|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая хар-ка психологии в 18 векеБлагодаря работам Ф.Бэкона,Р.Декарта и др ученых к 18в была доказна необх-ть построения объективной науки. Новые научн вопросы возникли в связи с изменением соц сит, в частности с быстр разв промышл,революциями,трансформацией стр-ры общества. Перед наукой ставиись нов вопр,касающиеся роли биол и соц ф-ров в разв психики, разв сп-тей,вл обуч и просвещения на мировоззрение чел,исслед способов и границ возд на содерж созн и поед. Особенно значимо было появление ассоцианизма. Это способствовало выделению психологии в самост,а затем в эксп науку. Широкое распространение получ и сам термин «психология», предлож в 1590г Гоклениусом.В Европе после работ Вольфа «Эмпирич психология»,»рац.психология».Новым важн моментом разв психологии стало появление первых конц,связ психику с культ и геогр ср. Итал.уч Д.Вико вперые высказ идею сущ-нии надиндивид психич стр-ры-народного духа,кот обуславивает психологич особ-ти конкр нации.О том,что сущ «общий дух народа»,кот завис от геогр усл прежде всего писал и фр мыслитель Монтескье. Разв психологии во Фр в 18в протек в рамках эмпирич напр. Было накопено множество данных о роли ощ и воспр-я в созд картины мира. Ведущей была идея о доминир роли в разв психики обуч и просвещения. Соц ср рас-сь как опред-ая умств и личн разв, соц статус и успехи чел. Одним из ярких уч явл Ж.Ламерти. Трактит «чел-машина»-он провозгласил материалистич принц орг-ции души, чел в целом со всеми душ сп-ми предстааляет собой лишь чувствующий,мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат. Сущ единая субстанция-материя,облад св-ми протяженностью,мышлением и движением. Душа действит сущ-т,но ее невозм-но отделить от тела. Психика-это продукт особым образом устроенного тела. Источником акт-ти явл потребность-Ламерти впервые ввел понятие потр в психологию и выделил биол и соц потр. Сенсуалистич подход развивал Этьен Кондильяк - в созд картины внешн мира ведущ роль принадлежит ощ.Наш опыт основывается исключит на ощ, разум же только перерабатывает их. Гл сп-ть души – ощ,все др св-ва(память,мышл) разв-ся позднее на их основе.В проц разв у чел ощ освобождаются при пом решения от чувств опыта, а при пом мышл обобщаются и стан общими понятиями,моралью,основой осознания.Т.о,все духовное берет свое начало в ощ,кот повторяются и стан памятью – «тр об ощ». Шарль Бонне -«опыт психологии», «опыт анализа сп-тей души»-он рас-л связь м/до пред мозговыми и психич проц и пршел к выводу,что кажд ощ соотв вибрации нервн волокна.Поэтому связи (ассоциации)ощ и идей представл собой на самом деле связи нервн волокон. Дени Дидро проводил развернутое исслед проц позн.Основой всех понятий явл ощ.Чел явл инструментом,сп-м ощ-ть и помнить, чувств чел сравниваются с клавишами,по кот ударяет природа. Разум обобщает ощ,в рез чего возник суждения и понятия.Дидро гов о необх-ти проверки наших ощ припом измерения, опыта и сознания. Клод Гельвеций изучал природу и генезис сп-тей,их связи с наследственностью и воспитанием чел. Основой всех зн явл ощ. Для обоснования ведущего значения соц ср он развел понятия души и духа.Душа-врожденное св-во(ощ и себялюбие)-все люди сходны м/д собой. Дух-сов мыслей,понятий,приобретенных в теч жизни и обучения-это отличает людей др от др. Жан Жак Руссо утв,что общество портит чел,кот от природы добр и честен,прививая ему отриц качества и привычки.Он подчеркивал,что сущ как индивид, свойственные внутр природе кажд чел, так и общие для всех людей закономерности психич разв,кот измен в кажд возр этапе. Руссо создал первую периодизицию психич разв,основ не на фактах и наблюдениях, а на его философских и теоретич взглядах:1)0-2года-физич разв, 2)2-12лет-сенс разв, 3)12-15лет-целенаправл,систематич обучение,когда реб может адекватно воспринять и усвоить предлагаемые е-н зн,но не гуманитарные, 4)от15лет до совершеннолетия-разв чувств,прежде всего моральных и усвоение гуманитарных зн. В разв нем психологии 18в доминировали идеи рационализма,акт хар-ра всех позн проц, связ с врожд акт-тью души. Христиан Вольф –слово «психология» стала известна в Европе благодаря трудам «эмпирич психология» и «рац психология». По мн Вольфа, эмпирич психология д.б. описывать факты и наблюдать за психич явлениями, а рац психология-выводить путем дедукции особ-ти психич жизни из сущности и природы души.Вольф явл автором теории «психология сп-тей». Ведущая идея-идея сп-тей как спонтанной акт-ти души. Гл сп-ть-сп-ть пр-ния,выступающая в виде позн и желания.Вольф полагал,что мозговые проц,коррелирующие с пр-ми, порождают мышечные движения,кот соотв-т желания и волевые импульсы. Родоначальник нем классич философии Иммануил Кант соед онятие об апперцептивной(спонтанной) акт-ти души с учением об априорных,т.е.сущ-х до опыта,до начала проц позн,видах зн. Ощ могут возникать только под действием внешн толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны и нужд-ся во внешн акт-ти. Все познаваемое Кант разделил на:1)явления,кот можно познать, 2)вещи в себе,кот познать невозм-но пр пом ощ, и =>они не доступны для познания. Вещи в себе представляют собой априорное зн,кот усваивалось чел без опоры на чувств опыт,благодаря акт-ти души. Эти априорные зн касаются не только внешн,но и внутр феноменов,напр понятие Я. Спонтанная акт-ть души позв также структурировать тот опыт,кот чел получ при пом ощ. В теории Канта это понятие трансцендентальной апперцепции-психич акт-ти,благодаря кот чел осознает мир и себя постоянным и целостным. Больш знач для психологии имели работы Канта,связ с изуч моральн разв чел. Согл этич принц,сформулир Кантом, чел нельзя рас-ть как ср-во для достижения цели,он сам есть цель. Этот подход ставит задачу перед чел соотв-ть осн соему предназначению. Он ввел понятие о законе морального императива – чел должен поступать всегда так,чтобы принц,кот он руководствуется,могли стать всеобщими. Кант счит,что этому обязат этич з-ну люди должны следовать не из -> к выгоде,а из желания соотв-ть идеалу чел. Т.о. в 18в оформилась первая психологич школа – ассоциативная психология.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |