|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление эмпирического направления во французской психологииВ XVIII в. происх становление эмпирич психологии во Фр. У истоков стоят— философы материалисты, атеисты Ж. Ламетри, К.Гельвеций, Д.Дидро, П.Гольбах, а также представители правого умеренного крыла Ф.Вольтер, Э. Кондильяк, Ш. Монтескье и левого радикально-демократического крыла Ж.-Ж.Руссо. Исходя из идеи Локка, что в основе всех зн лежат ощ, наш опыт, ученые-просветители счит, что гл ф-ром, кот оказ вл на разв психики, явл среда, кот опред умств и личн разв реб, соц статус и успехи. Наиб существ-е черты фр эмпирич психологии — вним к пробл акт-ти человеч созн, указание на его обусловленность общественными условиями Врач и философ Жюльен Ламетри (1709-1751) защищал е-научн подход к пробл чел и его психики. Он соед сенсуализм с уч Декарта о машинообразности повед живых тел. Сущ единств субстанция – материя. Материя, наряду с протяженностью облад сп-тью к движ (движущую силу) и сп-тью к ощ, а также к мышл – это его большая заслуга. Л. подчеркивал, что нет души как особой субстанции: сама орг-ция мозговой ткани свободно вызыв такие св-ва как акт-ть, чувствительность, мышл. Осн пунктом психологич ан-за у Л. Стан-ся сп-ть материи ощ-ть, кот обнаруживается, с его т.зр, только в «организованных телах». ВПФ рас-сь как рез-т усложнения присущей телу сп-ти ощ-ть, а тем самым преодолевалась пропасть между материей и мыслью. Не только элементарные, но и развивающиеся из них сложные психические процессы выступали как св-ва организованных тел. Материя сп-на мыслить в силу своей орг-ции. Л. провозглашает материалистич принц орг-ции души. Душа действит сущ, но ее невоззможно отделить от тела. Поскольку тело - машина, то и чел в целом со всеми его душевн сп-ми представл собой всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат. Декарт устранил душу из орг-ма жив-х, а Л. доказ, что не нуждается в ней и человеч орг-м, с кот сопряжены психич сп-ти. Л. указыв на преемственность в разв от жив к чел (трактат «Человек – растение»). Он рас-т чел как часть природы, «орг-ция явл гл преимуществом чел», отлич его от жив. Др усл, объясняющим специфику чел, явл образование и воспитание. Проц воспит Л. трактует крайне механистически: «все сводится к звукам или словам, которые из уст одного через посредство ушей попадают в мозг другого...». Источником акт-ти чел служат его потр. Он впервые ввел понятие потребности в психологию, выделив биол и психол потр и назвав последние причиной психич акт-ти. В трактате «Человек—машина» Л. не отождествляет чел с машиной, выражение «человек— машина» не больше, чем метафора, с пом кот он пытается объяснить все самые сложные проявления чел, в том числе созн. Развивая сенсуалистич подход в т. позн, Этьенн Бонно де Кондильяк (1715-1780) доказывал ведущую роль ощ в созд картины внешн мира и возникновении таких психич проц, как память, мышление, внимание и т.д. Сущность эмпирич т. К. хорошо передает название одного из параграфов его книги «Трактат об ощ»: чел есть не что иное, как то, что он приобрел. Он отказался от рефлексии; ощ не передают всю полноту внешнего мира. Т.о., с т.зр. К., разум основ-ся на компл ощ и именно их перерабатывает, строя собств картину внешн мира. К. пришел к выводу, что вся психич деят есть преобразованные ощ. Душа имеет только одну первичную сп-ть – сп-ть ощ, а все прочие св-ва, и теор (память, мышление и т.д.), и практич, развиваются позднее на ее основе. Для док-ва этого положения К. исп модель статуи. Неодуш статую он предлагал наделить единств сп-тью – ощ-ть. Стоит ей, однако, получить извне первое ощ, хотя бы самое примитивное (например, обонятельное), как начинает действовать вся психич механика. В «Трактате об ощ» (1754) он док-л, что ощ, кот повторяется, становится памятью, разные ощ вызывают сравнение, усмотрение их отношений превращается в суждение. Так же появляются и др операции мышления. Внезапное появление нов ощ вызыв вним. Так появляются ведущие психич проц. Ч/з восприятие плотности у статуи возникает пр-ние о внешнем мире, формируется сознание, а затем и самосознание, она оживает. Различные ощ вызыв чувства удовольствия и неудовольствия, кот соотносятся с опред действиями. Припоминание прежних впечатлений, связ с удовольствием, превращ в потр, кот начин руководить повед. Впоследствии возникают аффекты, воля, речь для обозначения своих потр, формируется сознание. Превосходство чел над жив объясняется, большим совершенством его ощ, разнообразием потр и идей, а также наличием речи. Т.о, все духовное берет начало в ощ, но при своем разв у чел ощ освобождаются при пом речи от чувств опыта, обобщаются посредством мышл и становятся общими понятиями, моралью, основой дух совершенства и созн себя. Статуя К. отлич от животной машины Декарта тем, что ее тело не имело никакого значения для психич отправлений. Сенсуализм К. носил феноменалистический хар-р. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |