АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфические черты конкурентоспособности Норвегии

Читайте также:
  1. Алюминиевый провод марки АПБ – все размеры таблицы вправо и вверх от жирной черты
  2. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии.
  3. Анализ экономического развития Норвегии.
  4. Б. Специфические химические свойства пиррола
  5. Вертикальная структура понятия конкурентоспособности
  6. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция холодной войны.
  7. Возникновение Сербского буржуазного государства. Конституции 1869 и 1888гг., их основные черты.
  8. Вооруженные силы Норвегии
  9. Вопрос 19. Общие закономерности отклоняющегося развития. Позитивные и негативные специфические закономерности проявления отклонений развития.
  10. Вторая Республика во Франции. Конституция 1848г., ее основные черты.
  11. Германская агрессия против Дании и Норвегии
  12. Глава 1. Сфера действия Уголовного кодекса Норвегии

Норвегия относится к числу стран, сильно зависящих от внешней торговли. Ее доля в ВВП страны составила к 2003 г. 69%. Норвегия экспортирует 90% нефти, почти весь природный газ на внешний рынок. Вывозится почти 100% продукции алюминиевой промышленности (при этом она целиком базируется на импортном сырье). Активно экспортируется продукция судостроения и ряда других отраслей.

Энергетика страны находится на очень высоком уровне. Норвегия занимает ведущее место в мире по таким показателям, как выработка электроэнергии на душу населения, добыча и экспорт нефти и газа, производство алюминия и ферросплавов, минеральных удобрений, бумажной массы, взрывчатых веществ промышленного назначения, улов рыбы, тоннаж торгового флота.

Экономическое развитие страны во многом связано с иностранными инвести­циями, притоком иностранного капитала, в первую очередь из США, Великобри­тании и Швеции. Основные сферы его продвижения связаны с нефтедобычей, нефтехимией, судоходством, электроникой, химией, металлургией, пищевой промышленностью. Большинство норвежских предприятий относится к категории средних и мелких.

В силу перечисленных причин Норвегия активно участвует в мировых эконо­мических отношениях и работает в 60 международных организация: в ВТО, МВФ, ОЭСР, в Международной организации труда (МОТ), в Европейской ассоциации международной торговли (ЕАСТ), является одной из сторон договора об Обще­европейском экономическом пространстве (ОЕЭП) и т. д.

ТЭК Норвегии — лидирующий комплекс страны. В его составе: сырая нефть и продукты ее глубокой переработки, природный газ и газовый конденсат, камен­ный уголь, энергетическое машиностроение, в том числе морские платформы, турбины, электротехническое машиностроение и электротехническое приборо­строение, электростанции разных типов и электрические сети. Он является одним из мировых лидеров в строительстве новейших электростанций и энергосистем на возобновляемых источниках энергоресурсов. Страна уделяет огромное внима­ние экологическим проблемам сбережения биобогатств океанов и морей, охране окружающей среды и в этих вопросах также является одним из мировых лидеров. Норвегия, как и Финляндия, имеет непосредственную сухопутную и морскую гра­ницу с Северо-Западом России и её ТЭК.

Рассмотрим структуру топливно-энергетического комплекса Норвегии. Пред­ставленная на рис. 16.1 схема позволяет оценить приоритеты ТЭК Норвегии, а также дает возможность судить о задействованных в рамках энергетического комплекса производственных, технологических и специализированных составля­ющих, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента продукции с высокими потребительскими свойствами.

Энергетическая система Норвегии имеет ряд принципиальных и важных осо­бенностей.

За первую половину 1998 г. Норвегия добыла рекордное для своей страны количество углеводородного сырья (нефть и газоконденсат) — 3,3 млрд баррелей, не являясь при этом членом ОПЕК. Основная часть нефти в настоящее время добывается на шельфовых месторождениях Северного моря, потенциал которого еще очень велик. Запасы сырья Норвегии в Северном море в ближайшие годы могут возрасти на 7 млрд баррелей нефти и 26 трлн куб. футов газа.1 Норвежская нефть отличается низким содержанием серы.

Большая часть нефти добывалась на нескольких крупных месторождениях (Статфьорд, Озеберг, Гал Факс и Экофиск). Последним крупным открытием гео­логов стало месторождение Норн (1991 г., Норвежское море).

Добыча нефти в Норвегии началась с месторождения Экофиск в 1971 г., т. е. опыт активной добычи нефти у страны составляет более 35 лет. В августе 1998 г. консорциум, возглавляемый Phillips Petrolium (долевое участие 36,96%), при уча­стии ряда норвежских компаний завершил четырехлетний проект «Экофиск-2», который предусматривал перестройку инфраструктуры этого месторождения. На проект было израсходовано $2,5 млрд. В результате на месторождении построены. Две новые платформы, которые позволят увеличить добычу нефти и газа на Экофиске примерно на 20%. Сырая нефть этого месторождения экспортируется в Ве­ликобританию, а газ — в Германию.

Рис. 16.1. Структура топливно-энергетического комплекса Норвегии

Ожидается, что активная добыча нефти и газа на этом старейшем для Норве­гии месторождении может вестись вплоть до 2028 г., т. е. еще 23-25 лет. Описан­ный нами пример показывает, с каким тщанием и добросовестностью Норвегия относится к своим ценнейшим запасам сырья, расходуя большие средства на ре­конструкцию оборудования и рациональное извлечение сырья, что называется, до последней капли. Рациональное ведение бизнеса приносит, безусловно, нема­лый доход.

Норвежская нефтяная отрасль развивалась быстрыми темпами. Уже в 1982 г. в норвежском секторе Северного моря было выявлено 55 месторождений, из них 32 нефтяных и нефтегазовых и 23 газовых и газоконденсатных. В последние годы общее число месторождений увеличилось до 150 и продолжает расти. Отрасли, обслуживающие морскую промышленность в Норвегии, развивались достаточно быстро, и к 1975 г. группой Aker было построено 28 платформ (14 — непосред­ственно в Норвегии и 14 — по лицензиям в Финляндии, Сингапуре и Японии).

Хотя издержки добычи норвежской нефти существенно выше издержек добычи, например, иранской нефти ($12-14 за баррель против $3-4), но общий высокий спрос, высокое качество продукта, устойчивость и энергетическая безопасность поставок норвежской нефти определяют роль Норвегии на мировом и региональ­ном рынках нефти и газа.

Развитие нефтегазовой отрасли естественно привело к переливу капитала и ква­лифицированной рабочей силы из таких традиционных для Норвегии старых от­раслей, как рыболовство и судоходство.

Происходит бурный рост населения городов-портов Ставангер, Берген, Трон­хейм и др., связанных с созданием и обеспечением газовой промышленности.

Парламентский отчет за 1974 г. сформулировал программу добычи нефти в Нор­вегии на ближайшие 15 лет. В ней указывалось, что на 1990 г. общий объем нефти и газа должен достичь уровня 90 млн тонн нефтяного эквивалента что оценива­лось как пример «умеренного развития, не позволяющего перегреть национальную экономику и способного воспрепятствовать появлению нежелательных отраслевых диспропорций».2 Были поставлены основные цели: рост промышленного сектора, снабжение сырьем собственных нефтехимических производств, а также избавле­ние от внешнего долга, достигшего к тому времени $20 млрд.

Главная цель норвежской экономической политики состояла в рациональном использовании поступлений от добычи нефти и газа. При уровне добычи в 50 млн тонн нефтяного эквивалента нефть и газ обеспечивают треть всех доходов от экспорта и 16% от ВНП, в то время как лесное хозяйство и рыболовство дают по 4,5%, судо­ходство — 3,6%, строительство — 7,2%. Нефтяная добыча давала государству очень важные налоговые поступления, составлявшие 20% всей доходной части бюдже­та. В 2001 г. эта доля достигла 30%. Важно отметить, что помимо корпоративного и социального налогов нефтегазовые компании выплачивают арендную плату на лицензионную площадь (более $9 тыс. за 1 км2) и налог на выбросы углекислого газа.3 Налоговая политика страны может быть хрестоматийным примером того, как надо пользоваться богатством страны, чтобы и капиталисты были не в убыт­ке, и страна реально богатела.

Параллель 62° с.ш. была выбрана Норвегией и Великобританией как предел делимитации Северного моря по национальным секторам, хотя с точки зрения морской картографии граница между Северным и Норвежским морями проходит по 61о с.ш. Этой границе Норвегия придала смысл разделительной линии и в ре­сурсной политике страны. Выше 62° с.ш. право на поисково-разведочные и эксп­луатационные работы на норвежском шельфе до 2002 г. предоставлялось только норвежским компаниям, хотя на условиях сотрудничества иностранные компании привлекались. В Норвегии действовали три компании — участника высокоши­ротных разработок: Statoil — полностью государственная компания, Norsk Hydro — во владении государства 51 % акций, Saga Petroleum — консорциум 80 небольших частных норвежских компаний.

Запасы нефти и газа в норвежском секторе Северного моря обеспечивали нор­мальное развитие отрасли, что не требовало немедленной экспансии в более север­ные районы. Районы Северного Ледовитого океана и Баренцова моря практиче­ски законсервированы до настоящего времени. Разумно и обоснованно избранная ресурсная стратегия страны направлена на использование нефти и газа в качестве долговременной и устойчивой экспортной базы нормального развития государ­ства. Развивая обеспечивающие производства, строительные мощности, инфраструктуру, сопутствующие отрасли, Норвегия получает мультипликационный эффект промышленного развития и занятости, а не только 30-40 тыс. рабочих мест непосредственно в морской добыче и деньги от продажи сырой нефти и при­родного газа. В этом плане очень показательны, например, такие цифры. В 1980 г поступления от продажи нефти составили 7,5 млрд крон. Точно такую же сумму 7,5 млрд крон, страна получила от экспорта морского бурового оборудования. Это очень важный пример гармоничного развития экономики страны и сбалансиро­ванности ее стратегий. При взвешенной экономической политике мультиплика­ционный эффект способствовал решению не одной какой-то безусловно важной задачи, но решал комплекс задач:

• успешное формирование бюджета страны с безусловным положительным сальдо;

• формирование резервного фонда, имеющего исключительное значение для небольшого северного государства;

• постоянное инновационное обновление отраслей и сохранение ими реаль­ных конкурентных преимуществ;

• серьезное увеличение рабочих мест и минимизация безработицы;

• развитие диверсифицированного экспорта и получение бизнесом страны сум­марного денежного эффекта.

Эти выводы подтверждаются следующими данными. К концу 1990-х гг. экс­порт Норвегии составлял 40% ВНП, наполовину зависел от экспорта нефти и газа и на 14% — от экспорта машин и оборудования. Объемы капитальных вложений в морской промышленный комплекс страны постоянно растут, причем опережа­юще — из внутренних, норвежских источников. В настоящее время решаются вопросы развития нефтехимической и газохимической отраслей и газообеспече­ния Швеции. Эта задача требует увеличения поставок нефти на Норвежское по­бережье, что, в свою очередь, вызывает необходимость строительства новых неф­тепроводов, например от месторождения Озеберг к г. Стуре, от месторождения Тролл — в г. Коллснес и г. Монгстад.4 Газ, поставляемый в Норвегию, кроме газо­химического производства планируется использовать при выработке электро­энергии, в настоящее время практически полностью (99% в 1988 г.) вырабатыва­емой гидроэлектростанциями. Реализовано строительство теплоэлектростанций (ТЭС) на газе.5

Ввод в эксплуатацию ТЭС, в свою очередь, связан с переориентацией добыва­ющих компаний на новые производства и изменением структуры производства и потребления энергии в стране, размещением новых производств в центральных и северных районах.

Стратегические планы развития нефтегазовой промышленности и всего ТЭК страны все более зависят от трех крупнейших нефтегазовых компаний (о кото­рых мы уже упоминали), отражающих три формы собственности: государствен­ную (Statoil), смешанную (51% у государства — Norsk Hydro) и частную (Saga Petroleum). Norsk Hydro является одной из старейших компаний страны, образо­ванной в год получения Норвегией государственности (1905). Эта широко и глубо­ко диверсифицированная компания наряду с производством и переработкой сырой нефти и природного газа занимается алюминиевой промышленностью, агро-промышленностью и энергетикой (доля занятости энергетикой составляет поряд­ка 10% от общей продукции страны). Крупнейший холдинг Statoil постепенно со­кращает свою долю участия в разработках и добыче. В целом холдинг участвовал в 150 месторождениях и обеспечивал 40% общей добычи нефти и газа.6 После 2000 г. в новых лицензиях его доля сократилась до 15%. Правительство мотиви­рует это решение тем, что нефтегазовая отрасль, продвигаясь все дальше на се­вер, в труднодоступные регионы, требует увеличения производственных издер­жек и привлечения крупного иностранного капитала. В 1985 г. был создан SDFI (State's Direct Financial Interest) — финансовый фонд прямого участия государ­ства в нефтяных операциях. Эта мера увеличила поступления в бюджет и пере­вела «Statoil» из владельца ресурсов в управляющего. В 2001 г. парламент утвер­дил план продажи 10-25% компании Statoil частным инвесторам, а 15% SDFIStatoil. В 2002 г. 6,5% SDFI продают компании Norsk Hydro и восьми другим опера­торам. Оставшиеся 78,5% SDFI реорганизованы в новую компанию Petoro, став­шую пятой крупнейшей в мире компанией по добыче нефти и газа (70 млн тонн нефтяного эквивалента в год).7

Проводимая в стране твердая и обоснованная макроэкономическая стратеги­ческая политика позволила поддерживать высокий социальный уровень населе­ния. Реальные расходы на душу населения у норвежцев одни из самых высоких в мире, а уровень безработицы в стране составляет 4,5% от экономически актив­ного населения.

Норвегия имеет все основания считаться стабильно устойчивой и благополуч­ной страной. Ее экономика укрепляется за счет высококвалифицированной рабочей силы, умелого государственного регулирования и хорошо организованного секто­ра бизнеса. В стране отсутствует коррупция, а ее экономика полностью прозрачна.

Высокий рост мировых цен на углеводородное сырье благотворно отразился на состоянии норвежской экономики. К концу 2003 г. рыночная стоимость ее ак­тивов возросла по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 46%.

Благодаря нефте- и газодобыче страна смогла за последние три десятилетия создать мощные валютные накопления, которые гарантируют ее безбедное суще­ствование на последующие десятилетия, позволяя успешно преодолевать небла­гоприятную конъюнктуру на мировых товарных рынках при возникновении та­ковой. Всей своей деятельностью Норвегия постоянно создает благоприятный климат для развития своей экономики, извлекая из существующих ресурсов мак­симум выгоды, обеспечивая таким образом доступ к товарам и услугам и создавая твердый фундамент для процветания общества.

В табл. 16.2 приводятся важнейшие экономические характеристики страны за период с 2001 по 2005 г.

В целом в топливно-энергетическом комплексе Норвегии, в который входят Добыча нефти и газа, поставщики оборудования, товаров, технологий и услуг, ис­следовательские организации и учебные заведения, работающие на этот комплекс, непосредственно занято 70 тыс. человек (3% экономически активного населения). Но опосредованно через связанные отрасли и иные механизмы ТЭК способствовал занятости 220 тыс. человек. Непосредственно в нефтедобыче заняты 16,4 тыс. че­ловек.8

Таблица 16.2.

Экономика Норвегии за 2001-2005 гг. (в % к предыдущему году)

Источник: Nasjonalbudjettet 2004, Det Kongelige rinansdepartement, U9/ZUIW.

 

Вследствие высоких мировых цен на углеводородное сырье рыночная стоимость государственного нефтяного фонда Норвегии возросла, например, в 2003 г. на 39,7% и составила 845 млрд крон ($120,7 млрд).

Наконец, следует также заметить, что Норвегия вкладывает серьезные сред­ства в развитие новых направлений энергетики, связанных с возобновляемыми источниками энергии. Речь идёт о приливных электростанциях, океанской, о ветряной, волновой, водородной энергетике и о других источниках. Ведутся теоре­тические и экспериментальные исследования, проектируются и устанавливаются станции, пока небольшой мощности, с целью апробации и практической эксплуа­тации принципиально новых решений. К числу таких электростанций относятся и ветряная станция в Квитфиле около Тормеё, и водородная станция в Утеире (Северная Норвегия), разрабатывается крупный проект строительства прилив­ной станции в Северной Норвегии мощностью до 6 МВт, реализуемый компа­нией Hammefest Stroem, и ряд других проектов. Накапливается опыт и знания для нового прорыва науки в области энергетики и обеспечения условий жизнедея­тельности в трудных условиях Севера Европы и мира. Все эти проблемы напря­мую касаются и российского Севера (рис. 16.2).

 

Рис. 16.2. Факторы конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса Норвегии (по М. Портеру)9


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)