным информатором для него остается руководитель отдела, замдиректора ФБР Уолтер Скиннер, хотя и его несколько раз пытались убить (Постановление сената № 819, сезон 6). Из ситуации, которая начинает разворачиваться вокруг него, Фокс делает вывод, что обладает какой-то сверхсекретной информацией, и он не остановливается ни перед чем, чтобы придать ее гласности. Почему бы тогда участникам Синдиката не убить его? Но по диалогам между самими членами «теневого правительства» посторонний наблюдатель легко поймет, что эта возможность разоблачить глобальный заговор – только очередной самообман для Фокса. То, что он достает с такими усилиями и считает бесценной информацией – всего лишь подбрасывают специально, чтобы его поведение для других людей казалось все более и более параноидальным. «Ну, как вас не полюбить за ваши бредни? – говорит ребятам из «Одиноких стрелков» работник секретной военной базы Морис Флетчер, - Мало того, что вы верите в нашу липу, так еще и в печати ее пропагандируете! Чтобы вы знали, друзья, все ваши сенсации я выдумал сидя на горшке!» (Страна грез II, сезон 6). В течение первых лет работы в отделе Скиннера Фокс знакомится с некоторыми членами Синдиката лично. Сначала кажется, что лидер Синдиката и хранитель всех правительственных тайн – человек с псевдонимом «Курильщик» (он же C.G.B. Spender). Именно у Курильщика есть возможность убить Фокса, но, напротив, Синдикату выгоднее, чтобы он продолжал углубляться в самообман. Смерть Фокса может подвигнуть его соратников пытаться открыть истинные секреты правительства. «Крестовый поход нам не нужен, - говорит Курильщик, - Убей Малдера, и он превратится в живую легенду» (Восхождение, сезон 2). В отличие от Курильщика, так называемый «Человек с маникюром» намерен агрессивно защищать секреты Министерства Обороны. Результатом его деятельности является, например, смерть еще одного участника Синдиката «Англичанина», а также попытка убийства самого Курильщика (Возвращение II, сезон 5; 1-й полномерт. фильм). Таким образом, начавшись с детского желания найти пропавшую сестру, цель Фокса обросла огромным количеством задач, от доказательства существования паранормальных явлений до раскрытия глобального заговора. Однако в любых его расследованиях «красной линией» идет тема Саманты, везде он ищет нити, ведущие к е похищению. С одной стороны, Фокс страстно стремится узнать правду о сестре, но детский комплекс вины (а вдруг, действительно, он виноват? вдруг он, действительно, мог помешать этому?) заставляет его оттягивать этот момент, принимать на веру любые объяснения ее пропажи. На протяжении всей его работы формируется как минимум 5 таких объяснений: - Его собственная теория. Саманту забрали инопланетян, а значит, она жива. Тайну, зачем ее похитили, и где она теперь скрывает Синдикат (Пилотная серия, сезон 1). - Теория клонирования. Саманту похитили люди Синдиката для проведения научных экспериментов по технологиям пришельцев. В эпизоде «Колония» (сезон 2) Фокс попадает на секретный полигон, где работают клоны его сестры, но самой Саманты там нет. Он решает, что его просто хотят сбить со следа, это очередной обман Синдиката. - Теория серийного убийцы. Саманту похитил и убил маньяк Джон Роуч, отбывающий пожизненное заключение за 13 подобных убийств. Это кажется самым правдоподобным объяснением – «Ты верила когда-нибудь, что Саманту украли инопланетяне?» – говорит Фокс напарнице Дане Скалли (Тряпичные сердца, сезон 4). В результате оказывается, что Роуч не имеет к похищению никакого отношения, а просто мстит Фоксу за свой арест. «Он же играл с тобой, - говорит ему Дана, - это же банальный шантаж, а ты на него поддался! Вся твоя уязвимость написана у тебя на лице, и он этим пользуется» (Тряпичные сердца, сезон 4). - Теория об отце – Курильщике. Настоящий отец Саманты – Курильщик, и однажды он просто забрал ее жить к себе. Это сделали тайно, а Фоксу под гипнозом внушили историю об инопланетянах. В эпизоде «Возращение» II (сезон 5) Курильщик привозит Фокса на встречу со взрослой Самантой, что должно полностью убедить его. В эпизоде «Шестое вымирание» II (сезон 7) Фокс также видит взрослую Саманту с ее детьми, проживающую вместе с Курильщиком за городом. Однако он не верит этому, считая встречу подстроенной. - Теория «Входящих». Ребенком Курильщика является не Саманта, а сам Фокс, поэтому–то его и оставили в живых. Саманту забрали люди Синдиката как залог того, что ее отец (Уильям Малдер) не обнародует те правительственные секреты, которыми владеет. Саманта убежала от похитителей и исчезла. В эпизоде «Закрытие» (сезон 7) экстрасенс Хэлард Пилар объясняет, куда она могла исчезнуть: Саманту забрали в Свет духи звезд, «Входящие», потому что ей была суждена ужасная смерть. Следуя за экстрасенсом, Фокс попадает в место, где как утверждает Пилар, Саманту вместе с другими детьми перенесли в рай. Фокс видит тени детей, играющих на поляне, и среди них свою сестру. После этого видения он прекращает поиски на некоторое время, принимая это объяснение. Но вопрос о правдоподобности какой-либо из этих теорий так и остается открытым. «Бывают раны слишком болезненные, чтобы их вскрывать. – говорит Курильщик Дане Скалли, - Не лишайте его неведения, оно дает надежду» (Закрытие, сезон 7). Процесс поиска сестры для Фокса есть само течение жизни, поэтому, очевидно, сколько бы доказательств к этим теориям он не находил, всего будет недостаточно. Найти Саманту или достоверно узнать ее судьбу означало бы закончить свою миссию на земле, - а значит, поиск будет продолжаться вечно.
2. «Призрак». Параноидальный синдром. Абсолютная преданность цели. Поиск сестры является единственным смыслом жизни для Фокса, и эта перенасыщенность одним и тем же содержанием не могла не отразиться на отношении к нему окружающих. Большинство сослуживцев, знакомых и даже соседей по лестничной площадке считают его сумасшедшим, в ФБР за ним закрепилось прозвище «Spooky» (Призрак), которое означает, что никакой реальной жизни Малдер не ведет, проводя все время в выдуманных мирах. Детская психотравма, действительно, сформировала у него сверхэмоциональную личность, беспричинно соскальзывающую то в бурную эйфорию, то в депрессию, вплоть до попытки суицида. Тема сестры не оставляет его никогда: Саманта снится ему почти каждую ночь, иногда он видит ее наяву или слышит, как она зовет на помощь, в любой теме разговора он ищет связь со своей историей и т.д. Часто Фокс сам чувствует свою перенасыщенность, он явственно осознает, что цель его не достижима, а жизнь бессмысленна, и отрекается от себя, от своих идей… В такие пиковые моменты эмоционального подъема, наступающие периодически, он закрывается в своей квартире, просматривает детские фото с сестрой и бессмысленно плачет несколько суток подряд. Подобные моменты наиболее ярко свидетельствует о развитии параноидального синдрома, который он и не отрицает. В эпизоде «Возвращение» I (сезон 5) очередной раз разочаровавшись в своих идеях Фокс запирается дома и пересматривает черно-белые кадры интервью чиновника Пентагона, который отрицает реальное существование инопланетной жизни. Фокс сидит перед столом, смотрит на лежащий рядом пистолет, медленно трогает его рукой, затем пишет: «Я долго смотрел во тьму, хотел увидеть неведомые истины. Для начала я уверился, что мой путь поможет мне не только понять, но и найти мою сестру, похищенную 23 года назад. Я верил, что в поисках великой истины о существовании внеземной жизни, я вновь обрету пропавшую сестру. Я понял, что вера эта беспочвенна, лжива и чуть не свела меня в могилу. Она опровергнута фактами, которые прямо свидетельствуют о моем безумном самообмане. Но если бы это была только моя трагедия, мне было бы легче завершить это путешествие». Он берет пистолет со стола, подносит его к голове, но раздается телефонный звонок. Фокс бросает пистолет и плачет. Закрывая лицо руками… В результате, отрекись от себя, через несколько минут он быстро совершает возврат, начиная искать и верить еще более преданно, чем раньше. Выстраивая все мировые причинно-следственные связи из одного корня, он периодически «застревает» на ключевых в его мировоззрении предметах, фразах, событиях. Обстоятельства похищения Саманты проговорены и прописаны им десятки раз, но постоянно обрастают новыми подробностями: в какую настольную игру они играли; фишка какого цвета была у нее в руках; где лежал пистолет, который он хотел схватить, но не успел; звала ли Саманта на помощь; если звала, то что именно она кричала и т.д. (Тряпичные сердца, сезон 4; Колония, сезон 2; Конец игры, сезон 2; Закрытие, сезон 7). Расследуя серийные убийства в эпизоде «Гротеск» (сезон 3) он настолько вживается в образ найденного убийцы, что начинает повторять его действия – обклеивает стены в квартире рисунками средневековых чудовищ, которые, как утверждает убийца, велят ему убивать, сам рисует их и лепит из глины. «Я зашла к тебе домой и не узнала новые обои, что происходит?» - говорит ему Дана Скалли. В результате Фокса снимают с этого дела из-за психической неустойчивости. Свой любимый фильм – черно-белый ужастик 40-х годов – он смотрел 42 раза, и каждый раз с неиссякаемым интересом. «Как? Ты смотрел этот фильм 42 раза? – шокировано спрашивает Дана, - Он не наводит на тебя тоску? На меня наводит… Но может быть истинная вера – это форма безумия» (Голливуд н.э., сезон 7). Искренне веря в то, что обладает сверхсекретной информацией, Фокс приходит к мысли, что в том и есть его миссия – открыть простым гражданам всю ложь правительственных органов. Доказать на фактах существование внеземной жизни и паранормальных явлений. Он осознанно представляет себя как героя-жертву, готового страдать ради достижения цели. «Я видел правду, теперь мне нужны ответы. – говорит он в эпизоде «Вариант Пайн-Блаф» (сезон 5), - Я хочу, чтобы люди узнали правду». С целью разоблачения тайных планов Министерства Обороны и Синдиката Фокс постоянно предпринимает опасные поездки (например, в сибирскую тайгу или на секретные военные базы – Бездонная глотка, сезон 1; Терма, сезон 4) и даже внедряется в террористическую организацию, действующую против американского правительства (Вариант «Пайн – Блаф», сезон 5). При этом он открыто заявляет, что готов умереть ради цели: «Если я не вернусь до полуночи, покормите моих рыбок» - говорит Фокс Уолтеру Скиннеру, уходя на задание, и зная, что его конспирация раскрыта, а террористы не потерпят измены (Вариант «Пайн – Блаф», сезон 5). Но все, что он находит, опять же неведомо для него, является ложью, которую подбрасывает Синдикат. И даже в этой ложной информации больше вопросов, чем ответов, что провоцирует его не останавливать свои поиски. Еще более подчеркивает его готовность к «мученичеству» в глазах у всех тот факт, что ему нравится, как негативно к нему относятся окружающие. Фокс уверен, что его «ненормальность» – это избранность, и сам постоянно подчеркивает свое отличие от «нормальных» людей. Возможность увольнения с работы его не беспокоит: «Да пусть! – говорит он Дане Скалли в эпизоде «Падший ангел» (сезон 1), - Они мне на улице уже виселицу строят!». Задеть его остротой о связи с инопланетянами тоже не выйдет: «Ну, как думаете – не обошлось тут без маленьких зеленых человечков?» - спрашивает у Фокса агент Коул я явным сарказмом (Узкий, сезон 1). «Сереньких, – улыбается он в ответ. - Общеизвестно, что фуфлорианцы серого цвета, а вы почему-то сказали «зелененьких». И именно фуфлорианская цивилизация монополизировала космическую торговлю человеческой печенью. Они экспортируют нашу печенку в отдаленные Галактики по совершенно немыслимым ценам. Вы, наверно, даже не представляете, сколько стоит в отдаленной Галактике жаренная человеческая печень под луковым соусом!». Ну, а с общей ссылкой на его невменяемость он даже соглашается: «Тебе никогда не приходило в голову, что обычные люди предпочитают следовать установленным процедурам? – говорит ему Дана Скалли. - Тебя же вечно заносит в какие-то дебри. Господи! Да для тебя фантазии кажутся важнее фактов! Поэтому некоторые стараются держаться от тебя подальше… как от прокаженного». «Ну, а ты сама заразиться не боишься?» - тем же тоном отвечает Фокс (Узкий, сезон 1). Таким образом, именно состояние постоянного «застревания» и фанатичной преданности цели он рассматривает как естественное для себя, «нормальное» внутри своей жизненной ситуации. Напротив, «ненормальные» - это все (а их большинство), кто верит в ту ложь, которую афиширует Министерство Обороны, в частности, например, что инопланетян не существует, как и всех паранормальных явлений в целом. Даже более того, Фокс часто обвиняет окружающих в этой «слепоте». В эпизоде «Дурная кровь» (сезон 5) он говорит своей напарнице: «Боишься сказать правду? Все было совсем не так! думаешь, если сказать правду, на тебя будут пальцем показывать, как на меня?». С другой стороны, даже активно показывая свое безразличие к людской молве, Фокс время от времени скатывается до подобных самооценок, характеризуя себя теми же эпитетами, что слышит постоянно. «Я – ключевая фигура в правительственной игре, - говорит он официантке в кафе. - И конечно же мне никто не верит! Я назойливый для начальства и объект насмешек для друзей. Меня называют «Призрак» Малдер, чья сестра была похищена пришельцами, и теперь он гоняется за маленькими зелеными человечками со значком и пистолетом и говорит всем окружающим, что Они скоро прилетят. И когда это случится, это будет конец всему» (1-й полномерт. фильм). Никто ведь не оспаривает возможность индивида выбирать любой смысл жизни, даже если, чаще всего, его нет? Так почему же данная трактовка смысла жизни подвергается наибольшему осмеянию? Вероятнее всего, дело тут даже не в банальных «маленьких зеленых человечках»… А Фокс есть истинно религиозная личность, экзальтированная настолько, что отрицает вокруг себя все, не относящееся к своей миссии, в том числе, мнения окружающих.
3. Вечное искупление и мазохизм (или оригинальность). Вечная вина перед Самантой и родителями подвигает Фокса превратить свою жизнь в средство для искупления. И это искупление, как и вина, должно носить всеобъемлющий, почти онтологический характер, поскольку он уверен, что его «преступление» имело не только личные, но и глобальные последствия… После похищения сестры родители развелись и совершенно перестали общаться, далее выяснилась связь работы отца с Синдикатом, «теневое правительство» набрало силы и десятки лет скрывает от населения правду о своих контактах с инопланетной цивилизацией… Будучи экзальтированной личностью, Фокс избрал единственную доступную ему форму искупления – полный аскетизм, ради того, чтобы ничего «мирское» не отвлекало от достижения цели. Для окружающих такое поведение выглядит как проявление мазохизма, что еще более усугубляет отрицательное отношение к нему. Прежде всего, работа в отделе Скиннера – это единственное, чего он смог добиться за всю карьеру в ФБР (для остальных сотрудников такая деятельность подобна подбиранию мусора на автострадах). Его не остановило даже то, что под отдел не выделили места, Фокс обустроил себе кабинет в подвале (Пилотная серия, сезон 1). Он намеренно решился работать с экстрасенсами, серийными убийцами и прочим подобным контингентом вместо продвижения по карьерной лестнице в другом «нормальном» отделе. Работа настолько стала его жизнью, что Фокс даже живет в своем кабинете по нескольку дней. В эпизоде «Альфа» (сезон 6) напарница заходит к нему в подвал после окончания рабочего дня, за окном уже абсолютно темно. «Ты домой не идешь?» - спрашивает она. «Я уже дома, – отвечает Фокс, приклеивая к стене очередную вырезку об НЛО. - Гнездышко перышками выстилаю». Казалось бы, у него столько работы, что он не успевает бывать дома. Но все проще, дома – невыносимые для «нормальных» людей условия быта. Фокс живет в двухкомнатной съемной квартире, но пользуется только одной комнатой (в другой хранятся коробки с документами и фото, протоколы расследований). Единственная жилая комната выполняет сразу несколько функций, потому в ней вечный беспорядок, а все стены заклеены вырезками из газет и рукописными заметками. Из мебели имеются диван, стеллаж для книг, письменный стол, журнальный столик и подставка под аквариум. Кухней он не пользуется, предпочитая питаться в закусочных. У него даже постельных принадлежностей нет, а спит Фокс не раздеваясь без подушки (Возвращение, сезон 5;Чудо, сезон 6; Бытие и время, сезон 7). На его бытовые условия окружающие реагируют также как и на него самого. Так, в эпизоде «Страна грез» II (сезон 6) в его квартиру попадает сотрудник Министерства Обороны Морис Флетчер с целью устроить романтическое свидание Дане Скалли. Сначала он находит, что принесенные покупки некуда поставить, затем обнаруживает, что в квартире не спальни и даже приличной кровати, а, в конце концов, пытается попасть во вторую закрытую комнату, от чего на него падают все коробки, которыми «кладовка» забита до потолка. «Видимо, этот Малдер лет десять не занимался любовью!» - растерянно говорит Флетчер. Ну, конечно же, некомфортные бытовые условия не являются причиной отсутствия у Фокса личной жизни. В начале своей работы в отделе Дана Скалли постоянно пыталась привлечь его внимание к необходимости общаться с кем-то и помимо расследований, однако, тщетно. «У меня, в отличие от тебя, есть личная жизнь, – говорит она в эпизоде «Джерский дьявол» (сезон 1). – У меня сегодня свидание». На что Фокс не только не обращает внимания, но и дает понять, что работа – это и есть его личная жизнь: на выходные он предлагает Дане полететь с ним в Англию, где должны появиться таинственные «круги» в полях. Но она не намерена работать в свободное время: «По правде говоря, сегодня суббота, если ты не против. Ну. я хотела бы принять ванну… Это значит, что меня не интересуют какие-то фермеры, которые в школе не изучали геометрию. К тому же. Что ты можешь из этого получить или узнать? Это ведь даже не дело ФБР!». Фокс разочарован. «Не знаю тогда, чего я лишусь!» - говорит он, уходя (Все вещи, сезон 7). Нельзя, конечно, полностью отрицать, что он интересуется женщинами. Важно другое – женщины эти в большинстве своем такие же «не от мира сего», как и Фокс. Экзальтированным личностям не может быть достаточно обычных сексуальных отношений, они ищут в них мистический символизм или даже часто заменяют этим символизмом сами половые отношения, как в ситуации с серийной убийцей Кристин, которая не скрывала, что она – вампир (3-е, сезон 2). Именно это и привлекло их друг другу! «СПИДом заболеть не боитесь?» - спрашивает он при первой встрече. При этом в его тоне уважение к ее жизненной позиции, Фокс готов показать, что относится к ней не как к сумасшедшей убийце. «Очень хотелось бы умереть – да все никак не получается. «Пьющий кровь мою обретет жизнь вечную». Похоже, вы скорее напуганы, чем заинтересованы. Напрасно» - улыбается Кристин, она явно не готова сотрудничать со следствием, но с ним – пожалуйста. Через несколько дней ее отпускают, и в первую же ночь Фокс появляется у нее дома. «Я хочу убедиться, что вы не вампир» - объясняет он, но его намерения Кристин сразу же поняла. «Вы хотите удостовериться, что вампиры и в самом деле такие. Какими вы их себе представляете? Вы не пробовали вкус крови? Никогда-никогда, даже случайно? У крови тревожный вкус, сладкий и густой. И еще кровь отдает железом…» - говорит она, как бы предлагая приобщиться к своему миру. В этом-то как раз и есть суть! И после того ночью Фокс приходит к ней, чтобы рассказать свои истории, свою жизнь, а она – свою. Они даже не прикасаются друг к другу, но сквозь каждое слово струится кровь и секс. Это вполне можно назвать духовным половым актом или долгой мистико-символической прелюдией к акту физическому. Наконец, Кристин предлагает ему попробовать кровь на вкус, и не просто кровь, а его собственную. Это действо происходит в ванной комнате без зеркал… и перерастает в бурный секс. Спустя несколько часов Кристин умирает, но для Фокса это уже не столь важно – экзальтированная страсть потребляет объект без остатка и потом уже не интересуется им. Кроме прочих особенностей психики, формирующих осознанную позицию аскетизма, наиболее ярко выделяются его «странные привычки», которые, как говорит Дана Скалли, «…совершенно в духе Призрака» (Узкий, сезон 1). Прежде всего, Фокс ненавидит свое имя, но не может объяснить почему. Все вокруг называют его по фамилии. «Я даже родителей приучил называть себя Малдер» - говорит он (Тумс, сезон 1). Возможно, это результат отрицания им своей действительной субъективности, искусственная замена ее выработанной целью. Почти каждую ночь Фокс совершает пробежки в одиночестве, это отвлекает его от очередного кошмарного сна о Саманте. Однажды он решился предложить напарнице составить ему компанию, но получил категорический отказ, в духе общих ссылок на свою невменяемость (Пилотная серия, сезон 1). Кроме того, он «застревает» на одних и тех же действиях, символически выражающих его эмоции. Находясь в постоянном одиночестве («Моя счастливая цифра – единица, самая одинокая в мире» - говорит он (1-й полномерт. фильм), Фокс, между тем, не может переносить его долго. Он никогда не берет отпуск, а дома без работы сразу же впадает в депрессию, которая характеризуется рядом обязательных «ритуалов». Так, в эпизоде «Чинга» (сезон 5) Дана Скалли возвращается из отпуска и видит ряды идеально ровно заточенных карандашей у него на столе, полное мусорное ведро смятых белых листов, а в потолке над столом те же карандаши, приклеенные за круглое основание. Карандаши медленно отклеиваются и падают ему на голову… «Знаешь, есть вещи, которые лучше не объяснять» - говорит она. Все стены его кабинета и квартиры заклеены сплошным ковром вырезок из газет, рукописных заметок и напоминай самому себе (Гротеск, сезон 4; Альфа, сезон 6). Фокс абсолютно уверен, что его могут прослушивать спецслужбы, поэтому периодически проверяет домашнюю мебель, телефонный аппарат, настенные розетки и все остальное на предмет «жучков». «Моя жизнь показалась кому-то достаточно интересной, чтобы запечатлеть ее на видео. - говорит Фокс Дане Скалли, обнаружив следы слежки, - В квартире надо мной установили электронную аппаратуру. Стараниями родного правительства» (Возвращение I, сезон 5). Ну, а наиболее заметной для окружающих привычкой является его любовь к щелканью семечек. Семечки у Фокса везде – дома, на работе, в карманах всей одежды… И это не только форма нервного успокоения, но и защита от потусторонних сил, как выясняется из эпизода «Дурная кровь» (сезон 5). «По традиции зерно имеет свойство притягивать вампиров, особенно овес и просо. Я привык обходиться тем, что под рукой, – говорит Фокс шерифу. – Бросьте в вампира горсть зерна, и чтобы тот не делал, обязательно нагнется и станет подбирать…». Семечки – не только привычка или функциональная необходимость, они выражают своего рода ментальную сердцевину его личности. Так, в эпизоде «Шестое вымирание» II (сезон 7) обстоятельства вынуждают Фокса кардинально изменить жизнь – сменить имя, друзей, место жительства, единственное, что остается от него прежнего – пакетик семечек: «Все меняется, привычки остаются с нами» - говорит ему Курильщик («Шестое вымирание» II, сезон 7). Семечки часто способны символически передать суть тех его эмоций, которые не поддаются вербализации: Фокс приходит в больницу, где умирает Дана Скалли… Он ничего не говорит ей, хотя чувствует свою вину – опускается на колени перед кроватью, прикасается к ее руке и протягивает горсть семечек… (Одно дыхание, сезон 2). Также и в другой ситуации, когда в результате обстоятельств напарники вынуждены проститься навсегда. Он молча берет ее руку в свои и высыпает на ладонь семечки из кармана. Затем улыбается, забирая с ладони Даны одно зернышко, и расщелкивает его… (Страна грез II, сезон 6). Постороннему наблюдателю вполне может показаться, что Фокс сам страдает от такого образа жизни и привычек. Однако подобное «возложение» себя на алтарь Цели для него служит рычагом поднятия самооценки… да, и может ли религиозная личность избрать иной путь, кроме символического самоуничижения?
4. Почти манихейский дуализм вещей. Мессианство. Как известно манихеи были не склонны усложнять сущность человека, а также все причинно-следственных связей во Вселенной. Дуализм Добра и Зла – их главный принцип. То есть существуют два мира – грешники и праведники, а все события и личности в человеческой истории от начала Времен несут на себе печать одного из этих миров. Разделяя всех окружающих на «проводников» и «изоляторов» Фокс исповедует почти манихейский дуализм. Черно-белая Вселенная, как он полагает, самопроизвольно распадается на две зеркальных реальности и никогда не смешивается. Через тысячи лет души сохраняют свою изначальную сущность: «Зло возвращается как зло. А любовь родственных душ вечна, - говорит, - души возвращаются вместе – другими, но всегда вместе. Снова и снова… чтобы узнать, что мы не умрем, мы будет жить вечно» (Поле, где я умер, сезон 4). Его вера в переселение душ позволяет считать свой «путь» вечным. Похищение Саманты в данной жизни было актом «прозрения», необходимого чтобы «вспомнить» ту ключевую Цель, к которой стремится его душа. Поэтому часто ему приходят видения из прошлых жизней, как, например, в эпизоде «Поле, где я умер» (сезон 4). Находясь под гипнозом, Фокс видит себя участником событий разных исторических эпох, но главное – он не один, вокруг него все то же окружение, «проводники» и «изоляторы». «Я поднимаюсь высоко-высоко, над своим телом, над полем… Федеральные воска ушли, – говорит он, описывая Гражданскую войну в США, - Меня зовут Сайван Бидл. Наш сержант тоже погиб… он – Скалли. Но она не знает, что я жду ее…». Далее Фокс переносится к событиям Второй Мировой войны, но и там «отношения» душ неизменны: «Улицы Гетто. Битое стекло и трупы… - продолжает он, - Я – женщина, еврейка из Польши. Со мной мой сын, он – Саманта. А это мой отец… он умер на улице, и теперь его уже нет, он – Скалли. Я не могу подойти к отцу, рядом с ним человек из Гестапо. Офицер, это Курильщик…». В эпизоде «Треугольник» (сезон 6) Фокс утверждает, что побывал на лайнере «Королева Анна» (потоплен немецкой подлодкой в начале Второй Мировой войны) прямо в момент его крушения, чем вызывает привычную снисходительную улыбку напарницы. «Ты там была, ты там была, Скалли! - говорит он, - И Скиннер был. Вы были там с нацистами. Ты спасла мир, Скалли! «Королева Анна», Я ее нашел, велел тебе разворачивать судно и прыгнул за борт. Мы были на борту, Скалли, в 1939 году!». Не смотря на череду подобных свидетельств, для него мир все же оказывается черно-белым, а «проводники» и «изоляторы» часто меняются местами. Агент Алекс Крайчек сначала помогает Фоксу, затем оказывается человеком Синдиката (3-е, сезон 2; Анасази, сезон 2; Терма, сезон 4). Предает Малдера и работник секретариата ООН Марита Колорубиас (Скрепка, сезон 3; Красное и черное, сезон 5). После смерти «Теневого друга» и Бездонной глотки, Фокс также узнает об их работе в группе Министерства Обороны (Шестое вымирание II, сезон 7; Путь благословенных, сезон 3). Агент Диана Фоули, как он считает, работающая на Курильщика, в результате жертвует своей жизнью ради спасения Фокса (Шестое вымирание II, сезон 7), да и сам Курильщик часто помогает (хотя и тайно) в его расследованиях: «Сегодня я вам друг, – говорит C.G.B. Spender в эпизоде «Возвращение» II (сезон 5), - Хотите, давайте прогуляемся, обсудим ваше дело?». История о похищении Саманты известна всем сотрудникам ФБР и смежных ведомств, поэтому эмоциональные «застревания» Фокса часто используется людьми в собственных целях – он же, уверенный в своей теории «черного и белого» искренне позволяет собой манипулировать. Стоит только кому-то представиться информатором, «похищенцем» или медиумом, как Фокс согласен на любую авантюру, какой бы безумной она не казалась. Вдохновленный возможностью узнать нечто новое о Саманте, он плывет на катере в открытое море, едет в Сибирскую тайгу, на Северный полис, в горы, проникает на закрытые военные базы, в хранилище вещдоков Пентагона, в заминированный поезд Министерства Обороны… (Падший ангел, сезон 1; Бездонная глотка, сезон 1; Колония, сезон 2; 731-й, сезон 3; Терма, сезон 4;Гефсиманский сад, сезон 4). С другой стороны, он неуклонно следует правилу не раскрывать никому добытую информацию. «Не доверяй никому» - говорит ему Бездонная глотка перед смертью (Колба Эйленмейера, сезон 1). Всю информацию Фокс хранит в зашифрованном виде, пароль его компьютера NRUSTNO1 (анаграмма: «Не доверяй никому»). Часто обстоятельства предоставляют Фоксу возможность перейти в лагерь врагов и без борьбы обрести столь желаемую истину, но для этого необходимо отказаться от собственных идеалов и предать соратников. «Хочу предложить вам истину, которую вы так долго искали, – говорит ему Курильщик в эпизоде «Возвращение» I (сезон 5). - Я дам вам узнать всю правду, если вы уйдете из ФБР и будете работать на меня. Я решу все ваши проблемы». Но сознательно Малдер не может сделать этого, хотя и желает, наконец, начать жить простой жизнью: «Ну, да, я вынужден жить в большом городе, но когда-нибудь я остепенюсь и построю себе дом» - говорит Фокс напарнице (Дом, сезон 4). В эпизоде «Шестое вымирание» II (сезон 7) недвусмысленно показано к чему привел бы его отказ от «Пути». Приняв предложение Курильщика, Фокс уезжает вместе с ним и полностью погружается в обычный поток жизни. Он живет рядом с Курильщиком, встречает уже взрослую Саманту, находит живыми всех погибших друзей, женится на Диане Фоули… в результате умирает глубоким стариком в собственной постели. Но в момент его смерти оказывается, что пока он жил в неведении случилось все то, против чего Фокс боролся: Дана погибла, землю захватили пришельцы, человечество вымерло… наступил Конец Света. Подобная мифологическая структура событий не только представляет его как яркую пассионарную личность, но и дает возможность проводить религиозные параллели – Фокс является Спасителем всего мира от деятельности «теневого правительства». В случае с Фоксом такое освещение событий позволяет максимально сфокусировать внимание на его пассионарности.
5. Отрицание отрицания и любовь. Мария Магдалина. Отрицание личной жизни не является для Фокса самостоятельным принципом миропонимания, это очередная символическая «жертва» ради достижения Цели. К тем же фигурам самоуничижения можно отнести и тот факт, что сами по себе физические контакты с противоположным полом не имеют для него никакого смысла, не рассматриваются даже как элементарное физическое удовольствие - каждый раз отвлекаясь на женщину, он «предает» свою Цель. Поэтому в поведении Фокса легко усмотреть все признаки постоянного переноса сексуальной энергии в другие области жизни, где он мог бы действовать, не нарушая свои «каноны» - например, в варианте выступлений на уфологических конференциях или написания статей для журналов (Вариант «Пайн-Блаф», сезон 5). Он отрицает любое даже малейшее ослабление своего аскетизма. «По-моему, вы не привыкли, чтобы о вас заботились, - говорит ему жена шерифа в эпизоде «Химера» (сезон 7). – Появится подходящая женщина, и все изменится». «Неужели, я так жалко выгляжу?» - отвечает Фокс. Он удивлен наличием в доме шерифа нескольких блюд на завтрак и чистых рубашек каждый день, но просит хозяйку не утруждаться для него. Для большинства окружающих отсутствие отношений с женщинами является еще одной темой для шуток в его адрес. «Ты вообще когда-нибудь был на свидании?» - говорит ему Дана Скалли (Король дождя, сезон 6), и остается просто в недоумении, встретившись с бывшей девушкой Фокса Фиби Грин (Огонь, сезон 1). Но он вообще не склонен романтизировать прежние отношения: «Мне потребовалось 10 лет, чтобы забыть ее. А она явилась снова!» - говорит он о романе с Фиби (Огонь, сезон 1). Но Фокс не только сублимирует сексуальную энергию в свои расследования, он осознанно выбирает несколько своеобразное отношение к женщинам. «Я не равнодушен кое к кому, – признается он в эпизоде «Химера» (сезон 7), - Но не в обычном понимании этого слова». Связь с женщиной должна нести символический смысл, преобразовываться на ментальном уровне, чтобы иметь возможность быть вместе не только сейчас, но и в будущих жизнях – «Любовь родственных душ вечна» (Поле, где я умер, сезон 4). И так в предположении самой возможности хотя бы каких-то отношений с женщиной (пусть даже и только ментальных) Фокс совершает, скорее всего неосознанно для себя, акт отрицания отрицания и возвращается к «нормальной» жизни. Однако даже теоретически доступная (разрешенная самим собой) любовь продолжает быть внутренней, а не внешней – иными словами, окружающие ничего не должны знать о ней. Обращаясь к истории о Марии Магдалине, легко провести параллель с тайной любовью Спасителя, которую, между тем, все бурно отрицают… Любовь неизбежно ставит свой объект на центральное место во всем Мироздании, потому-то, чтобы поддерживать ее, необходимо постоянно проговаривать этот пьедестал. Не проходит ни одного дня, чтобы Фокс не пользовался таинством отрицания отрицания: «Я был таким же, как ты, не знал что думать, кому верить… - говорит он Дане. – И хотя мой мир был неузнаваем и искажен, одна вещь оставалась неизменной – ты. Даже когда мир рушился, ты была мой константой, моим Краеугольным камнем…» (Шестое вымирание II, сезон 7). Дана является для него не только ближайшим соратником, она – реальное воплощение той духовно-ментальной связи, которая требуется Фоксу. Напарница играет сразу все женские роли в его жизни – подруга, мать, сестра, возлюбленная. В моменты пикового эмоционального подъема она всегда находится рядом с ним. В эпизоде «Бытие и время» (сезон 7) Фокс узнает, что его мать покончила с собой и срывается в истерику. Он плачет, кричит, что мать сделала это потому, что знала правду о похищении Саманты… И тогда Дана обнимает его, Фокс склоняется, ложится головой ей на колени и продолжает тихо плакать. Он уверен, что их связь имеет мистический, вневременной характер, но если только они потеряют друг друга, мир разрушится. «Дана, если бы что-то произошло или кто-то сказал тебе. Что мы были друзьями в прошлой жизни… всегда… как думаешь, наши отношения изменились бы?» - говорит Фокс в эпизоде «Поле, где я умер» (сезон 4). Анализируя множество подобных высказываний (не как очередное «застревание», а как пример отрицания отрицания), легко заметить, что он ставит Дану на место сестры, и потому главная трагедия в его жизни родом не из прошлого, а из будущего. «Я не переживу потерять тебя, – говорит он, - Я не хочу заниматься этим без тебя» (1-й полномерт. фильм). Эти отношения видят все окружающие, но стараются высказываться о них в рамках «принятых» напарниками правил. В эпизоде «Джерский дьявол» (сезон 1) подруга говорит Дане: «А как тот, с кем ты работаешь? Ты говорила, он симпатичный». «Он много работает» - отвечает Скалли. Эти умалчивания длятся до того момента, пока Дане не ставят смертельный диагноз. Фокс ходит к ней каждый день, но не находя слов, молча подолгу держит ее за руку. И тогда сестры Даны Милисса говорит ему: «Доктор сказал, что Дана быстро слабеет. Это может произойти в любую минуту. Даже сегодня. Ты… должен». «Я не могу. Потом» - отвечает он. «Не нужно быть телепатом, чтобы понять в какой темноте ты блуждаешь, но моей сестре ты этим не поможешь. Ей нужен свет. И любовь. А то, что ты избегаешь думать о смерти, не превращает ее в банальность. Почему бы тебе раз в жизни не показать Дане, как ты к ней относишься?» (Одно дыхание, сезон 2). Милисса в ряд ли могла понять, что признавшись напарнице в своих чувствах, назвав напрямую то чувство, которое испытывает, Фокс тем самым признается самому себе, осознает факт уже давно произошедшего отрицания отрицания… осознает, что способен отказаться от Цели навсегда ради другого. Но он все же приходит к ней в палату – ночью, тайно от всех. «Я не знаю, слышишь ли ты меня или нет… Надеюсь, что слышишь. Я не знаю, нужен ли я тебе, но ты мне нужна. Я буду здесь. Я тобой…» - говорит Фокс (Одно дыхание, сезон 2). Возможно от этих самых слов или в результате иного чуда, только на утро Дана приходит в себя или вскоре излечивается… Такие отношения имеют для них обоих смысл и ценность своим внесексуальным контекстом. И это подчеркивается вербально не менее часто, чем мистичность самой связи. Тема полового акта трансформируется в игру, где один из партнеров предлагает, а другой соглашается, ставя при этом како-то невыполнимое условие – отчего все предложение воспринимается как шутка: «Мне кто-то говорил, что лучший способ восстановить тепло тела – это залезть голым в спальный мешок с другим голым» - говорит Фокс в эпизоде «Объезд» (сезон 5). «Моли небо, чтобы пошел дождь из спальных мешков» - отвечает напарница. В другой ситуации им необходимо изображать супружескую пару, и Фокс утверждает, что для достоверности придется спать в одной постели. «Иди сюда, - говорит он, ложась на кровать, – ведь мы же женаты». Дана скептически смотрит на него и уходит в другую комнату. На что Фокс вздыхает театрально, чтобы она слышала: «Вот так разбиваются мечты!» (Аркадия, сезон 6). Внутри «игры» оба игрока используют, между тем, совершенно разные стратегии. Если Фокс в угоду «чистоте» своей Цели утверждает их связь только вербально (через символические таинства проговаривания), то она – почти всегда через прикосновения. Эти прикосновения для постороннего свидетеля неизбежно приобрели бы сексуальный подтекст, хотя Дана утверждает, что они – всего лишь знак сочувствия и солидарности (например, объятия, поцелуи в лоб, шею, волосы, ладони и т.д.) (Поле, где я умер, сезон 4; Тряпичные сердца, сезон 4; Беспорядок, сезон 4; Все души, сезон 5; Чудо, сезон 6; Бытие и время, сезон 7; Реквием, сезон 7). В эпизоде «Шестое вымирание» II (сезон 7) они стоят в дверях квартиры Фокса и долго молчат. Она берет его ладони в свои, целует их, затем целует его в лоб. Он стоит молча, глядя прямо на нее. Дана протягивает руку и медленно проводит мизинцем по контуру его нижней губы, а еще через мгновение всеми пальцами сверху вниз по лицу напарника от лба, по носу, губам и шее, сколько хватает разреза на воротнике его одежды… Подобные символические действия, безусловно, можно отнести к своеобразным духовным половым актам, где партнеры меняются гендерными ролями – Дана несет активное, рациональное, мужское начало, а Фокс есть пассивная принимающая сторона, со своими открытыми лишь вовнутрь эмоциями. Однако если действительные половые акты потребляют, прежде всего, тело партнера и привязывают (или могут привязать) его физически, то у практики духовного секса более сложная система взаимозависимости партнеров. Духовный секс потребляет сущность партнера, когда «ведущий» отдает «ведомому» свою ментальную самоидентичность. Иными словами, неизбежная потеря самости вне данных актов вынуждает «ведущего» постоянно возобновлять их, чтобы «подпитываться» сущностью «ведомого». Отсюда со временем Дана осознает, что ее не заботит больше ничего в мире, кроме состояния напарника. В эпизоде «Джерский дьявол» (сезон 1) она думает о Фоксе даже на собственном свидании, чем вызывает раздражение кавалера. В результате чуть позже Дана отказывается от повторного свидания, ради того, чтобы поехать на очередное расследование вместе с ним. Она привыкает «питаться» энергией напарника, и неизбежно принимает условия такой «неравноправной» связи. И зная его полярное восприятие реальности, понимает, что, как только перестанет помогать в его борьбе, очень быстро перестанет и быть ему нужной. Поэтому ради продления их связи Дана совершает действия, которые для окружающих представляются как те же самые «застревания» и мазохизм. Так, напарница всегда берет на себя вину за его действия «не по уставу Бюро»: «Турбореактивный самолет Министерства Обороны рейс туда и обратно по 1400$ в час, прокат машин, превышение расстояний, штрафы за переезд границ – 346$, компенсация Уолтеру Дункану за использование его фургона – 500$... – говорит им заместитель директора ФБР Элвин Керш, намекая, что это расходы всего лишь одного из расследований… «Ну, так взыщите с меня, - отвечает Дана. - Агенту Малдеру много пришлось пережить…». «А вам приходится много извиняться за него» - замечает Керш (Гонка, сезон 6). Кроме того, Дана часто рискует жизнью защищая добытую Фоксом информацию, результатом чего является, например, убийство ее сестры Милиссы (Терма, сезон 4; Треугольник, сезон 6; По-дружески, сезон 7).В эпизоде «По-дружески» (сезон 7) она соглашается на поездку в неизвестность вместе с Курильщиком ради новых фактов о Саманте, записывает все разговоры с ним на пленку и отсылает напарнику. Более того. даже умирая в больнице, Дана предлагает переложить на себя вину за убийство, которое совершил Фокс! «Ты свали все на меня. Скажи им, что я убила этого человека» - говорит она. «Я не могу!» - отвечает он. «Нет, можешь! Позволь мне тебя спасти! Это придаст хоть какой-то смысл тому, что со мной происходит…» (Возвращение II, сезон5). Их реальные отношения, эмоции и чувства друг к другу остаются как бы в другой реальности. Фокс часто говорит ей, глядя прямо в глаза: «Не теперь» (например, «Одно дыхание», сезон 2). Эта фраза хотя и означает в каждый раз разное, но несет для них некий обобщающий, ментальный Смысл. И неизбежно возвращает к теме переселения душ, они как бы говорят друг другу: «Когда-нибудь в другой жизни, в иной реальности нам будет позволено жить обычной жизнью и не скрывать свои чувства. Но не теперь». В этом смысле не случайно Фокс постоянно рассказывает напарнице о своих ведениях прошлых жизней… Не имея права (не давая себе права) показать свои действительные эмоции, они заменяют их косвенными догадками посторонних. И, может быть, поэтому не препятствуют другим думать о себе то, чего нет, но чего очень бы хотелось… Так в эпизоде «Бытие и время» (сезон 7) Дана остается ночевать у напарника в момент его очередного нервного срыва. Утром к нему приходит Уолтер Скиннер. Дверь открывает Скалли, одетая в одну мужскую рубашку. «Ну, как он?» - спрашивает шеф, по виду даже не смущенный этой ситуацией. Дана тоже почему-то не смущена: «Ночь была трудная, – говорит она, - Но он уснул». Что подумал про них Скиннер остается неизвестным… Эмоциональная зависимость Даны вынуждает ее желать и одновременно не желать быть для Фокса сексуально привлекательной. В частности, она постоянно дает ему понять, что ей нравится, когда их называют «супругами», «парой» и т.д. В эпизоде «Узкий» (сезон 1) агент Коул называет ее «Миссис Призрак»: «Как у тебя дела? Успешно налаживаешь контакты третьей степени?» - иронично говорит он. «А ты думаешь, я только этим и занимаюсь? – почти грубит Дана. – Малдер не маньяк, ему просто не мешают стереотипы, которые остальные называют здравым смыслом». Посторонние наблюдатели почему-то всегда сразу же угадывают их истинные взаимоотношения, поэтому даже полное отрицание не помогает скрыть эмоции между ними – наверное, ментальная связь постоянно прорывается в реальные обстоятельства. Мэр города, встречающий их в аэропорту, просит извинить за то, что для семейной пары номер в гостинице будет слишком мал. Дана улыбается, затем сразу делает серьезный вид и все отрицает: «Он – не мой муж, и нам нужны два отдельных номера». Но в это же день ей еще несколько раз напоминают об этом. «Вы что ни разу не целовались? – удивляется ведущая местной телестудии, - А целоваться, я думаю, он умеет!». Другой случайный знакомый говорит Фоксу: «Неужели, она вам только напарница? Ведь я видел, как вы пожираете друг друга глазами!». Фокс смущается и говорит как можно серьезнее: «Я не пожираю Скалли глазами» (Король дождя, сезон 6). И если обычные люди просто удивляются, то экстрасенсы и медиумы говорят об их связи в категориях неопровержимости. «В моей книге я хотел, чтобы агент Скалли влюбилась, – говорит писатель-медиум Филипп Педжет. - Но это невозможно. Потому, что она уже любит. И неосознанно пытается привлечь его внимание» (Чудо, сезон 6). Еще один провидец – отец Джозеф Фицпатрик Крисман – несколько минут следит за их разговором, затем говорит уверенно: «Ваш муж прав». Та отвечает поспешно: «Он мне не муж», но по взгляду экстрасенса понимает, что его-то не проведешь… (2-й полномерт. фильм). Как же это может быть так заметно, если они не позволяют себе перейти даже малейшую границу по отношению друг к другу? Удивительно что, упорно отрицая сексуальную симпатию, напарники, между тем, открыто выражают ревность! Как только на горизонте появляется любая женщина – не-информатор Дана начинает очень нервничать и, чаще всего, идет на прямой разговор с «соперницей». «Сперва я подумала, что это причуды, – говорит она Карен, с которой Фокс переписывается по Интернету, – Вы вдруг обнаружили, что можете с ним общаться? Он заинтересовал вас, и вы решили выманить его сюда! Я слежу за вами» (Альфа, сезон 6). Даже слышать рядом с ним женский голос для нее невыносимо: «И чем там все закончилось?» - спрашивает его Дана по телефону. «Бемби выдвинула любопытную гипотезу…». «Кто?» - резко переспрашивает она. «Доктор Беримбаум…». «Ее зовут Бемби? Я выезжаю!» (Война копрофагов, сезон 3). Но иногда Скалли исходит невыразимой ревностью в полном одиночестве… В эпизоде «Сигизия» (сезон 3) она застает ночью в номере Фокса местного женщину-шерифа – хлопает дверью, а затем несколько часов ходит кругами по своему номеру, курит и проклинает «инспектора Уайт»… Ревность Фокса почти всегда имеет ироническую форму, он просто открыто высмеивает ее поклонников. «Огромные лошадиные зубы и неправильный прикус» - единственная характеристика шерифа Люсиуса Харуэла (Дурная кровь, сезон 5), «Незадачливый Ромео» - для Филиппа Педжета (Чудо, сезон 6), а однажды Фокс просто спрашивает ее: «Ты что делала в его комнате с расстегнутой блузкой?». Этого оказалось достаточно для долгих-долгих оправданий… (Перевертыш, сезон 1). Их симпатия друг к другу, платоническая на первый взгляд, и сексуально-аффективная, если присмотреться к деталям, полностью держится на намеках-шутках. При этом они оба словно договорились не замечать этой открытой симпатии партнера, подобно тому, как Фокс однажды сказал ей: «Мы поклялись не дарить друг другу подарки…» (Духи празднуют Рождество, сезон 6). И это, действительно, выглядит так, словно они поклялись быть «стойкими» до конца – даже если кто-то не вынесет и сболтнет между строк правду. «Я всегда влюбляюсь в тем, с кем работаю» - говорит Дана шерифу в эпизоде «Обри» (сезон 2). Но тут же, словно опомнившись, переводит разговор на другую тему. Но часто, говоря о чувствах окружающих, Дана на самом деле говорит о себе: «Самые прочные взаимоотношения, как правило, замешены на дружбе. В один прекрасный день вы вдруг начинаете смотреть на человека другими глазами, словно кто-то щелкнул выключателем, и оказалось, что человек, который был только другом - ваша судьба» (Король дождя, сезон 6). Но Фокс как обычно переводит все в шутку, даже когда она говорит о желании иметь ребенка: «В чем же дело? Найди себе человека с безупречными генами, и если он согласится всегда быть на вторых ролях, начинай штамповать маленьких Скалли!». Однако в этом вопросе Дана готова дать ему понять, что на самом деле она имеет в виду: «А у тебя в роду были генетические аномалии?». Недвусмысленный вопрос заставляет его сделать паузу, но снова скрыть шуткой истинные чувства: «Если не считать тенденции привлекать к себе внимание внеземных цивилизаций вкупе с международной правительственной мафией, то род Малдеров генетически вполне нормален…» (Дом, сезон 4). Бывает, они говорят друг другу что-то непонятное, на первый взгляд, остающиеся без ответа и разъяснения, но затем, через время другой фразой объясняют все – словно эти слова повисают в одном неизменном времени, в их реальности. И в этот самый момент они просто смотрят друг на друга, продолжая беззвучный диалог, кочующий через события и время… «Скалли, я тебя люблю» - говорит Фокс в эпизоде «Треугольник» (сезон 6) – ее реакция невообразима своей ироничной простотой: «Этого только не хватало!» - смеется она и уходит. Еще раньше, в эпизоде «Чинга» (сезон 5) он шепчет ей по телефону: «Выходи за меня» - Дана делает вид, что не слышит. Но затем, при других обстоятельствах, словно отвечает ему на те самые реплики – прячет глаза, сжимая ладонь напарника и шепчет: «Сколького бы я лишилась без тебя…» (Все вещи, сезон 7). Только как бы то ни было, он не способен сойти со своего Пути, хотя давно уже верен не неуловимой истине, как Спаситель, который исполнял свое внутреннее предназначение, хотя тайно молил об ином (Марк, 14:35)… А если так, то им придется Вечность играть все те же роли. Но однажды, почти в самом конце истории, призраки двух влюбленных (Лайда и Морис) предлагают им единственно возможное решение. «Ими овладел безумный страх перед разлукой. И они решили, что лучше быть вместе Вечность, чем провести врос хотя бы одно Рождество…» - говорит о призраках Фокс (Духи празднуют Рождество, сезон 6). И, действительно, им самим ничто не способно помочь освободиться от своих пут, кроме одного – двойного убийства, как и поступили когда-то влюбленные, ставшие призраками. «У вас на лице написан страх, подсознательные желания, подсознательная тяга к тому, кто рядом, неразрывная взаимозависимость с ним. Но вы даже себе в этом не признаетесь, убеждая себя, что это ваш дружеский долг и всячески отметаете истину» - говорит Фоксу Лайда. Конечно же, напарники не могли сразу решиться на такое, хотя каждый из них неизбежно задумывался о правильности этого шага. И сразу же, как бы в подтверждение их мыслей, закрытые в доме погибших влюбленных, они находят свои трупы в подполье. И понимают, что Время уже совершилась для них – неизбежность становится очевидной, если не сейчас («Не теперь»), то когда-нибудь потом все равно. «Все влюбленные убивают друг друга, заключают пакт вечной любви, – убеждает Фокса Лайда, - Исход все равно один и тот же. Вы тоже заключили любовный пакт?» «Ему не к кому пойти, не с кем отметить Рождество… он ничего не говорил вам о любовном пакте? В этом доме я видел такое уже не раз» - говорит Дане Морис. И вот в полночь напарники решают последовать примеру призраков. «Нам не выбраться отсюда, обратной дороги нет… Даже если и удастся выбраться, что нас там ждет? Одиночество? А после 365 дней до нового одиночества?» – кричит Фокс, стреляя в нее. Она падает, а он медленно подходит и садится рядом. Дана подносит свой пистолет к его груди и стреляет… Они умирают глядя друг на друга. Но в неизбежность неизбежного поверить почти невозможно, пока не столкнешься с ним лицом к лицу. Казалось бы, они пошли на самый радикальный из всех возможных шагов, чтобы убежать от себя самих – скрыться в новой реальности другой жизни… Только кто из смертных способен повернуть свою Судьбу вспять? Наступил рассвет, и они вышли из того дома. Внутри него еще можно было бы, наверное, открыто желать сойти с Пути, но… Даже в смерти не смогли они разорвать то, что их связывало друг с другом, с ролями, событиями, маршрутами – со всем, что делает жизнь каждого из них осмысленной. Может быть, это Судьба, но пока не окончится Путь, не разрешатся все вопросы. Любовники должны оставаться Любовниками внутри своей собственной реальности и лишь мечтать об ином… Им даже нечего бояться потерять друг друга! – «Сколько разных путей нам дано, сколько разных жизней мы могли бы прожить, сделав другой выбор. Но, может быть, правильный выбор всего лишь один, и жизнь пытается дать нам подсказку? Тогда мы в любом случае придем сюда, какой бы выбор не сделали. А это что-то да значит…» (Все вещи, сезон 7). А желания, которые сублимируются, выдерживаются, сдерживаются Навечно останутся самыми изысканными. Сколько всего проживается и сублимируется между этими Любовниками!, но все, что у них есть – это только мгновения… к которым они стремятся с самого момента первой встречи. Все, что происходит между ними – и они сами – из параллельного мира. Они – мир для них самих.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.) |