|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социокультурная обусловленность становления и развития библиотековеденияЯвляясь типичным научным феноменом, библиотековедение в то же время характеризуется собственным генезисом и развитием. Их изучение требует исторического подхода, который позволяет проследить возникновение и основные этапы формирования би- блиотековедения, движение теоретической мысли от предложений и догадок к научному знанию, увидеть перспективные направле- ния его развития. История библиотековедения подразделяется на два этапа: 1. Предыстория библиотековедения. 2. Становление и развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины. Под библиотековедческой мыслью понимаются самые первоначаль- ные, самые элементарные идеи и представления о библиотеках и библио- течном деле, которые еще не приобрели уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему, представляя собой лишь эмпирическое восприятие библиотечного дела сознанием человека. Это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках и библиотеч- ном деле. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения за- ключена в том, что первая послужила отправной точкой возникновения, становления и развили последнего как научной и учебной дисциплины. Хронологически библиотековедческая мысль более чем на два тысяче- летия опережает библиотековедение, является его предысторией. 8.Библиотековедческое познание: понятие,сущность, виды и формы Из всей необъятной совокупности философского знания наиболее существенное методологическое значение для библиотековедения имеет теория познания (гносеология). Это аспект философии, связанный с изучением взаимоотношений субъекта и объекта познания (библиотековед—библиотечное дело) в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критериями истинности и достоверности знаний. Иначе говоря, это не вся философия, а только ее часть, обращенная к процессу познания. Теория познания отвечает, по меньшей мере, на несколько вопросов, а именно: что такое знание? что такое познание? каковы его закономерности? Библиотековедение, с методологической точки зрения, есть сравнительно небольшой участок универсального поля познавательной деятельности, посвященный относительно небольшому фрагменту объективного мира, который носит название "библиотечное дело". Именно поэтому теория познания полностью распространяется и на библиотековедение, образуя один из краеугольных камней его методологического Фундамента. Основополагающее значение для библиотековедения в методологическом смысле имеют важнейшие законы и принципы диалектики, философские категории. Остановимся на методологическом содержании таких законов диалектики, как: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количества в качество; 3) отрицание отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей — всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением — гласит, что нет противоположностей без их единства и нет единства без про тивоположностей. Единство противоположностей относительно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет внутренний источник всякого движения, позволяя понять движение как самодвижение. Закон этот полностью распространяется на область библиотечной теории и практики. Так, например, в некотором отношении библиотечная наука и библиотечная практика представляю I собой единство. Достаточно сказать, что без библиотечной практики, т.е. без библиотечного дела, не было бы и библиотечной науки, т.е. библиотековедения. В то же время без библиотековедения не было бы возможно и библиотечное дело в том виде, в ка ком мы его сегодня наблюдаем. Но они же и исключают друг друга: библиотековедение — это нечто идеальное, а библиотечное дело — нечто материальное, практическое. Вместе с тем есть меж ду ними и взаимодействие, взаимопроникновение. Как известно библиотечное дело обогащается идеями передовой библиотечной теории, а библиотековедение пополняется прогрессивной библиотечной практикой. Таким образом, закон описывает в основных чертах источник и модель развития самого библиотековедения как науки. Закон перехода количества в качество, сформулированный в самом общем виде, констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого процесса момент неизбежно приводит к существенным, ко ренным, качественным изменениям, к переходу от старого ка чества к новому. Этот всеобщий закон развития мира позволяв! объяснить, каким образом происходит движение и развитие би блиотековедения, а также библиотечного дела. С точки зрения данного закона, развитие библиотековедения как и любой науки, есть сравнительно медленный, не всегда заметный процесс качественных изменений, происходящий в резуль тате изменений количественных. Количественные и качественны! изменения взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга имеет место не только переход количественных изменений в каче ственные, но и обратный процесс — изменение количественных характеристик в результате изменения качества явлений и пред метов. К примеру, нарастание числа библиотек древности обусло вило необходимость возникновения библиотековедческой мысли — предыстории библиотековедения. Затем по мере обогащения содер жания библиотековедческой мысли создавались предпосылки для перехода библиотековедческой мысли в новое качество, а именно в библиотековедение. Дальнейшее развитие библиотековедения шло и идет в соответствии с этим законом. Как и предшествующий, закон дает в руки исследователю библиотечного дела мощный прогностический инструмент, и этим его значение не исчерпывается. Закон отрицания отрицания говорит о преемственности, спи- ралевидности развития, связи нового со старым, своего рода повторяемости на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Категория "отрицание" означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Это открывает простор дня дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Саморазвитие объекта библиотековедения вызывается внутренне присущими ему противоречиями, наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение третьего по отношению к двум противоположностям. И так как они не только исключают друг друга, но и проникают друг в друга, то третье есть такое отрицание, которое выступает одновременно и как сохранение. В библиотековедении это выражается в более глубоком осмыслении на новом этапе теории уже достигнутых моментов истины. 9.Библиотековедческое знание и его структура: понятие, объяснения, закономерности, законы Методологически не менее значимы для библиотековедения и многие философские категории: сущности и явления, содержания и формы, причины и следствия, целого и части, практики, информации и др. Значение их заключается не только в том, что правильное оперирование ими указывает путь к эффективному познанию, но и в том, что учет их гносеологического содержания предотвращает возможные ошибки на путях развития библиотечной теории и практики. Пренебрежение ими, как правило, влечет за собой серьезные ошибки. Упомянутые законы, принципы, категории философии образуют гносеологический фундамент библиотековедения, наличие которого является одним из главных условий плодотворного развития библиотековедения как научной дисциплины, важнейшей предпосылкой успешного движения к научной истине. Однако общая методология библиотековедения не исчерпывается только философско-гносеологическими основаниями. Методологическую ценность для библиотековедения, его существования и рационального развития представляют плоды человеческой мысли, сконцентрированные в формальной логике. Наиболее существенное значение в методологическом смысле имеют для библиотековедения основные законы логики, а также теории понятия, суждения, умозаключения, доказательства, опровержения. Проиллюстрируем это несколькими примерами. Прямое отношение к библиотековедению имеет закон тождества, по которому каждая мысль, приводимая в умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Требуя определенности мысли, закон тождества предостерегает против такого существенного недостатка, иногда встречающегося у представителей гуманитарного знания, как расплывчатость, неконкретность рассуждений. В соответствии с этим законом и в библиотековедении, прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса, необходимо совершенно ясно установить его точное, определенное, устойчивое, конкретное, относительное содержание, а затем в ходе обсуждения все время, пока не изменится предмет обсуждения, твердо придерживаться основного определения этого содержания, не перескакивать с одного определения понятия на другое, не подменять данное содержание другим, не смешивать понятия, не допускать двусмысленности. С точки зрения закона тождества, например, недопустимо в процессе обсуждения вопроса о том, что такое библиотека, вначале иметь в виду библиотеку вообще, затем библиотеку публичную, научную и т.д. Ничего логичного, а следовательно, результативного в научном плане из такого обсуждения не получится. Важную роль в библиотечной теории и практике играет понятие. Библиотековедение как наука оперирует в основном понятиями, образуя из них суждения и умозаключения. В самом библиотечном деле понятия часто являются непосредственным инструментом и предметом труда библиотекарей. Так, значительная часть работы по классификации, систематизации, предметизации есть не что иное, как действия с понятиями или их классами. Понятия же могут использоваться в качестве поисковых предписаний и поисковых образов публикаций в процессе библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей. Особенность логического аппарата заключается в том, что он целиком и полностью носит "принудительный" характер. Субъект познания в библиотековедении не волен выбирать, пользоваться им или нет. Он им пользоваться обязан, если стремится получить подлинно научные результаты.(еще в тетр) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |