АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История становления антропологии как науки

Читайте также:
  1. Cфальсифицированная история.
  2. I. История пастырского служения в тюрьмах.
  3. II. ИСТОРИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ
  4. II. ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ ДО 19 ВЕКА
  5. II. ИСТОРИЯ НАШЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ
  6. II. Обзор среды и история болезни
  7. Mad Max – подлинная история «Черного перехватчика»
  8. RusLit:: История :: Алексеев Валентин :: Тридцатилетняя Война.txt
  9. VIII. Полицейский и История
  10. X. Одичание и история
  11. X. ОДИЧАНИЕ И ИСТОРИЯ
  12. А вот, читатель ещё одна грустная история из жизни женекой

Начало ХIХ в. – в Европе образуются антропологические общества, кафедры антропологии в университетах. Преобладает описательный характер изучения антропологических феноменов, т.е. очень неглубоко. В это время в общественной мысли господствует романтизм – науки о человеке, в т.ч. исторические сближаются с литературой, поэзией, тенденция стилизации, красочность изложения иногда даже в ущерб точности. Много внимания уделяли неповторимому «духу народов», который невозможно понять рационально, в него можно только вжиться, вчувствоваться.

Вторая половина ХIХ в. – в антропологии преобладает культурный эволюционизм – влияние позитивистского подхода – науки о человеке должны стать такими же точными (давать точное, позитивное знание), как естественные науки, универсальным считался закон эволюции, обоснованный на примере биологии Ч.Дарвиным. Заявлялось, что существует единство стадий культурного развития человечества (при всем различии обычаев, образов жизни). Таким образом, выстраивается схема передовых и отсталых народов, культур.

Э. Тэйлор «Первобытная культура» - типичный эволюционизм

Л. Морган – то же самое, изучение индейцев

Г. Спенсер – один из основателей позитивизма, считал, что закон эволюции – универсальный закон развития общества.

К. Маркс – во многом тоже разновидность культурного эволюционизма, решающую роль в культурной эволюции играет экономический фактор.

В рамках эволюционизма развивается сравнительный метод (компаративизм) – изучается сходство в обычаях (причины видят в основном в схожести стадий развития обществ, в процессах диффузии культур и миграции – это считается тремя основными вариантами культурного развития).

Конец ХIХ – начало ХХ вв. – кризис эволюционизма, факты не укладывались в стадиальные схемы, поиск новых объяснений – в результате зарождается культурная антропология.

Ф. Боас – основатель американской антропологической школы: в различных общностях могут существовать разные хронологические порядки, т.е. человеческие сообщества могут жить в разных временах!

Б. Малиновский – различия в культурах вытекают из способов удовлетворения потребностей, каждый элемент культуры выполняет общественно-необходимые функции (обычаи, магия и т.д.) – но при этом он считал это применимым только к примитивным обществам.

А. Радклиф-Браун – общество как организм, социальные отношения, их структура выражены в терминах родства и возрастных групп, существует баланс взаимных ожиданий и обязанностей – это было изучено на примерах т.наз. «туземных» обществ.

К. Леви-Стросс – основатель структурализма, язык – самый главный элемент культуры, он определяет бинарные оппозиции в картине мира («верх»-«низ», гендерные оппозиции – т.е. «мужское»-«женское», «священное»-«профанное», «чистое»-«нечистое», «свое»-«чужое») – эти оппозиции упорядочивают мир человека. Вещи, выходящие за границы общепринятых категорий, несут на себе отпечаток магии или скрытых значений, воспринимаются как опасные. Миф – тщательно разработанные обществом системы представлений о мире, без мифов человек традиционных культур жить не может.

Леви-Стросс не изучал современное общество, но более поздние исследователи аргументированно доказывали, что современный человек тоже не может жить без мифов, просто мифы изменились.

Как вы думаете, что выполняет роль «священного» в подростковой поп-культуре?

Вспомните определение мифа. Как Вы считаете, есть ли в сознании современного человека мифы? Как они сейчас называются? Как тиражируются?

ХХ в. – развивается культурный релятивизм, относительность оценок в культуре, отказ от понимания по принципу «развитая»-«неразвитая» культура, «плохие»-«хорошие» обычаи и т.д., усиление интереса к «иному» как таковому. Стремление понять, «расколдовать» смысл, код инаковости в другой культуре, понимание культурного поля как калейдоскопа культур.

Непризнание логики других культур, объяснение феноменов чужих культур с точки зрения своей культуры стало рассматриваться как культурный шовинизм.

Как Вы думаете, российская поговорка «Молчание – знак согласи» - ироническая или содержащая прописную истину?

Какие новые проблемы поставил перед наукой культурно-релятивистский подход?

Антропология в ХХ в пытается объединить в единый гештальт представления о человеке, сложившиеся в культурологии, этнологии, психологии, социологии.

При этом складывается существенное отличие антропологии от социологии.

Антропология началась с изучения «чужих» обществ – незападного типа.

Социология – наоборот, с изучения западных обществ как нормы, феномены западной культуры выдавались за универсальные.

В ХХ в. идет процесс взаимообогащения опыта антропологии и социологии. В результате появилась антропология индустриальных и постиндустриальных обществ – стремление взять и современную культуру во всех ее проявлениях (моторика тела, обычаи, мифы и т.д.). Применение антропологических методов дало неожиданные результаты – например, было доказано, что в современной Дании – высокий уровень взаимной отчужденности и аномии – безнормности. Такие выводы по отношению к туземным культурам были привычными, но в отношении Европы выглядели скандально.

Антропология всегда изучала общности на локальном уровне – племя, деревня, фирма и т.д. Уклон на повседневные взаимодействия.

Антропология стремится уйти от понимания человека как бестелесного существа – активно использует инкорпорированный подход – «встроенный в тело», социологический подход иной – объективированный, т.е. история, отложившаяся в вещах, нормах, институтах.

Как Вы думаете, какие новые локальные общности активно изучает современная антропология постиндкстриальных обществ?

Что Вы слышали о таком феномене современной культуры, активно изучаемом антропологами, как «новый номадизм»?

В чем вы видите изменения в повседневных телодвижениях, произошедшие в Европе, США и России за последние 100 лет? Видите ли Вы какие-либо изменения в этой сфере за последние 15-20 лет?

Как Вы думаете, в какой степени особенности русского языка определяют мироощущение и поведение среднестатистического россиянина?

Как Вы думаете, есть ли какие-либо принципиальные особенности «мужского» и «женского» языка?

Важно отметить еще один момент. В обществе обычно выделяют два аспекта.

1. Практический порядок – производство средств жизни, практически полезных вещей, удовлетворение витальных потребностей.

2. Экспрессивный порядок (чувственно-эмоциональный) порядок – репутация человека, переживание чувств уважения, достоинства, стыда и т.д.

Социология активно уклонялась в сторону изучения первого порядка, антропология пытается исправить этот уклон (возможно, иногда увлекаясь креном в другую сторону).

Как Вы думаете, на чемделался упор в марксистской схеме истории – на практическом порядке или на экспрессивном? Насколько сильным был этот уклон?

Как вы полагаете, какую часть времени сознательной жизни человек тратил на поддержание практического порядка в примитивных обществах?

Выявите три основных отличия антропологического подхода изучения общества от социологического

Экспрессивный порядок обычно выражается в символах – условных знаках. Стремление к их расколдовыванию приводит антропологию к контактам с такой наукой, как семиотика – наука о знаках (в нашей стране работал крупнейший семиотик М. Ю. Лотман - основатель Тартусской школы семиотики). Смена символов очень важна. Это ярко показывают примеры крупнейших революций, массовых движений.

Вспомните, какие базовые символы породили английская и французская буржуазная революция, российская революция 1917 г.? Какие символы они сокрушали?

Какие символы лужковской Москвы старается сокрушить нынешнее московское руководство?

Какой символ был рожден протестным движением в России в декабре 2011 г.? Как отнесся к нему В.В. Путин?

Как Вы думаете, Несколько десятилетий назад в Индии произошел любопытный случай. Известный индийский йог, прочитав книгу, привезенную из СССР, заявил, что это – очень христианская по своему духу книга, ибо только в христианском обществе писатель может написать такие строки: «Жизнь дается человеку только один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эта книга – «Как закалялась сталь» Н. Островского, в безбожном Советском Союзе этот отрывок в обязательном порядке зубрили в школе. Как бы вы объяснили высказывание индусского йога?

Символов в культуре гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. К.Леви-Стросс в свое время метко заметил, что социальная жизнь «засорена» символикой.

Примеры: символы культуры приветствия в различных культурах разные, нельзя считать непривычные для нас жесты и слова приветствия проявлением невежливости, возможно – все наоборот. То же самое – например, по отношению к культуре питания.

Вспомните варианты привычных символов приветствия, возникших в средневековой Европе, Руси, в США, в Китае. В чем их смысл?

Вспомните культурно-приемлемые формы потребления пищи в Индии, в Китае, в средневековой Европе, у кочевых народов, в Европе с Нового времени? В чем их специфика?

Сталкивались ли Вы с проблемами общения, возникающего из-за взаимного непонимания различий символов в этикете в русской культуре и у народов Кавказа?

Маркер – символическая метка, человек маркируется маркерами своей культуры, субкультуры, в других культурах это может считываться не просто иначе, а с противоположным смыслом.

Как вы думаете, почему простые тайцы часто бывают искренне оскорблены, столкнувшись с поведением американских туристов?

Почему западные туристы воспринимают россиян как очень агрессивных и бесчувственных? Почему жителей Юго-Восточной Азии на Западе считают очень скрытными, а японцев - обманщиками?

Что означает такая сцена в Японии – парень с девушкой стоят стиной друг к другу? А вто еще пример из японской культурной символики. Как японская семья обычно засвидетельствует свое почтение гостю, который остановился на ночь в их доме?

Что кажется самым странным китайцу, когда он после долгого пребывания за границей вернулся на родину?

Почему у нас считается неприличным показывать пальцем на другого человека?

В чем проявляется совершенное непонимание поведенческих символов латиноамериканских «мачо» российскими женщинами?

Как Вы думаете, как отреагирует монгол, если его жене сосед прилюдно предложит вступить с ним (с соседом) в интимные отношения?

Понаблюдайте за тем, как общаются представители разных культур. Наверняка Вы увидите такую типичную ситуацию. Если общаются славянин и кавказец, то первый обычно пятится, а второй как бы наседает. При этом и тот, и другой очень смущены. Как Вы думаете, почему так происходит?

Большую роль играют и гендерные отличия в символах, причем здесь необходимо выделить два уровня отличий – первый уровень: культурное восприятие «мужских» и «женских» (гендерных) символов как таковое, т.е. что именно наделяется «мужскими», а что «женскими» чертами, второй уровень – различия в символах, которыми оперируют мужчины и женщины. Многие исследователи приходят к мысли, что даже логика мужчин и женщин во-многом разная, сейчас даже делаются попытки создания женско-мужского словаря, переводящего «женский» язык на мужской.

Как Вы думаете, играют ли какую-либо значимую роль в истории политической жизни Росси специфика национальных гендерных символов?

Видите ли вы какие-либо отличия «женской» логики от «мужской»? Если да, приведите примеры.

Историки нащупывали антропологический подход в рамках двух направлений – история повседневности (возникла во второй половине ХХ в.) и история ментальностей (огромную роль тут сыграла французская «школа Анналов»). Антропология применительно к истории дала удивительные версии. Так. Многие специалисты доказывают, что запахи в более ранние периоды истории играли гораздо более важную роль, чем в последующее время. Аргументированно доказывается, что многие древние народы не различали зеленый цвет (считая его оттенком синего).

Исходя из ваших знаний, сформулируйте определение менталитета.

Что Вы знаете о существующих в науке точках зрения о различиях российского и западного менталитета?

Еще один существенный момент. Историческая антропология тяготеет к казусному рассмотрению проблем («казус» - случай) – конкретные казусы вскрывают определенный антропологический феномен, их нужно расшифровать, определить их место в культурно-историческом поле изучаемой эпохи.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)