|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление ассоциативной психологииОснователем ап явл англ врач Дэвид Гартли. Его книга «Размышления о чел, его строении, долге и упованиях» положила начало классич ассоционизму. Именно Г. впервые был сформулирован подход к ассоциации как универсальн мех-му психич жизни. Для ап хар-ны механицизм и сенсуализм. По образу ньютоновской картины природы Г. представил психич мир чел. Он изобразил его продуктом работы орг-ма как «вибраторной машины». Уч об ас-х базируется на уч о вибрациях. Предполагалось, что вибрации внешн эфира посредством вибрации нервов вызывают вибрации мозгового вещ-ва, которые переходят в вибрации мышц. Г. развивает уч о психике как естеств начале. Анализируя стр-ру психики чел, Г. выдел в ней два круга - Большой круг проходит от орг ч ч/з мозг к мышцам, явл фактически рефлекторн дугой, опред повед чел. Г. по сути созд свою т. рефлекса, кот и объясн, исходя из з-в механики, акт-ть чел. По мн Г., внешн возд, вызывая вибрацию орг ч, запускают рефлекс. Вибрация орг ч вызыв вибрацию соотв частей мозга, а та, в свою очередь, стимулир работу опред мышц, вызывая их сокращения и движ тела. Большой круг регулир повед, а малый круг вибрации, располож в белом вещ-ве мозга, явл основой психич жизни, основой проц позн и обуч. Г. счит, что вибрация участков мозга в большом круге вызыв ответную вибрацию в белом веществе. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мн, явл основой памяти чел. Они м.б. более или менее сильными в завис-ти от силы и значимости того явления, кот оставило этот след. Больш знач имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности чел, причем слабые следы вообще не осознаются. Т.о., Г. вкл в сферу душ жизни не только созн, но и бессознат проц, и создал первую материалистич теорию бессознательного. Психика по Г. сост из: - ощ (кот являются вибрацией орг ч), - пр-ний (вибраций следов в белом веществе в отсутствие реального объекта), - чувств (отражающих силу вибрации). Из них строится вся душ жизнь с пом мех-ма а. В основе этих элементов и механизма ассоциации лежат вибрации, т.е. материальные физиологические процессы, возник в вещ-ве нервов и мозга под влиянием внешн возд. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению.Различиям в вибрациях соотв-т все разнообразие наших первоначальных простых идей и ощ, пр-ний и чувствований. На основе а. образуются все сложн пр-ния, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение. Г. счит, что в основе мышл лежит а. образов предметов со словом (сводя таким образом мышл к проц образования понятий), а в основе воли – а. слова и движения. В системе Г. нет мышл как проц. Новые мысли – это только комбинации старых прост идей или разложение сложных. По Г, а. бывают только одноврем и последов-ми. Они есть чисто механиче образования. Исходя из пр-ния о прижизненном формир психики, Г. счит, что возм-ти воспитания, возд на проц психич разв реб поистине безграничны. Его буд завис от того, какой материал для а. ему поставляют окруж: поэтому только от взр зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Итак, Г. дал естеств объяснение происхождения психич явлений. Эмоции, воля, интеллект, воспр-тие, память, воображение – «все они выводятся из внешн впечатлений, произведенных на внешн чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга». По-иному истолковали принц а.– Джордж Беркли(1685-1753) и Дэвид Юм(1711-1776), считавшие первичным не физическую реальность, не жизнедеят орг-ма, а феномены созн. Они полаг, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Согласно Беркли, опыт – это непоср испытываемые субъектом ощ: зрит, мышечные, осязательные. Б. положил в основу своей конц положения Локка о ведущей роли ощ в формир понятий. В о главу угла Б. поставил понятие о внутр опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистич воззрения на внешн мир и психич жизнь. "Опыт новой теории зрения". Согл Б., «быть – значит быть в восприятии», т.е., по Б, то, что люди принимают как независимые от созн вещи, есть не что иное, как комплекс их внутр ощ (по терминологии Беркли, «идей»), кот никак не отраж сост внешн мира. Б. отверг разделение качеств предметов на первичн и вторичн, о чем гов Демокрит и Локк. Б. же утв, что никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом, не сущ. Исходя из этого, все кач-ва, по существу, явл вторичн, т.е. придуманными субъектом, т.к. кач-ва, реально принадлежащ предм, не сущ, во всяком случае, они непознаваемы для чел. Идеи(ощ) соед м/д собой по з-м а, образуя комплексы, иллюзорно принимаемые за матер физич объекты. За этими комплексами скрыта их истинная причина - не матер субстанция (природа), а дух - простая, неделимая акт сущность, кот мыслит, обладает волей и воспринимает идеи, т.е. психич образы. Эти положения Б. неотвратимо склоняли к солипсизму - отрицанию любого бытия, кроме собств созн. Англ мыслитель Девид Юм занял иную позицию. В работах «Трактат о человеч природе» и «Исслед о человеч разумении» он писал о том, что «ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и он не может... произвести опыт относительно соотнош м/д восприятиями и объектами». Поэтому единств источником позн и явл наши восприятия, на основании кот мы созд свои суждения о внешн мире и о себе. Т.о. устраняется противопоставление объекта и субъекта, так как объект - комплекс восприятий, а субъект - проц восприятия. Источн зн явл пережив чел, кот подразделяются им на впечатления и пр-ния (или идеи). С т.зр Юма, разница между впечатл-ми и пр-ми не в том, что одни (ощ) отраж реально сущ-ие предметы, а другие (пр-ния) - воспоминания о них, а только в их силе и отчетливости. При этом прост идеи происходят от прост впечатлений, кот они и соотв-т и кот дост точно воспроизводят. Но суще и более сложн идеи, кот не связ напрямую с опытом. Рассуждения о мех-мах формир сложных идей привели Юма к обсуждению роли а., кот лежат в основе мышл. Он выделял а. по сходству, контрасту (о чем писал и Беркли), смежности в пространстве и времени, а также по з-ну причинной связи,кот стали предм пристального ан-за с его стороны. Юм счит, что не причинная связь лежит в основе а., а а. как универс. св-во психики лежит в основе созд причинной св наших суждений. Согласно Юму, душа есть нечто вроде театральных подмостков, где проходят чередой сцепленные между собой сцены. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |