|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В64. Гесиод и ранняя греческая лирика, их жанровое своеобразие и значение в качестве источника для истории архаического времениВ дальнейшем развитии греческой литературы всё более отчётливо выступает обыденная жизнь, личность с её интересами и влечениями. Замечательная поэма Гесиода «Труды и дни» (8 в.) описывает быт греческого общества с точки зрения простого земледельца, страдающего от произвола богатых и сильных. Идеал самого Гесиода — честный труд простых людей. Поэма содержит хозяйственные советы и моральные наставления (в форме обращений Гесиода к своему брату Персу). Поэт осуждает упадок патриархальных нравственных норм под влиянием своекорыстия, погони за обогащением, говорит о гнусных сетях, в которых легко запутаться и погибнуть честному человеку, окружённому хищными носителями принципа частной собственности (необходимо вспомнить, как суровы были законы Ликурга, охраняющие аристократическую собственность). Гесиод повествует о пяти веках, выражая в этой легенде свой собственный печальный взгляд на современную ему действительность. Первый век — золотой, когда люди жили, не зная забот и труда, а нивы сами собой приносили обильные плоды. Его сменили века серебряный, медный и век героев. Время поэта — век железный, царство вражды, заботы и печали. Настанет пора, когда стыд и справедливость, облечённые в белые одежды, уйдут на Олимп и навсегда покинут людей, в удел которым останется только скорбь. Таким образом, в поэме «Труды и дни» мы встречаемся с новым, нравоучительным{дидактическим) жанром поэзии. В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. «Труды и дни» — один из важнейших источников по изучению дофилософской мысли Древней Греции. В произведении содержится ряд идей, которые использовались позднейшими авторами. «Труды и дни» имели большое значение для формирования антропоцентрического мировоззрения в Древней Греции. Благодаря присущему рационализму и акценту на описании жизни людей поэму называют «совершенно светским видом эпоса». В «Трудах и днях» даётся первое в европейской мысли осмысление истории в развитии. Кроме того, это также первая её интерпретации как регрессивного процесса, в то время как в целом в Греции большее распространение получила идея истории как прогрессивного процесса. В то же время, аналогичная классификация о смене эпох существует в индийской и иранской мифологии, хотя Гесиод и добавил к ней «век героев». Часто высказывается мнение, что Гесиод заимствовал четырёхчастную схему с Востока, но дополнил её веком героев, поскольку «в его времена ещё слишком живы были эпические воспоминания о микенской цивилизации». Альтернативой заимствованию с Востока называется фольклорное происхождение концепции. Отдельные исследователи называют «век героев» более поздней вставкой. Гесиоду приписывают введение в употребление понятия «золотой век», хотя в оригинале употребляется золотой род или золотое поколение человечества. Это связывается с тем, что в Греции была распространена генеалогическая, а не хронологическая интерпретация истории. Другая поэма Гесиода, «Теогония», является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками. Весьма характерным для общественной и культурной жизни Греции в VII—VI вв. до н. э. было усиление роли лирической поэзии. Греческая лирика уходит своими корнями в древнее народное творчество: праздничные хоровые народные песни, песни обрядовые (например, свадебные), трудовые песни жнецов, пахарей, прях и т. д. В дальнейшем лирика становится самостоятельным родом поэзии. Лирическая поэзия чутко откликалась на все волнующие вопросы общественной жизни. Под термином «лирика» подразумевали поэтическое произведение, исполняемое под аккомпанемент лиры. Лирический поэт описывал события современной ему жизни и давал им субъективную оценку. На основе различий стихотворного размера греки выделяли три вида лирический произведений: элегию, ямб и меликю
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |