АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дополнительный урок

Читайте также:
  1. Виды и состав растворов для обычных и декоративных штукатурок.
  2. Виды штукатурок. Однослойная и многослойная характеристика слоёв многослойной штукатурки.
  3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АДРЕС РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА МУСОРА В ЛЕРУА МЕРЛЕН
  4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БОНУС. ГОРЯЧАЯ НОЧЬ
  5. Дополнительный бонус. Горячая ночь.
  6. Дополнительный бонус. Рецепты потрясающего секса для мужчин
  7. Дополнительный бриф по программе Петр 1 (период: апрель-май)
  8. Дополнительный к работе курс
  9. Дополнительный материал
  10. Дополнительный материал
  11. Дополнительный материал
  12. Дополнительный материал

فَاعِل иنَائِب فَاعِل

В науке نَحْو (грамматика) арабского языка исполнителя действия (совершающего) называют فَاعِل, а объект действия (предмет на который влияет действие) называют مَفْعُول.

Последняя буква فاعل а должна быть с ضَمَّة ой (в положении رَفع (,а مفعول с فتحة (в положении نَصْب):

 

قَطَعَ الْخَادِمُ الْخُبْزَ ، نَشَرَ النَّجَّارُ خَشَبًا ،...

 

В مفرد غائب (مذكّر и مؤنّث) فاعل может приходить рядом с فعل ом:

 

كَتَبَ سَلِيمٌ ، كَتَبَتْ فَاطِمَةُ ، يَكْتُبُ رَشِيدٌ ، تَكْتُبُ زَيْنَبُ

 

В других лицах (مخاطب ، متكلّم) последние буквы ماضى являются إسم ضمير и они являются فاعل ом. Поэтому кроме مفرد غائب во всех остальных случаях рядом с فعل ом не приводится другой فاعل. К примеру не правильно будет если скажем

 

كَتَبُوا رِجَالٌ كَتَبَا رَجُلاَنِ كَتَبْنَا مُسْلِمُونَ

 

В إسم ضمير ماضى ы которые бывают на месте فاعل а следующие:

 

غا ئب مخا طب متكلّم

مذكّر مؤنّث مذكّر مؤنّث

- َا ُوا - َا ْنَ ْتَ ْتُمَا ْتُمْ ْتِ ْتُمَا ْتُنَّ ْتُ ْنَا

 

К примеру если мы говорим قَرَاْتَ и так без ясного فاعل а понятно что читал «ты» и إسم ضمير «ты» является فاعل ом.

Точно так же и в مضارع кроме مفرد غائب (مذكّر ، مؤنّث) нет необходимости отдельно приводить فاعل:

أقْرَاُ ، نَقْرَاُ ، تَقْرَاُ ،...

 

В غائب مؤنّث مفرد (فَعَلَتْ) так как تْ не является إسم ضمير, а всего лишь является признаком مؤنّث, она не может быть فاعل ом, потому после нее может идти فاعل из явных إسم ов.

 

غا ئب مخا طب متكلّّم

مذكّر مؤنّث مذكّر مؤنّث

- َا ُوْا - َا ْنَ - َا ُوْا ِىْ َا ْنَ - -

 

В فعل مجهول فاعل ы которых являются неявными вместо فاعل а приводится مفعول, для этого مفعول приводится не в положении نصب (то есть с فتحة), а в положении رفع (тоесть с ضمّة).

 

А в مجهول е как мы знаем рядом с فعل ом приводится مفعول. Поэтомуمجهول идет не в نصب (то есть с فتحة ой), а идет в رفع (то есть с ضمّة ой) на подобие فاعل у:

 

كُتِبَ الْمَكْتُوبُ ، قُرِأ الدَّرْسُ ، كُسِرَتِ الْمِحْبَرَةُ

 

مفعول مجهول а, который идет на месте فاعل а называется نائب الفاعل (заменяющий فاعل).

 

В فعل مجهول вышеупомянутые إسم ضمير будут идти уже не как فاعل, а как نائب الفاعل:

 

ты был любим - اُحْبِبْتَ я был увиден - وُدِيتُ

 

مَفْعُول фиъла لازم

В مجهول е нужно чтобы рядом с فعل упоминался مفعول. Но мы знаем, что в فعل لازم нету مفعول а и именно поэтому он не может быть переведен в مجهول.

Поэтому لازم может быть переведен в مجهول только лишь после того как мы переведем его сначало в متعدّى. Для этого используется частица بِـ:

 

ذَهَبَ بِسَعِيدٍ ذُهِبَ بِسَعِيدٍ

 

Упр. № 18.

Найдите в следующих выраженияхفاعل, مفعول и نائب الفاعل:

 

عِنْدَ الاِمْتِحَانِ يُكْرَمُ الْمَرْءُ أوْ يُهَانُ. مَكَّةُ بَلْدَةٌ مُبَارَكَةٌ ، فِيهَا وُلِدَ رَسُولُ اللهِ مُحَمَّدٌ

عَلَيْهِ السَّلاَمُ. نَحْنُ نَتَعَلَّمُ اللُّغَةَ الْعَرَبِيَّةَ بِحُبِّ وَ إخْلاَصِ لاَِنّهُ اُنْزِلَ الْقُرْآنُ بِلِسَانٍ

 

عَرَبِيٍّ. وَ رُوِيَتَ أحَادِيثُ رَسُولِنَا الْمَحْبُوبِ بِهَذِهِ وَ دُوِّنَ الْعُلُومُ الْقَدِيمَةُ وَ الْفُنُونُ

 

الْحَدِيثَةُ بِهَا. هَذِهِ اللُّغَةُ تُوَحِّدُ الْمُسْلِمُونَ فِى مَشَارِقِ الاَرْضِ وَ مَغَارِبِهَا. قُلْ خَيْرَ

 

وَ إلاَّ فَسْكُتْ. مَنْ يَزْرَعِ الشَّوْكَ لاَ يَحْصُدُ مِنْهَا الْعِنَبَ.لاَ تُأخِّرْ شُغْلَ الْيَوْمِ إلَى غَدٍ

 

 

 

Разновидности إسم и فعل .

И إسم и فعل по разновидности коренных букв делятся на три вида:

 

1) صَحِيح - простые كلمة (правильные, здоровые)

 

2) مُضَاعَف - كلمة с повторяющимися буквами

 

3) مُعْتَلّ - сломанные كلمة (слабые)

 

Для того чтобы إسم и فعل принимали общеизвестные вазны изучаемые в науке صرف без изменений ни одна из коренных букв калимы не должна повторяться и не должна быть буквой عِلَّة.

Буквы мад (مَدّ) و، ا، ى называются в صرف е буквами عِلَّة.

 

 

صَحِيح

Калима коренные буквы (أصْلِى) которого не повторяют друг друга и среди них нет буквы علّة называются صحيح.

Если среди букв أصلى صحيح а нет буквы أ, то эту калиму называют سَالِم, а если присутствует أ то такую калиму называют مَهْمُوز. И если أ является ف калимы его называют مَهْمُوزُالْفَاء, если ع калимы مَهْمُوزُالْعَيْن, если ل калимы то مَهْمُوزُالْلاَم:

 

أكَلٌ أكَلَ ، رَاْسٌ رَأسَ ، دَرْءٌ دَرَأ

 

مُضَاعَف

إسم и فعل две коренные буквы которых одинаковые буквы называются مضاعف. И как правило в ثلاثى это буквы ع и ل калимы:

 

(потому что на самом деле مَدَدَ) - مَدَدٌ = فََعَلٌ ، مَدَّ = فَعَلَ

 

А в رباعى одинаковые ف и первый ل калимы, ع и второй ل калимы:

 

زَلْزَلَةٌ = فَعْلَلَةٌ ، زَلْزَلَ = فَعْلَلَ

 

 

معتلّ

Калима одна из коренных букв которой буква علة называется معتلّ.

 

Если букваعلّة ف калимы, калима называется مِثَال (схожая (с صحيح)):

 

وَعْدٌ - وَعَدَ يُسْرٌ - يَسَرَ

 

Если буква علة ع калимы, то она называется أجْوَف (пустая):

 

قَوْلٌ – قَالَ (قَوَلَ) بَيْعٌ – بَاعَ (بَيَعَ)

 

Если ل калмы буква علّة она называется نَاقِص (слитная):

 

رَمْىٌ – رَمَى (رَمَىَ) صَحَوٌ – صَحَا (صَحَوَ)

 

Если ع и ل калимы буквы علّة она называется لَفِيف (слитная):

 

هَوْىٌ – (هَوَىٌ) ، هَوِىَ

 

Если ف и ل калимы буквы علّة, то калима называется مُلْتَوِى (окруженная):

 

وْجْىٌ ، وَجَى (وَجَىَ)

 

Одна ита же كلمة может относиться сразу к разным видам إسم а и فعل а. Например, وَدَّ.

Эта كلمة является مثال, потому что ف калимы буква علّة, так же она является مضاعف, потому что ع и ل калимы одинаковые буквы. Или же:

 

مهموز العين - رَأى и ناقص

 

مهموز الفاء - أبَى и ناقص

 

مهموز العين - يَئِسَи مثال и так далее.

 

Напомним что на принадлежность к какому-либо виду كلمة буквы زائدة никак не влияют, принимаются в расчет только коренные буквы.

К примеру если к صحيح калиме добавить букву علّة как زائدة у, тем не менее эта كلمة все равно будет оставаться صحيح калимой, от этого она не станет معتلّ. Например:

 

كَاتِبٌ ، مَكْتُوبٌ ، كتُبِىٌّ

 

являются صحيح, несмотря на то что в этих калима есть أ،و،ى.

 

Упр. № 19.
Разделите на виды следующиеكَلِمَة:

 

وَضْعٌ ، يَقْرَأُ ، أخَذَ ، دُعِىَ ، وَثَبَ ، سَئِمَ ، وَقَى ، فَنِوََ ، سُرِرْتُ ، قَتًَلَ ، قَامَ

 

رَأيْتُ ، يُنَهْنِهُ ، نَامَ ، رُوِىَ ، يَقُولُ ، يَسُرَ ، مَرَرْتُ ، تَسَلْسَلَ ، مَشَيْتَ ، وَرِثْنَا

سَبَى ، سَألَ ، قَلَّ ، عَمِىَ ، حَوِلَ ، جَاءَ ، قَلَّ ، طَالَ ، لاَمَ ، كَئِبْتُ

 

Примеры همزة علّة две виды (إقْسَام)

одинаковые буквы

سالم - - - كَتَبَ ، دَحْرَجَ

مهموزالفاء - ف - أكَلَ

مهموز العين - ع - سَألَ

مهموز اللاّم - ل - قَرَأ

ثلاثى مضاعف ع ، ل - - فَرَّ

رباعى مضاعف ف1 ، ل2 - - زَلْزَلَ

مثال - - ف وَعَدَ ، يَسَرَ

أجوف - - ع قَالَ ، بَاعَ

نَاقِص - - ل دَعَا ، رَمَى

لفيف - - ع ، ل رَوَى ، حَيِىَ

ملتوى - - ف ، ل وَلِىَ

 

إقسام

 

صحيح مضاعف معتلّ

 

две буквы одна буква سالم مهموز ثلاثى رباعى

 

الفاء العين اللاّم مثال أجوف ناقص لفيف ملتوى

 

Упр. №20.

Разделите на виды подчеркнутые إسم и فعل, найдите باب и صيغة فعلов:

 

 

عَوِىَ الذِّئْبُ مَاءَ هِرُّ نَبَحَ الْكَلْبُ صَاحَ الدِّيكُ قَرَّتِ الْحَيَّةُ زَأرَ الاَسَدُ

 

خَارَالْبَقَرُ مَدَحَ الْبُلْبُلُ بَكَى الصَّبِىُّ بَاعَ الْكُتُبِىُّ مَجَلَّةٌ أكَلَ الْوَلَدُ التِّينَ

 

وَجَدْتُ اُمَّكَ فِى الْبَيْتِ أقَلُّ النَّوْمِ النُّعَاسُ ثُمَّ الْوَسَنُ ثُمَّ التَّرْنِيقُ ثُمَّ الْكَرَى ثُمَّ

 

الاِغْفَاءُ ثُمَّ التَّهْوِيمُ ثُمَّ الْغِرَارُ ثُمَّ الرُّقَادُ ثُمَّ الْهُجُودُ وَ الْهُجُوعَُ وَ الْهُبُوعُ

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)