АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие немецкой психологии

Читайте также:
  1. II. Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии.
  2. III. Возникновение и развитие профсоюзов в Германии.
  3. PzKpfw 38(t) Praga – чешский танк на немецкой службе из состава 8-й тд
  4. V. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПОСЛЕ ДЕКАРТА
  5. VI. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ И РАЗВИТИЕ ПАПСКОГО МОГУЩЕСТВА
  6. АЗЫ ПСИХОЛОГИИ СТРОЙНОСТИ
  7. Актуальность изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»
  8. Американский федерализм: становление и развитие нового времени.
  9. Английские колонии в Северной Америке в 2. Социально-экономическое и политическое развитие колоний
  10. АЧААН НАЭБ. «Развитие прозрения»
  11. Б. Развитие промышленности, мануфактуры
  12. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).

Особое место в разв психол науки 18в. занимала нем психология. Доминирующими в ней оставались идеи рационализма и утв об акт хар-ре всех позн проц, связанном с врожд акт-тью души.

Христиан Вольф ( 1679-1754).

Вольфу принадлежит заслуга разработки немецкой психологической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само слово «психология» стало общеизвестным в Европе после выхода книг Вольфа «Эмпирич психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). На долю первой выпало опис фактов, наблюдение за явлениями. Перед рац же психологией была поставлена задача путем дедукции выводить явления психич жизни из сущности и прир души. Для объяснения выдвигалось понятие о сп-ти.

Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей». Позитивная роль этой теории - в ней сделана попытка дать научное объяснение различным психич качествам чел. Ведущими положениями-были рационалистический подход к позн и идея спонтанной акт-ти души.,кот становится ее гл хар-кой, придающая акт-ть и всем душевным процессам, прежде всего процессам познания.

В. описал различн классы психич явлений, разделив их на иерархически расположенные гр. Возникал своеобразный «анатомический театр человеч души» - для каждой из гр предполагалась соотв сп-ть как ее причина и основание.

Сп-ти, о кот писал В., рас-сь им как проявления этой акт-ти, причем гл считалась сп-ть пр-ния, выступающая в виде познания и желания. Душа разв заложенные в ней образы вещей: смутные - на ур чувств позн, ясные и отчетливые - на ур разума. С каждым пр-м сопряжено стремление. Если с пр-м объекта связывается мысль об удовольствии, душа -> удержать это пр-ние. При мысли о неудовольств возникает противоположное стремление.

Вольф полагал, что мозговые проц, коррелирующие с пр-ми, порождают мышечные движ, кот соотв желания и волевые импульсы. По Вольфу, есть лишь одна монада – душа – и принцип параллелизма применим только к ее соотношению с живым организмом. Т.е. Вольф соотносит психич и физич проц внутри самой монады. Тем самым душа-монада отделялась от Вселенной и получала в качестве коррелята уже не безграничное многообразие мира, а единичное тело. Так психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в целом) была превращена Вольфом в психофизиологическую (вопрос об отношении психических явлений к мозгу).

Идея психической причинности перешла от Лейбница через Вольфа, Канта и Гербарта к Вундту, писавшему о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

В трудах И. Канта (1724-1804) «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) и др его работах понятие апперцептивной (спонтанной) акт-ти соед-сь с уч об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала проц позн, видах знания. Кант, исходя из з-в Ньютона, пришел к выводу, что ощ могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия.

Такой подход позволял объяснить, каким образом у чел формир понятие о форме, цвете или назначении конкр предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать внешним побуждением к ощ-ю. Однако такие понятия, как время или пространство, так же как и др отвлеченные пр-ия, не имеющие непосредств связи с внешними возд-ми, оказывались вне этого закона и не могли быть объяснены как рез-т обобщения данных чувств впечатлений. Это и привело Канта к мысли о существовании априорных знаний.

Все познаваемое (как внешние предметы, так и внутр пережив) ученый разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощ и, следовательно, недоступны для познания вообще, т.к. др пути, кроме опытного, Кант, как и все сенсуалисты, не признавал. Истинное познание явлений происходит гл образом при эксп исследовании,. Кант пришел к выводу об ограниченности данных, кот располагает психология, психология, хотя и является самост наукой, не м.б. наукой точной и достоверной. Предназначение психологии - опис проявлений психич жизни, но не их объяснение. Такой подход к месту психологии в системе наук продолжался почти столетие. Он же стимулировал в XIX в. поиски объективных способов исследования психики, которые и привели к появлению экспериментальной психологии.

Вещи в себе, кот не доступны исследованию, представляют собой то самое априорное зн, кот усваивается человеком без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души. Эти априорные знания касаются не только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия «Я», которое невозможно вывести только из данных рефлексии. Спонтанная акт-ть души, также не постигаемая чувством, не только позв понять многие вещи, но и структурирует, упорядочивает тот опыт, кот чел получает благодаря ощ-м. Так в т. Канта появляется понятие трансцендентальной апперцепции, т. е. психич акт-ти, благодаря кот чел осознает мир и себя постоянными и целостными.

Кант сформулир гл этич принц - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Он считал, что существует обязательный для всех людей этич закон, кот они должны следовать не из стремления к выгоде, но из желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший название морального императива, гласил, что чел должен поступать всегда так, чтобы принципы, кот он руководствуется, могли стать всеобщими.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)